Корреспондент ОТР Дмитрий Андреянов Большинство грузовых машин, мчащихся сейчас по трассе М4 «Дон» нарушают закон. На термометре 32 градуса тепла. Плавится асфальт. В таких условиях, по предписанию Росавтодора, многотонный транспорт должен передвигаться только ночью. Водители выбирают меньшее из двух зол - если перейти только на ночной ритм движения, то тахограф зафиксирует нарушение режима труда и отдыха. За это дальнобойщиков штрафуют до 50 тысяч рублей. А за дневное движение могут и не наказать. Если и поймают, то штраф совсем небольшой, 2-3 тысячи. Тем не менее многие дальнобойщики стараются экономить деньги - подорожал проезд по платным участкам, и самих платных участков на дистанции Краснодар-Москва стало больше. Раньше платная дорога съедала 6-7 тысяч рублей. Сейчас только в один конец придется выложить на 1,5 - 2 тысячи больше. Денис Бесчастный, водитель-дальнобойщик, индивидуальный предприниматель: «Из Ростова в Москву груз отдают за 18 тысяч, но, чтобы его туда доставить надо потратить 23! Я должен свои деньги доплатить, чтобы туда его доставить. А потом, может быть, из Москвы я найду тысяч за 45!» Накануне уборочной страды муниципальные власти введут ограничения на въезд в портовые Таганрог и Азов. На подступах к городам развернут новые весовые посты транспортной инспекции. Для всех дальнобойщиков - не только зерновозов - это очередное препятствие, потеря времени и денег. Водители большегрузов в прошлом году создали свой «Народный контроль» и уже ловили сотрудников весовых пунктов на нарушениях. Приборы там завышали вес транспорта, бывало до тонны! И на дальнобойщиков оказывалось давление. Наталья Оськина, предприниматель, координатор ассоциации «Дальнобойщик» по Южному федеральному округу: «В течение трех часов имеет право устранить перевес, распределить груз по кузову - таким образом пройти контрольное взвешивание и ехать дальше. Тут же в течение 15 минут прибывает человек со штрафстоянки - нужной штрафстоянки! - с определенной! Пытаются выписать протокол, тянется время, запугивается перевозчик. Естественно, это вымогательство - от 15 до 50 тысяч!» Экономика перевозчиков трещит по швам: если брать дальние рейсы - до Байкала и Амура, то можно заработать до 100 тысяч рублей за рейс. Но тогда велик риск стать жертвой криминала, или застрять на трассе из-за поломки в местах, где нет оперативной техпомощи. В таком случае водитель ничего не заработает. Все отдаст на ремонт и неустойку за опоздание. На коротких маршрутах низкая рентабельность. И в месяц дальнобойщик может заработать 35-40 тысяч рублей. При этом самая солидная статья расходов дальнобойщика взятки - иногда до трети дохода. Высоки и другие траты: комплект колес стоит от 15 тысяч за колесо, система Платон и тахометры съедают до 70 тысяч рублей в год. Плюс транспортный налог - до 40 тысяч рублей в зависимости от грузоподъемности и объема двигателя машины.