День Кемеровской области: история и развитие Кузбасса

Гости
Ольга Кузнецова
профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, доктор экономических наук
Антон Пятовский
министр туризма и молодежной политики Кузбасса

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Слушай, Костя, конечно, нехорошо так говорить, но...

Константин Чуриков: Наша коллега Оксана Галькевич нам представила регион.

Ольга Арсланова: Кемерово, не Кемер, а намного лучше, по крайней мере, полезней. Ведь это регион самый промышленный в нашей стране, больше половины всего угля в России. А еще там есть самый красивый горнолыжный курорт в России с самым классным снегом. Абсолютно точно!

Константин Чуриков: Мы сегодня познакомим наших уважаемых зрителей со всеми красотами, со всеми важными объектами – так назовем предприятия, которые, можно сказать, делают огромный вклад, огромную работу. Сейчас давайте просто познакомимся с регионом.

Итак, что такое Кемеровская область? Это регион в Сибири площадью 95 тысяч км2. Население более двух с половиной миллионов, 2 млн 604.

Ольга Арсланова: Миллиардов или миллионов?

Константин Чуриков: Да, миллионов, миллионов, мы не Китай. Средняя зарплата 51 238 рублей. Я думаю, что все это постепенно будет меняться.

И как сказала Оля, огромный, конечно, промышленный вклад: здесь и обрабатывающее производство, и добыча полезных ископаемых. Обрабатывающее производство – это металлургия прежде всего. Представлены многие секторы: торговля, недвижимость, строительство недвижимости, транспорт и т.д.

Ольга Арсланова: Ну что ж, давай о зарплатах тоже еще поговорим отдельно. Посмотрим, что называется, детализацию: какие отрасли экономики, какие зарплаты. Вот если ты работаешь в металлургии в Кемеровской области, зарплата будет почти 90 тысяч рублей, там где-то 87 286.

Константин Чуриков: Я думаю, это до вычета налогов, наверное, считает Росстат.

Ольга Арсланова: Средняя, да. Добыча угля – 82 тысячи, т.е. понятно, да, чем занимается регион, самые высокооплачиваемые профессии. И в Великую Отечественную войну, между прочим, этот регион всю страну обеспечивал углем и металлом.

Чуть ниже – в науке и в других отраслях. Еще обязательно мы вам эти цифры покажем, когда подготовим.

Константин Чуриков: Мы сейчас приглашаем в эфир Ольгу Кузнецову – это профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, доктор экономических наук. Ольга Владимировна, здравствуйте!

Ольга Кузнецова: Добрый день!

Ольга Арсланова: Здравствуйте, здравствуйте!

Константин Чуриков: Ольга Владимировна, расскажите, пожалуйста, вклад Кузбасса в экономику России, он какой?

Ольга Кузнецова: Вы сами сказали, что на сегодняшний день это наш ведущий угледобывающий регион – это регион, где развита тяжелая промышленность, металлургия. И, собственно говоря, это лицо Кемеровской области на сегодняшний день, безусловно.

Константин Чуриков: Я имел в виду в процентах. Извини, Оля. Я имел в виду в процентах, т.е. у каждого региона есть какая-то своя доля в нашей экономике.

Ольга Арсланова: Ну, то есть мы понимаем, что угля – половина, а во всем остальном?

Константин Чуриков: Россия – 100%, Кемерово, Кузбасс-то сколько?

Ольга Кузнецова: Вы знаете, не буду врать, надо смотреть статистику, точную цифру не скажу сейчас.

Ольга Арсланова: Ольга Владимировна, вот какой вопрос: если этот регион настолько успешен в добыче угля, и мы понимаем, что давным-давно это все происходит, и даже в 1990-е, когда были проблемы с предприятиями по всей стране, кризис, этот регион – один из немногих, кто быстро восстановился как раз благодаря промышленности.

Но при этом сейчас нынешние власти Кузбасса говорят, что нужно диверсифицировать региональную экономику, нужно отходить от этой угольной зависимости. Так, если это такой плюс и такой козырь, зачем от этой зависимости уходить? Может быть, это не зависимость, может быть, это главный козырь, который надо продолжать использовать?

Ольга Кузнецова: Два момента. Основной: любая узкая специализация экономики на какой-то одной отрасли делает весь регион очень сильно зависимым от конъюнктуры в этой отрасли. То есть если на мировых рынках сокращается спрос на уголь, это означает, что резко сокращаются экономические показатели в конкретном регионе.

И любая моноспециализированная экономика по этой причине является проблемной экономикой, потому что любое ухудшение ситуации на рынках приводит к падению доходов и населения, и бюджета, и очень сложно оказывается что-то планировать. Это один момент.

Второй момент: что касается перспективного спроса на уголь, то здесь, насколько я знаю, эксперты расходятся во мнениях. Но есть точка зрения, что на самом деле этот спрос не будет расти и, может быть, даже будет сокращаться.

Поэтому в любом случае нужны какие-то другие отрасли экономики в самой Кемеровской области и для ее устойчивости, и для более определенной перспективы. Поэтому, да, безусловно, диверсификация нужна.

Константин Чуриков: Но с другой стороны, то что мы сейчас видим в мире эти разговоры об энергопереходе, часто неподкрепленные жизненной необходимостью и готовностью.

Может быть, нам просто сейчас нужно подождать? Не прекращать, не забрасывать это дело, а наоборот, выждать время, выиграть время и потом продавать также уголь. А куда они денутся?

Ольга Кузнецова: Я думаю, что жители Кемеровской области сами хотят иметь более диверсифицированную экономику, потому что в угольной промышленности могут быть заняты далеко не все жители региона. Потому что кто-то, да, готов работать в этой тяжелой отрасли. Это в большей степени мужской труд. Но, тем не менее, есть вопрос.

И рабочих мест для тех людей, которые хотят, допустим, получить высшее образование и, соответственно, работать в каких-то более сложных отраслях. Ну куда деваться? Из Кемеровской области уезжать опять-таки в Москву или в какие-то крупные города? Зачем?

Есть города, крупные города в Кемеровской области, где в самих городах уголь добывать невозможно, соответственно, должны быть отрасли, в которых будут заняты горожане. То есть уголь углем, и, безусловно, эта отрасль будет иметь определенное значение, но, тем не менее, для того, чтобы для всех людей для реализации широкого круга запросов со стороны населения были рабочие места вот и нужна эта диверсификация.

И, в конце концов для той же угольной промышленности ведь тоже надо делать оборудование, еще что-то. И это тоже может делаться непосредственно в Кемеровской области, а не где-то за ее пределами.

Ольга Арсланова: Ольга Владимировна, но опять же, мы говорим о том, чтобы развивать что-то помимо, а не о том, чтобы сокращать то, что и так хорошо работает. Потому что спрос на уголь все-таки пока есть, и, в частности, в Азию мы его продаем не меньше. Никаких проблем нет.

И когда мы говорим о том, что нужно переориентировать население на какие-то другие профессии, сразу вспоминается, например, Тульская область, где шахтеров переквалифицировали так, что они просто поехали в основном работать в Москву. А их Кемерово в Москву, как вы правильно говорите, не наездишься.

То есть вопрос не в том, чтобы уничтожить существующее, не в том, чтобы его уменьшить, а в том, чтобы создать параллельно какие-то другие отрасли.

Константин Чуриков: Разнообразить, да.

Ольга Кузнецова: Конечно. Потому что по логике вещей, если растет производительность труда в той же угольной промышленности, количество рабочих мест может сокращаться. И потом, как в любом регионе есть масса людей, которые даже если и имеют работу, то имеют работу не самую высокооплачиваемую, не самую высококвалифицированную.

И, соответственно, если будут появляться более производительные, более высокооплачиваемые рабочие места, в дополнение, конечно, к тому, что там уже есть, то это оптимальный путь развития. Никто ж не говорит уничтожать то, что есть. Расширять, диверсифицировать. В этом и смысл диверсификации.

Константин Чуриков: Да, спасибо большое!

Ольга Арсланова: Спасибо!

Константин Чуриков: Ольга Кузнецова, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ, доктор экономических наук.

Нам уже активно пишут и Кузбасс, и вся страна. 5445 – для ваших эсэмэсок. Также можно позвонить.

Антон Пятовский, министр туризма и молодежной политики Кузбасса, дополнит то, что нам сказала Ольга Владимировна. Тем более, с места виднее. Антон Александрович, здравствуйте!

Ольга Арсланова: Добрый день!

Антон Пятовский: Ольга, Константин, здравствуйте!

Ольга Арсланова: Туризм региона – я сразу вспомнила Шерегеш, я люблю кататься на сноуборде. Мечтаю поехать в Шерегеш, потому что я слышала неоднократно, что там самый классный снег в России. Вот такой бренд у Шерегеша. А что еще можно посмотреть, кроме очевидно известного на всю страну курорта?

Антон Пятовский: Ольга, я, пользуясь случаем, приглашаю вас к нам в Шерегеш. Действительно, у нас уникальный горнолыжный комплекс. Считаю – лучший в Российской Федерации, а может быть, и в мире. Я о нем тоже с удовольствием расскажу. Но прежде хочу сказать пару слов вообще о самом регионе. Действительно, у нас уникальный регион. Я, пользуясь случаем, передаю всем привет из самого центра Сибири.

В далеком 1721 году на территории современного Кузбасса был найден уголь. Это, собственно, и послужило зарождением нашего региона, Кузбасса – Кузнецкий угольный бассейн, как переводится Кемеровская область. Кузбасс – наше официальное название. И действительно, уже вы много сказали о том, что регион сыграл очень важную роль в истории всей страны, и, конечно, в годы войны.

Помимо того, что мы обеспечили всех углем, мы также одевали в броню все советские танки. Каждый второй танк был одет в броню, произведенную у нас в Кузбассе. Каждый третий снаряд был произведен на территории современного Кузбасса. И это действительно очень важно. Мы очень гордимся подвигом наших предков.

Ну, а сейчас, конечно, это современный развивающийся регион, который шагает семимильными шагами в будущее.

Я вот, знаете, очень внимательно слушал предыдущего спикера. Во многом с профессором хочу не согласиться. Дело в том, что считаю, что угольная отрасль она очень перспективна. И наш губернатор, он к слову сказать, на секундочку возглавляет комиссию по энергетике Государственного Совета, а сейчас занимается активным продвижением именно угольной отрасли. И она будет развиваться.

И все те разговоры, которые ведутся сейчас там и на международной арене про снижение углеродного, ... наверное, важно. Но мы говорим сейчас не о снижении добычи угля, а говорим о его глубокой переработке, о введении более экологических технологий. И это у нас в Кузбассе уже применяется.

Константин Чуриков: Антон Александрович, много болтовни вокруг, действительно, в мире.

Ольга Арсланова: А уголь продается.

Константин Чуриков: И сидят с умным видом на форумах, рассказывают, как мы будем жить. И будет, значит, между городами хрустальный мост, и там будут торговать купцы. Вот будем оставаться на земле.

Антон Александрович, как вы думаете, какие сейчас перед регионом, с одной стороны, вызовы, с другой стороны, возможности. Потому что действительно, вы вот регион разрез, регион шахта. Многие страны мира зависят от наших ресурсов. Что можно было бы еще сделать?

Антон Пятовский: Вот здесь как раз хочу поддержать второй тезис уважаемого профессора про диверсификацию экономики. И губернатор ставит перед нами такие задачи создания новой экономики Кузбасса. И по нашим задачам мы должны 50% нашего внутреннего продукта генерировать именно не за счет добывающей и металлургической промышленности, а за счет остальных видов.

При этом, не сокращая нашу угледобывающую и металлургическую отрасль, химическую отрасль, которая является флагманом. Это действительно важная задача. Здесь, конечно, основу будет играть туризм, мы тоже активно его развиваем.

Хочу сказать, что сейчас в Кузбассе вообще много чего происходит, буквально два слова хочу об этом сказать. Просто хотя бы о тех объектах, которые за последние три года появились у нас в Кузбассе. Это и Президентское кадетское училище, которое по поручению президента открыто у нас в городе Кемерово.

Это уникальный проект, который сейчас строится, первая часть уже введена. Это так называемый культурный кластер, который появляется в четырех регионах Российской Федерации, это Калининград, Владивосток, Крым и здесь у нас в Кузбассе; это ведущие культурные учреждения – это театр оперы и балета, филиал Третьяковки, Русского музея, которые появляются у нас.

Уникальный комплекс Ледовый дворец «Кузбасс», который вмещает в себя больше шести тысяч зрителей для занятий хоккеем с мячом и ледовыми видами спорта. Сейчас достраивается уникальный спортивный комплекс Кузбасс-Арена.

Мы строили его к проведению чемпионата мира по волейболу, а Кемерово был выбран – один из десяти городов, где планировалось проведение. К сожалению, по понятным причинам не состоится, но тем не менее, спортивные комплексы будут активно использоваться для проведения самого разного рода международных мероприятий.

Это, конечно, наш горнолыжный комплекс Шерегеш, о котором уже сказано. И мы сейчас действительно набираем обороты: только за прошлый год губернатором было подписано соглашений на 150 миллиардов рублей на инвестиции в наш горнолыжный комплекс.

Помимо этого, Кузбасс гордится своей невероятной природой, и у нас практически в любом уголке есть что предложить гостям. Мы долгое время старались убедить всех, что Кузбасс, как вы сказали – это не одна большая шахта, это уникальный уголок сибирской природы.

Но сейчас возвращаемся немножко к этой истории, и сейчас мы стали одними из лидеров с точки зрения промышленного туризма. И мы приглашаем всех гостей нашего региона посетить наши предприятия и убедиться, что сейчас современное угольное предприятие не там, где грязный шахтер с кайлом колет уголь, а это современные высокотехнологичные предприятия.

И вы знаете, на одном из предприятий у нас даже установлен аквариум, в котором живут рыбки. Он наполнен водой из очистных сооружений, которую это предприятие производит. Поэтому сейчас Кузбасс – это действительно динамично развивающийся регион, который уверенно смотрит в будущее. И мы приглашаем всех убедиться в этом, посетить наш Кузбасс.

Ольга Арсланова: Антон Александрович, вы же еще и министр молодежной политики. У вас сильный Кемеровский университет. Чему там учат? И остаются ли выпускники в своем регионе или все-таки в сторону Москвы посматривают?

Антон Пятовский: У нас, конечно, есть задача оставлять молодежь. Я хочу сказать, это не вопрос Кузбасса, сейчас вся молодежь действительно очень мобильна, она перемещается по стране очень активно.

Тем не менее, у нас одна из основных наших задач, и все то, что я сейчас перечислил, конечно, направлено на это, чтобы оставить молодежь у нас в регионе. И сейчас для этого все возможности есть. И все больше и больше кузбассовцев поступают в кузбасские ВУЗы, оканчивают их, устраиваются по профессии и работают в своем родном регионе.

Константин Чуриков: Анатолий Александрович, а каких специалистов сейчас Кузбассу не хватает? Кроме айтишников. Мы знаем, это сейчас вот везде, они везде нужны. Кто еще нужен?

Антон Пятовский: Сейчас на самом деле мы не только с Кемеровским государственным классическим университетом работаем по всем направлениям и увеличиваем бюджетные места практически в каждом ВУЗе.

Кемеровский классический университет готовит огромный спектр специальностей с точки зрения гуманитарной направленности. В том же туризме у нас разработана уникальная магистратура по направлению «Туризм», которая готовит суперпрофессионалов, которые востребованы не только на территории области, но и за ее пределами.

Наш Кузбасский государственный технический университет, который готовит горняков. Наш Сибирский университет в Новокузнецке, который готовит металлургов. Наш медицинский ВУЗ, в котором тоже с каждым годом все увеличивается количество бюджетных мест, потому что мы, действительно, испытываем нехватку наших медицинских кадров, и пока с этой задачей справляемся.

Ольга Арсланова: Антон Александрович, тут же пишут наши зрители, услышали ваше приглашение. Всем приятно, но: «Мы бы поехали, – из Ленинградской области эсэмэска, – но билеты в Сибирь стоят, как до Америки». Что с этим делать?

Антон Пятовский: Да, это на самом деле так. Есть такая проблема. Мы активно работаем в этом направлении с крупнейшими туроператорами российскими. Мы с позапрошлого года заключили соглашения с большой тройкой – это Pegas Touristik, Anex Tour. И из центра России организованы чартерные программы, и это очень сильно снижает стоимость тура и перелета, безусловно.

Хочу сказать, что пятидневный отдых в Кузбассе, не в топовый сезон, обойдется туристу примерно в 16 тысяч рублей – это вполне себе доступно.

Константин Чуриков: Это без перелета, естественно? Перелет отдельно?

Антон Пятовский: Это с перелетом.

Ольга Арсланова: С перелетом?

Константин Чуриков: С перелетом?

Антон Пятовский: Это с перелетом.

Ольга Арсланова: Серьезно? Пять дней с перелетом?

Константин Чуриков: Это какая-то фантастика! Слушайте, мне кажется, что в Подмосковье дороже отдохнуть.

Ольга Арсланова: Вот! Ленинградская область, услышали? Услышали, запомнили.

Антон Пятовский: Всю Россию приглашаем отдыхать у нас в Кузбассе.

Константин Чуриков: Обязательно. Спасибо большое, Антон Александрович!

Ольга Арсланова: Спасибо!

Константин Чуриков: Антон Пятовский, министр туризма и молодежной политики Кузбасса.