Андрей Воробьев: Правоохранители рапортуют: "ресурс заблокирован". Но преступник не найден. И ему ничто не мешает открыть новую "группу смерти"
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/bezopasnii-internet-dlya-25666.html
Оксана Галькевич: Друзья, переходим к обсуждению первой
темы. Наши депутаты в скором времени могут заняться рассмотрением поправок в Уголовный
кодекс. Есть предложение ввести такие понятия, как "склонение к самоубийству" и
"содействие самоубийству". Эта инициатива – реакция на довольно страшные
события последнего времени. В интернете появились многочисленные целые
сообщества, где дети сначала просто общаются, а потом, ни с того ни с сего, внезапно
сводят счеты с жизни. У нас в России в прошлом году число детских самоубийств
очень резко выросло на 57% – было зафиксировано 720 случаев.
Константин Чуриков: Уполномоченный по правам ребенка в России
Анна Кузнецова открыто заявила о том, что одна из основных причин всего этого –
это лавинообразное распространение групп смерти в соцсетях. С начала года
Роскомнадзор заблокировал уже больше 4 000 таких страниц. Если посчитать, закрывают
примерно по 90 групп в сутки. И специалисты говорят, что нужно срочно менять
подход к интернет-безопасности и профилактике суицида среди детей. И несколько
фактов, о чем уже говорила Оксана. 720 самоубийств детей-подростков
зафиксировано в прошлом году. Проблема вышла на общегосударственный уровень.
Президент Путин поручил Кабинету министров и региональным властям
усовершенствовать методику профилактики суицида среди подростков. И то, о чем
мы говорим – явление, по распространенности которого Россия занимает первое
место в Европе. Перед вами статистика ВОЗ (Всемирной организации
здравоохранения). Это, по-моему, за 2015 год, но просто новой статистики у них
нет. По суицидам среди детей мы № 1 у нас на континенте, причем в обеих
возрастных категориях – до 15 лет и старше 15.
Оксана Галькевич: И это еще ты говоришь, что новой
статистики нет. Это данные того периода, когда, в общем-то, у нас еще не было
этого резкого скачка внутри страны.
Есть еще другие данные – это уже Росстат, наша отечественная
статистическая служба. По регионам страны возглавляют трагический рейтинг у нас
Алтай, Забайкалье, Ненецкий автономный округ и Якутия. Есть еще Псковская
область, которая далеко не лидер по суицидам подростков, но и там бывает беда.
Константин Чуриков: Давайте вместе думать, как оградить детей
от опасного контента в интернете, как следить за тем, что они делают в
интернете. Какие у вас есть мнения по этому поводу, как всю эту лавину
остановить? 8-800-222-00-14, и СМС-портал 3443, вначале буквы "ОТР". Каждое
сообщение, каждый звонок у нас бесплатный.
Оксана Галькевич: Представим нашего эксперта. В студии
программы "ОТРажение" сегодня Андрей Воробьев, директор Координационного
центров доменов RU/РФ,
эксперт Института развития интернета. Здравствуйте, Андрей.
Андрей Воробьев: Добрый день.
Константин Чуриков: Андрей, сейчас только ленивый эксперт не говорит
о том, что нужно каким-то образом детям объяснять, что опасно и что безопасно в
интернете. Какие есть наработки у вас как у представителя отрасли? Что можно
сейчас предложить детям, чтобы их оградить от этого опасного содержимого, скажем
так?
Андрей Воробьев: Очень хорошее слово вы, Константин, употребили
– объяснять. Не оградить, именно запретить, поставить какой-то фильтр, который
все равно, рано или поздно, ребенок, который гораздо лучше родителей подчас, и
по нашим исследованиям, которые проводились уже несколько лет подряд, мы все
время видим, что индекс цифровой грамотности, цифровых компетенций у детей выше,
чем у педагогов и их родителей, поэтому все фильтры все равно обходятся. А вот
объяснить, привить некий цифровой иммунитет ребенку с самого начала пользования
интернетом очень важно, чтобы он критически относился к той информации, с
которой он встречается в интернете.
Оксана Галькевич: А работать с кем нужно в первую очередь:
с детьми, или все-таки с родителями тоже? Мне интересно.
Андрей Воробьев: Со всеми тремя категориями. В данном
случае надо говорить о том, что мы должны работать и с педагогами, потому что
все равно школа – это один из основных на сегодняшний день институтов
воспитания, и они взрослеют, они общаются именно в школе, и они, в общем-то, узнают
все эти новейшие технологии в основном как раз в школе. И те новейшие
технологии, которые стремительно развиваются – а они развиваются, как мы все
видим, семимильными шагами, – ни законодательное обеспечение, ни уровень
развития цифровой грамотности не поспевают за этим. И поэтому мы сталкиваемся с
тем, что, казалось бы, хорошая вещь – интернет, который был призван для того,
чтобы максимально просто распространялась информация, помогает злоумышленникам
сегодня распространять ту информацию, которая негативно влияет на детей, их
психику и развитие. Более того, вообще-то надо говорить шире, и психологи
говорят шире – не только призывы к самоубийству (это уже сразу очевидное
нарушение 139-го федерального закона, по нему работает Роскомнадзор), но и так
называемая пропаганда общественного опасного поведения, и просто опасного
поведения, не всегда общественного, даже применительно к личности. Например, те
же зацеперы. Много групп "Вконтакте", которые пропагандируют прокатиться.
Оксана Галькевич: Делают это модным, прикольным.
Андрей Воробьев: Да. Адреналин.
Константин Чуриков: Экстремальные виды спорта. Многие из них
связаны непосредственно с риском для жизни.
Андрей Воробьев: Но надо понимать, что там все-таки
человек, который идет в экстремальные виды спорта, он понимает, что это
экстремальный вид спорта. Это выбор, он оценивает. А когда идет, например, пропаганда
тех же руферов, зацеперов… Руферы – это те, кто фотографируется на высоте, на
крышах, что очень опасно. Очень часто те, кто даже имеет только склонность к
мыслям о суицидах, для них такие призывы и погружения в эту информацию, в
общем-то, становится определенным сигналом к действию.
Константин Чуриков: Вот есть данные о том, что столичный Департамент
образования разработал отдельные методические рекомендации для педагогов по
безопасности в интернете, то есть что они должны рассказывать детям. В
частности, распространяется брошюра "Безопасный интернет детям". Там советуют
детям не выкладывать личную информацию в интернете, в том числе фамилию, имя, домашний
адрес, номера телефонов, номер школы, адрес электронной почты, фамилии друзей
или родственников, дату рождения и фотографии. У меня сразу вопрос: насколько
это реально? Ведь общение в соцсетях как раз таки строится на том, что ты
видишь, тебя видят. Вот твои друзья, вот этот список, и так далее.
Андрей Воробьев: Есть подход экспертов. По поводу
методических рекомендаций – я тоже захватил несколько в студию. Это новая книга,
которую буквально недавно выпустил Координационный центр совместно с
Роскомнадзором, и Федеральным институтом развития образования.
Оксана Галькевич: Практическая психология.
Андрей Воробьев: Да. Это рекомендовано, как методические
рекомендации нашим педагогам, как проводить уроки по защите персональных данных,
потому что школьники не понимают, что это такое. И очень часто, понятно, фотографию
выложил. Но когда ты выложил фотографию всей семьи, сообщаешь, что всей семьей
вы выезжаете на юг на месяц, или в деревню к бабушке, а до этого у вас была
выложена фотография, где вы живете, и вплоть до того, где лежит ключ на случай чего,
то, соответственно, для злоумышленников просто побродить по социальным сетям, по
аккаунтам таких доверчивых… Вернее, не доверчивых, а они просто не задумываются
о том, что, выкладывая всю эту информацию о себе, по большому счету, они… Раньше
были наводчики, а сейчас наводчики не нужны. Эту функцию выполняют аккаунты в
социальных сетях.
Константин Чуриков: Где у нас сейчас Ивановы? Ивановы в
Тунисе. А где они проживают? По адресу такому-то.
Андрей Воробьев: Да. Это один из примеров.
Есть примеры, когда грубейшее нарушение даже действующего Закона
"О защите персональных данных" происходит со стороны самих учреждений
образования, когда школа берет и публикует, например, у себя на сайте в разделе
"Официальные документы" список, кому из детей положены бесплатные обеды, и с указанием,
почему: "Такой-то ребенок судьи", например.
Оксана Галькевич: Неужели? Это вы сейчас говорите о
реальных случаях?
Андрей Воробьев: Роскомнадзор говорит о реальных случаях.
Оксана Галькевич: Но это уже нарушение прав ребенка.
Андрей Воробьев: Это и нарушение Закона "О персональных
данных". Другое дело, что не все в наших школах, особенно в регионах. Конечно, есть
примеры удачных регионов. Например, Москва выпустила уже отдельные
рекомендации. Есть наукограды, в которых передовые школы, входящие всегда в
рейтинги лучших школ страны. Но есть регионы, в которых директор школы незнаком
с понятийным аппаратом "персональные данные", "цифровая компетенция" и так
далее.
Оксана Галькевич: Чудовищная какая-то история.
Константин Чуриков: Андрей, я в случайном режиме нашел очень
полезную страничку. Например, есть такая опция в соцсетях – настройки
приватности: кто может видеть личную информацию, списки друзей, номер телефона.
Можно выбрать галочкой и пометить "только я", "только я", "только я" – и, в
принципе, оно защищено по умолчанию.
Андрей Воробьев: Или "только друзья". Когда мы добавляем в
друзья только проверенных людей, и поэтому мы, в общем-то, доверяем тем, кому
мы сообщаем.
Оксана Галькевич: Мы же говорим с вами о детях, о
подростках. Это как раз тот самый период, когда если вдруг оказался вдруг, и не
друг, и не враг, а так. Как раз в жизни-то идет проверка всех этих отношений.
У нас есть звонок. Дозвонилась Наталья из Ростовской области.
Давайте ее послушаем. Наталья, здравствуйте.
- Здравствуйте. Я вам звоню насчет своих внуков. У нас в школе три
спортивных зала, и все они сдаются в аренду. И со своими детьми мы можем пойти
только за деньги. Ничего бесплатного для наших детей нет. Вроде бы школу
строили для своих ребятишек, а сейчас – некуда. Прошел дождь, на улице никто не
играет, и дети, действительно, сидят или возле телевизора, или в интернете. У
нас другого варианта нет – все платное.
Константин Чуриков: Наталья, скажите, а внуки много времени
проводят в интернете?
- Если мы занимаемся какими-то делами, поделками,
или находим какие-то домашние дела, но все остальное время в интернете. Им
желательно играть во что-то, конечно.
Константин
Чуриков: А вы, родители, каким-то образом контролируете, что они в интернете
делают? Может быть, вы закрываете дверь комнаты, а они не в интернете играют, а
с кем-то переписываются.
- Мы живем в однокомнатной квартире, сидим
все в одной комнате, и явно, что если старшие и младшие общаются между собой, разговаривают
– мы, конечно, прослушиваем все эти разговоры, берем телефоны, смотрим. Или
даже какие-то дела делаем – все равно заглядываем в телефон, потому что все это
страшно для детей. Просто я говорю о том, что у нас другого варианта нет.
Константин
Чуриков: Очень справедливое замечание. Кстати, как раз Наталья-то молодец, они
пытаются со своими детьми сами организовывать досуг, в том числе и в интернете,
как я понимаю.
Константин
Чуриков: Кроме того, у малогабаритной квартиры, как выяснилось, есть свои плюсы.
Андрей
Воробьев: Да. А очень часто бывает, наоборот, бабушкам привозят внуков, притом в
возрасте совсем малом – 4-7 лет (мы говорим сейчас про один из срезов нашего
исследования). Бабушке проще включить Youtube внуку, загрузить мультику, и
пускай он два часа, пока мама или папа где-то работает или чем-то заняты, чтобы
он сидел и не отвлекался. Он будет себя тихо вести.
Оксана
Галькевич: А что он там смотрит, какие он там делает выводы…
Андрей Воробьев: А куда он там
дальше перейдет…
Константин
Чуриков: В следующий ролик.
Андрей
Воробьев: Да. Они очень быстро все это осваивают. Более того, цифры: 80% детей в
возрасте 4-7 лет имеют контакт с интернетом, благодаря родителям, бабушкам или
дедушкам. В возрасте от 7 до 14 лет – 95% контактируют в интернете, и чаще
всего с помощью социальных сетей. Опасность в том, что они все считают, что они
очень компетентны, что они профессионально разбираются во всем интернете, во
всех опасностях, которые их подстерегают. Но, на самом деле, как раз знаний у
них ровно на треть от возможных максимальных. Это в том числе доказано уже и
факультетом психологии МГУ. То есть это преувеличение собственного
превосходства над старшим поколением, потому что уж они-то точно знают, как там
настроить и так далее. Ничего подобного – не знают. И в выигрыше оказываются те
семьи, в которых родители вместе с детьми договариваются о том, что "Давай у
тебя будет страница. Давай ее вместе настроим. А ты знаешь, какие бывают
опасности?"
В России уже третий год подряд в 2016
году проходил единый урок безопасного интернета. Все больше школ к нему
присоединяется. Он проходит под эгидой Комиссии по развитию информационного
общества Совета Федерации. И в этом году мы выпустили журнал по итогам урока.
Стало понятно, что одного урока в году недостаточно, и одного журнала, конечно,
тоже. Поэтому сейчас уже мы видим от законодателей как Нижней, так и Верхней
палаты нашего Парламента, идут инициативы с обязательным включением в учебную
программу. Как это должно быть включено в программу, можно обсуждать, потому
что пособий много. Интернет-компании выпускают… Тот же Институт развития
интернета выпустил вместе с РОЦИТ ряд методических рекомендаций. Если бы они
все были в школах… Чтобы дальше учителя донесли до учеников, надо донести до
учителей, и для этого нужно разработать методику. Конечно, отдельная дискуссия
– нужен ли отдельный предмет, отдельные несколько часов посвящать финансовой
грамотности в интернете, чтобы они карты родителей не фотографировали с двух
сторон, и не отправляли злоумышленникам, как это часто бывает на сегодняшний
день.
Оксана
Галькевич: Такой вопрос. Хорошо, есть одна сторона – это
сторона пользователей. Есть другая сторона – это сами социальные сети, профессиональный
персонал, администраторы, которые фильтруют эту информацию, прежде чем она
появляется в общем доступе. Какой-то работы с этой стороной не предполагается? Допустим,
коллектив, администраторы социальной сети видят, что ребенок или взрослый
фотографируют банковскую карточку с обеих сторон с этими секретными цифрами, пытается
ее выложить на своей или какой-то другой странице. Ведь можно сделать так, чтобы
эта информация не попала в общий доступ. И если появляется страница с
информацией, где телефоны, данные, номера квартир и все прочее – эта информация
тоже автоматически скрывается. Ведь это можно же делать.
Андрей
Воробьев: Теоретически можно, но это будет очень дорого. Премодерация любого
контента, который попадает в интернет – пока на это не готовы пойти интернет-компании,
потому что просто нет возможности все отфильтровывать.
Оксана
Галькевич: Но почему? Facebook же что-то подобное делал.
Андрей
Воробьев: Не совсем.
Оксана
Галькевич: Может быть, не совсем так, может быть, я преувеличиваю, требования
повышаю, но тем не менее, когда мы говорим о жизни детей, людей…
Андрей
Воробьев: Согласен. Компании пытаются и договариваются. На базе Роскомнадзора в
декабре специально создана отдельная межведомственная комиссия, куда вошли
представители администрации всех популярных в России социальных сетей.
Оксана
Галькевич: Так, простите, вот я вспомнила. Facebook что делают?
Андрей
Воробьев: Не Facebook, а в российских.
Оксана
Галькевич: Я имею в виду, что берем эту социальную сеть. Просто рассказываю тот
пример.
Там теперь, например, фотографию в
голом виде, какую-нибудь обнаженную, вы не разместите, потому что вас тут же
забанят, и сама сеть закроет вам доступ к вашему аккаунту.
Андрей
Воробьев: Я хотел сказать: сначала разместите, но очень быстро она будет… Да.
Оксана Галькевич: И всяческую
деятельность вам запретят. Поэтому теперь об этом все пользователи знают, еще
10 раз подумают: повесить там Венеру на своей странице или нет. В том числе это
касается и классики, и произведений искусства, и так далее.
Константин Чуриков: Если бы Венеру
вешали, Оксана.
Оксана
Галькевич: Да. То есть это возможно, но дорого.
Константин
Чуриков: У нас есть звонок Татьяны из Свердловской области.
- Здравствуйте. Хочу высказать свое
мнение. Только труд спасает человека. В школе нет достаточного количества
уроков труда. Дома в наушниках, обязанностей никаких. Всегда дети росли около
взрослых, подражали им, занимаясь тем, что и взрослые. Мы мыли полы в школах, помогали
в ремонте, работали на школьных участках, ездили в колхозы с 5 класса, и ничего,
не умерли. Успевали все: и спортом заниматься, и художественной
самодеятельностью. А сейчас только и слышишь от родителей этих детей, то есть
внуков: "Нельзя им, нельзя. Не трогайте их. Они устали", они еще что-то там.
Вот, пожалуйста, вам суициды, вот, пожалуйста, они и устают от жизни в таком
возрасте. Вот мое мнение.
Оксана
Галькевич: Может быть, какие-то домашние обязанности все-таки должны быть у
ребенка. Это, наверное, вопрос уже к родителям.
- Конечно. Они и дома иногда ничего не
делают. Я смотрю на своих внуков: пришел со школы, в комнату зашел, закрылся –
все.
Константин
Чуриков: Но ведь дети копируют поведение родителей. Не все, конечно, слава богу,
но многие родители устроены. Мама что-то вкусное приготовила или где-то в
ресторане что-то себе заказала – сфотографировала, разместила. Папа накачал
бицепс – сфотографировал, разместил. Родители-то живут уже в интернете, и дети
тоже.
Андрей
Воробьев: Это нормально. Другое дело, что всегда должен быть баланс. В общем-то.
Может быть, ничего страшного у тех, кто зависим от фотографирования еды, с ними
этого не произойдет, они пойдут куда-то в ресторан или что-то сами приготовят и
захотят это разместить. Другое дело, что баланс должен быть во всем, и если
подросток все время проводит в интернете, то и у него и клиповость мышления
формируется. То есть если он не читает книг, не анализирует информацию, потому
что в интернете он получил какой-то короткий текст, в лучшем случае, прочитал, и
пошел дальше, дальше, дальше. Ему постоянно необходимо обновление, обновление, обновление
информации. Отсюда мы получаем детей, которые даже не хотят учиться, не хотят
во что-то глубоко погружаться.
Оксана
Галькевич: Они именно не хотят учиться, или все-таки они учатся, но по-другому?
Это очень важный вопрос, потому что общество меняется, меняется скорость
восприятия, правила восприятия. Информационный мир изменился как за последние 15
лет.
Андрей
Воробьев: Согласен, но базовые принципы, по-моему, остались неизменны. И мы видим,
что именно там, где все-таки дети не все время проводят в интернете, у них
гораздо лучше успехи в школьных дисциплинах.
Константин
Чуриков: И еще звонок – Наталья. Здравствуйте.
Оксана
Галькевич: И очень много СМС-ок. Потом надо почитать.
- Добрый день. Сейчас звонят бабушки, родители
по поводу того, что дети проводят время в интернете, потому что они ничем не
заняты. У меня ребенок очень занят, она профессионально занимается спортом. В
интернете у нее есть время посидеть полчаса в день. В прошлом году у нас была
очень неприятная ситуация. Закон "О педофилии" у нас принят, я так понимаю, давным-давно.
Через группу "Вконтакте", так как девочка занимается в бассейне, то ей пришло
сообщение, что "У меня есть твои фотографии в душе в голом виде. Сделай то-то и
то-то". Как потом выяснилось, не только ей, а очень многим девочкам пришли
такие сообщения. И когда я прибежала в милицию написать заявление, то в итоге
все закончилось тем, что мне сказали: "Вы знаете, что это помойка?".
Константин
Чуриков: Это вам так ответили в отделении полиции?
- Да. Поэтому, вы меня извините, вы
законов можете напринимать миллион.
Оксана
Галькевич: Но пока не начнет работать полиция… Вы к этому, да?
- Конечно.
Константин
Чуриков: Еще важное уточнение. Наталья, вы из Москвы, да?
- Да.
Константин
Чуриков: То есть это в Москве вам так ответили. Любят говорить, что московская
полиция какая-то образцовая.
Оксана
Галькевич: Другая какая-то планета, что ли?
Вчера мы говорили, например, о
лжеблаготворителях, о лжеволонтерах, и люди нам рассказывали, что тоже
приходили в полицию с заявлениями, что люди непонятно на какие цели обманывают,
собирают, наживаются буквально на чужом горе. Вот они эти люди, собирают на
этой странице. Говорили: "Ну, это же…"
Андрей
Воробьев: Это проблема, которую в том числе обсуждали 20 марта на совещании в МЧС
вместе с уполномоченным по правам ребенка, и там говорилось о том, что у нас на
сегодняшний день принято заблокировать сайт, группу, аккаунт в социальных сетях
с противоправной информацией, но не найти того человека, кто это сделал. Это
очень удобно.
Оксана
Галькевич: А он переходит на другую страничку под другим именем.
Андрей
Воробьев: И так далее. Поэтому здесь невозможно. Мы можем говорить все, что
угодно – что мы будем блокировать, будем это выявлять, – но без активной работы
правоохранителей… Не то, что они отписались, что они направили на горячую линию,
и ресурс заблокирован. Как бы пресечение распространения противоправного
контента произошло. Но преступник не найден. Ему ничего не мешает пойти и
дальше создавать новые группы. Более того, их уже начинают вычислять – у них
все равно методика-то одна.
Оксана
Галькевич: А компетенций полиции хватает, чтобы бороться с такими проблемами? Вчера
же, опять же, из нашего эфира, когда мы говорили о лжеволонтерах, нам говорили,
что заявления по их жалобам принимали – дело касалось интернета, интернет-мошенничество
– в бумажную папочку, которая веревочками, тряпочками перевязывается.
Константин
Чуриков: И говорили, что "Если мошенничество совершено в интернете, то следов
найти невозможно". Это говорят в полиции, где есть специальные подразделения, которые
этим занимаются.
Андрей
Воробьев: Как правило, специалисты из управления "К", и у них есть
территориальные подразделения, и они знаемы, и вряд ли они не знают о наличии
электронных следов. У любого преступления, совершено оно в офлайн- или в
онлайн-мире, у него всегда есть следы. Если мы говорим про интернет-среду, то
это электронные следы.
Оксана
Галькевич: Заявления-то принимают в обычном отделении, вы же понимаете, а не в
отделении "К".
Андрей
Воробьев: Вот. А то, что в дежурной части у нас не всегда специалисты обладают
нужными компетенциями – это от общего уровня цифровой грамотности.
Константин
Чуриков: Напоследок процитирую целиком сообщение, которое пришло из Москвы: "Вы
знаете, безопасного интернета не бывает. Это как безопасный маньяк, предлагающий
ребенку конфетку у него дома. По сути дела, детей через втягивание в интернет
превращают в зомби, и детей надо не учить безопасности в интернете, а спасать
от интернета".
Оксана
Галькевич: Предлагают также полностью закрыть определенную социальную сеть
российского происхождения. Это одно из предложений. Другое из Башкортостана нам
пишет Александр – вообще создать отдельный детский интернет. Но это тоже, наверное,
звучит утопично.
Андрей Воробьев: Такие проекты
есть. У нас же существует в России домен ".дети", и в нем сосредоточены только
сайты с проверенным контентом. Притом он в ежедневном режиме мониторится. И
известно, что если настроить фильтр на домены в зоне ".дети", то ваш ребенок никогда
не столкнется с противоправной информацией.
Константин
Чуриков: То есть какое-то название ".дети"?
Андрей
Воробьев: Да. Не хватает позитивного контента. На сегодняшний день только 2%
контента в сети ориентировано на детей.
Константин
Чуриков: Это был ответ нашему зрителю из Нижегородской области, который нас
спросил: "Где хорошая и добрая альтернатива злу в интернете?"
Оксана
Галькевич: Большая альтернатива, да.
Константин
Чуриков: Тоже в интернете с доменом ".дети". Спасибо.
У нас в студии был Андрей Воробьев, директор
Координационного центра доменов RU/РФ, эксперт
Института развития интернета.
Программа "ОТРажение" буквально через
пару минут к вам вернется.