«Чёрная пятница»: насколько это честная торговля?

«Чёрная пятница»: насколько это честная торговля? | Программа: ОТРажение | ОТР

Как проходит день распродаж в регионах. Прямое включение с Дальнего Востока и Алтая

2019-11-29T13:30:00+03:00
«Чёрная пятница»: насколько это честная торговля?
Газификация: 90% к 2025 году. Мусорная реформа – на «тройку»? Саммит по климату. Центры занятости по-новому. Техосмотр под камеру
Александр Бузгалин: Советский Союз мог быть интеграцией только на основе социалистического проекта. На основе капиталистического проекта его создать нельзя. Это урок и Ленину, и стране
Встреча по-соседски
Смените климат. С какой повесткой выступил Владимир Путин на климатическом саммите?
Президент нажал на газ
Жителям Кыштыма выставили счёт в 25 млн рублей за подключение домовладений к газу. СЮЖЕТ
Владимир Путин призвал провести газ бесплатно к границам земельных участков
В России заработают сто центров занятости нового формата
Поставьте оценку мусорной реформе
Мошенники научились обходить ограничения новой системы техосмотра
Гости
Николай Перепёлкин
доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова
Евгений Опарин
корреспондент ОТР (г. Владивосток)
Дмитрий Дробышев
корреспондент ОТР (г. Бийск, Алтайский край)

Александр Денисов: Спустить на черный день. Мы привыкли откладывать на него, ожидая со страхом, что он наступит. Но вот черный день наступил: Черная пятница радует своими скидками. Может быть, кого-то не радует. Не все верят в честность торговцев.

Анастасия Сорокина: И депутаты тоже внесли законопроект, который запрещает специально повышать цены перед распродажами, чтобы скидка выглядела внушительнее. Посмотрим, захватила ли Черная пятница только Москву или другие регионы тоже. Будем организовывать прямые включения с Дальнего Востока и Алтая с нашими корреспондентами.

Александр Денисов: А начнем с тебя, Анастасия. Тебя захватила Черная пятница?

Анастасия Сорокина: Я на работе, Саша, как она меня могла…

Александр Денисов: Ты знаешь, это не отговорка. Черная пятница началась уже в среду, да?

Анастасия Сорокина: А самое главное, что она еще продлится несколько дней. Так что надо держать себя в руках.

Александр Денисов: …Пятница начинается в среду, да. Я, например, купил для сына детские штанишки, куртку, свитер, ботинки зимние…

Анастасия Сорокина: Т. е. все по делу, Саша?

Александр Денисов: Да-да. Я вдруг обнаружил, что большая скидка, понял, что Черная пятница уже давным-давно идет. Пообщаемся с регионами.

Анастасия Сорокина: Да. Поговорим. На связи наш корреспондент из Владивостока. На связи будет Евгений Опарин. Но прежде чем мы с ним поговорим, запускаем опрос. Пойдете ли вы на распродажу? Отвечайте коротко «да» или «нет» на номер 5445. Уже буквально через несколько минут подведем итоги.

Александр Денисов: А Евгений уже здесь, за нашей спиной.

Анастасия Сорокина: Евгений, здравствуйте.

Александр Денисов: Здравствуйте.

Евгений Опарин: Да, здравствуйте, коллеги.

Александр Денисов: Владивосток уже в лихорадке Черного дня, Евгений?

Евгений Опарин: Во Владивостоке люди только сейчас собираются в торговых центрах. Это больше вечерняя акция. Распродажи начались в том торговом центре, где я нахожусь, в 18 часов. А так – почти во всех торговых центрах сегодня так или иначе проходит Черная пятница. Хотя многие магазины акцию проигнорировали и закрылись, как обычно, в 18 часов и в 19 часов. Зато другие продлили рабочий день до полуночи. Торговые точки завлекают клиентов скидками до 70%. Правда, они распространяются не на все категории товаров. Снижены цены на ювелирные изделия, детские товары, бытовую технику, товары для животных, косметику. В этом торговом центре, где я нахожусь, пока люди в основном находятся на первом этаже. Здесь поставили фотозону. Ведущий рассказывает о скидках, акциях. Вообще замечено, что чем выше этаж и дороже бутики, тем меньше людей. Хотя и там можно найти какие-то недорогие вещи. Например, пальто с 50%-ной скидкой за 7 тыс. руб. Но в целом больших очередей я не увидел. Как пишут пользователи соцсетей, имеет место и некоторое мошенничество. Так, в прошлом году крупную сеть по торговле бытовой техникой уличили в переклеивании ценников. В этом случае суть Черной пятницы искажается. Получается, что задача коммерсантов не в том, чтобы за бесценок продать ограниченное количество товаров и привлечь огромные потоки посетителей, а в том, чтобы сначала поднять цены, а потом сделать фиктивные скидки. Коллеги?

Анастасия Сорокина: Многие наши зрители пишут, что вообще Черная пятница – это такой повод сбагрить неходовой товар низкого качества. Вот по личным наблюдениям, хорошие вещи попадают в эту распродажу? Или вот действительно так себе, то, что залежалось в магазине?

Евгений Опарин: Конечно, чем качественнее товар, тем, по моим наблюдениям, меньше скидка на него. Действительно, наибольшие скидки на такой залежавшийся на полках товар. И притом он представлен в ограниченном количестве и быстро заканчивается. А на остальные товары скидки, как правило, минимальные.

Александр Денисов: Женя, вот я приглядел себе пальто. Вот ты тоже про пальто сказал. Поеду как раз после эфира, там около 11 вечера, 12 ночи, магазин работает, может куплю. Ты себе что приглядел?

Евгений Опарин: Вы знаете, я пока еще не определился. Но надеюсь что-нибудь все-таки урвать.

Александр Денисов: Жень, не будем тебе мешать, урывай.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Евгений Опарин, корреспондент Общественного телевидения России, Владивосток. Есть у нас еще один корреспондент собственный – в Бийске, Алтайский край.

Александр Денисов: Дмитрий Дробышев.

Анастасия Сорокина: Дмитрий Дробышев с нами на связи. Дмитрий?

Дмитрий Дробышев: Здравствуйте, Анастасия.

Александр Денисов: Здравствуйте. Дмитрий, прошлись по магазинам Бийска?

Дмитрий Дробышев: Да, я сейчас как раз нахожусь в крупном торговом центре в Бийске. Тоже здесь Черная пятница вовсю идет. Скидки, акции от 20 до 90%. Но большого ажиотажа не наблюдается. Поскольку, видимо, еще рабочий день. Но вот уже сейчас ближе к вечеру, народ подходит все больше и больше. В 19 часов здесь запланирована даже развлекательная программа. Выберут лучшего шопоголика. Но вот пообщался с покупателями. Покупатели очень настороженно относятся к этим всем птицам. Т. е. заранее приходят, за неделю, за две в магазин, смотрят цену на товар: сколько стоит до скидок и сколько реальная скидка. Так вот, как выяснилось, реальная скидка, конечно, 90% такой скидки никто не дает. И скидки на выборочные позиции товара. Т. е. не на все подряд, а на какие-то выборочные позиции. На тот товар, видимо, который не совсем ходовой. Хотя, вот если 20% брать, обещают тебе 20%, то это уже – да, реальная скидка, т. е. на это магазины как бы идут. Вот такая ситуация.

Александр Денисов: Дмитрий, получается, Бийск так грамотно подходит к Черной пятнице, вооружившись уже ценниками заранее, за 2-3 недели. Дима, а себе-то что присмотрел в день распродаж?

Дмитрий Дробышев: Себе – сейчас посмотрю еще, но, честно говоря, в Л'Этуаль посмотрел, реальная есть скидка на дорогой парфюм 50%. Сейчас, наверное, пойду куплю. Пробник уже взял. Посмотрю, стойкая или не стойкая туалетная вода. И возьму, наверное.

Анастасия Сорокина: Удачных покупок. Спасибо. На связи с нами был Дмитрий Дробышев, корреспондент Общественного телевидения. А сейчас поговорим со зрителем. Алексей из Саратовской области на связи. Здравствуйте.

Зритель: День добрый.

Александр Денисов: Здравствуйте, Алексей.

Зритель: Девушка, я звоню из города Энгельса Саратовской области. Что хочу сказать по поводу скидок. Это чисто манипуляционный характер сознанием человека. В общем-то это порабощение. Манипуляция сознанием нации – это геноцид, манипуляция сознанием общества – это терроризм, манипуляция сознанием человека – это порабощение. А если немного вернемся, на минуту назад буквально, по теме «Трудоголик»: это завуалированная степень крепостного права. Особенно явно это проявляется на молочке города Энгельса…

Александр Денисов: Спасибо большое, Алексей. Это был черный комментарий от Алексея к Черной пятнице.

Анастасия Сорокина: Поговорим с нашим экспертом. На связи Николай Перепелкин, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Плеханова. Николай, здравствуйте.

Александр Денисов: Здравствуйте, Николай.

Николай Перепелкин: Добрый день, Анастасия. Здравствуйте, Александр.

Александр Денисов: Вы не в магазине, мы видим. Почему?

Николай Перепелкин: Вы знаете, я все-таки профессионал, поэтому я как-то спокойнее к этому отношусь.

Анастасия Сорокина: Подскажите, как нам спокойнее относиться. Потому что пишут вот, через одно сообщение: «Это мошенничество». «Никаких скидок нет». «Все это ложь и обман».

Николай Перепелкин: Всегда очень просто обвинить кого-то в том, что ты потратил слишком много денег. А все-таки, наверное, нужно говорить как раз о том, что человеку необходимо развивать такое у себя качество, как осознанное потребление. И вообще-то Черная пятница – это всего-навсего начало сезона скидок. Никакого особенного ажиотажа в общем-то, конечно же, нет. И скидки будут продолжаться. Но ситуация в том, что наша психология такова, что мы, к сожалению, своим собственным поведением делаем некоторую дополнительную ажиотацию в этот день. И, возможно, именно поэтому происходят некоторые негативные моменты, в том числе когда люди дерутся за обладание какими-то вещами. По большому счету, скидки – это не единственная побудительная сила, которая заставляет людей покупать. А просто за последние годы вот именно эта ситуация с так называемой Черной пятницей (первой пятницей после Дня благодарения) – она стала каким-то самостоятельным уже событием…

Анастасия Сорокина: Вы имеете в виду, это американская традиция, у нас-то ее нет, мы просто ее позаимствовали.

Николай Перепелкин: Вы знаете, нет, у нас ее, конечно, нет. Мы очень много чего заимствуем, да? И заимствуем по-своему. Потому что вот у нас, видите, получилось, что эта пятница одна. Т. е. если, скажем, в Америке потом стартует целый сезон рождественских скидок и люди вообще в принципе могут экономить в течение какого-то периода времени, то у нас Черная пятница выглядит просто как один день, когда нужно успеть все. На самом деле схема довольно простая. Скорее всего, это повод. И мы, конечно же, понимаем, что у продавцов существуют различные схемы образования скидок. И в общем-то это не значит, что скидки будут на все и скидки будут 90% и больше. На самом деле, конечно же, делается скидка на какие-то ходовые товары. Об этом нужно помнить. Возможно, это будет даже всего одна или две модели, которые пойдут с хорошей скидкой. А все остальное будет со скидками поскромнее либо вообще без них. Но ситуация такова, что прибыль формируется с оборота. И в данном случае по итогу, когда потребители сметут все полки, конечно же, для продавца это очень выгодно. Но я еще раз повторюсь, что не стоит обвинять продавцов, не стоит обвинять сторонние какие-то силы в том, что вы…

Анастасия Сорокина: Николай, т. е. обвинять их в том, что они сознательно сначала завышают цены, готовясь к этому дню распродаж, а потом, действительно, делают скидку, могут на витрине написать «Скидки до 70%», ты приходишь, а там, грубо говоря, 7, 10, 15. Т. е. их в этом обвинять не надо? Это нормально?

Николай Перепелкин: Нет, это, конечно же, ненормально. Но давайте с вами все-таки обозначим, что существует вообще ненормальное поведение. Если мы говорим с вами о какой-то непорядочности продавца либо производителя, это не имеет отношения собственно к маркетингу. Это имеет отношение к морали человека, прежде всего. Поэтому на самом деле сейчас, конечно же, потребитель становится намного умнее. И обмануть подобным образом становится намного сложнее. Поэтому это, скажем, какие-то средневековые фокусы. Нужно все-таки фокусироваться на других вещах, для того чтобы сохранять своего потребителя.

Александр Денисов: Спасибо.

Николай Перепелкин: Спасибо вам.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Николай Перепелкин, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Плеханова. Поговорим с нашими зрителями. Виктор, Ростов-на-Дону. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы … опрос, да?

Анастасия Сорокина: Пожалуйста.

Александр Денисов: Да, мы делаем опрос, да.

Зритель: Я беру в Черную пятницу, и не только в Черную пятницу, а у них часто бывают распродажи. Это магазин итальянский Юкс, Фарфетч… но там, единственно, проблема: в Ростове меньше офф-… и в основном ems. Доставка, раньше вот где-то, когда был Страшнов, лучше была. А сейчас…

Александр Денисов: Вы заказываете вещи в зарубежных сервисах, да?

Зритель: Совершенно верно, да-да. Магазин Юкс, в частности…

Александр Денисов: Вы знаете, вы нам, пожалуйста, марки не называйте, да? а то…

Зритель: Ну да. В общем, вот эта нишевая мода, да. И если они, положим, стоят 65-70 тыс., их можно купить за 15-14. Это в Италии.

Александр Денисов: Это что вы берете? Какие-то брендовые вещи?

Анастасия Сорокина: Одежда, видимо?

Зритель: Одежда, обувь. Да. А электронику я беру только в магазинах наших.

Александр Денисов: Т. е. вы такой модный ростовчанин…

Анастасия Сорокина: …Т. е. там действительно большие скидки и не обман, да?

Зритель: Нет, там не обман. Никогда Юкс не обманывал, никогда. И Фарфетч то же самое. Они свои, да, это лондонский, но их много по всему миру. Вот. Там нормальная одежда.

Александр Денисов: Виктор, скажите, а вот по вам можно понять, что прошла Черная пятница для вас успешно? Вот вы вышли на улицу, и друзья вас встречают и говорят: «Ну, понятно, Витек у нас сегодня приоделся».

Зритель: Да нет, я не это самое. Не такой уж широкий круг у меня. Ну да, вот все время спрашивают, где.

Анастасия Сорокина: Осмысленные покупки, да?

Зритель: Не понял.

Анастасия Сорокина: Осмысленные покупки? Т. е. не скупаете все.

Зритель: Нет-нет, конечно. Да. Какие-то там. Одежда…

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Зритель: Спасибо вам.

Александр Денисов: Спасибо, Виктор.

Зритель: У нас в Ростове нет того, что существует в Москве. У нас недавно съехал магазин из нашего модного…

Анастасия Сорокина: Спасибо, Виктор.

Александр Денисов: Спасибо, Виктор. Это был наш модный телезритель из Ростова-на-Дону.

Анастасия Сорокина: А есть у нас еще один зритель дозвонившийся. Евгений из Москвы. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Анастасия Сорокина: Евгений, как вы относитесь к Черной пятнице? Ждете ее?

Зритель: Ну, как бы не жду… Сам поймал раз себя на такой ловушке моего мышления, что именно вот данные распродажи направлены на такой прием, как «раз, получилось». И я теперь жду не товар, а именно слово «скидка», «акция» и т. д. И это мной воспринимается как разовое достижение: что я молодец, я крутой, это мой успех. И вот это есть ловушка. Она потом идет на все будущее. И маркетологи прекрасно это знают. Это как азы преподают в любом маркетинге. И ловушка здесь именно в самих словах «скидка» и «акция». И человек получает… как бы вот он молодец, он добыл, он добытчик. Но на самом деле это ловушка на будущее. И Черная пятница – это такой массовый пример манипуляции сознанием, да, что уже и звучало в ваших передачах.

Александр Денисов: Спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Евгений. Подводим итоги нашего опроса. 98% зрителей не пойдут на распродажи в эту Черную пятницу. А вот зритель, например, из Удмуртии пишет, что у них в общем-то «каждую неделю черный день. Конфеты одного и того же вида стоят то 209 руб., то 403, то 290, то 490». Так что…

Александр Денисов: …Переходим к следующей теме.

Анастасия Сорокина: Переходим.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Как проходит день распродаж в регионах. Прямое включение с Дальнего Востока и Алтая