Никита Мендкович: После 2014 года Украина была де факто американской колонией на ручном управлении из Вашингтона
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/chto-proishodit-61708.html Константин Чуриков: Что касается отношений с Западом, то вот сегодня обратила на себя внимание синхронная – что у нас, что за рубежом – политическая активность. Я только перечислю ряд событий, а дальше будем думать: что, почему и зачем?
Итак, во-первых, собирается сегодня Совет Безопасности. Ну, не в первый раз, это уже часто так бывает, как говорит президент, в том числе по поводу нового назначения в Роскосмосе и направлений развития этой компании собирается Совбез. Тут все штатно. Но вот на что все обратили внимание: Дмитрий Медведев, зам. председателя Совета Безопасности, как раз в тот момент находился в Карелии, как раз на границе с Финляндией. Вот одно из его заявлений.
Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета Безопасности РФ: Очевидно, что решение о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО не укрепляет безопасность региона, а наоборот – осложняет ситуацию с обеспечением безопасности для всех. Что касается самого решения, то мы понимаем, каким образом это решение принималось, какая истерика вокруг этого была, как влияли на умонастроения двух этих стран из-за океана, из Брюсселя. Совершенно очевидно, что в результате этого решения вот та самая известная линия Паасикиви – Кекконена, если говорить о Финляндии, да и отношения с нейтральной Швецией подлежат пересмотру.
Что же касается нашей реакции на вступление этих стран в НАТО, то, как сказал президент нашей страны, эта реакция будет симметричной. То есть они могут выбрать разный путь движения внутри Североатлантического Альянса: или умеренный, или, так сказать, что называется, полностью распахнуть калитку и принять решения о создании баз на своей территории, о размещении ударных вооружений. Это зависит от самих стран. И симметрично этому будут предприниматься наши ответные шаги.
Константин Чуриков: Параллельно с этим в Узбекистане сегодня встретились министр иностранных дел России Сергей Лавров и его китайский коллега Ван И после небольшой заминки сняли маски и пожали руки. Пандемия пандемией, но, как сказал Сергей Викторович, мы доверяем друг другу.
Тем временем (вот все прямо фактически одновременно происходило) Байден позвонил Си Цзиньпину. О чем говорили – пока неизвестно достоверно.
Ну и в довершение новость вчерашнего позднего вечера: глава Госдепа хочет говорить с Сергеем Лавровым.
Налицо какая-то небывалая политическая активность. С чем она связана? О чем может свидетельствовать? Сейчас спросим у нашего эксперта. Это Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба. Никита Андреевич, здравствуйте.
Никита Мендкович: Здравствуйте.
Константин Чуриков: У вас тоже ощущение, что как-то все так задвигалось в политическом смысле? Нет?
Никита Мендкович: Ну, у нас вообще очень насыщенный год, 2022-й, на всевозможные политические события. У нас и вооруженный конфликт на Украине, и обострение с Западом, и обострение ситуации вокруг Тайваня на Востоке, и попытка мятежа в Казахстане и в других государствах Центральной Азии. В общем, событий, может быть, даже больше, чем хотелось бы.
Так получилось, что для нас сбывается китайское проклятие: мы живем в эпоху перемен, а с другой стороны, в довольно интересное время. Потому что мы учили в школе какие-то выдающиеся исторические события, оценивали их, рефлексировали, читали о них в художественной литературе, а теперь мы сами живем на таком переломном моменте и сами творим историю. Это подвиги не наших отцов, не наших дедов, а это подвиги нашего поколения – те, которые мы можем совершить.
Константин Чуриков: Ну, с чисто политической точки зрения, что мы видим? Накануне становится известно, что Денис Пушилин посетил Брестскую крепость. Да, понятно, естественно. Ну, это в двух шагах, как говорится, от Польши. Дмитрий Анатольевич Медведев у границ Финляндии. Мы посылаем какие-то сигналы? Объясните, пожалуйста. Как вы думаете? И на что мы рассчитываем?
Никита Мендкович: Ну, прежде всего, факт визита Пушилина в Брест указывает на то, что отношения Минска с ДНР и ЛНР становятся все более тесными. Я напомню, Лукашенко наконец заявил какое-то время назад о готовности полностью их юридически признать. Более того, визит Пушилина является сигналом о том, что подобные прямые дипломатические отношения разворачиваются и развиваются. Брест в данном случае важен тем, что это Город воинской славы, место, где впервые был встречен натиск немецко-фашистских оккупантов на нашей границе. И сейчас Россия и республики Донбасса…
На мой взгляд, сейчас довольно много важных событий. Что касается визита на финскую границу господина Медведева, то я хотел бы заметить, что, да, это сигнал на фоне разговоров о возможном вступлении Финляндии в НАТО, поскольку, в случае если это произойдет, нам придется очень сильно укреплять границу. А Дмитрий Анатольевич сейчас пользуется репутацией проводника наиболее жесткой политической позиции Москвы. Он сейчас делает самые жесткие заявления, более жесткие, чем наш нынешний президент.
И его визит на границу с Финляндией, ну, является довольно тонким сигналом. На что именно? Здесь, скорее всего, конкретизируется во время закрытых консультаций. Скорее всего, это вопрос, что Хельсинки должны понимать, что если они будут вступать в НАТО и строить враждебные отношения с Россией, то враждебность, какие-то защитные меры могут быть симметричными – и в экономической, и в военной сфере.
Константин Чуриков: Никита Андреевич, получается, что мы все-таки рассчитываем на то, что, например, финские лидеры прислушаются, о чем-то задумаются, что проснется какое-то другое видение, да? Мы все еще на это рассчитываем?
Никита Мендкович: Ну смотрите. Рассчитывать нужно на лучшее, а готовиться к худшему. Безусловно, всегда нужно добиваться того, чтобы конфликт разрешился бескровно, без эскалации в отношениях. Теоретически подобные шансы есть, потому что сейчас Турция еще не приняла окончательного решения о вступлении в НАТО Швеции. Финляндия заявила, что без Швеции в НАТО вступать не будет. Из-за чего мы сейчас имеем несколько такую подвешенную ситуацию: то ли будет это вступление, то ли нет.
В принципе, у Швеции и Финляндии есть способы отыграть эти шаги назад из-за позиции Турции без потери лица. Учитывая, что сейчас усиливается экономический кризис в Европе из-за топливных проблем, из-за проблем с продовольствием, из-за общей экономической рецессии, я на самом деле не исключаю, что могут произойти определенные тектонические сдвиги и в самой европейской политике, не только стран Скандинавии, но и стран Старой Европы. Но подчеркну: это именно надежда, а готовиться нужно, к сожалению, к худшему. Поэтому, если не удастся достигнуть какой-то деэскалации, ну что же, придется укреплять северные границы.
Константин Чуриков: Тут еще возникает вопрос: а к чему худшему готовиться? Потому что я тут, например, сегодня, листаю газеты, журналы и сообщения различные, вижу, что, например, аналитик, вполне себе серьезный аналитик американский… значит, фонд Heritage Foundation, на панельной дискуссии в рамках симпозиума по сдерживанию, между прочим, она заявляет, что Америке надо готовиться к тому, чтобы отвечать на сразу два ядерных удара из разных стран. Параллельно с этим, например, северокорейский лидер сообщает о том, что, в случае чего, он готов нанести ядерный удар. То есть тут уже не знаешь, к какому худшему варианту приготовиться.
Никита Мендкович: Ну, во-первых, давайте разделим моменты. Что касается ситуации с Северной Кореей, то у них там давно уже нет никаких хороших отношений с США, практически с самого основания этого государства. США вначале под прикрытием ООН совершали агрессию против Северной Кореи, затем пытались душить ее санкциями. Сейчас они пришли к патовой ситуации.
Чтобы отстоять свой суверенитет, в нарушение международной практики Северная Корея создала свое ядерное оружие и неоднократно заявляла: «Будет угроза нашей независимости – будем бить. Если надо, то и по США». Это, кстати, норма для всех военных доктрин всех стран: если есть ядерное оружие, то открыто заявляется о том, что оно будет применено в случае угрозы суверенитету и целостности государства. Напомню, что подобные заявления, кстати, неоднократно делал, например, Израиль. И как бы само по себе это не является чем-то страшным и неестественным.
Другое дело, что дискуссии о сдерживании и перспективах использования ядерного оружия в США действительно начинают беспокоить. Потому что, например, недавно вышел доклад Rand Corporation, который является частным аналитическим центром при Пентагоне, ну, работает с ними по контрактам на протяжении уже многих десятилетий. И они выпустили открытый доклад о том, что нужно принимать меры, чтобы не допустить дальнейшую эскалацию в отношениях с Россией, потому что существует риск перехода к вооруженной конфронтации за Украину, вплоть до применения тактического ядерного оружия. Rand пишет, что США ведут себя столь агрессивно, НАТО столь агрессивно концентрирует войска в Восточной Европе, что в какой-то момент может нарваться на симметричные действия России, в том числе какие-то превентивные удары, и призывает деэскалировать ситуацию.
Я надеюсь, что в этом плане Rand Corporation – это не единственная организация, не единственные люди в США, которые понимают, что дальше заводить конфронтацию нельзя, что задушить Россию не получилось и придется с ней сосуществовать и уважать. Потому что в случае прямой военной конфронтации мы понимаем, что победивших в ней не будет, а будет нанесен очень большой вред любым участникам конфликта.
Повторюсь: здесь нужно надеяться на разумное поведение наших противников. В конце концов, отношения были не менее острые в период Кубинского кризиса, но от прямой военной конфронтации мы тогда ушли.
Константин Чуриков: Я вот смотрю в компьютер, потому что много важных сообщений приходит. Начну с такого легкого: в финском МИДе предложили варианты ограничения российского туризма, вплоть до аннулирования виз россиян. Далее, свежая новость: губернатор Калининградской области заявил о возможном прекращении транзита через Литву с 1 сентября. Отказ литовского банка, который обслуживает транзит грузов в Калининград, от работы с Россией с 1 сентября будет означать невозможность оплаты транзита, и Литва может перестать его пропускать. То есть опять, по-новому, да?
И вот сейчас подробности как раз звонка Байдена Си Цзиньпину. Значит, Си Цзиньпин, говоря о тайваньском вопросе в разговоре с Байденом, заявил, что играющий с огнем непременно сам себя обожжет. И также они обсуждали украинский кризис.
Никита Андреевич, мы пока не видим, в принципе… Ну, мы видим наши попытки, попытки Китая как-то вразумить, объяснить – не теми словами, так другими, какими-то жестами. Но мы не видим с той стороны готовности пойти на попятную.
Никита Мендкович: Это, к сожалению, большая проблема. Повторюсь: сейчас скорее речь идет не о том, чтобы противник быстро пошел на попятную, наконец признав наше право на суверенитет и безопасность, а хотя бы дальше не эскалировал ситуацию.
Здесь есть некоторая надежда на диалог с Европейским союзом, но США пока демонстрируют агрессивную позицию, потому что отступление для Байдена, для Демократической партии будет иметь катастрофические последствия на выборах и, кроме того, нанесет большой ущерб репутации США в рамках НАТО. Они проиграли в Афганистане, позорно сбежали оттуда. И еще один промах, провальная попытка использовать Украину как военный инструмент будет означать очень серьезную потерю влияния США в международной политике. Поэтому, к сожалению, мы и наблюдаем такую неконструктивную позицию.
С другой стороны, я думаю, что в США понимают, что конфронтация и с Россией, и с Китаем (а они не оставляют нам никакой свободы маневра, кроме как поддерживать друг друга) приведет к гибели США – без учета того, какой ущерб они смогут нанести противнику.
Поэтому я думаю, что путем того или иного противостояния, прежде всего на Украине, прокси-противостояния российской армии и армии украинского народа против наемников США будет достигнуто какое-то послевоенное урегулирование, потому что за любой войной следуют переговоры о мире: в каких-то случаях, как это было в 45-м году, на условиях капитуляции, в каких-то случаях на условиях уступок проигравшей стороны в отношении победителя.
Я лично надеюсь, что наши успехи на украинском театре военных действий… А сейчас чувствуется, что линия фронта начинает трескаться под наступлением антифашистских сил. Есть надежда, что мы рано или поздно, уже в близком будущем должны будем перейти к переговорам о послевоенном мире, о статусе бывшей Украины, об отношениях с США и НАТО.
Константин Чуриков: Кстати говоря, несколько недель назад тоже были публикации в западной прессе (не знаем, верить им или нет – скорее, наверное, нет, чем да), что, тем не менее, сейчас рассматриваются на Западе какие-то варианты, как выйти из этой неловкой для них ситуации.
Как вы прокомментируете вчерашнее заявление (все-таки оно такое достаточно обсуждаемое) главы ДНР Дениса Пушилина о том, что нужно вообще на Украине освобождать все русские города? Он их перечислял. Еще раз перечислим: Киев, Чернигов, Полтава, Одесса, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, Луцк. Сегодня спрашивают о том же пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, и он, в общем, фактически на другом языке, на более официальном языке говорит, что, в принципе, надо. Цитата: «В Кремле поддерживают настрой на то, что в целом нужно освобождать Украину от неонацистских настроений. Необходимо принять меры, которые принимаются в русле специальной военной операции».
Значит ли это, что все, решение уже принято? Вот тут обсуждают, что там на карте останется от Украины, что не останется. Может быть, вообще Украины как субъекта не станет?
Никита Мендкович: Понимаете, проблема в том, что сейчас уже Украины как субъекта на самом деле нет, если говорить с точки зрения права. В 2014 году на Украине был легитимный президент Янукович. Его свергли в результате «цветной» революции, организованной США. Ряд американских структур постфактум вполне официально признавали, что они там давали деньги на организацию этих беспорядков.
На территории страны после этого возникло четыре новых правительства. Одно из них – так называемый официальный Киев, другое – в Крыму, и, соответственно, два в Донецке и Луганске. Они все примерно равные и обладали легитимностью. После этого каждое из этих правительств, кроме крымского, которое вошло просто в состав России, проводило референдумы и, соответственно, выборы для легитимизации своего статуса. Но поскольку целостного контроля над страной нет ни у одного из них, легитимной власти на Украине нет. Назвать киевский режим только потому, что ему посчастливилось захватить Киев, легитимным мы не можем.
Сейчас мы знаем уже и из воспоминаний Байдена, и из опубликованных документов, что еще в бытность свою вице-президентом он курировал Украину, давал Порошенко прямые приказы, кого назначать премьером, какую политику проводить. Поэтому это была де-факто американская колония на ручном управлении из Вашингтона.
Сейчас кризис зашел в тупик, и украинский народ ведет сейчас борьбу за свое будущее. С одной стороны, это неофашистский режим Зеленского при поддержке американских наемников и натовского оружия. С другой стороны, это народное восстановление Донбасса и других регионов. А я напомню, что, например, в Херсоне сейчас сформирована Одесская бригада из числа граждан Украины, которая как раз провозгласила, что ее цель – участие в походе по освобождению Николаева и Одессы.
Речь идет о том, что нужно действительно освободить Украину. И дальше уже общество будет решать через выборы, через референдум, кто там будет управлять, какой будет статус у тех или иных территорий, какие у них там будут отношения с ЕС, с Россией, да хоть с Китаем. Сейчас нет правительства, которое бы полностью выражало волю народа – просто потому, что киевский режим нелегитимный, а ДНР и ЛНР не имеют возможности провести выборы.
Константин Чуриков: Никита Андреевич, а с какой целью наши, скажем так, высокопоставленные чиновники, то есть руководители, в свое время глава Службы внешней разведки говорил о том, что Польша все-таки планирует войти на территорию Украины под тем или иным предлогом? И вот Дмитрий Анатольевич Медведев накануне у себя в Telegram тоже опубликовал картину, как Украина могла бы выглядеть: как думали на Украине, что она будет выглядеть, и как она станет выглядеть, с точки зрения некоторых зарубежных экспертов.
Вопрос: а зачем это публикуется? Зачем об этом, например, Дмитрий Анатольевич Медведев заявляет громко? Это приглашение этим другим странам, так сказать, принять участие в разделе Украины? Или что? Или мы чего добиваемся этим?
Никита Мендкович: Понимаете, я не думаю, что Дмитрий Анатольевич предлагает кому-то принимать участие в разделе Украины. У России совершенно другой набор задач. Нам нужна стабильная Украина, территория с народом, который сам определяет свою судьбу, а не живет по указке из Вашингтона и не превращает свою территорию в огромную антироссийскую военную базу.
Но проблема в том, что без всякого нашего на то хотения или не хотения Польша действительно рассматривает возможность под шумок захватить ряд западных регионов Украины. Ну, это факт. Об этом и открыто говорилось, и есть многочисленные свидетельства подготовки ими войск. Сейчас они публично заявили о том, что намерены в два раза увеличить армию, просят на это помощи у США. Это понятно. Польский президент хочет войти в историю и хочет, соответственно, националистической истерией каким-то образом сгладить социальные проблемы, с которыми сталкивается Польша – одна из наименее все-таки успешных стран Европы на текущий момент.
Что касается того, что… Ну да, на карте, кроме того, было помечено, что Венгрия проявляет интерес к некоторым регионам, потому что Венгрия прямо заявила, что ее беспокоят притеснения соотечественников на этих землях. Поэтому мы не исключаем агрессии со стороны Запада либо попытки захватит часть территории, ну, эти пограничные регионы, либо даже пытаться продвинуться на восток и идти на конфронтацию с Россией.
Именно от этого сейчас предостерегает американское руководство аналитический центр, потому что понимает, что подобные агрессивные действия союзников по НАТО, если США сразу от них не отмежуются, создают очень большой риск военного кризиса, причем скорее риск для США, потому что Россия нанесет удар, США по очевидным политическим причинам не пойдут на издержки, не пойдут на прямое вмешательство в конфликт. И это окончательно похоронит американскую репутацию, потому что это уже не Украина, это не Афганистан, а действующий член НАТО – Польша.
Константин Чуриков: Никита Андреевич, спасибо большое. Еще бы с вами говорил, но, к сожалению, связь нас подводит. Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба.
Зрители активно нам пишут. «С фирнами нам надо закрыть границу. Хоть наши туристы смогут наконец-то посетить Карелию», – Ставропольский край. Я думаю, что наши люди активно в Карелию едут. А насчет границы с Финляндией – действительно, наверное, стоит подумать. Но это не нам с вами решать.
Приморье: «Считаю, что с главой Госдепа Сергею Лаврову сейчас разговаривать не стоит». Кстати, мы вспомним о том, что некоторое время тому назад глава нашего МИДа, как раз Сергей Лавров, говорил, что когда Запад захочет с нами выйти на связь и постепенно хотя бы восстанавливать отношения, мы еще десять раз подумаем, стоит ли нам это делать.
Мы продолжим через несколько минут, говорить будем о нехватке учителей. Есть новые данные экспертов РАНХиГС. В общем, узнаем, что происходит у нас с учителями за месяц до начала нового учебного года.