Чего ждать от нового туристического сезона? Будет ли Египет вновь доступен для массового туриста? Где, когда и зачем в России введут курортный сбор? Марина Калинина: Ну и следующая наша тема, о которой сегодня будем говорить, – это туризм, потому что приближается лето, а значит, и пора отпусков. Хотим вас спросить: собираетесь ли вы в отпуск, поедете ли вы куда-то? Присылайте нам "да" или "нет". То есть планируете ли вы как-то покинуть свой дом-огород и уехать на море или, может быть, наоборот, в горы? Константин Чуриков: Вообще куда-то отправиться. Марина Калинина: В общем, ждем от вас… В конце этой темы, через полчаса подведем итоги и расскажем, кто куда едет, а кто не едет. У нас в гостях – Игорь Вадимович Фомин, член Совета Федерации. Здравствуйте. Игорь Фомин: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Марина Калинина: Ну, конечно, все ждут, что откроется Египет. Давайте как-то разделим тему нашу на несколько частей, потому что, в общем, это такой достаточно большой и бюджетный кусок бизнеса туристического. Это такое место, куда, в общем-то, многие ездят по приемлемым ценам. Что вообще, какие прогнозы? И как будет обстоять дело с этим? Ну, Египет, Турция – вот такие страны, которые, в общем, в последнее время проблемные. Марина Калинина: Прогноз такой, что, конечно, в общем-то, мы живем в открытом мире, и рано или поздно все направления откроются, когда-нибудь. Мы сейчас не можем говорить, когда конкретно, потому что все-таки это зависит от тех структур, которые контролируют безопасность наших туристов, которые посещают Египет. Но рано или поздно, безусловно, наверняка направления будут открываться. Что будет происходить? Ну, безусловно, наш туристический бизнес, наш санаторно-курортный бизнес за последние несколько лет нарастил определенный запас прочности. И конечно, в общем-то, он должен пользоваться этим запасом прочности и конкурировать активно со своими конкурентами, расположенными в этих странах. Сейчас наши люди уже побывали… Наши туристы, скажем так, все больше и больше посещают новые наши курорты, которые открываются в Краснодарском крае, Крым у нас появился. И естественно, в общем-то, будут сравнивать и принимать для себя решение. Марина Калинина: Но это еще, видимо, связано с тем, что, в общем-то, денег у людей становится все меньше и меньше, и они как-то выбирают, чтобы цена качеству соответствовала. Насколько наши курорты сейчас соответствуют вот этим критериям: инфраструктура, гостиницы, какие-то кафе, рестораны, я не знаю, экскурсии? Игорь Фомин: Просто понимаете, у нас, скажем так, все-таки с 90-х годов больше 20 лет развивался в основном выездной туризм. У нас было серьезное совещание в ноябре в Сочи, в "Розе Хутор", и там были лидеры нашего туристического рынка и бизнеса. И когда мы провели это совещание, абсолютно удивительным образом многие сказали: "Мы вообще впервые посетили "Розу Хутор". Понимаете, как мы можем говорить про продвижение и предложения туристам, когда, скажем так, генеральные директора крупнейших компаний признались, что они вот этот курорт – новый, современный – увидели впервые? Поэтому здесь, конечно, есть вопрос привычки и то, что уже действительно наши туристы десятилетиями переориентировались, скажем так, на зарубежные направления. С другой стороны, скажем так, у нас-то страна вообще может предложить любой вид туризма, вообще любой. Константин Чуриков: Игорь Вадимович, я как раз об этом и хочу спросить подробнее. Может быть, нам как-то повернуть нашего гражданина лицом к стране? Потому что, слушая многих турэкспертов, у меня создается ощущение, что страна наша состоит из трех точек на карте: Крым, Краснодарский край, Санкт-Петербург. Но есть еще куча мест. Я в интернете тут увидел, есть один интернет-канал, он посвящен природе Сибири. Знаете, такая красота! Игорь Фомин: Конечно. Константин Чуриков: Я уверен, больше чем уверен, что там нет никакой инфраструктуры – может быть, поэтому эта красота и сохранилась. Что, скажем так, вы и ваши коллеги намерены делать для популяризации еще каких-то направлений? Ведь им нужна реклама, о них должны узнать. Игорь Фомин: Как раз в Сибири существует много известных курортов, включая курорты того же самого Алтайского края, горно-алтайские. То есть это, в общем-то, серьезное, одно из серьезных и больших направлений, между прочим, по посещению. Они сейчас тоже находятся в числе лидеров России. Константин Чуриков: Я имею в виду даже конкретные названия, потому что никто и никогда просто так в "прекрасное далеко" не отправится. Когда я увидел, что такое Бирюзовая Катунь, вот этот курорт на Алтае, у меня вот такие были глаза, потому что там вода… бассейн под открытым небом, морская вода. И ощущение, что даже лучше, чем в Швейцарии. Игорь Фомин: Конечно, да. Здесь просто что важно? Конечно, все-таки мы работаем в условиях рынка, причем глобального, мирового рынка. И нам надо также и нашим гражданам, нашим туристам, естественно, рассказывать об этом обязательно, потому что на самом деле конкуренция идет жесточайшая за туристов. Просто как пример – скажем, Германия, для которой мы не являемся серьезным направлением. И в общем-то, не настолько мы важны как туристическое направление для них, именно по выезду. Они тратят в год десятки миллионов евро на продвижение немецких туристических брендов в Российской Федерации. Мы тратим абсолютные копейки, просто на порядок меньше, даже чем одна Германия тратит. Марина Калинина: Но наверняка есть огромное количество мест в нашей стране, городов, каких-то сел, которые вообще могут выжить только за счет туризма. Игорь Фомин: Конечно, конечно. Марина Калинина: И им какие-то фишки нужно придумывать, чтобы как-то привлечь к себе – я не знаю, агротуризм, еще что-то такое. Вот как с этим у нас дело обстоит? Игорь Фомин: Здесь просто… Понимаете, все равно туристическая тема – это комплекс. Вы можете все правильно сделать, а что-нибудь одно не учесть. Вот сделали вы замечательную гостиницу, сделали вы это в интересном месте. Предположим, все есть, но нет рекламы этого места – все, у вас турист не поедет. Дальше сделали все правильно, даже рекламу вделали. Предположим, у вас возникает вопрос транспорта – билет дорого. Понимаете? Марина Калинина: Кстати, про "дальневосточный гектар", где люди наверняка захотят, если они его получат, развивать какой-то туристический бизнес, строить гостиницы. Но билет-то туда настолько дорогой, добраться туда нереально! Игорь Фомин: Нет, именно поэтому здесь задача государства – все-таки еще раз все проанализировать и принять в сфере туризма комплексные такие решения, не упустив ни один из сегментов регулирования, понимаете. Потому что в чем проблема туристического бизнеса? И почему во всех странах и государствах… Вот мы с вами берем эти знаменитые направления, популярные – Турция, Египет. Там, в принципе, существует достаточно жесткое регулирование и контроль со стороны государства и продумывание этой всей цепочки, начиная от рекламы. Посмотрите, сколько в Российской Федерации рекламы по турецким курортам. Правильно? Марина Калинина: Ну, у нас турецкие курорты, Кипр, Таиланд. Игорь Фомин: Кипр. Норвегия – очень много. Марина Калинина: Норвегия, да. Игорь Фомин: В Санкт-Петербурге – Финляндия. Константин Чуриков: Извините, но как красиво и привлекательно эта реклама сделана. Ведь это важно, да? Игорь Фомин: Конечно. Константин Чуриков: Вкладываются огромные деньги. И когда я вижу "Курорты Краснодарского края" – знаете, вот точно туда не хочется ехать. Смотрите, что мы видим вот здесь. Естественно, в Краснодарском крае кокосовые пальмы не растут, но наверняка есть очень привлекательные ракурсы и есть красота. Марина Калинина: Давайте послушаем нашу телезрительницу, которая дозвонилась и уже ждет на линии. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте, дорогое Общественное телевидение наше! Мы вас таким любим! Константин Чуриков: Взаимно. Спасибо! Марина Калинина: Спасибо! Зритель: Вы знаете, так приятно! Я пожилая уже женщина, мне 58 лет, но вы знаете, я так люблю путешествовать! По России, по России. Я часто бываю в городе Суздале (Владимирская область). Вот в декабре вернулась, 13 декабря приехала, вернулись в Ачинск, я живу в Сибири. Немножко далековато, но мне так нравится поезд. Нравится в поезде кипяточек, даже он очень вкусный – наш, российский кипяточек! И мы в этом году с мужем запланировали и 9 мая выезжаем в Абхазию. Мы так давно об этом мечтали! Представляете? Мужу будет 70 лет 16 февраля. И мы уже мечтаем, что 9 мая… Я вам скажу по секрету, почему 9 мая. Потому что 9 мая большая скидка всем жителям Российской Федерации. И мы в этом году воспользуемся этой скидочкой и купим билеты до Адлера, а там уже переберемся в Абхазию. Константин Чуриков: Замечательно! Марина Калинина: Хорошего вам путешествия! Константин Чуриков: Светлана, вы нам чаще звоните, нам не хватает такого позитивного голоса в эфире. Спасибо большое. Знаете, не могу не спросить, раз уже мы вернулись в отечество, про отдых у нас, ну, за исключением Абхазии. Скажите, что у нас с этими курортными сборами? Много было на эту тему вбросов, информации. Так чем сердце успокоилось? И главное – насколько это будет чувствительно? Игорь Фомин: Нет, на сегодняшний день, конечно, идет очень активная дискуссия. Единственное, что хочу заметить – что документа пока нет. То есть уже обсуждается все что угодно: и что это затронет всю Россию, и по суммам идет обсуждение. То есть документ, там формально процедура такова: правительство должно внести данный законопроект в Государственную Думу. Он пока не внесен. Но в любом случае те дискуссии, которые идут по данному закону, они сводятся к тому, что на уровне федеральном в законе будут определены общие правила и общие границы, чтобы действительно это было ненакладно для наших туристов. То есть, скажем, первое – это и по сумме. Второе – льготные категории. Там очень много льготных категорий. Он не должен ни в коем случае взыматься с детей, с пожилых людей. Также в законе будут четко оговорены те вопросы и те мероприятия, на которые его можно направлять. То есть он должен, естественно, направляться только на вопросы, связанные с развитием именно туристических объектов, с приведением их в порядок, с приведением в порядок парков, озеленением, благоустройством и так далее именно туристических зон. Но самое главное, что это все… Ну, я сейчас говорю просто про концепцию пока, потому что еще раз повторяю: пока не будет внесен данный законопроект, обсуждать, в общем-то, пока нечего. Но, естественно, регионы, которые… А их всего пока четыре, заявляются для участия в эксперименте пока четыре. Это должен быть именно эксперимент. Они, конечно, должны на себя взять всю ответственность перед туристами – и за суммы, которые они будут собирать, и куда будут направлять, конечно. Ну, скажем так… Марина Калинина: Но тут, понимаете, кто это будет контролировать? И как можно будет узнать, куда эти суммы на самом деле направлять? Как собственно и со всем у нас в стране. Игорь Фомин: Нет, понимаете… Ну да, тогда и получается, как со всем. Понимаете, откуда-то у нас появляются новые дороги, новые газоны, откуда-то они берутся, озеленения. То есть, конечно, люди все видят. Если они, заплатив данный сбор, приехали на данный курорт через два года и увидели, что там изменилась ситуация, то они будут рассказывать об этом. То есть, конечно, скажем так, из жизни это только можно увидеть, что действительно все стало лучше. Марина Калинина: Ну, тут все должно быть по-честному, действительно. Игорь Фомин: Конечно. Константин Чуриков: Так собственно проблема в том, что, знаете, это как магазин, который вам не понравился. Вы туда пришли, вам там, условно говоря, нахамили – вы в следующий раз туда уже не пойдете. Игорь Фомин: Правильно. Так это так и есть, в туризме именно так. Константин Чуриков: Да. Давайте послушаем звонок, у нас Оксана из Барнаула (Алтай). Оксана, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Слушаем вас. Зритель: Я живу в городе Барнауле. Вы сейчас рассказывали про Бирюзовую Катунь, как это все замечательно, как это все красиво. Константин Чуриков: Я цен не знал. Вот вы менее расскажите. Зритель: А? Константин Чуриков: Я не знаю, какие там цены. Вот вы мне расскажите, пожалуйста, нам всем. Зритель: Ценник очень высокий. То есть для того, чтобы даже нам съездить из Барнаула на ту же Бирюзовую Катунь, нам надо запланировать бюджет, причем очень серьезно, потому что даже в каких-то бунгало и все остальное… То есть очень высокие цены, высокие цены на сервис. То есть с палаткой подъехать там куда-то невозможно практически вообще нигде. То есть только везде цивилизованный отдых, за который приходится платить, причем серьезные деньги. Марина Калинина: Понятно. Зритель: Белокуриха – вообще! Ни на жилье ценник… Поэтому даже нам из Барнаула дешевле съездить в Египет, дешевле съездить в Турцию. Константин Чуриков: Видите – получается замкнутый круг. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Константин Чуриков: Спасибо. Мы говорим о том, что надо бы, чтобы пришла цивилизация, но как только она приходит – поднимаются цены. И вот страдают люди от того, что они палатки не могут поставить. Марина Калинина: Ну, тут этот процесс ценообразования – он же тоже как-то неконтролируемый, потому что, допустим, в Сочи том же самом цены на гостиницы очень высокие. Ну, как бы мы все знаем, тот же "Роза Хутор" и так далее. Либо есть совсем уже какие-то… ну, прямо совсем хибары, которые… Ну, они дешевые, понятно, чуть ли не частный сектор, как был 30 лет назад. Вот где эта середина такая, которая и по качеству была бы нормальной, без всяких SPA и так далее, каких-то заоблачных, но и в то же время чтобы это было чисто, приемлемо по деньгам, с хорошей едой и с хорошим сервисом? Вот этот уровень "звездности" гостиниц как у нас как-то отрегулировать? И уровень ценообразования. Игорь Фомин: Смотрите. Что касается все-таки цен, то, конечно, с одной стороны, это рыночная категория, понятно, определяется спросом и предложением. Это понятно, да? И как раз, если будут открываться дополнительные направления, то, безусловно, владельцы туристической индустрии будут вынуждены, в общем-то, конечно, цены понижать, это само собой. Но есть там, конечно, составляющая и объективная, потому что все определяется затратами. Вот мы постоянно говорим, что надо упрощать процедуры административные. Это же не просто так. То есть будет ускоряться строительство объектов – соответственно, цена объектов. Вторая огромная проблема – это, конечно, ставки банковские. Естественно, мы с вами всерьез даже не можем сравнивать то, что есть в других странах, и то, что есть сейчас у нас. Вы понимаете, да? Конечно, это тоже закладывается в цену данных гостиниц. Третий вопрос – это, естественно, сам срок предоставления. То есть чем дольше и дешевле деньги, тем, конечно, меньшая нагрузка потом ляжет в стоимость номера. Это как бы ты вещи, которые просто однозначны с точки зрения экономики. Здесь задача как раз государства – помочь развивать инфраструктуру, то есть конкретно помогать: снижать ставку банковскую, продлевать сроки кредитования. Это, конечно, скажем так, понизит себестоимость, по крайней мере, услуги. Константин Чуриков: Игорь Вадимович, когда мы готовились к обсуждению этой темы, мы уже понимали, что, конечно, немалая часть нашей аудитории скажет: "Какой туризм вообще? Вы что, с ума сошли?!" Но хорошо, что многие наши зрители при этом сохраняют чувство юмора. Вот из Ивановской области… Мы спросили: вы будете отдыхать этим летом? "Да, конечно. Сначала Турция. Потом на Майами махнем. Потом на Бали поваляемся. И в Сочи, домой. Надо ведь и пенсию успеть получить – 8 400". Вот Краснодарский еще пишет: "Бабушка сдает коечку. Зачем бабушке звезда на хате под камышом?" Замечательно, что у всех чудесное чувство юмора. Марина Калинина: Ну, мы не говорим о крайностях. То есть как бы понятно, что кто хочет снять коечку – тот ее собственно и снимет у бабушки или с палаткой поедет отдыхать. Правильно? Константин Чуриков: Под камышом тоже хорошо, кстати. Марина Калинина: А насколько государство сейчас помогает туристической отрасли? И насколько туристические компании готовы развивать именно туристический бизнес в России? Если вы говорите, что даже представитель крупной какой-то туркомпании первый раз приехал в Сочи и посмотрел, что это вообще такое, то насколько они готовы? Игорь Фомин: Не в Сочи, а в "Розу Хутор" только, на "Розу Хутор". Безусловно, на сегодняшний день наши компании заинтересованы в развитии российского рынка. То есть как раз за последние два года, именно поняв риски, которые возникают с зарубежными направлениями, конечно, они на сегодняшний день заинтересованы. Но опять же это, в принципе, должна быть абсолютно экономическая история, то есть им надо тоже зарабатывать определенные деньги на этом. И мы опять же упираемся, скажем, в государственную поддержку. Марина Калинина: Опять же в государственную поддержку, без этого никак. Игорь Фомин: Да, конечно. Потому что на самом деле все эти курорты, которые мы с вами обсуждаем, они все возникли, в общем-то, при большой государственной поддержке – и по ставкам, и по срокам. Другое дело, что здесь, скажем, для нас очень важно что? Что у нас это делается сейчас. А я хочу сказать, что если новое направление открывается и оно современное – оно всегда конкурентнее, потому что эта вся инфраструктура очень быстро устаревает. Мы обсуждаем, мы говорим, что наши туристы все говорят, что там очень высокое качество. Ну, я не знаю. Вы знаете, сколько конфликтов идет у наших туристов. Они приезжают, и некоторые в Египте один-два дня переговоры ведут в гостинице, куда они приехали. Это обычная практика. Константин Чуриков: Это отдельный вопрос. Марина Калинина: Это вопрос к туристическим компаниям частенько, потому что… Игорь Фомин: Нет, ведут переговоры, потому что им совсем не то предлагают. Марина Калинина: Частенько это вопрос к туристической компании, которая… Тоже у них есть свои нюансы. А что у нас с туризмом из-за границы к нам, в Россию? Он как? Игорь Фомин: Он растет, он динамично растет. Марина Калинина: Как обстоят дела с ним? Игорь Фомин: Пока он растет. И, в принципе, для нас это огромный потенциал рынка именно, потому что у нас на первое место сейчас выходит китайский турист. Второе место у нас занимают немцы традиционно. Ну, в принципе, конечно, рынок въездного туризма неисчерпаем просто, потому что если к нам будут приезжать… У нас сейчас больше миллиона… Марина Калинина: Мне кажется, у нас китайских гидов с китайским языком на всех не хватит китайцев. Игорь Фомин: Нет, это тоже одна из проблем. Константин Чуриков: Скорее сюда приедут китайцы, выучат русский… Игорь Фомин: Да. Вот смотрите, у нас на самом деле из Китая приезжает сейчас уже больше миллиона человек. Но что такое для Китая миллион туристов? Марина Калинина: Миллион туристов в год? Игорь Фомин: Да. Ну, больше миллиона. Конечно, эта цифра может кратно увеличиваться, потому что китайцам нравится путешествовать в Россию. Марина Калинина: Они же любопытные. Игорь Фомин: Да, им интересны и вопросы революции, и военная тематика. У них много здесь интересов. Константин Чуриков: И все время наготове фотоаппарат, я обратил внимание. Вот у каждого фотоаппарат. Игорь Фомин: Вы абсолютно правильно сказали, что действительно гидов не хватает, их надо готовить. С другой стороны, как раз на этом рынке тоже надо наводить порядок, потому что лицензированных гидов – всего шестьдесят человек на Москву. Марина Калинина: Шестьдесят?! Игорь Фомин: Шестьдесят. Марина Калинина: Да что вы?! Константин Чуриков: На всю Москву. Игорь Фомин: Здесь, понимаете, какая проблема? Правильно вы сказали, что у региона или у страны есть один шанс, когда вы приглашаете туриста: или вы понравились, или вы не понравились. Соответственно, когда вы приезжаете в страну и вам гид рассказывает сплошные сказки про эту страну – это, конечно, неправильно. Константин Чуриков: Наши корреспонденты сегодня провели опрос в нескольких городах – спрашивали обычных прохожих людей на улицах городов, где они будут отдыхать в этом году. Давайте послушаем и посмотрим. ОПРОС Константин Чуриков: На самом деле грустно, что люди вынуждены отдыхать все ближе и ближе к дому. Некоторые нам пишут – на огороде, как говорится. А куда ехать? Куда податься? Марина Калинина: Вот Семен к нам дозвонился из Нижневартовска. Здравствуйте, Семен. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Говорите, слушаем вас. Зритель: Я за такое решение. Допустим, человек родился в России, не видел Алтайский край, не видел Крым, допустим, Сочи не видел. Ну, он не видел, допустим, ту же Калужскую область. И зачем ехать куда-то? Езжайте лучше в Россию и отдыхайте, посмотрите. Только на автомобиле, желательно на автомобиле. Сейчас все есть для водителей, есть где поспать. Все для вас, ребята! Сейчас все безвозмездно, то есть даром. Тысяча рублей – тебя покормят, тебя обуют. Константин Чуриков: А если в Сочи заехать? Марина Калинина: Судя по всему, вы и сами любитель ездить и путешествовать, да? Зритель: Да, я на машине езжу всегда. Я ездил через Киев в Житомирскую область. Я в Минск ездил. В Сочи ездил, я в Сочи был. Сейчас в Архипо-Осиповке отдыхал. Ну, я по всем побережье, вот это все, каждый отпуск. У меня сахарный диабет, и на море у меня потом здоровье поправляется. Я езжу постоянно, как лето наступает. Я пенсионер, и я еду отдыхать. Марина Калинина: Ну что же, спасибо. Константин Чуриков: Я понял вас так: все зависит от настроя, с каким настроением ты отправляешься в отпуск. Игорь Фомин: Совершенно правильно. Константин Чуриков: Ну, что можем сказать по этому году? Виды на "урожай туристический" все-таки хорошие у нас этим летом? Игорь Фомин: Я очень оптимистично смотрю на развитие туристической отрасли в России. На самом деле, когда вы говорите по внутреннему туризму – у нас он вырос за последние три года почти в полтора раза. Может быть, это часть наших граждан, которые не смогли поехать за границу, это понятно, но у нас абсолютно беспрецедентный рост. И если сейчас все будут правильно все делать, государство будет правильно организовывать программы поддержки, если туристический бизнес будет правильно работать, если наши люди поверят в эту отрасль, то она… Марина Калинина: Гостиницы цены не будут задирать. Игорь Фомин: Да, совершенно верно. Нет, все фрагменты должны быть совершенно отработаны. Мы говорили, что это комплексная проблема. Конечно, если транспорт не будет таким дорогим, то, в принципе, у нас просто будет туристический бум еще за счет наших граждан. Константин Чуриков: Авиаперелет самый дешевый по плоскому тарифу "Магадан – Москва – Магадан", знаете, сколько? 41 500! Я вот вчера вычитал. Давайте подведем итоги нашего SMS-опроса. Мы спрашивали: планируете ли вы туристическую поездку в этом году? "Да" ответили 72%. Ну, слава богу, потому что по SMS была другая картина. "Нет" – 28%. У нас в студии был Игорь Фомин, член Совета Федерации. Игорь Вадимович, спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Игорь Фомин: Спасибо. Константин Чуриков: А мы скоро к вам вернемся.