Что делать, если в доме открыли кальянную или организовали под окнами пивную?

Что делать, если в доме открыли кальянную или организовали под окнами пивную? | Программа: ОТРажение | ОТР

Куда обратиться за защитой от предприимчивых соседей?

2021-03-26T16:37:00+03:00
Что делать, если в доме открыли кальянную или организовали под окнами пивную?
Новая холодная война. Кто заменит мигрантов на стройке. Отдыхаем в России. Перспективы Союзного государства. Как бороться с раздражительностью
Весеннее обострение
Белоруссия. Перспективы сотрудничества
Сергей Лесков: Есть основания полагать, что в новой жизни, дверь в которую нам открыла пандемия, привычный нам спорт отмирает и на его место приходит киберспорт
США и Россия. «Плюшевые» санкции и реальные намерения
Выбить деньги с бывшего
Что вас раздражает?
ТЕМА ДНЯ: Отдохнём в России. Дорого
Некому строить?
Новая холодная война?
Гости
Максим Плетнев
партнер юридической фирмы «СМБ Консалт»

Петр Кузнецов: Сегодня пятница, еще раз напоминаем. А это значит, что у нас в 14:30 по Москве начинается рубрика «Дорогая передача». Здесь мы уже традиционно разбираем ваши жалобы, которые вы присылаете в редакцию. И это не пустой звук. Мы подключаем к обсуждению в прямом эфире конкретных ситуаций экспертов. А потом – что самое главное – направляем жалобы в соответствующие инстанции и ждем реакции, контролируем ее.

Оксана Галькевич: Смотрите, как это происходит у нас. Еженедельно в адрес программы «ОТРажение» приходит более 40 тысяч SMS-сообщений со всей страны. Пишут и по электронной почте, в том числе и на нашем сайте otr-online.ru. И вот главные темы, которые на этой неделе волновали наших зрителей. Мы сделали такую подборку, проанализировав все.

На пятом месте – газовая доступность. Пишут о том, что труба, например, буквально в полуметре, а газа дома так и нет. Недоступность медицины на четвертом месте, особенно в поселках и в малых городах, закрывают последние поликлиники. За этой проблемой следуют обманутые дольщики. Очень часто люди тратят деньги на квартиру, а в итоге ночуют чуть ли не на улице.

Петр Кузнецов: И две недели назад мы как раз разбирали проблемы обманутых дольщиков. Но, видите, проблемы эти продолжаются, поэтому я думаю, что мы еще раз будем обсуждать в «Дорогой передаче» этот вопрос.

На втором месте – аварийное состояние подъезда и дома. И лидером стали на этой неделе вечные проблемы с неприятными соседями. Нам написали про ситуацию, когда все жили тихо-мирно – и вдруг на первом этаже открылось, например, кафе с кальянной или открыли магазин. Вроде бы и удобно, а с другой стороны – разгрузка машин с утра и до ночи. В общем, как (и можно ли) бороться с нарушителями этого спокойствия и санитарных норм? И еще много чего они нарушают. Будем разбираться.

Оксана Галькевич: С этой нервотрепкой.

Петр Кузнецов: Я помощью нашего эксперта. Максим Плетнев у нас в гостях, партнер юридической фирмы «СМБ Консалт». Здравствуйте, Максим.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Максим.

Максим Плетнев: Добрый день, Петр. Добрый день, Оксана.

Оксана Галькевич: Давайте обратимся сразу к зрителям. Друзья, мы сейчас посмотрим небольшой сюжет из Магнитогорска, как раз по мотивам одной из жалоб он снят нашим корреспондентом. Но вы все равно пишите о своих каких-то ситуациях, о своих каких-то случаях. Можете позвонить нам в прямой эфир и рассказать об этом. Все это совершенно бесплатно.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Кто-то гробит свое здоровье намеренно, посещая все эти кальянные, не имея возможности бросить курить. А кто-то…

Петр Кузнецов: А потом, вряд ли эти потери здоровья заложишь при разбирательстве.

Оксана Галькевич: Ну, человек хочет жить нормальной и здоровой жизнью, но не может никак разобраться с такими соседями. Максим, что бы вы посоветовали этой зрительнице? Как нужно действовать?

Максим Плетнев: Ну, на самом деле самая первая и бесплатная опция, которую можно посоветовать, – это обращение в Роспотребнадзор. Но, насколько я понимаю, зрительница уже обращалась в Роспотребнадзор, и безрезультатно.

Поскольку такая ситуация действительно произошла, то в данном случае я бы ей посоветовал обратиться к юристам (в конце концов, мы можем помочь в этой ситуации ей бесплатно), для того чтобы подготовить исковое заявление в суд и напрямую обратиться с соответствующим заявлением за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд. Можно взыскивать и моральный вред, и вред, который причинен ее здоровью, а также требовать либо закрытия такого заведения, которое работает без соблюдения санитарных норм и правил, либо же приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами такого помещения.

Петр Кузнецов: Здесь получается (я не совсем понял) такой один боец? Всех остальных устраивает?

Оксана Галькевич: Ну, боец один, да.

Петр Кузнецов: А этого достаточно? То есть недовольства одного жителя достаточно? Или все-таки нужно общее собрание?

Оксана Галькевич: Коллективный иск?

Петр Кузнецов: Понятное дело, что коллективный иск сработает эффективнее (если сработает).

Максим Плетнев: Конечно, конечно.

Петр Кузнецов: Тем не менее шансов больше.

Максим Плетнев: Так и есть. Конечно, она вправе самостоятельно обратиться в суд, потому что ее личные права и законные интересы нарушаются. У нас есть положительные примеры в судебной практике по таким спорам. В частности в Москве, у нас достаточно много таких положительных решений судов, когда суды встают на сторону жильцов и взыскивают как моральный вред, так и причиненный вред здоровью, в связи с деятельностью кальянных, кафе, ресторанов, которые находятся на первых этажах жилых домов.

Оксана Галькевич: Мне кажется, что в Челябинской области, в Магнитогорске правоприменительная практика не должна сильно отличаться от московской, должны быть тоже какие-то подобные дела в рассмотрении и вынесены решения.

Максим Плетнев: Я тоже на это надеюсь. Другой вопрос в том, что, возможно, не все обращаются. Не все, чьи права и законные интересы нарушаются, идут за защитой в суд. Не каждый обращается к юристам профессиональным, чтобы ему помогли. Может быть, не каждый знает о том, что все издержки, которые гражданин на юриста понес, он может в последующем в случае удовлетворения его требований судом взыскивать все эти деньги с проигравшей стороны. Это тоже такое дополнительное наказание рублем для нарушителя.

Оксана Галькевич: Вот та работа, которую проделала зрительница из этого сюжета, она правильная? Жалобы в одну инстанцию, в другую, обращения к одним, к другим, к третьим…

Максим Плетнев: Ну, это совершенно правильная работа.

Оксана Галькевич: Пусть они и не имели, скажем, результата, на который она рассчитывала, но тем не менее работа была проделана. Она правильная?

Максим Плетнев: В целом, конечно, это правильная работа. Другой вопрос, что нужно посмотреть, конечно, на содержание ее обращений и ответов на эти обращения. Некоторые решения, принятые по результатам проверки, можно оспаривать также в судебном порядке отдельно, если они не принесли должного результата.

Во всяком случае, надо также сказать, что эффективной мерой является еще и проведение экспертизы. Если, например, зрительница говорит о том, что ей мешают запахи или ей мешают шумы, предположим, которые доносятся из кафе, которое на первом этаже, то можно с помощью экспертных организаций замерить уровень шума. Если он будет превышать предельно допустимый уровень шума, который предусмотрен СанПиНами, то, соответственно, это прямое основание для обращения как в суд, так и уже с дополнительными доказательствами в Роспотребнадзор, который не сможет не отреагировать на наличие дополнительных доказательств в виде экспертиз и документов.

Петр Кузнецов: А экспертизу заказывает она в данном случае?

Максим Плетнев: Да, совершенно верно.

Петр Кузнецов: А потом, если выиграет, то…

Максим Плетнев: …может возложить все эти расходы на ответчика, совершенно верно.

Петр Кузнецов: Смотрите, вот важный момент, мне кажется, – магазины с разным видом деятельности. Одно дело – парикмахерская, а другое дело – пивной магазин или та же самая кальянная. Требования по нахождению на первых этажах одинаковые для всех? Или здесь смотрят на тот самый род деятельности?

Максим Плетнев: Требования санитарные у всех абсолютно разные. Ну, в качестве примера – салоны красоты. Это дополнительная нагрузка, связанная с химией, которая используется в салонах красоты, краски различные и другие химические вещества, поэтому вытяжки должны быть совершенно другого рода. То же самое для кафе и ресторанов – различные вытяжки: отдельные для кухни, отдельные для зала, где посетители находятся.

Требования различные. В частности, по организациям общественного питания (кафе, рестораны и прочее) новые санитарные нормы были приняты в прошлом году, которые начали действовать с января 2021 года, в рамках реализации механизма так называемой «регуляторной гильотины». И немножко поменялись эти требования – они стали более современными, так скажем. Но это все положительные изменения, конечно. Безусловно, для каждого магазина или салона красоты, или ресторана абсолютно разные требования.

Петр Кузнецов: Давайте как раз…

Оксана Галькевич: А тут еще, кстати, момент такой, знаете. Прости, Петя. «На время пандемии, – пишет нам Татарстан, – кальянные были под запретом». Может быть, этой зрительнице надо было внимательно за график работы следить? Может быть, они там нарушали что-то.

Петр Кузнецов: Кстати.

Оксана Галькевич: Уже, глядишь, какая-то зацепочка.

Петр Кузнецов: И уже жестче, уже жестче.

Максим Плетнев: Возможно. Вы знаете, надо, конечно, в ситуации разобраться немножко поподробнее. Но, исходя из сюжета, который я увидел сейчас, зрительница говорила о том, что эта кальянная располагалась на первом этаже в квартире такой же, как ее. То есть это жилое помещение. В жилом помещении категорически размещение подобного рода…

Оксана Галькевич: Ну, может быть, они уже перевели из жилого в нежилое.

Максим Плетнев: Возможно, перевели, да. Возможно, перевели, конечно. Надо разбираться.

Оксана Галькевич: Ну конечно, да. С этим, наверное, сложности и связаны, что это было прежде жилое помещение. Видимо, какие-то работы по изоляции…

Максим Плетнев: Ну, надо сказать, что для тех же кафе, пивных и так далее интересное такое наблюдение мы выявили как-то, с точки зрения санитарных норм и пожарных требований. Санитарные нормы говорят о том, что… А особенно для жилых домов это характерно. Санитарные нормы нам говорят о том, что должен быть второй выход из помещения, но не должно быть этого выхода в жилое помещение. А вот пожарные нормы…

Петр Кузнецов: Что сделать сложно.

Максим Плетнев: Да. А вот пожарные нормы говорят о том, что два выхода, но неважно – в жилое/нежилое. Соответственно, здесь очень сложно соблюсти одновременно и те, и другие требования, особенно на первых этажах жилых домов. Второй выход, как правило, расположен, естественно, в общий подъезд, в общий коридор, где есть жилые помещения. Это тоже дополнительная зацепка такая для зрителей, которые самостоятельно жалобы пишут. Они могут этим воспользоваться.

Петр Кузнецов: Вот одна из таких пивных появилась в Саратове. Давайте посмотрим оттуда сюжет.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Слушайте, ну налицо нарушения. Они нарушают режим установленный, да?

Максим Плетнев: Нарушают, да.

Оксана Галькевич: К этому можно как-то, простите, прицепиться в суде, прошу прощения?

Максим Плетнев: Однозначно можно. Можно и в суд обращаться, можно и в тот же Роспотребнадзор обращаться. Я думаю, что если житель сможет подготовить такую подробную жалобу в Роспотребнадзор, то Роспотребнадзор сможет провести комплексную проверку деятельности такого предприятия и установить, что действительно там есть нарушения, связанные с реализацией алкогольных напитков.

Оксана Галькевич: Максим, смотрите. Вот узнала эта точка по продаже алкоголя о том, что составлена жалоба, – раз! – и исправились. Давай все соблюдать, вообще ни к чему не придраться. Что нужно делать этому человеку? Как фиксировать еще до того, как жалоба куда-то направлена, чтобы, знаете, бдительность, так сказать, этих людей не возмутить? Вот они нарушают – и это надо зафиксировать. А как это сделать?

Максим Плетнев: Ну, если мы говорим про организации общественного питания, то (я уже про это говорил) экспертиза. Это самый действенный метод фиксации нарушения. А что касается общего, то я могу сказать, что основной целью-то является не закрыть какое-то предприятие общественного питания или очередной малый бизнес закрыть, а не допускать нарушений прав граждан. Соответственно, если они исправились – ну, это же замечательно, что исправились. Ну и пусть дальше работают.

Оксана Галькевич: А, то есть жалоба как раз может и решить эту проблему?

Максим Плетнев: Конечно, конечно.

Оксана Галькевич: Достаточно будет жалобы просто, а не закрытия.

Максим Плетнев: Ведь на самом деле для этого мы и жалуемся в разные инстанции – для того, чтобы исправились предприниматели. Не для того, чтобы всех поголовно закрыть, чтобы на первых этажах больше не было никаких заведений: ни кафе, ни ресторанов, ничего. Ведь мы с вами тоже, наверное, хотели бы спуститься на первый этаж своего дома и купить хлеб или еще что-то в кондитерской, рядом расположенной, чтобы не идти куда-то далеко. И у нас нет основной задачи – закрыть все такие предприятия малого бизнеса в округе. Есть задача – просто чтобы они соответствовали требованиям законодательства, не нарушали наши с вами права, ни с точки зрения запахов, ни с точки зрения шума и прочего.

Петр Кузнецов: Максим, вопрос такой нетривиальный появился: а кто сдает эти помещения вообще аренду? Кто деньги получает?

Максим Плетнев: Собственники.

Петр Кузнецов: Вот вы же сказали: «Спуститься на первый этаж своего дома». Это же общедомовая история, что на первом этаже что-то разместилось. Собственники?

Максим Плетнев: Собственники.

Оксана Галькевич: ТСЖ или управляющая компания? Кто?

Максим Плетнев: Смотрите. В современных домах, которые сдаются в эксплуатацию, первые этажи – нежилые помещения. И они продаются.

Петр Кузнецов: Но там изначально, там уже изначально заложено, да.

Максим Плетнев: Во многих жилых домах первые этажи – это бывшие жилые помещения, которые просто в какой-то период времени переводились в нежилые помещения и стали таковыми уже по прошествии какого-то времени после строительства этого дома. И они тоже имеют собственника своего. У него есть свидетельство о праве собственности и прочее.

Петр Кузнецов: То есть собственники благодаря этим товарищам меньше платят за общедомовые нужды в итоге?

Максим Плетнев: Нет, они платят так же, как и другие собственники.

Петр Кузнецов: То есть пользы особой в финансовом смысле нет.

Давайте Елену из Воронежа послушаем. Это наша телезрительница. Елена?

Максим Плетнев: Давайте.

Оксана Галькевич: Давайте. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Я председатель ТСЖ нескольких домов. У нас в одном из домов на протяжении пяти лет работала кальянная. Наконец мы ее закрыли. Это было невероятно трудно!

Петр Кузнецов: Судя по всему, долго.

Зритель: Роспотребнадзор вызывать бесполезно. Когда приходит Роспотребнадзор – тишина, во-первых. Во-вторых, Роспотребнадзор их предупреждает о проверке. И все абсолютно шоколадно. Единственный способ – независимая экспертиза. Да, она платная. Вот независимый эксперт приходит и замеряет все, как оно есть. Потом я прошла несколько административных комиссий в управе района, чтобы закрыли, потому что шум и так далее.

Но тут нужна поддержка соседей, конечно. Весь дом встал на дыбы просто с этой кальянной. И мы закрыли ее. В другом доме не допустили открытие ресторана в подвале. Они провели вентиляцию по фасаду. Мы не можем повлиять на назначение нежилого помещения, но за использование общедолевого имущества без согласования с другими собственниками мы их заставили эту вентиляцию снести через суд. И они тихо прекратили свою деятельность.

Оксана Галькевич: Вот так.

Зритель: Понимаете, здесь нюансы юридические. Я не юрист, я доктор, но я уже выучила настолько Жилищный кодекс и все его позиции. Это не безнадежно. Единственное – нужно, конечно, грамотно юридически это все делать. Но то, что они «крышуются» и администрациями, и полицией, и то, что Роспотребнадзор абсолютно недееспособен в этих ситуациях – это уже проверено опытом.

Оксана Галькевич: Спасибо, Елена, спасибо.

И у нас, вы знаете, есть еще письмо, кстати, тоже из Воронежа. Видите, какие люди активные там живут.

«В центре города находится кафе, которое мешает жить жителям ближайших домов. Устали писать коллективные обращения во все инстанции: управу района, прокуратуру, полицию. Мучаемся десятый год. Посетители бара не только сидят не в помещении, но и в беседках, на улице, а после посиделок устраивают драки. Ночные гулянки продолжаются до утра. Полицию вызываем каждую ночь, но наряд ППС особо повлиять никак не может. Составляют протокол о нарушении общественного порядка по статье «Хулиганство», а кафе как работало, так и работает».

В общем, здесь можно посоветовать как-то связаться нашим зрителям…

Петр Кузнецов: Я тоже хотел посоветовать.

Максим Плетнев: У Елены уже есть положительный опыт борьбы с подобного рода заведениями. Это замечательно. Но Елена как раз и подтвердила то, о чем мы с вами говорили – и про проведение экспертизы, и про необходимость, конечно, обращаться к специалистам, которые в конкретной ситуации смогут более эффективно помочь, чем люди сами будут заниматься написанием заявлений и жалоб. Конечно, это более эффективные методы.

А по поводу второго случая в Воронеже. Да, конечно, можно вызвать полицию. Полиция составит протокол, уедет. Но, помимо этого, можно все-таки попытаться найти какие-то еще нарушения в деятельности этого заведения и пытаться жаловаться не только на то, что непосредственно в данный момент беспокоит граждан, но и на другие нарушения, начиная с проверок комплексных, с точки зрения законодательства пожарного, противопожарной деятельности, санитарных норм и правил, и прочее.

Петр Кузнецов: А там нарушение на нарушении сидит и нарушением погоняет, судя по всему.

Татьяна, Оренбургская область. Очень коротко, Татьяна, чтобы мы успели прокомментировать.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Татьяна.

Зритель: Да, здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Под нами на первом этаже тоже кафе, у них всего 200 квадратов общей площади. Ну, я имею в виду – с кухнями, с уборными, вместе. У них диджейская установка, но отсутствует при этом полностью шумоизоляция. По СанПиНу это разрешено или нет? Вот объясните.

Оксана Галькевич: Понятно, спасибо.

Петр Кузнецов: Звук как раз.

Оксана Галькевич: Танцы до утра.

Максим Плетнев: Танцы до утра, конечно, запрещены однозначно.

Петр Кузнецов: Экспертиза с шумозамерителем?

Максим Плетнев: Да, нужно обязательно провести экспертизу, измерить шум. Если уровень децибел превышает предельно допустимый… А в разное время суток он разный, с точки зрения санитарных норм и правил. Он есть и 30 децибел, есть и 40 – в зависимости от времени. Конечно, нужно пригласить эксперта, замерить уровень шума. И дальше обращаться…

Петр Кузнецов: Подключить ди-джея. И он такой: «А что они тут играют? Это под запретом. Так играть нельзя».

Максим Плетнев: Конечно, обязательно. И после этого можно уже обращаться, например, в суд и требовать усиления, например, шумоизоляции, чтобы не было слышно никаких звуков. Можно обязать провести ремонт в помещении, для того чтобы сделать дополнительную шумоизоляцию.

Петр Кузнецов: Каким-то образом можно сделать эту экспертизу бесплатной? Это же элементарная процедура – замер и фиксация.

Максим Плетнев: Можно обратиться в Роспотребнадзор, который может такую экспертизу заказать самостоятельно. Но нечасто Роспотребнадзор это делает самостоятельно. Лучше все-таки пойти и обратиться, заплатить денег.

Петр Кузнецов: И быстрее, и качественнее.

Максим Плетнев: И потом, в конце концов, взыскать. Это будет быстрее, качественнее и, честно говоря, надежнее.

Петр Кузнецов: Ну, чтобы по ценообразованию понимать: это сильно дорого вообще?

Максим Плетнев: Ну, я думаю, что это где-то порядка… от 15–20 тысяч и выше.

Оксана Галькевич: Ощутимо! Так что…

Петр Кузнецов: Ну, если скидываться всем, то нормально.

Оксана Галькевич: Лучше всем скидываться.

Максим Плетнев, партнер юридической фирмы «СМБ Консалт», был у нас сегодня в студии. Спасибо большое.

Это была наша рубрика «Дорогая передача». Друзья, собираем ваши жалобы и обращения и отправляем их куда надо, а потом рассказываем, как эти проблемы решать, в прямом эфире.

Петр Кузнецов: Продолжайте. Главное – оформить письмо, конструктивно, со всеми фактами, рассказать о том, куда вы пробовали, но так и не получилось, какие ответы вы получаете. А дальше мы уже рассматриваем и запускаем этот процесс в прямом эфире.

Спасибо, что вы с нами. Это дневное «ОТРажение». Оксана Галькевич…

Оксана Галькевич: …и Петр Кузнецов.

Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)