- Сегодня решили со съемочной группой пройтись по Москве и подышать свежим воздухом. Правда, насколько свежим - нам предстоит узнать. Для этого мы пригласили эколога. Максим... - Добрый день! - Прогуляемся? - Пойдемте... Маршрут мы решили проложить не по паркам и скверам, а по тем местам, где рядовой горожанин бывает чаще всего: тротуары возле автобусных остановок и метро, центр, МКАД. Для большей чистоты эксперимента постарались захватить разные части города. Начали с Проспекта Мира. - Аппарат наш, я смотрю - отечественный? - Да, производится в Москве. Максим Михайлов, инженер-эколог Ассоциации независимых лабораторий: «Внутри есть насос. Здесь вход газа, здесь выход газа... Собственно, так он работает». Конкретно этот аппарат измеряет уровень углерода, оксида азота, диоксида азота, диоксида серы - в общем, продукты горения, которые вырабатываются, когда сжигается топливо... Максим Михайлов, инженер-эколог Ассоциации независимых лабораторий: «Когда мы с вами говорили, он выдавал высокие концентрации, но это, видимо, ветер оттуда сюда дунул. А сейчас все чисто. Но если мы сделаем даже пару шагов к пешеходной части, мне кажется, там будет выше». Автотранспорт - самый главный загрязнитель воздуха в столице. У дороги показатели прибора действительно изменились, но не критично. Если бы замеры делались ночью, когда трафик в разы меньше, то и возле шоссе все было чисто. При хорошей погоде, безусловно... А хорошая погода для экологов - это когда температура около ноля, дождь и ветер! Причем ветер чем сильнее, тем лучше: меньше вредных веществ остается в атмосфере. В такою погоду, когда нормальный хозяин на улицу собаку не выгонит - самому хозяину, оказывается, лучше всего и гулять по Москве! - Как говорится, отступать некуда - за нами Кремль! Посмотрим, насколько здесь чистый воздух... - Оксид азота... Максим Михайлов, инженер-эколог Ассоциации независимых лабораторий: «Да, все верно, оксид азота. Потому что ветер надувает. И это, как раз-таки, автомобильное загрязнение. Центр - он вообще сам по себе очень плох с точки зрения чистоты воздуха. Это, если смотреть по всем картам - одно из самых «печальных» мест с точки зрения экологии, потому что здесь очень обильное движение автотранспорта: постоянные пробки, заторы. И за счет этого накапливается большая концентрация загрязняющих веществ». Некоторые во время прогулок по центру мегаполиса предпочитают надевать специальную маску. Хотя, это лишнее, если на улице не стоит туман или запредельная жара. А вот жителям центра, помимо плотных окон (которые должны открываться только, чтобы кричать «пожар»), важно завести домашний очиститель воздуха. Впрочем, не только жителям центра - но и приМКАДья - Сейчас мы приехали в один из ближайших промышленных районов к МКАД. Максим, как у нас тут дела? Максим Михайлов, инженер-эколог Ассоциации независимых лабораторий: «На самом деле, сейчас очень хорошие показатели. Были невысокие значения СО и NO - это углерод и азот. Они, собственно, идут от автомобильного транспорта». Производства и ТЭЦ, утверждает наш эксперт, горожанам вредят в меньшей, чем автомобили, степени. И опять же главное - возле таких предприятий не гулять в туманную и жаркую погоду. Максим Михайлов, инженер-эколог Ассоциации независимых лабораторий: «Это может вызывать ряд таких неприятных заболеваний, таких, например, как гипоксия - недостаточное потребление организмом кислорода будет происходить. Человек будет себя очень плохо чувствовать». По наблюдениям специалистов самыми грязными с точки зрения воздуха считаются юг и юго-восток Москвы. Самыми экологически благонадежными - север и северо-запад. - Ну, что же, мы проехали весь город, и - вердикт Москве? - Текущее качество воздуха удовлетворительное. - Жить можно? - Конечно! - Отпускаем нашего эксперта делать более подробное лабораторное исследование, ну а сами торопимся в редакцию, потому что во время тумана, как мы уже выяснили, долго на улице лучше не находиться! Татьяна Григорьянц, Евгений Величко, Сергей Мазур. Москва, ОТР.