Ольга Арсланова: …и средние цены, да, неплохо бы? Так вот, что касается цен на автомобили, их притормозили. Автогиганты успокоили, что не будут переписывать ценники из-за падения курса рубля. Но эксперты, в свою очередь, подсчитали, что в среднем российской семье требуется год, чтобы накопить на новую машину. И я так понимаю, еще далеко не самую дорогую. Александр Денисов: Да. Ольга Арсланова: Простенькую такую машинку. Александр Денисов: Сейчас мы расскажем, какова статистика продажи новых автомобилей в России. В феврале этого года они упали на 2% с лишним по сравнению с таким же периодом в прошлом году, сообщила Ассоциация европейского бизнеса. А вот объем рынка подержанных автомобилей, наоборот, вырос на 11%, по сравнению с февралем прошлого года тоже. Что касается покупки автомобиля. Вот сколько нужно копить? Оля уже сказала. В начале 2020 года средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке России составила 429 тыс. руб. Ольга Арсланова: Т. е. даже не новые машины, это вторичка. Александр Денисов: Да, я и говорю: вторичный, вторичный. Средняя зарплата, чтобы купить такой автомобиль, потребуется 39 тыс. руб. в месяц. Чтобы накопить на авто при такой зарплате, семье нужно 11 месяцев, при условии, что откладывать будут доход одного человека. И сейчас поговорим на эту тему, что это за автомобили за полмиллиона, даже за эти деньги можно и новый купить при участии в госпрограмме… Ольга Арсланова: Т. е., чтобы купить автомобиль, например, один из родителей вообще не работает, получается? Т. е. работает и всю зарплату отдает на автомобиль. Александр Денисов: Не работает, не ест и складывает все в носок. Целый, не дырявый. На связи у нас Олег Моисеев, президент Ассоциации «Российские автомобильные лидеры». Олег Евгеньевич… Ольга Арсланова: Здравствуйте. Олег Мосеев: Здравствуйте. Только я, можно, сразу поправлю? Я Олег Мосеев, и ассоциация «Российские автомобильные дилеры». Уж простите. Ольга Арсланова: Очень приятно. Александр Денисов: Это уж вы нас простите, да. Олег, вопрос. Сейчас же есть госпрограмма «Первый автомобиль»? Олег Мосеев: Первый и семейный автомобиль – госпрограммы время от времени возобновляют. Но это программы больше такие социального характера как раз, для… Александр Денисов: А нас и интересуют социального характера, ничего в этом плохого мы не видим. Какой автомобиль можно купить? Олег Мосеев: Нет, я не говорю, что это плохо. Я говорю, что это не объемообразующие для рынка программы. Александр Денисов: Ну, для рынка – понятно. Для потребителя вот нас интересует. Какой автомобиль можно приобрести по этой программе и вот за минимальную цену? Давайте назовем. Олег Мосеев: Там, во-первых, по этой программе ограниченное количество… ограничены автомобили. Т. е. это автомобили, произведенные на территории Российской Федерации и стоимостью не более миллиона рублей. Т. е. это у нас попадают, ну там, модельный ряд Лады, отдельные модели Рено, Фольксваген, Хендай и еще ряда производителей. Это бюджетный сегмент. В принципе, для первого автомобиля или для семейного автомобиля… Александр Денисов: …это отлично. А какую субсидию дает государство по этой программе покупателю? Олег Мосеев: 10% от стоимости автомобиля и плюс там субсидируется кредитная ставка. Александр Денисов: И кредитная ставка насколько высокая? А в этом случае, скорее, низкая, так скажем. Какая? Олег Мосеев: Нет, там получается кредитная ставка довольно низкая. Т. е. она в районе 5-6%. Это в принципе на уровне инфляции. Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, основная масса россиян сейчас покупает какие автомобили? Нам вот зрители пишут, что все берут подержанные. На новые мало у кого хватает денег. Олег Мосеев: Давайте так. Основная масса россиян вообще автомобили не покупает. У нас страна не столь богатая, чтобы основная масса россиян покупала автомобили… Александр Денисов: Вы знаете, Олег, вот – никто не покупает? В любой двор загляни, там запарковаться негде. Причем я не про Москву говорю, я возвращаюсь в свой поселок ночью – я встать не могу, потому что кругом машины стоят. Олег Мосеев: Нет, слушайте, понятно, у нас парк автомобилей 45 млн. на 140 млн. населения. Но средний возраст автомобиля 12 лет уже. Поэтому вопрос в качестве парка. Если говорить, что покупают, то на 1 новый покупают 3 автомобиля с пробегом. Т. е. соотношение на 1 млн. 700 в прошлом году проданных новых было продано 5,5 млн. автомобилей с пробегом. Ольга Арсланова: Но, значит, мы можем примерно вычислить среднюю сумму, которую россиянин тратит на покупку автомобиля. Олег Мосеев: Но, слушайте, это средняя температура по больнице… Ольга Арсланова: Да. Олег Мосеев: …На вторичном рынке средняя цена автомобиля в районе 500 тыс., на рынке новых автомобилей в районе 1,5 млн. Но это опять же средняя температура по больнице. Ольга Арсланова: А давайте поговорим о средней ценовой температуре. Сейчас вроде как нас успокаивают и говорят, что не будет существенного роста, резкого роста цен на автомобили. Но все-таки ваш прогноз? Олег Мосеев: Резкого роста цен в принципе не может быть даже при нынешней ситуации. Потому что если смотреть на курс рубля по отношению к иностранным валютам, то он уменьшился, курс, я имею в виду, рубль стал дешевле, курс увеличился на 10% максимум. Соответственно, предположения, что машины могут подорожать на 50%, как я читал у отдельных журналистов, они не выдерживают критики. Потому что надо еще смотреть на то, какие машины продаются. Порядка 80% это машины, собранные на территории Российской Федерации, имеющие определенную долю локализации. Чем больше локализованный автомобиль, тем меньше он подвержен влиянию курсовых всех этих историй. Соответственно, это первый фактор. Второй фактор: производители никогда в жизни не отличались паническими настроениями. Они всегда выжидают, смотрят, на чем ситуация остановится. Пока на рынке идет сильная волатильность, и никто принимать решений особых не будет. Александр Денисов: Вы знаете, Олег, а может быть, еще тут одно объяснение есть? Потому что все контракты заключаются не на месяц, не на два, а в долгую и прописаны в рублях все-таки. И это тоже сдерживает рост цен. Олег Мосеев: Ну, смотрите, контракты действительно, это второй фактор, что планирование производства это не 1-2 дня, а это 6-9 месяцев минимум. Это раз. Второе: соответственно под контракты по поставке автомобилей и поставке компонентов для их сборки производители, как правило, хеджируют валютные риски. Соответственно, контракты-то валютные, но они по сути за счет хеджирования валютных рисков превращаются в рублевые по определенному курсу. И соответственно для них действительно в ближайшее время рисков потери нет. Другое дело, что будет потом. Но пока «что будет потом» (повторюсь, вернусь к первому тезису) говорить рано. Потому что пока непонятно, где рынок остановится. Александр Денисов: Короче говоря, «потом» – это через 6, как вы сказали, 6 и еще там чуть больше месяцев. Олег Мосеев: 6-9 месяцев. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Послушаем Александра, нашего зрителя. Здравствуйте, Александр. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Есть у вас машина? Зритель: Да, у меня есть машина. Ольга Арсланова: Ага. Менять будете? Зритель: Да нет, она еще пока новая. Александр Денисов: А, вы новую купили? Зритель: Да, я брал ее в кредит, но уже рассчитался. Ольга Арсланова: Здорово. Александр Денисов: Какой у вас автомобиль, расскажите. Бюджетный или уже так… Зритель: Ну, вы знаете, я начинал с бюджетного автомобиля – с Соляриса. Но это был 11-й год. И на тот момент цены были достаточно доступные. Александр Денисов: 400, по-моему, он стоил тогда, да? Зритель: Нет, у меня была комплектация, у меня стоил автомобиль 543 тыс. Александр Денисов: 543. Сколько вы отъездили на Солярисе и что взяли потом? Зритель: Я потом взял Ай 40. Автомобилем я доволен. И вообще модели Хендай – я доволен. Александр Денисов: А это уже кроссовер, по-моему, да? Зритель: Нет, это седан. Александр Денисов: А, седан. Зритель: Вот. Но речь не об этом. Речь идет о том, что вот цены притормозили. Вы знаете, их надо не притормозить, их надо еще ниже опустить. Ольга Арсланова: Почему? Зритель: Потому что на сегодняшний день Хендай, Рено, Фольксваген, как вы говорите, – это бюджетные автомобили. Но цена на них, извините, когда у нас доходит до миллиона, я считаю, это уже не бюджетный автомобиль. Александр Денисов: Конечно, какой тут бюджет. И вообще все это сказки про глубокую локализацию, которая понижает. Зритель: Вот зайдите в автосалон и посмотрите цену. Т. е., Солярис там 800-900 тыс. Ну, никто не купит. Даже если как бы госпрограмма там существует, 10% скидки, какая-то акция. Здесь человек все равно не потянет. Александр Денисов: Да, Александр, это учитывая, что это одноразовый автомобиль с одноразовым двигателем, который не подлежит… не отремонтируешь его, ничего, только выбросить. Учитывая, что это такой. Зритель: Вы знаете, при хорошей эксплуатации эта машина достаточно хорошо проходит и достаточно много. Одноразовая, не одноразовая – это уже другая тема. Ольга Арсланова: Но, с другой стороны, машины действительно дорогие, но я, например, как житель Москвы, этому рада. Т. е. мне кажется, что в больших городах только так можно регулировать численность автомобилистов. Зритель: Но нельзя ориентироваться только на большие города… Ольга Арсланова: Согласна. Зритель: …существуют не только в больших городах… Ольга Арсланова: А для других случаев есть вторичный рынок, где можно купить… Зритель: А вы знаете, вторичный рынок сейчас очень дорогой. Потому что, вот, например, я тоже рассматриваю супруге машину, новую мы не можем купить, но хотя бы какую-то бэушную. И когда я вижу, что машина – извините, ей уже далеко 15 лет, а она стоит, как я покупал в свое время Солярис, – о чем мы с вами говорим? Ольга Арсланова: Да. Спасибо, кстати, за эту информацию. Я предлагаю это обсудить с руководителем Федерации автовладельцев России Максимом Едрышовым. Здравствуйте, Максим. Максим Едрышов: Добрый день. Ольга Арсланова: А правда ли, что вторичный рынок сейчас дорогой? Максим Едрышов: Вторичный рынок потихоньку подтягивается за рынком новых автомобилей. Эта тенденция наблюдается и здесь. Как только новая машина дорожает, потихоньку начинают увеличиваться цены на вторичный рынок. Хотя для этого объяснимых причин вообще ноль. Но они все равно увеличиваются. И постепенно они даже растут. Александр Денисов: Максим, такой вопрос. Почему, несмотря на локализацию, все глубже она у нас, а цены-то ниже не становятся. Машины сопоставимы. Да за рубежом даже бывает и дешевле, чем у нас продают. Максим Едрышов: За рубежом сейчас действительно дешевле автомобили. Потому что у нас плюсом к автомобилю прибавляется и утилизационный сбор, который автопроизводители платят. И сейчас вот некоторые автопроизводители заявили о том, что правительство их несколько обмануло, заявив одни условия, а сейчас им диктуют другие условия работы. И плюс просто так сложился рынок. У нас вот нет бюджетных автомобилей, совсем уж если такие взять автомобили, которые стоили бы до 5, ну 5, может даже 7 тыс. евро, если переводим это в иностранную валюту. У нас средняя цена автомобиля начинается от примерно 700 тыс., это будет эконом-сегмент. Самый дешевый автомобиль на рынке, если мы говорим про новые машины, то, наверное, в районе 400 тыс. будет Лада-Калина стоить. Ольга Арсланова: Но сейчас большинство россиян покупают все-таки в кредит машины. Какие условия кредитования? Можно ли их назвать комфортными сегодня? Максим Едрышов: Сейчас, если автомобиль … до 1 млн. 200 тыс. руб., то можно взять его по льготной программе. Государство помогает людям, софинансируя размер кредитной ставки. Но поскольку программа действует не первый год, то ею уже многие воспользовались. А сейчас вот автомобили в кредит покупают еще и по другой схеме. Это не чистый классический автокредит, а люди берут потребительский кредит. Там выше проценты, но они не страхуют свои машины. Потому что обязательное условие автокредитования – это автомобиль должен быть застрахован по КАСКО, а это тоже достаточно большие расходы. Александр Денисов: Спасибо, Максим. Ольга Арсланова: Спасибо. Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России, был у нас в эфире. В ближайшее время резко автомобили не подорожают, потому что они и так уже довольно дорогие, – выяснили мы. Александр Денисов: К следующей теме.