Елена Медовникова: Тепло и слишком дорого: жители многих регионов жалуются на неадекватные суммы за отопление, прописанные в платежках. Зачастую люди не могут решить проблему самостоятельно и обращаются за помощью к местным властям, и хорошо, если их услышат, тогда переплаченные деньги могут вернуть. Например, прокурору Татарстана пришлось вступиться за жильцов многоквартирных домов, где сумма коммунальных платежей за декабрь превысила 30 тысяч рублей. Александр Денисов: Ну а в Башкирии, по данным госсобрания региона, плата за отопление увеличилась почти вдвое. Специалисты республиканского Министерства ЖКХ и госкомитета по тарифам объяснили увеличение трат декабрьскими похолоданиями. Но повышение цен по этой причине не должно было превысить 40%. Кроме того, коммунальные работники обвиняют самих жильцов в некорректно снятых показаниях счетчиков (ну, пришли бы и сняли корректно). Еще одной причиной могла стать не произведенная вовремя инвентаризация, и в квитанциях оказались внесены расходы на отопление коммерческих помещений. Глава Башкирии Радий Хабиров потребовал от управляющих компаний сделать перерасчет платежей. Эдуард Бикбулатов: Счета большие пришли, они в 2 раза больше, чем в ноябре месяце. В ноябре мне пришло 2 790, а в декабре пришло уже 6 200, это только по отоплению. Сергей Денисов: Я за однокомнатную плачу, 33 квадратных метра, заплатил за декабрь месяц 3 800 – это куда годится? За такие же «квадраты» у нас в Иркутске платят за трехкомнатную квартиру. Рустам Ишмухаметов: Будем разбираться по каждому дому, совместно с муниципалитетами, профильными ведомствами проверим корректность снятия показаний и начислений. Наша цель, конечно, защитить интересы жителей республики, добиться формирования новых счетов и возврата гражданам средств в тех случаях, где повышение платы было неправомерным. Елена Медовникова: В Башкирии уже создана специальная рабочая группа для контроля за ситуацией. С завышенными суммами в квитанциях будут разбираться экспертные комиссии при каждом муниципалитете, и власти пообещали вернуть средства за необоснованные переплаты до выставления январских счетов. Александр Денисов: Какова ситуация в вашем регионе? Позвоните и расскажите либо напишите на SMS-портал. Обсудим, поможем, постараемся. И на связи у нас Евгений Шлеменков, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель направления «Строительство и ЖКХ». Евгений Иванович, добрый вечер. Елена Медовникова: Здравствуйте. Евгений Шлеменков: Добрый вечер. Александр Денисов: Евгений Иванович, вот мы смотрели сейчас материал из Башкирии, там какие-то странные объяснения, что неверно сняли показания со счетчиков. Это что еще такое? Евгений Шлеменков: Ну, объяснение, прямо скажем, не очень логичное. Александр Денисов: Кто это из жителей... Я вот не припомню, чтобы я или кто-то из моих знакомых ходил показания счетчиков за тепло снимал и куда-то их передавал, это уж совсем какая-то фантастика из области ЖКХ. Евгений Шлеменков: Ну, во-первых, у нас таких счетчиков в квартирах, как правило, нет, показания снимают в лучшем случае по дому управляющие компании, и никакой сложности в этом процессе нет, потому что есть количество килокалорий, которое потреблено, есть тариф, все, никаких двоечтений или никаких несовпадений быть просто не должно. Александр Денисов: А похолодание – это повод, для того чтобы 30 тысяч прислать жителю Башкирии на оплату? Евгений Шлеменков: Нет, ну похолодание вызывает дополнительный расход на отопление, естественно. Но вы же понимаете, что, во-первых, похолодание не в 2–3 раза, а на 14–15% максимум происходит в месяц. Поэтому нет, конечно, такого быть не может. Александр Денисов: Я, вы знаете, пытался разобраться, почему ж такие счета и почему они списывают на холода. Вроде есть (поправьте меня, если я неверно излагаю) есть такой подход, оплата по фактическому... Евгений Шлеменков: ...расходу. Александр Денисов: Да-да, фактическому расходу, и есть оплата исходя из 1/12 за прошлый год. Грубо говоря, прошлый год взяли за образец, разделили на 12 месяцев и вот примерно это оплачивают в текущем году. Вот мы, например, в Москве по такому принципу, я так понял, живем, а в Башкирии, похоже, по факту, вот по факту у них 30 тысяч-то и накипает. Евгений Шлеменков: Решение о том, как оплачивать, принимают региональные власти. Естественно, они базируются на мнении потребителей. Вот с моей точки зрения, потребителю гораздо выгоднее платить равномерно, нежели ожидать, когда там у него появится перерасход большущий, когда у него эти цифры будут просто непрогнозируемы для бюджета, для его бюджета. Поэтому в большинстве регионов все-таки платят среднемесячно. И это, наверное, правильно и с точки зрения самих производителей тепла, потому что у них в этом случае летом есть средства, для того чтобы проводить какие-то профилактические работы, ремонтные работы, ну и так далее, то есть у них тоже бюджетирование равномерное. Поэтому... Но есть регионы, да, вот они решили, что платят по фактическому расходу. Александр Денисов: А смысл, учитывая, что нарвешься на народное возмущение? Ну вот по 30 тысяч-то, скандал на всю страну. Евгений Шлеменков: Ну вот видите, мы с вами это понимаем, но почему-то в регионах некоторых это не понимают. Я тоже считаю, что это совершенно, ну так скажем, недальновидный подход. Александр Денисов: Да. Вот насчет лета вы верно сказали, мы же обычно в эти квитанции не вчитываемся, ну тут что-то, видимо, почитать, что ли, нечего было летом, взял я и просмотрел этот счет, и вдруг в июле месяце вижу за тепло. Я так изумился, я тут же обратился в эту компанию, я говорю: «Это что такое, какое там тепло?» И мне вежливо и тактично объяснили, что «вы бы зимой платили о-го-го, а так мы аккуратно на каждый месяц распределили, поэтому, будьте любезны, идите и заплатите в июле за тепло, за отопление». Евгений Шлеменков: Ну согласитесь, это же удобнее. Александр Денисов: Ну в принципе да. Елена Медовникова: Ну то есть это действительно так, что летом можно оплачивать тепло за предстоящую зиму? Александр Денисов: Готовь тепло летом, так сказать. Елена Медовникова: Санки. Евгений Шлеменков: Нет, вы понимаете, здесь этот процесс достаточно хорошо прогнозируемый. Люди, которые поставляют нам тепло, работают в этой сфере по много-много лет, они прекрасно понимают, какие у них будут расходы, какие у них будут среднемесячные расходы на топливо, на все прочее. Они совершенно спокойно могут посчитать, сколько примерно будет стоить, каким будет бюджет годовой. Потом его делят на 12 месяцев, определяют тариф и нам с вами разбивают, так скажем, по среднему. В конце концов в таких случаях, как правило, нормальные компании производят перерасчет; иногда этот перерасчет в пользу потребителей, иногда в пользу поставляющей компании. Мне кажется, это вполне разумный подход, который позволяет и тем и другим достаточно прозрачно видеть ситуацию. Елена Медовникова: Евгений Иванович, но это хорошо, когда компания действительно добросовестная, но ведь есть и поставляющие компании, которые, знаете, грубо говоря, «труба у нас проходит над магистралью где-то и мы будем компенсировать свои теплопотери за счет как раз наших потребителей», ведь такое тоже очень часто бывает. Евгений Шлеменков: Вы понимаете, какая штука? Все-таки мы должны рассчитывать на то, что компании у нас добросовестные, потому что недобросовестные – это скорее исключение. Значит, то, что вы говорите как пример, – это, как правило, временные решения, которые возникают во время каких-то аварий, вот тогда трубу пробрасывают поверху, с тем чтобы в данный конкретный момент подать тепло, а вообще такого быть не должно. Нормально действующие сети, естественно, заложены в грунте, ну кроме тех регионов, где это невозможно, есть и такие регионы, где просто в грунте нельзя коммуникации проводить. Елена Медовникова: Но просто у нас «должно» далеко не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле, вот в чем вопрос. Евгений Шлеменков: Понимаете, если мы все время будем рассчитывать на жуликов и на людей недобросовестных, мы никогда не будем иметь нормальный бизнес, нормальный, вот такой цивилизованный, я бы сказал, понимаете? Александр Денисов: Мы-то можем не рассчитывать, главное, чтобы они на нас не рассчитывали, Евгений Иванович, жулики. Евгений Шлеменков: А мы с ними можем бороться, мы с ними можем спорить, мы с ними можем, в конце концов, конфликтовать, у нас есть такие возможности, просто этим тоже надо заниматься, если возникают ситуации. Александр Денисов: Да. Со зрительницей поговорим, Ирина из Московской области позвонила. Ирина, добрый вечер. Елена Медовникова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я проживаю в двухкомнатной квартире, она у меня площадью составляет 52,8 квадратных метра. У нас стоят счетчики на тепло, дом утеплен, то есть у нас теплопотери минимальные должны быть. В прошлом году за отопление за этот период времени я заплатила 1 933 рубля. Сейчас мне пришла квитанция об уплате на 2 732 рубля. Январь был не такой прохладный, как хотелось бы, я с ужасом теперь ожидаю, что будет... Елена Медовникова: ...в следующем месяце. Зритель: ...в феврале месяце, да. Даже не знаю, каким образом мы можем экономить на этом тепле. Причем я вам хочу сказать одно: окна во всех квартирах нашего дома открыты, в квартире дышать невозможно, батареи, я даже боюсь их рукой дотронуться. Елена Медовникова: То есть топят так, что «спасибо, не надо». Зритель: Топят так, что дышать невозможно. Окна, извините, тоже не откроешь, на улице сейчас -12. Если будет -15, я так предполагаю, что моя плата за отопление дойдет где-то порядка 3,5–4 тысяч. Елена Медовникова: Ирина, а вот интересно, куда-то обращались, чтобы тепло вам уменьшили? Зритель: Да, я попробовала обратиться в управляющую компанию. Евгений Шлеменков: Правильно. Зритель: Они мне сказали, что все показания они снимают со счетчиков. Елена Медовникова: Прекрасно. Зритель: Доступа к счетчикам мы не имеем. Александр Денисов: Да, спасибо, Ирина. Елена Медовникова: Да, спасибо. Евгений Шлеменков: Ирина, на самом деле обращаться в управляющую компанию нужно для того, чтобы они отрегулировали подачу тепла в ваш дом, потому что это регулируется прямо на вводе в ваш дом. Топить окружающее пространство совершенно не нужно, и это забота как раз управляющей компании. Значит, теплопотери, которые мы имеем, они как в самом доме, так и при транспортировке от теплопоставляющей организации. Судя по всему, у вас со всем этим все хорошо, у вас просто-напросто управляющая компания не следит за температурой и интенсивностью подачи теплоносителя в дом, поэтому вам перетапливают. Естественно, расход будет больше, естественно, вам выставляют вот такие повышенные счета, которые вам совершенно ни к чему. Александр Денисов: Да, спасибо большое, спасибо, Евгений Иванович. Евгений Шлеменков был у нас на связи, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель направления «Строительство и ЖКХ». У нас очень много сообщений на SMS-портале, некоторые прочитаем, а к остальным просьба: пришлите, пожалуйста, письма к нам по электронному адресу, он указан на странице Общественного телевидения России в интернете, мы все жалобы соберем, разошлем по нужным адресам и вам поможем. Вот жалоба из Татарстана: «Так ладно, если бы батареи были теплые, а то во всех комнатах обратка (это такой термин технологический), приходится включать обогреватель. Зато электричество, будь здоров за него приходится платить». Так... Елена Медовникова: Вот из Тувы сообщение: «В Туве даже летом берут оплату за отопление, абсурд, и все молчат». Из Воронежской области, кстати, логичный вопрос: «Ну а зачем тогда счетчики, если вперед оплачивать?» Александр Денисов: Да, мы объяснили, почему летом взимают, ровными кучками за каждый месяц, чтобы не платить чохом в зимние месяцы. Елена Медовникова: Сейчас уже решаем какие-то вопросы. Александр Денисов: В общем, сообщений много, да, отправляйте на электронный адрес наш, найдите его на странице, все вопросы будем решать. Наша следующая собеседница – Юлия Комбарова, генеральный директор «Юридического бюро №1». Юлия, добрый вечер. Елена Медовникова: Здравствуйте. Юлия Комбарова: Добрый вечер, добрый вечер. Александр Денисов: Добрый вечер. Юлия, а как можно оспорить вот такие гигантские счета? И вообще механизм, как опротестовывать? Вот есть счетчики, по которым они снимают показания, можно туда как-то явиться, совместно глянуть, что там они сняли, какие показания? Или тут уже поздно пить «Боржоми», потому что ну вот они уж зафиксировали, все, привет? Юлия Комбарова: Ну, на самом деле все, что касается у нас общедомовых счетчиков, то, согласно постановлению правительства №354, управляющая компания обязана предоставлять данные, показания этих счетчиков. Да, есть такой момент, что к общедомовым счетчикам действительно граждане не имеют доступ, попасть именно к общедомовым счетчикам они не могут. Однако запросить эту всю информацию у управляющей компании они могут, они обязательно ведут журнал, и каждый месяц туда заносится информация, какие были сняты показания. Эта информация должна быть предоставлена в течение 3-х рабочих дней после обращения. Что касается завышенных тарифов и вообще всех тарифов, с которых начисляется, не стоит забывать, что тарифы устанавливаются региональным правительством и все публикуются на сайте fas.gov.ru. Там всегда можно проверить конкретные тарифы по региону, какие должны начисляться в первую очередь, а во-вторых, там есть даже пробный калькулятор, согласно которому можно провести сверку и перерасчет, правильно ли начислены тарифы в вашем регионе, именно сама сумма и сам размер тарифа. Соответственно, порядок выяснения в случае неверного начисления тарифа всегда начинается с управляющей компании. В дальнейшем мы уже можем обратиться в жилищную инспекцию, в прокуратуру и в антимонопольную службу в случае, если тарифы были неверными. Александр Денисов: Да. Вот еще в Башкирии мы рассказывали, какая ситуация, там власти объясняют, почему такие большие суммы вписаны, там по 30 тысяч рублей, может быть, ошибкой туда попали коммерческие помещения, мол, «на них расход большой, мы их не выделили». Вот это отговорка, или такое реально может быть? Хотя как можно не понимать, что у тебя там коммерческое помещение, там стоят батареи и что с них, в общем, тоже им надо что-то прислать, какую-то бумажку на оплату. Юлия Комбарова: Ну, понятное дело, что сказать можно все что угодно, но действительно такая ситуация в практике встречается часто, когда граждане платят за нежилые помещения или даже, может быть, за подземный паркинг иногда платят, хотя там даже, может быть, батареи не установлены. Действительно, управляющие компании пользуются неграмотностью граждан и действительно начисляют различные платежи, которые они не должны оплачивать, на то имущество, которое не попадает в общедомовую даже собственность, то есть за которое должны платить отдельные собственники. Соответственно, точно так же можно всегда обратиться за разъяснением тарифов, которые посчитаны на общедомовое имущество, тарифов, которые насчитали именно вам, то есть просить всегда обязательно полную развернутую информацию, почему посчитано именно так. Не удовлетворяться ответом, что «мы не принимаем жалобы», «сегодня никого нет». Если в случае того, что вам так отказали и информацию, отказываться принять именно вашу жалобу, всегда, во-первых, можно отправить это письменно по почте и в случае таких отказов обязательно обращаться в жилищную инспекцию. Потому что вышестоящие инстанции имеют определенную в любом случае власть и управляющие компании, конечно, не очень хотят с ними взаимодействовать. Александр Денисов: А давайте посоветуем, Юлия, кто бы этим мог заниматься, потому что, понятно, мы все люди работающие, вот так там бегать по этим счетчикам глядеть ни у кого времени нет. Может быть, нанять старшего по дому, там скинуться, не знаю, ему по 100 рублей, по 200, чтобы у человека был интерес выполнять свою работу добросовестно? Как это организовано в наилучшем виде, ну вот примеры наверняка знаете? Юлия Комбарова: Нет, на самом деле есть, конечно, примеры, когда в принципе в доме существуют так называемые активные граждане, которые по своему желанию занимаются этими вопросами. Потому что, как вы верно отметили, очень важно, чтобы в случае коллективного нарушения прав жалобы тоже подавались коллективно, потому что, безусловно, они имеют больший вес. Если один гражданин обратится, что ему неверно насчитали тарифы, или, соответственно, жалоба будет подписана от 20 даже пускай человек, от 20 собственников квартир, то, конечно, она будет иметь больший вес и в вышестоящих инстанциях, и, соответственно, в управляющей компании. Конечно, можно предположить такую ситуацию, когда есть старший по дому, который занимается такими вопросами, которому доплачивают пускай какие-то небольшие суммы. Но в большинстве своем, конечно, это все делается на такой добровольной основе, потому что и так очень много платежей включено в квитанцию на содержание различных нужд, я не уверена, что все граждане готовы еще доплачивать за так называемого старшего по дому. Александр Денисов: Но лучше 100 рублей, чем 30 тысяч платить в месяц все-таки. Юлия Комбарова: Согласна. Елена Медовникова: Юлия, из Кемеровской области есть сообщение как раз: «У нас трехкомнатная квартира, за декабрь 811 рублей. У соседей квартира такая же, 911 рублей, дом соседний». Как такая ситуация может быть? Юлия Комбарова: Ну, здесь вопрос, каким образом у них вообще начисляется оплата, она начисляется у них просто по нормативу, по квадратуре, соответственно, и по собственникам. Либо, скорее всего, если разная стоимость, возможно, она у них начисляется по счетчикам, и так как счетчики, возможно, у них... Хотя, если мы говорим про отопление... Если про отопление, да, скорее всего, здесь имеет место быть ошибка. Я думаю, что стоит все-таки подать уточняющее заявление, если, конечно, у них там нет никаких льгот и никаких дополнительных понижающих тарифов. Первый всегда шаг – это разъяснение. Александр Денисов: Юлия, очень много звонков у зрителей к вам. Елена Медовникова: Да, давайте послушаем. Александр Денисов: Алексей из Ростовской области, добрый вечер. Елена Медовникова: Здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос такой. Вот смотрите, я живу в однокомнатной квартире, у меня 38 «квадратов», я плачу зимой 2 300. Смотрите, дело в том, что у нас как бы такая теплая погода все-таки, и вот они то отключают, то включают отопление, ну судя по батареям я смотрю. А почему нельзя такой ввести график, чтобы у нас на ТСЖ стоял свой как бы, чтобы мы понимали, за что мы платим? А так мы не понимаем, за что платим, просто один и тот же тариф идет у нас. Александр Денисов: Да... Елена Медовникова: За погоду тоже, видимо... Александр Денисов: Алексей, я хотел уточнить, то есть вы хотите, чтобы вам счетчик поставили? Упустил этот момент. Чтобы вы фиксировали как-то? Зритель: Нет, у нас... Да, хотел бы фиксировать. Если отопления дается больше, ну теплее, то мы должны платить за тепло; если они опускают нам, например, ну... Александр Денисов: Все понятно, все понятно. Елена Медовникова: Это должны фиксировать, в общем, не вы. Александр Денисов: Еще Надежда из Екатеринбурга у нас на связи. Надежда, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Я проживаю в городе Екатеринбург, у нас двухкомнатная квартира, площадь 64, 63,8 если точнее. И у меня, знаете, в принципе вот такая проблема. Как известно, у нас Екатеринбург холодное место жительства, 9 месяцев в году, соответственно, мы оплачиваем за тепло. И вот у меня зимой квартплата выходит порядка 9–10 тысяч рублей вот за эту двухкомнатную квартиру, в то время как, допустим, у нас... Это все, конечно, еще зависит от управляющей компании, мы относимся к «РЭМП-Эльмаш», вот. И кстати, батареи у нас без разницы, мы платим сумму одинаковую, но когда холодно, когда тепло, у нас батареи еле тепленькие, то есть квартиры по теплу оставляют желать лучшего, чтобы было тепло. Мы уже обращались, мы уже жаловались, нам сказали: «У вас стоит шайба определенного размера, вам подается тепло в зависимости, столько, сколько вам положено», – то есть платите и все будет нормально. Александр Денисов: То есть, Надежда, еще раз: у вас стоит шайба, вы платите 9–10 тысяч и у вас батареи еле теплые несмотря на это? Зритель: Да, еле теплые. Я хотела бы просто узнать, почему у нас, проживая в одном городе, если, как вот я слышала, что у нас расценки устанавливает правительство, то есть получается, я так поняла, что должно быть для всех одинаково, но мы платим все по-разному. У нас рядом буквально дома стоят, они относятся к другой управляющей компании... Александр Денисов: ...и у них нормально, тепло, да? Зритель: Нет, у них не то что тепло, у них стоимость вот того же самого тепла... Елена Медовникова: И стоимость другая. Зритель: ...у них намного меньше, чем у нас. То есть я за двухкомнатную 64 плачу 4 с лишним тысячи за эти «квадраты», а люди платят за те же самые «квадраты» гораздо меньше. Александр Денисов: Надежда, поняли. Пришлите нам письмо на электронный адрес Общественного телевидения России, посмотрите на странице нашей в интернете, отправьте нам жалобу, укажите все координаты, телефон и обстоятельства. Спасибо. Елена Медовникова: Юлия, ну вот конкретные примеры, как раз то, о чем мы говорили с вами. Александр Денисов: Давайте по первому с Алексеем, у которого скачет, то жарко то холодно, и как ему все это зафиксировать и разобраться с выплатами. И потом Надежде ответим. Елена Медовникова: И Надежде, которой тепла не хватает. Юлия Комбарова: Ну смотрите, по первому вопросу с Алексеем. Во-первых, соответственно, если в квартире отключают отопление, причем отключают его не на день, не на час, не на два, не на три, соответственно, отключают на длительные периоды, соответственно, расчет за услугу точно так же должен идти только за тот период, когда она оказывалась. Соответственно, если отопления там не было по несколько дней, соответственно, за это время услуга не оказывалась, оплата не должна начисляться. Александр Денисов: Как доказать, Юлия, это? Юлия Комбарова: Вот. Опять-таки, соответственно, то же самое, что касается у нас со вторым случаем, как правило, мы делаем собственные замеры температуры, можно даже с обычным градусником, я не знаю, собираем эту базовую информацию по поводу того, какая сейчас у нас температура в квартире и какая у нас сейчас температура батареи. Соответственно, эта информация собирается, сначала в письменном виде просто пишется заявление в управляющую компанию, где вы говорите о том, что вот у нас не было отопления таких-то и таких-то дней, у меня есть доказательная база, прошу провести перерасчет. Соответственно, если в добровольном порядке, как правило, это ничего не устраняется, в дальнейшем мы уже отправляем эту жалобу, она идет выше, соответственно, можно также задействовать в том числе Роспотребнадзор, который занимается качеством оказания услуг в том числе, и он поможет произвести перерасчет, особенно за те периоды, когда тепло в батарее было ниже нормы. То есть, допустим, случай со второй женщиной, у нее там, конечно, две проблемы получается, у нее завышенные тарифы и, соответственно, температура батарей очень низкая. Соответственно, точно так же там делаются замеры, точно так же эта информация собирается и точно так же подается сначала в управляющую компанию, потом в Роспотребнадзор на некачественное оказание услуг. Потому что есть нормативы, какой температуры должны быть батареи, соответственно, в разный период времени, и температура какая должна быть в жилом помещении. Соответственно, если она ниже, соответственно, услуга оказывается некачественно. В данном случае мы вызываем аварийную службу, которая проводит проверку, в данном случае она была проведена, где смотрится, чтобы не было никаких именно нарушений со стороны собственника жилья, и в дальнейшем, соответственно, конечно, управляющая компания должна устранять эти нарушения. Опять же повторюсь, да, возможно, это будет не с первого обращения в управляющую компанию, возможно, это будет после обращения в Роспотребнадзор и в вышестоящую инстанцию. Что касается... Александр Денисов: Юлия, еще один момент, все-таки уточнить, чтобы люди понимали и делали все правильно. Берем градусник, он фиксирует 18 – мы что, вызываем, как полиция, понятых, двух соседей собираем, чтобы они поставили подпись и говорили: «Да, вот мы видели своими глазами этот градусник, на нем стояло 15 градусов тепла, не больше», – и ставим подписи, паспортные данные? Как это выглядит, как доказательства собираем? Юлия Комбарова: Ну да, на самом деле мы в принципе обычно так и делаем по-разному. Бывают два момента. Иногда бывает, совпадает с тем, что мы вызываем саму еще аварийную службу, которая приезжает именно как раз-таки в этот момент удостовериться, соответственно, они часто бывают именно теми, так скажем, понятыми, которые видели, что действительно температура в жилом помещении ниже нормы, температура батарей ниже нормы. Соответственно, если мы говорим за длительные периоды отключения, именно отключения отопления, как правило, у управляющей компании все эти данные имеются, и в случае необходимости, конечно, доказательства мы же не собираем за длительный период времени, что была отключена батарея. Соответственно, мы можем, конечно, собрать наших дополнительных собственников в качестве доказательной базы, но, как правило, управляющая компания по запросу предоставляет эту информацию, когда у вас было отопление, когда у вас его не было, соответственно, на основании этого они сами должны сделать перерасчет. Александр Денисов: Спасибо большое, Юлия! Юлия Комбарова: Что касается повышенных тарифов, опять-таки то же самое. Александр Денисов: Да. Юлия Комбарова была у нас на связи, генеральный директор «Юридического бюро №1». Еще раз всем зрителям, которые писали нам сообщения: пришлите письмо на адрес Общественного телевидения России, все соберем, разошлем жалобы и снимем сюжет, наши корреспонденты в городах постараются, сделают, покажем в нашем эфире. Спасибо.