Что хорошего было в этом году
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/chto-horoshego-bylo-v-etom-godu-47742.html Денис Чижов: В завершение года все кругом подводят какие-то итоги, сверяются со своим январским списком начала года. А ты тоже делаешь такое, нет?
Тамара Шорникова: Ну, рано, кажется, еще рано все-таки. Плавное еще пока завершение года, еще и нужно события извратить…
Денис Чижов: Что удалось, что не удалось? Что сделано, что не сделано по факту? Этот год явно был непростым. Но 53% опрошенных россиян сумели найти в уходящем году что-то хорошее. Таковы результаты опроса портала SuperJob.
Тамара Шорникова: Да, давайте посмотрим. 7% из них назвали самым важным положительным событием – что бы, вы думали? Личные успехи в работе или учебе. Потому что многие из нас, да, действительно учились, работали. Еще столько же назвали лучшим свое путешествие и отдых. Пополнение в семье… Да, меня запутали режиссеры.
Денис Чижов: Ага, я подумал: куда это ты пошла прогуляться? Потому что у тебя всё хорошо просто, ты входишь в эти 53%.
Тамара Шорникова: Ну, конечно, да, а почему? Могу гулять по студии?
Денис Чижов: Да.
Тамара Шорникова: Могу и делаю, да. Пополнение в семье отметили 5%. Столько же – то, что обошли стороной болезни. Переезд в другой город – 3%.
Денис Чижов: По 2% участников исследования назвали в числе положительного в 2020 создание семьи, покупку квартиры, уход с нелюбимой работы, здоровье родных и близких, личностный рост и успехи детей. Ничего хорошего в уходящем году не нашли чуть больше 40%.
Тамара Шорникова: Давайте обратимся к телезрителям. Что у вас было плохого, хорошего? Пишите, звоните. Чем этот год вам запомнится? Не только карантином ведь.
Денис Чижов: Да, т. е. больше хорошего или больше плохого было у вас? К нам присоединяется Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук. Анетта, здравствуйте.
Анетта Орлова: Здравствуйте.
Денис Чижов: Ну, у вас-то больше хорошего или плохого было?
Тамара Шорникова: Лично у вас.
Денис Чижов: Лично у вас.
Анетта Орлова: Лично у меня этот год сложный. С одной стороны, в работе очень много успехов. С другой стороны, от ковида скончался мой очень любимый и дорогой для меня человек. Но от нас самих зависит …
Денис Чижов: Сейчас связь пропала, да. Но на самом деле, счастье – это же понятие субъективное больше, да? Вот как определить?
Тамара Шорникова: Ну, вот смотри, как определить. Нижегородская область: «Я оптимистка. Хорошо, что пока еще жива». Вот такое утверждение.
Денис Чижов: Ну, да, хорошо. Все, Анетта вернулась, связь восстановили мы. Анетта?
Анетта Орлова: Дело в том, что от нас самих зависит, на что мы будем обращать внимание. Этот год, как минимум, для многих людей показал, что от их внимания зависит многое, от их семьи. Если раньше наше все внимание направлялось вне дома и вот все время нужно было как можно больше достижений, как можно больше показывать себя, то этот год поменял приоритеты. Близкие люди стали большой ценностью. И этот год позволил нам выстраивать доверительные отношения. Наверное, если говорить о хорошем в этом году, – в этом году настоящие ценности вышли на первый план. Взаимовыручка, взаимоподдержка, доброта. Посмотрите, сколько волонтеров. Посмотрите, как люди сплачиваются. Ну и, наверное, важно, что не только торговля стала в приоритете. Врачи, педагоги в этом году, несмотря на колоссальную нагрузку, получили то социальное признание, о котором долгое время мы почему-то забывали. Мне кажется, что этот год очень верно расставил приоритеты, что есть подлинные ценности, а что есть наносное.
Тамара Шорникова: Из вашей работы, наверное, тоже можете свое исследование, результаты этого исследования нам предоставить. Кого все-таки больше? Тех, кто 2020-й запишет в удачные года? Или тех, кто: «Боже, скорей бы закончился!»
Анетта Орлова: В большинстве своем, к великому сожалению, для многих людей этот год очень сложный и очень трудный, который они запомнят в общем-то не в радостных тонах. Но тем и отличаются оптимисты от пессимистов. Оптимисты пытаются найти те плюсы, на которые опираться, чтобы выйти в новый год с более или менее положительным настроением. И я всех призываю к этому. Найдите что-то, что в этом году все-таки было хорошо.
Тамара Шорникова: Смотрите, наши телезрители уже нашли много хорошего. Волгоградская область: «Доченька вышла замуж. Я очень рада». Москва: «Рождение правнучки». Карелия: «У меня завтра сын женится». Это хорошо. Но и при этом, конечно же… Белгородская область: «Ничего. Работы нет и не будет. Будет еще хуже». И т. д.
Когда люди вот считают 2020-й одним из худших в своей жизни, это в основном почему? Коронавирус? Работа?
Денис Чижов: Экономика…
Тамара Шорникова: Экономика? Личные отношения? Вот что стало таким главным пунктом, по которому можно вот вычеркнуть этот год?
Анетта Орлова: Естественно, это пандемия. Если вы посмотрите вот все положительные упоминания, которые люди делают, они связаны непосредственно с близкими людьми. Что подтверждает то, с чего я начинала. Этот год показал, что опираться можно на самый близкий свой круг. Когда ребенок женится, когда рождается кто-то, – вот все это стало ценностью. А пандемия, к великому сожалению, она принесла очень много ограничений и очень много разного рода переживаний. Кто-то стал лучше использовать пандемию. Например, вот у меня сын стал лучше учиться. На удаленке, как ни странно. Но у дочери, например, совершенно другая ситуация. Поэтому все зависит от каждого конкретного человека. Но этот год беспрецедентный по количеству внешних трудностей, с которыми мы столкнулись. Причем не в масштабе одного города, одной семьи или одной страны, а в масштабе мировом. И это, конечно, накладывает определенное состояние. Больше стало тревожности. Люди стали понимать, что на внешний мир в общем-то полагаться не приходится. Нужно полагаться на себя, на свою семью, на своих самых близких и стараться в общем-то так поддерживать хорошие отношения.
Денис Чижов: Ну, вот радости и горести еще от наших телезрителей. Очень много сообщений приходит. Давайте мы вам их прочитаем. Из Калужской области: «У меня все хорошо, я на пенсии, и пенсия хорошая». Такое редкое сообщение в наше время. Валентина нам пишет. В Ленинградской области, напротив: «Ничего хорошего. Сильный стресс и болезнь». Ну, там погода просто, видимо, в Петербурге пасмурная какая-то.
Тамара Шорникова: Слушайте, огромное вам спасибо за эти сообщения. Невероятные, разные приходят со всей страны. Спасибо, что делитесь такими личными событиями. Еще парочку прямо перед звонком. Нижегородская: «Родился внук. И еще я купил новый джип. Все остальное жесть, правда». Коми: «В этом году дочь вышла замуж, я расплатилась с долгами, и хороший год, несмотря на пандемию».
Денис Чижов: Это дочь удачно вышла замуж, видимо, и человек расплатился с долгами.
Тамара Шорникова: Рязанская: «Маме 83 года. Она, слава богу, жива и относительно здорова. Мы ее очень любим». Рыбное, вот телезрители из Смоленской области: «Купили дом в райцентре». Поздравляем! Давайте слушать телефонный звонок.
Денис Чижов: Владимир из Кемеровской области расскажет о своих горестях и радостях. Здравствуйте, Владимир.
Зритель: Здравствуйте. Какие могут быть горести? Какие горести? Жизнь прекрасна и удивительна. Живем и радуемся.
Тамара Шорникова: Так…
Зритель: Мне бабушка говорила: «Лишь бы не было войны. А остальное все это суета сует».
Тамара Шорникова: И то правда, да. Спасибо вам за звонок. А вот еще…
Денис Чижов: Послушаем еще…
Тамара Шорникова: …буквально парочку. Свердловская область: «Девять месяцев получаю деньги ни за что. Такого никогда не было». Ну, это, конечно, вообще…
Денис Чижов: Это где? Можно это сохранить, этот контакт, для мастер-классов.
Тамара Шорникова: Хочешь опытом поделиться, да?
Денис Чижов: Да, для мастер-классов. Анетта, вот вы послушали сообщения от наших телезрителей. Ну, вообще, счастье – понятие такое субъективное, да? Потому что одному хорошо, там, пенсия 10 тыс. руб. и ладно, а другому и 200 тыс. не хватает на что-нибудь, и жалуются, и жалуются, да? Как люди определяют для себя, счастлив ли или несчастлив? Хорошо год прошел или нет? С психологической точки зрения.
Анетта Орлова: Да. Во-первых, счастье – это тоже личный выбор. И если человек, например, живет в такой парадигме, что страдать для него означает в общем-то жить, то абсолютно в любой год, в этот или в любой другой, когда бы вы его ни спросили, он будет направлять свое внимание только на то, что плохо. И, конечно же, он никогда не будет чувствовать себя счастливым. И уж тем более близкие его люди постоянно должны будут сталкиваться с этим негативом. Если человек берет ответственность за свою жизнь, он говорит, что счастье – это такой момент секундный, но я буду делать все для того, чтобы в моей жизни было больше позитива. Как минимум, я буду говорить о хорошем, я буду делиться хорошим, и я буду стараться в этих обстоятельствах опираться на хорошее. И тогда настроение будет лучше. Вряд ли оно будет идеальным, учитывая обстоятельства. Но оно будет значительно лучше, чем если мы составим список всего плохого, что с нами произошло, сядем и будем туда смотреть.
Тамара Шорникова: Да. Спасибо. Спасибо. Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук. Здоровья вам. Через буквально 15-20 минут…
Денис Чижов: Ну, приблизительно.
Тамара Шорникова: …будем говорить об экономических событиях в нашей жизни. Что стало за этот год с зарплатой. И есть еще 10 секунд. Пару личных событий. Саратовская область: «Этот год был очень трудный. Но мы вылечились от ковида хорошо». Нижегородская: «Дети стали более внимательны». Томская: «Рассчитались с кредитами». «Да просто хорошо все», – Москва.