Оксана Галькевич: Ну, мы так уже, в принципе, обозначили эту тему, но давайте вот сразу тогда, перед тем как начнем разговор о туризме за Уралом, на Дальнем Востоке, послушаем небольшой синхрон. «Копеечку надо вкладывать», - это сказал Президент, и вот, что он имел в виду. СЮЖЕТ «По плану просто работать». Ну, правда на самом деле, как я сказала нашему корреспонденту, за Уралом из самого раскрученного у нас, пожалуй, Алтай, Байкал, Камчатка, наверное. А прочие интереснейшие места остаются многим недоступными, причем по самым разным причинам, не только по финансовым. Петр Кузнецов: Незадолго до этого Владимир Путин фактически отправил вице-премьера Чернышенко с инспекцией на Камчатку после его слов, что много туристов в Долину гейзеров пускать нельзя, мол вытопчут все. Президент сказал, что нужно организовать все так, чтобы и не вытоптали, и чтобы больше туристов все-таки стало в тех местах. Оксана Галькевич: Места действительно достойные посещения, причем, я думаю, что именно наших туристов там должно быть больше, потому что какое-то время было такое ощущение, что Камчатка ориентирована во многом на иностранных туристов: что для нас это дорого, а для них, вроде как, и в самый раз. Но разве это нормально? Мне кажется, что нет, не совсем. Давайте посмотрим небольшой опрос для начала. Спрашивали зрителей, куда бы они хотели поехать в России и что пока их останавливает. ОПРОС Что делают эти люди, которые были на Дальнем Востоке, просто душу рвут на части. Петр Кузнецов: А я сейчас тебе испорчу, чтобы не рвалась душа. На Дальнем Востоке комары и клещи, медведи. Хабаровский край: «Нормально в Благовещенске». Опять же Удмуртия пишет: «Медведи, тигры, моря нет, но вы приезжайте». «Далекий от России. Копеечка сейчас не деньги», - иронизирует Смоленская область. Вообще очень много зацепились за копеечку. Вот еще: «Миллиарды уходят непонятно куда, а вкладываем копеечку. Так пусть нам раздадут копеечку, а то до Камчатки добраться - цены космические», - это Кировская область. Вот рады бы в Кировске поехать, но копеечки не хватает. Оксана Галькевич: Давайте все-таки подумаем о том, что нужно действительно для того, чтобы туризм развивался, чтобы люди ехали на Дальний Восток отдыхать - туда, где хотя бы есть море. Если только море интересует, Петр, если вот по-другому мыслить не готовы. У нас на связи сейчас Роман Корчигин, заместитель директора по развитию и познавательному туризму (некоторые все-таки в познавательных целях путешествуют) «Кроноцкого государственного заповедника». Петр Кузнецов: Вот тычет как будто и тычет меня. То в море, то в познавательные цели. Ты что? Оксана Галькевич: А ты какой любишь, кстати? Петр Кузнецов: Что? Оксана Галькевич: Туризм. Петр Кузнецов: Познавательный, безусловно. Это для меня. Оксана Галькевич: Ну, значит все. Роман Анатольевич Корчигин у нас на связи. Здравствуйте, Роман Анатольевич. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Роман Корчигин: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите пожалуйста, ну вроде бы есть единый туристический пояс Дальнего Востока. Скажите, с вашей стороны что не хватает единому туристическому поясу? Цены не те, логистика, интернета нет? Роман Корчигин: Интернет есть. Не хватает комплексного подхода, и Владимир Владимирович вот в этом как раз прав, что надо работать по плану, планировать, подготавливать инфраструктуру, вкладываться в нее, развивать, и тогда, в общем-то, в принципе, все и подешевле будет, и подоступнее. И понятно, что если авиация будет дальше субсидироваться, в общем-то туристы будут ехать: по крайней мере прошлый год показал как раз это, что мы ожидали, что будет сильный спад... Оксана Галькевич: Вопрос развития авиации, вот этого авиасообщения, он очень важен в вашем случае, потому что территория Кроноцкого заповедника - она огромная. Я на самом деле в прошлом году как раз смотрела такие варианты поездки на Камчатку, и ты понимаешь, что едешь туда не за какими-то особенными архитектурными достопримечательностями, а за какой-то ну невероятнейшей просто, космической красоты природой. Но все на достаточно большом расстоянии друг от друга. Если говорить о заповеднике, то та же Долина гейзеров в прошлом году, не знаю как в этом году, была такая ставка - 45 000 рублей с человека, потому что вот только вертолетные туры. Так как хочется путешествовать не одной, а все-таки там, знаете, и детей взять с собой, муж чтобы был рядом, - это уже четверо. 45 на 4 - я столько не зарабатываю. Вот что с этим делать? Петр Кузнецов: А сколько думаешь должны космические красоты стоить? Оксана Галькевич: Я не знаю, слушай, ну не 45 000 за полет туда-обратно, Петь. Это просто означает, что россиянин этого себе позволить в большинстве своем в широких массах не может, а хочется, чтобы люди могли. Как это сделать более доступным? Роман Корчигин: К сожалению, да: из-за того, что расстояние большое, вертолет летит долго, основная составляющая этой цены как раз это вертолетное время. Ну, вот дорого так вертолеты летают. Но сейчас как раз вот Дмитрий Николаевич Чернышенко прилетал, в рамках встреч обсуждались варианты: либо это возможности какого-то дополнительного субсидирования, либо возможности полетов по более короткому маршруту. То есть, грубо говоря, туристы садятся в автомобиль, едут до поселка, который Мильково, который находится значительно ближе - в центре Камчатки можно сказать, и вот оттуда чтобы летал вертолет. И тогда как раз мы считали, что должен примерно стоить 15 - 25 000 рублей - вот в районе такой суммы должен стоить билет на человека. И тогда вот, в целом, это уже изменит количество и возможности для людей, желающих прилететь к нам. Оксана Галькевич: Да, но это уже в три раза дешевле, если говорить о 15 000. Петр Кузнецов: Безусловно, это отталкиваешься от тех сумм, которые сейчас существуют. Скажите пожалуйста, Роман, допустим все это будет вот доступно, даже ниже 15 000. Вы со своей стороны не опасаетесь массового туризма? Он может оказаться действительно губительным для такого природного региона, богатого на природу, на особо охраняемые зоны, мусор? Вот Чернышенко проговорился, что вытопчут все туристы. Если это будут потоки... Роман Корчигин: Да-да-да, вы правильно сказали про познавательный туризм. Ведь к нам непосредственно в Кроноцкий заповедник, в Долину гейзеров турист не летит неорганизованный, то есть это все, как правило, группы туристов, которые едут с познавательной экскурсией. Они узнают об уникальности, первозданности этой природы и улетают. То есть там нет такого, чтобы там посидеть, шашлыки пожарить. Нет рекреационного, развлекательного туризма, или там спортивного - это все познавательный. Это одна история. И другой момент, конечно же, вот создание инфраструктуры, создание, может быть, дополнительных точек, которые могут этот поток туристов перетягивать на себя и не перегружать основные точки. Вот этим надо заниматься, конечно, и мы этим занимаемся уже. И другой момент - это как раз регулирование этого потока, чтобы, по сути, туристы сами... Долина гейзеров, если мы говорим про нее, - это такое компактное место, не совсем даже долина - громко сказать «долина». Это маленькое, небольшое ущелье у реки, и в этом месте большого количества скоплений людей тоже не сделать. То есть они будут друг другу мешать. Кроме того, так как эта территория такая, подвержена частым туманам, она, в общем-то, и самостоятельно еще себя ограничивает в количестве туристов. Ну, их сильно много сразу там не может появиться. Поэтому за счет создания других точек будет возможность компенсировать вот эти все желания людей посетить эту территорию. Оксана Галькевич: Как-то распределять потоки, да, по разным направлениям. Петр Кузнецов: Спасибо, да. Оксана Галькевич: Ну, у вас там правда какая-то неземная красота - это вот, я уверена, голубая мечта многих наших зрителей. Спасибо. Петр Кузнецов: От твоих слов пока билеты дешевле станут, Оксан. Спасибо большое. А то и накрутишь этими эпитетами цены. Оксана Галькевич: Спасибо. А билеты, между прочим, нужно ловить также, как и билеты куда-нибудь там, я не знаю, в Дубай, и все прочее, потому что бывают очень даже приемлемые. Петр Кузнецов: Очень много сообщений: и с Дальнего Востока, и из других регионов, чуть ближе к нам, которые реагируют на то, что там происходит. Несколько зачитаю и пойдем дальше. «На Камчатку едут иностранцы, так как им платят деньги, у нас народ нищий, деньги не платят», - Свердловская область. Оксана Галькевич: Разница просто в курсах валют. Петр Кузнецов: Цены 45 ты называла, вот здесь вот. «С 4 июля туры на Сахалин от 45 000 рублей», - Сахалинская область. Хабаровский край: «Интернет...» Я не зря про интернет спросил, как знал. «Интернет только в городах. Только за город выехал, и нет его», - смс из Хабаровского края. «По сравнению цен за границу дешевле слетать, чем даже по Золотому кольцу проехать в России, у себя дома. Посмотрите, почем рыба и морепродукты в Приморье», - Приморский край подписано. «Нужно раз в два года давать каждому россиянину бесплатный билет туда - обратно в любой...» Оксана Галькевич: У тебя какой-то фильтр там стоит: все плохо и негатив, вы все вымерли и ничего не получите, да? Петр Кузнецов: Нет, правда, все плохо. Серьезно, вот еще. Вот пока мы с Максимом Кривелевичем беседуем, я попытаюсь позитив найти. Может быть, он отыщет какой-то. Здравствуйте, Максим. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента как раз Дальневосточного федерального университета. Максим. Оксана Галькевич: Смотря, как путешествовать. Слушайте, я не знаю, как... было дороже, чем в Турции. Петр Кузнецов: Максим, нам пишет Лилия. Лилия еще через сайт: «Фонд развития Дальнего Востока был, а развития нет». Скажите пожалуйста, вот эти все вливания, Путин говорил, когда Дальневосточный форум был, что Дальний Восток должен стать центром передовых цифровых решений в ЖКХ. На острове Русский открыли, не открыли, открывается ли центр технологий? Дальневосточный гектар - притяжение людей из других регионов. Дальневосточная ипотека, по-моему, с вами совсем недавно обсуждали. Вот у этих инструментов всех есть какая-то конечная цель, государственная цель, задача? Теперь туризм. Максим Кривелевич: Давайте не будем просто смешивать совершенно разного... Петр Кузнецов: Зря я это сделал, да? Максим Кривелевич: Разных целей мероприятия. Дальневосточный гектар - это совершенно отдельно, это про наполнение бюджета. Фонд развития Дальнего Востока вообще не про Дальний Восток, а, скажем так, про систему распределения властных полномочий и бюджетов среди достаточно высокопоставленных, скажем так, российских государственных деятелей. Петр Кузнецов: То есть не совсем и про развитие, понятно. Максим Кривелевич: Да. Вот. Но в целом то, что государство сейчас повернулось к Дальнему Востоку лицом - это, конечно, очень хорошо. И все те добрые слова, которые ваши телезрители сказали в адрес Дальнего Востока, - это все абсолютная правда. Океан великолепен, есть, что посмотреть. Сетования относительно того, что туризм достаточно дорогое удовольствие, они все носят совершенно экономический характер. Здесь я снова, так сказать, приведу пример, который я очень люблю, потому что он абсолютно подходит к любой подобной ситуации. IPhone - штука уникальная. Вот как себе представить, что видеокамера, компьютер, я не знаю, все на свете, в одном крошечном корпусе. И стоит абсолютно копейки: не стоит как целый танк или как целая школа. Просто потому что IPhone выпускается сотнями миллионов штук. Так и с туризмом. То есть пока у вас, условно говоря, турист - это штучный покупатель, он будет покупать страшно дорогой товар, причем товар низкокачественный. А, понимаете, все дело-то как раз в том, что природа лучше всего сохраняется там, где туризм хорошо организован. То есть вот в Японии, в Корее - там, где туристы, ходят толпами, там как раз очень хорошо сохраняется дикая нетронутая природа, потому что хуже всего для природы - это как раз недостаток цивилизации. То есть надворный туалет гораздо хуже, чем пятизвездочная гостиница с идеально отстроенной канализацией, поэтому нет здесь внеэкономического решения проблемы. Проблема дальневосточного туризма - она чисто экономическая. Оксана Галькевич: Максим, а тогда здесь... Я прошу прощения, что я перебиваю. Просто понимаете, здесь тогда главный вопрос: как сделать этот туризм более массовым? Понимаете, вы сами сказали, что пока туристов мало, это будет дорогой услугой: доступ к вашим таким эксклюзивным красотам, к океану с тем, что еще есть посмотреть. Я даже знаю, я все это смотрела, но пока никак не соберусь. Вот как это сделать: поток более массовым, понимаете? Чтобы покупателей этих уникальностей было больше, чтобы они стали более доступными в итоге? Максим Кривелевич: Так, здесь есть несколько вариантов. Значит, есть вариант такой как бы деликатный, корректный, но долгий: развивать туристическую инфраструктуру, вкладывать деньги в то, чтобы везде были хорошие дороги, чтобы везде были, там я не знаю, четырехзвездочные, пятизвездочные гостиницы. Сначала они будут обслуживать иностранных туристов, потом они будут обслуживать россиян, ну, условно говоря, дорогих россиян - тех, кто покупает Rolls-Royce, постепенно они дойдут до тех, кто покупает «Жигули». Это путь такой - органического роста. Он абсолютно надежен, этим путем прошло множество стран, но это долгий путь. И есть второй путь. Он такой, скажем так, менее эволюционный, но он гораздо быстрее. Государство субсидирует огромное количество вещей, мы даже не представляем себе, какое количество товаров, работ и услуг, которыми мы пользуемся, субсидируется государством. Так вот если государство будет субсидировать закупку туристических услуг на российском Дальнем Востоке, люди будут пользоваться туристическими услугами на российском Дальнем Востоке. То есть вот здесь просто очень важно отделить плохой вариант - коррупциогенный, от хорошего варианта. Вот если государство будет строить гостиницы за свой счет, получится знаменитый пример гостиницы Hyatt во Владивостоке, да? 16 миллиардов бюджетных рублей потрачено впустую. Оксана Галькевич: Да. Не надо. Максим Кривелевич: А если государство будет компенсировать в виде вычета из подоходного налога гражданам отдых на Дальнем Востоке, то и для государства это будет, ну, скажем так, невеликий расход, потому что недополучит немножко денег, да? Казна не обеднеет. И для людей это будет очень хороший стимул, и не будет никакого здесь злоупотребления, не будет никакого мошенничества, потому что вы сначала эти деньги тратите, вы реально получаете услугу, потому государство разрешает вам на эту сумму уменьшить налогооблагаемую базу. Оксана Галькевич: Ну, и это честное голосование потребителя будет, правда? Люди будут голосовать своим выбором и, соответственно, рублем, налоговым вычетом. Петр Кузнецов: Копеечкой. Максим Кривелевич: Да, и могу сказать, что это превосходно. И речь не идет о том, что российский турист заменит иностранного туриста. Речь идет о том, что российский турист дополнит иностранного туриста, потому что иностранные туристы, они же кроме денег привозят еще определенную культуру. То есть персонал начинает говорить по-английски, туалеты становятся совершенно космическими. Если вы можете представить себе требования японских туристов к туалетам, то вот... Если у вас с подогревом воды в унитазе до нужной температуры нет, японский турист никогда не приедет, да? Кухни интернационализируются в ресторанах. То есть пускай приезжают к нам все туристы: условно говоря, и из Челябинска, и из Лос-Анджелеса. Каждый привозит свои какие-то требования, каждый платит за свои какие-то развлечения. И все это, в конечном итоге, методом экономического мультипликатора будет развивать здесь не только экономику, будет развивать инфраструктуру. Оксана Галькевич: Да. Максим, знаете, я подумала, что нужно просто не замещать действительно одних туристов другими, а добиться ситуации, когда японский турист, получив то, что вы сказали, нужной температуры, не удивлялся бы еще попутно, а почему вы сами-то сюда не приезжаете, да? Как-то странно. Уравнять нас в каких-то возможностях. Спасибо. Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета у нас на связи был. А сейчас у нас... Петр Кузнецов: Валентина из Московской области с ее мнением. Издалека, если мы про Дальний Восток. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Вот смотрим на эту красоту... Мы, конечно, мечтали, что приедем к вам... Петр Кузнецов: Вы про мой галстук? Зритель: Нам покажите почаще такую красоту, и мы будем рады видеть, какая красивая наша Россия. Петр Кузнецов: Ну, а вживую-то посмотреть? Что вам, от этого легче станет? Будем показывать чаще. Зритель: Конечно, легче. Вот мы сейчас смотрим... Петр Кузнецов: Слетать-то хочется посмотреть, пощупать. Зритель: И радуемся. Хочется, да вот неможется. Петр Кузнецов: Хотя бы так. Оксана Галькевич: Валентина, не обязательно прямо совсем на Дальний Восток. И Сибирь у нас тоже прекрасная. Выбирайте какие-то возможности для себя. Зритель: ... Екатеринбург, хоть бы я там посмотрела, где он, что он там работает, уехал. Петр Кузнецов: Понятно. Будем показывать чаще - все, что можем. Да, спасибо большое. Еще одна тема у нас впереди просто.