Чиновников лишат служебных машин?

Гости
Георгий Остапкович
директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ
Владимир Климанов
директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук

Оксана Галькевич: Ну, такая у нас сейчас тема будет. Друзья, оптимизация таки дошла, докатилась, добралась до государственных служащих. Сам глава Министерства финансов Антон Силуанов поручил проработать вопрос привлечения агрегаторов такси для перевозок сотрудников различных ведомств. То есть, проще говоря, посчитать, что нашему бюджету обойдется дешевле, такси или содержание служебных авто.

Надо сказать, что это уже не первая попытка, так скажем, подступиться к этому вопросу, пару лет назад такие расчеты уже делались, Костя, но тогда выяснилось, что такси все-таки дороже обходится. Теперь, мол, агрегаторы стали более конкурентоспособные цены предлагать. Ну я не знаю, что покажут расчеты в этом году, однако сама вероятность – как вам такое, уважаемые телезрители?

Константин Чуриков: Тут надо подчеркнуть, что все-таки речь идет о запрете закрепления автомобилей за теми, кто занимает, Оксана, должность ниже руководителя структурного подразделения.

Оксана Галькевич: А их очень много, Константин, тем не менее.

Константин Чуриков: То есть зам поедет вот на этой желтой машине.

Оксана Галькевич: Да, вот на этой желтой машине.

Константин Чуриков: А его начальник будет по-прежнему гонять машину служебную.

Оксана Галькевич: Но тем не менее для зама это тоже будет ощутимо, он, как мы с тобой, Костя, будет получать уведомление «за вами приехал белый Kia Rio, за рулем Акмахджон Лахавович, выходите, пожалуйста».

Константин Чуриков: Сейчас мы поговорим с нашим экспертом.

Оксана Галькевич: Так ли это?

Константин Чуриков: Это Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС. Владимир Викторович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Владимир Климанов: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. А потом, Константин, слушай, когда едешь в такси, за этими разговорами столько всего о жизни узнаешь…

Константин Чуриков: О народе узнаешь.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Владимир Викторович.

Константин Чуриков: Владимир Викторович, как вы считаете, доведут ли в этот раз эту инициативу до результата и насколько действительно выгоднее использовать такси, вместо того чтобы стояла служебная машина, закрепленная за чиновником?

Владимир Климанов: Ну, я точных расчетов, конечно, не знаю и не делал как раз относительно того, насколько что выгоднее. Но вот жизнь в окружении показывает, что такси оказывается действительно выгоднее сейчас. И, кстати говоря, многие компании, в том числе компании с государственным участием, активно перешли на использование корпоративных услуг агрегаторов такси. Многие агрегаторы такси свою деятельность как раз сейчас строят на том, чтобы найти как раз корпоративных клиентов, которые являются активными пользователями их услуг. Поэтому в этом есть определенная рациональность, в этом есть смысл, и мне кажется, что эту инициативу, которая вот прозвучала на правительственной комиссии по оптимизации расходов бюджета, в какой-то мере все-таки реализуют.

Оксана Галькевич: Владимир Викторович, а вот с другой стороны, знаете, когда мы вроде как обсуждаем это в своем таком, российском информационном поле, мы привыкли к нашей жизни, мы знаем, как она устроена, нам это не странно, спецтранспорт, особый государственный служебный транспорт у государственных служащих. А потом мы переносимся в Европу и вспоминаем, как там, я не знаю, Борис Джонсон на велосипеде едет на работу…

Константин Чуриков: Пешком иногда идет.

Оксана Галькевич: Да, пешком некоторые ходят рангом премьер-министра. Я подумала: может быть, я загну сейчас, конечно, но зачем им такси вообще? Ну зам, ну прекрасно, метрополитен в Москве хорошо работает, общественный транспорт, у Собянина такие успехи, отлично работает, я вообще просто без всякой иронии говорю. Зачем? Зачем им какие-то особенные условия?

Владимир Климанов: Ну, вы знаете, на самом деле работа чиновников очень многих заключается не только в том, чтобы вот сидеть на своем рабочем месте, готовить какие-то бумаги и отвечать на телефонные звонки или на электронную почту, собирать внутреннее совещание, но и в активных внешних коммуникациях. И здесь фактор времени, фактор на самом деле удобства играет, без сомнения, роль, в этом есть прямая, скажем так, служебная необходимость. Я здесь абсолютно без той же иронии скажу, что все-таки ездить удобнее в очень многих случаях на автомобильном транспорте. К тому же, даже если отправляться в командировку, опять-таки не всегда это удобно доезжать на общественном транспорте до каких-то объектов от тех же аэропортов или вокзалов.

Поэтому здесь я стою на той стороне, что автомобиль нужен, и, если есть возможность использовать как раз агрегаторов такси, они очень активное действительно развитие получили именно в последние годы, цены стали конкурентными в том числе и в категориях не только эконом, о которых вы говорите, что будет приезжать, но и в тех, которые относятся к более повышенному классу обслуживания.

Константин Чуриков: Были даже исследования, что в России чуть ли не самое дешевое такси в мире. Спасибо.

Оксана Галькевич: А, ну все-таки вы намекнули на то, что вряд ли перейдет на эконом-класс этот сегмент госслужащих, да?

Константин Чуриков: Я сейчас об этом подробнее расскажу. Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Владимир Климанов, заведующий кафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС.

Оксана Галькевич: Я поверила в хорошее, Костя, а ты крылья мне обрубаешь.

Константин Чуриков: Вот интересно вчитаться в статью. Значит, собеседник «РБК» подчеркивает: «Вопрос сотрудничества с агрегаторами нуждается в тщательной проработке. Важно учесть, насколько это безопасно, удобно, как хорошо водители знают город и могут ли так же быстро доставить госслужащего, как и штатный водитель, который годами ездит». То есть тут «при желании можно класс автомобиля увеличивать, чтобы это была более-менее приличная машина, и это все равно будет в разы дешевле». Так что здесь важны оговорки.

Оксана Галькевич: Ты зачем все рассказываешь? Нам бы сейчас эксперт это все рассказал.

Константин Чуриков: Зрители пишут: «Оптимизировать надо до скутеров», «Появятся персональные такси с блатными номерами и мигалками».

Оксана Галькевич: Так, друзья, Томская область пишет: «Давно пора пересадить», – вы, пожалуйста, поаккуратнее, вы как-то вот конкретизируйте…

Константин Чуриков: «Пересадить» пишут, да.

Оксана Галькевич: …что вы имеете в виду.

Константин Чуриков: Сейчас зритель хочет высказаться. Добрый день говорим мы Олегу из Башкирии.

Оксана Галькевич: Да, здравствуйте, Олег.

Зритель: Да-да, слушаю я вас.

Константин Чуриков: Олег, ну что, хотите их пересадить на такси, чиновников я имею в виду?

Зритель: Вы знаете, я их не хочу пересадить на такси, а лучше пусть они на свои деньги большие, с зарплаты, которую получают, покупают машины и ездят, как мы же, простые люди на работу.

Оксана Галькевич: А кстати, экономику двигают, заправляются, правильно, ремонтируются, ТО делают, это же все денежки в экономике двигаются, да?

Зритель: Да, и шоферов так же пусть нанимают на свои деньги, пусть им платят зарплаты.

Оксана Галькевич: Рабочие места создают.

Зритель: У них позволяют зарплаты.

Константин Чуриков: Тут еще важно на самом деле следить за историей поездок, между прочим, Яндекс позволяет это сделать: а куда машина поехала, условно говоря, из «Москва-Сити», там у нас некоторые ведомства теперь находятся, туда-то, а не в торговый ли центр.

Оксана Галькевич: Ты, Костя, очень оптимистичен, знаешь…

Константин Чуриков: Можно все отследить.

Оксана Галькевич: Яндекс у нас наполовину государственная компания: где надо, там прозрачно, где надо, что-то плохо видно и плохо слышно.

Константин Чуриков: К нашему разговору сейчас присоединяется Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Георгий Владимирович, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Георгий Владимирович, здравствуйте. Ну что, скажите…

Георгий Остапкович: Здравствуйте, Оксана, здравствуйте, Константин! С Новым, с наступающим годом вас и всю дружно ОТР компанию!

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Георгий Владимирович, ну как, с вашей точки зрения это прорывная инициатива?

Георгий Остапкович: Ну, вы знаете, уже, по-моему, вы или кто-то из предыдущих ораторов сказали. Я вообще эту инициативу отношу, так сказать, к особенностям национальных экономических инициатив.

Оксана Галькевич: Так.

Георгий Остапкович: Она раз в 3–4 года регулярно появляется, несет информационный повод, потом постепенно уходит с экранов, и чем это заканчивается, никто не знает.

Константин Чуриков: То есть даже не информационный повод, а информационный шум скорее, да?

Георгий Остапкович: Ну шум, фон, как хотите называйте. Вот интересно, чем это закончится. Если подходить диалектически к этому вопросу, конечно, эта инициатива правильная. Нужно определить уровень, категорию госслужащих, которые могут пользоваться машинами. Но надо идти дальше, вы понимаете, но это относится к исполнительной власти. Есть у нас законодательная власть, значит, тоже можно и там сократить, провести этот же маневр.

Константин Чуриков: Подождите, депутаты примут закон, по которому они должны будут ездить на общественном транспорте? Мы в это можем поверить?

Георгий Остапкович: Ну почему на общественном транспорте? Можно принять закон, что федеральный уровень ездит условно на наших, где вот сборочный цех, BMW наши, калужские. Другой, ниже уровень – а почему не пересадить на наши чистые машины, на ГАЗ 31, на модификации LADA? А там, условно говоря, муниципальные органы власти вообще можно на велосипеды и на самокаты пересадить.

Константин Чуриков: Тут есть предложение у наших зрителей на лошадей пересадить.

Оксана Галькевич: Оптимизировать до скутеров предлагают.

Георгий Остапкович: Ну лошади – это в Калмыкии, где-то там, я имею в виду, что вряд ли вы в городе, по Лубянке будете на лошади, не так поймут, будете ездить.

Константин Чуриков: Конная милиция есть, да.

Оксана Галькевич: Интересно было бы посмотреть, кстати, на некоторых.

Константин Чуриков: Так, ну а если серьезно, Георгий Владимирович, в мире много таких примеров?

Георгий Остапкович: Вы знаете, честно говоря, я не знаю. Но думаю, что оптимизация именно по этому направлению проводится везде, понимаете. Но в мире совершенно другой подход, в мире монетизируют и оплачивают людям бензин, чиновникам, и они сидят в большинстве случаев сами за рулем, конечно, определенный уровень. Есть уровень высокий, которых возят, ну а так они все привыкли к своим машинам и никаких проблем нет, просто им доплачивают за бензин и за все подобное мероприятие. Но инициатива…

Константин Чуриков: А может быть, в данном случае Министерство финансов, которое инициатор, не с той стороны зашло? Может быть, просто разобраться с численностью чиновников? Кстати, уже неоднократно звучат эти призывы.

Георгий Остапкович: Вот это ключевой вопрос. Вы знаете, у нас сейчас проблема управления экономикой выходит на первый ряд, на первый уровень, она даже сейчас острее стоит, чем структурная, чем институциональная. Нужно сделать какую-то управленческую реформу в распределении обязанностей и функций. И вот тогда уже, исходя из…

Кстати, Минфин предложил это на 2020 год, провести сокращение по 10% центрального аппарата, но Минфин эти вопросы не решает, это правительство должно решать. И после управленческой, во-первых, будет какое-то определенное уже там сокращение, ну и плюс вернуться к этим. Ведь помимо машин у нас огромные командировочные затраты, вы понимаете? Мы ездим в иностранные командировки в США, в Англию…

Оксана Галькевич: Да, и мы, кстати, в гостиницах там хороших живем, я имею в виду чиновников.

Константин Чуриков: Ну потому что других номеров нет, все заняты, только президентский люкс.

Оксана Галькевич: Да-да, и хостелов на всех не хватает.

Георгий Остапкович: По первым классам, я понимаю, «Аэрофлоту» от этого помощь, летают первым классом, оплачивают весь роуминг за счет госуслуг, это приличные деньги.

Оксана Галькевич: Георгий Владимирович, скажите, а для этого нужен какой-то особый щелчок пальцами, я не знаю, закон какой-то особый нужен, или все-таки что для этого необходимо, почему?

Константин Чуриков: Щелчок по носу, Оксана.

Оксана Галькевич: Ну или по носу.

Георгий Остапкович: Конечно, это должна быть инициатива правительства, если по исполнительным органам. Но в принципе это могут сделать и люди на местах, если они хотят сэкономить. Но им-то это не надо экономить, потому что они за счет бюджета живут.

Оксана Галькевич: Так они не хотят, Георгий Владимирович, вот о чем речь-то, они же не хотят.

Георгий Остапкович: Ну как не хотят? Кому уже дошло до рамок, то они пытаются сэкономить на всем, отказываются от подобных инициатив. Все зависит от издержек.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Человеческий фактор, вы хотели сказать, да, Георгий Владимирович, вот так это называется?

Константин Чуриков: Спасибо. Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований, был у нас в эфире.

Тут интеллектуальные шутки прямо поступают, прямо вот по басням Крылова.

Оксана Галькевич: Так, пошути.

Константин Чуриков: «Итак, участники квартета начинают пересаживаться».

Нам звонит Светлана, по-моему, да? Светлана из Москвы, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Светлана.

Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы свое согласие и одобрение сказать по вопросу того, что вот пересадить чиновников на городской транспорт или на такси. Они как бы занимают служебные машины, занимают транспортные дороги, чем создают пробки и в Москве, в центре. То есть вполне они могут доехать и на такси, такси сейчас доступно очень везде… Можно остановить, сесть и доехать, куда им нужно.

Константин Чуриков: Светлана, смотрите, а если важная встреча, куда-нибудь надо, ну не знаю, в Кремль чиновнику такого высокого ранга…

Оксана Галькевич: Прекрасно, очень демократично.

Константин Чуриков: …а на такси туда не пустят – и как ему, бедному, быть?

Оксана Галькевич: А если он документы там оставит, в такси, государственные?

Зритель: Ну, в этих случаях, наверное, можно как-то организовывать отдельное, чтобы их доставили, отдельно. А вот каждый день, вплоть до того, что к ним домой приезжают машины, забирают и привозят на работу, я считаю, что это можно немножко дороги освободить от этого.

Оксана Галькевич: Правильно, Светлана, я с вами согласна, я бы им тоже карту «Тройка» выдала просто и все.

Константин Чуриков: Конечно, у нас такие диаметры в Москве появились, МЦК уже давно, диаметры.

Оксана Галькевич: Да, кстати, отличные.

Зритель: Нет, ну карта «Тройка», я не думаю, что они будут по ней ездить, а вот такси сейчас везде доступно, они буквально через 3 минуты мелькают перед глазами, можно остановить, сесть, заказать даже к дому, позвонив на телефон, и приедут, и, как говорится, довезут куда нужно.

Оксана Галькевич: Точно.

Зритель: И еще бы я хотела, я просто не успела дозвониться в тот момент, сказать огромное спасибо, что обратили внимание на одиноких пенсионеров, потому что это очень как бы… Первое, то, что я услышала об этих категориях граждан, что хотя бы кто-то позаботился, хотя бы их кто-то озвучил. В основном озвучивают многодетных, ветеранов труда, ветеранов войны, вот про одиноких граждан я первый раз услышала.

Оксана Галькевич: Светлана, ну просто чтобы это не было ложной надеждой…

Зритель: В таком возрасте это очень важно.

Оксана Галькевич: …имейте в виду, что это пока только предложение.

Константин Чуриков: Сам факт, Оксана, сам факт.

Оксана Галькевич: Хорошо.

Зритель: И слышать вот такие вот высказывания по поводу того, что там многодетные, «вот я троих детей растила», – ну она не одна растила, многодетным семьям всем помогают все организации и, как говорится…

Оксана Галькевич: Хорошо, спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Светлана.

Оксана Галькевич: Это наша предыдущая тема, а у нас уже пришло время менять на следующую тему.

Константин Чуриков: Тем более что скоро Новый год.

Минфин взялся оптимизировать бюджетные расходы на транспорт