Дед Мороз, забери ковид

Гости
Владимир Козлов
член Гильдии маркетологов, эксперт по нейропрофилированию

Александр Денисов: Дед Мороз, забери ковид! В письмах, которые получает резиденция Дедули, просьбы о здоровье, окончании пандемии и пожелания снять наконец маску лидируют с отрывом от традиционных праздничных запросов – айфонов, конструкторов «Лего» и прочих благ.

Елена Медовникова: Но я думаю, что спрашивали-то не детей, наверное. Но тем не менее Дед Мороз – действительно новогодний волшебник. И вот мы поговорим тоже и с нашими экспертами, и с вами, что вы хотите получить на Новый год.

Александр Денисов: Да, и наш собеседник – Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга. Владимир Николаевич, добрый день.

Елена Медовникова: Добрый день.

Владимир Козлов: Добрый день.

Александр Денисов: Безусловно, народ у нас с юмором, просят Деда Мороза забрать ковид. Вот сейчас, наверное, скорее, главное, чтобы Дедуля не принес с собой ковид. Потому что в запросах на Деда Мороза пишут, чтобы он был со справкой. В новогоднюю ночь, я посмотрел, 30 тыс. такой стоит. В полночь. Днем так подешевле.

Елена Медовникова: А в Европе им, кстати, сказали отрезать бороду.

Александр Денисов: Бороду отрезать, да? И что это за Дед Мороз тогда будет, без бороды?

Елена Медовникова: Да-да-да.

Александр Денисов: Ну, вот примерно как вы, наверное, такой: с аккуратной бородкой.

Елена Медовникова: Столько изменений.

Владимир Козлов: Спасибо.

Александр Денисов: Насчет подарков, насчет подарков. Все-таки в этом году начинаем экономить. По опросам, в среднем российская семья собирается потратить примерно 11 тыс. руб. Ну, в эту сумму в принципе укладывается и смартфон, и даже можно несколько наборов «Лего» купить.

Владимир Козлов: Вы знаете, да, в этом году на самом деле все пытаются купить подарки на некую какую-то ограниченную сумму. Например, вот у нас семья многодетная, много детей, и то мы вот напрягаемся, чтобы сделать какой-то, не знаю, технологический подарок каждому по сути ребенку. И мы знаем, что наши дети и дети наших знакомых, видя вот как бы ограничения в этом году, просят своих родителей, конечно, делать больше такие какие-то технологические подарки, чем какую-то куклу, или машинку, или какую-то одежду.

Елена Медовникова: Владимир Николаевич, а не кажется, что мы сами своим детям каким-то образом вот такими подарками и навязываем какой-то интерес к гаджетам? Знаете, вот в моем детстве книга лучший подарок была. Правда, я помню, что когда я уже своим детям в каком-то возрасте подарила книжки, то они вот просто плакали…

Александр Денисов: Тебя спросили: «А где подарок?», да?

Елена Медовникова: Да, меня спросили: «А где подарок?» И, в общем, вот какая-то странная ситуация у нас получается. Что вроде как нужно подарить технологичную игрушку, но и приучать детей к книгам тоже хотелось бы.

Владимир Козлов: Вы знаете, мы прикладываем гигантские усилия для привлечения детей к книгам. Безусловно, видео какие-то, аудио, веселые и смешные картинки – более легкий способ получения информации. А она уже пережевана, ее не надо обдумывать, ее гораздо легче воспринимать. Есть такой эффект. И мы, как, например, маркетологи, мы видим вот этот эффект у себя дома. И мы с ним боремся. Причем очень жесткими мерами. Путем отбирания гаджетов опять же, понижения качества техники, чтоб ей было тяжелей пользоваться.

Но тем не менее, мы видим, что на их запросы все-таки влияет общественная, скажем так, среда. Когда у каждого школьника есть гаджет, когда у каждого студента есть гаджет, безусловно, там, какой-нибудь планшет, какой-то там телефон, какие-то умные часы, – безусловно, хочется, хочется такого. И это неизбежно.

Елена Медовникова: Да, спасибо. Но вы знаете, я просто все равно не совсем согласна с тем, что ребенка нельзя отучить. Я тоже многодетная мама, у меня тоже трое детей. И вы знаете, сейчас есть прекрасные книжки…

Владимир Козлов: Да.

Елена Медовникова: …и, кстати, старые книжки, которые, вы знаете, раскладушки красивые, с какими-то объемными формами, фигурами. И, если честно, мне кажется, родители должны просто чаще заходить в магазины и просматривать такую литературу. Потому что планшеты рекламируются везде: в Интернете, на сайтах. А вот такие книги – рекламы практически нигде не найдешь. Т. е. нужно заходить в магазин, посмотреть, подержать вот это издание, пощупать. И просто невозможно устоять, чтобы не купить его. И, кстати, дети так же реагируют. Знаете, там масса каких-то конвертиков, открывается что-то, закрывается. Вот у меня у ребенка как раз интерес просыпается к таким книгам.

Владимир Козлов: Полностью вас поддержу. Безусловно, сделать так, чтобы книга снова стала лучшим подарком, в этом сейчас, в наше время особенно, это все-таки забота родителей. Вот я чуть меньше, но моя жена гораздо больше, она все-таки больше педагог, чем я (я все-таки больше такого инженерного склада ума человек), – она находит даже старые книги, старые вот эти раскладушки. Очень круто, что вы про них вспомнили. Это очень крутой пример. И … младшим детям. Мы поняли, что у нас есть возможность научить младших детей читать больше. И мы приучаем их читать книжки, разглядывать, открывать. Рассказываем вместе с ними какие-то истории. И сейчас, так получается, что все-таки приучение детей к чтению и к тому, чтобы книга на Новый год … снова стала лучшим подарком, – наверное, все-таки в наших руках.

Александр Денисов: Но книга все-таки не главное. Давайте посмотрим, что зрители наши заказывают у Деда Мороза. Ленинградская область: «Хорошую работу». Нижегородская область: «Попросила бы меньше стрессов, стабильности и мира для всех». Вот, Лена, тебе желают всего хорошего, здоровья. У Деда Мороза тоже здоровья просят. Владимирская область: «Дед Мороз, верни цены на лекарства и продукты на прежнее место». Ну, при капитализме цены, как пешки, назад не ходят, конечно. В СССР ходили, сейчас нет. Но вот Кемеровская область: «Беговую дорожку или велотренажер». Нехилый подарок.

Елена Медовникова: Но, кстати говоря, да, сегодня спорт очень популярен становится. Как на ваш взгляд, вырос запрос на спортивные подарки?

Владимир Козлов: Вы знаете, карантин приучил нас к тому, что наша стройность – она в наших руках и в наших даже ногах. Поэтому да, действительно, возник спрос на спортивные подарки. Мы видим в цифрах в онлайн-магазинах, в крупных онлайн- и спорт-ритейлерах, мы видим прирост на 13, 17, 27% по разным товарным группам, спрос на различные домашние тренажеры. Для бега, для ходьбы, для каких-то более подвижных упражнений. И это такой, с точки зрения медицины, это очень хороший такой тренд 2020 и 2021 года.

Елена Медовникова: И, кроме того, я вас поддержу: действительно многие перестали ходить в спортивные залы. Это тоже очень важно сегодня. Потому что из-за пандемии, да, действительно, она вносит свои изменения. Да, Александр, что у нас еще в 18-м?

Владимир Козлов: Да.

Александр Денисов: А у нас зрители на связи. Сейчас пообщаемся со зрителями. Сорвался зритель, к сожалению. Сейчас бы узнали, что он просит у Деда Мороза. Но вообще вот конкретных таких пожеланий нет. Вот больше просят хорошего настроения, здоровья, опять же вот работу. Все-таки работа – актуальная просьба. И сегодня у нас тема будет про безработицу. Вот и поговорим про пожелания.

Елена Медовникова: Кстати, да, знаете, сегодня и взрослые, кстати, и дети, на мой взгляд, тоже любят получать деньги в конвертах. И это тоже такой интересный момент. Вот здесь как работает вот этот механизм? Опять сами приучаем? Или уже привыкли и друзей своих и знакомых к этому приучаем? Ну, мол, чего напрягаться, зачем искать какие-то подарки, можно и Деду Морозу заказать какой-то денежный приз.

Александр Денисов: Деду Морозу конверт, ребенку конверт, и празднуем Новый год.

Владимир Козлов: Да, вы знаете, я с удивлением узнал, что в России, оказывается, есть такой сервис, где люди обмениваются подарками, которые им не подошли.

Елена Медовникова: Да-да-да, есть такой.

Владимир Козлов: Да, оказывается, большое количество подарков, которые нам с вами дарят и тратят на них большие деньги, мы не можем их выкинуть или передарить, но деть их нам практически некуда. И, наверное, с точки зрения уважения и внимания к человеку, иногда проще подарить ему деньги, чтобы он мог купить то, что он хочет сам, но не может об этом попросить вслух. Или еще же сам об этом не знает. Бывают такие ситуации. Особенно у нас, например вот, поскольку у нас в семье все-таки все мальчики, а все дети рано или поздно говорят: «Мы не хотим ходить в тех куртках или в той шапке, которую вы нам купили. Мы хотим сами пойти и купить».

Елена Медовникова: Очень знакомая история.

Владимир Козлов: Да-да.

Александр Денисов: Спасибо большое, Владимир. Спасибо. Владимир Козлов у нас был на связи, член Гильдии маркетологов. Ну, и мы вернемся после новостей. Там будет у нас большая тема: в Новый год с долгами по зарплате. Сервис по поиску работы HeadHunter выяснил, где чаще всего задерживают зарплату. Какая ситуация у вас? Узнаем в 13:20.