Будучи на дороге, человек общается практически с государством и властью. И попадая в колдобину, он, в первую очередь, проклинает правительство. Все политические силы заинтересованы в том, чтобы у людей было хорошее настроение на дороге
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/buduchi-na-doroge-chelovek-obshchaetsya-prakticheski-s-gosudarstvom-i-vlastyu-i-popadaya-v-koldobinu-on-v-pervuyu-ochered-proklinaet-pravitelstvo-vse-politicheskie-sily-zainteresovany-v-tom-chtoby-u-lyudey-bylo-horoshee-nastroenie-na-doroge-61196.html
Марианна Ожерельева: Качественные дороги в Москве и Ханты-Мансийском автономном округе, а вот Архангельская и Кировская области оказались в списке регионов с плохими дорогами. Таковы результаты рейтинга «Качество муниципальных и региональных дорог» агентства «РИА Новости».
Какие дороги в вашем регионе? Пишите, звоните, будьте с нами на связи. Очень интересно узнать, откуда вы и какого качества у вас дороги.
А со мной в студии эксперт – Алексей Малый, эксперт ОНФ, доктор экономических наук, почетный строитель России. Алексей Алексеевич, здравствуйте.
Алексей Малый: Добрый день.
Марианна Ожерельева: Сначала общий вопрос: а почему у нас вообще в разных регионах страны дороги так сильно друг от друга отличаются?
Алексей Малый: Ну, простите, качество дорог – это очень важный элемент. И мы нацелились на очередном съезде ОНФ именно на новое качество дорог. И качество дорог, так же как и наша жизнь, зависит от нескольких факторов. Допустим, качество жизни людей зависит от образования, воспитания, то есть культуры, и, например, количества потребляемой электроэнергии. Вот некоторые эксперты так считают.
Марианна Ожерельева: Хорошо.
Алексей Малый: А качество дорог зависит от проектирования, использованных технологий и материалов. И в первую очередь, конечно же, это проектирование. Там, где новый проект, там, где заложены новые требования, новые стандарты, новые технологии и применение новых материалов, соответственно, выше долговечность, выше прочность.
Потому что требования к дорогам постоянно растут. Например, грузовые автомобили каждый год становятся все тяжелее и тяжелее, грузоподъемность их увеличивается. И те дороги, которые были спроектированы 10, 20 или 30 лет назад, они просто не выдерживают такой нагрузки. Ну и так далее. Плюс погодные условия, конечно же, так сказать. Современные материалы позволяют справляться со всеми перепадами температур, поддерживать прочность и все необходимые качества, так сказать, дороги в любых температурных условиях.
Марианна Ожерельева: Вот вы сказали о климате. Потому что как раз в этом исследовании было это важным фактором. Но еще и про деньги. Можно еще раз показать карту? Как раз те, кто лидируют по качеству дорог, и те, кто в аутсайдерах. Вот смотрите, если про деньги. Насколько богатый регион – и там выявляли зависимость. Вот в Москве все хорошо с финансовым обеспечением – и вот вам, пожалуйста, дороги хорошие. Ханты-Мансийский. Ингушетия – тут у меня вопрос очень большой. Один из дотационных регионов, но в лидерах. Челябинская область. А вот аутсайдеры: Ярославская область, Крым, Кировская область, Свердловская.
Можно объяснить еще и бюджетной составляющей, что там похуже с дорожным покрытием?
Алексей Малый: Вы знаете, дорожное строительство – это очень длинные проекты. И как бы в первую очередь я бы взял вот здесь преимущество именно в интеллекте, преимущество именно в опыте работы тех чиновников, которые сегодня работают в дорожной отрасли, которые работают сегодня в администрациях этих регионов.
Марианна Ожерельева: Но раньше же как-то строили. И ездили по ним долгие годы.
Алексей Малый: Понимаете, вот если это заранее продумано, сделаны правильные заявки, заранее запроектировано… То есть от проекта до строительства проходит несколько лет. И мы сегодня видим то, что заранее запроектировано. Богатые регионы с большим бюджетом могут себе позволить сократить сроки, они могут быстро заказать проектировщика, быстро сделать проект, быстро получить госэкспертизу (что тоже стоит довольно хороших денег, кто-то должен за это заплатить) и быстро приступить к строительству по новому проекту.
Марианна Ожерельева: А они могут быстро плохо сделать? Могут? Вот к тем, кто сегодня строит, к ним есть вопросы?
Алексей Малый: Вы понимаете…
Марианна Ожерельева: Как почетный строитель скажите.
Алексей Малый: Вопросов к строителям больше всего, потому что они являются как раз теми людьми, которые на площадке, и деться уже, собственно говоря, некуда. Вот они на месте.
Марианна Ожерельева: Да.
Алексей Малый: Кстати, интересный момент. Мы готовили съезд Общероссийского народного фронта, и я, так сказать, оказался в одном из регионов на совещании именно по дорожному строительству. И задал вопрос присутствующим 46 главным специалистам региона по дороге. Я говорю: «Простите, вот я готовлю группу экспертов, чтобы общественный контроль провести. Вот асфальт должны привезти. И какая температура асфальта должна быть в машине перед выгрузкой, чтобы принять решение – выгружать его или не выгружать?» И, вы понимаете, 46 человек присутствовало, но ни один не смог ответить.
Марианна Ожерельева: А должен знать?
Алексей Малый: А должен знать, потому что… Вот когда люди знают технологию, когда люди знают, из чего состоит дорога, когда люди знают, как она проектируется…
Марианна Ожерельева: Это плохо, конечно.
Алексей Малый: Это очень важный момент! И вот компетентность людей, которые занимаются этим процессом, – я считаю, это самое главное.
Марианна Ожерельева: Надо повышать, видимо, эту компетентность.
Алексей Малый: Обучать.
Марианна Ожерельева: У нас есть звонок из Пермского края. Юрий, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. В этом рейтинге Пермский край оказался на 24-м месте в России по уровню, по содержанию, по качеству дорог.
Марианна Ожерельева:Дороги у вас плохие, Юрий. Ездила год назад зимой, в январе прошлого года. Вечерами освещение отвратительное, везде какие-то колдобины. А что происходит? Как-то эта ситуация меняется? Вот спустя год стало лучше?
Зритель: Да, у нас сейчас стали лучше дороги, чем в Свердловском крае, в Свердловской области, лучше дороги стали.
Марианна Ожерельева: Лучше стали?
Зритель: У нас хорошие дороги сейчас, да, нормальные. У нас сейчас делают хорошие дороги.
Марианна Ожерельева: Ну хорошо. Ладно, спасибо.
Вот говорят, что нормальные сейчас. А вот эту нормальность объясните? Федеральные трассы, как говорят, все приведены в порядок. Вот мы сегодня говорим о региональных дорогах. Какие к ним есть некие критерии, чтобы посчитать, почему в 47 субъектах доля дорог регионального и местного значения отвечает нормативам только на уровне «ниже общероссийского»?
Алексей Малый: Ну, региональные дороги – это как раз почти те самые 1,5 миллиона километров наших российских дорог. Это 90%, 95%, даже 96% порой по некоторым регионам всей продолжительности дорог – это именно региональные дороги, то есть главные, по которым ездят каждый день на работу, с работы, где мы проводим время в пробках или не в пробках, где мы убиваем свои машины в колдобинахи так далее. Они самые главные.
Но они финансируются как бы по довольно сложной схеме и очень часто зависят действительно от того, как сделана заявка, как сделано проектирование, как подошло/не подошло, сумели там «пробить» или нет бюджетное финансирование, смогли ли получить софинансирование, как договорились с дорожным фондом и так далее, и так далее. То есть сложная схема!
И опять все зависит от интеллекта. Вот те люди, которые умеют этим занимаются, у них все это хорошо и быстро получается. Там, где нужно учиться… Я думаю, что, может быть, нужно как бы Министерству транспорта и Министерству строительства совместно организовать какую-то учебу вот этих чиновников и, может быть, выдавать уже какие-то сертификаты, потому что люди некоторые приходят на должность, которые не имеют представления, как я сказал об одном совещании, вообще не имеют представления о дорожном строительстве.
Марианна Ожерельева: Значит, проблема…
Алексей Малый: А беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги тачает пирожник.
Марианна Ожерельева: Конечно, согласна с вами. Вот почему мы говорим… Архангельская область, смотрите: чуть больше 10% региональных и местных дорог соответствуют нормативу. Объясните. Хорошо, не те строили, не те люди строили. А материалы? А технологии? Почему оно сегодня так? Почему? Ну, это же даже как-то к уровню позора сводится – 10% дорог нормативу соответствуют. А остальные? И по ним же ездят люди. Мы говорим о какой-то безопасности на дорогах.
Алексей Малый: Безопасность – это самое главное. И это то, на что мы довольно часто обращаем внимание на наших совещаниях. Мы постоянно выдвигаем новые инициативы: разделительная полоса и так далее, и так далее, много всего для повышения безопасности.
Марианна Ожерельева: Было бы по чему ехать.
Алексей Малый: Да, было бы по чему ехать. Опять же, если регион экономически развитый, там есть промышленность, там есть налогооблагаемая база, там есть большой транспорт…
Марианна Ожерельева: Алексей Алексеевич, какое количество в России экономически развитых регионов? Это вот те, которые в лидерах? Десять позиций?
Алексей Малый: Ну, я знаю штук двадцать примерно.
Марианна Ожерельева: А назовите мне за Уральским хребтом что-то вот экономически… Ну, Ханты-Мансийский – хорошо. А дальше?
Алексей Малый: Ну, там сложно. А там всегда было сложно, там всегда была сырьевая база, там всегда работали те, кто добывал руду, кто как бы делал металл, то есть те, которые открывали новые производства. Если им удалось получить бюджет в центре для того, чтобы провести дорогу (а это всегда очень затратно), то как бы у них это хорошо получалось. А за свой счет это сделать очень сложно, а особенно когда входит, так сказать, новый производственник, новый заводчанин, новый завод. Ему деньги на завод найти и на оборудование качественное нужно, чтобы эту руду суметь хорошо переработать. Понятно, что на инфраструктуру деньги нужно привлекать у государства в первую очередь, конечно.
Марианна Ожерельева: А вы еще сказали об инвесторах. Сегодня автомобильные дороги за частные деньги строятся в России?
Алексей Малый: Сегодня довольно много дорог строятся с участием частных инвесторов. С участием. Я не знаю ни одной дороги, вот честно, я не могу вспомнить, чтобы она была на 100% частная, но, так сказать, с участием инвесторов дорог довольно много строится сегодня, в том числе и самые большие.
Марианна Ожерельева: Тут еще важная информация, что по плану на 2023–2027 годы Правительство заложило более 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог. И главная цель – довести до норматива 85% в 105 крупнейших агломерациях и более 50% в регионах. Это все опять про деньги только? Или к этому моменту подтянется уровень тех, кто строит, будут другие технологии какие-то?
Алексей Малый: Ну, про деньги, конечно, в первую очередь. Потому что если нет денег, то вы не сможете оплатить проектирование. А пока вы не оплатите проектирование, вы не можете посчитать смету и не можете сделать заявку в бюджет.
Марианна Ожерельева: Так?
Алексей Малый: Ну, чтобы как бы сделать заявку, надо понимать, сколько денег. А чтобы понимать, сколько денег, надо сделать проект, то есть надо все посчитать. А чтобы посчитать, надо заложить технологии и так далее. Потому, скажем так, по одежке протягивай ножки. То есть все исходит из возможностей людей, которые, так сказать, проявляют инициативу.
Марианна Ожерельева: «Живем от Екатеринбурга в 8 километрах. Дорога плохая. Пройдут, кусочки заляпают по центральной улице, – это такая частая картинка у нас в России, – а остальное никого не волнует. Почему нельзя сделать один раз и надолго?» Ну объясните – почему? Причем пишет Свердловская область, не бедная.
Алексей Малый: Надо посчитать стоимость этой дороги. Может быть, действительно, если предъявить местному законодательному собранию, так сказать, эти расчеты, то, может быть, и будет инициатива и от губернатора, и от законодателей местных, и смогут как бы бюджет перераспределить.
Поэтому я считаю, что выгоднее строить более дорогие новые качественные дороги, которые 30 или 50 лет не будут нуждаться в ремонте, чем постоянно ремонтировать старые. Но у нас так устроен бюджет сегодняшний, структура бюджета, что мы большинство денег тратим именно на ремонт старых дорог. И многие люди в этом задействованы, многие предприятия в этом задействованы. И, если честно сказать, многие в этом заинтересованы.
Марианна Ожерельева: Власти регионов заинтересованы?
Алексей Малый: Ну, заинтересованы все участники процесса, потому что идет как бы движение, так сказать, люди, машины, деньги – все шевелится, все двигается. Проектирование и строительство новых дорог – это всегда как бы более длинный процесс, не каждый чиновник доживет на своем посту, так сказать, до его окончания, поэтому он интересует сегодня тех людей, которые могут стратегически мыслить. И вот те, кто сегодня в стране занимается стратегией, вот они должны в первую очередь это определять.
Марианна Ожерельева: Из Астрахани нам пишут: «50 километров не могут сделать за 50 лет. Вроде бы живем в XXI веке. Или в каком-то XII?»
Была как-то на форуме по строительству дорог, и там один из экспертов говорит: «А почему в Норвегии те же погодные условия…» Вот вы говорите, что у нас северные регионы. Но там построили эту дорогу и эксплуатируют 20–30 лет. И это нормальный срок эксплуатации. А что у нас-то не так? Ну хорошо, нет денег или не хватает. А где-то хватает, и мы это видим из рейтинга. Что не так?
Алексей Малый: Мы можем сказать то же самое о дорогах Германии. Те, которые строили еще, извиняюсь, при Гитлере, который плохо упоминать, так сказать, но тем не менее в то время. И они до сих пор эксплуатируются, потому что те компании, которые их строили, они гарантировали их долговременную эксплуатацию и отвечали за их эксплуатацию.
Марианна Ожерельева: Может быть, у нас тоже надо, чтобы гарантию давали?
Алексей Малый: А у нас получился перерыв. У нас советское дорожное строительство на какое-то время отпало и провалилось, а новое российское…
Марианна Ожерельева: А оно было хорошее, извините, вот это советское?
Алексей Малый: Хорошее было строительство. У нас есть часть дорог, которые с тех пор стоят без ремонта по 30 лет уже.
Марианна Ожерельева: А давайте процент назовем, вот интересно.
Алексей Малый: Скажем так, то, что было стратегически заложено на много-много лет и строилось с таким расчетом, то действительно стоит и эксплуатируется довольно хорошо. Но в перестроечный период мы потеряли технологии, мы потеряли людей, мы потеряли вот этот темп движения, потеряли стратегию и сейчас пытаемся ее восстановить. Потому что сейчас первая задача – восстановить старые дороги и построить новые, а это довольно большие затраты.
И те люди, которые сегодня занимаются стратегией, дают эти новые планы и предложения… Ну, что-то проходит, что-то не проходит, на что-то хватает денег, на что-то не хватает. Вот я считаю, что будущее именно за новым качеством дорог. Вот если мы построим дороги нового качества, то мы действительно 30, 50 и 70 лет не будем думать об их ремонте.
Марианна Ожерельева: Со старыми бы определиться.
Звонок из Белгородской области. Эдуард, здравствуйте, вы в прямом эфире.
Зритель: Да, здравствуйте. Я доктор медицинских наук, профессор. Мне приходилось быть за границей 20 лет в разных странах мира, в том числе Индия, Китай, Куба, Австрия, Югославия и так далее. И мне приходилось видеть, я даже останавливался, как идет закладывание дорожного полотна. Во-первых, кроме песочной подушки, которая самая первая закладывается на определенную глубину, делается твердое покрытие, а потом только асфальтируется дорога сантиметров на 25–30. Тогда дорога будет служить. И в асфальтную массу нужно добавлять именно ту марку смолы, которая положена для дорожного полотна.
Марианна Ожерельева: Эдуард, а у вас в Белгородской области дорогам какую оценку поставите по пятибалльной шкале?
Зритель: Я на этот вопрос не отвечу. Если бы это было заранее… Ну, во всяком случае, есть и плохие, есть…
Марианна Ожерельева: А хорошиеесть? Вот про плохие вы вспомнили. А хорошие?
Зритель: И хорошие есть.
Марианна Ожерельева: Есть хорошие. Спасибо вам, спасибо большое.
Вот человек выезжал…
Алексей Малый: Отвечу с огромным удовольствием. Я посетил с официальными визитами 52 страны и занимался строительством дорог в восьми странах. Как работают крупнейшие мировые дорожные компании, я хорошо знаю. И какие материалы надо применять, в каких температурных диапазонах…
Марианна Ожерельева: А мы их не применяем до сих пор?
Алексей Малый: Где-то применяем, где-то – нет. Все зависит от местного производства. Все зависит опять же от доставки. Вот запроектировано по проекту одно, а если не может сегодня дорожник поставить необходимый материал – понятно, он делает замену, согласованную, несогласованную, на свой страх и риск, или специально, чтобы сэкономить, делают замену на менее качественный материал. Такое тоже бывает.
Поэтому общественный контроль – это то, к чему я всегда призываю со стороны Народного фронта – в первую очередь. То есть это дело всей нашей страны. И мы все внимательно следим за качеством дорог, за производством дорог, чтобы это было все хорошо. А когда люди грамотные, интересующиеся, неравнодушные, вот как товарищ… Он подошел, посмотрел, сделал замечания, подумал, позвонил куда надо.
Марианна Ожерельева: Ну а что изменилось? Да, подумал. И вот звонит нам в эфир и говорит, что вот у них в Белгородской области хорошие, но есть и плохие дорогие. Мы в целом ситуацию по стране сегодня рассматриваем. Граждане очень много пишут, что обращались в администрации регионов. И вот общий вывод, Ленинградская область: «Качество дорог зависит от бюджета региона». Все.
Алексей Малый: Но у нас есть сегодня депутаты Государственной Думы от этих регионов, которые постоянно вносят предложения. Я участвую часто в заседаниях комитета. Постоянно вносят предложения в законодательство. Так сказать, мы работаем над контрактной системой для дорожников, над проектами, над требованиями по проектированию. То есть это техническая работа, экономическая работа, и она ведется постоянно, целенаправленно, я бы сказал, наступательно даже.
Вот я в этом проекте от Общероссийского народного фронта с 2014 года, то есть уже восемь лет получается. И за восемь лет мы от одного года гарантии на ремонт и строительно-дорожные работы смогли очень сильно увеличить гарантийный срок для подрядчиков – и тем самым обязали их давать и банковские гарантии, и обязательства, и общественный контроль увеличили.
Марианна Ожерельева: И какой срок?
Алексей Малый: Ну, где-то на два, где-то на десять. И это дало существенную экономию средств и существенную прибавку в качестве. То есть работать надо. Если все мы вместе будем над этим трудиться, начиная, так сказать, с людей неравнодушных в регионах и заканчивая теми, которые сегодня, так сказать, занимаются стратегией развития нашей страны… Потому что дороги определяют все. Это инфраструктура. Это и развитие промышленности, и развитие экономики, это и качество жизни людей, которые по ним ездят постоянно, и так далее. И я думаю, что мы вместе победим. А тенденцию за последние годы я наблюдаю – просто рост существенный, существенный рост.
Марианна Ожерельева: Вы не раз отметили, что необходимо строить с применением новых технологий. А можете сейчас, как наш зритель Эдуард (вот он конкретно сказал: песок, на 25 сантиметров следующее покрытие), объяснить телезрителям, а как надо строить по-новому, чтобы вот этой проблемы, которую мы сегодня обсуждаем, что есть плохие, есть похуже, а есть совсем плохие, не было?
Алексей Малый: Ну, этому учат в строительных институтах и в дорожно-строительных. Я по диплому инженер-строитель, промышленное и гражданское строительство.
Марианна Ожерельева: Ну что это за новые технологии?
Алексей Малый: Я могу все подробно объяснить, но я думаю, что сегодняшний эфир… Просто как сказать? Мы имеем, первое, категории дорог. И вот в зависимости от требований, предъявляемых к дорогам, в зависимости от дорожного потока производится проектирование этой дороги. И расчет производится, соответственно, на количество автомобилей, которые должны пройти (ну, пропуская способность так называемая), на нагрузку на одну ось, а также климатические условия. И, уже исходя из этого, проектируется дорога. Вот как товарищ пытался подсказать, какая там должна быть подсыпка, сколько там должно быть слоев – метр или полтора, или только 60 сантиметров…
Марианна Ожерельева: Стройматериалов нет?
Алексей Малый: Нет-нет-нет, простите, это все определяется проектом. Вот как я сказал в начале нашей беседы, это определяется исключительно проектом. Проектировщики у нас сегодня грамотные, проектирование сегодня делается все в электронном виде. Контроль и госэкспертиза производятся также в электронном виде, очень высококачественно, с точностью до десятых долей миллиметра. И потому, если проект новый, то я думаю, что допустить ошибку генподрядчик уже практически не может. Технический контроль идет на всех этапах. И вот это соотношение между проектом и контролем, так сказать, оно очень важно. Когда вся эта цепочка соблюдена, мы получаем высокое качество. Я тоже езжу по всем регионам, по многим регионам езжу…
Марианна Ожерельева: И где высокое качество? Вот из вашего личного опыта.
Алексей Малый: Ну, я часто езжу на Кубань – прекрасные дороги, так сказать, трасса «Дон». Я вот ездил в Питер недавно – прекрасное качество дороги, не могу ничего сказать. Вот недавно был в Республике Мордовия. Так сказать, был там три года назад и вот был недавно – качество дорог улучшилось.
Марианна Ожерельева: Тут важно проверять.
Алексей Малый: Да, да.
Марианна Ожерельева: Звонок у нас из Нижегородской области. Валентина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Марианна Ожерельева: Слушаем вас.
Зритель: Это я звоню, городской округ Шахунья, Нижегородская область. В общем, короче говоря, у нас трасса Шахунья – Хмелевицы – Красногор – Андрианово – Никитиха ремонтируется всегда только до Красногора. Больше десяти лет все бьются. Куда только ни писали! Что только ни делали! До Красногора сделают, а дальше Красногора – Андрианово и Никитиха – вообще нет. Автобусы кувыркаются, машины кувыркаются. Это невозможно ездить!
Марианна Ожерельева: Вы говорите, что обращались везде. Валентина, а какие ответы получали?
Зритель: Ответы? Я не могу… Сейчас у меня документов нет. Я инвалид, я сижу дома.
Марианна Ожерельева: В общем, отказывали, раз все это не строится?
Зритель: У меня документов нет.
Марианна Ожерельева: Понятно. Вот активный гражданин. Спасибо, Валентина. Писали.
Алексей Малый: Напишите. Красная кнопка на сайте ОНФ (Общероссийского народного фронта). Напишите. Там просто кнопочку нажмите и напишите. Внимательно посмотрим. Я думаю, мы найдем какую-то причину, в чем дело.
Марианна Ожерельева: Предложение из Москвы: «В Индии в асфальт добавляют переработанный из отходов пластик». Может, перенять у них этот опыт?
Алексей Малый: Вы знаете, существует масса технологий! Вот я на стройке 46 лет. И то, что хорошо в одном месте, совсем не подходящее в другом месте. Масса примером опять же таких! Потому наши технологи внимательно изучают нашу дорожную обстановку. Проводится масса экспериментов на дороге. Очень большая научно-техническая работа идет! Потому, я думаю, мы знаем, что такое качественное дороги для наших регионов. И для каждого региона есть проектное задание, которое четко сегодня это определяет.
Марианна Ожерельева: А у региона есть какой-то KPI по исполнению именно строительства дорог, их реконструкции, чтобы они тоже несли какую-то ответственность?
Алексей Малый: Вы знаете, сегодня много всяких показателей работы региональных властей. К сожалению, я не участвовал в составлении, так сказать, этих показателей, не могу вам детально сказать об этом.
Марианна Ожерельева: Ну, наверное, все-таки дорожное покрытие должно быть одним из примеров того, как работает власть в регионе.
Алексей Малый: Ну, качество дорог – это одно из качеств жизни. Мы пользуемся дорогами каждый день. Вот кто-то едет на работу час и обратно, кто-то два часа тратит туда и обратно. Представьте, человек на дороге два часа. А будучи на дороге, человек общается практически с государством, общается со страной, общается с властью. И когда на дороге колдобины, то человек проклинает в первую очередь, так сказать, естественно, свое правительство и свое руководство.
И понятно, что мы заинтересованы – страна и все политические силы – заинтересованы в том, чтобы люди имели хорошее настроение на дороге, чтобы люди, так сказать, могли доехать, и чтобы те грузы, которые идут, они нормально перемещались без всяких, так сказать, замешательств. Поэтому, конечно, качество дорог – это качество… Скажем так, высокий рейтинг дорог – это показатель именно развития самого государства, отношения к людям.
Марианна Ожерельева: Немало сообщений о том, что снимают один слой асфальта, кладут новый. В частности, говорят, что одно и то же из года в год на трассе М-5.
Алексей Малый: Есть такой способ, когда снимают, перерабатывают и кладут заново.
Марианна Ожерельева: А зачем это делают?
Алексей Малый: По-разному. Это технически обосновано. Если здесь нельзя применить более твердые слои, кладут более мягкие, которые за сезон продавливаются и изнашиваются, колея образовывается. Потом, соответственно, снимают, перерабатывают. Как правило, старый асфальт идет в переработку, с добавлением вяжущих. И снова добавляется на это же полотно. Это большая экономия материала. И это обеспечивает ровность дороги еще на один сезон.
Марианна Ожерельева: Федеральные трассы – все в порядке там, получается, на 100%, да? Региональные трассы сейчас обсуждаем. А какой-то еще вид трасс в России существует? Потому что вот нам пишут…
Алексей Малый: Местные.
Марианна Ожерельева: Коми: «Дворовые дороги ужасные». А еще была история, что дорога между улицами, да, она может быть плохая, но ее не ремонтируют, она не относится к реестру чего-то.
Алексей Малый: Ну, улицы вообще к дорогам не относятся у нас по законодательству.
Марианна Ожерельева: А это кто должен? Сами граждане, что ли?
Алексей Малый: Ну, это городские власти занимаются. И опять же, зависит от компетенции городских властей. А во дворах зависит от местных, так сказать, людей, местных инициаторов, кто во дворах живет, старшие по дому и так далее. Если они активные, то они местную управу, допустим, или местную администрацию района как-то на эту тему будоражат, пишут заявки.
Марианна Ожерельева: Они за это отвечают?
Алексей Малый: Ну, инициативу проявляют. То есть если вы ничего не просите – значит, вам ничего не надо. И такого, чтобы власть сама увидела, что что-то там за углом, какой-то недостаток, и что-то сделала – такое редко бывает. То есть, как правило, все работы во дворе и на дворовых территориях производятся по заявке, так сказать, от граждан этого двора. Если двор молчит, инициативных нет, то их все устраивает.
Марианна Ожерельева: Не молчите, уважаемые телезрители!
Звонок у нас из Московской области. Ирина, здравствуйте. Вы в прямом эфире, слушаем вас.
Зритель: Да, добрый день. Город Дмитров, Ирина. Что хочу сказать? Ну, во-первых, по поводу дорог. Те центральные дороги, по которым у нас ездят в Дмитров… А у нас такая трасса, ну, не правительственная, но достаточно дорогая трасса. Основная трасса – шикарная! А во дворах действительно полный беспредел. И как бы граждане ни обращались, никому не надо. Я не знаю, к кому обращаться.
А теперь по поводу качества дорог.Я считаю, что все дороги, которые у нас через год приходят в негодность (а это действительно так), я считаю, что имеет место воровство именно на нулевом этапе, мне кажется, даже в сметах, когда уже тот материал, который заложен и должен быть в дорогах, воруется любыми другими организациями, которые уже укладывают эти дороги. И это не личное мое мнение. Мы ездим с водителями очень часто. И люди сами видят даже невооруженным глазом, из чего кладут наши дороги.
Марианна Ожерельева: Спасибо огромное, Ирина.
Этого много у нас на SMS-портале. Тоже пишут, что все разворовали еще на начальном этапе. И вот про год. Действительно, люди живут в этих местах. У нас не такая серьезная миграция, в частности трудовая, образовательная. И они наблюдают, что из года в год все меняется, и вот разные возникают размышления на этот счет.
Алексей Малый: Ну, скажу я вам, уважаемые граждане, любимые сограждане, я бы так сказал, что в этом году будет еще хуже, потому что в связи с санкциями и с невозможностью что-то получить из-за границы, какие-то материалы, какие-то связующие, компоненты…
Марианна Ожерельева: А что, оно все из Европы шло?
Алексей Малый: У нас многое шло из разных стран, откуда-то. Логистика серьезно нарушена. И наши дорожники, проявляя чудеса, конечно, пытаются сделать максимум из местных материалов, что-то заменить, что-то где-то подмешать, что-то где-то куда-то. Но я думаю, что в этом году мы получим здесь массу проблем, будет много разбирательств по окончанию года, по дорожному строительству в частности, коль мы о нем сегодня говорим, вот именно из-за нарушения цепочек поставок. Где-то не пришли запчасти на импортные укладчики дорог. Где-то не пришли какие-то другие, так сказать, материалы из-за рубежа. То есть мы получили сбой.
Но надеюсь, что наша промышленность в этом месте как бы возьмется за голову. И уже есть какие-то интересные предложения. И вот как тот барон Мюнхгаузен схватил себя за волосы и вытащил из болота вместе с конем.
Марианна Ожерельева: Придется.
Алексей Малый: У нас как бы других вариантов нет. И когда нам перестали все резко поставлять, я думаю, что мы тоже сможем это сделать. Но в этом году я уже вижу и наблюдаю серьезные сбои в выполнении дорожных работ, в выполнении контрактов.
Марианна Ожерельева: Опять вправо сдвигается, да?
Алексей Малый: Да, сдвигаются графики. Люди просят отсрочку, люди просят остановку, люди просят дополнительное финансирование и так далее, и так далее, потому что год выдался очень сложным. Поэтому, с одной стороны, мы должны требовать, настаивать, контролировать, так сказать, и так далее…
Марианна Ожерельева: Но нужно и подстраиваться.
Алексей Малый: А с другой стороны, люди делают то, что делают. Ну, если хотите, чтобы были хорошими дороги, идите в дорожные рабочие, идите в дорожные инженеры и сделайте сами хорошие дороги. Тоже вариант.
Марианна Ожерельева: Спасибо, Алексей Алексеевич, спасибо вам. Со мной в студии был Алексей Малый, эксперт ОНФ, доктор экономических наук, почетный строитель России. Говорили о качестве региональных дорог. И, как призвал эксперт, пишите, звоните и обязательно добивайтесь какой-то дорожной справедливости.