Что делать, если с вас пытаются получить чужие долги?

Гости
Екатерина Малиновская
адвокат, кандидат юридических наук

Иван Князев: Ну а сейчас время для нашей постоянной и любимой рубрики «Дорогая передача». Ее уникальность в том, что мы пытаемся помочь людям, которые обращаются к нам со своими проблемами. На этой неделе, как и обычно, мы получили десятки тысяч сообщений от зрителей. Вы делились своим мнением по самым разным вопросам, говорили о проблемах.

На первое место вышла работа коммунальных служб и управляющих компаний. Но об этом мы уже рассказывали, и не раз. А вот следом за ними оказались жалобы на работу коллекторов и судебных приставов. Вот об этом сегодня и поговорим. Ну и также добавим, что в антирейтинге оказались еще проблемы с доступностью лекарств и плохое состояние жилья. Но говорить мы будем о коллекторах.

Оксана Галькевич: Представим сейчас нашего эксперта, друзья, который поможет нам разбираться в вопросах защиты себя от таких назойливых зачастую коллекторов. И призываем вас, снова и снова призываем выходить на связь. Рассказывайте свои истории. Какие у вас бывали случаи? Как вы из этих ситуаций выходили?

Ну а на связи с нами сейчас Екатерина Малиновская, адвокат, кандидат юридических наук. Екатерина Григорьевна, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Екатерина Григорьевна.

Екатерина Малиновская: Добрый день.

Оксана Галькевич: Екатерина Григорьевна, скажите, а вообще в принципе в объеме случаев, с которыми вам приходится иметь дело, такого рода вопросы насколько часто встречаются?

Екатерина Малиновская: Вы знаете, часто. Но хочу отдать должное, что после введения более жесткого законодательного регулирования их стало все-таки меньше, потому что в начале деятельности коллекторов это вообще сплошные желания возбуждать уголовные дела, писать заявления. Сейчас, конечно, немножечко снизился этот объем жалоб, но тем не менее их достаточно много, к сожалению.

Иван Князев: Но это, наверное, когда они впрямую действовали, угрожали и тому подобное?

Екатерина Малиновская: Да.

Иван Князев: А как быть в такой ситуации, как нам прислала наша телезрительница? В Петропавловске-Камчатском семейная пара уже два года не может отделаться от долгов предыдущих жильцов. В новую квартиру Татьяна Романишина с мужем заехали в 2019-м, а уже через месяц к ним пришли судебные приставы, затем – коллекторы. И тем, и другим, очень хотелось вернуть долги, которые успели накопить даже не прошлые хозяева, а те, кто жил в доме перед ними. Позже выяснилось, что на квартиру оформлен еще и юридический адрес фирмы.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Попытки решить вопрос через налоговую и просьбы снять адрес квартиры с учета в базе должников результата никакого не принесли. Ситуация осложняется еще и тем, что приставы и коллекторы каждый раз меняются, и жильцам снова и снова приходится пускаться в объяснения и доказывать, что они, ну простите, что называется, не верблюды.

Иван Князев: Екатерина Григорьевна, как в такой-то ситуации быть? Что здесь можно сделать с юридической точки зрения, с какой-нибудь другой еще?

Екатерина Малиновская: Ну, с юридической, конечно, здесь надо в первую очередь… Как уже было в сюжете сказано, меняются физические приставы и коллекторы, тем не менее руководство и система, в которой они работают, она остается неизменной. Поэтому обязательно надо в письменном виде фиксировать жалобы и указывать на факт смены собственников, на тот факт, что данные несчастные люди не имеют юридически никакого отношения к возникшим долгам и долговым обязательствам каких-то других физических лиц, а тем более юридических лиц. Сказали же, что юридическое лицо оформлено.

Иван Князев: У меня просто есть подозрение, что люди так делали, наверное, уже не раз – и все равно не помогает. Просто хочет понять, где эта система дает сбой. Ну, вряд ли, наверное, просто судебный пристав настолько непонятливый, что снова и снова идет.

Екатерина Малиновская: Вы знаете, к сожалению, если в нашей действительности не писать много жалоб, причем во все возможные инстанции, если человек сам в свои руки не возьмет решение своего вопроса, к сожалению, не всегда он решается. Если сказали какому-то сотруднику: «Мы не имеем никакого отношения к долговым обязательствам», – он об этом забудет и никому может просто не сказать. Здесь в том числе включается и человеческий фактор.

А если имеется большое количество жалоб, в том числе и в вышестоящие инстанции, в том числе и в прокуратуру, которая имеет функцию надзора за соблюдением законности… Я так понимаю, в данном случае город, из которого сюжет, небольшой, там не так много районов. В любом случае можно дойти до городской прокуратуры. И когда будет много жалоб, то уже все будут знать конкретную семью. Я уверена, что только этим способом они смогут себе помочь.

Иван Князев: А в прокуратуру пришел – и что изложил? «Меня достают»? Или что? «Просьба принять меры»? Что?

Екатерина Малиновская: Нет, сначала им надо идти по вертикали в ФССП (Федеральную службу судебных приставов). А вот в дальнейшем, как вы говорите, так как не действуют никакие жалобы, уже писать, что нарушают закон. Хотя бы фиксация того, что: «Мы не имеем никакого отношения к долговым обязательствам». А прокуратура – это общий надзорный орган, он у нас самый главный орган в России, который наблюдает за соблюдением законности, поэтому можно и туда.

Иван Князев: Понятно.

Оксана Галькевич: У нас несколько звонков по этой теме. Давайте сначала предоставим слово Игорю из Москвы. Игорь, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я сейчас слушал. У меня похожая история. Не приставы, конечно. Мы продали квартиру два года назад. Все было нормально. И тут начали звонить: «Заплатите долг, заплатите долг за электроэнергию». Ну, в базах остались мои телефоны. Я объясню: «Это не наша квартира, мы давно не имеем к ней отношения». Нам говорят: «Ну хорошо, замечательно». С одним человеком поговорил, с другим. Все вроде бы нормально, люди адекватные.

Через какое-то время звонки повторяются. Потом я нашел время, с ними связался. Они пообещали убрать меня из базы. Но в результате… Полгода меня никто не трогал, а потом снова начали слать эсэмэски, звонить.

Когда я им в очередной раз всю эту «трогательную» историю рассказал, они меня поразили. Мне человек на том конце провода сказал: «А вы не подскажете телефон тех людей, которые купили у вас квартиру?» Я, конечно, отказал, потому что… Ну зачем я буду за них их работу выполнять? Но это очень смешно.

Иван Князев: Игорь, спасибо. Интересная история.

Оксана Галькевич: И давайте следом еще выслушаем сразу Сергея из Иркутской области. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вот такая история. 13 лет назад взял кредит в «Хоум Кредит Банке». Ну и быстренько его заплатил. Но он почему-то не дошел. Они мне прислали документы, я им отправил квитанцию, платежное поручение от банка, через который я все это делал. Но они через некоторое время подали на меня в суд. Суду я тоже предоставил документы. Суд оставил право за банком обжаловать.

Ну, это было 13 лет назад. Понимаете, 13 лет назад? Потом «Хоум Кредит Банк» продал мое дело агентствам. И по всей России сейчас летает, так сказать, мой долг. Я уже четыре раза судился.

Оксана Галькевич: Ничего себе!

Зритель: Последний раз… Путин же указ подписал, что имеют право снимать со счета задолженность. Так вот, последний суд в прошлом январе не нашел меня даже. Сняли со счета деньги. Там 8 тысяч. Но у меня пенсия не такая уж и большая. И получилось, что я узнал о том, что с меня сняли деньги, только от банка, пришла эсэмэска. Я подал в суд, принес документы, сделали поворотное дело. Они отдали опять все это… Как это называется? Ну, алименты высчитывают. Извините, пожалуйста. Ну, вы поняли?

Оксана Галькевич: Да.

Зритель: Деньги вернули. Я вот сижу теперь и жду, из какого другого города опять прилетит вот это. Я даже не знаю, что мне делать. Подавать на «Хоум Кредит Банк»? Или как?

Оксана Галькевич: Давайте спросим нашего эксперта, адвоката Екатерину Малиновскую.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Екатерина Григорьевна, вот видите – одним городом ситуация не ограничивается, она вышла за пределы. Что делать нашему зрителю?

Екатерина Малиновская: Второму или первому?

Оксана Галькевич: Второму.

Екатерина Малиновская: Второму. Ну, в данном случае уже все, что он мог сделать, сделал, потому что уже есть судебное решение по конкретному вопросу. По одному и тому же вопросу вообще по закону нельзя обращаться в суд, но, к сожалению, мы видим исключение. Тут прямо сплошное исключение из правил на этом несчастном телезрителе. Искренне ему сочувствую по-человечески, но в данном случае, безусловно, обезопасить себя от какого-то искового требования мы не можем. Мы не знаем, кто и когда обратится в суд.

Другой вопрос: какой будет результат рассмотрения тех требований, которые к нему предъявлены? Он однозначно будет отрицательный, потому что уже есть судебное решение, которым зафиксирована его правота, что долгов у него нет. А тем более есть квитанции. Ну, это исключительный случай, мне кажется, когда не единожды взыскивают, пытаются взыскать одну и ту же задолженность. Тем более сведения уже были переданы в банк, где он брал кредит. Это просто какое-то явное невезение. Такое крайне редко в практике случается.

Иван Князев: То есть уже деньги не заберут, просто нервотрепка останется. А с первым телезрителем?

Екатерина Малиновская: Деньги, конечно, не заберут, тут нервотрепка. Ну, тут придется ему хранить эти все документы как зеницу ока. Это доказательство того, что он никому не должен. Это не только платежные документы, но и тот судебный акт, то решение, которое уже было вынесено.

Иван Князев: А первая история?

Екатерина Малиновская: Первая история? Внимательно послушав, я услышала, что зритель по-человечески пытался разобраться. А здесь, как я настоятельно всем и всегда рекомендую, к сожалению, когда вы просто говорите, то это очень редко имеет действие. Надо писать. Писать сначала просто в отдел этих приставов, где исполнительное производство находится. Затем – руководству.

Если идет речь о коллекторном агентстве, то можно писать в само коллекторное агентство. У них есть ассоциация, в ассоциацию писать. В том числе сейчас и Федеральная служба приставов имеет право надзора за коллекторскими агентствами. Можно и туда. То есть если будет документально, письменно зафиксирована жалоба, зафиксировано обращение, те сведения, которые подтверждают отсутствие каких-то оснований звонить человеку, то тогда больше шансов от них отделаться.

Оксана Галькевич: Екатерина Григорьевна, вы знаете, у нас сейчас такой формат общения с вами. Мы вам подкидываем какие-то задачки, а вы их решаете. Фактически… Знаете как? «К доске, Екатерина Григорьевна!» Да?

У нас еще одна история, уже с совсем другого конца нашей страны. В Петропавловске-Камчатском семейная пара… а, в Астрахани, простите, да, в Астрахани коллекторы пытаются взыскать чужой долг. Брат Александра Казакова взял кредит на покупку бытовой техники. Выплатить его в срок он не смог. И банк передал долг коллекторскому агентству.

Иван Князев: Теперь Александру Николаевичу приходят сообщения с угрозами, телефон разрывается. Коллекторы требуют погасить кредит брата.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Александр Николаевич написал жалобы в службу судебных приставов и прокуратуру.

Оксана Галькевич: Но, видимо, не сработало – судя по тому, что мы сняли этот сюжет, понимаете, и сейчас его показываем, обсуждаем.

Тут-то как быть, когда кажется, что все уже сделал человек, все усилия предпринял? Куда-то еще стучаться?

Екатерина Малиновская: Знаете, в этом случае еще можно обратиться не в прокуратуру, а уже в полицию, потому что полиция обладает правомочием возбуждать уголовное дело. А в данном случае здесь есть все основания, чтобы поднимать вопрос о возбуждении уголовного дела за вымогательство, за какую-то угрозу причинения телесных повреждений. Потому что то, что озвучил зритель – это вообще уголовно наказуемое деяние. И уже этот вопрос должна рассматривать полиция. Как минимум при обращении с таким заявлением полиция обязана провести проверку по данному факту. А это подразумевает под собой обязательный опрос, в том числе и того коллектора, который таким грубым и дерзким способом угрожает зрителю.

Иван Князев: Екатерина Григорьевна, очень много было SMS и писем, когда рассказывают люди, что достают коллекторы по кредитам, по микрозаймам, в том числе и приставы, когда уже вышел срок исковой давности. Вот все равно людей достают, перепродают этот долг каким-то другим агентствам. И вот эта эпопея продолжается. Как здесь действовать?

Екатерина Малиновская: Ну, способ общий. Во-первых, я еще раз хочу… Наверняка об этом уже многие говорили, везде писали – по поводу жалоб на коллекторов. В принципе, они ограничены даже количеством звонков. Я уж не говорю о том, что они обязаны быть вежливыми, они обязаны обязательно представляться. Они не имеют право звонить со скрытого номера. Это все обязательно люди должны знать. В день они не имеют права звонить чаще, чем один раз. Они не имеют права звонить чаще, чем два раза в неделю. И если даже эти моменты нарушаются, то надо писать жалобы на коллекторов, в том числе и в службу судебных приставов, в их ассоциацию, в прокуратуру. К сожалению, еще раз повторюсь, устно этот вопрос крайне редко решается.

Оксана Галькевич: Владимир из Челябинска, давайте его выслушаем. Может быть, у него тоже какая-то задачка, какой-то вопрос, ситуация, история. Здравствуйте, Владимир.

Иван Князев: Слушаем вас, Владимир.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Значит, у меня такая история. В свое время, в 2017 году, мошенническими действиями на меня тоже были оформлены три микрозайма одновременно в один день. И один из этих микрозаймов… В общем, компания дала непонятно какой номер телефона. Непонятно, на какой счет перевели эти деньги. В общем, эта компания потом перепродала это коллекторскому агентству. Коллекторское агентство перепродало это еще одному коллекторскому агентству. В общем, друг другу они это перепродают.

И через какое-то время они начали с меня это требовать. Я начал, соответственно, объяснять, что я это не брал. Меня начали спрашивать: «А вы обращались в органы полиции?» Конечно, я само собой сказал, что я обращался. Кстати, я обращался. И только на третий раз полиция отреагировали – и то, за счет того, что у меня там оказались связи кое-какие, небольшие связи. А до этого даже никакой реакции не было вообще.

Оксана Галькевич: Ну, реакции не было какой? Они ваше заявление не принимали? Или что?

Зритель: Да, они не принимали. Они считали, что здесь нет состава преступления никакого вообще. И на третий раз они кое-как отреагировали на это дело. Ну, как-то они позанимались, конечно. Они нашли номер телефона, кому он принадлежит на данный момент. А кому он принадлежал на тот момент – они не выяснили. Кому были пересланы деньги, на какой счет – они не выяснили. Они предлагают всевозможные акты: «Было взять 5 тысяч рублей. Вы нам отдайте хотя бы 4 тысячи – и мы вам поправим вашу кредитную историю». Я им сказал: «Мне только что одобрили рефинансирование». Я рефинансировал свой ипотечный кредит, который был оформлен на жену.

Ну, не имеют вообще никаких действий. Продолжают, каждый день звонят, предлагают: «Вот у нас такие условия. Давайте поговорим. Хотите, чтобы мы вам не звонили? Давайте, заплатите – и все». Я уже, честно, устал. У меня нервы иногда сдают. Я иногда, конечно, с ними разговариваю, когда у меня есть время. Но иногда просто, знаете, ну не могу! Нервный срыв бывает.

Оксана Галькевич: Нет, ну это понятно, конечно, что на нервы это действует серьезно. Слушайте, а финансовых каких-то сложностей и проблем у вас нет в связи с этим?

Зритель: Финансовых сложностей у меня нет. Я говорю, что, в принципе, если бы это был мой кредит, то я бы давным-давно его отдал. Но отдавать за кого-то я не буду.

Оксана Галькевич: Понятно. Конечно.

Зритель: Я из принципа не буду.

Оксана Галькевич: Естественно. Но он оформлен-то на вас. Вот в чем проблема. Знаете, там капают какие-нибудь проценты. Финансовые структуры разбираться не хотят, если это все не урегулировать в правоохранительной сфере. Спасибо, Владимир.

Давайте Екатерину Григорьевну об этом спросим. Тут как быть-то? Понимаете, тут попробуй докажи. А вообще на самом деле, знаете, ситуация такая, что ходить и доказывать должны мы, а правоохранительные органы, как сказал Владимир, включаются крайне неохотно. А почему?

Екатерина Малиновская: Ну, я не работник, не сотрудник правоохранительных органов, я адвокат. Я стараюсь помочь гражданам, в том числе иногда в борьбе с волокитой в правоохранительных органах. Хотя у нас есть масса примеров, когда и возбуждаются уголовные дела. Ну, опять-таки человеческий фактор. К сожалению, статистика говорит о том, что очень часто уголовные дела возбуждаются не сразу, с неохотой. Ну, иногда такое случается.

Иван Князев: А ему-то как сейчас действовать? Что можно предпринять?

Екатерина Малиновская: Все, что мог сделать человек, он уже сделал. Тем более, я так понимаю, уже возбуждалось уголовное дело, по крайней мере рассматривался вопрос. То, что здесь состав мошенничества (159-я статья Уголовного кодекса) со стороны тех, кто открыл на его имя тот кредит – это однозначно.

У меня в практике были такие дела. Я знаю, что, как правило, много потерпевших. Наверняка в городе он не единственный такой потерпевший. И чем больше потерпевших, которые нашли друг друга, тем больше шансов возбудить уголовное дело в отношении их обидчиков. Но сейчас он имеет полное право просто не отвечать даже по-человечески на эти звонки и игнорировать их, в конце концов внести в «черный список» телефона. Он этим ничего него нарушает.

Оксана Галькевич: Спасибо большое.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Екатерина Малиновская была у нас на связи, адвокат, кандидат юридических наук. Екатерина Григорьевна, с наступающим вас праздником!

Иван Князев: Это были темы дневного блока программы «ОТРажение».