Что нового? Махачкала, Ижевск, Курск

Гости
Татьяна Симоненкова
корреспондент ОТР (Курская обл.)
Севрина Шамхалова
корреспондент ОТР (г. Махачкала)
Ольга Эра
корреспондент ОТР (г. Ижевск)

Денис Чижов: Будем продолжать узнавать, что происходит в российских регионах, но уже с помощью наших корреспондентов. К нам присоединяются Севрина Шамхалова, Ольга Эра и Татьяна Симоненкова – соответственно, Махачкала, Ижевск и Курск с нами на связи. Здравствуйте, коллеги.

Ольга Арсланова: Новости прямо оттуда. Давайте начнем с Махачкалы. Севрина Шамхалова.

Денис Чижов: Что там произошло с детьми в детском саду у вас? Что случилось?

Севрина Шамхалова: Здравствуйте, коллеги.

Острая вспышка кишечной инфекции у нас в Махачкале. Пострадали дети – всего 42 человека. Известно, что большинство из них – 36 человек – это малыши из детских садов. Четверо – это школьники. И еще двое – это вообще дети, которые не посещали детский сад.

Сейчас возбуждено уголовное дело. Я знаю, что медики направлены в дошкольные учреждения. Просто усложняется ситуация тем, что несколько детских садов. Туда направлены специалисты для того, чтобы дообследовать тех людей, которые туда ходят, которые не отравились, чтобы понимать, как в дальнейшем будет складываться вообще ситуация.

Ольга Арсланова: А получается, что поставщик питания один в этих садиках, да?

Севрина Шамхалова: По той информации, которая сейчас есть, – да, поставщик один. Но каких-то точных данных еще нет. Сейчас будет расследование, будет все это выясняться. Радует, что состояние детей стабильное. Я думаю, что скоро они уже пойдут на поправку. Вот такая история неприятная у нас произошла.

Что касается ситуации с коронавирусом, то у нас плюс 82 человека за сутки.

Ольга Арсланова: Это много для региона?

Севрина Шамхалова: Вы знаете, это не много. Это, конечно, может быть, звучит не очень как бы красиво и приятно, но я сравниваю первую волну, скажем так: у нас было за сутки по 150 поступлений. 82 – это такая ситуация, которая под контролем, скажем так. Всего плюс шесть человек умерли, которых не смогли спасти. 672 человека всего за ситуацию с коронавирусом у нас погибли. На данный момент с диагнозом «коронавирусная инфекция» болеют в республике 14 182 человека.

Мне хотелось бы сказать вообще, чтобы просто описать ситуацию, которая сейчас у нас в регионе складывается, чтобы было понятнее. У нас практически все работает в штатном режиме, то есть дети ходят в школы, в садики. Работают банкетные залы, работают кафе и рестораны. Естественно, все это с соблюдением масочного режима, с соблюдением всех норм, которые предписывает Роспотребнадзор.

У меня, например, брат ходит в институт, и там вообще все очень строго: они сидят на лекциях в масках, каждые два часа эти маски меняют. Конечно, сложновато воспринимать информацию, когда тяжело дышать, но тем не менее это те нормы, которые предписаны, и их соблюдают. А так в целом все работает. Это по ситуации с коронавирусом.

Денис Чижов: Хорошо, Севрина. Вы уже, по-моему, четвертый день живете с новым руководителем, насколько мы знаем по новостям.

Ольга Арсланова: Как вы себя чувствуете?..

Денис Чижов: …в связи с этим.

Севрина Шамхалова: Чувствуем мы себя прекрасно. Я хотела сказать, как раз переходя к этой новости. Вы знаете, для Дагестана Сергей Меликов – это, можно сказать… ну, не буду говорить, что родное лицо, скажем так. Он очень часто…

Ольга Арсланова: Знакомый человек.

Севрина Шамхалова: Да, знакомый человек. Он очень часто приезжал к нам сюда. Его знают, в принципе, люди простые. Например, когда у нас было празднование юбилея Дербента, он туда приезжал, общался с людьми. Поэтому как таковой шоковой новости не было. Это первое.

Второе. В принципе, сам Сергей Меликов отметил, что каких-то серьезных кадровых перестановок пока не предполагается. Но опять же все, конечно, будет зависеть от профессионализма той команды, с которой он будет работать. Я сейчас говорю о старой команде.

И уже выступая перед Народным Собранием, он выделил три ключевых направления, которые, на мой взгляд, важны и которые стоит отметить.

Ну, первое – это, естественно, борьба с безработицей, которая у нас десятилетиями существует в регионе. Это решение каких-то социальных проблем, потому что в регионе очень много многодетных семей, очень много молодежи, и их проблемы нужно решать.

Также он выделил отдельный пласт – это работа с экономикой, в частности привлечение инвестиций, улучшение инфраструктуры, для того чтобы привлекать сюда туристов.

И последнее – что, на мой взгляд, очень важно – это как раз таки работа с простыми людьми, то есть это и о взаимосвязь чиновников и общества. И именно поэтому сам Сергей Меликов, насколько я знаю, в ближайшее время собирался совершить некую поездку по муниципалитетам республики, для того чтобы пообщаться в первую очередь не с руководителями на местах, а с людьми, потому что он говорит, что лучше знать о проблемах непосредственно из источника, потому что с чиновниками он всегда успеет, скажем так, пообщаться.

Вот такие пока направления, которые он отметил. Будем ждать, как у нас будут развиваться события дальше.

Денис Чижов: Севрина, хотел еще узнать. А отставка Владимира Васильева – она как снег на голову свалилась? Или какие-то разговоры все равно шли среди жителей в Дагестане?

Севрина Шамхалова: Вы знаете, разговоры были, обсуждения были в соцсетях (и достаточно давно), что есть, скажем так, желание у экс-главы республики оставить пост, потому что просто человек устал, просто человек хочет отдохнуть. Ну, это, знаете, такое закулисье, разговоры простых людей. Это то, наверное, как воспринимали люди, может быть, человека, которому уже за 70, насколько я знаю. Поэтому такие разговоры были. И, в принципе, этого все ожидали.

Денис Чижов: Я имею в виду… Знаете, о каких-то недовольствах из Дагестана мы не слышали, знаете, о каких-то крупных недовольствах главной региона. Такого, по-моему, не было, да?

Севрина Шамхалова: Такого не было, да.

Ольга Арсланова: Спасибо вам. Севрина Шамхалова.

Давайте узнаем, что происходит в Удмуртии. С нами на связи город Ижевск, наша коллега Ольга Эра. Ольга, здравствуйте. У нас коронавирус пока на первом месте по всем новостям. Расскажите, какая обстановка в вашем городе, в вашем регионе.

Ольга Эра: Добрый день, коллеги.

Вторая волна коронавируса, к сожалению, добирается и до Удмуртии. У нас идет стабильный рост. И это при том, что еще не наступил период традиционных холодов. Вчера у нас были выявлены 116 новых случав заражения по Удмуртии.

И потихонечку-потихонечку все начинает закрываться. Сейчас у нас действует ограничение на проведение массовых мероприятий до 15 ноября. Ресторанам и кафе запретили работать ночью, теперь после 11 часов и до 7 утра они будут закрыты.

Кроме того, у нас вновь возобновили работу обсерваторы. Вот больница, которую вы только что видели, там как раз будут в том числе открыты пункты временного размещения для тех, кто по состоянию здоровья уже может выйти из стационара, но вернуться домой – пока еще нет.

У нас продлили школьные осенние каникулы еще на неделю. Это касается учеников всех классов. Но в ближайшее время школы Удмуртии закрываться на карантин не будут, потому что в большинстве школ эпидобстановка, в общем-то, нормальная. При этом большинство учителей, в том числе родители, они против того, чтобы школы переходили на дистант.

Коронавирус, кстати, у нас теперь будут лечить с помощью переливания крови, точнее – плазмы. Сдать кровь на анализ можно будет с 19 октября. Есть определенные условия для доноров. Одним из них планирует стать наш губернатор – Александр Бречалов благополучно переболел коронавирусом еще летом.

Понятно, что пандемия навсегда войдет в историю. Вы видели уже граффити, которое на этой неделе появилось на фасаде одной из больниц, которая, в общем-то, и будет перепрофилирована под COVID-центр. Появился там рисунок докторов-супергероев. Если заметили, то на граффити были изображены врачи, и у них под костюмами, под халатами были супергеройские костюмы.

А вообще, конечно, ситуация с COVID омрачается тем, что у нас идет высокий рост заболеваний по ОРВИ. За неделю заболели более 15 тысяч жителей Удмуртии. Очень многие сейчас обсуждают в соцсетях, как они тяжело болеют, что не могут дождаться «скорой», занимаются самолечением.

Но вообще еще одна такая, знаете, животрепещущая тема для обсуждения в соцсетях – она уже не связана с коронавирусом, а связана скорее с какими-то социальными нормами. Идет обсуждение: где же необходимо делать специальные площадки для выгула животных? Социальный опрос идет онлайн и действует для жителей Глазова, Ижевска и Воткинска. По себе могу сказать, что, действительно, это прямо такая насущная проблема для всех собачников, что негде выгулять животных. Поэтому несмотря на то, что у нас уже действуют штрафы, пока еще эти санкции в действие не введены, потому что действительно нет площадок.

И вообще эта неделя у нас такая очень плодотворная на ввод общественных пространств каких-то и новых благоустроенных дворов. Всего по Удмуртии были введены 43 новых объекта.

Ольга Арсланова: Как много всего! Интересно! Особенно новость о губернаторской крови мне понравилась.

Денис Чижов: Губернаторская кровь! Звучит как «царская кровь».

Ольга Арсланова: Губернатор может своей кровью спасти свой регион от коронавируса. Ну а остальные проблемы жители сами как-нибудь решат.

Денис Чижов: Площадки для животных построят.

Ольга Арсланова: Спасибо городу Ижевску.

Денис Чижов: Спасибо. Это был Ижевск.

И далее переносимся в Курск. Здравствуй, дорогой Курск и Татьяна Симоненкова.

Ольга Арсланова: А чем он так дорог тебе?

Денис Чижов: Мне?

Ольга Арсланова: Да.

Денис Чижов: Потому что я там никогда не был. Хотел бы побывать. Вот сейчас я узнаю какие-то новости оттуда, которые привлекут меня в этот город.

Ольга Арсланова: Татьяна, если хочется побывать в Курске, нужно знать, какая у вас обстановка с коронавирусом. Сообщите, пожалуйста.

Татьяна Симоненкова: Здравствуйте, коллеги.

К сожалению, у нас выросло число заболевших. Очень долго статистика держалась на уровне плюс-минус 30 человек в сутки. Сегодня новых случаев – 80.

Также врачи говорят о том, что у нас прибавились сезонные грипп и ОРВИ. Простые люди стали более бдительно относиться к себе и к своему здоровью. Если раньше с какими-то симптомами простуды шли на работу, то сейчас сразу обращаются к врачам из-за опасения, что это COVID. В «скорую помощь» в сутки поступает примерно 700 вызовов. Для сравнения: в прошлом году, прошлой осенью их было в среднем 500. То есть нагрузка сильно выросла.

Я всегда хвасталась в перекличке по регионам, что у нас очень много послаблений режима. Но даже у нас в связи с эпидобстановкой вернули некоторые ограничения. Например, у нас культурные и спортивные мероприятия – только на улице. Какие-то массовые события с участием школьников и студентов вообще под запретом до конца года. Люди пожилые, старше 60 лет, обязаны уйти на самоизоляцию, а работающие – по возможности, на «удаленку».

Отдельно отмечу, что у нас как-то ужесточился контроль за масочным режимом. По ощущениям, такого не было ни весной, ни летом. То есть решили бизнес не добивать, не закрывать, а дисциплинировать людей рублем, чтобы соблюдали эти элементарные меры. У нас уже оштрафовано несколько магазинов, которые обслуживали клиентов без масок, и выписано несколько десятков протоколов на водителей общественного транспорта.

Денис Чижов: Татьяна, подождите. Но это же опять штрафы для бизнеса получаются. Вы говорите, что начали бороться, именно людей штрафовать. Я думал – на улицах.

Татьяна Симоненкова: Я вам хочу сказать, немножко признаюсь, что, допустим, когда вдруг я забыла масочку в машине, мне отказали в обслуживании в магазине, на заправке и на почте. Я вернулась, надела маску. И мне предложили на месте ее купить.

То есть в магазинах персональная ответственность у продавца, если он допустил продажу человеку без маски. Ну, индивидуальные предприниматели и юрлица. То есть это скорее показательно. Мне кажется, сейчас уже повально отказывают людям. То есть если человек без маски, то им дороже, не такая выгода…

Ольга Арсланова: Штраф дороже, штраф.

Татьяна Симоненкова: Да-да.

Ольга Арсланова: Потому что в Москве это существенные суммы. Штрафуют за то же самое и индивидуальных предпринимателей, и магазины, и так далее.

Денис Чижов: Татьяна, некоторые люди по старинке совершенно неправильно, но пытаются бороться с коронавирусом, дезинфицируя себя с помощью алкоголя разного.

Ольга Арсланова: Изнутри, что ли?

Денис Чижов: Изнутри, да-да-да. До сих пор. Вот как в Курске? Я пытаюсь подвести вас к следующей вашей теме про алкоголь.

Татьяна Симоненкова: Я вспоминаю, что вы не были у нас в регионе.

Денис Чижов: К сожалению.

Татьяна Симоненкова: Даже не знаю, приедете теперь или нет.

Денис Чижов: Давайте узнаем, приеду или нет.

Татьяна Симоненкова: У нас идут ограничения откуда не ждали. То есть Курская область может стать… я не знаю – хочет или не хочет, но может стать самым трезвым регионам в ЦФО.

Денис Чижов: Еду! Еду!

Татьяна Симоненкова: Оказалось, что во время самоизоляции куряне стали меньше пить. Если в прошлом году приходилось четыре литра на душу населения, то в этом году – почти в два раза меньше. И эксперты связали это именно с пандемией.

Заместитель губернатора, курирующий здравоохранение, внес предложение в областную думу: запретить продажу алкоголя после восьми вечера (не после десяти, а после восьми), а также ввести, ну, не дополнительные праздники, а такие дни, когда в принципе алкоголь купить нельзя будет – по аналогии с 1 сентября, с Днем защиты детей. Его поддержали два ректора курских вузов, они тоже подписались под этим предложением.

Я еще добавлю такой штрих. Это пока предложение, его будут обсуждать. Но у нас есть и готовое решение: у нас с начала следующего года в Курске закроют 120 «наливаек», вот этих пивных точек в многоэтажках площадью меньше 30 квадратных метров…

Ольга Арсланова: …где, в общем-то, такие человеческие еще цены на алкоголь. Остаются бары и рестораны, которые работают круглосуточно. Насколько хватает доходов у жителей города, чтобы ходить туда?

Татьяна Симоненкова: Ой, разные доходы, разные жители. Люди очень жалуются, конечно, на то, что они стали меньше зарабатывать. Я думаю, в том числе и эта статистика – было четыре литра, а стало два с копеечкой – говорит о том, что стали меньше покупать.

Ольга Арсланова: То есть, с одной стороны, радуешься за трезвость. А вот за бедность все-таки печалишься. Получается, что новость противоречивая.

Спасибо вам. Спасибо, коллеги. Татьяна Симоненкова из Курска, Ольга Эра из Ижевска, Севрина Шамхалова из Махачкалы. Мы говорили о новостях в российских регионах.

Денис Чижов: Ну а впереди – самая горячая тема. О ней прямо сейчас.

Ситуация с коронавирусом в этих городах и другие важные для местных жителей события