Чем ближе курортный сезон, тем дороже российские отели

Гости
Юрий Барзыкин
вице-президент Российского союза туриндустрии
Алексей Волков
вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства

Оксана Галькевич: О том, на ком шапка горит, мы тоже поговорим, но в финале эфира, сейчас о другом.

Ну, друзья, вот не парадокс ли: и есть куда поехать, и есть что посмотреть, и есть где отдохнуть, но почему так дорого? Ну почему так дорого отдыхать у нас дома, в России? Эксперты говорят, что одна из причин в том, что у нас очень мало гостиниц, а те, что есть, даже невысокого уровня, пользуясь низкой конкуренцией, ну или, прямо скажем, отсутствием выбора у туристов...

Петр Кузнецов: И все же так мало их.

Оксана Галькевич: Они просто задирают цены, задирают как хотят.

Петр Кузнецов: Поэтому Институт социальных исследований и развития гражданских инициатив недавно написал письмо премьер-министру Мишустину с предложением ограничить максимальный уровень цен в местах размещения. Это и отели, это и хостелы, и даже гостевые дома. Такая мера у нас уже...

Оксана Галькевич: У нас, кажется, так было же, да?

Петр Кузнецов: ...дважды вводилась, вот только я не помню, работала она или нет, это сочинская Олимпиада и Чемпионат мира по футболу 2018 года.

Оксана Галькевич: Я тоже, честно говоря, не помню, но было такое, да. В этом году другая причина, Чемпионата нет, Олимпиада тоже вроде не проводится, но закрытые по сути из-за пандемии границы – это вот как раз причина того, что российские туристы хлынут на курорты не только Крыма и Краснодарского края, но и на реки и озера, так скажем, внутриконтинентальной части нашей страны. Да мало ли, куда вообще люди хотят поехать, а так называемая инфраструктура гостеприимства у нас оставляет, так скажем, желать не просто лучшего, а хотя бы чего-нибудь хорошего, чего-нибудь.

Петр Кузнецов: Ха-ха. Где вы останавливаетесь, когда проводите отпуск по России? Особенно нас интересует этот сезон. Уже готовились, изучили цены, что-то выбрали или просто отказались? Чтобы доступное жилье по цене, прилично было по условиям. Пишите, звоните, рассказывайте, делитесь этими местами, остались ли они еще.

Оксана Галькевич: Многие наверняка, я думаю, уже этим вопросом так или иначе озадачивались, потому что тут уже и майские проскочили, вы как-то что-то смотрели, куда-то съездили, может быть, или не смогли поехать из-за этих цен и этих условий. Ну и лето опять же впереди, все готовимся, думаем, куда и что с этим временем прекрасным делать. Ждем, друзья, телефоны все бесплатные, звонки и сообщения все принимаем.

А у нас на связи сейчас первый собеседник – это Алексей Волков, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства. Здравствуйте, Алексей.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Алексей Волков: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Алексей, скажите, пожалуйста, ну вот понятно, что были брони, брони были задолго до по несколько заниженным ценам, получается, по сравнению с тем, что мы видим сейчас. Какие-то места остались для тех, кто узнал, что Турция закрылась, и вот ринулся и готов отдать дополнительные деньги. Но так-то с точки зрения рыночных механизмов ничего критичного здесь не видно.

Алексей Волков: Ну, на самом деле с точки зрения потребителя, конечно, ситуация местами катастрофическая: стоимость увеличилась по отношению к 2019 году в 2–3 раза местами. В целом отельеры задрали цены и планируют в этом сезоне провести максимально выгодный для себя сезон...

Петр Кузнецов: ...чтобы набрать недобранное?

Алексей Волков: ...несмотря на покупательную способность, несмотря на отсутствие…

Оксана Галькевич: Скажите, вот это завышение цен в этом сезоне, для того чтобы, я не знаю, компенсировать потери прошлого года или еще что-то, оно в принципе толчок для развития даст? Это тоже важно, понимаете, накопить денег, чтобы там дальше развиваться, повышать уровень сервиса, – мы это увидим?

Алексей Волков: Мы это абсолютно увидим. Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает не только инвестиционную привлекательность, содействие инвесторам в развитии инфраструктуры. Туда вкладываются также вопросы повышения квалификации, улучшения кадрового обеспечения. Поэтому в рамках ближайших 10 лет мы увидим коренные изменения в этом направлении. Что касается ближайшего будущего, то есть ближайших дней, в этом сезоне, к сожалению, не получится пока выйти на качественный уровень, но точно абсолютно высокий спрос и большой туристический поток создают возможности для привлечения бизнеса.

Оксана Галькевич: Алексей, скажите, а вот какие в принципе у нас игроки крупные не крупные или какие силы заинтересованы в том, чтобы эта индустрия гостеприимства, которую вы представляете, развивалась не только в таких явных точках, которые притягивают людей, как Байкал, Алтай, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодарский край, Крым, я не знаю, что-то еще, ну и в не самых очевидных местах?

Вот по себе расскажу. У меня в этом году уже случилось две таких истории, я не смогла поехать на Север, в Архангельскую область, просто потому, что еду на машине, большие перегоны по 800 километров в сутки, ночевать негде, короткий день световой очень, пришлось отказаться. Вторая история – поехали вот в Пушкинские Горы, прекрасное место, замечательное, там все здорово, но мест в самих Пушкинских Горах уже нет на майские праздники либо очень дорого, я не могу платить по 20–25 тысяч рублей за ночь, а то, что есть в соседних городах, Великие Луки или Себеж, ну это просто, я вот рассказывала в Instagram, это за гранью комментариев и так далее.

Вот такие неочевидные, но очень интересные маршруты, потому что мы действительно выгодно отличаемся от тех же Соединенных Штатов, каких-то других стран именно тем, что у нас есть куда поехать и есть что интересного посмотреть. Вот какие силы заинтересованы, чтобы индустрия гостеприимства и в таких местах развивалась тоже?

Алексей Волков: Смотрите, отсутствие туристических поездок во время локдауна всю индустрию гостеприимства объединило. Вопрос следующий был, какой будет сезон 2020 года. С 1 июня показали огромные цифры не только в ключевых направлениях, которые вы озвучили, но также по тем регионам, в которых раньше туристических потоков не было. Более того, Федеральное агентство по туризму совместно с крупнейшими туроператорами запустили чартерные перелеты в регионы, в которые раньше полетов не было, и это открыло для людей Хакасию, Алтайский край, Калининградскую область. Сегодня динамика, прирост туристического потока в этих направлениях, который привлекли чартерные перевозки, она просто колоссальная, сегодня 90–100%-я загрузка на летний сезон. Майские праздники показали значительный прирост туристических потоков не только в Крыму и в Краснодарском крае, но в целом по всей стране.

Что касается заинтересованных сторон, прежде всего, конечно, в этом заинтересованы сами регионы, которые сегодня осознанно идут на развитие туризма, на развитие инфраструктуры вокруг туризма, создание доступной среды, привлечение «Российских железных дорог» либо авиакомпаний на создание доступности своих регионов или доступности объектов показа либо курортов. И сегодня туристические потоки беспрецедентно развиваются по всей России, поэтому следом за туристическим потоком придет инвестор, а государство поможет инвестициями в рамках национального проекта.

Оксана Галькевич: А это какой инвестор должен прийти? Это должен прийти инвестор, я не знаю, уровня Ротенберга, я не знаю, или какого-то еще большого олигарха или владельца какой-то госкорпорации? Или все-таки здесь можно мыслить и другими, так скажем, финансовыми кошельками?

Алексей Волков: Вы знаете, частные музеи или, например, сафари-парки, какие-то точки притяжения туристов, ведь мы с вами понимаем, что туризм – это не только отель, море и солнце, но еще и та самая экономика впечатлений, которая создается за счет определенной драматургии, определенного тура, определенного туристического продукта. Поэтому здесь создание такого продукта, например, какой-то детский центр развлекательный, какие-то экологические тропы, интересный объект показа, может быть, музей и так далее, – они создают возможности для появления небольшого бизнеса, то есть это…, кэмпинги, небольшие отели, и это абсолютно не всегда крупный инвестор. Более того, грантовая поддержка Ростуризма, например, она проявила огромный интерес со стороны микропредпринимателей, которые заинтересовались в создании инфраструктуры. Более 60% всех грантов, которые были получены, они как раз направлены на создание инфраструктуры.

Петр Кузнецов: Ага, понятно, не только крупные.

Алексей, очень коротко, если можно. Ну вот сейчас призыв к очередному регулированию государственному в этой сфере. Как вам кажется, получится ли вот уже на этой стадии, когда уже, собственно, все забронировано, все открылось и все работает по ценам, которые обозначили гостиницы?

Алексей Волков: Нет, к сожалению, не получится. Это вопрос рыночных инструментов, это вопрос создания условий, для того чтобы эти цены были понижены. Сегодня бизнес пытается компенсировать свои потери 2020 года, на всякий случай запастись, в случае какого-то ухудшения ситуации по коронавирусу или других «черных лебедей», на следующий год. Вопрос обоснованности указывает на то, что мы учим команды, ищем персонал, сейчас закрыты границы, мы не можем найти персонал из других стран, и здесь сложно, и здесь сложно, нам на все нужны затраты, поэтому мы поднимаем цены.

А самое главное, если бы не хотели – не покупали бы. Покупают, приобретают по высокой цене, соответственно, цену будем держать такую. А регулирование, например, или штрафные санкции в размере 30 или 300 тысяч рублей на крупные объекты вообще никак не влияют, а закрывать эти объекты нет смысла, потому что у нас и так...

Петр Кузнецов: Да, то есть понижения не ждать, если только повышения. Спасибо большое. Алексей Волков, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок, давайте поговорим с Юрием из Волгоградской области. Юрий, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Оксана Галькевич: Добрый. Где вы отдыхаете?

Петр Кузнецов: Судя по голосу, вы уже выбрали место.

Зритель: Да, вы знаете, мы практикуем раннее бронирование и уже не первый год ездим на Черноморское побережье наше российское. И вы знаете, у нас уже сложилась такая определенная традиция посещать все отели компании Alean. Высочайший сервис и достаточно приемлемые цены. Хочу вам сказать, что Турция даже уже не конкурент этим отелям.

Петр Кузнецов: Не конкурент по качеству, по инфраструктуре?

Зритель: Да-да-да.

Петр Кузнецов: Юрий...

Зритель: Да и по стоимости тоже.

Петр Кузнецов: По стоимости – вот сориентируйте по динамике нас. Вот принято с 2019-м по понятным причинам, с 2020-м что там сравнивать, с 2019 годом, – что там? Вот вы в один и тот же отель ездите, в 2019-м сколько стоило и сколько сейчас вы заплатили?

Зритель: Вы знаете, мы ездим не в один и тот же отель, это сеть, много отелей, мы ездим в разные.

Петр Кузнецов: Сеть, сеть же держит все равно как-то...

Зритель: Ну, ценовая политика одинаковая в зависимости от уровня отеля. Мы ездим 4–5 звезд, вот. В среднем в 2018 году было 3 500 рублей с человека за сутки, это очень приемлемо.

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: Тем более ребенок до 12 лет бесплатно, мы всегда берем с собой детей и радуемся этим поездкам, получаем массу положительных эмоций: прекрасные аниматоры, отличное питание, великолепные пляжи. Вообще уровень, я вам говорю...

Петр Кузнецов: Бесспорно. А в этом году тоже 3,5 тысячи осталось?

Зритель: Нет, сейчас немножко подороже. Но мы бронируем заранее, поэтому вот эти вот скачки цен, которые обычно людей пугают, мы их избегаем.

Оксана Галькевич: Ага.

Петр Кузнецов: Приятного отдыха! Спасибо.

Оксана Галькевич: Хорошо, да. Давайте сразу...

Петр Кузнецов: ...Тульскую послушаем.

Оксана Галькевич: Да, что в Туле.

Петр Кузнецов: Андрей, добрый день.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Вот я смотрю постоянно вашу передачу и поражаюсь вот этим ответам по поводу гостиниц. Мы порядка 20 лет ездим в Крым, когда он еще был украинским, и для того, чтобы попасть в гостиницу, надо заплатить 7 тысяч рублей минимум. Сейчас уже, в этом году, она будет 12 стоить и так далее.

Петр Кузнецов: В сутки?

Оксана Галькевич: Ой-ой-ой...

Зритель: В сутки, да, там не с человека, а просто номер, обыкновенный, стандартный номер. Мы решили переночевать, зашли спросили, 7 тысяч, это было в прошлом году. Мы решили воспользоваться поздним заездом, как это в гостиницах бывает, а нам сказали нет, что поздно, что рано, все равно 7 тысяч рублей, 7 200 с копеечками.

Я вот все время поражаюсь: люди, правительство говорят, что вот цены, отдыхайте в России. У меня много знакомых, которые отдыхают за границей, и стоимость гостиниц и питания, там все включено, а нашей России очень далеко даже до тех стран, которые бедные, будем так говорить, у них отдых дешевле в несколько раз, чем у нас в России.

Петр Кузнецов: Гостиничный бизнес говорит: «Ну, дела надо поправить, просел полностью 2020 год». И для того, чтобы Андрею из Тульской области было еще приятнее входить, а там, может, и цены поползут вниз (ха-ха), они вынуждены вот этим завышением поправить свои дела.

Зритель: Да, они вынуждены за счет нас.

Петр Кузнецов: А то вообще не будет этого отеля, то есть вам некуда будет прийти даже с поздним заездом, просто будет табличка, что...

Зритель: Так лучше прийти в частный сектор, снять за тысячу рублей дом. Вот я в Евпатории снимаю за тысячу рублей дом в сутки, 75 квадратных метров, и это другая конкуренция с гостиницами.

Петр Кузнецов: Хорошо, ну да, и об этом поговорим. Спасибо, что вы вспомнили об этом виде. Спасибо, Андрей.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Теперь давайте вот о чем поговорим, посмотрим сюжет. Дело в том, что у нас в стране принято решение о государственной поддержке строительства и реконструкции гостиниц как раз вот из-за тяжелого состояния номерного фонда. Только, к сожалению, очень небольшая часть, чуть больше 10% соответствуют современным стандартам, об этом сказали в Ростуризме. Что с гостиницами? Вот, например, в Ростове Великом, это Золотое кольцо, или в Ялте, например, в Крыму, можно ли там отдохнуть нормально и сколько это стоит? Наш сюжет.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Несколько сообщений вдогонку.

Оксана Галькевич: Давай.

Петр Кузнецов: «Крым прошлым летом был забит людьми, с чего это там турбизнес просел?» – интересуется Белгородская область. А Брянская: «Забронировал на лето на 12 дней, 66 тысяч с завтраками, хороший отель с бассейном. Считаю, что это нормально».

Оксана Галькевич: Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии, у нас на связи. Здравствуйте, Юрий Александрович.

Юрий Барзыкин: Добрый день.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Оксана Галькевич: Юрий Александрович, вы знаете, ну действительно, допустим, такие места, как Крым, Сочи, еще какие-то точки в нашей стране, они так или иначе всегда под пристальным вниманием и активностью наших туристов находятся. Но такое ощущение, что и там в принципе туристическая вот эта вот инфраструктура развивается с неким опозданием. Вот знаете, у нас как бы вот, если сравнивать со строительством дорог, бывает, вот строят какую-то объездную, но делают по две полосы. Понятно же, что потоки будут расти, ну стройте вы сразу три, казалось бы, так и с туриндустрией. Почему?

Юрий Барзыкин: Ха-ха, ну, вопрос, наверное, нужно адресовать тем, кто эти программы формирует. Но на самом деле более 80% гостиничного сектора, это и пансионаты, и малые средства размещения, и крупные отели, они нуждаются в реконструкции и реновации. Отели 4–5 звезд – это только Москва, Санкт-Петербург, Сочи, ну отдельные отели в крупных туристских центрах, в Крыму единицы. Именно поэтому не только летом, но и на майские высокие цены, дефицит мест и все то, что сопутствует неблагоустроенному отдыху. При этом мы говорим об основных все-таки туристских центрах, там не все в порядке, хотя, пожалуй, только Сочи по логистике, по объему может соответствовать, однако все остальные, объем потока гораздо выше, чем можно принять. А если говорить о средней полосе, то там это те старые коммунальные гостиницы, в которые и невозможно попасть, а зачастую и не захочешь попасть. Поэтому национальный проект в сфере туризма и гостеприимства призван за то время эту традицию если полностью не изменить, то значительно улучшить.

Что касается субсидирования, ну просто у отельеров средств нет даже на оперативную работу. Да, прошлый сезон был с повышенным притоком, но он начался 1 июля, как мы помним, полгода – это -60% по выручке, -43% по объему турпотока, правда, курорты -15%. Этот год оптимистичен, дает возможность кое-как восстановиться отрасли, но, конечно, все потери он не отобьет, не говоря уже о системных проблемах, инженерных, транспортных, благоустройство, то, о чем говорите вы. Поэтому крайне низкая база, но вот сейчас озадачены уже этим, во всяком случае запланированы крупные средства не только на поддержку потребителей, знаменитый кешбэк, но и инфраструктуры.

Петр Кузнецов: Я о кешбэке, Юрий Александрович, как раз хотел спросить. Сейчас третий же, да, этап программы кешбэка идет?

Юрий Барзыкин: Да, правильно, третий.

Петр Кузнецов: Вот, и получается, что в некоторых регионах участвуют всего два-три отеля. Вот почему так получается? Почему у нас если пряник есть, то он с максимальным количеством каких-то ограничений, условий, которым могут воспользоваться в итоге только единицы?

Юрий Барзыкин: Ну, вы абсолютно правы, тем более зачастую мы к этому прянику и не были готовы, «мы» я имею в виду и бизнес, и потребителя. Мы же вспомним, началось в августе прошлого года...

Петр Кузнецов: Не готовы, но так или иначе поманили, поманили, перед носом уже покрутили.

Юрий Барзыкин: ...второй этап в октябре, до 10 января, и в этом году 15 марта стартовал вот до 30 июня, ну понадобились даже дополнительные средства, 2 миллиарда выделили, 4,7 дополнительно. Но должен вам сказать, что в прошлом году 70% Черноморское побережье востребовано, лишь 30% вся остальная Россия, поэтому острая задача диверсифицировать этот механизм, то есть чтобы по всей России это было востребовано. Это сделано, сняты ограничения на количество ночевок, свыше двух ночей можно воспользоваться, но для отелей обязательна классификация, это контроль качества, я думаю, это объективно. Поэтому те, кто желает, хочет и может, могут в эту программу вступать, но уже шире, и Северный Кавказ в этом году участвует, и Калининградская область, и Байкал, ну то есть гораздо шире. Поэтому поручение по продолжению ее до конца года, этой практики, и скажу вам, что практически одна из немногих эффективных, уже более 1 миллиона воспользовалось, еще столько же до конца года, надеемся, воспользуются.

Петр Кузнецов: Воспользуются. Юрий Александрович, давайте Самару послушаем, Ирина оттуда, наша телезрительница.

Оксана Галькевич: Да, просто вот коротко, пока далеко не ушли. Юрий Александрович, мне кажется, мое такое предложение как активного любителя поездок по стране, несколько диверсифицировать все-таки эту историю с двумя ночами в том числе, потому что, простите, вот опять же тянет меня Север, я хотела туда махнуть, но гостиница в Коряжме (не каждый сориентируется, где это находится), вот чтобы придумать мне, чем там заниматься, чтобы на две ночи остановиться... Ну, я-то придумала, далеко не каждый турист это будет делать, этим заниматься, это такой все-таки особый отдых, для отдельных туристов.

Ирина из Самары, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Я бы хотела о чем сказать? В марте месяце мы были в Турции в Сиде. Вы знаете, нам очень понравилось: чистые номера, вкусная еда, достойное обслуживание.

Оксана Галькевич: Так.

Зритель: Нам все это вышло в 24 тысячи с человека за тур, вот.

Оксана Галькевич: Это сколько дней, сколько дней?

Зритель: А?

Оксана Галькевич: На сколько дней вы ездил в Сиде?

Зритель: 10 дней.

Оксана Галькевич: 10 дней, 24 тысячи на человека, ага.

Зритель: Да. Этим летом мы планировали поехать в Астрахань на пароходе. Мы узнали, сколько это стоит, это был апрель, конец месяца, что это будет от 60 тысяч также на 10 дней, на 9 дней, вот. То есть, понимаете, вот такая разница, тут вот уже и думаешь, такие цены, может быть, Турцию подождать? Ну 60 тысяч...

Оксана Галькевич: Ирина, а вы смотрели в этом году, допустим, тот же Сиде? Просто, вы говорите, 24 тысячи – это прошлый год, а 60 тысяч в России...

Зритель: Нет, не прошлый, в марте этого года.

Оксана Галькевич: А, в марте этого года, понятно.

Зритель: Буквально перед закрытием мы были, на 8 Марта.

Оксана Галькевич: Ну ясно.

Зритель: Вы знаете, очень хорошо, обслуживание, питание замечательное.

Оксана Галькевич: Да, понятно. Ну мы поняли. А в Астрахани действительно много интересного...

Зритель: Очень дорого.

Оксана Галькевич: Очень дорого, да.

Зритель: Ну это же все-таки наш край недалеко от Волги, казалось бы... Ну вот теперь думаем, стоит ли подождать Турцию или куда-нибудь на Кипр, Египет.

Оксана Галькевич: Понятно. Вот такой непростой выбор, Юрий Александрович. Как быть на самом деле? Как вот этих людей, которые, смотрите, ведь очень интересно, Ирина готова поехать отдыхать в России.

Юрий Барзыкин: К сожалению, этого выбора нет сейчас, потому что в Турцию приостановлены вылеты, Египет еще только через Каир либо через третьи страны. Да, на Кипр можно, но, я думаю, будет дороже, чем вот...

Оксана Галькевич: Юрий Александрович, вы все правильно говорите, но смотрите, возможно ли в принципе развитие и движение вперед, когда мы постоянно мыслим категориями «ага, у соседа проблемы, значит, сейчас мы рванем вперед»? Но это же ненормально, понимаете. Ну сейчас Турция закрыта, завтра открыта, и что?

Юрий Барзыкин: Нет, мы такими категориями не мыслим, и, что еще более отрадно, правительство тоже не мыслит. Мы недавно слышали, премьер сказал, что не должно закрытие выездных дестинаций создавать какие-то благоприятные условия на внутреннем рынке. Мы с этим согласны, потому что мы видим, как меняется конъюнктура зачастую не в лучшую сторону, в том числе на ценовую политику это влияет. Поэтому здоровая конкуренция – это для качества, для цены и для безопасности совершенно важнейший фактор, поэтому никто не уповает, что закрыта Турция, значит, поедут в Анапу. Тем более что, по статистике, вот сейчас те, кто не смог улететь, порядка 15% на внутренний рынок перераспределяется, остальные либо ждут, либо меняют направление выездное на другое, хотя их очень немного.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Юрий Барзыкин: Да, спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии, был у нас на связи.

Вятка пишет: «У нас хорошие гостиницы», – ну все, Вятка, ждите, скоро приедем. Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)