Константин Чуриков: Ну а сейчас, наверное, все-таки поздравим 17 миллионов школьников, которые отправились за парты вот буквально сегодня. Поздравим их учителей, поздравим родителей и подумаем, что год учебный грядущий нам всем готовит, какие изменения, ну помимо церемонии поднятия флага, помимо, кстати говоря, воспитателей в школах, теперь вот будут советники по воспитательной работе в тестовом режиме в 10 регионах. Что еще меняется? Спросим нашего сегодняшнего гостя. У нас в студии Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы. Евгений Александрович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте-здравствуйте. Константин Чуриков: С Днем знаний, с праздником вас! Евгений Ямбург: Да, я тоже хочу Оксану поздравить, потому что вы тоже педагоги, потому что родители – это первые педагоги… Константин Чуриков: Сейчас я передам Оксане. Оксана Галькевич: Ой… Евгений Ямбург: …и занимаетесь просвещением… Константин Чуриков: Спасибо большое! Оксана Галькевич: После того как я получила двойку по математике в прямом эфире, слушайте… Константин Чуриков: Да нет, ну это была не двойка. Оксана Галькевич: Спасибо большое! Константин Чуриков: Это была четверка с плюсом. Оксана Галькевич: Спасибо, спасибо! Евгений Ямбург: Да-да-да. Константин Чуриков: Что глобально меняется? Оксана Галькевич: Евгений Александрович, если можно коротко, как всегда, давайте обратимся в самом начале к нашим зрителям. Евгений Ямбург: Да-да. Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, уважаемые родители, бабушки, дедушки, подключайтесь к нашему разговору, к этой беседе. Все сегодня отмечаем этот праздник – рассказывайте, как ваши дети учатся в школе, вы довольны изменениями, которые наша система образования претерпевает в последние годы? Рассказывайте, делитесь вашим мнением, телефоны у вас на экране, все это совершенно бесплатно. Константин Чуриков: Давайте начнем, я не знаю, с хорошего, с тревожного, как – очный формат. С одной стороны, хорошо, с другой стороны, тревожно. Евгений Ямбург: Да ничего тревожного нет. Вы знаете, не должно быть паники, потому что и очный будет, и дистант будет, и нужно просто гибко это сочетать. И мы научились, несчастье помогло, в этом самом дистанте тоже есть свои плюсы, есть свои минусы. Просто не надо доводить все до крайности. Никто не утверждает, что будет одни дистант, ну кроме экстремистов каких-то педагогических. Вот сегодня был замечательный день, ребята стояли на этой площади, поздравляли, соскучились, и все было нормально, и дай бог, что будет и так, понимаете? Но все равно мы будем использовать и дистантные формы… Вот ребенок заболел – почему нельзя с ним общаться, да? Кроме этого, некоторые технические вещи, «-жи-/-ши-» пиши через «и», условно говоря, уравнения можно в дистанте тренировать, но тогда у педагогов остается время на самое главное – на трансляцию ценностей и смыслов культуры, когда муха пролетит слышно, глаза в глаза, не или/или, а и/и. Константин Чуриков: Так, «трансляция ценностей культуры». Вот в этом году у нас появляются воспитатели. Евгений Ямбург: Ха-ха-ха! Константин Чуриков: Это поможет? Евгений Ямбург: Вы понимаете, в чем дело? Я вам хочу сказать, что мне, конечно, это немножко так любопытно все слышать. Есть миф такой, что вроде как с 1990-х гг. школа перестала заниматься воспитанием, – да ложь это, конечно. Оксана Галькевич: Очень много… Евгений Ямбург: Мы что, в походы не водили, на экскурсии не вели? Что, у нас не было спортивных соревнований? И многое другое было и есть на самом деле. А вот то, что из школы ушла идеология, а напоминаю, что даже в новой Конституции измененной написано, что не может быть единой идеологии для верующих и атеистов, для людей разных национальностей… Не надо путать идеологию и мировоззрение. Поэтому те, кто говорят, что ушло воспитание, во-первых, они лгут, а во-вторых, по сути дела они пытаются навязать определенную идеологию. Что же касается воспитателей, мне это довольно странно немножко. Тут есть две стороны. Ну потому что любой нормальный учитель не только физик и математик, он воспитатель, классный руководитель. Нормальный директор школы тоже занимается, это важнейшая вещь, воспитание, да? А вот когда нужны нам комиссары еще какие-то, это уже возникает проблема, собственно, а зачем, тогда директор что, холодный менеджер? Такие тоже есть. Но, с другой стороны, я хочу сказать, что все-таки Москва город-герой и здесь очень прилично платят за классное руководство, обещают доплачивать за эти вещи. Ну, пусть школы берут эту должность, только чтобы там не формальный человек был, который будет мероприятия, от которых тошнит, а нормальный человек, который будет помогать и директору, и классному руководителю, как-то вот так. Оксана Галькевич: Евгений Александрович, а можно вот с вами вместе сейчас разобрать такую одну жизненную ситуацию? Евгений Ямбург: Да. Оксана Галькевич: Вы заговорили о воспитании, хочется узнать ваше мнение, чему эта ситуация научит ребенка и, может быть, нас всех. Вот сегодня был случай, когда школьник в разговоре с президентом сказал, что война длилась не 7 лет, называлась она Северной и длилась несколько дольше, президент его поблагодарил, а учитель потом ребенка отчитал, сказал, что нельзя делать замечания руководству. Скажите, вот как здесь быть? Евгений Ямбург: Ну понимаете, в чем дело? Мне жалко… Оксана Галькевич: Как быть ребенку, как быть другим детям, как быть другим родителям и другим учителям? Мы все это наблюдали. Евгений Ямбург: Стоп-стоп. Понимаете, мне жалко этого непрофессионального учителя с рабской психологией, он подал ребенку урок лицемерия и трусости на самом деле. Я уверен, что ребенок свободнее, чем учитель, и мне очень нравится это поколение. Поверьте, я тоже немолодой человек и вырос при советской власти, я полвека в школе, и когда говорят: «Вот они раньше уважали, шапку снимали за 10 метров», – учитель был единственным источником информации, а сегодня есть интернет, есть сети и так далее. Конкурируй! Не надувай щеки, господин учитель, понимаете? И в этой ситуации мне жалко этого учителя… Понимаете, зависит от атмосферы в школе. Если там такая атмосфера везде, они зажмут этого ребенка и исковеркают ему душу, понимаете? Оксана Галькевич: Ну, это я к тому, что должны же ведь какие-то, знаете, ценности быть, да, понятные и общие для нас всех. Евгений Ямбург: А что, их нет разве? Оксана Галькевич: А получается, что очень зависит от личного фактора, вот тот самый воспитательный момент в наших школах. Евгений Ямбург: Нет-нет, вот давайте не путать ценности и то, что выдается за ценности. У нас есть вечные ценности, христианские ценности, ценности культуры, которые передаются из поколения в поколение. А то, что вы говорите, никакой ценностью не является, это фальшивые ценности, это рабская психология и подчинение как высшая ценность, понимаете? Так нельзя с молодым поколением, они уже более свободны, чем мы. Константин Чуриков: А давайте мы сейчас отправимся в Краснодарский край в небольшую школу Динского района этого региона. У нас сейчас на связи Мария Бабченко, учитель английского языка. Мария Андреевна, здравствуйте. Мария Андреевна, здравствуйте. Мария Бабченко: Здравствуйте-здравствуйте. Константин Чуриков: С Днем знаний, с 1 сентября! Пятерок вашим ученикам. Оксана Галькевич: И вам хорошего настроения от усердных детей. Мария Бабченко: Спасибо большое, спасибо! Хочется и пятерок, и знаний, да. Константин Чуриков: Конечно, одно без другого не бывает. Мария Андреевна, у вас что с детьми? Сколько их в классах? Расскажите о вашей школе, вообще много ли пришло новых учеников, первоклассников, в этом году? Мария Бабченко: У нас первоклассников в этом году пять классов, пять первых, вот. Мы их всех, конечно, очень рады видеть. И вот, как сказал мой коллега Евгений Александрович, мы надеемся, что мы не будем убивать никакую душу, а только воспитывать те ростки, которые в них сейчас заложены, вот. Помимо того, что у нас пришли новые первоклассники, у нас еще и коллектив пополнился, поэтому у нас действительно новый год, и мы с новыми надеждами в этот новый год вступаем. Константин Чуриков: Я совершенно неправильно сказал, что небольшая школа, – пять первых классов. Это почему? Оксана Галькевич: А это, наверное, потому, что у нас стереотипы какие-то в голове сидят… Константин Чуриков: Да-да-да. Оксана Галькевич: …что если сельская, то маленькая. Мария Бабченко: У нас школа 1 200 учеников, хорошая школа. Константин Чуриков: Ну да, это уже серьезно. Оксана Галькевич: Скажите, а с педагогами? Вот вы сказали, что у вас пополнился коллектив, то есть у вас и деток много, и педагоги все есть? Нет такого, что человек совмещает преподавание нескольких предметов или вам кого-то приходится годами искать? Или все-таки есть проблемы? Мария Бабченко: Нет, у нас такого, слава богу, нет, мы счастливая школа, у нас педагоги все на своем месте, каждый ведет свой предмет в нашей школе, вот, и мы очень рады принимать новых коллег, когда у нас есть такая возможность. Оксана Галькевич: Мария Андреевна, скажите, а время у вас вот как у педагога, как у учителя, время для творчества какого-то, профессионального развития остается? Вы знаете, мы когда с вашими коллегами общаемся, они часто жалуются на то, что очень много отчетности, очень много бумаг, дневников каких-то электронных, ну много-много-много всего приходится заполнять и отчитываться. У вас время остается на творчество, на развитие? Мария Бабченко: Я скажу так, что мы и детям всегда говорим, что сейчас, в наше время, обязательно необходимо обучение через всю жизнь. Если я буду голословно это говорить, то мои дети не будут следовать за мной. Поэтому я для себя поставила такую цель, что обязательно развитие профессиональное должно быть, время для этого надо находить, я хочу для этого находить. Поэтому мы постоянно участвуем в конкурсах профессионального развития, вот, выхожу даже за рамки, может быть, учительства. Вот буквально недавно мне пришло приглашение на фестиваль «Таврида», я прошла отбор, и в программу «Женщина-лидер» тоже по Южному федеральному округу. То есть я думаю, что время, если мы захотим сами этого, то мы его обязательно найдем. Константин Чуриков: Мы желаем вам и вашим ученикам легкого, по возможности, учебного года. Оксана Галькевич: Интересного учебного года. Константин Чуриков: Интересного учебного года желательно. Оксана Галькевич: Да, наполненного радостью, радостью от получения новых знаний, от общения с учителями и со своими одноклассниками, с другими ребятами. Спасибо большое, с праздником вас еще раз! Константин Чуриков: Спасибо! Мария Бабченко: Спасибо большое! Константин Чуриков: Мария Бабченко, учитель английского языка школы №1 Динского района Краснодарского края. (Поправили меня, Оксана, так что мы с тобой квиты). Евгений Александрович, как нам решить еще одну очень сложную задачу? Сейчас попрошу показать на экране ту задачу, которую мне сегодня вот мой сын прислал, по математике. Евгений Ямбург: Так. Константин Чуриков: Но тем не менее, смотрите: «Налог на доходы (написано в учебнике) составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 12 615 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?» Ну, тут, в общем, пять вариантов ответа, все варианты, все пять… Оксана Галькевич: Надо посчитать сначала, ха-ха-ха, чтобы понять какой. Константин Чуриков: Ну, мне сын подсказал, что четвертый вариант правильный… Евгений Александрович, как нам вот эти сложные задачи решать и в школе, и в жизни и… ? Евгений Ямбург: Ну, во-первых, это никакая не сложная задача на самом деле… Константин Чуриков: …не смущать детей? Евгений Ямбург: Да, и она не смущает детей. Понимаете, какая вещь, вот мы формальные задачи, есть формальные, а когда они приближены к жизни, когда ребенок начинает понимать, что, решая эту задачу, он грамотно платит налоги и так далее, во всем мире это делается, понимаете? Это, скажем, практическая ориентация в решении математических задач, ничего здесь сложного нет вообще-то, честно говоря. Константин Чуриков: Когда ребенок подходит и спрашивает: «Пап, а это что за зарплата? Это столько сегодня получают?» Евгений Ямбург: Нет, одну секундочку, это уже вопрос не математикам, а вопросы нашей, как говорится, жизни общей, где надо не врать ребенку. Да, это убогая зарплата, к сожалению, мы сейчас так живем. И тогда мы начинаем разговор с ребенком… В каком классе ваш ребенок? Константин Чуриков: Так, в 6-й перешел. Евгений Ямбург: Ну, в 6-м они уже, знаете, серьезные вопросы обсуждают, вплоть до политических. Константин Чуриков: Да-да-да. Евгений Ямбург: Я никогда не забуду, когда были сложные эти события, уже в TikTok, значит, одни дети, 6-е классы, я смотрел их сайт, гаджеты, одни топили за Путина, другие за Навального. Потому что школа стоит не на Луне. Оксана Галькевич: Ну, то, что все в курсе, это точно совершенно. Евгений Ямбург: А как же. Они что, не слышат разговоры взрослых? Так что нет, врать не надо детям, надо честно разговаривать, вот и все. Оксана Галькевич: Евгений Александрович, вы знаете, вам ведь приходится не только с детьми общаться, но и с родителями… Евгений Ямбург: Да. Оксана Галькевич: А родители – это такая публика очень, как вы сами сказали, поменьше тревожности, встревожены зачастую… Евгений Ямбург: Очень даже. Оксана Галькевич: …недовольны зачастую. Кому-то много физкультуры, кому-то мало физкультуры; кому-то много иностранного языка, а вот Косте нужен третий-четвертый иностранный язык… Константин Чуриков: Можно и… Оксана Галькевич: …кому-то мало русского, кому-то много русского. Вот по вашему мнению, профессиональному, как вы считаете, какие-то перекосы вот сейчас в расписании, в образовательной программе есть? Много, мало? Евгений Ямбург: Вы знаете, я вам должен сказать, что мне, конечно, немножко легче, потому что моим старшим, вот сегодня на линейке стояли первые выпускники, им 59 лет, это бабушки и дедушки, я их учил. Их дети у меня оканчивали школу, сейчас внуки учатся. Они знают традиции школы, и мы, конечно, находим общий язык и так далее. Но я вам хочу сказать, что для всех хорошо не будет: одному нравится одно, другому нравится другое. И в этом смысле есть две опасности. С одной стороны, это когда школа диктует. Но понимаете, в чем дело, да, три языка хорошо, но не для всех на самом деле. Есть дети, которые нацелены на другое, то есть должна быть вариативность. А с другой стороны, если во всем советоваться с родителями… Я всегда спрашиваю: а хирург во время операции советуется с пациентом о методике операции, как он будет проводить? Здесь очень тонкая грань. Для этого существуют управляющие советы. Слава богу, директор не царь и бог: если возникают какие-то вопросы, я спокойно… Я не являюсь членом управляющего совета, я администратор, выношу на управляющий совет, пусть они дискутируют. И как правило, общий язык можно найти. Но все эти недоразумения… Мы мало разговариваем с людьми, надо разговаривать с родителями, вести блоги… Оксана Галькевич: Евгений Александрович, вы редкий человеческий фактор тот самый, понимаете. Евгений Ямбург: Нет, не надо, не делайте из меня культа личности, я не один такой. Я знаю массу школ… Оксана Галькевич: Из вас – с удовольствием. Евгений Ямбург: Да-да-да, нет-нет. Это вопрос диалога, надо вступать в диалог. Константин Чуриков: Вступаем в диалог с Анной из Саратовской области. Анна, здравствуйте. К сожалению, не знаем вашего отчества, как вас величать по батюшке. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я поздравляю вас всех с праздником, с началом учебного года. Оксана Галькевич: Спасибо, и вас тоже. Константин Чуриков: Спасибо. Зритель: И вас, и себя, потому что мы все когда-то были учениками, так же пошли в школу первый раз. Константин Чуриков: Кто у вас пошел в школу? Зритель: Я бы хотела сказать, у меня сегодня пошла в 3-й класс правнучка Ксения, я очень рада. Мне иногда приходится с ней даже уроки делать, встречаю ее со школы, провожаю до дома, иной раз помогаю ей делать уроки. Хотя уже сколько лет, мне восьмой десяток, сколько лет я уже как закончила школу, но советскую программу я, можно сказать, в свои годы знаю отлично… Константин Чуриков: Не могу вас называть по имени – отчество ваше как? Зритель: …по любому предмету. Я Анна Алексеевна. Константин Чуриков: Анна Алексеевна, вот, спасибо, а то нам только имена передают. Анна Алексеевна, ваш любимый предмет какой? Говорите, помогаете правнучке. Зритель: Да. Ну, пока еще у нее предметы русский, литература и чтение, у нее еще мало. А я вообще-то очень любила химию, любила биологию, любила географию. Оксана Галькевич: Ага, это уже старшая школа. Константин Чуриков: Это серьезно. Оксана Галькевич: Анна Алексеевна, а правнучка ваша с удовольствием ходит в школу? Константин Чуриков: Да только пошла. Оксана Галькевич: Третий класс. Константин Чуриков: А, третий класс… Зритель: Нет, нет, я удивляюсь. Я вот начну говорить: «Ксения, я ведь так хотела учиться всегда!» Я так ее спрашиваю, а она не хочет учиться, не хочет. Мне кажется, это, наверное, вот у настоящего поколения такого желания учиться нету, я удивляюсь просто. При таких условиях, при таких учебниках, при такой красивой одежде бежала бы в школу прямо не знаю как… Оксана Галькевич: Эх, да. Зритель: …а вот желания учиться нет. Константин Чуриков: Вот не хотят. Анна Алексеевна, спасибо вам за звонок. Успехов вашей правнучке и всем, кто у вас в семье пошел в школу. Мы буквально через пару минут продолжим, мы должны исполнить гражданский долг, потому что скоро выборы, и вернемся. И как раз вы нам ответите, почему это происходит. Евгений Ямбург: Да, хорошо. Константин Чуриков: Мы вернулись в студию, говорим по случаю 1 сентября со всей страной, с вами, с вашими детьми, если они захотят с нами пообщаться, и с Евгением Ямбургом, заслуженным учителем России, доктором педагогических наук, директором Центра образования №109 города Москвы, почему не хотят учиться дети. Евгений Ямбург: Вы знаете, я вот хочу коллеге своей сказать: Анна Алексеевна, мне тоже восьмой десяток, но это очень размашистое суждение. Я вижу огромное количество ребят, кто-то хочет, кто-то не хочет. Сказать, что это все поколение, – это неправда. А дальше начинается очень индивидуальная вещь, потому что есть с горящими глазами, я их вижу каждый день, а есть те, которые, да, индифферентны. Это много может быть проблем. Может быть, забаловали своей красивой одеждой, неважно, я не хочу вас обвинять; может быть, родители сами не являются примером жажды знаний. Миллион причин. Но все поколение я бы не стал так размашисто… Много ребят умеют, хотят учиться… Оксана Галькевич: Мы как-то действительно все время простые объяснения находим, правда. Евгений Ямбург: Очень простые. Оксана Галькевич: Гаджеты, еще что-то. Евгений Ямбург: Так легче, понимаете, так легче, а все сложнее. И в нашем поколении были разные, и в вашем поколении разные. Поэтому нет, это не среднестатистическая температура по больнице. Константин Чуриков: Но сейчас дети на улицах матерятся чаще, нет? Евгений Ямбург: Послушайте… Оксана Галькевич: Ты просто в том возрасте этих слов не знал, признайся же, Костя. Евгений Ямбург: Да-да-да. Оксана Галькевич: Как я тебя выручила! Константин Чуриков: Кстати, я не знал этих слов. Оксана Галькевич: В отличие от тебя, я тебе плечо подставляю, а не подножку. Евгений Ямбург: Вы знаете что? Вы не поверите, у меня целые про это книги есть: мат – это серьезное явление культуры, и про мат надо разговаривать. И я глубоко убежден, что мат надо заслужить. Я объясню свою позицию. У меня и дед воевал по материнской линии, и тесть, и понятно, что они шли в этих ротах не за Сталина. Но никогда при женщинах и детях они себе этого не позволяли. И когда я помню эту встречу историческую Астафьева и Жженова, один воевал, другой сидел, там запикивали все время, но они имеют на это право, а ты, мальчишка, никакого права не имеешь. И второй момент. Они что, на Луне живут? Да вы что! У нас в 10-м классе программа «Один день Ивана Денисовича», а там «смефуечки», «маслице-фуяслице»… То есть не надо бояться разговаривать, понимаете, ставить все на свои места. То есть ни одна тема не должна быть закрытой, иначе они не будут нас уважать, вот и все. Оксана Галькевич: Евгений Александрович, вы знаете, вот в самом начале мы сказали о том, что идеологии не должно быть в школе… Евгений Ямбург: Нет. Оксана Галькевич: …но тем не менее под разными видами, в разной форме как-то разные такие… Евгений Ямбург: Конечно-конечно. Понимаете, какая вещь, не надо путать идеологию и мировоззрение. Оксана Галькевич: А вот смотрите… Евгений Ямбург: Мировоззрение человек вырабатывает сам, а идеологией его накачивают, накачивают. Оксана Галькевич: А идеология и патриотизм, вот смотрите, это разные вещи? Евгений Ямбург: Это разные вещи. Оксана Галькевич: Ведь сейчас очень… Евгений Ямбург: Нет-нет-нет. Оксана Галькевич: …в школу пытаются… Евгений Ямбург: Понимаете, вот вы, ради бога, не… Оксана Галькевич: Инициатива, например, поднимать флаги в школе как вам? Евгений Ямбург: Ну, можно про флаг чуть позже, это отдельно. Кстати, инициатива пошла из лагеря «Артек». И я помню свое пионерское детство: я волновался, когда вызывали на подъем флага, играл оркестр, это была награда за прошлый день, победа в трудовом десанте, или в театральном фестивале, или в спорте. Но это лагерь пионерский. И кстати, президент аккуратно сказал, что не должно быть формализма. Теперь давайте опустим это на школы. Я очень боюсь, что будет формализм и будет как раз аллергия на это дело. Во-первых, ребята съезжаются с разных мест, и тогда они все должны приехать на 20–30 минут раньше. Учителя – это не вожатые, которые с ними живут. Теперь: у нас пандемия, разные входы и так далее… Все это может превратиться знаете, в какой формализм, и вызвать аллергию и ненависть. Я знаю один регион, там очень успешный экономически губернатор, он такая смесь по природе пионервожатого и фельдфебеля. Он ввел, значит, политинформацию каждый день… Оксана Галькевич: Ага. Евгений Ямбург: Это вызвало обратную реакцию. Флаг России у нас каждый день в Москве висит на каждой школе. Но есть моменты, когда это важно, например линейка, мы вручаем грамоты за победу в олимпиадах, или 9 Мая… Оксана Галькевич: Это правда гордость страны, да, для ребят это важный момент. Евгений Ямбург: Конечно-конечно. Но превращение этого… Но я боюсь, что сейчас найдется очень много исполнительных людей, которые сделают под козырек, это прикажут, и мы получим не патриотизм, а обратный цинизм, вот что опасно. Оксана Галькевич: Но смотрите, в некоторых странах ведь они это практикуют на регулярной основе… Константин Чуриков: В Соединенных Штатах, кстати. Оксана Галькевич: В Соединенных Штатах, например, да. Евгений Ямбург: Еще раз я вам хочу сказать… Оксана Галькевич: Слушают гимн, прикладывают руку… Евгений Ямбург: Мы часто говорим, что мы не Америка, а здесь мы говорим: «А давайте как американцы». Там другая природа, это другая культура, которая вырастала, понимаете. И в нашей ситуации… Вот вы говорите про патриотизм, но ведь патриотизм предполагает, что нам есть чем гордиться и есть чего стыдиться. Врать не надо, понимаете, это в равных долях, тогда это патриотизм, а не, знаете, квасной патриотизм, где все наше хорошее, а все чужое омерзительное. Константин Чуриков: Мы сейчас приглашаем в эфир Александра Жмулина, это директор школы №1387 города Москвы. Александр Владимирович, здравствуйте. Александр Жмулин: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: А вы как считаете, как вот, скажем так, ненавязчиво, но все-таки воспитывать детей, что-то вкладывать в их души и в их головы? Александр Жмулин: Ну конечно, школа должна обязательно воспитывать, это бесспорно. Не только образовательная составляющая должна быть в школе. Константин Чуриков: Хорошо, про образовательную составляющую. Как… Вот сейчас, знаете, такое слово есть «оптимизировать» – как ее оптимизировать в хорошем смысле этого слова, то есть сделать лучше? Александр Жмулин: Что вы имеете в виду здесь? Что сделать лучше? Константин Чуриков: Я имею в виду школьную программу, потому что для кого-то, вот правильно Оксана сказала, много физкультуры, правда много для кого-то, для кого-то много, не знаю, уроков пения, рисования и так далее, а уроков черчения, например, нет. Александр Жмулин: Ну конечно, сейчас у школ есть возможность вариативно подходить к выстраиванию образовательной программы. И сейчас большинство, скажем так, московских школ реализуют максимальное количество различных профилей и у ребят есть хорошая возможность выбрать то направление, которое им интересно. В Москве много разных проектов, уже образование далеко выходит и за стены школ. Поэтому сейчас как никогда, наверное, есть возможность у ребят определиться с выбором, какое направление им больше всего интересно. Константин Чуриков: Да. Мы желаем вам удачи, поздравляем вас, конечно же, с 1 сентября… Оксана Галькевич: С новым годом учебным. Константин Чуриков: …с новым учебным годом. Евгений Ямбург: Да. Константин Чуриков: Александр Жмулин, директор школы №1387. Я сейчас предлагаю все-таки, так чтобы не забыть о детях, тут сегодня с утра наши корреспонденты опросили детей вообще, как им школа, что они от нее хотят, о чем они думают. Очень интересные были ответы, давайте посмотрим. ОПРОС Константин Чуриков: Надо сказать, что допрос с пристрастием вела настоящая мама Анна Тарубарова, наш корреспондент. Евгений Ямбург: Ага. Константин Чуриков: Евгений Александрович, ну вот дети, видите, они все-таки другие. Я обратил внимание, вот девочка одна хочет считать до миллиона и что-то там умножать, видимо, приумножать миллионы… Оксана Галькевич: Ну почему, Костя? Евгений Ямбург: Ну, вы знаете что? Дети как были разные, так и остаются. Оксана Галькевич: Это же классно. Евгений Ямбург: И я вам должен сказать, что индивидуализация обучения… Ну вот смотрите, в московских школах есть такая вещь, как «Эффективная началка». Вот класс «Э» у меня – это эффективная… То есть есть дети, которые, ну так дано им, они быстро развивались, они уже читают, ну что их держать на манной каше? Они уже за полгода проходят первый класс и переходят во второй. А другие идут по традиционной программе. Это не значит, что так будет всегда, они вот так, синусоидой развиваются. Поэтому на самом деле гибкость, гибкость и еще раз гибкость. Плохо подготовлены психологически дети, «там будет тяжело», «там будет трудно», видимо, это вина родителей: «Ты пойдешь в школу, твое детство кончится», – и так далее. В 1-м классе мы вообще отметок не ставим, мы начинаем их адаптировать и так далее, и тому подобное. Поэтому… Но все это будет нивелировано и сглажено, впереди целая жизнь еще. Оксана Галькевич: Евгений Александрович, вот вы рассказываете о вашей школе, и я понимаю, что это очень сложный… Евгений Ямбург: Не в моей школе, «Эффективная началка» во всех московских школах сегодня. Оксана Галькевич: Хорошо, но так или иначе они все работают по-разному, наверное, с разной эффективностью, как вы говорите. Евгений Ямбург: Ну да. Оксана Галькевич: Я вот опять возвращаюсь к тому самому личному фактору, понимаете. Это говорит о том, что к современному педагогу российскому предъявляются высокие требования… Евгений Ямбург: Да, это центральная проблема. Оксана Галькевич: Всегда и все ли наши педагоги могут этому соответствовать? Евгений Ямбург: Это центральная проблема, это самый сложный, но самый вдохновенный труд. Но вы знаете, что меня радует? Перелом произошел, очень интересные молодые люди пошли в школу. Вот сегодня, когда шли у меня десятки классов… Оксана Галькевич: Вы имеете в виду молодых специалистов? Евгений Ямбург: Да! Оксана Галькевич: Ага. Евгений Ямбург: И пошли те, у которых не, как раньше говорили, «ума нет – иди в пед», с высокими баллами по ЕГЭ. Потому что нормальный педагог – это не просто физик, математик, он еще классный руководитель, воспитатель, он должен знать медицину, психологию, культурологию и так далее. И когда сегодня большущее количество мужчин вело первые классы, причем такие, знаете… Вот ведет мужчина, у него вот здесь, как сейчас модно, такая косичка, пиджак… Оксана Галькевич: Класс. Константин Чуриков: Учитель с косичкой? Евгений Ямбург: А? Константин Чуриков: Учитель с косичкой? Евгений Ямбург: А почему нет? Он что, не человек, что ли? Имеет право. Зачем ханжить-то вообще и так далее? Константин Чуриков: Нет, я не ханжу, просто неожиданно. Евгений Ямбург: Да. И мужчины повели тоже. Это не значит, что женщины плохие, должны быть и те и другие. Это же новое дыхание возникает сегодня. Не говоря уже о том, что мы сегодня не обойдемся без компьютерной грамотности и так далее. И я верю, и учителя становятся иными, понимаете, если их не душить, не давить отчетами и не требовать ерунды с них. Оксана Галькевич: Мужчин в школах действительно становится больше, и в начальной школе действительно. Евгений Ямбург: Да. Оксана Галькевич: Вот в моем детстве, ну в моей школе по крайней мере, не было мужчин. Евгений Ямбург: Вы не поверите, у меня в детском саду есть мужчина-воспитатель. Оксана Галькевич: Класс! Евгений Ямбург: Да. Оксана Галькевич: Усатый нянь, усатый нянь, слушайте, ха-ха. Константин Чуриков: Не могу не спросить. Вот нам пишет наша зрительница Ольга Головина: «38 учеников в начальной школе – ну полное безобразие!» Вот по поводу переполненности классов, по поводу… Сегодня в Краснодаре, мы понимаем, что там, как говорится, домов понастроили, кварталы выросли, 1-й «Ы» класс, 1-й «Ы». Евгений Ямбург: Ну а у меня 1-й «Э», ну и чего? Константин Чуриков: Нормально? Оксана Галькевич: Ну, может, там буквы пропущены? Евгений Ямбург: Да. Константин Чуриков: А сколько учеников в классе должно быть? Евгений Ямбург: Вы знаете, честно я вам могу сказать, перебор везде. И это знаете, с чем связано? Ну потому что я придерживаюсь очень простого территориального принципа – шаговая доступность, ну там, где фактически безопасно и так далее. Ну представим себе, что вот они, в прошлые годы их старшие братья и сестры учатся в этой школе, а это не шаговая доступность. Ну как я не возьму, когда на самом деле старший брат ведет и так далее? Переполнена она. Тем более, если школа имеет высокий рейтинг, туда, конечно, стремятся, и это противоречие есть такое, безусловно. Но дальше, поскольку сейчас есть возможность разделить их на группы, потому что не только по иностранному языку, но и по информатике, и уже маленькие дети занимаются прототипированием, работой с робототехникой в инженерных классах. Мы фактически стараемся эту ситуацию снять, хотя, правда, классы переполнены. А есть школы, где не хватает детей, вот и все. Оксана Галькевич: Евгений Александрович, ну вот мы с Костей в 1980-е гг. учились в школе, у нас были большие первые классы. Константин Чуриков: 25–27. Оксана Галькевич: Вот у меня в 1-м классе было… О, у тебя 27, у меня было что-то там 40… Евгений Ямбург: Ну, у меня тоже 30, есть 32 даже. Оксана Галькевич: Ну, смысл в том, что достаточное ли внимание этому вопросу уделяется, я имею в виду переполненным классам? Такое чувство, что это вот наша нормальная такая модель, класс большой… А вот, знаете, я когда у ребенка в прошлом году сидела на уроке, на математике, я не понимаю, как можно математику или русский язык вот такому большому классу объяснить. Евгений Ямбург: Ну да… Оксана Галькевич: Они галдят, один отвлекся, потянул за собой других. При этом на иностранный язык деток делят, там уже более такой индивидуальный подход. Евгений Ямбург: На информатику делят, да. Оксана Галькевич: На информатику делят. Евгений Ямбург: На «Технологии» делят. Это действительно такая проблема есть. И я вам должен сказать, что, конечно, оптимальное сочетание в Библии, 13 учеников, и то один был неудачный. Константин Чуриков: Ха-ха-ха. Евгений Ямбург: Но финансов на это нет. Оксана Галькевич: Ага. Евгений Ямбург: И вот сегодня принята программа, сейчас огромная программа, я вхожу в Совет по реформе образования, строительство школ идет довольно мощное. Первая задача – ликвидировать вторые и третьи смены, у нас еще в три смены в России учатся. Вы Москву не берите, она, собственно, все-таки финансово обеспечена и так далее. А с другой стороны, вот я был в Китае, я был потрясен – класс 50 человек, и учат блестяще. Оксана Галькевич: Да? Евгений Ямбург: Но там другой менталитет. Вот они сидят на подготовке… Константин Чуриков: Они привыкли строем ходить. Оксана Галькевич: Они молчат там все. Евгений Ямбург: Молчат, молчат. Оксана Галькевич: Молчат. Но наши-то не молчат, наши-то галдят. Евгений Ямбург: По-разному, как учитель организует. У хорошего не молчат. Кстати, молчание не есть хорошо. Когда они работают в группах и начинают обсуждать, это не молчание, это дискуссия, это не мертвое молчание и не просто треп на уроке, вот это разные вещи. Оксана Галькевич: Да. Евгений Ямбург: Понимаете, да. Константин Чуриков: Ну что ж, давайте быстро послушаем Елену из Нижнего Новгорода. Елена, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Елена. Константин Чуриков: Если можно, недолго, коротко. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Евгений Ямбург: Здравствуйте. Зритель: Хотела бы маленечко сказать, вот «Учебный год по-новому», про воспитательную работу. Я 20 лет проработала в школе воспитателем группы продленного дня. Вдруг в 2019 году эту должность аннулируют в школах, нету – родители, плати, школа ничего не может сделать или не хочет в нашем городе. Поэтому сейчас у нас группы продленного дня нет, а мы в группе продленного дня делали с ними и занятия, и клубные часы… Константин Чуриков: Да естественно. Зритель: …работали с клубом по месту жительства… Где же ваша воспитательная работа? А сейчас придумали советников по воспитанию. Евгений Ямбург: Да. Зритель: Это опять же будет отъем денег, будет своя сидеть, блатная, как говорится, и получать деньги. Константин Чуриков: Елена, спасибо за ваш звонок. Евгений Александрович? Евгений Ямбург: Можно я быстро отвечу? То, что у вас происходит, – это полное безобразие. Я не снимал ставки воспитателя групп продленного дня. Другое дело, что, может, у вас бюджет там скудный, все-таки это московский бюджет, понимаете. Константин Чуриков: А тут Нижний Новгород. Евгений Ямбург: Да, Нижний Новгород. Это беда большая, потому что должны быть эти люди, родители работают и так далее. Но это не должна быть «продлюга», потому что сегодня внутри идет огромная работа по дополнительному образованию: кто-то идет в кузницу, кто-то идет вообще в гончарное производство, кто-то рисовать, кто-то идет в конный клуб… То есть они не должны все время там вот в этих стенах сидеть вот таким образом. Видимо, очень хороший воспитатель, она и клубные часы проводила. Это большая беда. И вымогать с родителей мы тоже не имеем права, понимаете? Но по одежке протягиваем ножки, я не знаю финансового положения Нижнего Новгорода, понимаете. Константин Чуриков: Евгений Александрович, спасибо вам большое! Еще раз с наступившим новым учебным годом! Евгений Ямбург: С праздником вас, да. Константин Чуриков: Вас и всех родителей, всех детей. Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы. Оксана Галькевич: Спасибо за цветы и спасибо за честные ответы, как всегда с вами интересно. Спасибо большое! Константин Чуриков: Через пару минут отправимся на Дальний Восток.