Виталий Млечин: Сегодня, 28 апреля, День работника скорой медицинской помощи. Праздник молодой, официально он был утвержден только в 2020 году – ну, по понятным причинам, после того как началась пандемия коронавируса. Но он имеет и исторические корни. 28 апреля 1898 года в Москве был издан указ о закреплении за двумя полицейскими участками по карете «скорой помощи». Мобильная бригада медиков сопровождала на вызовах полицейских. Пострадавших доставляли в участок, где, по сути, находился филиал стационара. Вот так это было – сколько? – полтора… ну, чуть больше века назад, еще пока не полтора столетия назад. Марианна Ожерельева: Как же сегодня работают врачи «скорой»? Какие сложности, проблемы у них? Какая ситуация в вашем регионе? Обязательно пишите и звоните нам. Виталий Млечин: Да, пожалуйста, присоединяйтесь к нашей программе. Расскажите, в каком состоянии сейчас «скорая» в вашем регионе. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. Ну а сейчас – о том, как в Чебоксарах и Казани работает скорая помощь, в нашем сюжете. СЮЖЕТ Виталий Млечин: Слушай, ну поразительно, конечно! Марианна Ожерельева: Поэт. Виталий Млечин: Да, медик, который пишет стихи. Это настоящий медик, действительно. Давайте обсуждать. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашей программе. А с нами на прямой связи заведующий подстанцией № 3 из Ульяновска Денис Золотарев. Денис, здравствуйте. Марианна Ожерельева: С праздником вас! Денис Золотарев: Добрый день. Виталий Млечин: Да, во-первых, поздравляем вас с праздником! А во-вторых… Денис Золотарев: Добрый день, уважаемые зрители. Виталий Млечин: Денис, слышите нас? Денис Золотарев: Да, я вас слышу. Но меня, по-моему, не слышно. Виталий Млечин: Нет-нет, мы вас уже тоже слышим. Поздравляем вас с праздником! Расскажите, пожалуйста, как сейчас у вас строится работа. Всего ли хватает? Денис Золотарев: Да, у нас всего хватает. Бригады полностью укомплектованы. Сегодня все бригады находятся на своих рабочих местах и оказывают помощью населению города Ульяновска. Сейчас все бригады на выезде, на подстанции практически никого нет. И, пользуясь случаем, хочу все-таки поздравить свои бригады. Я сегодня их уже с утра поздравил. Хочется сейчас поздравить еще раз, чтобы они приняли от нас наши искренние поздравления за их благородный труд, за их терпение, за их мастерство. От всех души хочу пожелать им прямых дорог, теплых машин и благодарных пациентов! Виталий Млечин: Денис, давайте, кстати, по порядку, с теплых машин начнем. Я просто помню, лет двадцать назад в каком состоянии была скорая помощь, даже в Москве, а уж тем более в регионах. Вот за это время действительно ли… Вот мы сейчас видели в сюжете картинку: диспетчерская, там тепло, светло, техника достаточно современная стоит, и машины тоже современные. У вас как? Денис Золотарев: У нас абсолютно новые автомобили. У нас сейчас по программе аутсорсинга приходят новые автомобили на базе новой модели «УАЗ Профи». Также у нас есть автомобили «Форды», в виде реанимобилей. Автомобили полностью укомплектованы всем оборудованием, что нужно для работы, для оказания экстренной медицинской помощи. Полностью имеются все запасы лекарственных препаратов. Также ввиду того, что сейчас у нас, к сожалению, есть ковид-инфекция, бригады полностью укомплектованы средствами индивидуальной защиты для защиты от ковида. Виталий Млечин: А какие сейчас нормативы? За сколько должна «скорая» приехать? Денис Золотарев: На экстренные обращения доезд у нас составляет не более 20 минут, согласно регламенту. Этот регламент максимально исполняется. К сожалению, конечно, когда были пиковые нагрузки в октябре-ноябре 2021 года, когда было очень большое количество обращений больных с ковид-инфекцией, к сожалению, у нас, конечно же, были задержки, но максимально старались справляться. Ни один пациент не остался без оказания помощи, все обращения были выполнены. Виталий Млечин: Саратов с нами на прямой связи, Мария. Узнаем, как в Саратове. Мария, расскажите, пожалуйста. Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Добрый день, здравствуйте. Всего вам доброго и здоровья! Я хочу сказать вообще про нашу… Немножко, конечно, занимать много времени я не буду. У нас такая ситуация. Врачи скорой помощи, вот сколько ко мне ни приезжали, поскольку я человек, страдающий аритмией, у меня сердце… ну, в общем, букет у меня, но приезжают врачи, и они помогают не только физически. Они не уезжают, они поддерживают, они сидят, они морально еще советы какие-то дают. Я очень благодарна! И еще выражаю… Я болела коронавирусом. Выражаю огромнейшую благодарность! У нас такая больница 5-я есть. Прекрасная больница! Как там следили! Как они подходили! Даже по коридору идет, и то смотрит. Система закончилась – подходят без конца. Прекрасные врачи! Виталий Млечин: Спасибо, Мария. Зритель: Ну, в поликлинике, конечно, у нас… Не могу сказать такого. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо вам большое, что позвонили и рассказали. Марианна Ожерельева: Сообщения еще давай зачитаем. Вот из Костромской области пишут: «В нашем городе только на «скорую» надежда. К врачу попасть сразу не получается». Денис, очень много таких сообщений, что, действительно, скорая помощь всегда выручит. Виталий Млечин: Вот! Совершенно верно. Она всегда приедет вовремя, вылечит, еще и поговорит. Но при этом ведь есть же другие вызовы. То есть понятно, что в идеале врач, конечно, должен помочь и физически, и ментально, это тоже его задача. Но! Если слишком много потратить времени на одного пациента, то до другого просто не доедет. Где вот эта грань? Денис Золотарев:При обращении наших пациентов на номер 103 диспетчер задает конкретные вопросы о состоянии пациента. Если это действительно экстренный вызов – ну, к примеру, ДТП, падение с высоты, что-то криминальное произошло в общественном месте, – то это первая и вторая категория, то есть это те обращения, на которые «скорая» должна появиться мгновенно, грубо говоря. И есть вызовы в неотложной форме, те вызовы, на которые мы выезжаем уже после того, как у нас нет экстренных обращений. То есть если в городе нет экстренных обращений, бригада спокойно ездит на эти обращения, которые выполняются в неотложной форме. То есть это именно те люди, у которых произошло ухудшение именно каких-то хронических заболеваний. Банально – не выпили таблетки, повысилось давление. То есть они обратились в скорую помощь, наша бригада приедет, окажет медицинскую помощь. Если что-то нужно, то они госпитализируют уже в стационар многопрофильный. Виталий Млечин: Что пишут? Давай почитаем. Марианна Ожерельева: Пишут: «Достойной и высокой зарплаты и почета скорой помощи! Это наши жизни. Им низкий поклон!» На самом деле очень много сообщений и поздравлений. Виталий говорил о том, насколько тепло сколько в машинах. А вы сказали фразу, что всего сегодня достаточно. Действительно ли всего в достатке? Денис Золотарев: Да, всего, полностью. Марианна Ожерельева: Ну, тогда давайте… Денис Золотарев: Ну, в данный момент наши бригады ни в чем не нуждаются, то есть они полностью укомплектованы, еще раз повторюсь. То есть это действительно новые комфортные автомобили, на которых действительно удобно работать и оказывать медицинскую помощь. То есть это не какие-то стесненные условия, при которых не подойти к пациенту, какие-то неудобные обстоятельства. Нет, их машины полностью укомплектованы, бригады полностью укомплектованы всем, чем нужно. Марианна Ожерельева: Денис, а на какие вызовы сегодня чаще всего приходится выезжать? Денис Золотарев: Ну, все-таки чаще – это обострение хронических заболеваний. Марианна Ожерельева: Хорошо. Звоночек послушаем, да? Виталий Млечин: Да, из Воронежской области. Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я живу в селе Рождественская Хава, это древнее село. Была первая земская больница в Новоусманском районе. Ну, ее и закрыли недавно, районную больницу. Мы отстаивали, но отстоять, к сожалению, не сумели. Следующий этап – пять лет назад сокращали скорую помощь. Ну, борцом главным за сохранение скорой помощи выступил я. Куда я только ни писал! Потому что все соседи – медсестры, фельдшеры скорой помощи. Людей-то этих мы лично знаем. Спасают многих, идут первыми на помощь. Вы знаете, все-таки удалось отстоять. Правда, база скорой помощи находится сейчас в 40 километрах, в селе Новая Усмань. Вот какие-то беды случаются – и скорой помощи не хватает. В районе 100 тысяч, а автомобилей не то четыре, не то пять. Значит, надо укреплять скорую помощь, потому что плечо в районе немаленькое – 80 километров. Поэтому поздравляю своих соседей, работников скорой помощи, надеюсь на них. А я инвалид первой группы, не раз спасали, не раз выручали. И, конечно, больше денег, больше внимания сельской скорой помощи. На одну ее надежда. Спасибо! Марианна Ожерельева: Спасибо и вам. Виталий Млечин: Спасибо большое, Юрий. Денис, а есть какое-то разделение? То есть, условно говоря, городская скорая помощь больше финансирования получает, а сельская – меньше? Денис Золотарев: Нет, такого разделения нет, то есть у нас идет одно финансирование, абсолютно. В районах совершенно те же условия, не делят нас на город, район, область. Привязки никакой нет. То есть то, что в городе, то же самое и в районе. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Еще раз поздравляем вас с праздником! Денис Золотарев, заведующий подстанцией № 3 из Ульяновска, был с нами на прямой связи. А теперь – Евгений Данилов, побеседуем с ним, заместитель главного врача по медицинской части, врач анестезиолог-реаниматолог. Евгений Юрьевич, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Евгений Данилов: Здравствуйте. Виталий Млечин: Евгений Юрьевич, а как эволюционирует скорая помощь в нашей стране? Евгений Данилов: Ой, эволюционирует «скорая» достаточно прогрессивно, я бы сказал, в позитивном ключе все происходит. Особенно в период ковид-инфекции и после нее, в частности на московской «скорой», конечно же, помимо того, что обновился автопарк скорой медицинской помощи, у нас произошло обновление и медицинской аппаратуры, появились новые прогрессивные технологии для оказания медицинской помощи. Это и устройства для автоматической компрессии грудной клетки, это и портативные газоанализаторы, это и УЗИ-аппараты. То, что раньше нам казалось просто мечтой, теперь мы активно это все используем, применяем. Марианна Ожерельева: То есть и у вас тоже всего достаточно? Еще и развиваетесь? Евгений Данилов: Да, безусловно. Марианна Ожерельева: Звоночек послушаем? Виталий Млечин: Да. Галина из Краснодарского края. Галина, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Добрый день, мои хорошие! Я хочу выразить благодарность нашей скорой помощи! Это Краснодарский край, станица Старовеличковская. У нас замечательные фельдшеры и в Величковской, и в Калининской… Везде, короче, по нашему району замечательные! Очень и очень сильные специалисты. И помогут, быстро приедут, и совет добрый дадут. Дай Бог им здоровья всем, счастья! Я очень благодарна им. До свидания. Виталий Млечин: Спасибо большое. Марианна Ожерельева: Спасибо за такие хорошие и теплые слова. Виталий Млечин: Евгений Юрьевич, скажите, пожалуйста, вот эта возможность врача скорой помощи помочь полностью пациенту, не только провести нужное обследование, но еще и побеседовать с ним, она как-то закреплена в нормативных документах? Ведь это же все должно быть жестко регламентировано, чтобы… Ну, «скорая» – она же на то и «скорая», чтобы все успевать. Евгений Данилов: Да, конечно, у нас в стране (наверное, будет так правильно сказать) отчасти есть нормативная документация, которая регламентирует вот эти обстоятельства. Но надо еще понимать то, что ментальность наших людей такова, что вольно-невольно просто на скорую помощь у нас возложены некие социальные функции. И вот это «поговорить» – ну, конечно, это все ведет к вопросу непрофильных вызовов, наверное, но их в настоящее время становится меньше.Почему? Потому что активно сейчас внедрена сортировка вызовов на этапе приема, то есть диспетчер либо старший врач, принимая вызов, может отсортировать вызов в экстренной форме, где нужна бригада скорой медицинской помощи, либо бригада неотложной помощи, либо пациенту можно порекомендовать обратиться в поликлинику и получить поликлиническую помощь. Соответственно, сейчас, на данном этапе профильность увеличилась, и бригады скорой медицинской помощи занимаются непосредственно тем, чем и должны заниматься. Виталий Млечин: Евгений Юрьевич, скажите, пожалуйста, а есть какое-то взаимодействие, какой-то обмен опытом с зарубежными коллегами? Хочется сравнить, насколько хорошо работает российская скорая помощь по сравнению с западными или восточными коллегами. Евгений Данилов:Обмен опытом есть, да. Я сам лично принимал участие в стажировке. В 2019 году, перед разгаром пандемии коронавирусной инфекции, мы проходили стажировку в Италии, в городе Парма, в университетской больнице, знакомились там со всей службой скорой медицинской помощи – от этапа приема вызова до передачи пациента в стационар; изучали опыт работы их приемных отделений. Вы знаете, по большому счету, отличий нет с той системой, которую мы видели. А если сравнивать уровень службы скорой медицинской помощи, в частности в Москве, с уровнем службы скорой медицинской помощи в мегаполисах, то Москва находится на одном из самых ведущих уровнях. Марианна Ожерельева: Евгений Юрьевич, буквально последнее. Много сообщений: «Вызываем «скорую», потому что не попасть к врачу». Вот как раз говорили о тех задачах, которые строго регламентированные. А как часто пациенты, к которым в частности вы приезжаете домой, вот эти граждане, которые вызывают «скорую», они все-таки вам потом в рамках этой социальной функции говорят: «Вы знаете, позвонили вам, вызвали «скорую» просто потому, что уже который день к врачу не можем попасть, записи нет»? Евгений Данилов:Понимаете… Марианна Ожерельева: То есть такое бывает все-таки? Евгений Данилов: Бывает. Но опять-таки я вернусь к тому, что для службы скорой медицинской помощи сейчас данная ситуация в меньшей степени. Почему? Потому что на этапе приема вызова производится сортировка. И если пациенту требуется консультативная помощь, в частности пациент обращается именно с таким, то его переводят на оператора либо службы приема вызовов 122, либо дают консультацию, которую он хотел получить. Старшие врачи консультируют прямо непосредственно на трубке. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Поздравляем вас с праздником! Марианна Ожерельева: С праздником! Виталий Млечин: И желаем вам здоровья, как и многие наши зрители. Евгений Данилов, заместитель главного врача по медицинской части, врач анестезиолог-реаниматолог, был с нами на прямой связи. Давай сообщения почитаем. Марианна Ожерельева: Сообщения, да. Виталий Млечин: Очень много сообщений! В основном, конечно, поздравляют медиков с Днем работника скорой помощи. «Эти люди на передовой. Дай бог им здоровья, семейного счастья и благополучия!» К этому можно только присоединиться. Поздравляют отдельно водителей «скорой», потому что это тоже очень важно. Марианна Ожерельева: Конечно. Виталий Млечин: От водителя тоже очень многое зависит. Марианна Ожерельева: Из Удмуртии: «Огромное спасибо всем сотрудникам скорой помощи! Всем крепкого здоровья!» Виталий Млечин: Давайте еще звонок послушаем – из Москвы Ирина. Ирина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Слушаем вас. Расскажите. Зритель: Добрый день, да. Хочу поздравить с праздником всех сотрудников. И хотела бы не то чтобы выступить с такой инициативой… Я считаю, что те люди, которые спасают нам жизни, не должны отвлекаться на свои какие-то бытовые проблемы. То есть я думаю, что государству надо все-таки субсидировать им и квартплаты, и предоставлять детишкам сады, то есть все материальные и жилищные проблемы все-таки должно взять на себя государство, потому что у них колоссальная нагрузка! И любая ошибка с их стороны стоит нам жизни. Поэтому я бы с этой стороны предложила нашему государству и Министерству здравоохранения именно к бригадам скорой помощи отнестись вот с таким предложением. Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Кстати… Виталий Млечин: Спасибо. Интересное предложение! Марианна Ожерельева: Да, таких предложений много. Из Новгородской области: «Спасибо скорой помощи! Эти люди мне помогали. Зарплату повышать надо». Очень многие наши телезрители об этом пишут. Виталий Млечин: Тут никто, я думаю, спорить не будет, что повышать зарплату надо. Ишим, Тюменская область: «Наша «скорая» – лучшая! Здоровья им!» Дальше, Челябинская область: «В скорой помощи работают отличные люди, профессионалы. Огромное вам спасибо за ваш нелегкий труд!» Марианна Ожерельева: Курская область: «С праздником, дорогие спасатели! Я очень вам благодарна от всех пациентов. Низкий поклон! Благодарных вам пациентов! – что тоже очень важно. – Вы высокие профессионалы». Пусть эти слова будут действительно звучать не только в день соответствующий. Виталий Млечин: Да, это точно. Это очень важно, конечно. Ну, объективности ради, есть и не такие радужные сообщения. Вот, например, город Торопец (Тверская область): «Нет «скорой», нет фельдшеров, врачей и медсестер». Это очень тревожно. Пензенская область: «Скорая» едет из соседнего района – а это 45 километров». Это уже получается не скорая помощь совсем. Давай… Марианна Ожерельева: Ростовская область: «У скорой помощи старые машины, но сами работники очень чуткие и профессионалы». Виталий Млечин: И Чувашия: «Здание скорой помощи старое, надо строить новое». Ну, еще раз все-таки напомним, что сегодня праздник, поэтому, конечно же, поздравляем всех, кто работает в скорой помощи, всех, кто спасает жизни. Это очень благородный труд! Прервемся на две минуты и вернемся.