Анастасия Сорокина: Здравствуйте. В прямом эфире программа «ОТРажение», по-прежнему в студии Александр Денисов и Анастасия Сорокина. Александр Денисов: Да. Через полчаса у нас большая тема, поговорим, почему некоторые страны выбирают такой путь взаимоотношений с другими, как месть, мстят, другие все-таки налаживают сотрудничество. Что выбирать, национальные интересы или месть? Про это поговорим. Анастасия Сорокина: А сейчас поговорим про личное мнение. «По матери»: в России среди матерей-одиночек пошла мода давать своим детям отчества не по отцу, а по имени мамы. Уже есть 8-летняя Елизавета Марьевна, Искра Юльевна. Таким образом зачеркнуто давнее предубеждение, высказанное героиней «Родни», что одинокая женщина – это неприлично. Неприлично бросать своих детей. Об этом в нашей рубрике поговорим с нашим гостем Владимиром Максимовым, директором информационно-исследовательского центра «История Фамилии». Владимир Олегович, добрый вечер. Владимир Максимов: Здравствуйте. Анастасия Сорокина: Ну как вам такая новая, может быть, не очень новая, но смелая идея? Владимир Максимов: С вашей стороны это было смелое заявление, на мой взгляд. Скажем так... Александр Денисов: Что одинокая женщина – это по-прежнему неприлично? Владимир Максимов: Нет, когда мы говорим про так называемые «матчества», а не про отчества. Дело в том, что вообще-то нет такой традиции на Руси давать вместо отчеств какие-то другие слова, определяющие родство, хотя, разумеется, были в свое время дедичества, это прозвища по деду. Но то, о чем мы говорим сегодня... «Смелое заявление» я еще про другое хотел сказать, насчет того, что мода пошла. Вы знаете, за завтрашний день мне было три звонка от средств массовой информации, и все говорили про слово «мода», мода пошла. На самом деле везде ссылались на 2 примера, вы понимаете. Анастасия Сорокина: Которые мы озвучили? Владимир Максимов: Конечно. Понимаете, предыдущий раз, я помню, это было 15 лет назад, в 2004 году. Александр Денисов: Тоже такое было, да? Владимир Максимов: Да, там хотели дать отчество в Екатеринбурге, я так думаю, что как раз те, которые сейчас там с храмами борются и так далее, они хотели дать отчество «Лариса-Николаевна», «Лариса» – это не имя, это «Лариса-Николаевна», вот такое вот они хотели, чтобы и маму увековечить, и папу в этой формуле, так сказать, трехчленной. Собственно, я больше никаких других телодвижений со стороны русского населения России не слышал на эту тему ни разу. Анастасия Сорокина: То есть вы считаете, что, в общем, не стоит об этой теме говорить? Владимир Максимов: Почему? Говорить стоит, то есть людям надо объяснять. Потому что, понимаете, есть очень много чего, что человек может захотеть поменять, но менять имеет смысл то, что как-то неудачно сложилось и мешает жить. В данном случае о чем мы с вами говорим? Вот давайте так попробуем отмотать на тысячу лет назад и посмотреть, о какой традиции поднимается вопрос. Отчество на Руси – это тысячелетняя история как минимум, то есть дальше бесписьменная история, мы несильно знаем, как это было в те времена заведено. Первоначально отчество, тогда не было фамилии, мы с вами про это помним, не было фамилий, и отчества имели вот такой признак, подтверждающий наследство, поэтому отчества изначально появились в среде знати, так сказать, чтобы подтверждать, что Рюриковичи мы, вот права наследования. Но дальше многовековая история сложилась так, что отчества приобрели гораздо более глубокий смысл, не всегда речь шла о наследовании, но они стали элементом так называемого величания, то есть уважительного обращения к человеку. Почему-то так сложилось, я не знаю, во время матриархата не жил, но так сложилось, что вот по отцу принято величать было всегда на Руси. И в дальнейшем так оно пока у нас и сохраняется. Но отчество играет еще вот какую интересную роль именно в русской культуре, хотя, кстати, отчество – это не только предмет русской культуры, элемент: отчество у греков, у скандинавов... У греков чуть по-другому произошло, у скандинавов даже в начале XX века вот эти все Андерсоны, Карлсоны и прочие – это отчества изначальные, это наши Владимировичи, Олеговичи и так далее. Они были просто законодательно запрещены, чтобы было как у всех, как во всем цивилизованном мире, хотя крестьяне и горожане там долго сопротивлялись этому, не хотели отказываться от своих традиционных отчеств. Что же сейчас происходит? Так вот, положа руку на сердце... Я почитал внимательно эту статью, которая говорит на двух примерах о такой «вспухшей» моде. Александр Денисов: А вам вообще ухо режет вот это вот «Марьевна», «Юльевна»? Владимир Максимов: Нет, не режет. Александр Денисов: Вроде так неплохо звучит, да? Владимир Максимов: Нет, если вы внимательно читали, вы обратили внимание, что речь идет вот о чем. Там девушки откровенно говорят, что... Александр Денисов: ...это декларация, это декларация, что, мол... Владимир Максимов: Нет, это финал, это декларация... Александр Денисов: Отец настолько плох, что даже его вычеркнем окончательно. Владимир Максимов: Вот, вот. То есть речь о чем? О том, что у молодой мамы не сложилась жизнь. У детей, у ребенка конкретное несчастье в жизни на самом-то деле. То есть когда ребенок растет без отца, дело не в каких-то традициях или в плохом отношении, так сказать, к безмужним матерям, а просто в том, что ребенок лишен очень большой части своей счастливой жизни. И вот это детское несчастье эти мамочки хотят сделать, формализовать, чтобы это клеймо на ребенке стояло всю жизнь. «Клеймо» я говорю не в каком-то трагическом смысле, как это там раньше было, безотцовщина, но тем не менее. Александр Денисов: Но вопросы будут задавать каждый раз. Владимир Максимов: Конечно, конечно. Что касается самих вот этих «матчеств», как они их называют, – ну да, есть такое слово... Александр Денисов: Какой-то дикий новояз, вот это уже ухо режет. Владимир Максимов: Конечно, вы его не слышали, потому что, собственно, его никто не употребляет. В научной среде обычно говорят «матроним», то есть именование по матери. Но надо какое-то слово придумать, почему не придумать? Слово вполне может быть, вот. Но там примеры, там Юльевна... Александр Денисов: От слова «Юлия». Владимир Максимов: ...и Марьевна. Отчество «Марьевна» может быть образовано от мужского имени Марий канонического, церковного. Александр Денисов: Марий, да. Владимир Максимов: И, разумеется, работники ЗАГСа, прежде чем дать добро на такое отчество, проверили это по справочнику, убедились, что все нормально, пройдет, то есть, что называется, пропихнули. Но когда вы столкнетесь... Да, Настасьевна или Настасьевич тоже вполне может быть, потому что церковное, христианское имя... Александр Денисов: Настасий – такой тоже есть? Владимир Максимов: Конечно, у армян, у греков Анастас и сейчас встречается, это церковное имя. Таким образом, они не режут ухо. Но вот когда пойдут «Катериничи» и прочие «Натальичи»... Кстати, и Наталий было, и Татьян было мужское имя... Анастасия Сорокина: Анновна вот тоже попалась, во взрослом возрасте... Владимир Максимов: Анин церковное имя есть. Анастасия Сорокина: ...поменяла девушка. Владимир Максимов: То есть, конечно, многие из них вполне в языковую среду впишутся. Но нужно ли это педалировать? Понимаете, мы говорим все-таки о, статья там подводит к тому, статья, которая говорит о моде на двух примерах... Александр Денисов: Ну они-то, понятно, что журналист без преувеличений жить не может. Владимир Максимов: Согласен, согласен. Кстати, она же и заканчивается... Александр Денисов: Да, вы уж нас хотите хлеба лишить. Владимир Максимов: Нет, ни в коем случае. Но она же сама себя лишает его, по крайней мере булочек лишает, потому что заканчивают статью тем, что опросили 100 опрошенных, из них 95% сказали, что не надо ерундой заниматься, правильно? Остальные 5% сказали... Ну, знаете, 5%, вам любой психиатр подтвердит, это очень маленький процент отклонений, их гораздо больше. Анастасия Сорокина: Но вы же согласитесь, что сейчас действительно есть модные тенденции, например, на имена, и они далеко не согласуются с нашими отчествами. Владимир Максимов: Да, соглашусь, только слово «мода» здесь не буду употреблять. Повторюсь, что... Мы, кстати, пока еще не подошли к серьезной части этого разговора, на мой взгляд. То есть психиатрию, историю мы отбрасываем и возвращаемся к тому, с какой целью, кому это мешает жить. Вот то есть любые изменения в законодательстве, все-таки мы говорим про законодательство, потому что нельзя вместо отчества подсунуть слово «матчество», понимаете, да? В законе написано слово «отчество», это именование по отцу, она, кстати, может его сама придумать, вы знаете, это в законе прописано, что если, так сказать, нет официального отца, то ради бога, берите, используйте любое отчество, а не свое собственное женское имя. Но решит ли это чьи-то проблемы? Это отчасти решает проблемы вот этих людей, свои собственные комплексы, бытовые ли, какие-то психологические и так далее, но создает эти проблемы детям, это однозначно. И когда вы говорите о моде на необычные имена, опять же повторюсь, если собрать и проанализировать все те имена, которые сейчас попадают в категорию по средствам массовой информации, как их журналисты расписывают, вот эти новомодные необычные имена, вы знаете, вот это имя Лука-Счастье меня преследует уже лет 20. Анастасия Сорокина: Какое имя? Владимир Максимов: Лука-Счастье. Лет 15 назад какому-то мальчику дали вот такое двойное имя Лука-Счастье. Александр Денисов: Лука-Счастье? Владимир Максимов: Да-да-да. И вот из раза в раз, знаете, как говорят в бухгалтерии, нарастающим итогом это имя во всех статьях каждый год повторяется, что вот дали необычное имя. Слушайте, он уже вырос, у него уже свои дети, наверное. Александр Денисов: Подпоручик Киже. Владимир Максимов: Нет, наверное, было такое прямо, реально дали, но этот мальчик давно вырос, наверное, сам отцом уже стал, скорее всего, избавился от своего одного из этих имен, компонентов. Но оно постоянно присутствует в таких статьях, и многое из того, что мы называем необычными именами... Их надо разделить на две категории. Первая – это имена, которые кажутся необычными молодой журналистке или журналисту (я ни в коем случае не по гендерному принципу их различаю), человеку, который ни разу святцы не открывал, поэтому их умиляют Фомы, Еремы, Захары, Тимофеи и так далее. Анастасия Сорокина: Нет, такие-то имена не удивляют... Владимир Максимов: Это вас не удивляют. Анастасия Сорокина: ...но приходишь с ребенком на детскую площадку, и твой ребенок оказывается единственным с русским именем, все остальные как героини мультфильмов, не знаю, американских или еще каких-то. Владимир Максимов: Вот, а вот это вторая часть. Александр Денисов: Арья, да? Анастасия Сорокина: Арьи какие-то, сериал посмотрели, назвали ребенка в честь героя. Владимир Максимов: Я даже вот недавно слышал, там что-то типа Сниппи кто-то из наших звезд, «звездочек» дали вот такое имя своему ребенку. Это вторая часть того, что вы говорите о моде. Понимаете, все-таки надо говорить не только о, так сказать, просто проблемах каких-то, почему такие проблемы возникают, почему возникает такое желание у одинокой матери, допустим, и так далее. Но когда мы говорим про вот эти имена, данные в так называемой звездной среде, поймите, речь не идет... Да, кстати, давайте сделаем паузу, мы говорим о русских людях, о русской традиции. Вы знаете, да, что у нас законодательно четко есть разделение: если в русской традиции есть употребление отчеств, оно законодательно закреплено. У других народов, в том числе у российских народов, вы можете его не использовать отчество, если нет в своей культуре такой традиции. Но национальности пока никто не отменял. Что касается людей, которые вот эти дают имена из мультиков, тем более зарубежных, имена лошадок и прочих разных персонажей, это не русская традиция. И здесь я говорю без издевки, без какого-то, так сказать, оскорбительного оттенка, знаете, скорее с сочувствием. Эти ребята потерялись, молодые родители потерялись, они забывают о том, что их ребенок, родившийся здесь, если они планируют сами жить здесь, планируют, что ребенок будет жить здесь, они лишают его многих атрибутов, которые человека четко вписывают в русскую среду, в русскую культурную среду. Начнем с того, что самое простое, я опять не навязываю всем ходить в церковь и обязательно соблюдать все правила, каноны православные, но элементарно свечку за здравие поставить будет сложно, понимаете? Анастасия Сорокина: Но при крещении дается православное имя, они иногда называют... Владимир Максимов: Разумеется. Нет, разумеется, все этапы, все это, разумеется, решаемо, но он уже не вписан, он не совсем вписан, потому что с детства начинаются вопросы, что, как, почему. Это ни в коем случае не отменяет возможности давать необычное имя и так далее, но, извините, не Сниппи же, не Шреки и прочие. Не путайте реальную жизнь с мультяшной. Эти дети умильны с такими именами, пока в соцсетях (Instagram, по-моему, называется) вы публикуете эти фотографии, где вы его... Александр Денисов: На волне интереса, в общем, да. Владимир Максимов: Конечно. Александр Денисов: Всплеснули и все. Владимир Максимов: То есть это они опять же решают свои проблемы за счет своих детей. Твой ребенок вырастает и понимает, что Ариэль... Ну Ариэль ладно, это имя действительно, так сказать, в европейской традиции вполне есть, у нас сейчас это прижилось, но есть много таких имен, которые действительно, я за голову порой хватаюсь, как девочка... В основном, слава богу, на девочках отрываются понятно, почему. Александр Денисов: Кстати, это тоже девочки страдают вместе с... Владимир Максимов: С мальчиками даже, в общем-то, при определенном уровне IQ, я имею в виду, когда он чуть пониже, все равно понимают родители, что у мальчика потом свои дети будут и отчество будет невразумительное, неудобопроизносимое и так далее, а на девочках отрываются по полной программе, да. Анастасия Сорокина: Давайте зрителям дадим слово. Из Белгородской области Галина на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой рассказ. Вот мой свекор 1934 года, он рассказывал, что у них в поселке было два мальчика, один Николай Оксанович был, другой Иван Татьянович. Это были одинокие девочки, которые оступились, из очень бедных семей, и они, в общем-то, встречалось. А потом после войны им стали уже мужские, был Иван Николаевич и Николай Васильевич. Александр Денисов: То есть переделали нормальные отчества, да? Зритель: Да-да-да, это после войны, а до войны они были как Николай Оксанович и Иван Татьянович. Вот такое тоже встречалось. Анастасия Сорокина: Спасибо. Владимир Максимов: Позвольте, я прокомментирую? Александр Денисов: Конечно-конечно. Владимир Максимов: Значит, вот смотрите, первое. Во-первых, вот эти необычные отчества, записанные, так сказать, работниками ЗАГСа, надо понимать, что там не всегда все так очевидно, как это нам с вами кажется. То есть и Татьянович, я сказал, что было по крайней мере каноническое имя Татьян мужское. Что касается «Оксанович», не Оксанич, а Оксанович, возможно, в той деревне так произносилось какое-то имя, Ксенофонт и так далее, как народная форма. У нас часто встречались ситуации, когда отчества записывались работниками сельских, скажем, не ЗАГСов, вот этих управлений со слов, как это привыкли в деревне произносить, из-за этого возникали недоразумения. Потом, в дальнейшем, сейчас у людей, у старшего поколения иногда возникают проблемы с этими отчествами, потому что в разных документах у родителей отчества записаны были по-разному. Во-вторых, обратите внимание, что люди уже во взрослом, так сказать, я так понял из звонка, что им не в детском, а во взрослом возрасте, они сами эти отчества поменяли, потому что вызывало много вопросов. То есть человек вполне уже состоявшийся, взрослый, а тем не менее испытывает некий дискомфорт, когда ему, видимо... Заметьте, он не в мегаполисе жил, где этот вопрос будут задавать тебе на дню по несколько раз, а в деревне, где все давно уже знают друг друга. С необычными именами сначала тяжело, а потом очень легко живется человеку в узком кругу общения, потому что там все запомнили. Как вот в деревнях встречаются такие фамилии, что тяжело, не всегда удобно произнести в общественном месте, понимаете, а там все привыкли. Александр Денисов: Бывают такие фамилии? Владимир Максимов: Да, что и не произнесешь. А там... Александр Денисов: И даже сейчас? Владимир Максимов: Да, встречаются. Анастасия Сорокина: Есть очень много звонков, давайте дадим слово все-таки зрителям, чтобы они успели задать вопросы, если они есть. Из Московской области Аркадий на связи. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Скажите, пожалуйста, вот вы говорите, что отчество – это очень важно. Но вот я тут столкнулся с такой проблемой, мне надо было восстановить свидетельство о рождении, и когда я пошел в ЗАГС, то мне сказали, что 1959 года был такой закон в СССР, что отчество не давали и не писали место рождения. Там мне пришлось привозить все документы, доказывать, что это мои родители, что я родился в таком-то месте и так далее, и тому подобное. Как вы это объясните? Александр Денисов: По-моему, не было такого, давали отчества точно. Владимир Максимов: Это не совсем так. Такого закона не было, отчество давали, но, допустим, Азербайджанская ССР, в некоторых национальных республиках отчества не было в такой традиции, понимаете, поэтому там есть разнобой. Вы знаете, у нас здесь, так сказать, граждан Азербайджана, которые сейчас получают российское гражданство… Буквально года 2 назад мужчине, по-моему, уже даже шестой десяток, обнаружили бывшего гражданина Азербайджана, который давно уже гражданин России, но тем не менее остался без отчества, ему не вписали в новый паспорт российский отчество. То есть все-таки курьезы, да, случаются, хотя у нас по законодательству сейчас положено писать. Но вот такого, чтобы не было... Были эти отчества, скажем так, долго не буду объяснять, они со времен Российской империи обязательно во всех метриках записывались, потому что так было принято у русских, повторяюсь, у русских. Это необязательно настаивать, навязывать свои традиции представителям других народов, ну нет и нет, почему? У кого-то есть два имени, католики и сейчас по два имени, по пять имен используют, ради бога. Есть свои культурные национальные традиции, им надо следовать. Это не какое-то железное правило. Если бы эта статья заканчивалась таким итогом, что «я опросила какое-то количество человек, и 95% сказали, что мы тоже хотим давать своим детям «матчества», вот тогда законодатели были бы обязаны подумать и, может быть, эту норму внести. Я надеюсь, такого никогда не случится, но тем не менее, так сказать... Анастасия Сорокина: А мы успели сделать, задавали как раз вопрос... Владимир Максимов: О, вот интересно. Анастасия Сорокина: ...нужно ли давать детям женские варианты отчеств. Владимир Максимов: А давайте. Анастасия Сорокина: Давайте посмотрим. ОПРОС Анастасия Сорокина: Давайте дадим слово зрителям. Из Кемеровской области... Александр Денисов: ...Наталья. Анастасия Сорокина: Да. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, доброй ночи. Владимир Максимов: Здравствуйте. Зритель: Ну вот прослушала я тут вот этот бред, это же просто чушь собачья просто. Есть сложившаяся, как говорится, веками традиция. Да что это такое? Вот молодые, они поэтому и говорят, у них мозгов-то нет, они говорят, что по матери. По матери можно посылать только, извините, вот, куда надо. Александр Денисов: Да, по отцу не пошлешь, не получается у нас по отцу посылать. Спасибо вам большое. Анастасия Сорокина: Спасибо, Наталья. Александр Денисов: Вот отца спросим... Анастасия Сорокина: ...из Челябинской области Виктор. Александр Денисов: Да, как он думает. Виктор? Анастасия Сорокина: Виктор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Александр Денисов: Виктор, да, судя по голосу, вы отец точно, может быть, даже уже дедушка, да? Зритель: Да, дедушка восьми внуков. Александр Денисов: Да. Как бы вы отреагировали, если бы кто-то в вашей семье удумал бы такое, отчество по маме дать? Зритель: Вы знаете, я вырос в Челябинской области, в Троицком районе, и друг у нас всегда был в компании такой, что вот мы как-то, была мода такая называть по отцам, а он всегда говорил: «Я Тамарыч», – ну по матери. Александр Денисов: Как еще раз? Зритель: Тамарыч. Александр Денисов: Тамарыч? Зритель: Да. Александр Денисов: По маме? Зритель: Мы всегда говорили: кто-то Викторович, кто-то Васильевич, а он вот называл себя Тамарычем всегда. И хотя он вырос... Владимир Максимов: Это неофициально. Зритель: ...уже стал серьезным человеком, вроде как-то и... Он Попов по фамилии, поп вроде прицепилось такое и все. А вот когда мы встречаемся, он как-то не обижается, он всегда довольный такой, что он... Мы его называем Тамарычем. Александр Денисов: Так это вы ему придумали, а не он себя так называет? Зритель: Нет, нет, это он просто сам, когда мы были пацанами еще, в школьном возрасте, кто там, по кому отчество, он говорил: «Я Тамарыч». Анастасия Сорокина: То есть такое прозвище? Зритель: Нет, это не прозвище, у него мама Тамара была. Александр Денисов: А он как-то объяснял, почему он так? Ну вот в знак уважения к маме? Хотя кто к маме неуважительно относится, конечно, глупое предположение. Как он объяснял это? Зритель: А он никак не мог объяснить, мы еще, ну как, были 7–8-летними, я был Викторович, друг Васильевич, а вот он хотел вот так вот сказать: «А я Тамарыч». Анастасия Сорокина: Выделиться. Понятно, спасибо. Александр Денисов: Спасибо, интересная история очень. Владимир Максимов: Вы знаете, вот давайте подведем небольшой итог вот этого разговора. То есть, если мы говорим об этой моде, сразу скажу, моды нет и ее не будет, потому что законодательно... Александр Денисов: Да, два человека моды не делают потому что. Владимир Максимов: ...запрещена, то есть речь идет все-таки про отчество. Поэтому в данном случае закон на страже, я считаю, не только традиций, но и адекватности. Но надо понимать, что все антропонимические системы, то есть системы именований у каждого народа, – это не случайно. То есть, разумеется, когда-то это, может быть, все случайно возникло, но это целый долгий процесс, по крайней мере столетиями точно. Александр Денисов: Владимир, а может быть, даже тут не закон препятствие, а сам язык? У него может быть какой-то иммунитет, вот он сопротивляется всяким вот таким придумкам, такое может быть предположение? Владимир Максимов: Вы только что, видите... Александр Денисов: Людям вот ухо режет, значит, язык сопротивляется. Владимир Максимов: Каждый второй говорит, поэтому конечно, разумеется. Но повторюсь, что если какая-то есть большая идея... Смотрите, как появились христианские имена, традиция давать имена в честь святых, особенно она в некотором смысле была и до христианства, но у нас здесь она строго, так сказать, понятно прослеживается, с первых веков христианская традиция такая есть. В советское время, когда великая идея на самом деле была, чем она закончилась, отдельная история, но люди были увлечены такой идеей, что вот создают новый мир, появились так называемые революционные «красные» имена. Александр Денисов: Нинель, Даздраперма... Владимир Максимов: Много-много, это как шутливое. На самом деле есть очень немало имен, которые вполне могли бы... Александр Денисов: Не шутливые, вполне такие имена были. Владимир Максимов: Вспомните вот этого Веленора, Велена и так далее. То есть в принципе эти имена по звучанию, по фонетике своей вполне соответствуют русской традиции, русскому языку. Но у людей была какая-то большая идея, вот за вот этой идеей заменить отчество «матчеством»... Александр Денисов: ...ничего не стоит, да? Кроме обиды. Владимир Максимов: И поэтому... Анастасия Сорокина: Такой «русский феминизм» какой-то. Владимир Максимов: Ну феминизм – это тоже не совсем нормально, ну согласитесь. Давайте сейчас не будем про это, я про другое хочу сказать. Смотрите, вот возвращаясь к Тамарычу: если у вас у кого-то, возвращаясь к молодым родителям, есть вот такая большая, так сказать, страсть к «матчествам», попробуйте это сначала в своем кругу, в неофициальной среде поиспользовать на протяжении нескольких лет и посмотрите на результат. Законодательно это будет закреплено, если будет, только тогда, когда это почему-либо станет актуально для значительной части населения. Анастасия Сорокина: Вот из Ленинградской области поддерживают вашу идею и пишут: «Уважаемые женщины! Если хотите выпендриться, меняйте себе имя и отчество, а потом уже пробуйте детям». Владимир Максимов: Так так и делают, так и делают, кстати, не только женщины. Я общался с молодым человеком где-то, кстати, на телевидении, он Сархан. Кстати, совершенно адекватный, но, видно, не хватает внимания, ну и вот он там, по-моему, два раза в год менял имя, отчество и фамилию, они детишкам поменяли, совершенно адекватные родители молодые, лет 30 с копейками, и он там был то Март Мартович, то Апрель... Даже, по-моему, так: Март Апрелевич, Апрель Маевич, Май Июньевич, как-то вот так он себе регулярно это делал, вот так регулярно... Там же пошлина небольшая за смену имени и отчества, поэтому развлекаться можно, развлекайтесь с собой сколько хотите вообще, никто не запрещает. Александр Денисов: Но нужно помнить, как Тютчев, как слово наше отзовется, не дано предугадать. Владимир Максимов: Они не думают про это. Знаете, я уверен, что, если бы сейчас вернулось обязательное указание о национальности в паспорте, часть вот этих людей, не только мам, вообще тех, кто экспериментирует так с именами, записали, что они инопланетяне, как-то еще и так далее. Анастасия Сорокина: Выслушаем Людмилу из Санкт-Петербурга. Зритель: Алло, здравствуйте. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Зритель: Ну я смотрю вашу передачу, меня очень это затрагивает. Я думаю, все нормальные люди меня поддержат в том плане, что, когда зачинается ребенок, участвуют в этом процессе оба человека, и отец, и мать. И поэтому ребенок очень достоин, чтобы, когда он родится, и материнское имя было, и отеческое отчество было, понимаете? Даже если потом отец не участвует в воспитании ребенка, но он был в момент зачатия с матерью, и ребенок просто будет какое-то ощущать как бы недоразвитие какое-то или ущемление, если у него будет и материнское имя, и материнское отчество. Вы понимаете? Анастасия Сорокина: А если это суррогатное материнство? Зритель: А? Анастасия Сорокина: А если суррогатное материнство? Зритель: Вот это тоже совершенно... Бог создал Адама и Еву, бог не создал Адама и Адама, не создал Еву и Еву, однополых браков или «суррогатского» материнства бог не создал, вы понимаете? Бог создал мужчину и женщину, чтобы они жили и плодились. Анастасия Сорокина: Спасибо, Людмила, у нас мало времени, простите. Владимир Максимов: Ну то есть этот звонок был в поддержку традиций, просто не сразу мы, наверное, поняли. Александр Денисов: Понятно. В общем, вывод такой... Анастасия Сорокина: ...не приживется традиция новая. Александр Денисов: Язык сопротивляется, моды не будет. Владимир Максимов: Я надеюсь. Хотя, вы знаете, все меняется, что будет через тысячу лет, неизвестно, может, вообще не имена будут, а цифры, числа, что-то там такое. Но это история далекого будущего. Как будет меняться культура, в том числе наша, русская, я говорю все-таки о нашей традиции... Анастасия Сорокина: Ну что-нибудь может произойти, чтобы мы перестали пользоваться отчествами, вообще такой вопрос не вставал, какое давать, по маме или по папе? Владимир Максимов: Нет, давайте не будем зарекаться от таких культурных изменений. Я, кстати, еще раз повторяю, я не какой-то яростный противник, допустим, необычных имен. Имятворчество – это процесс, это один из элементов культуры, пускай люди изобретают, ради бога. Но некоторым надо объяснять, где это абсурдное новшество, а где оно вполне, так сказать... Многие же варианты проговорили. Поэтому как будет изменяться дальше, я не берусь прогнозировать на десятилетия, на столетия, боже упаси. Но уж точно сейчас абсолютно не актуальная тема «матчеств». Когда из животноводства искусственное осеменение перейдет, так сказать, в нашу жизнь... Александр Денисов: Да уже перешло, уже перешло. Владимир Максимов: Ради бога, вот пускай, может быть, в том кругу, это будет определенная секта, пускай начнут, так сказать, с себя, с внутреннего потребления, а потом... Там посмотрим. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: У нас в студии был Владимир Максимов, директор информационно-исследовательского центра «История Фамилии». Обсуждали «модные» тенденции в названии детей.