"Энциклопедия российского бизнеса" - так называется эта рубрика. Сегодня расскажем о Петербургском тракторном заводе, который по итогам прошлого года стал лидером по продажам сельхоз тракторов в России. Там делают современные модели, в кабине водителя есть даже кондиционер. Каждый будущий трактор начинается в сборочно-сварочном цехе. Оборудование здесь швейцарское, металл - отечественный. Толстый - для деталей рамы - отправляется на газоплазменную резку, тонкий листовой - для деталей экстерьера - режут лазером. Всего на заводе работают почти тысяча триста сотрудников. В этом цехе - 350 человек. Режут, сгибают, сваривают металлические листы, проверяют их на отсутствие дефектов. Если к сварщику попадет неправильно согнутая деталь, и он ее не пропустит - получит премию. Трудятся здесь в три смены. Александр Ягдаров, электрогазосварщик: "Сейчас мы начинаем варить пол, после этого будем варить арку, а потом крышу. Кто-то может за 4 часа сварить, но по идее это делается за 6 часов - полностью всю кабину собрать". Закир Байгильдин работает в цехе трансмиссий. Собирает коробки переключения передач. Прежде, чем стать цельным механизмом, все подшипники и шестеренки проходят тщательную обработку. Закир Байгильдин, слесарь: "Гидравлика, рычаги управления, механизмы управления, гидросистема. Это уже последний этап, после окончательной сборки уже идет на обкатку и на прессовку коробки". Завершающая сборка "Кировцев" происходит на главном конвейере. Одновременно на нем могут находиться 13 машин в разной стадии готовности. Здесь соединяют кабину с рамой, устанавливают двигатели: есть три варианта - два отечественных и один немецкий. В зависимости от сборки и модификации, мощность моторов - от 300 до 430 лошадиных сил. Здесь же подключают все электронные и гидросистемы, а том числе и кондиционер в кабине механизатора. Игорь Ходак, заместитель начальника цеха: "Каждый день идут предложения как от рабочих и людей, которые собирают кабину, так и от конструкторско-технологической службы, для того чтобы человеку было комфортно. Это понижение шума и понижение вибрации". Сходят с конвейера 5 тракторов в день. Но собирают на петербургском заводе не только сельхозмашины - их цвет красно-серый, но и дорожно-строительную технику - с традиционно желтыми кабинами. Желтые машины можно встретить в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. А вот агротехника почти вся уезжает в Казахстан, на Алтай, в Краснодарский край и на Ставрополье. Сегодня на полях России и стран ближнего зарубежья работают 42 000 тракторов "Кировец" различных модификаций. Тракторы последнего поколения - серии К-744Р - оборудованы универсальным креплением для российских и зарубежных сельхозорудий и могут оснащаться дополнительной парой колес. В год предприятие выпускает около тысячи единиц техники. И по итогам 2014 года петербургский завод впервые вышел на первое место в России по объемам продаж тракторов, обойдя в том числе и зарубежных конкурентов.