Тамара Шорникова: Учителей не хватает, думаю, многие из вас знают это и без всякой статистики, потому что в школе, где учатся ваши дети, один учитель преподает три, возможно, четыре предмета. Возможно, вы и есть тот самый учитель. Позвоните нам в эфир, расскажите о ситуации в своем городе и регионе. А что в целом по стране? По данным свежего исследования РАНХиГС, в большинстве федеральных округов существует дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. В целом по стране число вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников на 3,1%. По федеральным округам этот показатель варьируется от почти 5% до 1 с лишним. Самая острая нехватка на Дальнем Востоке и Северо-Западе страны. В профильном профсоюзе говорят, что одна из причин дефицита – низкие зарплаты педагогов при большом объеме работы. Посмотрим, что с зарплатами. Официально, подчеркиваю, так посчитали в Росстате. Ну, конечно же, лидирует Москва. За январь-март средняя зарплата, январь-март этого года, средняя зарплата педагогов в Москве 99 674 рубля, Санкт-Петербург – почти 65 тысяч. Далее Белгородская область у нас 43 тысячи рублей. Ну а вот дальше, конечно же, история уже грустнее, потому что смотрим какие мы районы? Ну, например, Мордовия – 29 тысяч, Ингушетия – 24870, Карачаево-Черкессия – 24 631 рубль. Это опять-таки официальная статистика. Мы ждем вашу статистику, расскажите, сколько получаете, где работаете – в крупном городе или в селе, какие предметы ведете. Приглашаем вас к разговору. Родители школьников, тоже звоните, пишите, рассказывайте о ситуации. Приглашаем к разговору и нашего эксперта. Арслан Хасавов у нас сегодня в студии, главный редактор «Учительской газеты», член общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. Здравствуйте! Арслан Хасавов: Здравствуйте! Как мы переходим плавно от дел, связанных с покупкой иностранной недвижимости к проблемам с зарплатами здесь, в России. Тамара Шорникова: Да, плавно. Обсуждали международные новости, сейчас обсуждаем наши. Арслан Хасавов: Да. Тамара Шорникова: Почувствуйте контраст, что называется. Арслан Хасавов: Конечно. Тамара Шорникова: Если говорить о дефиците учителей, вот о котором рассказали в РАНХиГС. Профсоюз, еще раз, связывает с низкими зарплатами. Это главная причина, по-вашему? Или все-таки там комплекс? Арслан Хасавов: Здесь, конечно, комплекс причин, прежде всего. Ну, в начале нашего разговора хотел сказать о том, что поднял статистику за предыдущие годы, как раз по данным Росстата, которые приведены в Концепции подготовки педагогических кадров, которую утверждает ежегодно Правительство. То есть, в 2020-2021-м году количество вакансий относительно количества сотрудников было полтора процента. То есть, недостаток увеличился почти в два раза в текущем году, то есть, до 3 с небольшим процентов. Проблема не только, конечно, в зарплатах и не только в нагрузке, порой чрезвычайной, чрезмерной и так далее. Но еще и в том, что выпускники педагогических вузов и факультетов педагогических в классических университетах не всегда идут работать в школы. То есть, к сожалению, нет вот этого вот, как сейчас принято говорить, бесшовного перехода, казалось бы, с профильным дипломом на открытые вакансии по специальности. Тамара Шорникова: Как раз хотела узнать вот этот момент. То есть, не хватает, потому что не идут в вузы, или выпускники вузов идут в репетиторство или работают по другим специальностям? Вот где складывается? Арслан Хасавов: Что касается подготовки педагогических кадров, то сегодня в России их более двухсот. 33 вуза педагогических подведомственно Министерству просвещения, а оставшиеся – это классические вузы под Минобрнауки, где есть факультеты, связанные с педагогикой, с образованием. Собственно, достаточно большое число студентов, которые поступают на эти специальности, более того, год от года растет средний балл ЕГЭ поступающих. Это означает, что все более мотивированно, все более успешно выпускники школы выбирают в качестве продолжения своего обучения педагогические специальности. Но, тем не менее, в процессе обучения, практики и далее выхода на рынок труда что-то происходит, что не все, далеко не все, к сожалению, идут работать по специальности. Тамара Шорникова:А у вас есть ответ на вопрос: что происходит? Арслан Хасавов: Ну, конечно, конкуренция на рынке труда по именно своему трудоустройству дальнейшему и нередко это связано с зарплатами. И со сложностями дополнительными, связанными, там, с эмоциональным состоянием, да? Все-таки, одно дело, когда ты сидишь в офисе за компьютером, грубо говоря, и совещаешься со взрослыми людьми. Совсем другое – когда ты работаешь с детьми, с их родителями, решаешь очень многие проблемы, заполняешь много отчетной и иной документации, берешь на проверку домашние задания и так далее. То есть, это все-таки, действительно, здесь сложно не согласиться с тем, что педагогика, образование – это призвание. Но, конечно, это самое призвание не снимает с нас ответственности за то, чтобы учителя получали достойную зарплату, чувствовали себя полноценными членами, успешными членами общества. Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телефонный звонок. Анна, Краснодарский край, учитель, подсказывают мне, дозвонилась до нас. Здравствуйте, Анна! Зритель: Здравствуйте, здравствуйте! Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Что преподаете? Зритель: Преподаю русский язык и литературу, работаю в сельской местности. И хотелось бы мне сказать, что у нас, к сожалению, зарплаты совсем не те. У меня высшая категория, я преподаю уже много лет. И зарплата моя всего чистыми чуть больше 20 тысяч. Хотя я веду почти полторы ставки. К сожалению, наша зарплата зависит от живого финансирования, количества детей в школах. А школа не очень большая. И плюс к этому, насколько я знаю, стоимость ставки нашей ниже прожиточного минимума. Вот так вот. Тамара Шорникова: Да, Анна, понятно. Спасибо вам за ваш звонок! По зарплатам, я думаю, что мы много таких смс и звонков получим сегодня. Несмотря на то, что к этому снаряду уже много раз подходили, в Правительстве обсуждался пилотный проект в пяти, по-моему, регионах, там пытались высчитать единую какую-то тарифную сетку. Пока этот пилотный проект, насколько я знаю, отложили, его воплощение. Но разговоры велись многие внутри профессионального сообщества, экспертного, как сделать эту зарплату справедливой. Вы видите какое-то решение? Арслан Хасавов: Вы знаете, действительно эксперты, законодатели, депутаты Государственной Думы, сенаторы размышляют о том, как это сделать и периодически вносят те или иные предложения. Самое свежее из них – это сделать единую ставку для педагогов по всей стране, базовый оклад, который будет равняться 75 тысячам рублей. И далее надбавки, часы, там, что-то еще, классное руководство, все то, что государство предоставляет уже сегодня. Но, как всегда, все упирается в то, что денег нет. Считают, сколько это выйдет даже для пилотных регионов, установить такого рода норму оплаты. И это выливается, на самом деле, в колоссальные, в десятки миллиардов рублей даже для небольших регионов в год. Поэтому, в том числе, поэтому периодически откладывается тема. Заработные платы педагогов присутствуют и в майских Указах Президента Российской Федерации, чтобы базовый оклад педагога по одной ставке не был ниже средней заработной платы по региону. Тамара Шорникова: Да. Арслан Хасавов: Но, к сожалению, и это фиксировали органы контролирующие, что не во всех регионах эти Указы были выполнены и выполняются. Но все-таки есть ряд регионов, где удалось добиться таких результатов. Тамара Шорникова:А какие это регионы? Арслан Хасавов: Ну, результатов следующих, что заработная плата повысилась до средней зарплаты в том или ином регионе. То есть, сейчас Анна, допустим, из Краснодарского края звонила и говорит, что у нее заработная плата ниже прожиточного минимума. Есть прожиточный минимум, есть средняя заработная плата по региону. И, соответственно, в некоторых регионах заработная плата педагогов, она вот где-то между этих цифр. Соответственно, майский Указ Президента предусматривал, чтобы заработная плата педагога была не ниже, чем средняя заработная плата в регионе. Соответственно, вот таких результатов некоторые регионы добились. Они довели ставку базовую педагога до среднего уровня заработной платы в регионе. И ее превзошли в каких-то моментах, потому что вы знаете, что ввели дополнительное вознаграждение, доплату 5 тысяч рублей в месяц за классное руководство. Это касается теперь и среднего профессионального образования, в колледжах кто там занимается классным руководством и в школах. Потому что раньше за это не было никакой доплаты. Соответственно, учителя могут добирать. Но повторюсь, что я не говорю о том, что вот все цифры передо мной вместе с графиками, исследования наших коллег из РАНХиГС, мы не можем безусловно говорить о том, что тема заработной платы педагогов и их соцзащита, повышение статуса, это все, как правило, идет, как звенья одной цепи, что все результаты достигнуты. Еще очень много работы, безусловно. Тамара Шорникова: Когда спрашивала, в каких регионах все-таки получилось добиться, исполнить майские Указы, хочется понять: это, условно, Москва, не знаю, какие-нибудь нефтяные регионы и так далее? Или есть обычные регионы, средние, Центральной полосы, где тоже получилось за счет грамотного менеджмента, за счет каких-то вот межбюджетных трансфертов или еще чего-то там, как это сейчас называется? Вот что хочется понять. От чего зависит, удалось или нет? Арслан Хасавов: Ну, конечно, зависит от того, насколько богат регион, какие поступления, дотации поступают в него. Как правило, в это все упирается, потому что это сфера бюджетного финансирования, это в том числе и бюджетники, образовательные организации. Кстати, вот здесь стоит, в этом контексте сказать, что это исследование не учитывает частные образовательные организации, это касается только государственных. И, отвечая на ваш вопрос, просто приведу характерную цифру, что заработная плата учителя в Москве и в Московской области, хотя порой это достаточно условное деление, вот мы, как люди, проживающие в Москве, это понимаем, может отличаться в два и более раза. Средняя заработная плата. Поэтому все, конечно, зависит от того, насколько богат регион, насколько есть возможности у руководства региона, у руководства профильного ведомства эти доплаты осуществлять. Тамара Шорникова: Да, даже вот по той же статистике от Росстата за январь-март 2022-го в Москве, как я уже говорила, 99 674 рубля, Московская область – 62 036 рублей. Хотя действительно, пересечь линию, отделяющую порой там… Арслан Хасавов: Здесь вот педагоги, извините, всегда вот обращают внимание в этих цифрах, что средняя зарплата, она высчитывается не по единой ставке. То есть, как правило, педагогам приходится брать две ставки, да, там, полторы-две ставки для того, чтобы добирать до этих цифр. И, собственно, средняя зарплата уже получается не… Тамара Шорникова: То есть, считают то, что получает человек на выходе? Арслан Хасавов: Да, на выходе. Тамара Шорникова: Это же очень странный подсчет. Арслан Хасавов:А нужно считать по одной ставке в регионе. И если мы будем считать именно так, тогда цифры будут в некоторых регионах довольно грустные. Есть, на самом деле, известный разговор Владимира Владимировича Путина с учителями года России. То есть, это победители конкурса, когда он буквально поставил в угол, скажем так, одного своими вопросами относительно заработной платы. Там, сколько все-таки человек получает на выходе, да? И эти цифры, скажем так, это все есть в интернете, на сайте Кремля, очень удивили присутствовавших. И были предприняты меры конкретно в данном регионе, да, там ситуация была скорректирована. Тамара Шорникова:А помните, сколько это было? Арслан Хасавов: Не за одну ставку, там, за полторы-две ставки порядка 30 тысяч получал учитель года России, да. Тамара Шорникова: Давайте сравним с тем, что получают наши телезрители. Елена, Нижний Новгород. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Я учитель русского языка и литературы в Нижнем Новгороде. Работаю в школе больше 20 лет. Закончила когда-то пединститут наш с красным дипломом, сейчас имею высшую категорию, несколько грамот от правительства города и района за 100-балльников, за победителей олимпиад, в общем, все, кроме «заслуженного учителя», у меня есть. Что я имею? Получаю свой листочек расчетный. Я вижу, что моя базовая ставка 12,5 тысяч мой оклад. А с применением всех повышающих коэффициентов, то есть, высшая категория, там, еще какие-то надбавки за выслугу лет, и то, и то, и то, у меня оклад за 18 часов 15 760 рублей. Тамара Шорникова: Так. Зритель: Это абсолютно ответственно. Я свои листочки отправляла когда-то, и фотографировала на горячую линию Президента, ну, то есть, писала, пробовала. Понимаете, вопрос о том, чтобы уйти из школы, наверное, звучит в головекаждого учителя, потому что у каждого учителя семья, дети, желание отдохнуть и так далее, заняться своим здоровьем. Но меня каждый год что-то останавливает. Вот, наверное, благодаря таким людям, как я, без лишней скромности, и моим коллегам, которые работают на голом энтузиазме, мы еще держимся. Но на самом деле очень грустно и, ну это даже не до слез обидно, а я не знаю, отношение к тебе, как к обслуживающему персоналу, потому что твоя зарплата ниже плинтуса. Ну, вы понимаете. То есть, чтобы, вот у меня нагрузка в предыдущем году была 24 часа, но это не очень много, потому что брала репетиторство, чтобы выжить. Вот. И моя зарплата за 24 часа составила 24 тысячи без учета классного руководства. Тамара Шорникова: Елена, а как вам кажется, вот какая зарплата вас бы устроила? То есть, какую вы бы считали справедливой? Зритель: Ну, если говорить про Нижний Новгород, то в пределах, там, 60-70 тысяч, наверное, это была бы хотя бы нормальная зарплата. Я не говорю, не хватаюсь за какие-то заоблачные суммы, но 60-70 тысяч – это хотя бы та зарплата, за которую я могла бы обеспечить себе нормальное проживание, чтобы мне не помогали родители, как это сейчас происходит, сын взрослый, который меня поддерживает, потому что на эти деньги мама существовать не может. А отдохнуть куда-то съездить, так это тоже нереально. Тамара Шорникова: Это понятно, да, раз 15 тысяч. Спасибо вам за ваш труд, во-первых, и спасибо за звонок, конечно. Давайте еще следом послушаем Любовь из Свердловской области. Зритель: Здравствуйте! Тамара Шорникова: Да, Любовь, слушаем. Зритель: Я работаю учителем в городе Нижний Тагил Свердловской области. Вы знаете, смотрю вашу программу, и хочется высказаться. Вот у меня заработная плата, ну, примерно, сейчас я вам скажу, 50 тысяч. Но работаю я на 2,5 ставки. Можно сказать, детей своих не вижу, занимаюсь только работой. То есть, если работать, зарабатывать вот те 50-60 тысяч, которые, в принципе, ну, средняя заработная плата у нас по региону, это нужно ни семью видеть, никого. То есть, вот проблема очень серьезная. По моим наблюдениям, у нас в городе Нижнетагильский педагогический институт есть. Все вышедшие студенты оттуда, они просто, как бы вам так сказать, они не идут в школу работать. И не идут, в первую очередь, из-за того, что низкая заработная плата. Тамара Шорникова: Понятно. Зритель: Вот как-то так. Тамара Шорникова: Да, спасибо, Любовь. Сложно обсуждать дальше, учитывая то, что мы говорили, что зарплату, которую обсуждали в экспертном сообществе, 75, по-моему, вы говорили, она, в принципе, вот как раз соотносится с тем, что говорят телезрители: «60-70 была бы справедливой». Но эти проекты откладываются, потому что не хватает финансирования, потому что при просчетах понимается, какое колоссальное количество денег потребуется. Но их ведь нужно где-то брать. Арслан Хасавов: Безусловно. Я единственное хотел бы еще обратить внимание, что, когда мы говорим о нехватке педагогов в среднем по стране на 3% по результатам этого исследования относительно работающих, это условно, чтоб просто зрители понимали, если у нас 100 человек в образовательной организации работает, это не значит, что еще 103 не хватает. Это значит, что из 100 не хватает трех. То есть, все-таки соотношение не такое, скажем так, шокирующее, как может показаться на первый взгляд. Все-таки даже коммерческие организации нередко испытывают дефицит кадров, да? Поиск все время, момент ротации, он присутствует, потому что, извините, и у учителей есть личная жизнь, бывает, что там декретный отпуск, еще что-то. И, соответственно, появляется эта вакансия в базе. И здесь вот этот процент, как бы, и высчитывается. Тамара Шорникова: Это понятно. Но мы только что еще раз слышали Елену, Нижний Новгород, получает 15 тысяч, говорит, что ей помогает сын и родители. И в ее голове, несмотря на то, что видно и слышно, что человек очень любит свою профессию, регулярно звучит мысль уйти из школы, потому что очень сложно существовать вот на такие деньги. И я думаю, что Елена не одна такая. И, соответственно, такой вопрос, таким вопросом задаются многие педагоги по стране. И вот сейчас дефицит такой, можно назвать его некритичным и так далее. Но если не решать эту проблему, то этот дефицит будет только расти. Арслан Хасавов: Безусловно, и тот вот проект пилотный, о котором вы говорили, который должен был быть запущен с сентября, то есть, в мае подготовительные работы, сейчас, к сожалению, нет информации о том, как он будет развиваться. Этот широко анонсированный проект по новой системе оплаты труда педагогов, он как раз должен был показать пример на пилотных регионах, причем, в разных регионах страны, в разных федеральных округах, показать, как это можно делать. То есть, готовая модель именно для, собственно, использования в расчете оплаты труда педагогов. Но, вы знаете, мы вот уходим в такую, как бы вот правильно сказать, сейчас мы в депрессию, мне кажется, все вместе с телезрителями впадем, но я бы хотел сказать, что изменения системы, они не могут происходить единомоментно. То есть, это некий процесс, который должен, как ни крути, длиться некоторое время. И важно, чтобы внутри этого процесса действия какие-то предпринимались. Собственно, они как раз сегодня и профильным ведомством, и теми исследователями, которые помогают принимать решения, они предпринимаются достаточно систематически. Это и совершенствование подготовки педагогических кадров, обновление материально-технической базы педагогических вузов, единая система обучения, возможность стажировок уже за студенческой скамьей. Это предпрофильные программы в школе, то есть, педагогические классы для будущих педагогов. И многие-многие другие проекты. Это, наконец, повышение статуса профессии педагога через в том числе телевизионные программы. Сейчас вот, скоро на одном из федеральных каналов будет запущено телевизионное шоу, посвященное как раз этой замечательной профессии, и так далее, и так далее. То есть, это такой комплекс мер, который в перспективе… Тамара Шорникова: Должен, как минимум, облегчить труд? Арсан Хасавов: Облегчить труд, да. С одной стороны, уже сейчас принят закон, вы знаете, не так давно, который регулирует перечень отчетной документации, который должна сдавать школа и педагог. То есть, снимает вот эту бюрократическую так называемую нагрузку с учителей. И ряд других мер. Они должны в конечном итоге привести нас к тому светлому будущему, о котором все мы мечтаем. Тамара Шорникова: Сейчас, думаю, учителя русского языка и литературы рядом с экранами, покачали головой, потому что «облегчИть», конечно. Но если говорить о мерах, которые предпринимаются, та же, например, программа «Земский учитель», которая направлена на то, чтобы ликвидировать дефицит в отдаленных районах. Вот по вашим данным, по общению с коллегами, как она работает? Арслан Хасавов: Программа «Земский учитель» уже не первый год существует. Это просто поясним, что приглашаются педагоги в отдаленные регионы, населенные пункты для работы в образовательных организациях, в том числе, малокомплектных, то есть, совершенно разный там набор. И важно, чтобы педагог переезжал из другого региона туда. И, соответственно, так называемые «подъемные» выплаты, существенные достаточно выплаты, порядка миллиона рублей для того, чтобы человек, который попадает в этот проект мог отработать установленный договором срок. Тамара Шорникова: Пять лет. Арслан Хасавов: Да, пять лет в данной образовательной организации. И этот проект, на самом деле, достаточно востребован среди педагогов. Конечно, материальная составляющая, наверное, тоже имеет значение в данном контексте. Но также и возможность как-то изменить судьбу, все-таки какая-то тяга к приключениям, особенно среди молодых педагогов, она присутствует, у кого еще, там, нет семьи своей, и так далее, и так далее. Тамара Шорникова: Это удивительно. Мне казалось, что как раз молодежь – та категория преподавателей, которой этот проект будет менее интересен, потому что это все-таки определенные стремления к комфорту, к инфраструктуре, к развлечениям, чего как раз нет в сельской местности зачастую. Арслан Хасавов: Нет, вы знаете, «Земский учитель» – достаточно конкурентный проект, я имею в виду, с точки зрения учителей, которые бы хотели в нем поучаствовать. И есть другие, альтернативные проекты, например, «Учитель для России», когда тоже фонды финансируют дополнительную стипендию за переезд в какую-то такую отдаленную местность и работу в образовательной организации. Поэтому молодежь у нас достаточно мобильная, и «Земский учитель» работает. Вот в прошлом году, я просто боюсь соврать с цифрами, Министерство просвещения отчитывалось, что едва ли не все 100 вакансий, которые были заявлены, 100% вакансий, которые были заявлены в проекте, что они закрыты. То есть, соответственно, каждый новый год предлагаются новые. Тамара Шорникова: Хорошо. Давайте послушаем еще один звонок. Елена, Казань. Здравствуйте, Елена! Зритель: Здравствуйте! Тамара Шорникова: Да, слушаем. Зритель: Здравствуйте! Я хотела бы прокомментировать как раз сведения о зарплате, которые… Я являюсь педагогом, 27 лет педагогический стаж имею и работаю в системе среднего профессионального образования. Зарплата наша, к сожалению, вот окладная часть, то есть, если преподавать, работать на ставку, составляет 19 500 рублей. Это только в тех колледжах и в той системе среднего профессионального образования, где учебное заведение относится к ведомству Российской Федерации. В региональных колледжах эта ставка составляет 16 тысяч рублей. К примеру, просто я вот проводила анализ по нашему региону, а регион у нас достаточно не бедный, хочется сказать. И вот зарплата уборщицы составляет у нас в Казани 35 тысяч рублей. Тамара Шорникова: Да, Елена, понятно, сравнение очень такое яркое, что называется. По зарплате понятно, думаю, нет комментариев. По мерам, которые сейчас принимаются, тоже начали говорить, но этот разговор, разумеется, будем продолжать. Спасибо! У нас в студии был Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член общественного совета при Министерстве просвещения России. Говорили о дефиците учителей, педагогов, руководителей школ по стране. Самый острый дефицит пока, по статистике РАНХиГС, на Дальнем Востоке и Северо-Западе. Разумеется, спасибо вам за ваши смс, за сообщения о вашей зарплате. Будем возвращаться к этой теме неоднократно, обсуждать вместе с вами. Через буквально несколько секунд вернемся в эфир. Спасибо!