Александр Денисов: Спустить на черный день. Мы привыкли откладывать на него, ожидая со страхом, что он наступит. Но вот черный день наступил: Черная пятница радует своими скидками. Может быть, кого-то не радует. Не все верят в честность торговцев. Анастасия Сорокина: И депутаты тоже внесли законопроект, который запрещает специально повышать цены перед распродажами, чтобы скидка выглядела внушительнее. Посмотрим, захватила ли Черная пятница только Москву или другие регионы тоже. Будем организовывать прямые включения с Дальнего Востока и Алтая с нашими корреспондентами. Александр Денисов: А начнем с тебя, Анастасия. Тебя захватила Черная пятница? Анастасия Сорокина: Я на работе, Саша, как она меня могла… Александр Денисов: Ты знаешь, это не отговорка. Черная пятница началась уже в среду, да? Анастасия Сорокина: А самое главное, что она еще продлится несколько дней. Так что надо держать себя в руках. Александр Денисов: …Пятница начинается в среду, да. Я, например, купил для сына детские штанишки, куртку, свитер, ботинки зимние… Анастасия Сорокина: Т. е. все по делу, Саша? Александр Денисов: Да-да. Я вдруг обнаружил, что большая скидка, понял, что Черная пятница уже давным-давно идет. Пообщаемся с регионами. Анастасия Сорокина: Да. Поговорим. На связи наш корреспондент из Владивостока. На связи будет Евгений Опарин. Но прежде чем мы с ним поговорим, запускаем опрос. Пойдете ли вы на распродажу? Отвечайте коротко «да» или «нет» на номер 5445. Уже буквально через несколько минут подведем итоги. Александр Денисов: А Евгений уже здесь, за нашей спиной. Анастасия Сорокина: Евгений, здравствуйте. Александр Денисов: Здравствуйте. Евгений Опарин: Да, здравствуйте, коллеги. Александр Денисов: Владивосток уже в лихорадке Черного дня, Евгений? Евгений Опарин: Во Владивостоке люди только сейчас собираются в торговых центрах. Это больше вечерняя акция. Распродажи начались в том торговом центре, где я нахожусь, в 18 часов. А так – почти во всех торговых центрах сегодня так или иначе проходит Черная пятница. Хотя многие магазины акцию проигнорировали и закрылись, как обычно, в 18 часов и в 19 часов. Зато другие продлили рабочий день до полуночи. Торговые точки завлекают клиентов скидками до 70%. Правда, они распространяются не на все категории товаров. Снижены цены на ювелирные изделия, детские товары, бытовую технику, товары для животных, косметику. В этом торговом центре, где я нахожусь, пока люди в основном находятся на первом этаже. Здесь поставили фотозону. Ведущий рассказывает о скидках, акциях. Вообще замечено, что чем выше этаж и дороже бутики, тем меньше людей. Хотя и там можно найти какие-то недорогие вещи. Например, пальто с 50%-ной скидкой за 7 тыс. руб. Но в целом больших очередей я не увидел. Как пишут пользователи соцсетей, имеет место и некоторое мошенничество. Так, в прошлом году крупную сеть по торговле бытовой техникой уличили в переклеивании ценников. В этом случае суть Черной пятницы искажается. Получается, что задача коммерсантов не в том, чтобы за бесценок продать ограниченное количество товаров и привлечь огромные потоки посетителей, а в том, чтобы сначала поднять цены, а потом сделать фиктивные скидки. Коллеги? Анастасия Сорокина: Многие наши зрители пишут, что вообще Черная пятница – это такой повод сбагрить неходовой товар низкого качества. Вот по личным наблюдениям, хорошие вещи попадают в эту распродажу? Или вот действительно так себе, то, что залежалось в магазине? Евгений Опарин: Конечно, чем качественнее товар, тем, по моим наблюдениям, меньше скидка на него. Действительно, наибольшие скидки на такой залежавшийся на полках товар. И притом он представлен в ограниченном количестве и быстро заканчивается. А на остальные товары скидки, как правило, минимальные. Александр Денисов: Женя, вот я приглядел себе пальто. Вот ты тоже про пальто сказал. Поеду как раз после эфира, там около 11 вечера, 12 ночи, магазин работает, может куплю. Ты себе что приглядел? Евгений Опарин: Вы знаете, я пока еще не определился. Но надеюсь что-нибудь все-таки урвать. Александр Денисов: Жень, не будем тебе мешать, урывай. Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Евгений Опарин, корреспондент Общественного телевидения России, Владивосток. Есть у нас еще один корреспондент собственный – в Бийске, Алтайский край. Александр Денисов: Дмитрий Дробышев. Анастасия Сорокина: Дмитрий Дробышев с нами на связи. Дмитрий? Дмитрий Дробышев: Здравствуйте, Анастасия. Александр Денисов: Здравствуйте. Дмитрий, прошлись по магазинам Бийска? Дмитрий Дробышев: Да, я сейчас как раз нахожусь в крупном торговом центре в Бийске. Тоже здесь Черная пятница вовсю идет. Скидки, акции от 20 до 90%. Но большого ажиотажа не наблюдается. Поскольку, видимо, еще рабочий день. Но вот уже сейчас ближе к вечеру, народ подходит все больше и больше. В 19 часов здесь запланирована даже развлекательная программа. Выберут лучшего шопоголика. Но вот пообщался с покупателями. Покупатели очень настороженно относятся к этим всем птицам. Т. е. заранее приходят, за неделю, за две в магазин, смотрят цену на товар: сколько стоит до скидок и сколько реальная скидка. Так вот, как выяснилось, реальная скидка, конечно, 90% такой скидки никто не дает. И скидки на выборочные позиции товара. Т. е. не на все подряд, а на какие-то выборочные позиции. На тот товар, видимо, который не совсем ходовой. Хотя, вот если 20% брать, обещают тебе 20%, то это уже – да, реальная скидка, т. е. на это магазины как бы идут. Вот такая ситуация. Александр Денисов: Дмитрий, получается, Бийск так грамотно подходит к Черной пятнице, вооружившись уже ценниками заранее, за 2-3 недели. Дима, а себе-то что присмотрел в день распродаж? Дмитрий Дробышев: Себе – сейчас посмотрю еще, но, честно говоря, в Л'Этуаль посмотрел, реальная есть скидка на дорогой парфюм 50%. Сейчас, наверное, пойду куплю. Пробник уже взял. Посмотрю, стойкая или не стойкая туалетная вода. И возьму, наверное. Анастасия Сорокина: Удачных покупок. Спасибо. На связи с нами был Дмитрий Дробышев, корреспондент Общественного телевидения. А сейчас поговорим со зрителем. Алексей из Саратовской области на связи. Здравствуйте. Зритель: День добрый. Александр Денисов: Здравствуйте, Алексей. Зритель: Девушка, я звоню из города Энгельса Саратовской области. Что хочу сказать по поводу скидок. Это чисто манипуляционный характер сознанием человека. В общем-то это порабощение. Манипуляция сознанием нации – это геноцид, манипуляция сознанием общества – это терроризм, манипуляция сознанием человека – это порабощение. А если немного вернемся, на минуту назад буквально, по теме «Трудоголик»: это завуалированная степень крепостного права. Особенно явно это проявляется на молочке города Энгельса… Александр Денисов: Спасибо большое, Алексей. Это был черный комментарий от Алексея к Черной пятнице. Анастасия Сорокина: Поговорим с нашим экспертом. На связи Николай Перепелкин, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Плеханова. Николай, здравствуйте. Александр Денисов: Здравствуйте, Николай. Николай Перепелкин: Добрый день, Анастасия. Здравствуйте, Александр. Александр Денисов: Вы не в магазине, мы видим. Почему? Николай Перепелкин: Вы знаете, я все-таки профессионал, поэтому я как-то спокойнее к этому отношусь. Анастасия Сорокина: Подскажите, как нам спокойнее относиться. Потому что пишут вот, через одно сообщение: «Это мошенничество». «Никаких скидок нет». «Все это ложь и обман». Николай Перепелкин: Всегда очень просто обвинить кого-то в том, что ты потратил слишком много денег. А все-таки, наверное, нужно говорить как раз о том, что человеку необходимо развивать такое у себя качество, как осознанное потребление. И вообще-то Черная пятница – это всего-навсего начало сезона скидок. Никакого особенного ажиотажа в общем-то, конечно же, нет. И скидки будут продолжаться. Но ситуация в том, что наша психология такова, что мы, к сожалению, своим собственным поведением делаем некоторую дополнительную ажиотацию в этот день. И, возможно, именно поэтому происходят некоторые негативные моменты, в том числе когда люди дерутся за обладание какими-то вещами. По большому счету, скидки – это не единственная побудительная сила, которая заставляет людей покупать. А просто за последние годы вот именно эта ситуация с так называемой Черной пятницей (первой пятницей после Дня благодарения) – она стала каким-то самостоятельным уже событием… Анастасия Сорокина: Вы имеете в виду, это американская традиция, у нас-то ее нет, мы просто ее позаимствовали. Николай Перепелкин: Вы знаете, нет, у нас ее, конечно, нет. Мы очень много чего заимствуем, да? И заимствуем по-своему. Потому что вот у нас, видите, получилось, что эта пятница одна. Т. е. если, скажем, в Америке потом стартует целый сезон рождественских скидок и люди вообще в принципе могут экономить в течение какого-то периода времени, то у нас Черная пятница выглядит просто как один день, когда нужно успеть все. На самом деле схема довольно простая. Скорее всего, это повод. И мы, конечно же, понимаем, что у продавцов существуют различные схемы образования скидок. И в общем-то это не значит, что скидки будут на все и скидки будут 90% и больше. На самом деле, конечно же, делается скидка на какие-то ходовые товары. Об этом нужно помнить. Возможно, это будет даже всего одна или две модели, которые пойдут с хорошей скидкой. А все остальное будет со скидками поскромнее либо вообще без них. Но ситуация такова, что прибыль формируется с оборота. И в данном случае по итогу, когда потребители сметут все полки, конечно же, для продавца это очень выгодно. Но я еще раз повторюсь, что не стоит обвинять продавцов, не стоит обвинять сторонние какие-то силы в том, что вы… Анастасия Сорокина: Николай, т. е. обвинять их в том, что они сознательно сначала завышают цены, готовясь к этому дню распродаж, а потом, действительно, делают скидку, могут на витрине написать «Скидки до 70%», ты приходишь, а там, грубо говоря, 7, 10, 15. Т. е. их в этом обвинять не надо? Это нормально? Николай Перепелкин: Нет, это, конечно же, ненормально. Но давайте с вами все-таки обозначим, что существует вообще ненормальное поведение. Если мы говорим с вами о какой-то непорядочности продавца либо производителя, это не имеет отношения собственно к маркетингу. Это имеет отношение к морали человека, прежде всего. Поэтому на самом деле сейчас, конечно же, потребитель становится намного умнее. И обмануть подобным образом становится намного сложнее. Поэтому это, скажем, какие-то средневековые фокусы. Нужно все-таки фокусироваться на других вещах, для того чтобы сохранять своего потребителя. Александр Денисов: Спасибо. Николай Перепелкин: Спасибо вам. Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Николай Перепелкин, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Плеханова. Поговорим с нашими зрителями. Виктор, Ростов-на-Дону. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы … опрос, да? Анастасия Сорокина: Пожалуйста. Александр Денисов: Да, мы делаем опрос, да. Зритель: Я беру в Черную пятницу, и не только в Черную пятницу, а у них часто бывают распродажи. Это магазин итальянский Юкс, Фарфетч… но там, единственно, проблема: в Ростове меньше офф-… и в основном ems. Доставка, раньше вот где-то, когда был Страшнов, лучше была. А сейчас… Александр Денисов: Вы заказываете вещи в зарубежных сервисах, да? Зритель: Совершенно верно, да-да. Магазин Юкс, в частности… Александр Денисов: Вы знаете, вы нам, пожалуйста, марки не называйте, да? а то… Зритель: Ну да. В общем, вот эта нишевая мода, да. И если они, положим, стоят 65-70 тыс., их можно купить за 15-14. Это в Италии. Александр Денисов: Это что вы берете? Какие-то брендовые вещи? Анастасия Сорокина: Одежда, видимо? Зритель: Одежда, обувь. Да. А электронику я беру только в магазинах наших. Александр Денисов: Т. е. вы такой модный ростовчанин… Анастасия Сорокина: …Т. е. там действительно большие скидки и не обман, да? Зритель: Нет, там не обман. Никогда Юкс не обманывал, никогда. И Фарфетч то же самое. Они свои, да, это лондонский, но их много по всему миру. Вот. Там нормальная одежда. Александр Денисов: Виктор, скажите, а вот по вам можно понять, что прошла Черная пятница для вас успешно? Вот вы вышли на улицу, и друзья вас встречают и говорят: «Ну, понятно, Витек у нас сегодня приоделся». Зритель: Да нет, я не это самое. Не такой уж широкий круг у меня. Ну да, вот все время спрашивают, где. Анастасия Сорокина: Осмысленные покупки, да? Зритель: Не понял. Анастасия Сорокина: Осмысленные покупки? Т. е. не скупаете все. Зритель: Нет-нет, конечно. Да. Какие-то там. Одежда… Анастасия Сорокина: Спасибо. Зритель: Спасибо вам. Александр Денисов: Спасибо, Виктор. Зритель: У нас в Ростове нет того, что существует в Москве. У нас недавно съехал магазин из нашего модного… Анастасия Сорокина: Спасибо, Виктор. Александр Денисов: Спасибо, Виктор. Это был наш модный телезритель из Ростова-на-Дону. Анастасия Сорокина: А есть у нас еще один зритель дозвонившийся. Евгений из Москвы. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Анастасия Сорокина: Евгений, как вы относитесь к Черной пятнице? Ждете ее? Зритель: Ну, как бы не жду… Сам поймал раз себя на такой ловушке моего мышления, что именно вот данные распродажи направлены на такой прием, как «раз, получилось». И я теперь жду не товар, а именно слово «скидка», «акция» и т. д. И это мной воспринимается как разовое достижение: что я молодец, я крутой, это мой успех. И вот это есть ловушка. Она потом идет на все будущее. И маркетологи прекрасно это знают. Это как азы преподают в любом маркетинге. И ловушка здесь именно в самих словах «скидка» и «акция». И человек получает… как бы вот он молодец, он добыл, он добытчик. Но на самом деле это ловушка на будущее. И Черная пятница – это такой массовый пример манипуляции сознанием, да, что уже и звучало в ваших передачах. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, Евгений. Подводим итоги нашего опроса. 98% зрителей не пойдут на распродажи в эту Черную пятницу. А вот зритель, например, из Удмуртии пишет, что у них в общем-то «каждую неделю черный день. Конфеты одного и того же вида стоят то 209 руб., то 403, то 290, то 490». Так что… Александр Денисов: …Переходим к следующей теме. Анастасия Сорокина: Переходим.