Иван Князев: Ну вот, как уже анонсировали чуть ранее, вновь и вновь в России поднимается вопрос о прогрессивной шкале налогов. На этот раз о ней заговорили уже в Торгово-промышленной палате. Там предложили обнуление налогов и сборов с людей, у которых зарплата ниже 13,5 тысяч рублей. А вот для самых высокооплачиваемых работников налоговую нагрузку нужно повысить до 45%. О какой высокой зарплате идет речь? Много ли таких работников в нашей стране, и почему инициатива о прогрессивной шкале дальше разговоров пока так и не заходит, спросим у экспертов. Ну а вы тоже звоните, расскажите, кто должен платить больше налогов и кого от них нужно освободить. Тамара Шорникова: Звоните. Сейчас подключим эксперта. Константин Бабкин, председатель Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Торгово-промышленной палаты. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Константин Анатольевич. Тамара Шорникова: Добрый день. Сначала хочется, конечно, узнать, вот те самые высокооплачиваемые работники: кого может коснуться вот эта инициатива, эти повышенные налоги. Видели информацию о том, что таких работников у нас 1%. Это какие доходы, какие зарплаты? Кто эти работники? Константин Бабкин: Свыше 500 тысяч рублей в месяц - это вот считается для нас, мы считаем самые высооплачиваемые. Иван Князев: То есть у них уже 45% налог должен быть? Константин Бабкин: Ну, смотрите, тут немного... Чтобы мы все одинаково понимали, все знают, что у нас 13% подоходный налог, но в нашем понимании, понимании Совета ТПП, налогов граждане России платят гораздо больше. В налоги мы включаем отчисления в Фонд медицинского страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования. И все думают, что у нас плоская шкала: бедные платят в процентах столько же, сколько богатые. Так вот, если мы посмотрим на все эти отчисления, то мы увидим, что богатые у нас платят меньше, чем бедные. То есть у нас не плоская, а регрессивная шкала. Бедные граждане несут гораздо большую налоговую нагрузку. Это плохо по многим причинам. Это плохо воспринимается обществом, то есть общество становится и выглядит несправедливым, и воспринимается несправедливым. Налогообложение воспринимается как несправедливое. Это плохо для производства, для конкурентоспособности нашей экономики, потому что на производстве: в машиностроении, в сельском хозяйстве, как правило, работают люди, получающие гораздо меньше 500 тысяч рублей, и они платят гораздо больше налогов, чем люди, сидящие на яхтах где-то за границей. И тем самым мы подрываем, повышаем себестоимость наших товаров и снижаем конкурентоспособность этих товаров. Тамара Шорникова: Константин Анатольевич, уточнить просто. Эти 45%: речь о поднятии НДФЛ с 13 до 45 или о том, что все сборы, в том числе в Фонд медицинского страхования, в соцстрах (то, что подсчитывают в районе, по-моему, 30% от зарплаты обычно аналитики) вот с 30 до 45 поднять? Общие сборы? Константин Бабкин: Да, вот богатые у нас платят порядка 30%. Поднять общие сборы до 45% предлагаем. А бедные у нас платят, если мы посчитаем все отчисления, включая налог на добавленную стоимость, который ложится на зарплату, то бедные платят у нас порядка 50-53% от своей зарплаты. Вот эту цифру, эту сумму мы предлагаем снизить как раз процентов до 30%. Еще раз повторюсь для ясности. Бедные должны платить около 30% дохода, богатые - 45. Тамара Шорникова: Подождите, а почему вы считаете, что такая большая разница. Налог на добавленную стоимость богатые тоже платят, покупая точно также товары. В среднем общие сборы, общие выплаты с зарплаты оцениваются в 30% для любой зарплаты. Константин Бабкин: Нет, это неправильный подсчет. Если мы все налоги сложим, все отчисления так называемые вот в эти фонды, то мы увидим, что... Тамара Шорникова: Что дополнительно оплачивают люди с небольшой зарплатой, чего не платят люди с зарплатой в 500 тысяч? Константин Бабкин: Налоги с небольших зарплат составляют более 50% в России. Не 13, и не 30%. Вот эту цифру мы предлагаем снизить. Иван Князев: Ну здесь действительно надо математические выкладки какие-то приводить, смотреть. Давайте послушаем наших телезрителей, их мнение узнаем. Андрей из Брянской области у нас на связи. Андрей, здравствуйте. Слушаем вас. Тамара Шорникова: Андрей, вы в эфире, говорите. Зритель: Здравствуйте. Не надо нам ничего выдумывать и придумывать. По-моему, во всем мире только 19 стран, а может, а чуть-чуть ошибаюсь, платят фиксированные налоги. Все остальные цивилизованные страны платят дифференцированный налог. Кроме того, богатые люди имеют возможность распоряжаться своими, так сказать, капиталами и с этих денег иметь довольно большую прибыль - гораздо больше, чем дают в банке. Иван Князев: Ну, если быть точнее, 27 стран в мире используют плоскую шкалу налогообложения, в основном, это бывшие республики СССР и страны бывшего соцлагеря. А во многих, как мы говорим, цивилизованных странах все-таки уже прогрессивная шкала налогообложения. Зритель: Да, возможно. Не надо ничего придумывать. Иван Князев: Да, понятно, Андрей. Спасибо вам за ваше мнение. Константин Анатольевич, все-таки хотелось бы еще, знаете, понять: не сколько по цифрам, а сколько по категориям. Кто в нее попадет, кого будет касаться вот эта повышенная ставка? Это бизнесмены? Почему именно 500 тысяч? У нас, например, депутаты получают тоже достаточно внушительные суммы, губернаторы: они тоже попадут туда или, может быть, каких-то народных избранников освободят от этого? Константин Бабкин: В нашем предложении, в предложении нашего Совета ТПП звучит сумма 500 тысяч рублей, и туда должны попасть, по идее, все депутаты, чиновники, губернаторы, предприниматели, может быть, какие-то высокооплачиваемые сотрудники наемные - все-все-все. Иван Князев: Это сумма какого-то общего дохода в месяц или только заработная плата? Там от декларации вы будете отталкиваться? Константин Бабкин: Вот вы правильно сказали, что надо садиться с калькулятором, приводить к единому знаменателю, приводить наши понятия в единую систему координат, и потом уже решать. То есть наше предложение состоит в том, что давайте запустим или вернем вот эту дискуссию о налоговой реформе доходов. Иван Князев: Почему тогда эта дискуссия все время прерывается на самом начальном этапе, как вы думаете? Потому что смотрите, если освободить, например, с маленькими доходами, сколько бюджет потеряет, например? Или сколько выиграет, если будет повышенная ставка для богатых? Константин Бабкин: Вот у нас Совет по конкурентоспособности и промышленному развитию, так вот мы исходим из того, что эти наши предложения должны дать толчок экономике, снять с нее путы. И наши предложения нацелены на развитие экономики, на повышение доходов бюджета. То есть даже когда мы говорим о снижении, обнулении налогов, мы тем самым говорим: «Давайте дадим возможность нашей экономике развиваться». И вот с большой экономики малых налогов мы соберем гораздо больше, чем сегодня. Конечно, нужно уже дискутировать, что такое малая зарплата: 20 тысяч рублей в месяц, 50 тысяч рублей в месяц. Это надо сидеть действительно с калькулятором. А пока от этой дискуссии Правительство отмахивается, как правильно заметили. Почему это происходит? Сегодня нашим Правительством, Центробанком руководят люди, которые... Для них экономическое развитие и повышение доходов граждан не является приоритетом. Иван Князев: Ну, подождите, подождите, прежде, чем такие заявления делать, Константин Анатольевич, можно просто понять, например, что в Налоговой службе и в Минфине все-таки люди умеют считать деньги. То, что как бы справедливость налогообложения уже давно вызывает вопросы - это понятно. Но как вы правильно сказали, нужно все просчитать. Меня, знаете, вот что интересует. Не станут ли богатые скрывать свою доходность после вот таких инициатив, потому что смотрите, человеку с зарплатой в 20-30 тысяч достаточно сложно скрыть свои доходы, а у людей, которые больше получают, которые богатые, у них там, понимаете, разные инструменты могут быть. Сами говорите: выводят капиталы, например. Константин Бабкин: Предложение состоит в том, чтобы сделать... дать новые возможности богатым людям. Богатые люди должны не забирать из предприятий деньги в виде зарплаты и тратить на импортные товары или выводить за границу. Людям должно быть выгодно инвестировать здесь, в России, создавать рабочие места, платить за создание рабочих мест гораздо меньше налогов, чем они платят сегодня. Платить с действующих предприятий гораздо меньше налогов, чем платится сегодня. Сделать эти предприятия гораздо более конкурентоспособными, гораздо более масштабными и получать от этих предприятий гораздо больше денег в итоге. Да, с этих денег платить повышенные процентные ставки по налогам, но в итоге получать гораздо большие доходы. То есть тем самым мы хотим запустить экономику. Суть нашего предложения такова. Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Михаил, Ханты-Мансийский округ. Здравствуйте. Давайте послушаем Ивана из Калининграда, он обогнал Михаила. Иван Князев: Я только что все сказал. Зритель: Да, здравствуйте. Я хочу высказать свое мнение по поводу налогов. Прежде чем поднимать налоги или делать шкалу прогрессивную, нужно вначале разобраться с зарплатами. Зарплата руководителя не должна превышать зарплату низкооплачиваемого сотрудника более, чем в 4 или 5 раз. Ставится 500 тысяч - зарплата, от которой будут уже отчислять... другая шкала будет. А зарплата минимальная - 13. Это что, больше, чем в 10 раз? Это неправильно. Поэтому нужно разобраться в начале с зарплатами. Вот мое мнение. Иван Князев: Да, спасибо вам, Иван. Спасибо за ваше мнение. Тамара Шорникова: Да, все верно. Константин Анатольевич, я вспоминаю разговор как раз, который был у народа с Президентом, тоже много говорили о непомерно больших зарплатах, о несправедливой разнице между зарплатами сотрудников и зарплатами больших руководителей. И он тогда говорил о том, чтобы не было богатых, задача в том, чтобы не было бедных. Мол, нельзя слишком прижимать высококвалифицированных сотрудников, высокооплачиваемых, потому что их могут переманить за рубеж и т.д. Как вы к этому относитесь? Константин Бабкин: На прямой линии речь шла конкретно о госкорпорациях, где платятся действительно очень большие зарплаты. А госкорпорации имеют источник в виде бюджета, и тут не просто речь идет о том, что мы привлекаем конкурентоспособных специалистов: речь идет о том, что фактически сотрудники государственных предприятий, которым часто... Речь не идет о конкуренции с зарубежными специалистами. Вот эти чиновники фактически назначают себе сами огромные зарплаты. Это, конечно, тема очень такая болезненная, важная, но она выходит за рамки вопросов налогообложения. А если говорить о том, что поднимать доходы низкооплачиваемых граждан, так, еще раз, на это и нацелены наши инициативы. Созданием рабочих мест, стимулированием создания рабочих мест. Уменьшить количество бедных, снижением или обнулением налогов с невысоких зарплат поднять тем самым эти зарплаты, опять же, создать дополнительные рабочие места, тем самым уменьшить количество бедных, то есть поднять средний жизненный уровень. Вот суть наших предложений. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Константин Бабкин, председатель Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Торгово-промышленной палаты. Тамара Шорникова: И еще несколько смс. Краснодарский край: «Освободите пенсионеров от НДС, пенсия 10300, с ростом цен растет и НДС». Рязанская область: «Почему бедные 13 тысяч, богатые только 500 тысяч, от 500. Разница слишком большая». Хакасия, телезритель предлагает с каждых дополнительных 100 тысяч в доходе или в зарплате увеличивать на 5% налоги. Следующая тема. Иван Князев: К следующей теме.