Чиновники будут экономить

Гости
Любовь Адамская
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат социологических наук

Тамара Шорникова: Камчатские чиновники начнут экономить. В регионе сократили командировочные расходы на госслужащих. Теперь они не смогут бронировать на бюджетные средства номера «люкс» в гостиницах, кроме того, придется пересесть из бизнес-класса в эконом, если перелет меньше четырех часов. Об изменениях объявил губернатор края, его они тоже коснутся. В своей речи он так и сказал: «Начинаю с себя».

Иван Князев: Это серьезное уточнение. Экономия в командировках поможет сберечь казенные средства, отказ от полета в бизнес-классе на рейсе с Камчатки до Владивостока, к примеру, поможет сэкономить почти 30000 рублей. На популярном хабаровском маршруте – больше 15000 тысяч рублей. На чем еще могут экономить чиновники, и кто контролирует, на чем они ездят, каким классом летают, в каких гостиницах останавливаются, где питаются, тоже такой серьезный вопрос.

Тамара Шорникова: Ждем ваших предложений. Как вы считаете, какие расходы для чиновников можно смело сокращать? И узнаем мнение специалиста. Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат социологических наук. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Любовь Владимировна.

Любовь Адамская: Здравствуйте, Иван, здравствуйте, Тамара.

Иван Князев: Когда наши чиновники будут ездить на велосипедах, питаться фастфудом, как это делают в Европе, а не летать бизнес-классом?

Любовь Адамская: Да, это мечта, наверное, не для наших территорий. У нас все-таки большие территории, уж совсем не загоняйте чиновников на велосипеды и на скутеры.

Сейчас прозвучала инициатива главы региона – хорошая, здоровая инициатива, но «Единая Россия» почему-то всегда запаздывает с такими инициативами. Как только ближе к выборам – у них появляются инициативы, как только выборов нет – про инициативы они забывают. Сейчас, в период, когда все на дистанте, и куда-либо летать чиновникам, в общем-то, невозможно (мы находимся в состоянии полу-локдауна), озвучивается вот этот приятный, надо сказать, момент для народонаселения.

Тамара Шорникова: Да, в любом случае, я думаю, момент положительный, но если говорить о возможном распространении такой практики – вообще, в принципе, кто-то следит за тем, как живут чиновники?

Иван Князев: Как это выглядит? Например, если посчитать. Я как-то интересовался этим и нашел, что примерно за год такие расходы (командировочные и так далее) одного депутата Государственной Думы составляют несколько миллионов. Действительно, за что они платят сами, а за что мы платим им из государственного бюджета?

Любовь Адамская: Иван, вы дали очень хороший посыл. Я этот посыл давным-давно озвучиваю, но как-то он не находит применения. Действительно, само администрирование той или иной управленческой задачи на территории практически никогда не озвучивается. Не потому, что это не востребовано, а потому, что, вероятнее всего, на это не ставится акцента в системе государственного управления.

Мы давно с вами говорим «Давайте просчитаем администрирование, содержание депутата для федерального бюджета». Почему бы, например, кому-то из «Единой России» (уж коли они так себя позиционируют, что они прямо очень большие молодцы) не предложить такую инициативу: депутат Государственной Думы от региона получает материальное содержание в размере среднего содержания рабочего или просто гражданина региона. Допустим, в Псковской области, 35000 рублей – это очень и очень много. Так вот пусть от региона депутат Государственной Думы получает эту заработную плату. Бог с ним, давайте сделаем 50000 рублей. И просчитаем, во сколько обойдется государственному бюджету вот эта экономия, поверьте, цифры будут очень хорошие. Это не те 5000 и 10000 рублей, о которых сейчас говорят в период полу-локдауна. Это будут очень внушительные для бюджета цифры, и тогда мы сможем закольцевать работу депутата с развитием территории и социальной обеспеченности тех налогоплательщиков, которые содержат этот депутатский корпус. Это будет честно, весомо, но только нужно найти еще одного или главу региона или, может быть, депутата Государственной Думы, желательно тоже перед выборами, который мог бы сказать: «Давайте экономить бюджетные средства». Потому что сейчас, как никогда, эти средства нужны, и их ждут в семьях. Даже эти 10000 рублей, 5000 рублей, чтобы собрать ребенка в школу в сентябре – это же, в общем-то, маленькие деньги, это крохи. А если мы сэкономим на содержании депутатов Государственной Думы, представляете, тогда каждая семья сможет вместо 10000 рублей получить порядка 105000 рублей на ребеночка, это разные цифры.

Мы все ждем, когда Финансовому университету будет заказ просчитать администрирование, и насколько оно совпадает с содержанием и с выходом для населения той самой продукции под названием законы, по которым мы и живем.

Тамара Шорникова: Да, Любовь Владимировна, у нас очередь из звонков, давайте вместе послушаем телезрителей. Здравствуйте, Владимир, Челябинская область. Алло?

Зритель: Алло?

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Интересная тема поднята: чиновников заставят экономить. Это, конечно, хорошее дело, экономить надо, но надо экономить на численности чиновников. Мы ведь их увеличили в два раза, это же ужасно, просто невозможно. И отсюда все беды: люди, которые ничего не производят, только контролируют – обеспечены более чем сверх меры. И плюс, их огромное количество.

Иван Князев: Да, понятно, Владимир. Чиновников слишком много. Да, Любовь Владимировна, смотрите, тут в СМС тоже весьма огульные предложения, я бы так сказал, что под ноль всех чиновников сократить, зарплату им вообще убрать, потому что пусть на народ работают. А по поводу того, что у нас их много – телезрители считают, что их в два раза больше. Может быть, это такие ощущения у людей, что чиновников очень много в стране?

Тамара Шорникова: Мы же их сокращали-сокращали.

Иван Князев: Да, ведь мы же их постоянно сокращаем, новости об этом приходят. Это с одной стороны.

Любовь Адамская: Есть такое. И мы с вами озвучивали статистику где-то в начале этого года, когда как раз пошли предложения о сокращении, но почему-то сокращаются, но не сокращаются. Вот это удивительное состояние государственных аппаратов управления в регионах, когда сверху приходит указивка сократиться – сокращается технический персонал.

Иван Князев: В общем, происходит видимость сокращения.

Любовь Владимировна, чтобы мы тоже какими-то популистскими лозунгами не сыпали, чиновникам, в том числе государственным служащим, тем же народным избранникам – им так или иначе нужно работать. Например, им нужно летать в регион, за который они отвечают, еще что-то. Чтобы мы действительно не лозунгами разговаривали: «Сократить всем финансирование, сократить самих чиновников», есть понимание, когда это оправдано, а когда – нет?

Любовь Адамская: Понимание одно: какой социальный эффект будет, например, для региона, если чиновник полетит в классе «люкс» или чиновник полетит в эконом-классе? Вы сами разумно подумайте, не популистски – это как-то повлияет на результат, тот, который, я уж не знаю, по командировке будет заложен для чиновника. Попробуйте ответить на этот вопрос – какая разница, он летит за 105000 рублей, или он летит за 15000 рублей?

Тамара Шорникова: Мне кажется, разница огромная.

Иван Князев: Мне кажется, здесь ответ очевиден.

Тамара Шорникова: Да. Мне кажется, что здесь дело даже не в экономической выгоде, а в том, что тот самый чиновник будет лететь вместе с другими пассажирами, будет ближе к народу. То, что есть большая дистанция между управленцами и обычным человеком, замечают многие, многие об этом пишут, говорят. Возможно, в этом будет эффект? Гораздо больший, чем любая экономическая выгода.

Любовь Адамская: Нет, это однозначно, это будет один из эффектов, которого, безусловно, ожидает население. А финансовая составляющая – это то, что необходимо. Вообще все, что касается денег – они должны быть резко оправданы для того аппарата, который действительно ничего пока, на сегодняшний момент, не производит. И правильно сказал Владимир, который дозвонился до эфира: «Что производит чиновник?». На сегодняшний момент налогоплательщику это очень малообъяснимо и малопонятно. Поэтому вы правильно сказали, Тамара, если мы увидим в эконом-салоне чиновника, который летит решать наши задачи как налогоплательщиков, то действительно будет больше доверия к органам управления.

Сейчас до меня выступал коллега-эксперт, и он говорит: «Как заставить народонаселение делать прививки, почему люди не идут?». А вот вам, пожалуйста, это называется социологический эффект – это недоверие к органам исполнительной власти.

Иван Князев: Недоверие к депутатам, которые летают бизнес-классом. Да, спасибо вам большое, Любовь Владимировна. С нами на связи была Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ.

Вот что пишут нам наши телезрители.

«Чиновникам – среднюю зарплату в районе проживания» – это из Пермского края.

Из Самарской области: «Установить табель о рангах по зарплатам для чиновников».

Из Тверской области: «Вообще все зарплаты отобрать у госслужащих, раздать народу».

Но госслужащие тоже разные бывают.

Тамара Шорникова: Да, есть еще вариант – привлекать роботов, искусственный интеллект к такой деятельности. Зарплаты большой не просит, работает без выходных. И вот еще такое предложение из Рязанской области: «Повысить цены на обеды в столовых и ресторанах для чиновников». А то, мол, везде цены растут, а там что?

Следующая тема.