Чиновник, будь человеком!

Гости
Максим Бердников
политтехнолог, автор и ведущий тренингов по политической риторике и ораторскому мастерству (г. Екатеринбург)
Андрей Колядин
вице-губернатор Магаданской области
Андрей Кошкин
заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова

Марина Калинина: «Каким должен быть чиновник? Чиновник должен оставаться человеком». Это основной посыл Владимира Путина во время беседы с выпускниками программы развития кадрового резерва управленцев. Президент назвал главные качества чиновника.

Владимир Путин, президент РФ: «Главное для любого управленца – это, безусловно, умение слышать людей, чувствовать и понимать проблемы страны, понимать проблемы граждан. И государственная служба, она и называется «служба», потому что это служение. Служба – это и есть служение. Служение в данном случае гражданам России. Ведь какой бы пост человек ни занимал, он прежде всего всегда должен оставаться человеком. Только при этом условии ваши знания, передовые знания, безусловно, и компетенции будут работать на достижение главной цели – повышение благополучия и благосостояния граждан страны».

Марина Калинина: Это слова президента. А мы хотим спросить у вас. Расскажите о вашем опыте общения с чиновниками – отрицательном, положительном. Каким вы видите российского чиновника, чтобы он был хорошим, правильным и мог решать ваши вопросы?

А мы пока начнем беседу с нашим первым гостем – это Андрей Колядин, вице-губернатор Магаданской области. Андрей Михайлович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Михайлович.

Андрей Колядин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Ну смотрите. Мне немножко странно, что президент страны рассказывает чиновникам, что они должны оставаться людьми. То есть если идти от обратного, то получается, что как только человек становится чиновником, он перестает быть человеком?

Андрей Колядин: Ну, наверное, не человеком он перестает быть. Он перестает просто встречаться с остальными людьми, через некоторое время бронзовеет и, соответственно, перестает всеми клетками своего организма воспринимать нужды окружающих. Он живет в относительно благоустроенном мире, у него есть зарплата, у него есть кабинет, порой машина, секретарь и так далее. И он через некоторое время начинает чувствовать, что у всех есть секретари, машины, хорошие кабинеты, и не нужно думать о своих доходах. Но это не так.

Дело в том, что чиновник должен прежде всего, я не знаю, как лакмусовая бумажка, впитывать нужды народа, жить в этой среде, находиться там, не знаю, корнями (я мог бы так сказать, наверное), для того чтобы просто принимать своевременные и правильные решения. Кстати, до недавнего времени чиновники были на некотором отдалении от людей (как это говорили в политологии – разница культурологических парадигм), когда представления о том, что творится в стране, у чиновников и у людей обычных, проживающих за рамками чиновничьего мира, сильно не совпадают.

Марина Калинина: А что, что-то изменилось?

Андрей Колядин: Да, конечно, меняется, причем кардинально. Ну, во-первых, во многих регионах сейчас появились самые различные формы прямого взаимодействия чиновников и населения. Ну, например, в крупных городах, таких как Москва, Московская область, в ряде других крупных центров, созданы так называемые ЦУРы (центры управления регионами), куда каждый человек может отправить запрос, войти по самым различным коммуникативным каналам. И там существуют определенные сроки.

И программы соответствующие отслеживают, чтобы чиновники обязательно обратили внимание на ту потребность, которая есть у конкретного заявителя, в определенные сроки ответили на эту потребность; более того, чтобы были произведены некие действия, которые эту потребность реализуют на практике. Иначе включаются красные флажки – и губернаторы, вице-губернаторы, контролирующие организации, соответственно, предпринимают меры к этим чиновникам, которые не слышат людей и не готовы им помочь.

В тех регионах, в которых ЦУРы еще не созданы (хотя я знаю, что тот же самый Владимир Владимирович поддержал создание таких ЦУРов на территории Российской Федерации, распространение таких ЦУРов в регионах) или у кого нет пока что соответствующих финансовых ресурсов, есть самые различные режимы работы с людьми. Это инцидент-менеджмент и работа в WhatsApp-группах самых различных.

Например, по Дальнему Востоку очень распространены именно WhatsApp-группы, где каждый человек может обратиться к региональным чиновникам, районным чиновникам, для того чтобы озвучить свои проблемы. И эти проблемы должны быть в определенный промежуток времени (достаточно короткий) решены. У нас, на территории Магаданской области сутки на принятие решения и включения механизмов по реализации той или иной задачи.

Марина Калинина: Андрей Михайлович…

Иван Князев: Прямо на любое сообщение в WhatsApp-группе? Помните, еще была идея – Instagram к этому подключить.

Андрей Колядин: Instagram, да. Instagram тоже сейчас… Например, у губернатора примерно треть охвата всего населения, читающего и активного населения региона, они подписаны на него Instagram, пишут туда свои запросы. И губернатор жесточайшим образом требует, чтобы эти запросы были…

Марина Калинина: Андрей Михайлович, но есть же пенсионеры, которые нас тоже смотрят. И они скажут: «А что такое WhatsApp? И вообще это из какого мира, из какой жизни?»

Иван Князев: Ой, ну я скажу, что пенсионеры достаточно неплохо пишут в Instagram.

Андрей Колядин: Вы знаете, мы проводили исследование соответствующее. И я могу сказать, что основную часть наших WhatsApp-групп… Тоже охватывается около 30% населения через WhatsApp-группы. Изрядная часть, в некоторых случаях до половины – это именно пенсионеры. И они очень активно этим пользуются и неплохо разбираются в механизмах современных социальных сетей.

Марина Калинина: Ну давайте послушаем Владимира. Извините, у нас просто мало времени, хочется все успеть. Владимир из Липецка нам дозвонился. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Если речь о нестандартных решениях, то это, конечно, не к чиновникам, а это к патриотам. Почему у нас так получается, что нет вертикальной связи, нельзя записаться даже на прием? Потому что… Ну как вам сказать? В России две напасти: внизу – власть тьмы, а вверху – тьма власти. Принимают решения, к сожалению, коллегиально. А публичные слушания, как законодательством прописано? На публичных слушаниях люди высказывают свое мнение, но все равно чиновники делают вопреки.

Наш регион, у нас же сосредоточение государственности – город Липецк. Раньше была Тамбовская губерния. Так вот, государство – это степень ответственности каждого за каждого. Это как соты, знаете, вплетены друг в друга, и больше ничего. Нам не нужно большое количество чиновников, они нам вообще не нужны. Государство – от слова «государь». А политика – это благая воля благочестивого императора, и больше ничего. Император, под ним генерал-губернатор и Комитет обороны, Госсовет – неважно как он называется.

Дело в том, что мы на грани пропасти. Время принятия решений, время героев. Герой – это поэт действия. Будут герои – будет и страна, будут и поэты.

Марина Калинина: Спасибо, Владимир. Ваше мнение понятно. Андрей Михайлович, вот такое мнение.

Иван Князев: В отличие от некоторых чиновников… Ну ладно.

Марина Калинина: Не нужны чиновники.

Андрей Колядин: Мы ушли в несколько другое, системообразующее такое: какая должна быть Россия? Но, наверное, все-таки я с вашего разрешения вернусь к обычной практике жизни.

Сейчас это требования, которые, в принципе, контролируются в том числе и из федерального центра. То есть люди обязаны… Вернее, не люди. Я все-таки чиновников за людей считаю. Вы простите меня, пожалуйста. Наверное, некоторые со мной не согласятся.

Марина Калинина: Может быть, это и неплохо.

Андрей Колядин: Да. Тем не менее чиновники обязаны в определенный (короткий) промежуток времени отвечать на все запросы людей и, соответственно, принимать какие-то решения. Конечно, если запросы будут «изменить к завтрашнему дню жизнь кардинально к лучшему», то, наверное, это не всегда получится. Или «замостить город», который не замощен до этого, или «покрасить все фасады».

Но тем не менее есть достаточно четкая программа сейчас, по которой мы понимаем, какие насущные проблемы волнуют людей, и стараемся через эти программы самые различные – Instagram, Facebook, «Одноклассники», WhatsApp-группы – воспринимать то, что говорят люди, для того чтобы принимать оперативные решения. Я могу даже пример привести…

Марина Калинина: Спасибо. Вы знаете…

Иван Князев: Сейчас, секундочку, одну секундочку! Это все, конечно, хорошо. Марина, сейчас, подожди немного. Это все хорошо, конечно, WhatsApp, Instagram. А в народ часто вы ходите? Есть еще такая практика у вас, у ваших подчиненных, Андрей Михайлович?

Андрей Колядин: Да, конечно, конечно.

Иван Князев: Поездки по районам и так далее.

Андрей Колядин: Конечно. Это случается регулярно. Скажем так, несмотря на то, что Колыма не простая для перемещений (тысяча километров до района в одну сторону, тысяча – в другую, отсутствие дорог), тем не менее регулярно вылетаем, регулярно встречаемся.

И так же происходит по стране. Наверное, в кабинете безопаснее и не так страшно выходить к народу. Ну, есть чиновники, которые любят это делать из кабинета. Но в наших условиях это невозможно.

Иван Князев: Но вы своих выгоняете, чтобы пообщаться?

Андрей Колядин: Да. И сами ездим, и выгоняем.

Иван Князев: Правильно делаете!

Андрей Колядин: И сегодня были, и вчера были.

Иван Князев: Спасибо вам.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Андрей Колядин, вице-губернатор Магаданской области.

Мы, в отличие от некоторых чиновников, все сообщения пытаемся прочитать, которые присылают нам наши телезрители. Вот SMS из Пермского края: «Чиновник – преграда для исполнения вообще каких бы то ни было просьб». Смоленская область, телезритель пишет: «Такое качество чиновника, о котором говорил президент, должно вообще учитываться во время приема на работу».

Марина Калинина: А мне из Калужской области понравилось сообщение: «Ребята, какой «стограмм»? Мобильный телефон не берет, а интернета вообще нет».

Иван Князев: «Слышат ли вас чиновники?» – спросили наши корреспонденты жителей Рязани, Бийска и Чебоксар. Давайте посмотрим ответы.

ОПРОС

Иван Князев: «Очень редко чиновники слышат людей и их проблемы, это их не волнует. У нас даже директор ЖЭУ считает себя царьком», – это SMS из Башкортостана. Тюменская область, телезритель пишет: «Работа чиновников заключается в умении гонять граждан по кругу и ничего не делать». «К кому ни обращаешься с заявлением – все ответы через месяц или все ответы ни о чем», – это SMS из Ярославской области.

Марина Калинина: Мы сейчас хотим услышать мнение Валентины из Московской области. Валентина, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Всем доброго здоровья!

Марина Калинина: И вам.

Зритель: Я жительница Павловского Посада. Город хороший, любимый. Родилась здесь и живу. Но вот попасть на прием, допустим, к главе администрации совершенно невозможно! А много у меня вопросов, потому что я сама инвалид второй группы. У меня умер муж, тоже был инвалид второй группы. Обращалась к депутату партии «Единая Россия» – до сих пор молчание. Много вопросов. К товарищу Соковикову, например, никак не попаду, а записалась в феврале месяце на прием. Работа у них, конечно, не хочу сказать, что легкая. Но, с другой стороны, такое впечатление, что они вообще никак не хотят работать. Перед выборами, да, приходят на дом, туда-сюда, обещают много, но в результате…

Иван Князев: А потом выборы закончились – и не достучатся, и не записаться, и не написать. И все это без ответа.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо вам, Валентина.

Марина Калинина: У нас следующий эксперт по этой теме – Максим Бердников, политтехнолог, автор и ведущий тренингов по политической риторике и ораторскому мастерству. Максим, здравствуйте.

Иван Князев: Человек, который готовит фактически ораторов.

Максим Бердников: Здравствуйте.

Марина Калинина: Максим, это вы готовите будущих чиновников ходить и давать свои обещания предвыборные очень убедительным голосом, нежно смотря оппоненту в глаза?

Максим Бердников: Про моих выпускников вы плохого ничего, я уверен, не скажете. Собственно говоря, в рамках моих компетенций я бы хотел прокомментировать это обращение президента.

Вы знаете, в НЛП, в эриксоновском гипнозе, в современной практической психологии есть такое понятие «пресуппозиция» – это когда какие-то особые смыслы, какие-то особые внушения «зашиваются» в текст, когда напрямую они не произносятся, но при этом предполагаются, подразумеваются.

И вы заметьте, что президент же не сказал: «Служите России верой и правдой!» Он не сказал: «Будьте человечными!» Он сказал, как верно вы, Марина, заметили, он сказал: «Оставайтесь человечными», – словно как бы предполагая, что в том контексте, в котором этим людям… А я напомню, он общался с выпускниками кадрового резерва. Как будто бы в том контексте, куда эти люди идут, оставаться человечным…

Иван Князев: Невозможно?

Максим Бердников: …сложно либо невозможно. И это очень важно. Тогда возникает вопрос: вкладывал ли президент какие-то особые смыслы в эту формулировку? Ну, мы знаем, что наш президент всегда говорит с особыми смыслами.

Предположим, не было особого умысла в этой формулировке. Тогда в этом контексте мы можем говорить о том, что его в принципе волнует то, на каком уровне и как общаются чиновники с простыми гражданами. Ну, естественно, президент понимает и видит эти перекосы, какие-то злоупотребления на местах. И это не может его не огорчать и не волновать. И обращаясь к кадровому резерву… На секундочку, само это обращение, вообще коммуникация с этими людьми… Это будущие, молодые, новые чиновники, чиновники будущего. И вот он говорит: «Вы должны быть другими».

Помните старую сказку, старый мультик советский «Убить дракона»? Если ты убиваешь дракона, то через какое-то время ты сам становишься драконом, и кто-то придет убивать тебя. И вот он этим чиновникам говорит… еще не чиновникам, но выпускникам кадрового резерва говорит: «Не будьте драконами».

Ну а если президент вкладывал какой-то особый смысл именно в такую формулировку, то что это может означать? Во-первых, сама по себе вот эта категория чиновников, которые находятся на переднем крае. Во-первых, такое обращение не является просто намеком, а оно может быть прямо предупреждением – и не только для госслужащих, не только для чиновников, а вообще для всех представителей исполнительной власти, в том числе для силовиков, для каких-то надзорных органов и ведомств, для всех. Очень маленькая, мизерная часть всего этого госаппарата, который непосредственно взаимодействует с людьми, формирует отношение в целом к власти. И это беспокоит президента.

Вы знаете, как в бизнесе бывает: ты можешь выстроить очень серьезные бизнес-процессы, ты можешь наладить вообще все производство и все коммуникации внутри компании, но какая-нибудь хамоватая кассирша на выходе все впечатление от твоей компании может испортить, и клиент к тебе не вернется. Здесь приблизительно то же самое происходит.

И неслучайно, что сейчас эти реплики мы слышим, эти призывы от президента. Ну посмотрите, что происходит в Белоруссии. Казалось бы, при всех этих свершениях и достижениях белорусской власти мгновенно происходит переопределение и изменение отношения к президенту. А почему это происходит? Потому что в какой-то момент господин Лукашенко перестал ассоциировать себя с белорусским народом, как мне кажется (я могу ошибаться), одним целым. Есть он, и он перестает учитывать чаяния и запросы народа. И народ сразу взбунтовался.

Это очень важно. Очень важно уметь выстраивать эту доверительную коммуникацию с людьми.

И у этого правила есть и вторая сторона. Если у тебя получилось выстроить эти доверительные отношения, то даже если ты где-то ошибаешься, даже если ты где-то делаешь что-то не так, но люди тебя уважают, ценят и любят, то они простят тебе любые огрехи и любые твои ошибки.

Марина Калинина: Максим, очень интересно вас слушать! Спасибо большое. У нас просто времени мало.

Иван Князев: Спасибо.

Марина Калинина: А я бы чиновникам, которые бронзовеют, как наш первый гость говорил, после того как становятся чиновниками, еще бы каждый день показывала мультфильм «Золота антилопа». Очень помогает, мне кажется.

Спасибо. Максим Бердников, политтехнолог, автор и ведущий тренингов по политической риторике и ораторскому мастерству.

Иван Князев: «Президент требует близости власти к народу, но власти в регионах творят полное беззаконие», – так считает наш телезритель из Калмыкии. «Безнаказанность порождает бесчинство и беспредел»; «Все, чему учат чиновников – писать отписки, больше ничего», – это две SMS из Самарской и Нижегородской областей.

Марина Калинина: А мы переходим к нашему следующему эксперту. Андрей Петрович Кошкин, заведующий кафедрой социологии и политологии университета имени Плеханова. Здравствуйте, Андрей Петрович.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Петрович.

Андрей Кошкин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Ну что, каким должен быть чиновник? Почему он не остается человеком, когда становится чиновником?

Андрей Кошкин: Я бы хотел заострить в этой проблеме внимание на другом вопросе – на психологическом барьере, который формируется, к сожалению, у нас в России между группой чиновников и, естественно, социумом. Эта проблема весьма исторически долгая. Одни говорят, что это со времен еще татаро-монгольской орды. Другие утверждают, что это Петр I, введя табель о рангах, заставил сделать такой акцент, перекос в сторону исполнительной власти.

Даже сегодняшний разговор наш нацелен, что есть нерадивые чиновники и есть обиженные граждане. Давайте с одной и с другой стороны подумаем, как сломать этот барьер. Мне кажется, президент как раз озабочен именно этим и говорит: «Чиновник должен не слушать, а слышать прежде всего гражданина».

Ну что, давайте тогда думать над той системой, кого же выбираем для того, чтобы он управлял нашим хозяйством. А с другой стороны, давайте создавать такие условия, чтобы чиновник не мог себе позволить вести себя так, как сегодня рассказывают наши жители. Вот это, мне кажется, два направления, которые должны сломать.

Помощь нам великая – пожалуйста, цифровизация. Ограниченность теперь чиновника, его все видят, все могут фиксировать, все слушают. Давайте только наладим и перестанем строить врагов. В других же странах чиновник или госслужащий – это помощник. Вот давайте делать вместе помощника. Не выйдет уже воевать.

Марина Калинина: Андрей Петрович, простите, я вас вот о чем хочу спросить. Понимаете, годами, десятками лет складывалась эта ситуация, что человек, обычный человек воспринимает чиновника так: это равно вор, взяточник и коррупционер; и никаких его вопросов он не решит, он ему не поможет. И это не вчера случилось, это не позавчера случилось. Эта система такая уже.

Андрей Кошкин: Это великая проблема. Я вам сказал, что не десятками, а веками…

Иван Князев: Сотни лет, конечно. С петровских времен.

Марина Калинина: Я понимаю. А что делать-то тогда нужно?

Андрей Кошкин: А вот теперь надо, извините меня… Вот сегодня есть возможность. Мы переходим в новую среду – в цифровую среду. Казалось бы, вот здесь и можно полностью контролировать чиновника и видеть реальный запрос жителей. Наверное, здесь давайте искать выход. Это раз.

Второе. Многие подумали, что цифровая среда уже нас не заставляет идти к гражданам и говорить, общаться с ними именно человеческим языком. Как раз востребованность в этом и есть.

Так что я еще раз акцентирую внимание. Я за то, чтобы с обеих сторон ломать этот психологический барьер, который веками выстраивался в России, помогать друг другу, делать из госслужащего помощника, а не создавать группу, которая для того, чтобы говорить самое негативное и все проблемы жизненные списывать на чиновников.

Марина Калинина: Вы, конечно, оптимист, но я не очень понимаю, что обычный человек может в данном случае сделать. Я с вами не спорю, просто хочу понять.

Андрей Кошкин: Хорошо, давайте вернемся и поразмышляем. Обычный человек – ведь у него право выбирать. Давайте качество выбора тоже возьмем на себя. Сделаем так, чтобы каждый чиновник или госслужащий, который общается непосредственно… Ну, в частности, ЖКХ больше всего волнует.

Марина Калинина: Ну да.

Андрей Кошкин: Вот эти должности должны выбираться гражданами. И граждане несут ответственность за того человека, которого выбрали. Это с одной стороны.

А теперь с другой стороны – со стороны федеральной власти, региональной власти – давайте создавать механизмы, которые бы обеспечивали на конкурентной основе отбор поистине людей, которые обладают теми опциями качеств, которые необходимы для государственного служащего. Вот здесь концепция должна выстраиваться. И она будет, потому что уже сегодня как раз эти напутствия президента, всевозможные высказывания… А мы это все видим. Вы нас быстренько ознакомили по регионам страны…

Марина Калинина: Спасибо, спасибо. У нас время, к сожалению, закончилось для обсуждения этой темы.

Иван Князев: Да, спасибо вам.

Марина Калинина: Андрей Кошкин, заведующий кафедрой социологии и политологии университета имени Плеханова.

Иван Князев: Но есть у нас еще немного времени, чтобы выслушать телезрителя. Валентина из Саратова у нас была на связи… А, была из Московской области, а теперь из Саратова у нас, и снова Валентина. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, дорогие и уважаемые ведущие. Я хотела бы немножко сказать и о хорошей стороне.

Например, я живу в Саратове. И у нас, сколько я ни обращалась… Я пенсионерка. У меня пенсия маленькая – сейчас 10 700 рублей всего лишь. Мне положены разные льготы – ну, например, оплата за квартиру, за отопление. А потом, у нас в Саратове есть такая услуга – бесплатные путевки. Я сколько обращалась – никогда никаких препятствий не было, ничего. Наоборот, мне все помогали.

Поэтому я хочу сказать, что может быть везде по-разному. Это же тоже чиновники. Правильно? Госслужащие.

Марина Калинина: Ну да.

Зритель: Они мне, например, помогали получить бесплатную путевку на курортно-санаторное лечение. И всегда помогают, чтобы оформить эти субсидии на квартиру. Даже вот так. Но дело в том, что, конечно, к ним трудно пробиться. У нас по поводу этого легко попасть. Например, к таким высоким чиновникам, конечно, не попадешь.

Иван Князев: Ну понятно.

Марина Калинина: Валентина, понятно.

Иван Князев: Валентина, ну конечно же, не все они глухие, не все они нехорошие, скажем так. Бывают и положительные примеры.

Марина Калинина: Вот на этой позитивной ноте давайте закончим обсуждение этой темы, по крайней мере на сегодня.

Как развернуть госслужащих лицом к народу?