Что происходит рядом с ярославской колонией №1

Колония №1 - на самой окраине Ярославля. Совсем рядом - несколько садовых товариществ, поселок Воздвиженье и деревня Очапки. В них живут в том числе охранники, работающие в колонии, и бывшие заключенные ИК №1, которые остались здесь, отсидев срок.

Житель Очапков Василий Прихода когда-то служил во внутренней службе МВД кинологом. Проводил обыски в двух ярославских колониях - №1 и №8. Искал спрятанные наркотики. А позже Василий и сам стал заключенным восьмой колонии - за кражу. До сих пор с ужасом вспоминает, как вели себя охранники.

Василий Прихода, житель деревни Очапки: «Маски» приходили и всех строили, даже как это сказать… Сейчас. Секунду. Били очень сильно. Одному парню моему знакомому с Углича ноги переломали. А на допе я, когда служил, мы тут приезжали, это 89-й год, мы сюда приходили, я кинологом был, короче, в вагоне, как его - там называется пики, вот пикой мужика забили».

Пенсионер Николай Трава с односельчанином не согласен. Он почти четверть века отработал в колонии №1 начальником пожарной охраны. Говорит, ни он сам, ни его коллеги заключенных ни разу не били.

Николай Трава, бывший сотрудник ИК №1 и корреспондент ОТР Эрика Вилль:

- У меня никогда не было, чтобы я кого-то избивал. Такого не было никогда! Это все вранье, что говорят, вранье. Нет такого!

- А Вы давно ушли на пенсию из колонии?

- Сейчас скажу, в 97-ом году ушел.

- Может, сейчас просто порядки изменились?

- Нет, вот у меня даже друзья работают. У меня друзья встречаются - такого не было у нас!

О том, что произошло с Евгением Макаровым, в Очапках слышали не все. Те, кто посмотрел видео в интернете, называют произошедшее кошмаром. Говорят, даже не подозревали о том, что в колонии по соседству такое творится. Продавцы в деревенских магазинах со многими из охранников колонии знакомы - те часто заходят сюда прямо в форме во время обеденного перерыва.

Продавец магазина и корреспондент ОТР Эрика Вилль:

- Я не замечала, что агрессивные.

- А что они покупают - на обед что-то?

- Да-да. на обед две сосиски, булочку, вот такое все.

А эксперты считают, проблема - в кадрах. Работа у сотрудников колоний сложная, опасная, требует от исполнителя большой ответственности. А платят за нее мало. Руководству исправительных учреждений приходится брать не тех, кого хочется, а тех, кто согласен работать с заключенными за маленькую зарплату.

Михаил Федотов, глава СПЧ: «Поэтому нужно, чтобы каждый сотрудник, который работает непосредственно с заключенными, чтоб у него был видеорегистратор. И чтобы ни одна минута его служебного времени не находилась вне видеорегистратора. Еще одна тема связана с работой ОНК. Надо в колонии бывать не два раза за полгода, а хотя бы 2-3 раза в месяц. Особенно, если мы с вами знаем, что в этой колонии были серьезные проблемы».

Журналисты Ярославля сейчас собирают подписи под петицией в интернете. Требуют тщательно расследовать дело об избиении Макарова и строго наказать виновных. Подписи под обращением в адрес Генпрокуратуры и Следственного комитета подписали почти 114 тысяч человек.

В понедельник на этой неделе в колонию №1 приехали уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин и глава совета по правам человека при президенте Михаил Федотов. По их словам, в прошлом году заявления об избиении сотрудниками написали 11 заключенных колонии №1. Но в возбуждении уголовных дел им всем было отказано. Теперь, обещает глава СПЧ, материалы этих дел будут рассмотрены заново.

Корреспондент ОТР Эрика Вилль