Ксения Сакурова: Но, к сожалению, тревожные новости связаны не только с коронавирусом. Из разных регионов приходит информация о гибели детей и подростков от нового вида токсикомании. Страшная забава называется сниффинг: дети вдыхают пропан из зажигалок или специальных баллонов. Виталий Млечин: В Черногорске нашли тело 13-летнего подростка, пропавшего без вести в конце сентября. Выяснилось, что все время, пока его искали родители и следователи, он был недалеко от своего дома в гараже. Экспертиза показала, что подросток надышался газом из баллона. Ксения Сакурова: И вот еще одна история из Алтайского края. В одном из сел Мамонтовского района пятеро детей в возрасте от 10 до 13 лет купили газовый баллончик в магазине и вдыхали газ в заброшенном здании. Умер 10-летний мальчик. Алена Ивлева, потерпевшая: Я узнала, что мои дети находились в той же компании вдыхавших газа и старший сын попробовал несколько раз. Сказать, что я испытала шок, – это мало. Там был и гнев, и страх за детей, что могло так с ними произойти. Константин Мальцев, заместитель руководителя СУ СК России по Алтайскому краю, полковник юстиции: В Алтайском крае за последние 3 года семеро подростков стали жертвами отравлений в результате вдыхания паров газа и два случая отравления несовершеннолетних в результате употребления снюсов. Во всех случаях отравлений подростки приобретали газ в торговых сетях. Ксения Сакурова: И все это при том, что во многих регионах продажа таких баллончиков детям и подросткам запрещена, по крайней мере на бумаге это все действует. Виталий Млечин: Запрещена, только штрафов нет. Может быть, пора вводить? Что вы думаете по этому поводу? Слышали ли вы об этой проблеме? Сталкивались ли вы с тем, что дети дышат газом? Пожалуйста, напишите нам на короткий номер 5445 или позвоните в эфир по бесплатному телефону 8-800-222-00-14. А мы сейчас поговорим с членом Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, председателем Всероссийского общественного движения «СТОПНАРКОТИК» Сергеем Полозовым. Сергей Андреевич, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Сергей Полозов: Добрый день. Виталий Млечин: Сергей Андреевич, насколько это серьезная проблема? Во всех регионах это происходит? И если да, то вообще какие цифры? Потому что статистики такой полной мы не нашли, когда изучали этот вопрос. Сергей Полозов: Все так, проблема обстоит очень остро, все регионы задействованы, в основном подключена молодежь от 11 до 15 лет, первые случаи такой токсикомании зафиксированы и в более молодом возрасте, но в меньшем количестве. Что касается статистики, то статистики тоже, к сожалению, нет, потому что в основном статистику предоставляют сейчас наркологические диспансеры, в которые, естественно, никто так особо сильно не бежит лечить, потому что считают, что это, наверное, не такая страшная зависимость, что это все пройдет. Хотя на самом деле ребята, которые уже регулярно, скажем так, потребляют этот газ, необходимо обращаться в наркологические диспансеры, для того чтобы проводить именно работу с наркологом, психологом-наркологом… Виталий Млечин: То есть это прямо настоящая зависимость? Люди, дети регулярно это делают? Сергей Полозов: Ну да. Есть, соответственно, … научный подход, то понятно, что зависимость формируется на психологическом уровне, регулярное потребление… То есть почему в принципе употребляет молодежь? Они получают некий эффект за счет, соответственно, этих паров газа, схожий с неким легким удушением и т. д., то есть какими-то галлюциногенными вещами в зависимости опять же от того, какая форма токсикомании. Естественно, она вызывает привыкание, вызывает, соответственно, зависимость, как и любая форма зависимости в принципе, требует лечения специалистами. Ксения Сакурова: При всем при этом все это хоть и называют новомодным увлечением, было уже давно, не один год это существует и, как говорят специалисты, нередко перерастает в другие формы зависимости. Виталий Млечин: Традиционные. Ксения Сакурова: Традиционные, да. Вот что нам сказал Евгений Брюн, главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава. Евгений Брюн, главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России, президент Московского научно-практического центра наркологии: Наркомания или алкоголизм чаще всего бывают после этапа вот такой ингаляционной токсикомании. Это могут быть хронические органические поражения головного мозга. Рушится вся система поведения: перестает спать ночью, начинает спать днем; уединяется в ванной или в туалете; какой-то специфический запах может быть от одежды или от тела ребенка. Виталий Млечин: Ну, это вот вторая реплика о том, как можно распознать, что с вашим ребенком что-то не так. Сергей Андреевич, есть ли какие-то еще, может быть, более развернутые рекомендации для родителей? Потому что очевидно, что дети, которые этим занимаются, в общем, не ставят родителей в известность, в большинстве случаев по крайней мере. Есть ли что-то, на что надо обратить внимание пристальное? Понятно, что дети обидятся, если родители к ним подойдут и спросят: «А не нюхаешь ли ты газ?» Вообще понятно, что есть благополучные совершенно семьи, в которых и не надо этого делать, но тем не менее все-таки как максимально обезопасить себя, на что обратить внимание? Сергей Полозов: Ну, в первую очередь я хочу сказать, что благополучие семьи, ее полнота или неполнота никак не влияет на увлечение токсикоманией или вовлечение в наркоманию ровно потому, что в первую очередь на это влияет социум, в котором ребенок общается. Если там ребята потребляют газ, то какой бы ни был подросток из благополучной семьи, это никак не влияет на его общность, на его желание быть таким же, как все остальные. Это важно, чтобы родители не ошибались, потому что чаще всего родители нам говорят, что «мы хорошие, это другие такие». Поэтому в первую очередь нужно обращать внимание на социум, в котором ребенок общается. Второе, как уже Евгений Алексеевич сказал, по поводу поведения, здесь очень важны поведенческие реакции: это и агрессия, это и наличие таких баллонов, большое количество зажигалок, интерес, соответственно, к этому может быть в социальных сетях или в интернете запросы на покупку таких вещей. Ну а так по каким-то таким… физиологическим признакам очень сложно определить, потому что сам эффект происходит в процессе употребления этого газа, то есть потом никаких внешних признаков, как, например, у традиционных наркотических веществ в виде… зрачков или неадекватного поведения, галлюцинаций, тут достаточно трудно определить. Виталий Млечин: А этот эффект быстро проходит, вот когда вдыхают газ? То есть, получается, подышали и пришли домой уже в нормальном состоянии? Сергей Полозов: Ну, никто не исключает, что дети могут делать это и дома, поэтому все зависит от того… Конечно, эффект не является длительным. Собственно, в этом-то и кроется корень зависимости, что для того, чтобы это делать и эффект получать регулярно, нужно регулярно это потреблять, и дальше это становится неким таким образом жизни, формой и т. д. Что касается, вот еще тоже сказали про снюсы, здесь по сути такая же форма токсикомании, только не ингаляционная, а, соответственно, через слизистую оболочку неба, поэтому это тоже достаточно такая большая, острая проблема. Ксения Сакурова: С нами на связи Людмила из Смоленской области. Людмила, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Людмила. Зритель: Здравствуйте. Мое мнение такое по этому всему поводу. Я смотрю ваши передачи, спасибо большое, но надо что-то решать. Во-первых, ребенок в таком возрасте, который интересуется вот этой гадостью, мы должны, взрослые, оградить его от этого. Виталий Млечин: Каким образом? Зритель: Поэтому продажа должна быть систематизирована… Виталий Млечин: Каким образом, Людмила? Зритель: Таким образом. Где сигареты продаются, там зажигалка продается, там этот баллончик, все. Сделать такие вот точки, а не чтобы это было разбросано везде и доступно. Взрослые должны позаботиться об этом и не извлекать из этого безумную прибыль. Губится поколение, это все в руках взрослых. И подключите… Вот сейчас алкоголь нельзя до 18 лет? Нельзя. Почему баллончики эти продаются ему? Зачем нужна зажигалка эта? Все надо контролировать взрослым, чтобы сами вот таким образом именно хотеть этого. Бедные детки, и так на них набросано всякой гадости, да еще эта вот эта вся гадость. Вот мое мнение. Виталий Млечин: Понятно. Ксения Сакурова: Да, спасибо, Людмила. Виталий Млечин: Спасибо большое. Ксения Сакурова: Правда, мне кажется, очень хорошая идея, специализированные магазины. Почему вот у нас сигареты те же и зажигалки можно купить на каждом углу? Может быть, нужно, как в некоторых европейских странах, отдельный магазин «Табак», там сигареты, там зажигалки, там баллончики с газом, например? Виталий Млечин: Так а газовые баллоны… Сигареты, понятно, нужны только тем, кто курит, а газовый баллон, может, в хозяйстве пригодится, равно как и зажигалка, в общем-то, ее необязательно использовать ни для курения, ни для того, чтобы газом дышать. Где вот эта грань? Сергей Полозов: Тут, вы знаете, еще я бы в принципе подвел итог всему тому, что сейчас говорили, старой цитатой, что строгость наших законов нивелируется необязательностью их исполнения. Продается-то продается, сигареты продаются в закрытых боксах, зажигалки там же, по идее, должны продаваться только совершеннолетним, но, к сожалению, продается и табак, и алкоголь, и продается он несовершеннолетним достаточно, мне кажется, везде практически, извлечение прибыли стоит первостепенным, это раз. Второе, что бы я прокомментировал из обращения нашей слушательницы, – это по поводу взрослых. Ну, в первую очередь необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком, для того чтобы ребенок в случае, когда в его компании такое происходит, мог открыто, не боясь рассказать о том, что вот ему предложили вот это или вот это. А взрослый в этот момент должен быть готов ответить на вопросы, почему то или иное вещество, например, вредно и как отказать, например, как сказать «нет». Для этого, конечно, важна профилактическая составляющая… Виталий Млечин: Вот-вот-вот, Сергей Андреевич, вот это, наверное, важнейший вопрос. Как разговаривать с ребенком, какие слова подбирать, как убедить юного еще, полностью не сформировавшегося человека, что этим не надо заниматься, что не надо дышать газом? Ксения Сакурова: А главное, простите, не подтолкнуть его к этому, потому что можно самим началом разговора в принципе раскрыть ребенку «новые возможности». Виталий Млечин: Да, а то, может, он и не знал, что газом можно дышать, как я, например. Сергей Полозов: Ну, новые возможности ребенку не раскрываются, если вы, так скажем, гештальт закрываете. Ксения Сакурова: Ха-ха. Виталий Млечин: Ха-ха. Сергей Полозов: Если вы рассказываете о том, что вот если есть такое, то оно влияет на мозг вот так-то, для этого достаточно есть большое количество роликов в YouTube. Важно сделать правильный запрос заранее, до разговора с ребенком, просмотреть эти ролики, чтобы они не были скрытой рекламой, и показать, соответственно, как это влияет и почему, то есть на уровне доверия. И с ребенком строится беседа на основе того, что «я беспокоюсь о тебе, о твоем здоровье, вот есть такая ситуация, она может быть тебе предложена, ты должен знать, что это вот то-то и то-то, твое здоровье очень важно, я буду очень переживать, если твоему здоровью кто-то будет угрожать». Ну это такой как бы короткий совет. Что касается в принципе информации, действительно, наша практика движения «СТОПНАРКОТИК», работы с родителями показывает, что родители достаточно мало понимают вообще о том, какие виды даже опасностей ждут детей в достаточно юном возрасте, как это все влияет, на что это может влиять, как это влияет на головной мозг. Те же вот закись азота, шары, которые повсеместно распространялись, о том, что они приводят к тому, что человек может быть парализован, то есть учиться заново говорить, поскольку кислорода мозгу не хватает, гипоксию вызывает закись азота… Эти все последствия нужно просто самому родителю узнать, прочитать, понять, чтобы вести этот разговор. Виталий Млечин: Да, это далеко не все знают, это точно. Сергей Полозов: А что касается запретительных мер… Виталий Млечин: Давайте Даниила сейчас из Ростова-на-Дону послушаем и продолжим. Даниил, здравствуйте. Зритель: Алло. Да, здравствуйте. Ксения Сакурова: Да, здравствуйте. Виталий Млечин: Говорите, пожалуйста. Зритель: Дело в том, что я считаю, что на самом деле первоочередной задачей необходима работа преподавателей, так как мы разговариваем сейчас о детях, которые, я так понимаю, не достигли 18 лет… Виталий Млечин: Да. Зритель: …то есть учатся сейчас в школах. Я являюсь работником медицинской сферы, я знаю, что такое токсикология, ну вот коллега, я так понимаю, ну это образно можно сказать, что коллега, разбирается в этом, я так понимаю. И дело в том, что первоочередные какие-то понимания или установки идут от лидера мнений, скажем так, в школе. Ну, в школе лидер мнений – это все-таки, наверное, преподаватели большей частью, дальше уже идут родители, далее еще что-то, которые влияют на уровень образования подростка. И тем самым все-таки, может быть, лучше начинать в качестве дополнительного как бы информирования, это все-таки задать вопрос непосредственно преподавателям, почему они не информируют… Виталий Млечин: Понятно-понятно, учитель. Хорошо. Узнаем, что думает Анна из Санкт-Петербурга. Анна, здравствуйте. Зритель: Добрый день, здравствуйте. Вы знаете, я вот слушаю вашу программу, просто вспоминаю себя. Мне 27 лет, школу закончила 10 лет назад. У нас тоже были, вот сейчас одно нюхают, раньше нюхали что-то другое, и постоянно что-то есть. Я считаю, что запретами не решить. Вспоминая своих одноклассников, этим занимались именно те дети, которые, собственно, ничем не занимались, кроме школы, они приходили после уроков и все, у них не было никаких занятий. И проблема была в том, что уже тогда было все платное. Вот мы шли заниматься на дополнительные занятия, а они просто бездельничали, слонялись по улице и т. д. Мне кажется, все-таки нужно смотреть больше на то, что у нас нет возможности детям заниматься бесплатно, все очень дорого стоит. У меня у самой двое детей, мы на одну дочку 5-летнюю тратим в районе 20 тысяч в месяц, ну это довольно прилично для многих родителей. Мне кажется, нужно заниматься как раз именно досугом детей, их развитием, тогда просто у них не будет времени… Ксения Сакурова: Да, спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое, что позвонили. Ксения Сакурова: Сергей Андреевич, как вы считаете, насколько вот эта история правда связана? Очень часто, какую бы мы проблему ни обсуждали, курение детей, токсикомания, любые проблемы в школе, все упирается в то, что вот нужно организовывать детям досуг и тогда никаких проблем не будет. Это правда так? Сергей Полозов: Ну, отчасти. Дело в том, что, конечно, для решения, для формирования безопасной среды для детей необходим комплекс мер. Безусловно, это и законодательные, и работа исполнительной власти, полицейских, самих родителей, их внимание, их забота о детях, сколько времени они на это тратят. Понятно, что есть огромное количество проблем, и родители работают, не могут уделить время. Вот Даниил из Ростова говорил о том, что необходимо учителю подключиться в этот процесс, но любой учитель вам скажет, что у него количество отчетности, бумаг и дел такое, что если он еще этим будет заниматься, то он там совсем не увидит свою семью. То есть об этом тоже говорилось, что необходимо вводить, не то что вводить, а реформировать урок ОБЖ как «Основы безопасности жизнедеятельности», и основы безопасности жизнедеятельности здесь – это как раз выживание, простите за такой термин, на улице ребенку в угрозах интернета, различных зависимостей, игровых зависимостей, нарко, токсикологий и т. д., и т. д. Родителям необходимо тоже информацию передавать, консультировать, делать… Вообще, в целом это все в моем понимании должно исходить, скажем так, от государственной программы и некоего такого комплекса профилактических мер, то есть какие-то должны быть единые государственные стандарты профилактики, где эти опасности будут взяты на контроль, то есть будет социология, методология, проверка, решение этих вопросов и т. д. Тем более что большое количество волонтерских организаций готовы к тому, чтобы это делать. Необходимо увеличить в целом… Виталий Млечин: Сергей Андреевич, я прошу прощения, знаете, вот тоже важное очень сообщение сейчас пришло из Кемеровской области: «Надо разобраться сначала, что толкает детей на разного рода вредные, смертельно опасные привычки». Вот действительно, тут за несколько минут до этого пришло сообщение, что все беды от интернета, но интернета не было еще совсем недавно, а вредные привычки уже были, то есть явно на интернет нельзя все валить по крайней мере. Как распространяется вот это знание? Потому что все-таки о том, что газ из зажигалки можно понюхать, надо об этом как-то узнать. Ксения Сакурова: Да, вот мы с Виталием узнали буквально вчера. Виталий Млечин: Да, я вчера лично об этом узнал, мне даже в голову не приходило, что газ можно понюхать. В моей голове газ ассоциировался с газовой плитой. А какие-то более «продвинутые», соответственно, молодые люди это вот узнали раньше, чем я. Каким образом? Сергей Полозов: Ну, как бы мы от этого ни отказывались, все-таки интернет, его доступность, он сулит действительно массу возможностей. Кто-то интернетом пользуется как средством обучения и развития, кто-то пользуется как поводом поиска различных каких-то там экстремальных или увеселительных вещей. Поэтому доступность и быстрая передача этой информации, этих знаний, естественно, определяется доступностью интернета. Плюс, естественно, как это я уже говорил, все это быстро передается в социуме, и основная, я в этом уверен, история как раз вовлечения в те или иные социально опасные такие вещи – это социум, в котором общается ребенок. Если в этом социуме есть ребята, у которых недостаточно, не знаю, родительского внимания или, может быть, попустительское отношение к таким вещам, они как раз больше являются лидерами мнений, а не педагоги, они эту информацию очень быстро передают. И здесь есть вопрос тонкий психологии, здесь педагоги и психологи меня поймут. В этом возрасте, в котором все это начинается, очень важно закрепиться в социуме, и здесь ты либо белая ворона, не такой как все и подвергаешься буллингу, троллингу и т. д., и т. п., либо ты один из них. И уметь ребенку осознанно сказать «нет» вообще, то есть такой навык достаточно сложный, и если родители с ним это не проговаривают и не объясняют причинно-следственные связи, почему ты должен отказаться, то, конечно, ребенок очень быстро попадает под влияние… Виталий Млечин: Да, понятно. То есть опять же разговаривать, объяснять и учить говорить «нет» на вопросы, на которые следует сказать «нет. Спасибо вам большое! Сергей Полозов, член Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, председатель Всероссийского общественного движения «СТОПНАРКОТИК». Еще один звонок успеем принять, Валерий из Нижегородской области. Валерий, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы меня слышите? Виталий Млечин: Да, слушаем вас, говорите, пожалуйста. Ксения Сакурова: Да, слушаем вас. Зритель: Я проработал 3 года в ГДР учителем, 40 лет с лишним стажа. Так вот в Музее гигиены, это в Дрездене, есть хороший-хороший экспонат, который, значит, показывает из оргстекла мумии человека, что чувствует этот человек, эта мумия показана полностью, с сердцем, с печенью, с легкими… Ксения Сакурова: Так. Зритель: …когда человек курит, когда выпивает спиртное. Вот это бы и у нас надо создать! Виталий Млечин: Понятно, понятно, Валерий, таким примером. Да, спасибо большое. Ксения Сакурова: Ну кстати, у нас тоже есть Музей гигиены, туда… Виталий Млечин: У нас много чего есть. У нас на сигаретах рисуют ужасные, страшные картинки, на которые невозможно смотреть, но люди все равно курят. Мы говорили о том, что делают наши дети, чего не следовало бы делать. Разговаривайте с детьми, устанавливайте с ними контакт, объясняйте, что не надо дышать газом, клеем и всякой прочей гадостью. Сразу после новостей будем разговаривать об автопроме, так что никуда не уходите.