Иван Князев: Ну а сейчас вот о чем. Производители спиртного просят не вводить новую маркировку, предупреждают, что она может привести к росту цен. Компании уже отправили письмо на имя премьера Михаила Мишустина. Сегодня в России для отслеживания алкоголя уже и так давно действует система ЕГАИС, но в правительстве ранее предложили начать эксперимент по цифровой маркировке некоторых видов спиртного, в т. ч. вина. Марина Калинина: Эксперимент по цифровой маркировке алкогольной продукции будет проводиться с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023-го. В перечень маркируемой продукции попадают виноградные натуральные вина, включая крепленые, вермуты и прочие виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ, а также спиртовые настойки, ликеры, игристые и не игристые напитки с фактической концентрацией спирта более 7%, это водка, виски, коньяк, ром, джин, текила и др. Иван Князев: Насколько может подорожать алкоголь? Дорогой ли он сейчас в ваших магазинах? Какие новые расходы понесут производители? И зачем бутылкам лишние марки? Об этом и не только поговорим с нашими экспертами. Вы звоните, пишите SMS в прямой эфир. Марина Калинина: Игорь Косарев с нами сейчас на связи, президент Союза производителей алкогольной продукции. Здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас, Игорь Борисович. Игорь Косарев: Да, здравствуйте. Марина Калинина: Для вас вот эта вот маркировка что означает? Как, какие затраты будут? Вообще что дальше, как изменится ваша жизнь? Игорь Косарев: Ну, во-первых, эксперимент относительно того, что он будет в эти даты, пока еще не решено, это только проект постановления правительства, который вывесил Минпромторг для общественного обсуждения. Поэтому факт маркировки еще пока правительство не подтвердило. Именно поэтому... Марина Калинина: Ну, если такие планы есть, то, наверное, вы же уже думаете, как это будет выглядеть. Игорь Косарев: Нет-нет, мы-то думаем, я... Просто вы сказали, что эксперимент состоится, поэтому я говорю, что пока относительно того, что он состоится, еще правительство решение не приняло. Второе. Вот это тот самый конкретный случай, когда эта маркировка ничего абсолютно не даст. Потому что, в отличие от другой продукции, которая маркируется «Честным ЗНАКом», алкогольная продукция уже маркируется марками ЕГАИС, причем двумя марками, одна марка гознаковская, вторая марка т. н. помарочного учета. То есть на сегодняшний день каждая бутылка несет две марки, плюс марку несет коробка, марку несет палета... Вся эта система сквозная, работает с 2006 года и полностью исключает продажу нелегальной продукции в лицензированных магазинах. Поэтому вот эта маркировка, она никого функционала абсолютно не несет, а только приведет к тому, что уж как минимум на каждой бутылке будет наклеен штрихкод, генерация которого стоит 50–60 копеек, но, кроме всего прочего, придется закупать оборудование, которое будет эти марки клеить, придется готовить сопроводительные документы, с которыми будет сопровождаться продукция, и т. д., и т. д. То есть много административных, финансовых дел, смысл которых абсолютно не ясен, потому что функциональности в этой маркировке дополнительной, параллельной с ЕГАИС не существует. Иван Князев: Игорь Борисович, давайте все-таки посчитаем затраты ваши, производителей... (Вы не могли бы звук там немножко уменьшить, чтобы у нас эха не было здесь, в эфире?) Хотелось бы понять все-таки ваши затраты, какие понесут производители на установку оборудования, на печатание этих марок и т. д., чтобы немножко предметнее поговорить. Игорь Косарев: Ну, учитывая объемы производства, начинает это все правительство с вина, но я думаю, что это для каждого производителя будет упираться в десятки миллионов рублей, установка оборудования. А производителей вина у нас достаточно много, и вы знаете, что эти производители, как правило, небольшие, потому что вино производится небольшими винодельнями, для них эта проблема будет достаточно серьезной. Иван Князев: Ага. А какую информацию сейчас дает марка ЕГАИС, давайте напомним. Игорь Косарев: Она содержит полностью всю информацию о продукции: о сырье, о заводе-производителе, о крепости, о времени производства, времени реализации и т. д. То есть в каждой марке есть информационный чип, который при помощи приложения «АнтиКонтрафакт Алко» может считаться любым потребителем с любой бутылки, поэтому информация существует. Также существует информация о выбытии бутылки через кассы, поэтому вся необходимая информация на сегодняшний день в рамках ЕГАИС предоставляется как государству, так и потребителям. Марина Калинина: Тогда не очень понятно, какие данные тогда содержатся в этой маркировке, которая предлагается. Игорь Косарев: В той маркировке, которая предлагается, будет содержаться меньший объем функциональности. Объясню почему. Система ЕГАИС – она разрешительная, т. е., условно говоря, если бутылка не зафиксирована в системе, то кассовый аппарат не даст тебе ее продать. Система «Честный ЗНАК» уведомительная, т. е., когда бутылка продана, в мониторинг «Честного ЗНАКа» попадет информация о том, что продана бутылка, которая не занесена в систему маркировки «Честный ЗНАК». То есть по функционалу она гораздо менее эффективна. Плюс маркировка, которая проводится при помощи марок Гознака, в Уголовном кодексе прописана, и существует реальное уголовное наказание за подделку марок, сделанных на Гознаке, а подделка марок «Честного ЗНАКа» не несет за собой никакого, ни административного, ни уголовного наказания, это просто, чисто информационная система. Поэтому уровень функциональности, безусловно, у этой системы ниже. Я не исключаю, что, возможно, она более перспективная, потому что она, наверное, гипотетически в какой-то момент времени позволит объединить очень много существующих на сегодняшний день маркировок. У нас есть как минимум пять маркировок на сегодняшний день различного вида продукции: есть маркировка «Меркурий», которым маркируется сельскохозяйственная продукция, есть фармацевтическая маркировка, есть маркировка ФНС, которой маркируются сигареты, есть ЕГАИС, есть «Честный ЗНАК» и т. д. То есть если магазин обладает терминалами по всем видам маркировки, ему как минимум нужно пять терминалов иметь. Наверное, гипотетически государство заинтересовано, чтобы в какой-то определенный момент унифицировать все эти виды маркировки и сделать какой-то один терминал. Возможно, «Честный ЗНАК» через какое-то время будет из себя представлять такую маркировку. Но на сегодняшний день, в то время, когда существует другая, параллельная маркировка, никакого смысла в ней нет. Иван Князев: Я просто... Марина Калинина: А вот интересно (да, Вань, извини), Игорь Борисович, а чем тогда объясняют вот такое свое предложение, даже требование ввести эту маркировку те люди, которые это предлагают? Вот что они говорят? Игорь Косарев: Нужно отдавать себе отчет в том, что это частное предприятие, которое имеет заработок на этом деле. Вот генерация кодов – это заработок этого предприятия. Поэтому в чем задача здесь у тех, кто предлагает все новые и новые виды маркировки, не смотря, не обращая внимания на то, что маркировка конкретная, например алкоголя, не нужна, – это, в частности, их заработок. Марина Калинина: То есть понятно... А вам-то они что говорят при этом? Иван Князев: Хотят нажиться. Игорь Косарев: Нам они говорят относительно того, что «мы более перспективные», а мы ради этого должны бутылку, как елку, оклеить разными марками. Если она более перспективная, она должна быть доведена до определенного совершенства, государство должно принять решение, что она действительно более эффективная, и оставить одну маркировку, в этом случае мы не будем возражать. Но оклеивать бутылки десятью марками, мы считаем это бессмысленным административным и финансовым давлением на производителей и на потребителей. Иван Князев: Да, я просто... (Сейчас, секунду, Марина, теперь уже можно я немножко поразбираюсь во всем процессе.) Марина Калинина: Да-да-да, разбирайся. Иван Князев: Потому что с точки зрения вот потребителя хотелось мне понять. Мы как-то говорили про «Честный ЗНАК» для молочной продукции, там даже вот просто берешь приложение, наводишь на QR-код, и в принципе информация о продукте есть. С ЕГАИС, по-моему, такой возможности для обычного потребителя нет... Игорь Косарев: Есть, есть на 100%. Иван Князев: И есть даже приложения такие же? Игорь Косарев: Да, приложение «АнтиКонтрафакт Алко», точно так же загружаешь, совершенно спокойно подносишь и всю ту же самую информацию получаешь. Иван Князев: Но там просто видно не только кто произвел, контрафакт не контрафакт, там есть чуть ли не отзывы какие-то о продукте, вот если брать «Честный ЗНАК». Игорь Косарев: Вот отзывы, конечно, можно даже поэтические произведения размещать, в общем, я не вижу в этом особенного функционала. Но функционал, который есть в ЕГАИС, шире, чем функционал, который есть в «Честном ЗНАКе», потому что он учитывает не только готовую продукцию, но и сырье, которое было использовано для готовой продукции, например спирт и т. д. То есть объем функционала в алкоголе шире, и понятно почему – это государственная система, которая контролирует продукт, 75% которого акциз, поэтому государство, безусловно, очень серьезно заинтересовано в контроле такого рода продукции. Иван Князев: Ну так, может, и хорошо, что тогда у нас у потребителей будет больше информации? Игорь Косарев: Вы имеете в виду стихотворные произведения? Иван Князев: Да нет, необязательно стихотворные. Игорь Косарев: То есть потребитель должен обладать необходимым количеством информации. Необходимое количество информации в марке ЕГАИС есть. Откройте, возьмите приложение, наведите и убедитесь в этом сами. Иван Князев: Да, мы попробуем, хорошо. Послушаем наших телезрителей, что они думают по этому поводу. Ирина из Москвы. Зритель: Добрый день. Вот что хочу сказать. Я говорю со стороны потребителя. Нам в принципе все равно, чем будет обклеена бутылка, пьющие люди как пили, так и пьют. Но самая главная составляющая – это само государство. Государство настолько коррумпировано, ну вот все организации, которые владеют акцизами, которые накручивают бесконечные какие-то проверки, эти же организации сами имеют с тех же подпольных заводов, с тех же магазинов, которые закупают плохой товар. То есть пока у нас эта будет коррупция, да хоть эту бутылку можете запаковать в железный ящик, толку от этого не будет. Нужны честные люди на своих местах. Все, что нужно, – контроль и честные люди, но, к сожалению, сейчас это невозможно. Иван Князев: Да, понятно, спасибо вам. Марина Калинина: Игорь Борисович... Игорь Косарев: У меня есть некоторая ремарка по поводу выступления... Марина Калинина: Да, давайте. Игорь Косарев: Девушка действительно задевает достаточно важную тему. В чем заключается важность этой темы? Дело в том, что на сегодняшний день продуктами питания в стране торгуют порядка 650 тысяч магазинов. Из них из-за политики Минздрава на сегодняшний день только 217 тысяч обладают лицензиями на производство алкоголя. То есть был предпринят целый ряд мер, которые закрыли очень много магазинов... Марина Калинина: Не на производство, а на продажу, наверное. Игорь Косарев: Да, на продажу алкогольной продукции, которой честно торговали. Например, резко повысили стоимость лицензии, почти в 4 раза, на розничную торговлю, ввели определенное количество метров, ниже которых нельзя получать, запретили получать лицензию всем индивидуальным предпринимателям, а индивидуальные предприниматели – это 350 тысяч магазинов, которые торгуют в основном продуктами питания в селе. То есть получается, что у нас на сегодняшний день порядка 45% населенных пунктов, а именно 71 тысяча, не обладают на своей территории магазинами с лицензией, и, безусловно, в этих магазинах продается нелегальная продукция. И здесь «Честный ЗНАК» или ЕГАИС никак не помогут, потому что эти магазины продают свою продукцию мимо касс и мимо всех терминалов. То есть нам прежде чем заниматься борьбой маркировок, нужно подумать относительно того, чтобы, во-первых, подойти либерально к вопросу, связанному с розничной торговлей, и дать возможность обеспечить эти населенные пункты легальной торговлей алкоголем, это первое. Второе: если ты все-таки несмотря на либерализацию определенную не хочешь торговать честно и торгуешь нелегальным алкоголем, ужесточить наказание за это. То есть провести одновременно либерализацию и одновременно ужесточить наказание. Вот тогда, когда объем магазинов, торгующих легально, будет гораздо больше, чем на сегодняшний день, тогда вопросы маркировки выйдут на более важный уровень. На сегодняшний день подавляющее большинство населенных пунктов небольших торгует алкоголем и любой другой продукцией мимо касс и мимо любых терминалов, и поэтому там действительно продается нелегальная, неучтенная продукция, и тут никак не поможет ни «Честный ЗНАК», ни что-то другое. Марина Калинина: Ну да, и, скорее всего, эти магазины в сельских местностях никто и не проверяет. Игорь Косарев: Ну, там их проверить невозможно, как правило, это магазины, связанные с местным истеблишментом. Ну вот, например, известный случай в Оренбургской области, когда отравилось много людей... Марина Калинина: Ну да. Игорь Косарев: Там, условно говоря, магазин принадлежит главе сельской администрации, и люди, для того чтобы, например, купить легальный алкоголь, должны ехать за 20 километров в Орск, что, естественно, они делать не могут. И даже на похоронах, когда погиб человек от отравления, они покупали в этом же магазине алкоголь на поминки. То есть это такая безнадежность, которая есть у людей, у которых просто негде купить легальный алкоголь. Иван Князев: Спасибо вам! Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции, был с нами на связи. Вот что пишут нам наши телезрители. Из Волгоградской области: «Хоть еще десять кодов добавьте, ничего, кроме цены, не изменится». Из Рязанской области: «Надо не маркировку менять, а качество улучшать». Из Приморского края человек задается вопросом: «А спички когда будем маркировать?» Ну а в Ленинградской советуют переходить на домашний алкоголь. Ну а мы же советуем вообще не переходить ни на какой алкоголь. Еще один эксперт у нас на связи – Олег Павлов, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива». Олег Владимирович, приветствуем вас. Олег Павлов: Добрый день. Марина Калинина: Здравствуйте, Олег. С точки зрения потребителя вот эта маркировка дополнительная, о которой сейчас идет речь, она что дает по сути, если есть ЕГАИС, как предыдущий наш эксперт сказал, и еще куча всего? Олег Павлов: Вы знаете, к сожалению, есть две вещи, на которые хотелось бы обратить внимание. К сожалению, ЕГАИС несовершенен, и, как показывает мониторинг административной практики по крупнейшим производителям алкогольной продукции, Росалкогольрегулирование регулярно выявляет у них нарушения, связанные с неучтенной продукцией, нарушения порядка ввода данных в систему. То есть очевидно, что производители всяческим образом пытаются обойти эту систему и зачастую ее обходят, что фиксируется надзорными органами. И собственно, из этого проистекает и такое большое недовольство, потому что, когда государство хочет ввести дополнительный метод контроля за той продукцией, которую они выпускают, то, разумеется, собственно, они против этого, потому что это сужает возможности для различных махинаций как с точки зрения заработка, так и с точки зрения использования, может быть, менее качественного сырья. И на самом деле это не новая история, когда распространение маркировки на проблемные категории продукции сталкивается с сопротивлением бизнеса. То же самое было в молочной продукции, где огромный процент фальсификации продукции, где подменяется молочный жир растительным и т. д. и т. п. и все это очень сложно отслеживать и изымать было до введения маркировки. По лекарствам очень огромный бы процент махинаций с точки зрения того, что партии, предназначенные, например, для медицинских учреждений, каким-то образом попадали в розничные торговые сети, и все это тоже было очень затруднительно отслеживать несмотря на то, что контроль, казалось бы, тоже жесткий во всех этих сферах. Нет, контроль, скажем так... Проблема в том, что к каждому конвейеру инспектора не приставишь и технические средства контроля крайне необходимы, иначе это ведет к злоупотреблениям, и это доказывает, скажем так, опыт всех практически отраслей, так или иначе связанных с продовольственными или пищевыми товарами. Иван Князев: Ольга из Ульяновской области сейчас на связи, давайте послушаем. Ольга, приветствуем вас. Зритель: Здравствуйте. Я по поводу хотела сказать качества. Алкоголь сейчас очень плохой. Я говорю, как будто что-то добавляют такое, что там, я не знаю, какое-то состояние после выпитых двух-трех рюмок, я говорю, не очень хорошее. Иван Князев: Так, может, не покупать такой, не пить вообще? Зритель: Ну, иначе хочется какое-то расслабление все равно, ха-ха-ха. Иван Князев: Ха-ха. Марина Калинина: Ага. Иван Князев: Да, Ольга, понятно. Спасибо вам большое. Олег Владимирович, бизнес, как водится в таких случаях, всегда нас не то чтобы шантажирует, но намекает на то, что все это переложится на плечи потребителей, в плане цены во всяком случае. Что вы здесь скажете? Олег Павлов: На самом деле совершенно справедливо, здесь не стоит стесняться говорить о том, что это именно шантаж, потому что, собственно, мы это видели уже по предыдущим отраслям, которые, скажем так, призывали к порядку. И по этим же предыдущим отраслям, будь то молочка, обувь, продукты легкой промышленности, лекарства, не фиксировалось какого-либо повышения цен, связанного именно с маркировкой. Есть объективные истории, связанные с импортной составляющей в процессе самого производства, с ростом стоимости сырья, топлива, каких-то там компонентов. Но все это объективные процессы общие, в общем влияющие на инфляцию. Маркировка не влияет таким образом, чтобы товар именно из-за нее дорожал. Марина Калинина: Ну хорошо, ведь предприятиям нужно закупать оборудование, для того чтобы ставить, делать эту маркировку. Это же затраты. Олег Павлов: Насколько мы понимаем, эти вопросы субсидируются государством, различные есть льготные программы. Но самое важное, вот предыдущий телезритель обратил внимание на качество. Когда речь идет о качестве, а качество реально падает, потому что в отсутствие эффективных инструментов контроля, а, как мы сказали, ЕГАИС уже сейчас обходится, страдать начинает потребитель, и он платит действительно приличные деньги, алкоголь не дешев, и получает при этом качество товара, которым он не доволен. Марина Калинина: Хорошо, а как «Честный ЗНАК» сможет повлиять на улучшение качества алкогольной продукции? Олег Павлов: А здесь как раз самый главный момент связан с выявлением и конфискацией этой партии. Когда мы в любой момент времени в системе именно маркировки, которая интегрирована будет так или иначе с ЕГАИС, будем видеть местонахождение каждой единицы продукции и производитель будет знать, что если он на производстве подмешал какое-то сырье, то эта бутылка остановится в реализации, где бы она ни находилась. Так вот тогда это и будет позитивным образом в качестве превентивной меры влиять на те нарушения, которые сейчас допускаются, и это на самом деле уже показывает опыт тех отраслей, где она была введена: в частности, процент фальсификации в молочке существенно снижается с момента внедрения маркировки. Иван Князев: То есть фактически отпадет необходимость, как вы говорите, к каждому конвейеру поставить инспектора? Олег Павлов: Конечно, потому что штрафы не останавливают сейчас производителей от различных махинаций. А когда они будут знать, что они просто не смогут продать всю эту продукцию, где бы она ни находилась, тогда, разумеется, это будет сдерживающим фактором, плюс это огромные репутационные риски, и это как раз работает. Марина Калинина: ну а буквально коротко – сможет ли через какое-то время маркировка «Честный ЗНАК» заменить все остальные, которые сейчас есть на бутылках? Олег Павлов: На самом деле, скорее всего, так и произойдет, это будет либо замена, либо будет интеграция, как это, например, происходит в молочной продукции, с системой государственной ветеринарной сертификации электронной. И все это на самом деле очень удачно друг друга дополняет и дает потребителю полную картину, ну а государству очень удобные инструменты для пресечения и предупреждения, самое главное, противоправной деятельности производителей. Иван Князев: Спасибо. Олег Павлов, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», был с нами на связи. Мы прервемся на новости, ну а потом будем разговаривать об управляющих компаниях: их предлагается проще, быстрее лишать лицензий. Как – расскажем.