Мария Карпова: Всячески пытаемся вам помочь, чтобы вы как-то поразили своих друзей, близких в Новый год. Вот вчера учились делать фокусы. Сегодня будем учиться играть на музыкальных инструментах. Конечно… Петр Кузнецов: Ура-а-а! Мария Карпова: Ну, за 15 минут, Петя, мы с тобой вряд ли чему-то научимся. Петр Кузнецов: Да, это тоже из области фантастики, фокусы, научиться за это время. Мария Карпова: Да, и я сомневаюсь, что Илья Ахрамеев нам даже подержать свои редчайшие музыкальные инструменты позволит. Но я точно знаю, что после общения с Ильей многие стали увлекаться народной музыкой. Илья Ахрамеев у нас в студии. Петр Кузнецов: Здравствуйте! Мария Карпова: Илья – основатель «живого» музея народных искусств, между прочим. Петр Кузнецов: А вот музей, он у нас, собственно, на диване-то и образовался. Есть ли место для Маши здесь? Илья Ахрамеев: Да, я думаю, Маша поместится. Петр Кузнецов: А садись прямо на трубу, Маш! И сразу же первые звуки какие-то появятся. Илья Ахрамеев: Ну, возможно, первые звуки появятся, да. Дело в том, что музей-то у нас большой, но частично разъездной. Мария Карпова: А я, а зачем я взяла? Можно это брать? Илья Ахрамеев: Да, это вообще пацанская штука. Мария Карпова: Так, хорошо. Илья Ахрамеев: В женских руках не всегда работает. Петр Кузнецов: А что из этого – самый женский инструмент, который для Маши? Илья Ахрамеев: Женский инструмент у нас отсутствует. Он, вообще-то, делается из травы. Это такие маленькие трубочки, в которые… Петр Кузнецов: А, ну да. Самый простой. Илья Ахрамеев: Все очень просто. Мария Карпова: Ну, подождите. Ну, меня в детстве все мальчиком называли, поэтому, в принципе, что, я могу подержать. Что, как? Нет, я, наверное, не буду. Илья Ахрамеев: Ну вообще, лучше начать с этого. Петр Кузнецов: Не, надо в другую сторону, Маш! Илья Ахрамеев: Вот с этого. Потому что это у нас как бы прародитель вот этого, вот этой все роговой истории. Это когда-то в давние времена, вы знаете, да, там, охотились, мясо съедали, а рога и копыта шли, собственно говоря, для других надобностей. Петр Кузнецов: Мы сейчас лобио поели, как раз сейчас к рогу приложимся. Илья Ахрамеев: Вот, а потом, значит, когда зверей-то скушали, надо было друг с другом подраться. А там не сразу различишь, кто кого бьет, вот поэтому сигналы подавали. Петр Кузнецов: Ну-ка? Мария Карпова: Как хочется сразу куда-то подорваться, куда-то идти, наступать. Илья Ахрамеев: Да. Только всех съели быстро, рогов стало мало. Вот в Европе стали делать рога вот такие. Мария Карпова: Подождите, Илья. Вот скажите, это же отреставрированные инструменты? Или новые? Илья Ахрамеев: Это, ну как вам сказать, это выращенные. Мария Карпова: Выращенные. Илья Ахрамеев: Потом зарезали и вот. Мария Карпова: Ну вот когда? Петр Кузнецов: Ну, ну, ну. Давайте не будем. Мария Карпова: Хорошо. Илья Ахрамеев: Не могу сказать точно. Я его приобрел уже в таком виде, поэтому. Мария Карпова: Понятно. Хорошо. А это? Илья Ахрамеев: А это уже изготовленный. Ну это где-то, наверное, начало XX-го века, собственно, европейская тема. Потому что там металла было много всякого. Мария Карпова: Как он называется? Илья Ахрамеев: А это так и называется – рог. Рог, собственно, сигнальный. Вот он трубит вот так. Мария Карпова: Очень красиво. Петр Кузнецов: На охоту звать. На охоту Илья Ахрамеев: Да. На охоту – это вот такой, на охоту вот такой. Петр Кузнецов: Кстати, вот очень интересно. Перед тем, как вы, появится звук, интересно, совпадут ли ожидания с реальностью. Я вот сейчас подумал, да, я вот сейчас подумал, что намного ниже будет. Мария Карпова: У меня у дедушки был такой. Он как раз охотник. Илья Ахрамеев: Это вот как раз охотничий. Просто закручивали рога. Дело в том, что у немцев, допустим, в Германии есть целая музыкальная уже традиция, не сигнальная, а музыкальная, игры на таких якт хордах, как их называли. Вот в Любеке есть целый оркестр. А у нас это дело использовали пастухи. Так как у нас с металлом-то было похуже, пастухи стали делать деревянную историю, вот такую вот. Мария Карпова: А это как называлось? Илья Ахрамеев: А это, как бы, будете немножко удивлены, так и называется «рожок». Вот это. Мария Карпова: Ага, рог, рожок, все от размера зависит. Илья Ахрамеев: Да, рог, рожок, все от него, собственно говоря, пошло. Вот это у нас маленький рожок, так называемый «визгунок», его еще называли. Вот, и он такой, по названию, соответственно, звучит. Ну сейчас вот. Мария Карпова: Необычно. Петр Кузнецов: Ощущение, что с корпоратива доносятся какие-то уже звуки к концу. Мария Карпова: Да-да-да. Петр Кузнецов: А можно? Мария Карпова: А это? Петр Кузнецов: А можно, я вот… Илья Ахрамеев: А это уже более серьезные пастухи играли. Это, собственно говоря, большой рожок. Он же басовый рожок где-то назывался, или пастушья труба. И, собственно говоря, почему пастухи-то их использовали, да. Петр Кузнецов: А это вниз, да, нужно? Мария Карпова: Как будто бы какое-то животное. Петр Кузнецов: Я даже эхо слышу в горах. Илья Ахрамеев: Вроде бы да, такое, с рогами, с выменями. Мария Карпова: А-а-а, бык. Понятно, понятно. Илья Ахрамеев: И, собственно говоря, в чем, допустим, уникальность вот таких вот рожков? Потому что больше нигде в мире такого обычая игры на таких инструментах практически не сохранилось. У нас пастухи-рожечники собирались большими хорами, даже не ансамблями, а хорами, играли на них. И вот, собственно говоря, самый известный был хор Кондратьева в конце XIX-го века. Ну потом уже в советское время существовали. Играли очень красивую музыку. Если хотите, могу вам примерно изобразить. Мария Карпова: Конечно, обязательно. Петр Кузнецов: Да, да, да, конечно. Я вот как раз хотел сказать, ведь завораживает, на самом деле. Несмотря на то, что они бодрые-бодрые звуки, вот хочется слушать. Илья Ахрамеев: Завораживает, да. Петр Кузнецов: …чем развлечь, Илья Ахрамеев: И потом очень долго развораживает многих. Петр Кузнецов: что послушать такого необычного, да, гитара уже всем надоела. Илья Ахрамеев: Ну, я, к сожалению, один, могу сыграть только в один голос, да. Обычно рожечник каждый играл свой, причем, менялись произвольно. Один куплет один играет… Петр Кузнецов: Ну, Маша подпеть что-то может, наверное. … Вот так, знаменитое. Мария Карпова: Очень красиво. Петр Кузнецов: Здорово. Мария Карпова: Очень красиво, Илья, правда. Так, что я хотела сказать? Как вы вообще стали этим увлекаться? Почему необычные инструменты? Илья Ахрамеев: Это случайно сложилось, долгая история, на самом деле. Тут ничего необычного нет. Это вам кажется необычным. Мария Карпова: Да. Илья Ахрамеев: Вот у людей, которые у нас на просторах России, как говорится, жили в большом количестве не так давно, это все было совершенно обычным. Петр Кузнецов: Давайте к струнным перейдем. Илья Ахрамеев: А вот я еще хотел показать. Знаете, вот обычная трава, да, собственно говоря. Петр Кузнецов: Вот. А это похоже на трубку, из которой дротики в фильмах. Илья Ахрамеев: Нет, вообще, травяные инструменты, они почти у всех народов существуют. Вот у нас, допустим, это вот такой инструмент. Да, делается обычно четырьмя движениями обычной косы. Мария Карпова: И как-то звучит? Петр Кузнецов: И сушится, да? Илья Ахрамеев: Да, конечно. Мария Карпова: Красиво тоже. Петр Кузнецов: Скоро праздники у нас, та-ра-та-ра-та-та-та… Мария Карпова: А давайте к струнным перейдем. Илья Ахрамеев: Давайте перейдем, да. Мария Карпова: Тут даже и я могу что-то. Петр Кузнецов: Да, может быть, тоже попробуешь. Илья Ахрамеев: Да, давайте, попробуйте. Вот, допустим, это у нас самый такой, можно сказать, сказочный и мифологический, древнючий инструмент, который как, вы думаете, называется? Мария Карпова: Как, вы думаете, называется? Петр Кузнецов: Гусли. Мария Карпова: Гусли? Илья Ахрамеев: Гусли. Совершенно верно. Вот это их, собственно, практически прародители. Примерно такие инструменты существовали, там, ну, около 1000 лет назад. Находят в раскопках Великого Новгорода, да. Можем с вами попробовать. Смотрите, если вы их возьмете, тут, очень часто спрашивают, зачем вам вот такое вот окошечко нужно было? Многие думают, там, подглядывать за публикой. Петр Кузнецов: Маникюр, осторожно. Илья Ахрамеев: А? Петр Кузнецов: Маникюр. Мария Карпова: У меня маникюр. Илья Ахрамеев: Да, да, да. Давайте, я вам покажу. Можем сыграть по-старинному, можем сыграть по более новому. Как вам больше нравится? Мария Карпова: Да, давайте по-старинному. Мне так больше нравится. Илья Ахрамеев: По-старинному надо вот так поставить. Петр Кузнецов: По-новому – это что-то из Нюши можно. Илья Ахрамеев: Сейчас поставить, да, вот так. Теперь, смотрите, левой рукой берете вот так, в обхват, двумя пальчиками. Петр Кузнецов: А, его надо ставить, как арфу, что ли, держать? Илья Ахрамеев: Три пальчика вот сюда. Мария Карпова: Вот так? Илья Ахрамеев: Да. Мизинчик здесь держит. И тут через струну сюда один палец, да, следующий сюда, следующий, вот, не-не-не, вот прямо через струну, сюда, сюда и сюда. Петр Кузнецов: Давай «Мурку». Илья Ахрамеев: И теперь перемещаем пальчики. Ударяем по струнам, будет одно созвучие. Другой рукой. Петр Кузнецов: А держать как? Просто так? Илья Ахрамеев: Вот так и держать. А теперь переставили пальчики к другим струнам. Мария Карпова: Сейчас. Илья Ахрамеев: Так вот просто. Петр Кузнецов: Похоже на гитару. Илья Ахрамеев: Да просто передвинуть их между струн, и все. Мария Карпова: О! Да. Илья Ахрамеев: Вот. Да. Мария Карпова: Прямо аккорды как будто. А вот скажите, у меня вот все равно не получится сыграть. Сыграйте вы лучше что-нибудь, чтобы понять, как это звучит. Илья Ахрамеев: Да, танец маленьких утят можно. Петр Кузнецов: А это что-то, вы просто так, или это какая-то реально существующая мелодия? Илья Ахрамеев: Да мелодий очень много разных можно сыграть, что угодно. Дело в том, что у нас гусли – это такой инструмент, который был очень незаслуженно забыт. Петр Кузнецов: Да. Илья Ахрамеев: И многими людьми, скажем, не воспринимается, как инструмент для какого-то широко развернутого многообразия. На самом деле, мало того, что их много разновидностей существует, вот, допустим, это если гусли, которые там бытовали, ну, копия инструментов, скажем, одна из реконструкций, которая бытовала там 1000 и более лет назад. Вот это у нас уже XX-й век. Такие инструменты еще делали люди, которые, в принципе, живут сейчас. Сами там дома топором где-то что-то. И есть очень много разных манер исполнительских в игре. То есть, мы можем играть созвучиями, можем играть мелодии. Можем еще другую руку использовать. Это, собственно говоря, уже манера игры прибалтийских народов. Инструменты эти, они же у разных совершенно. Петр Кузнецов: Илья, вот еще вот можно на, как же это? Струнные, духовые и гармонь? Илья Ахрамеев: Гармоника. Петр Кузнецов: Гармоника. Мария Карпова: Для финала можно что-нибудь? Прямо вот такое, ух, бодренько, чтобы Оксана потом вышла бодренькая, энергичная. Петр Кузнецов: Там вот рядом с тобой совсем маленькая. Может, на ней? Мария Карпова: У нас совсем мало времени остается. Илья Ахрамеев: Это у нас гармонь-черепашка. Да, гармоники у нас очень разнообразные в России. Это, собственно, Россия – не родина гармоники. Мария Карпова: А давайте на большой? Илья Ахрамеев: Ну она, да. Это больше такая цирковая игрушка. Мария Карпова: Да. А вот эта? Илья Ахрамеев: А это вершина русского гармонного творчества. Мария Карпова: Отлично, ей и закончим. Илья Ахрамеев: Это у нас елецкая рояльная. Петр Кузнецов: И это будет тоже нашей вершиной. Мария Карпова: Да. Илья Ахрамеев: Елецкая рояльная гармонь, между прочим, признана ЮНЕСКО, как мировое культурное наследие. Петр Кузнецов: Ого! Илья Ахрамеев: Именно вот, да. Единственный русский инструмент. Петр Кузнецов: Отвлеките Илью, сейчас мы у него заберем. Эх, хочется, хочется: «Ну, за молодых!». Мария Карпова: Спасибо! Браво! Петр Кузнецов: Спасибо вам большое! Илья Ахрамеев, основатель живого музея народных искусств. Спасибо, с наступающим! Спасибо за это настроение! Илья Ахрамеев: На здоровье! Пользуйтесь!