«Черное золото» Башкирии: от сельского хозяйства к индустриализации
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/chernoe-zoloto-bashkirii-ot-selskogo-hozyaystva-k-industrializacii-64715.html
Нефтяная отрасль в экономике Башкирии исторически играет ведущую роль. Промышленную добычу «черного золота» здесь начали 90 лет назад - недалеко от деревни Ишимбаево. А уже спустя восемь лет столица региона - Уфа -стала одним из промышленных центров страны.
По объемам переработки нефти Башкирия и сегодня в национальных лидерах. Добычей углеводородов занимаются несколько предприятий. Крупнейшее из них - «Башнефть». Образованное в 1935 году, оно дало мощнейший толчок к индустриализации некогда сельскохозяйственного региона. И уже после Великой Отечественной войны Башкирия по добыче нефти в СССР стала второй после Азербайджана.
Сегодня «Башнефть» - дочернее предприятие «Роснефти», продолжает свое активное развитие, оставаясь в авангарде российской промышленности.
Приоритетные направления «Башнефти» - улучшение качества выпускаемой продукции. Для этого компания модернизирует производственные мощности, оптимизирует технологические процессы, разрабатывает и внедряет собственные инновации. Вот так, например, выглядит современное месторождение. Это не просто скважина, качалка и резервуары, а сложное технологичное производство.
Радик Хабибуллин, заместитель начальника ЧЦДНГ №1 Чекмагушевского региона добычи нефти и газа ООО «Башнефть – Добыча»: «Помимо станков качалок у нас в добыче применяются установки центробежного насоса. На данном примере. В скважину спущена установка центробежного насоса. Глубина спуска 1200 метров. Для человеческого глаза этот процесс не виден, но все можно увидеть на станции управления».
Центр интегрированных операций может находиться на каком угодно расстоянии от скважины, но отсюда можно полностью управлять процессом добычи.
Руслан Еникеев, менеджер по проектам инжиниринга и цифровой трансформации Департамента добычи нефти и газа АНК «Башнефть»: «Например, сейчас мы можем посмотреть одну из скважин и ее текущее состояние. Работает она или стоит. В случае если скважина остановится, сюда в информационную систему выйдет уведомление, специалисты сразу увидят, где находится скважина, что с ней произошло, и система также сформирует рекомендацию, что необходимо сделать».
Любая нештатная ситуация на объекте тут же попадает под контроль специалистов.
Фарида Махмутова, специалист центра интегрированных операций ООО «Башнефть-Добыча»: «Удаленно я запускаю процесс начала исследования, рассматриваю расчетную длительность, рассматриваю расчетные потери и принимаю решение либо о завершении, либо продлении исследования».
Такое удаленное управление стало возможным благодаря запуску проекта «Цифровое месторождение», разработанного на российских платформах специалистами научно-исследовательского института РН-БашНИПИнефть.
Евгений Максимов, главный специалист управления цифровой трансформации производственных процессов «РН-БашНИПИнефть»: «Все технологии они не зависят от западных наших партнеров. Все технологии легко тиражируемые. Сейчас многие инструменты моделирования растиражированы на все дочерние общества компании «Роснефть».
Основные элементы цифрового месторождения - «цифровые двойники». Это копии физических объектов, созданные с помощью физико-математического моделирования. В компании уже подсчитали экономический эффект от инновации. После того, как число дистанционно управляемых объектов довели до 60%, энергоэффективность нефтедобычи выросла на 5%, а логистические издержки на 5% снизились.
Институт РН-БашНИПИнефть - основной разработчик и единственный дистрибьютор программного обеспечения «Роснефти».
Анна Матвеева, ведущий специалист сектора по сопровождению коммерциализации и разработок «РН-БашНИПИнефть»: «Мы - единственная компания, которая создает собственную наукоемкую линейку программного обеспечения, в которую входят на сегодняшний день 23 программных продукта. 10 программных продуктов находятся на стадии разработки, 13 продуктов уже внедрены в обществе групп компании.
Именно эти специалисты разработали программу, которая рассчитывает оптимальную траекторию трещины для гидравлического разрыва пласта, что позволяет повысить эффективность нефтедобычи.
Олег Борщук, начальник управления «РН-БашНИПИнефть»: «Вот у нас нефть, а тут вода. Нам необходимо, чтобы наша трещина ГРП в эти пропластки не прорвалась. Потому что если трещина ГРП зайдет в этот пропласток, то добывать мы в основном будем воду, что экономически неэффективно».
Пласт разрывается специальной жидкостью, но просто создать трещину - мало. Важно добиться, чтобы в нее поступало как можно больше нефти.
Руслан Шарипов, ведущий специалист лаборатории инновационных исследований «РН-БашНИПИнефть»: «В то же время прокачивается пропант - керамические шарики, которые обеспечивают незакрытие этой трещины после этой операции. Тем самым создавая высокопроницаемую прослойку, обеспечивающую приток нефти».
А вот химический состав жидкости и тип пропанта для каждой скважины подбирается экспериментальным путем. Для этого ученые «Роснефти» создали вот такую уникальную установку.
Руслан Шарипов, ведущий специалист лаборатории инновационных исследований «РН-БашНИПИнефть»: «Отсюда заходит у нас жидкость с пропантом. Она течет, выходит оттуда, образуются насыпи пропанта. Они формируют некоторую дюну, происходит зарастание трещины, и мы можем оценить, насколько она проводима».
Большое внимание компания «Башнефть» уделяет и вопросам экологии. В 2018 году закончилась реконструкция важнейшего природоохранного объекта - вот этого комплекса очистных сооружений, который сегодня принимает стоки не только всех промышленных предприятий и нефтеперерабатывающих заводов «Башнефти», но и еще 66 сторонних организаций северной промзоны Уфы. Проект уникальный благодаря внедренным здесь инновационным разработкам очистки воды.
Роман Севастьянов, заместитель директора филиала «Башнефть-Уфанефтехим»: «Это мембранный биореактор, где осуществляется очистка за счет фильтрации через микропоры. Дальнейшее разделение у нас идет с использованием реверсивного электродиализа, используются ионообменные технологии и обратный осмос».
У этого сооружения производительностью 84 тысячи кубометров в сутки нет аналогов, как в России, так и в Евразии. За пять лет комплекс очистил около 100 миллионов кубометров воды.
Роман Севастьянов, заместитель директора филиала «Башнефть-Уфанефтехим»: «Сточная вода, которая сбрасывается у нас в реку Белая, практически по всем параметрам лучше, чем вода, которую мы забираем на подпитку собственных нужд».
Это не предприятие пищевой индустрии, как может показаться на первый взгляд. Так выглядит процесс создания катализатора гидроочистки для производства дизельного топлива.
Альберт Сафин, генеральный директор ООО «РН-Кат»: «Мы находимся на одном из важнейших этапов производственного цикла - это формовка носителя будущего катализатора. Как мы видим здесь формуется черенок будущего катализатора, который проходит много этапов технологической переработки, в результате которого мы получаем высококачественный катализатор гидроочистки».
НПЗ «Башнефти» производят бензин, дизельное топливо и мазут. Чтобы эти продукты были конкурентоспособны, специалисты предприятия постоянно работают над улучшением их качества.
Новый катализатор - корпоративная инновация «Роснефти» и единственный российский продукт, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и позволяет производить дизельное топливо класса Евро-5. И это разработка не уступает западным аналогам. Более того, по целому ряду показателей российский катализатор лучше.
Альберт Сафин, генеральный директор ООО «РН-Кат»: «Начало производства катализаторов РН-Кат является своевременным и со стратегической сточки зрения дальновидным шагом. Компания «Роснефть» на сегодняшний день - единственная компания, которая отказалась от импорта катализаторов гидроочистки и обеспечивает нефтеперерабатывающие мощности собственным катализатором производства РН-Кат».
Прежде чем катализатор попадет к потребителю, на заводе проверяют качество каждой партии. Для этого здесь работает специальная лаборатория.
Алия Юмагулова, начальник лаборатории ООО «РН-Кат»: «Мы определяем химический состав катализатора, содержание основных металлов, которые как раз и дают активность катализатору».
Сейчас завод выпускает 4 тысячи тонн катализатора в год, но уже в ближайшее время мощности, похоже, придется увеличивать. Новым продуктом заинтересовались не только в стране, но и за рубежом.
Альберт Сафин, генеральный директор ООО «РН-Кат»: «В конце сентября текущего года нами была произведена поставка на второй по величине нефтеперерабатывающий завод Индии, который принадлежит компании Nayara Energy, расположенный в городе Вадинар Пуск. И загрузка будет производиться в ближайшее время и будет производиться при непосредственном участии наших специалистов».
В перспективе «Башнефть» планирует внедрить целый ряд новых разработок для повышения производственной эффективности. Большая часть - импортозамещающие технологии, которые не просто обеспечивают рост ключевых показателей, но и во многом позволяют поддерживать независимость российской нефтяной отрасли.
«Черное золото» Башкирии: от сельского хозяйства к индустриализации