Будет ли платным проезд по региональным трассам? Именно такой законопроект внесло в Госдуму заксобрание Краснодарского края. Счетная палата при этом отмечает, что принятие такого документа на фоне работы системы "Платон" грозит "возникновением риска социальной напряженности". Тем не менее, некоторые регионы хотят сделать проезд по своим дорогам платным. Произойдет ли это? И чем грозит, если да?  Ольга Арсланова: Сейчас поговорим о возможном расширении системы "Платон" на регионы. Дело в том, что Госдума может рассмотреть законопроект о взимании платы за проезд грузовиков по дорогам регионального значения. Вот такая инициатива уже поступила из законодательного собрания Краснодарского края. Не исключено, что поступит и из других регионов, потому что некоторые субъекты уже этот документ поддержали. Антон Алфимов: Поговорим о том, чем закончится попытка внедрения, по сути, той же системы "Платон" на региональном уровне. Минтранс пока открещивается от этой инициативы, настаивая на том, что "Платон" ещё недостаточно зарекомендовал себя на федеральных трассах. Хотя деньги идут: за девять месяцев этого года с перевозчиков собрали почти 16 миллиардов рублей, а почти 11 направлено на ремонт дорог. Власти регионов в свою очередь считают, что эксперимент удался, и настаивают на скорейшем введении системы у себя. Основной аргумент - "необходимость ускорения темпов ремонта и развития региональных трасс". Это ещё не все неприятности для дальнобойщиков. В ближайшее время правительство решит, будет ли отменен льготный тариф, это то, что сейчас платят перевозчики. Глава Минтранса Максим Соколов, например, надеется что тариф уже в следующем году вырастит до 3 рублей 6 копеек за километр. И это несмотря на позицию Счетной палаты, где посчитали что дальнейшее увеличение нагрузки на владельцев грузовиков приведет к социальной напряженности. Как выглядит социальная напряжённость, мы все помним, потянут ли водители новые сборы, что собираются предпринять, узнаем у Валерия Войтко. Глава профсоюза "Дальнобойщик" сегодня у нас в студии. Здравствуйте, Валерий, рады видеть вас снова! Валерий Войтко: Координатор ассоциации "Дальнобойщик", поменялось у нас всё с прошлого года немножко. Антон Алфимов: Договорились, надеюсь, что вы на меня не обиделись. Ну, что вторая серия. Валерий Войтко: Ожидаемая вторая серия… Антон Алфимов: Ожидали, насколько я понимаю, повышения тарифов, но ожидали ли распространения этой системы на региональные местные трассы? Валерий Войтко: Да, всё это было предсказуемо, мы полтора года назад подготовили, публиковали свой, как я говорю, почти фундаментальный материал. Уже тогда полтора года назад мы четко расписали, что дальше будет с "Платоном" , все наши прогнозы, как правило, негативные, сбываются с точностью до абзаца. Антон Алфимов: Ну а их кто-то отрицал, кто-то опровергал? Валерий Войтко: Да, мы столкнулись просто с массивом, с валом, честно говоря, недосказанности, а если так вот - откровенной лжи, недобросовестной информации, которая постоянно вбрасывалась в массы. Постоянно! Ольга Арсланова: Вроде сегодня поступило опровержение ( - о том, что не будет это региональной системы, прим. ведущей). Может быть нам пора разойтись? Валерий Войтко: Надо исходить вот из чего: у регионов нет денег, катастрофически нет денег, нет! Значительная часть наших регионов либо дотационная, либо в преддефолтном состоянии. Денег… надо понимать, что денег нет. Всё, что до сих пор продолжает жить работать производить возить – это тот самый интерес региональных элит, региональных экономик из кого-то чего-то вытащить. Антон Алфимов: Ну, если мы вспомним девяностые годы, когда денег не было, но и дороги тогда не строили. Валерий Войтко: Вы несколько заблуждаетесь… Ольга Арсланова: Так проблема в том, будут ли строить сейчас, я так понимаю, главное опасение? Антон Алфимов: Нет, ну почти 11 миллиардов отправлено на ремонт. Ольга Арсланова: Ну, отправлено, отправлено. Валерий Войтко: Это недостоверная информация, вот я попытаюсь, сколько времени у нас есть: как-то от общего к частному. Основные вопросы возникают не столько у перевозчиков, сколько у производителей. У производящего сегмента экономики вызывает сама идеология "Платона". Вот помните, мы тогда с вами разговаривали, что говорили в оправдание "Платону"? Ольга Арсланова: Он есть в других странах. Валерий Войтко: Да, великолепно! Министр транспорта Соколов пару месяцев назад четко сказал, я зацитирую, чтоб потом меня не обвиняли в некой предвзятости, "смысл существования системы "Платон"  - даже не сбор денег, а оптимизация логистических потоков по транспортным артериям, коридорам нашей страны. Причем, это такая апробированная в мире технология. И в соответствие с белой книгой Европы, грузовые перевозки на 300 км или 500 км в ближайшее время должны производиться не автомобильным, а иными другими видами транспорта". Вот, в свое время в советских школах был такой предмет как экономическая география. Я его очень любил. Где что производится, где что растет, куда что перевозят. Антон Алфимов: У вас в школе был такой предмет? Валерий Войтко: Да, он у всех был, это восьмой или десятый класс, по-моему, география и экономическая география. И люди, которые рассказывают нам  о вот  этом самом бесценном европейском логистическом опыте, они либо плохо учились, либо пытаются ввести нас в заблуждение. Это я совсем мягко говорю, потому что кипит всё внутри. Вот, смотрите, берем ту же самую Северную Европу. В треугольнике Северозападная Германия, Антверпен, Бельгия, Голландия, кусок Франции. Значит, вот там да, плечо 300 км, 400 км, 500 км, но надо учитывать что в этом плече находится около семидесяти процентов производственных мощностей Евросоюза. И там же находится около 90-110 миллионов потребителей. Ведь суть транспорта, задача транспорта – это что? Это доставка товарных грузов от производителя к потребителю. Там доставка груза от производителя к потребителю действительно укладывается в 500 км. И нам говорят, то мы на себя должны примерять европейский опыт при наших расстояниях. Там 500 км – это три европейских государства, а у нас по территории одной области можно ехать 500 км. И когда чиновники пытаются, вы уж меня простите, шкурку  кролика натянут на медведя, это что некомпетентность? Или осознанное желание разбить транспортно-логистические системы, которое, собственно, и делают единым неделимым пространство нашей страны? Ольга Арсланова: На что вам скажут, сколько в итоге путем этих переговоров, путем протестов, полтора, да, рубля? Нигде нет таких смешных расценок, скажут вам, это же всего ничего. Валерий Войтко: Всё, что было сказано в защиту "Платона", мы это убедительно доказали по пунктам, что всё это либо неправда, либо недоговоренность, либо не вся правда. Вот такими хитрыми ходами пытаются завуалировать то, что система платно оказалась, удивитесь, не состоятельной. Ольга Арсланова: Вот смотрите, год, да? Мы же можем подвести итоги. Скоро исполнится ровно год. Валерий Войтко: Можно, да. Ольга Арсланова: Какие проблемы реально сейчас существуют, с чем вы столкнулись? Антон Алфимов: Ну, кроме того, что вам приходится платить. Валерий Войтко: Мы не столкнулись ни с чем. Строгость российских законов компенсируется их неисполнением. Вот смотрите, это только часть тех денег, которые планировал заработать "Платон". Но опять же это не чистый заработок "Платона", думаю, что через пару минут мы к этому вернемся. Мы говорили о том, что введение "Платона" так или иначе скажется на стоимость транспортной услуги и на цене всех товаров, которые продаются в магазинах. В общем, так оно и произошло: Минэкономразвития, дай Бог памяти, ещё с месяц назад опубликовал свои данные, свою аналитику по разным группам товаров по разным направлениям. Увеличение стоимости составило 3,5, 10, 20, а по некоторым группам грузов – до сорока процентов. Каков вклад вот этих всех затрат в общую картину? Вот удивитесь - на  сегодняшний момент минимальный. Почему? Потому что по уже по нашим данным, мы проводили опросы, около 70 процентов автоперевозчиков за "Платон"  не платили. Когда нам говорят, что система работает, что она в идеальном состоянии. Около 70 процентов перевозчиков за "Платон"  не платили, те кто платили, здесь тоже две группы, важно отследить, чтобы понять в чем Минтранс нас пытается дезинформировать, мягко говоря. Значит единственная группа автоперевозчиков, которые безболезненно пережили введение "Платона"  – это ритейл, это транспорт промышленных производителей и транспорт сельхозпроизводителей. Т.е. там автоматоматически все суммы платежей в "Платон" , они автоматом были перенесены в себестоимость производимой ими продукции, которую возят своим транспортом. И всё остальное – рубль 53, это в общем не такая большая сумма, и эту сумму до сих пор, в 90 процентов случаев, исключая то, что я говорю – ритейл, товаропроизводители, их транспорт, эти суммы как правило перевозчики платили из своего дохода. Они не перекладывали это в стоимость транспортной услуги, потому что в сложившихся условиях… Кризис! Товаропроизводители не в состоянии поднять цену на свои товары хоть сколько-нибудь. Он не выдержит конкурентной борьбы, он разорится, он уйдет с рынка. Перевозчики этот рубль 53 скомпенсировал из своих доходов. Частично, в том случае когда машина, условно говоря, шла с Урала на Москву и под Москвой стоили вот эти самые рамки и считывали показания наличия оплаты, все эти контрольные функции. Но этих рамок на начало года было что-то около 20 штук, сейчас этих рамок что-то около сотни. Если сейчас в соответствии с условия концессионного соглашения, приложение которого там 141 страницу занимает, будет необходимо количество рамок, т.е. до 2017 года их должно быть что-то около 140-150, вот что-то такое… Ольга Арсланова: Всего? Валерий Войтко:  Это часть. Их всего должно быть 471. Вот. Будет необходимое количество рамок, и избежать штрафов уже не получится. Автоперевозчики, так или иначе, должны будут оплачивать свой "Платон" , перевозку в "Платоне" . Три рубля для автоперевозчика – это будет реально неподъемная стоимость. Мы так или иначе будем закладывать это в стоимость транспортной услуги, и не оглядываясь на то, что думают по этому поводу заказчики перевозки. И вот этот вот двойной удар, он будет действительно весьма-весьма ощутим как для экономики, так и для конечного потребителя. Ольга Арсланова: Ну, т.е. в итоге товары всё-таки подорожают и подорожают заметно? Валерий Войтко: Они и сейчас подорожали. Но в случае необходимого количества контрольных приборов и увеличения тарифа, это будет такой хороший удар под дых нашим товаропроизводителям. И, вот, возвращаясь к своему прежнему тезису: при трехрублевом тарифе автоперевозчики уже точно не будут оплачивать это из своего кармана, они не в состоянии этого сделать. Рентабельность бизнеса такова, что… Ольга Арсланова: Почему вы говорите вот об этих трёх рублях? Т.е. вы не сомневаетесь в том, что он будет поднят в два раза? Антон Алфимов: Тут особо никто не сомневается, Минтранс уже… Ольга Арсланова: Ну, пока идут разговоры… Валерий Войтко: Вот хорошо, что вы сказали разговоры. Я приведу замечание одного моего коллеги, который в свое время принимал участие в некоей встрече товаропроизводителей на юге России и ещё, наверное, за год - за полтора до введения "Платона" . Т.е. все разговоры ходили, правительство там что-то готовило, мы свои бумаги готовили. И он свой расчёт, товаропроизводитель  сельскохозяйственный, свой расчет о пагубном влиянии "Платона"  на его бизнес, на бизнес его ассоциации, он Владимиру Владимирович вот так показал. И говорит: "Меня удивила реакция нашего президента. Обычно он схватывает всё на лету, тут же у него есть готовое мнение, рецепты, оценка ситуации, а тут он так посмотрел – "а сбор с грузовиков, а деньги же где-то брать надо?", грустно сказал Владимир Владимирович". Антон Алфимов: Давайте звонок примем, Наталья у нас на связи, здравствуйте. Наталья: Здравствуйте, извините, пожалуйста, за беспокойство, мой брат, родной брат, очень много лет работает водителем грузовика, т.е. фуры. Он ездит от фирмы - Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан – уже очень много лет. И вы знаете, когда ввели "Платон" , вот то, что он привозил: изюм, курага, сухофрукты - они стоили по одной цене, как только ввели платно, они настолько подскочили в цене, что просто это ударило по карману потребителя. Т.е. мы не можем сейчас себе позволить купить вот ту же курагу, вот тот же изюм, потому что очень сильно подорожало. Ольга Арсланова: Спасибо. Ну, были же какие-то экспертные, псевдоэкспертные расчеты, которые говорили о том, что там подорожание на доли процента? Валерий Войтко: Когда чиновники Минтранса раз за разом повторяют, вот эту чеканную фразу что после введения Платона стоимость доставки одного литра молока подорожает на 10-12 копеек. У меня закрадываются серьезные сомнения в их дееспособности. Чиновники такого уровня. Потому что они выдергивают один производственный процесс: доставка готовой продукции от производства до логистического склада. Да действительно на этом плече подорожание 10-12 копеек, но "Платон" работает на всех федеральных трассах. И  этот сбор заложен в весь производственный цикл. Вот как они этого не поймут, или просто не хотят это говорить. Сборы "Платона" заложены во все транспортные расходы при производстве молока: это корма, это стройматериалы, для ферм, это топливо, это упаковка, для ритейла, доставка продукции - это три-четыре пять транспортных цикла в плечо - либо маякниковая, либо кольцевая перевозка - и везде, на каждом этапе свои 10-15 копеек "Платон"  вносит. И поэтому бы были абсолютно прав и эти цифры сходятся, когда полтора года назад говорили о том, что полном масштабное введение "Платона" это 3,5,6 процентов вклада в инфляцию. Наше мнение подтвердили ведущие товаропроизводители, отраслевые ассоциации: мясо, молоко, зрение, сахар - все. И все равно понимают, что при таком подходе "Платона"  перестал быть экономической проблемной, на самом деле. Это уже политическая проблем. Антон Алфимов: Ну что касается инфляцию, смотрите у нас по этому поводу в общем всего и ничего – сколько там, шесть процентов ожидается? Валерий Войтко: Вернемся на пять минут назад, я говорил о том, что… Ольга Арсланова: Платон не работает! Валерий Войтко: Платон не работает. Антон Алфимов: Вот кстати сейчас об этом, как вы считаете, когда вот этого оборудования будет достаточно для контроля? Ольга Арсланова: И штрафы реальные будут приходить? Антон Алфимов: Да, во-первых когда это случится, по вашему расчету? Валерий Войтко: Это не расчеты, это там какая-то 135 страница приложения к концессионному соглашению, в 2017 году количество рамок должно быть доведено до 200 с чем-то единиц, ну плюс к тому там эти мобильные машинки, которые… Антон Алфимов: В 2017 же году могут увеличить тариф до трех … Валерий Войтко: Могут в дважды увеличить тариф, да. Т.е. я ещё раз говорю, как только система контроля будет работать в полный рост и одновременно с этим произойдет вдвое подъем тарифов. Ну, ребят, тут  уже от этих процентов никуда не деться, и кто это будет расхлёбывать, я не предполагаю. Антон Алфимов: Ну, и на этот раз чего ожидать от дальнобойщиков? Опять МКАД перекрывать будете? Валерий Войтко: Вы знаете, дальнобойщики, т.е. сама профессиональная среда... там разные люди, там очень разные  люди. И мы со своей стороны сейчас четко нацелены на то, что ребят, не надо себя выставлять в качестве пушечного мяса. Вот при тех масштабах проблемы, которую мы сейчас наблюдаем и прогнозируем, платно это уже не проблема автоперевозчика. Ольга Арсланова: Которые просто поднимут свои цены. Валерий Войтко: Автоперевозчику в нормальных рыночных условиях, абсолютно, извините, по барабану, сколько стоит проездной билет – один рубль, два рубля, три рубля. Это всё закладывается в стоимость перевозимых грузов, это всё закладывается в стоимость транспортной услуги для наших товаропроизводителей, которые, ещё раз говорю, живут в кризисных условиях. И наша задача - заставить их понять, что всё ребят, мы за вас платить больше не в состоянии, это становится вашей проблемой, это становится проблемой торгующий организаций, это становится проблемой оптовиков, это становится проблемой населения. Из чьих карманов будут вытащены эти деньги. Ольга Арсланова: А товаропроизводители уже как-то реагируют? Вы видели какие-то изменения? Валерий Войтко: Да, ещё год назад около двадцати субъектов нашего производящего бизнеса написали открытое письмо Медведеву, насколько я помню тогда, в котором говорили, что да, введение "Платона"  в том виде, в котором он предлагался, это урон для наших производств. И ещё крайне немаловажный момент по поводу денег, да? Сколько собрал платно и сколько уйдет в дороги. Ольга Арсланова: У нас вот зрители как раз спрашивают: - Куда уходят собранные денежные средства, неужели дороги кормят чиновников? Валерий Войтко: Значит, смотрите, что получается, опять вот те самые недоговоренности и недомолвки. Складывается картина, что да, всё здорово, вот деньги собираются, вот 18 миллиардов собрали, как всё здорово. Но смотрите, что получается: оператор ООО "РТИЦ" в своё время оформил, взял кредит по-моему на 26 миллиардов рублей на подготовку и запуск этой системы. Как я полагаю, кредит был взят всё-таки под государственные гарантии, т.е. чтобы не произошло с "Платоном" , этот кредит надо будет отдавать: либо оператор из своих заработков, либо государство, извините, вот. Ольга Арсланова: Извините ,а почему такие огромные деньги? Это что, для этих вот там рамок, сколько их? Вот на них? Валерий Войтко: Да, это тоже вызывало вопросы, я этого тоже потом коснусь. Вот один кусок денег лежит – 26 миллиардов, кредитные деньги, вложенные в "Платон". Значит с автотранспорта как мы и планировали, как мы и прогнозировали, за вот этот календарный год будет собрано около 16-18 миллиардов рублей. Но пару месяцев назад был принят закон о налоговом вычете. Т.е. то, что автоперевозчик платит за "Платон", это выщелкивается из его платежей транспортный налог. Транспортный налог региональный – это деньги, которые оставались в регионе. Сейчас получается: вот сколько автоперевозчики со всей страны отдадут в "Платон", столько федеральный бюджет компенсирует регионам как компенсация выпадающих доходов. С такой формулировкой. Т.е. 20 собрали – 20 из государственного бюджета в региональный ушло. Из 20 собранных, по условиям концессионного соглашения, пусть даже луна упадет на землю, но 10,6 млрд + НДС каждый год оператору из собранной суммы выдается. Соответственно остается на всё счастье наших автомобильных дорог около десяти миллиардов рублей. По факту там 7-8 миллиардов. Ну, чтобы вы понимали, 7-8 миллиардов – это половина стоимости одного сколько-нибудь значимого инфраструктурного объекта. Т.е. мост, объезд областного центра и ещё, ещё, ещё. Ольга Арсланова: А это сопоставимо с теми деньгами, которые регионы получали от налога, или это меньше? Валерий Войтко: Регионы из бюджета получат ровно столько, сколько автоперевозчик региона отдали в "Платон". Т.е. цифры разные, т.е. где-то машин больше, где-то налоги разные. Если оценивать "Платон" не с эмоциональной точки зрения - народный протест, возмущение, из кошельков воруют деньги, а оценивать с точки зрения эффективности бизнес-проекта, то тоже дебет с кредитом не сходится. Т.е. совсем не сходится. Государство отдает уже сейчас гораздо больше, чем планирует получить. Причем затраты, простите, матом ругаться не хочется. Весной этого года я присутствовал на встрече Владимира Владимировича в Манежке. Была встреча с общественностью. Нас нацеливали на то, что да, действительно проблемы автодорог будут подняты, готовьте свои вопросы. Я сидел напротив экрана, на котором постоянно бежало вот это вот… смс-ки, сообщения. Действительно, вот 30 процентов сообщений на ту прямую линию были о катастрофическом состоянии дорог. Готовили мы эти вопросы, Владимир Владимирович здорово перехватил инициативу, когда сразу на входе тут же переключился на дороги Омска, если вы помните, состояние дорог… И что он сказал: да, дорожные фонды небогатые, денег у нас немного, и для того чтобы нам поднять каким-то образом качество дорог в регионе, мы приняли решение поднять акциз цене топлива. Акциз цене топлива, его подняли, он дал около сорока миллиардов рублей. Один рубль в акцизе. Весь "Платон" с его многомиллиардными затратами дал восемь тысяч. Вот тогда я понял, что Владимир Владимирович "Платон" как реальный инструмент наполнения дорожных фондов, он уже тогда его не рассматривал. Антон Алфимов: Понятно. Спасибо, к сожалению, наше время вышло. Валерий Войтко, координатор ассоциации "Дальнобойщик", был у нас в студии, говорили мы о возможном расширении системы "Платон" на региональные трассы.