Рост цен: итоги года
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/cennye-svedeniya-56393.html
Тамара Шорникова: А так было многообещающе... «Друзья мои, вечером банкет после эфира», да?
Иван Князев: Да. Это были новости от Дениса Чижова, ну а мы переходим к нашей первой теме.
Росстат опубликовал официальные данные по инфляции за прошлый год, она составила 8,4%, это рекорд с 2015 года, тогда была 12,9%. Продовольственные товары за 2021-й подорожали на 10,62%. Если посмотреть на отдельные группы и виды товаров, больше всего подорожали стройматериалы, на 23%, почти на 24%. На втором месте мясо и птица, +17,5%. Табачные изделия подорожали на 16%, крупа и бобовые так же на 16%, куриные яйца – рост цен такой же.
Тамара Шорникова: Да, банкета точно не будет, слишком подорожали продукты. Добавим сюда еще рост цен на топливо и выросшие тарифы на общественный транспорт во многих регионах – все то, что бьет по нашим кошелькам.
Вопрос, как с этим бороться. В Венгрии, например, ввели госрегулирование цен на сахар, муку, растительное масло, молоко, свиные окорока и куриные грудки. Магазинам предписано вернуть цены на них, на эти группы товаров, на уровень 15 октября. Что можно сделать у нас? Обсудим с экспертами. Вы тоже подключайтесь к разговору, рассказывайте, какие цены в ваших магазинах.
Иван Князев: У нас сейчас на связи Игорь Строганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова. Здравствуйте.
Игорь Строганов: Добрый день.
Иван Князев: Игорь Алексеевич, вот мы всегда говорили: рынок есть рынок, посмотрите, как делают в Европе, там не вмешиваются в рыночную экономику, в США. А вот Венгрия, пожалуйста, госрегулирование.
Игорь Строганов: Ну, во-первых, Венгрия даже в Советском Союзе была достаточно интересным примером совмещения и советской плановой системы, и рынка, и, в общем-то, они всегда шли немножко в стороне и пробовали экспериментировать. Да и, в общем-то, капитализм у них достаточно своеобразный, тоже с элементами планирования всегда был.
Здесь, смотрите, интересный момент, надо смотреть в динамике, надо смотреть на результаты. Потому что то, что они сейчас запретили магазинам повышать цены и заставляют их вернуть на уровень 15 октября, – это по факту запретительные меры. Вопрос, насколько они сработают, потому что все-таки в капиталистической системе полностью контролировать рынок очень сложно. Это надо либо переходить к жесткому планированию и к полугосударственным предприятиям, к чему никто не готов, никто этого не будет делать, либо, соответственно, работать немонетарными методами, то есть это ставка, это таргетирование определенных, соответственно, отраслей, ну и опять же филигранная, ювелирная работа с пошлинами, квотами и прочим.
Тамара Шорникова: Игорь Алексеевич, я думаю, что сейчас у многих экспертов ну такая ухмылка возможна в комментариях, мол, Венгрия, друзья, в общем-то, тот же соцлагерь бывший, соответственно, методы из глубины веков, понятно. Но вот, например, Франция, мы обсуждали еще накануне Нового года, там заморозили цены на газ и электричество, потому что ощутимо выросли и бьют по доходам населения. Вот сейчас в новом году...
Игорь Строганов: Ну, у Франции немножко другая система, потому что у них безумный энергетический кризис, если они не заморозят, то есть государственное субсидирование по факту, то у них цены запрыгивают, там выше 2 тысяч евро за единицу измерения. Поэтому это как раз больно очень.
Тамара Шорникова: Французская компания, крупнейший ретейлер уже в этом году заморозил цены на багет, такая святая святых французской кулинарии, но, в общем-то, на хлеб, потому что тоже, значит, это ощутимо.
Игорь Строганов: Да, пускай едят бриоши.
Тамара Шорникова: Ха-ха.
Иван Князев: Ну ладно, если серьезно, Игорь Алексеевич, у нас какие меры могут сейчас остановить подорожание товаров?
Игорь Строганов: Очень сложный вопрос. На самом деле есть несколько методов крупных. Можно, соответственно, заниматься усиленным воспроизведением экономической конъюнктуры, то есть это создание предприятий, это создание рабочих мест, это создание конкурентных отраслей, которые экспортируют товары. Можно повышать ставку, что в принципе наши и делают на данный момент, насколько я вижу. Ну и, соответственно, можно каким-то образом сдерживать потребление, потому что, по большому счету, именно потребление разгоняет инфляцию.
Иван Князев: В смысле? А что значит «сдерживать потребление»? Чтобы мы меньше покупали?
Игорь Строганов: Меньше покупали, да, меньше тратили.
Иван Князев: Меньше ели? Меньше одевались?
Игорь Строганов: Смотрите, как... Нет, дело не в этом. Посмотрите, какое количество закредитованных у нас людей. На что они кредитуются? – на потребительские товары в основном. Соответственно, если сдерживать потребление, то по факту мы какую-то часть инфляции сдержим.
Но я что хочу сказать, важный момент. Здесь надо понимать, что рост инфляции и рост цен – это не совсем связанные процессы, они не напрямую связаны как таковые. Потому что рост цен на продукты питания – это следствие глобального нашего кризиса, это следствие нарушения логистики, это следствие того, что был вот этот вот 1,5-летний достаточно серьезный удар по всем отраслям, да он и продолжается, по большому счету. Это торговая война Китая с США, это то, что Китай сейчас очень сильно повышает цены на всю свою продукцию внешнего рынка, при этом внутренний практически не страдает. И все это вместе дает вот тот самый вал, который начинает давить и на цены, и на доступность товаров, и на дефицит.
И в том числе, кстати, почему растет цена на еду? – потому что в мире достаточно серьезный кризис еды, она растет в цене, соответственно, ее продают по очень высоким ценам, мы сейчас один из самых важных экспортеров еды. Но проблема в том, что любой экспортер, естественно, пытается подтянуть внутренние цены к внешним, чтобы заработать побольше, что и происходит, так как это же рынок, рынок же сам себя как бы регулирует, вот он и регулируется. Поэтому здесь с молотком не пойдешь, как и с топором, здесь надо подходить с очень тонко продуманными мерами, то есть это какое-то таргетирование экспортеров, это разумные, соответственно, ограничения.
И в том числе, во-первых, надо быть готовым к тому, что это произойдет автоматически, у нас потребление сократится, а это, кстати, в определенной степени инфляцию тоже притормозит, если не будет никаких резких телодвижений у Центробанка либо у руководства экономического, либо, соответственно, это делать не дожидаясь, пока кризис ударит, потому что потребление инфляцию разгоняет...
Тамара Шорникова: Но подождите, просто я уже тоже немного запуталась. Из эфира в эфир мы говорим о том, что нужно разгонять экономику, нужно, чтобы мы больше покупали, желательно, конечно, не в кредит, а на заработанные деньги, но тем не менее. Больше будем покупать, производство больше будет давать...
Иван Князев: Импульс в экономику...
Тамара Шорникова: ...и т. д., и т. д. Сейчас мы говорим: «А давайте мы как-то сейчас все затихнем, соберемся, не будем ходить в магазины...»
Игорь Строганов: А это разные вещи. Я понимаю, что вы говорите, Тамара, давайте сразу скажу, чтобы время не тратить. Смотрите, когда мы потребляем просто товары, причем товары, произведенные не у нас, мы кормим не наше производство, мы кормим зарубежных импортеров к нам сюда. Соответственно, когда мы говорим про развитие производства, говорится про создание рабочих мест, про отрасли внутри государства, про потребление и производство внутри государства российских же товаров, это одно. Когда мы говорим про потребление наше, когда маечку каждый месяц, соответственно, в новой коллекции капсульной где-нибудь купи, соответственно, купи новый телефон каждый год, потому что он новый с новым закруглением экрана и пр., пр. – это инфляция, соответственно, это мы кормим зарубежные компании и зарубежные ТНК...
Иван Князев: Но подождите... Да-да, Игорь Алексеевич, я прошу прощения, да, этот момент уже понятен. Но, с одной стороны, у нас много людей опять же, как вы говорите, берут кредиты не на телефоны, многие берут кредиты просто потому, что не хватает до зарплаты дотянуть, это один момент. А второй момент – ну у нас нет пока товаров, которые мы можем покупать, своих российских я имею в виду, ну что ж нам, совсем теперь просто ходить в одном и том же несколько лет, не покупать какие-то там продукты и т. д.? Как-то это...
Игорь Строганов: А мы к этому сейчас придем, скорее всего. То есть это волей-неволей будет ровно потому, что мир входит в фазу, когда товары дорожают, их доступность сокращается, а значит, мы придем к тому, что мы телефон будем долго достаточно использовать, продукты покупать уже по средствам. Да, понятно, что очень многие перехватывают вот эти микрокредиты на до зарплаты, но это вообще на самом деле по факту как героинщику просто лишний шприц дали, чтобы, соответственно, он быстренько догнался, потому что сейчас будет ломка. Это на самом деле рак для экономики, вот эти все микрокредитные организации.
То есть здесь на самом деле должна быть комплексная программа очищения экономики и стимулирования экономической активности в плане именно рабочих мест. Будут рабочие места – будут зарплаты, значит, люди будут покупать нормально товары. Но через потребление стимулировать экономику – это только пузыри, это то, что прошла уже Европа, кризис 2001–2002-х гг., то, к чему идет и прошла Америка, это кризис 2008-го и дальше, и то, к чему в принципе можем прийти мы.
Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей, что они думают, может, они нам расскажут, какие излишества они покупают. Галина, Красноярский край.
Тамара Шорникова: Галина, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да.
Зритель: Излишества мы никакие не покупаем, мы покупаем, ходим, самое дешевое смотрим. В «Пятерочке» все очень дорого, наши магазины – «Батон» и «Магнит», и то мы ходим только покупаем, когда распродажи. Уже яйца не можем покушать, куры очень дорогие, берем, значит, куриные суповые наборы.
Тамара Шорникова: Ага.
Зритель: 46 лет отработала и ничего не могу купить вкусного.
Тамара Шорникова: Да, спасибо вам, Галина.
Иван Князев: Спасибо.
Тамара Шорникова: Много, конечно, таких SMS, пенсионеры в сложном положении, не хватает на многие продукты, говядина по праздникам и т. д. Но мы вот тоже обсуждали в редакции, что и люди со вполне себе, как считалось...
Иван Князев: ...средние зарплаты.
Тамара Шорникова: ...средними, нормальными, хорошими зарплатами тоже понимают, что это подорожание затрагивает и их, ты просто не можешь двинуться дальше в развитии своего качества жизни, потому что как бы ты ни старался, как бы ты там ни искал, не знаю, подработки, все равно ты упираешься в то, что все проедается. Возвращаясь к инфляции продуктовой все-таки, вчера ретейлеры объявили, что они сдержат свою наценку на базовые продукты, не будут ее устанавливать выше 10%. Можно ли рассчитывать, что это станет таким общим местом, посмотрят на пример, подключатся другие магазины? Может ли государство диктовать, какая у компаний должна быть наценка, какая социально приемлемая прибыль в стране может быть, такая не вызывающая ненависть народа?
Игорь Строганов: Опять же, мы сейчас с вами смешиваем в кучу несколько разных процессов. Если у нас капитализм в чистом виде, то государство не может это диктовать... Вернее как, оно может это диктовать, но оно по факту не очень сильно должно это делать. Если у нас полугосударственный капитализм и регулирование цен, тогда да, государство должно регулировать, но при этом должно очень гибко к этому подходить. Третий вопрос: ретейлер может заморозить цены на ряд продуктов, а что он сделает с остальными? – он их точно так же повысит, чтобы компенсировать прибыль.
Поэтому здесь, я опять же говорю, в экономике очень мало однозначных решений, однозначных ответов. То есть сказать, что вот сейчас мы сделаем это и, скажем, ретейлеру поставим 10% наценки и это сработает, это, скорее всего, не сработает в долгосрочном периоде. Это вот как ту пружину, которую сжали, и она в какой-то момент распрямится и еще больнее отскочит.
Иван Князев: Хорошо, по всей остальной цепочке это можно сделать, то, о чем вот сейчас Тамара сказала? С ретейлерами поговорить, с производителями продуктов поговорить, с производителями товаров поговорить, с логистикой и т. д., с производителями удобрений поговорить?
Игорь Строганов: Экспортеров надо в первую очередь тормозить, потому что рост цен последний год идет в основном через экспортеров. Кстати, производитель здесь, я бы сказал, самое пострадавшее звено: он получает меньше всего денег за свою продукцию, меньше всего, соответственно, маржи он в этой цепочке получает, больше всего получают посредники. По факту, действительно, нужна логистика, нужен доступ... Вот маленькие фермерские хозяйства по всей стране, у которых нормально происходит все в их производстве, но у них нет доступа в федеральные сети, этот доступ нужен, два. И третье – конечно, нужно убирать посредников, которые перехватывают огромную долю прибыли, соответственно, в том числе заставляют цены расти.
Иван Князев: Еще желательно бы технику дешевую производителям, фермерам дать, желательно бы горюче-смазочные материалы подешевле сделать, желательно бы удобрения точно так же и семена. Как считаете?
Игорь Строганов: Нет, с удобрениями у нас как раз все в порядке, удобрения у нас производятся в России, очень даже...
Иван Князев: Да, только на них почему-то тоже рост очень сильный, там порядка, я не помню сейчас, можно посмотреть, 20 или 30% за год у нас.
Игорь Строганов: Да, потому что опять же часть компонентов мы получаем из-за рубежа и они очень сильно подорожали за последнее время. Да, к сожалению, в современном мире очень сложно от этого мира отгородиться и не получать от него некие, скажем так, сигналы, ценовые в том числе. Но можно же попытаться всю эту цепочку прозвонить, сделать ее почище и поменьше. Вот, кстати, подсолнечное масло показывают, а подсолнечный жмых и, соответственно, зерно подсолнечника – это один из очень важных факторов повышения цены, потому что за рубежом стоит безумных денег сейчас.
Иван Князев: Ага.
Тамара Шорникова: Да. И буквально пять секунд: исключить посредников – а кого конкретно? Мы так общо говорим «посредников», но цепочка-то длинная.
Игорь Строганов: Тех, кто закупается у производителей и передает ретейлерам по федеральным сетям, а там минимум два-три звена в цепочке. Соответственно, если их убрать либо государству стать этим посредником и сделать это эффективно, тогда мы получаем более качественную цепь и более дешевую как минимум.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо. Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова, был с нами на связи.
Тамара Шорникова: Да. И послушаем Сергея Балаева, это первый заместитель председателя Московского Крестьянского Союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка». Здравствуйте.
Сергей Балаев: Добрый день.
Иван Князев: Сергей, приветствуем.
Тамара Шорникова: Да, вот...
Сергей Балаев: Я внимательно послушал ваш пятиминутный разговор, и все-таки с философских противоречивых тем я бы предложил вам спуститься на землю, если можно так.
Иван Князев: Давайте-давайте, конечно.
Сергей Балаев: Когда люди говорят, что нам не нужны экспортеры, я вообще не понимаю, о чем они говорят. Например, весь Китай поднялся на экспорте. Мы сейчас уже видим, что в нашей стране все китайское, и это не только у нас, а везде. Производитель, китайский экспортер помогает восстанавливать промышленность. Не нужно запрещать работать экспортерам, это первое.
Второе. Миф о том, что снижение цен регулировочным образом ничем никак не поможет, – это миф. На самом деле у общества есть запрос для государства, для чиновников, общество хочет получить нормальный, доступный продукт. Мы нанимаем менеджеров, мы нанимаем чиновников, которые должны услышать нас и начать действовать. Как можно действовать? Вот за последние 20–30 лет сетевые ретейлеры набрали оборот, они стали мощными, сильными, они заработали огромные деньги. Но пускай теперь они начнут смотреть в сторону населения.
Нам они всегда говорили, что их наценка 1–1,5%, и что же мы сейчас слышим? – что они готовы снизить до 10% стоимость продукта, продуктовой корзины необходимой, ну, наверное, хлеб, яйца, подсолнечное масло. А может быть, они еще меньше заработают на этом продукте? Может быть, так получится, что им достаточно не многомиллиардной доходности, средний магазин окупается, построенный за несколько месяцев, а пускай все-таки теперь у них будут обычные долгосрочные программы?
Вот сейчас ваш эксперт сказал, что нам не нужен экспорт. А я вот, например, выходя на наш ретейлер, ну как главный улитковод страны, могу сказать, что ретейлер хочет 150%. А вот, например, иностранные компании, не буду называть какие, за границей хотят наценку 25% на мой товар. И они не испытывают меня многомесячными какими-то сложными схемами, они не будут требовать от меня делать акции на полгода, чтобы я в минусе работал. Может быть, поэтому легче становится экспортеру, что в нашей стране наши магазины с якобы нашими названиями, а принадлежащие, как мы знаем, корпорациям иностранным, вытаскивают из нас все соки? Может быть, мы вот таким вот образом сделаем?
Иван Князев: А вот это интересная информация. А какой ретейлер хочет с вас 150% на улитку, я так понимаю?
Сергей Балаев: А все, все.
Иван Князев: Все хотят, да?
Сергей Балаев: Да слушайте, я с кем только ни общался. Я когда поставлял сыр, а я поставлял в ретейлер козий сыр, потому что с коровьим войти невозможно, они говорили, что такая цена закупки, что там молока не должно быть, только пальмовое масло, а на это дело мы пойти не можем, у нас должен быть натуральный продукт. Так вот, когда там через... Кстати, рассчитывались хорошо, вовремя, все было хорошо, и входил я опять через посредников, а без посредников туда войти невозможно. И кстати, я не против посредников...
Иван Князев: А почему невозможно? Не берут?
Сергей Балаев: ...они тоже нормально работают, они обеспечивают продукцию, вот только...
Иван Князев: Секундочку – не берут просто напрямую? Я прошу прощения, Сергей, это важный просто момент. Вот вы общались с ретейлом, предлагали свою продукцию – почему они отказывают? Что говорят? Как аргументируют?
Сергей Балаев: Вы будете год писать письма. Вы будете посылать, искать категорийных менеджеров, они будут рассматривать. Даже после того, как вас начали рассматривать, вы бумажки будете собирать 4 месяца.
Тамара Шорникова: Сергей, но все-таки, простите, улитки – это такой премиальный продукт, соответственно, может быть, есть тревога, возьмут не возьмут... ?
Сергей Балаев: Нет-нет-нет, я в сети входил с сыром.
Тамара Шорникова: С сыром.
Сергей Балаев: Я еще учредитель Союза сыроваров России, я же не всю жизнь занимался улиткой, это сейчас это моя основная деятельность, и улитки в стране не хватает, и я за продажу своей продукции вообще не волнуюсь. Мы сейчас говорим про те продукты питания, которые нужны людям.
Тамара Шорникова: То есть это общее место, сложно любому поставщику начать общаться с ретейлом?
Сергей Балаев: Вот это слово «сложно» даже не подходит. Ну вы просто сделайте эксперимент, когда вам будет скучно, начните в январе, и к лету посмотрим, как ваши документы рассмотрят. Ну просто ради эксперимента откройте поисковик, начните любую сеть и начните отправлять от любой компании туда документы.
Иван Князев: Предложение.
Сергей Балаев: Вы посмотрите, вы пройдете все эти этапы, может быть, до кого-то дойдет. Но вы знаете, что на ретейлер даже Минсельхоз подействовать не может. Ведь наш Минсельхоз, наш родной Минсельхоз, он пытается нам помочь, это действительно так, но они не могут на них надавить, они не могут заставить никого ничего делать. Потому что Минсельхоз должен выращивать, он должен производить, у него свои планы. И когда мы говорим, что давайте сделаем удобрения дешевые...
Да я вам могу сказать, что можно сделать, но поэтапно. Но если вы хотите, чтобы у вас в печке был огонь более мощный, ну вы же дров подложите, правильно? Ну здесь все то же самое. Для того чтобы не росли цены, нужно просто больше производить. А чтобы больше производить... Все мы сейчас столкнемся, вот на самом деле прямо завтра, вот вы захотите открыть сельхозпредприятие, ну как минимум год вы будете искать тракториста, это как минимум. Вы не найдете себе людей на какой-то конвейер, который в автоматическом режиме будет мыть морковку. Вы знаете, как на сельхозпредприятиях это происходит? Вот зарплата, в общем-то, выдана, и 2 недели со стороны каких-то надо еще найти людей, потому что другие, кто получил зарплату, должны очухаться...
Иван Князев: Ну понятно, рабочая сила и оплата рабочей силы не хватает. Что еще?
Сергей Балаев: Слушайте, когда нам говорят, что мы создаем рабочие места, пускай они нам назовут отрасль, где не требуются, – везде требуются, от шеф-поваров в ресторанах до топ-менеджеров, я уже не говорю у нас в сельском хозяйстве. Вы сыровара не можете себе найти за 150 тысяч в сыроварню маленькую, вы не найдете его, их нет.
Иван Князев: Да, Сергей, мы поняли, просто что еще, дальше, дальше хотелось бы.
Сергей Балаев: Банки нам не дают деньги. Они делают вид, что они нам дают деньги. Вы пройдете все муки ада, вы будете там много месяцев писать, и все равно вас обвинят, что вы поставили не те запятые, и предложат вам какой-нибудь 1 миллион, а, извините, навесной какой-нибудь плуг для трактора 3–4 миллиона стоит, и скажут: «Ну мы же вам предложили». Не дают банки деньги сельхозпредприятиям, не дают ни под большие проценты, ни под маленькие, ни под какие.
Сейчас единственный помощник сельхозпроизводителя – это на самом деле чиновник, больше никто. Но у них нет таких возможностей. Они нам дают гранты, они нам помогают выделять землю, мы строим там теплицы, выращиваем морковку – куда мы с ней дальше сунемся? Вы знаете, вот я вам прогнозирую: в этом году закроются 10–15% сыроварен и молочных сельхозпроизводителей, потому что они не знают, куда деть настоящую продукцию. Московский завод сычужного фермента закрылся, потому что сычуг, производственная часть для натурального сыра не нужна никому, одна «пальма» в магазине. В печенье «пальма», в сыре «пальма», в твороге «пальма»...
Иван Князев: Да, понятно, Сергей...
Сергей Балаев: Я не против «пальмы», но вы напишите, напишите «пальмовый продукт», пускай человек решит, что он купит.
Иван Князев: Спасибо вам большое!
Сергей Балаев: Для того чтобы развиваться, для того чтобы развиваться...
Иван Князев: Ну дайте уже договорить, выведите, пожалуйста, нам...
Тамара Шорникова: Спасибо.
Иван Князев: Ну, все равно поблагодарим Сергея Балаева, это был первый заместитель председателя Московского крестьянского союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка» с нами на связи.
Очень много SMS, люди в основном ругаются на цены, говорят, что все подорожало. Мы идем дальше к следующей теме.