Константин Чуриков: В этом часе, в эти полчаса, точнее, будем говорить об очередной инновации. Правительство внесло в Госдуму законопроект о новом учете медпомощи россиянам. Дело в том, что есть идея у Правительства исключить из системы ОМС, обязательного медицинского страхования, представителей сотрудников органов внутренних дел, то есть полицию, наших военнослужащих, то есть Минобороны, таможню, МЧС, ФСКН и ФСИН. Отмечает Минздрав, что дело в том, что все эти сотрудники, финансируются их медобслуживание из бюджетов и ведомств, в которых они работают, поэтому нужно избежать, с точки зрения Минздрава, двойной оплаты. Все это, наверное, понятно, и наверное, логично. Нас в течение этих 20 минут, наверное, в большей степени волнует вообще судьба самозанятых, тех людей, о необходимости которых лишить этого обслуживания все чаще и чаще в нашей стране говорят. Давайте сейчас сначала вчитаемся в цифры. Цифры, кстати говоря, открытые данные, на сайте Правительства они опубликованы. В системе ОМС сейчас у нас зарегистрировано 146,5 миллиона человек. Оксана Галькевич: Это население страны, судя по всему. Константин Чуриков: Это вся наша страна, естественно. Оксана Галькевич: И вот бюджет Фонда обязательного медицинского страхования – в 2015-м, правда, году (это не 2016-й и не 2017-й), самые последние данные, что мы нашли, составлял 1,5 триллиона рублей. Траты регионов на одного человека с полисом ОМС 4-5 тысяч рублей в год. О ком идет речь? Речь идет как раз о самозанятых, о безработных то есть, о детях, родителях, которые находятся в декрете, о студентах, инвалидах и пенсионерах. Потому что как раз заботы о полисах обязательного медицинского страхования таких категорий ложатся на плечи региональных бюджетов. Константин Чуриков: И давайте еще раз посмотрим, кого же все-таки Минздрав и Правительство предлагают исключить из системы ОМС, обязательного медицинского страхования. Военные, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, полицейские, таможенники, МЧС, ФСИН, ФСКН. Нам интересно, если вы в органах служите, как у вас организовано в принципе такое медобслуживание, ведомственное, может быть? Как это все организовано, довольны ли вы качеством этих медуслуг? У нас в студии Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы. Давид, здравствуйте. Давид Мелик-Гусейнов: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Давид, здравствуйте. Давайте сразу внесем ясность именно по военнослужащим, по МЧС, по ФСИН и ФСКН. Речь не идет о том, чтобы оставить их без медицинской помощи, обязательной бесплатной государственной медицинской помощи. О чем же тогда идет речь? Давид Мелик-Гусейнов: На самом деле никакой новости в этом и нет, потому что уже достаточно долго на протяжении последних 15 лет, пока существует система обязательного медицинского страхования, различные ведомства, к которым относится и МВД, и Министерство обороны, тот же самый ФСИН – они имеют свою собственную локальную систему здравоохранения. И уже на протяжении больше 15 лет эти ведомства обслуживают свой контингент. И каждый год система ОМС рассчитывается, за исключением этих категорий. Просто каждый год система ОМС обновляет свою программу государственных гарантий, обновляет свой объем денежных средств, которые вкачиваются в эту систему. И каждый год Минздрав подает информацию о том, что эти категории граждан у нас застрахованы и обеспечиваются в рамках системы ОМС, а вот эти категории, к которым относятся военные и другие ведомства – они обслуживаются своими локальными системами. И никто их не лишает медицинской помощи, им просто медицинская помощь будет оказана в больницах и поликлиниках ведомственной принадлежности. Оксана Галькевич: В своих отдельных. Военный врач – это отдельная категория, да? Давид Мелик-Гусейнов: Совершенно верно. У нас есть еще и корпорации, не стоит забывать. Допустим, "РЖД" имеет свою собственную систему здравоохранения, "Газпром" как государственная корпорация тоже имеет свою небольшую, но систему здравоохранения. Поэтому у нас в стране… Константин Чуриков: Да, кстати, в обычные поликлиники они не любят ходить. Давид Мелик-Гусейнов: Они не лечатся, поэтому у них есть свои собственные. Константин Чуриков: И не лечатся, и не любят, понимаете, потому что ведомственные – это лучше. Давид Мелик-Гусейнов: Не всегда есть все то, что нужно больному, в ведомственной поликлинике либо больнице. И когда человеку нужна медицинская помощь, выходящая за возможности ведомственной клиники, тогда, конечно, он маршрутизируется в государственную клинику, которая находится в системе ОМС. А взаиморасчеты уже идут за спиной этого пациента, то есть пациент ни там, ни там ничего не платит. Константин Чуриков: Знаете, рано мне захотелось, мы только начали говорить, а мне уже пофилософствовать хочется. Вот смотрите, есть у нас такая белая кость – это люди, у которых есть возможность – вы говорите про "Газпром", про условные какие-то структуры другие – у которых есть возможность пользоваться этими хорошими поликлиниками, больницами. Давид Мелик-Гусейнов: Я бы не сказал, что это белая кость, эти поликлиники ничем не отличаются от обыкновенных поликлиник государственных. Константин Чуриков: Поликлиника "Газпрома" ничем не отличается от обычной? Давид Мелик-Гусейнов: В том числе и ведомственные поликлиники МВД, Министерства обороны – это такие же поликлиники. Кстати, зачастую они менее укомплектованы и с большим дефицитом врачей, чем государственные ОМС-поликлиники. Эта проблема уже достаточно давно обсуждается. Константин Чуриков: Я вот о чем хотел спросить. Многие эксперты приходят в эту студию и говорят: "Ребята, вы не наведете порядок, мы не наведем порядок в системе здравоохранения, пока мы не избавимся от этой системы под названием ОМС, когда человек – это кусочек денег, и больше ничего не надо". Оксана Галькевич: Источник денег. Константин Чуриков: Источник, да, кусочек. Давид Мелик-Гусейнов: Я бы хотел поставить тому, кто придумал систему ОМС, простите, но памятник при жизни, потому что система ОМС позволила многим регионам удержаться на плаву экономическом и не стать банкротами в своей системе здравоохранения. Потому что когда были кризисные эти периоды, мы сейчас переживаем кризис, у нас есть регионы-доноры, наподобие Москвы, Санкт-Петербурга, а большая часть регионов у нас, к сожалению… Оксана Галькевич: Дотационные. Давид Мелик-Гусейнов: …Дотационные. Константин Чуриков: Москва и Санкт-Петербург – может быть, даже это не доноры, это такая черная дыра, которая всасывает все оттуда. Давид Мелик-Гусейнов: Можно по-разному это называть. Оксана Галькевич: Москва особенно, спокойно. Давид Мелик-Гусейнов: И вот как раз таки система ОМС позволила забрать деньги у регионов-доноров. Москве это не нравится, я вас уверяю, потому что Москва всегда себя сама хорошо финансировала, и все было в шоколаде. Но тем не менее взять деньги у доноров и распределить их по всей системе регионального здравоохранения, особенно по тем регионам, где сегодня денег катастрофически не хватает. Система ОМС спасла нашу систему здравоохранения. К ней можно по-разному относиться, там очень много всяких ненужных вещей. Допустим, обсуждается вопрос участия страховых компаний в системе ОМС. Зачем эти страховые компании в виде прокладки, существующей между территориальным фондом ОМС и больницей, к примеру? Но это уже технический вопрос. Константин Чуриков: Качество услуг, профессионализм врачей? Давид Мелик-Гусейнов: Страховые компании не оценивают, к сожалению, качество услуг, они оценивают, как выставлены счета на оплату, придираются к запятым. Это другой вопрос. Но то, что система ОМС позволила нам удержаться и выжить в трудные времена… Константин Чуриков: Структурно, вы хотите сказать? Давид Мелик-Гусейнов: …Я считаю, что это очень большая заслуга тех, кто придумал эту систему. Оксана Галькевич: То есть получается, собственно говоря, то, что я сказала в самом начале – что забота о безработных, о категориях, так скажем, социально не защищенных, и забота о том, чтобы у них был полис ОМС, лежит на плечах региональных бюджетов – это неверно, да? Давид Мелик-Гусейнов: Тут очень важный момент, тоже нюанс. Оксана Галькевич: Да, давайте, поправьте меня. Давид Мелик-Гусейнов: Есть самозанятые, а есть безработные. Вот безработные – это как раз таки дети, школьники, студенты. Это беременные женщины, к примеру, это пожилые люди, вышедшие на пенсию, инвалиды, и так далее. Вот за этот контингент безработных платит регион. Каждый регион формирует некую энную сумму, он знает, сколько у него этих категорий, сколько этих людей, и отправляет эту сумму в общую копилку. А есть самозанятые, то есть те, которые работают, самостоятельно что-то делают – индивидуальные предприниматели, к примеру, домохозяйки, каким-то ремеслом люди занимаются. Вот этих людей, к сожалению, очень много, государство их не видит. Оксана Галькевич: Они могут быть в каждой из этих категорий, простите. Они могут быть и инвалидами, и студентами, и матерью в декрете, беременной. Давид Мелик-Гусейнов: Вот если они инвалиды, беременные, студенты, школьники – их видят, вся эта статистика прозрачна. А вот если он индивидуальный предприниматель, человек, который не инвалид, не студент, не беременная, соответственно, его государство не видит. Но этот человек пользуется системой здравоохранения. То есть за него государство не платит, он сам не платит налоги в копилку ОМС, и получается, он пользуется этой системой, ничего не давая этой системе. И это очень большая проблема сейчас, как решить вопрос с этими самозанятыми. Я говорю, не безработными, потому что за безработных государство платит, в том числе. Оксана Галькевич: Не за честных безработных, которые числятся на бирже труда, получают пособие? Давид Мелик-Гусейнов: На бирже – вот за них платит государство и по ним тариф идет прямой. А вот за тех, кто работает, тех, кто какое-то предпринимательство – машины перепродает, домохозяйка, например – за них нет денег. Оксана Галькевич: Но я же понимаете, что имею в виду – я имею в виду, что люди у нас часто встают на биржу труда и ждут, пока что-то там решится, получают, может быть, даже какое-то пособие, но при этом занимаются какой-то деятельностью. В гараже, как вы говорите, что-то выпиливают каким-то лобзиком, что-то куда-то продают или куда-то перегоняют. Или они могут быть в декретном отпуске по уходу за ребенком, длительный достаточно отпуск, за три года можно прийти в себя и что-то придумать. Могут быть пенсионером, могут быть студентом, и тоже, находясь в этом статусе гражданском, получать определенные бонусы от государства. Давид Мелик-Гусейнов: По разным данным, примерно 15 миллионов человек у нас в стране нигде не числятся и являются самозанятыми. Оксана Галькевич: Очень сложно определить, сколько. Давид Мелик-Гусейнов: Вот они не попадают ни в одну и категорий учтенных безработных, и, к сожалению, эти 15 миллионов ничего не дают системе. Оксана Галькевич: Но пользуются. Давид Мелик-Гусейнов: Только пользуются ею, да. Константин Чуриков: Знаете, тут интересно измерить пульс общественного мнения, что наше общество думает по этому поводу. Давид Мелик-Гусейнов: Горячий пульс. Константин Чуриков: Да. Давайте вы сейчас нам напишете или расскажете по телефону, как вы думаете, почему надо или не надо, с вашей точки зрения, лишить самозанятых медицинского полиса, ОМС как раз, медстраховки обязательной. Оксана Галькевич: Надо или не надо, очень важно. Константин Чуриков: Надо или не надо, да, и почему? Просто хочется понять вашу логику, потому что на самом деле аргументы самые разные. Давид Мелик-Гусейнов: А могу я свою позицию? Оксана Галькевич: Конечно, конечно. Константин Чуриков: Конечно, да. Я только напомню телефон – 8-800-222-00-14, пожалуйста. Давид Мелик-Гусейнов: Ни в коем случае лишать нельзя страховки, потому что у нас бесплатная медицина гарантирована Конституцией, основным законом страны. И поэтому если мы кого-то сейчас будем лишать, это сразу же возникнет клинч с основным законом нашей необъятной Родины. Поэтому нужно очень плавно, очень грамотно найти инструмент, который сможет оценивать это количество людей и финансировать медицинскую помощь, которую эти люди получают. Рассматривался, допустим, в Минздраве вариант введения так называемого "ОМС плюс" – соплатежи. Хочет человек, допустим, лечиться в повышенной комфортности – в отдельной палате, или еще что-то – он доплачивает к единому тарифу дополнительные средства. Рассматривался вопрос направления сборов в виде акцизов с табака и с алкоголя напрямую в систему здравоохранения, что тоже в принципе может дополнительным источником финансирования. Но эти все вопросы пока обсуждаемы, дискутабельны, но лишать людей бесплатной медицинской помощи ни в коем случае нельзя. Оксана Галькевич: Простите, по поводу доплат, Давид, но у нас это и так существует в полный рост. Хочешь отдельную палату в роддоме, или хочешь отдельную палату, чтобы папа твой после операции – пожалуйста, вперед. Тут тебе и ОМС… Давид Мелик-Гусейнов: Ну, это вы как договоритесь с врачом или с больницей. А так выстроить официальную систему, чтоб это не было коррупционным моментом. Оксана Галькевич: Ну хорошо, я вас поняла. Константин Чуриков: У нас есть звонок. Станислав из Архангельской области уже в эфире. Добрый вечер, Станислав. Зритель: Добрый вечер. Давид Мелик-Гусейнов: Добрый вечер. Зритель: Насколько я понял (я врач-реаниматолог, город Северодвинск, Архангельская область), представители МВД, Министерства обороны и так далее, они, возможно, будут исключены из системы ОМС, так? Константин Чуриков: Да, именно возможно, вы очень правильно сказали, потому что у Минздрава пока только предложение. Конечно. Зритель: Стентирование коронарных артерий – это достаточно дорогостоящая операция. У нас тут база Северного флота в Северодвинске, очень часто привозят – не часто, но привозят – на КТ, на МРТ, на стентирование и так далее, привозят офицеров. Что мы сразу спрашиваем? Есть ли полис ОМС. Потому что за них платит компания. А сейчас кто будет платить? Это ляжет опять на плечи больницы? Вот нам не оплачивают, например, из Вологодской области попадает больной срочный, молодой, мы его стентируем, и нам отказывают в оплате, и плати т больница. А это делается из наших зарплат, которые отнюдь не такие, как говорят по Первому каналу и так далее. Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо вам. Оксана Галькевич: Спасибо. Давид Мелик-Гусейнов: Я поясню на самом деле. Вот эти категории граждан, которые относятся к ведомствам различным, они и сейчас не имеют права получать полис в рамках системы ОМС. Но у большинства этих людей полисы ОМС в карманах есть. То есть какими-то возможностями они эти полисы получают, потому что не могут получить полноценную помощь, всеобъемлющую помощь в своей ведомственной поликлинике. Оксана Галькевич: Видите, значит, этот полис нужен, раз они не могут в ведомственной? Давид Мелик-Гусейнов: Он официально не положен этим участникам системы здравоохранения. Но то, что говорит наш телезритель, какая ситуация – что мы будем отказывать. Нет, ни в коем случае, никто никому отказывать не собирается и не должен. Человек, попавший в эту больницу и относящийся к какому-то ведомству, ему так же окажут медицинскую помощь. Но полис с него требовать не будут, а просто информация о том, где он работает, какая система его обслуживает, счет за обслуживание этого человека будет выставлен не фонду ОМС, а ведомству, в котором этот человек работает. Оксана Галькевич: Тогда надо, чтобы это заработало, потому что Станислав, который нам только что из Северодвинска звонил, говорил: "Простите, мы в первую очередь обязаны задать этот вопрос: "Где твой полис, предъяви его, уважаемый товарищ военнослужащий". Во-вторых, если его нет, мы, конечно, все равно сделаем, но мы лишимся части своей зарплаты". Вот чтобы это заработало, понимаете? Давид Мелик-Гусейнов: Вот это как раз таки настройка, которая очень важна в плане коммуникации. Лечебным организациям, врачам конкретным, Станиславу, который работает, нужно довести эту информацию, чтобы все были в курсе. Константин Чуриков: Естественно. И, наверное, все равно нужен какой-то прообраз какой-то карточки, какого-то полиса, чтобы просто в экстренной ситуации быстро идентифицировать человека и понять, что он действительно военный. Оксана Галькевич: Документ есть? Покажи. Давид Мелик-Гусейнов: Ну, это технический вопрос, я думаю, что это они решат. Константин Чуриков: Да, проработают. Я хочу сказать, что мы сейчас уже запустили несколько минут назад вопрос к нашим зрителям, голосование. Надо ли лишить самозанятых медицинского полиса? Ну, об этом периодически говорят многие люди. Да или нет? 3443, в начале буквы "ОТР". Пожалуйста, нам звоните. Оксана Галькевич: А вот такой вопрос, пенсионеры военные тоже вроде как и Минобороны, но знаете, вроде как уже и нет. Давид Мелик-Гусейнов: Они относятся к ведомству. Оксана Галькевич: Они относятся все-таки к ведомству, да? Давид Мелик-Гусейнов: Они относятся к ведомству и обслуживаются в ведомственной поликлинике, в ведомственном стационаре пожизненно. Оксана Галькевич: Ну хорошо, но вот есть, допустим, сложные операции… У меня папа просто военный пенсионер, требовалась операция на сердце. Вот военная клиника ничего, никакой помощи не предлагает, возможности прооперироваться в ведомственной нет, соответственно, он идет по гражданской тропе, а там все, знаете, очень заковыристо. Давид Мелик-Гусейнов: Если это серьезная операция для людей, относящихся к ведомствам… Оксана Галькевич: Это серьезная операция. По квоте ждали, да. Давид Мелик-Гусейнов: Квота, соответственно, квоту ждут как гражданские, так и не гражданские лица. Либо, повторяю, если нет услуги такой, если нет такой технологии в ведомственной поликлинике либо в больнице, но есть в соседней ОМС-больнице, то между этими больницами заключается соответствующий договор. И оплата идет из бюджета ведомства в больницу системы ОМС. То есть такие варианты тоже возможны, они присутствуют по всей стране. Константин Чуриков: Господи, какие сложности. При этом людям неважно, полицейские это, военные, учительница, уборщица – им хочется лечиться просто. Давид Мелик-Гусейнов: Сложность в том, что у нас много систем здравоохранения. У нас много систем здравоохранения, есть ведомственная, есть федеральная система, есть муниципальная система. Есть корпоративная система. И эти все системы существуют одновременно. Когда иностранцы смотрят на нас и говорят: "Вы слишком богатая страна, вы можете позволить себе функционирование сразу десяти систем здравоохранения параллельно!" Оксана Галькевич: А это правильно? Давид Мелик-Гусейнов: Это неправильно. Оксана Галькевич: Так, может быть, надо к упрощению структуры, и соответственно, это сразу высвобождает… Давид Мелик-Гусейнов: А вот попробуйте в одночасье это упрощение сделать. Оксана Галькевич: Не в одночасье. Давид Мелик-Гусейнов: Это очень долгая дорога. Оксана Галькевич: Нет, Давид, я не говорю, что в одночасье. Просто смотрите, какие-то вещи, которые мы обсуждаем в этой студии, мы их обсуждаем, берем на обсуждение, потому что так или иначе они попадают в информационное поле. А вот темы о том, что у нас очень сложная структура здравоохранения – то, что вы сказали, – я этого не помню. Константин Чуриков: А сложная – значит непрозрачная. Оксана Галькевич: Да. А сложная – значит непрозрачная. Константин Чуриков: Значит, трудно проконтролировать, что там тратится куда. Давид Мелик-Гусейнов: Вы убеждаете, я согласен с этим. Оксана Галькевич: Нет-нет-нет. Давид Мелик-Гусейнов: Я категорически согласен с вами, что она сложная и требует реформирования. Константин Чуриков: В таком случае я, как Константин, позволю себе пригласить в эфир Константина, но из города Кемерово. Добрый вечер. Давид Мелик-Гусейнов: Добрый вечер. Константин Чуриков: Константин, говорите. Оксана Галькевич: Константин? Зритель: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Добрый. Зритель: Я сам сотрудник милиции, отработал 20 лет в органах. Никогда полиса у меня не было, после армии сразу устроился в органы. Сейчас я уже пенсионер, и само собой, полис от меня требуют. Врачи – большие очень профессионалы в поликлинике МВД, и их заставляют еще, самое главное, ездить в командировки на Кавказ, вот это самое главное. Но врачи очень большие профессионалы. И в принципе с обслуживанием пенсионеров и сотрудников никаких проблем нет по медицинскому обеспечению. Спасибо. Константин Чуриков: Да, спасибо. Вот как раз по поводу ведомственных этих медучреждений нам пишет зритель из Новосибирска: "Хотел бы посмотреть репортаж про плохого врача ведомственной больницы, который "залечил" полковника, генерала, прокурора или губернатора". Мы что-то не понимаем, нам всегда правда казалось, честно – может быть, это взгляд из Москвы, может быть, какой-то неправильный взгляд – что этим ведомствам удается, некоторым из них, выстроить идеальную систему. Давид Мелик-Гусейнов: Поверьте, это не так. Константин Чуриков: Ходят до сих пор легенды о системе здравоохранения, которую еще МПС тогда выстроило, а сейчас "РЖД". Давид Мелик-Гусейнов: Это далеко не так, к сожалению. И в последние особенно 15 лет мы видим, как государственная, муниципальная система, ОМС-система развивается некоторыми опережающими темпами. В частности, в системе ОМС была масштабная программа модернизации, когда были закуплены дорогостоящие технологии, когда врачей посылали по всему миру учиться. И, в частности, в Москве за последние только три года более 5 тысяч врачей из системы ОМС поехали учиться в Германию, в Южную Корею, в Израиль и в другие страны. Ведомственная система более закрыта, она менее, скажем так, коммуницирует с внешним миром, такая в своей скорлупе, в своем соку. И поэтому регресс – он есть, и многие эксперты уже это замечают. Да, действительно есть врачи от бога, особенно в системе здравоохранения МВД, Министерства обороны, там полевая медицина, и очень много навыков, технологий эти специалисты от бога имеют уже со студенческой скамьи. Но в плане экипировки, в плане оснащения, в плане взаимодействия с внешним миром эти системы замкнуты и развиваются медленнее, чем государственные. Константин Чуриков: Я все-таки хочу вернуться к самозанятым. Не кажется ли вам, что эта, скажем так, оптимизация, наведение какого-то порядка, сведение дебета с кредитом – это начало как раз таки решения вопроса, а что же нам делать с остальными, которые, может быть, зря, как кажется кому-то в государстве, получают свой полис и зря за них другие люди платят? Вот как вы считаете, эту проблему сейчас с точки зрения бюджетирования, неважно, можно пустить на самотек, отдалить, или она требует немедленного скорого решения? Давид Мелик-Гусейнов: Она с каждым годом требует все более и более радикального решения. Мы каждый год эту проблему откладываем. Оксана Галькевич: Откладываем, откладываем… Давид Мелик-Гусейнов: На потом, на потом: вот кризис закончится – мы к ней приступим, потом приходят жирные годы – да ладно, мы вроде бы ее так можем финансировать. И вот на протяжении последних нескольких лет эта проблема все серьезнее, проблемнее капитализируется. То есть мы видим, как люди пользуются системой здравоохранения все больше и больше, причем предъявляют ей больше требований и больше претензий. Система пытается улучшаться под эти требования, но эти люди никакого финансового вклада, кумулятивного такого, консолидированного, солидарного вклада в систему не привносят. Оксана Галькевич: Давид, смотрите, здесь ведь еще (правда, время у нас убегает) такой важный момент: людей нужно как-то приучать к тому, чтобы все-таки заботиться тоже о своем здоровье. Давид Мелик-Гусейнов: Это крамола, мы эти заклинания говорим на всех эфирах. Оксана Галькевич: Да, я понимаю, общие слова. Но смотрите, есть такой механизм, например, в иностранных клиниках в Европе, в Северной Америке ты приходишь в поликлинику, и ты должен сделать co-payment, как бы заплатить за свой визит, небольшую, но внести все-таки плату. Давид Мелик-Гусейнов: Вот попробуйте нашим гражданам сказать об этом: "Заплатите за свой визит". Оксана Галькевич: И лишний раз ты понимаешь, что лишний раз я лучше… Константин Чуриков: Слушайте, они и так платят, они же и так платят. Это все просто вывеска, вывеска бесплатной медицины. Оксана Галькевич: Лучше бегать по утрам, есть здоровую пищу, но не ходить лишний раз к врачу. Константин Чуриков: Вот здесь как раз co-payment у нас уже… Давид Мелик-Гусейнов: Мы планировали, что co-payment заработает в системе хотя бы лекарственного возмещения. Константин Чуриков: Мы просто не знали, что это так называется. Давид Мелик-Гусейнов: Чтобы лекарства, большая часть их, компенсировалась из бюджета, а человек доплачивал какую-то небольшую фиксированную цену к стоимости лекарств. Но даже эта система не сработала, люди не готовы сейчас платить больше, чем они платят сейчас. Оксана Галькевич: Я с вами совершенно согласна, что нужно очень деликатно подходить к использованию этих всех инструментов. Спасибо вам за то, что пришли и честно с нами поговорили. Константин Чуриков: Давайте подведем сейчас итоги. Оксана Галькевич: Подведем сейчас итоги. Лишить самозанятых медицинского полиса, да или нет, за или против? 38% оказались за, но против все-таки 62%. Константин Чуриков: Мы говорили именно о тех самозанятых, которые находятся в тени, это очень важно. Оксана Галькевич: Которые в тени, да. Константин Чуриков: Потому что не все самозанятые в тени. Оксана Галькевич: Именно самозанятые, которые в тени и не платят налогов, но пользуются бесплатной медициной в нашей стране. Спасибо! Константин Чуриков: В студии у нас был Давид Мелик-Гусейнов, директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы. Спасибо вам. Через несколько минут мы к вам вернемся, уважаемые зрители.