Что происходит на алкогольном рынке России?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/chto-proishodit-na-alkogolnom-rynke-rossii-58632.html
Дмитрий Лысков: Интересные новости приходят, вы не поверите, с алкогольного рынка. Крупные дистрибьюторы иностранного алкоголя внезапно заявили о снижении цен на свою продукцию. Это очень интересно, ведь еще совсем недавно они говорили о полной остановке поставок.
Тамара Шорникова: Зато отечественные производители, и это уже не такая веселая новость, предупредили о подорожании российских вин как минимум на 15%. Оказывается, в нашем виноделии достаточно импортных компонентов, с которыми могут возникнуть сложности. Но это очень такая, прямо скажем, аккуратная формулировка...
Дмитрий Лысков: Мягкая, да, аккуратная. Мы не стремимся к нездоровым сенсациям, нам нужны здоровые сенсации.
Тамара Шорникова: Ха-ха, и важные честные разговоры.
Максим Черниговский, генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка». Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Здравствуйте.
Максим Черниговский: Здравствуйте, Тамара, здравствуйте, Дмитрий, здравствуйте, уважаемые друзья.
Дмитрий Лысков: Что у нас происходит? Иностранные дистрибьюторы, вернее дистрибьюторы иностранного алкоголя, говорят о снижении цен, наши говорят о повышении цен. Как-то вот одно с другим не бьется.
Максим Черниговский: Я понимаю, «все смешалось в доме Облонских».
Дмитрий Лысков: Все смешалось.
Максим Черниговский: Да, все.
Ну, на самом деле то, что импортеры объявили о снижении цен, – это вполне естественный процесс. Дело в том, что, когда началась чехарда с курсами доллара и евро, соответственно, к рублю, импортеры сильно подняли цены. Почему? Потому что курс был плавающий, они, в общем, по вполне понятным причинам не понимали, какое ценообразование в текущей ситуации вполне нормальным может быть. Сейчас все-таки курсы уже более-менее в устоявшемся таком порядке оказались, соответственно, импортеры стали снижать цены на свою продукцию.
Что касается отечественной продукции, вы знаете, действительно, сегмент тихих, игристых вин – это, наверное, самый проблемный вообще сегмент на рынке легальной алкогольной продукции. Почему? Потому что около 50% от всех тихих, игристых вин мы завозим из-за рубежа. Значит, с чем это связано? Это связано не с тем, что наши производители не справляются с точки зрения своих производственных возможностей, у нас отечественное производство, скажем так, задействовано примерно на 60%. У нас катастрофически в стране не хватает виноматериала, сырья не хватает винодельческого, понимаете.
Я приведу только одну цифру: у нас на сегодняшний день в стране около 100 тысяч гектаров площадей виноградников, а чтобы обеспечить страну полностью виноматериалом, необходимо около 250 тысяч гектаров площадей виноградников. При этом за последние 8 лет мы увеличили наши площади примерно на 40 тысяч гектаров, понимаете. То есть путем простого расчета получается, чтобы страна полностью могла себя обеспечить российским виноматериалом, необходимо 30 лет. А на сегодняшний день, если говорить о законе о виноградарстве и виноделии, винами может считаться только та продукция, которая произведена на территории Российской Федерации и на основе отечественного виноматериала. Ну вот в связи с этим...
Дмитрий Лысков: Которого просто нет, физически не хватает, для того чтобы обеспечить...
Максим Черниговский: Совершенно верно. Просто не хватает винодельческого сырья, в этом проблема только.
Дмитрий Лысков: Максим Зиновьевич, вернемся все-таки к иностранным поставщикам. Я вот так до конца и не разобрался, помогите понять, что творится. Вроде бы те же самые французские виноделы уже собрались хоронить свои виноградники, потому что был санкционный запрет на поставку вин в Россию в качестве предметов роскоши, европейцы тоже там уже какие-то похоронные марши запели. И тут вдруг дистрибьюторы иностранных вин даже снижают цены. Мы перешли на какие-то другие вина?
Максим Черниговский: Ну, на самом деле достаточно были большие, скажем так, стоки, или остатки импортной алкогольной продукции на 24 февраля, и целый ряд импортеров, ну очень известных, тот же Simple, Luding, они заморозили в принципе поставки, по-моему, первые 10 дней после 24 февраля вообще поставок от крупных импортеров в розницу не было. Сейчас эти поставки, соответственно, восстановлены. Что касается, скажем так, чистого импорта, то сейчас, на сегодняшний день проблемы существуют, действительно, целый ряд стран, скажем так, объявили запрет на ввоз импортной, в т. ч. алкогольной, продукции. Но у нас достаточно большие поставки из стран Нового Света, понимаете, здесь, в общем, практически проблем никаких нет за редким исключением.
Другой вопрос, чтобы, понимаете, снизить цены на легальную, подчеркиваю, алкогольную продукцию, на мой взгляд, необходимо сейчас поменять законодательство, в первую очередь закон о виноградарстве и виноделии, о котором я в двух словах сказал, а именно временно, но, я считаю, на следующие 3 года все-таки разрешить отечественным виноделам использовать импортное сырье. Опять-таки, один только пример: понятно, что готовая продукция из стран того же Нового Света будет гораздо дороже для россиян, чем то же самое сырье, которое мы бы импортировали из стран Нового Света и уже из этого сырья делали бы готовую продукцию. То есть такая продукция была бы гораздо дешевле. К чему бы это привело? Это привело бы к тому, что объем все-таки нелегального рынка в Российской Федерации стал все-таки снижаться.
И в этой связи я хочу напомнить о тех ужасных событиях, которые происходили в конце прошлого года, когда в целом ряде регионов люди массово травились вот этой нелегальной спиртосодержащей продукцией, которая очень часто была произведена из метанола, понимаете. С чем это связано опять-таки? Это связано с огромной ценовой дифференциацией между легальным и нелегальным алкоголем. Чтобы дифференциацию снизить, нужно, еще раз повторяю, поменять российское законодательство в плане именно вот винодельческой продукции, разрешить завозить импортное сырье.
Дмитрий Лысков: Ну то есть тут два аспекта, конечно. С одной стороны, вот тот кошмар, которым пугали весь конец 1990-х – начало 2000-х гг., который звучал «Алкоголь скоро подорожает и исчезнет с прилавков», вот чуть ли не революцию ожидали при таком развитии событий тогда, такой угрозы у нас нет. А вот то, что дорожать будет, насколько я понимаю, ну пока, вот если не предпринять мер, то будет?
Максим Черниговский: Вы знаете, Дмитрий, хороший вопрос. Дело в том, что алкогольный рынок легальный в Российской Федерации один из самых защищенных вообще, если говорить об импортозамещении. Почему? Потому что, как я уже сказал, у нас единственный проблемный такой сегмент – это тихие, игристые вина. В остальных сегментах, будь то крепкий алкоголь, пиво и пивные напитки, слабоалкогольные напитки, там объем импорта незначительный, т. е. от 5 до 10%. Так что здесь я могу с гордостью сказать, что производители легального, подчеркиваю, алкоголя, в общем, наверное, флагманы на сегодняшний день всего потребительского рынка Российской Федерации.
Тамара Шорникова: Максим Зиновьевич, ну, наверное, кому что больше нравится, тот о том и хочет спрашивать. Я вот хочу спросить все-таки о нашем вине и о тех прогнозах, которые дают эксперты, о росте цен минимум на 15%. Согласны ли вы с такой оценкой? Потому что вот из того, что нашла, на декабрь 2021-го средняя стоимость литра в рознице столового вина 474 рубля 3 копейки. В принципе кто с чем как может сравнивать, но не могу сказать, что рост на 15% воодушевит покупать еще больше российское вино. Итак, ваша оценка прогноза, на сколько может вырасти цена?
Максим Черниговский: Ну, что касается импортного алкоголя, вы правильно совершенно уже заметили, что рост произошел примерно в 2 раза, если сравнивать с ценами декабря прошлого года. Что касается отечественной алкогольной продукции, то рост произошел уже на 30–40%. Речь идет опять-таки о той продукции, которая произведена в текущем году и которая, соответственно, поставлена в розницу опять-таки в 2022 году. Но у нас еще в розничных магазинах существуют остатки вот той прошлогодней продукции, и там действительно рост ценовой, скажем так, не очень большой, 10–15%.
Тамара Шорникова: Но это то, что уже прибавили, а вот в дальнейшем чего ждать, каких этикеток, каких ценников?
Максим Черниговский: В дальнейшем, если текущая ситуация не изменится, я напоминаю, что у нас на сегодняшний день ставка ЦБ 20%, вы понимаете, то на отечественную продукцию цены вырастут, на мой взгляд, примерно на 50%, что касается импорта, то до 100%.
Дмитрий Лысков: Да, не очень оптимистичные прогнозы...
Тамара Шорникова: Переходим на ЗОЖ, да?
Дмитрий Лысков: Да, похоже, вина нам не попить. Максим Черниговский, генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка», был с нами на прямой связи.
Тамара Шорникова: Но, возможно, есть хорошие новости у Михаила Николаева, это управляющий партнер проекта «Долина Лефкадия», Краснодарский край.
Дмитрий Лысков: Михаил Михайлович, здравствуйте.
Михаил Николаев: Добрый день.
Дмитрий Лысков: Ну вот мы только что услышали, что у нас просто не хватает своих материалов, для того чтобы производить в стране достаточное количество вина.
Тамара Шорникова: Дим, я добавлю. Вы знаете, я начала читать как раз про то, как вы вкусное вино делаете, и я удивилась, потому что там просто перечень пунктов, что мы завозим, ну помимо виноматериалов: пробка не наша, бутылка, бочка не наша... Вот только один производитель с собственным бондарным производством, изготовлением бочек есть в России, не буду называть, наверное, все знают, ну один. Дрожжи, перлита, все, что нужно для брожения сусла, какие-то составляющие для производства стекла и т. д. Мы сами что делаем?
Михаил Николаев: Ну, мы сами выращиваем очень хороший виноград... Не знаю, если меня слышно в эфире как раз...
Тамара Шорникова: Отлично слышно.
Дмитрий Лысков: Прекрасно слышно.
Михаил Николаев: Да. Так вот, если честно, в России с точки зрения территории есть очень хорошие зоны с отличным микроклиматом, для того чтобы были высококачественные вина. Понятно, что в России на сегодняшний день нет того объема посадок, чтобы полностью импортозаместить массовые дешевые вина из тех стран, где уже с 1980-х гг. занимаются таким промышленным виноградарством, это Испания или Чили, например.
Но я из тех, кто считает, что в России не надо по этому пути идти, у нас немножко не тот климат и совсем другие реалии. И даже если, может быть, мы не умеем производить много и дешево, мы умеем производить меньше, но более качественно и более интересно. И здесь как раз на этом стоит сделать акцент с точки зрения российского вина, потому что догнать и перегнать массовых производителей, я думаю, это неправильная задача.
Тамара Шорникова: Да, но а что касается технологий производства, на какие российские разработки вы опираетесь, что действительно покупаете за рубежом теперь уже по космическим ценам, я думаю?
Михаил Николаев: Вы знаете, в виноделии очень мало что поменялось за последние 8 тысяч лет. Объективно вино можно делать достаточно схожим образом, как его делали тогда. Понятно, что промышленное интенсивное виноградарство, виноделие сильно поменялось за последние годы, и опять же вопрос, насколько мы хотим по этому пути идти.
В России, да, у нас импортные трактора, соответственно, все запчасти для них, у нас импортные бочки в большинстве случаев, у многих предприятий импортные дрожжи, многие элементы химзащиты и т. д., понятно, импортная пробка и т. д. Но в реалии в виноделии если сделать уклон на органические виноградники, сделать уклон на собственные дрожжи, можно как раз поменять немножко вот эту парадигму и работать, импортозамещая, ну просто не покупая вот эти препараты, которые отчасти импортные.
Дмитрий Лысков: Михаил Михайлович, ну хорошо, а каковы перспективы импортозамещения в этих сферах? Ну вот хотелось бы узнать, когда мы сможем, если сможем, выпускать свои бочки...
Михаил Николаев: Вопрос, надо ли это.
Дмитрий Лысков: А вот как раз да, интересно узнать.
Тамара Шорникова: Или менять пробки на какие-то другие. Читала, что есть, в общем, определенные...
Дмитрий Лысков: На пластиковые.
Тамара Шорникова: ...пробки, которые завозятся из-за рубежа, пробковый дуб, есть, соответственно, какие-то винтовые, их можно и у нас, мол...
Михаил Николаев: Есть из тростника, например. В мире есть тренд на экологичность, и одно из отражений этого тренда – это более легкие бутылки, соответственно, меньше стекла, это отказ от пробки из натуральной коры дерева, потому что экологическая катастрофа в тех местах, где как раз вот эти деревья срубают массово для виноделия, и многие как раз эковинодельни в мире перешли на альтернативные: это и винт, это как раз пробка из тростника. Для упрощения процесса производства мы можем не то что импортозаместить, но отказаться, как я уже сказал, от импортных дрожжей и работать непосредственно со своими местными, что тоже вполне реалистично и даже может быть оправдано для премиального виноделия, потому что это делает вино более отличимым, более оригинальным.
Я думаю, что перспективы по объемам на сегодняшний день не очень хорошие, потому что виноград – это та культура, которая требует от 3 до 5 лет после посадки, чтобы получить первый урожай, так что даже если мы сегодня с вами активно начнем делать, создавать новые виноградники и сажать новые какие-то зоны, то в реалии это только через 3–5 лет скажется. И Россия на сегодняшний день, может быть, не более 50% объема вина может произвести из общего объема вина, потребляемого в стране.
Тамара Шорникова: Хорошо. А как сделать так, чтобы вот то, что мы производим, не сузилось, не уменьшилось? Условно, мы говорим сейчас больше в теории, хочется узнать о вашем личном опыте, с чем вы столкнулись, с какими сложностями и, соответственно, что сейчас происходит с вашим производством, что с ним будет происходить. Потому что хочется действительно видеть на полках больше российских вин, ну желательно еще, конечно, по приятным ценам, так их будет проще поддерживать. Расскажите.
Михаил Николаев: Вы знаете...
Дмитрий Лысков: Вы меня извините, я просто на секундочку добавлю еще от себя, не могу молчать. Как говорится, у оптимиста стакан все время наполовину полон, а у пессимиста наполовину пуст. Тамара спрашивает, как сделать, чтобы не сократилось, а я-то хотел задать тот же самый вопрос, но с той точки зрения, а не собираетесь ли вы расширяться в связи с западными сейчас санкциями.
Тамара Шорникова: Ну вот видишь, говорят, собираются, но это долгое дело.
Дмитрий Лысков: Долго, но собираетесь ли вообще расширяться.
Михаил Николаев: Да-да, конечно, мы сажаем виноградники каждый год и будем продолжать этим заниматься, у нас свой маленький питомник. Мы также уже несколько лет назад начали переход на более легкую бутылку, которая сделана в России. Мы в этом году более резко перейдем на винтовые и альтернативные пробки как раз. Отчасти это изначальный план, связанный с моим желанием сделать вина более экологичными, более как бы ответственными по отношению к природе. Но это также как бы идет на руку импортозамещению, потому что тростниковую пробку можно покупать в других странах, а не только у европейских производителей. Так что мы в принципе также начали больше-больше работать с локальным российским дубом.
Вы спрашивали про бондарни. Я, во-первых, не считаю, что это такая большая проблема, просто нужно научиться работать с локальным дубом. Понятно, что нужно поддержать наши бондарни, которые все эти годы старались что-то сделать и как-то модернизироваться, и сейчас у них уже получается намного лучше, чем даже 5 лет назад, и 5 лет в мире вина – это не такой большой срок.
Так что я достаточно оптимистично смотрю на рынок на сегодняшний день, но опять же все-таки с оговоркой, что, считаю, нам нельзя попадать в ловушку массовости, мы не должны научиться этим заниматься. Мы должны научиться делать высококачественное вино в премиальном сегменте с точки зрения глобального рынка и позиционировать себя как те страны, как есть хороший пример Словении из постсоветского пространства, которые смогли на глобальном рынке завоевать свою нишу как раз в премиум-сегменте.
Тамара Шорникова: Михаил, я бы всеми руками «за», что называется, но вот эти вот все приставки «эко», «премиум» – это автоматически очень дорого.
Дмитрий Лысков: Да, это дорого.
Тамара Шорникова: Расскажите, какие у вас планы на ценовую политику.
Михаил Николаев: Вы знаете, цены мы изначально планировали поднять на 6%, потому что инфляция в прошлом году была в районе 8%, ну как бы как мы ее видим в отрасли. И соответственно, где-то 6–8% мы и планировали поднять, мы их, соответственно, и подняли. Дальнейшее поднятие цен пока у нас не планируется.
В принципе нужно не забывать то, что в прошлом году, 2021 год в Краснодарском крае был очень тяжелый с точки зрения климатических условий, были дожди во время урожая, и многие хозяйства, в т. ч. и мы, потеряли виноградники по объективным причинам, потому что природа так решила. Поэтому заведомо было известно, что цены в этом году будут чуть-чуть выше, потому что урожая значительно меньше.
Насколько это взаимосвязано также с проблемами курса... Ну, есть более-менее зависимые от импортных комплектующих производители. Я думаю, что это выбор лично каждого. В России на сегодняшний день есть альтернативы, хорошая бутылка, есть альтернативы винтовой пробки, многое-многое можно в реалии заменить.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Дмитрий Лысков: Спасибо! Ждем, ждем, когда произойдет замена. Михаил Николаев, управляющий партнер проекта «Долина Лефкадия», Краснодарский край.
Тамара Шорникова: Ну как-то получше настроение, да, стало?
Дмитрий Лысков: Ну естественно, тему-то какую обсудили.
Тамара Шорникова: И продолжим.