Тамара Шорникова: Кабмин выделил 1 миллиард рублей на поддержку легкой промышленности. Она, как и многие другие производства, в период пандемии тоже переживала не лучшие времена. Благодаря поддержке, как рассчитывают в Правительстве, отечественные брюки, куртки, игрушки, хозтовары смогут конкурировать с иностранными брендами, а надпись «Россия» на ярлычках не будет отпугивать покупателей. Иван Князев: Давайте, друзья, посмотрим, на что пойдут эти деньги конкретно. 454 миллиона рублей направят на компенсацию затрат по кредитам, взятым на увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности. Еще 304 миллиона пойдут на стимулирование спроса и финансирование лизинговых компаний. 242 миллиона рублей предусмотрены на программу поддержки производства льняных изделий до 2025 года. Тамара Шорникова: Ну что, шьем, вяжем, да? Иван Князев: Да. А что шьем и вяжем? Интересно. Тамара Шорникова: Выясним, что шьем и вяжем, какие хозтовары выпускаем. Не задушили ли нашу легкую промышленность китайские товары? Можем ли мы с ними конкурировать? Хотим у вас спросить: вот вы наше предпочитаете или нет? Иван Князев: Ивановский текстиль, знаешь, как моя мама очень любит! Тамара Шорникова: Да? Иван Князев: Покупает постоянно. Тамара Шорникова: Хороший, хороший там текстиль. Были в командировке. Просто потрясающий! Иван Князев: Вы тоже, друзья, рассказывайте, что любите, что покупаете. Тамара Шорникова: Что в последнее время брали? Устроило ли качество и цена (что немаловажно), фасон? Давайте разбираться с экспертами, что ждет нашу легкую промышленность. Олег Кащеев, профессор Технологического института легкой промышленности имени Косыгина. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Олег Вячеславович. Олег Кащеев: Добрый день, уважаемые коллеги. Добрый день, уважаемые телезрители. Иван Князев: Как-то, понимаете, в последний момент вспомнили почему-то про легкую промышленность. Вы там выжили вообще за этот период коронавируса? Олег Кащеев: Спасибо. Действительно, легкая промышленность Российской Федерации и выжила, и продолжает развиваться. Совсем недавно вышли статистические данные за первое полугодие, которые дают весьма обнадеживающие результаты. И на их основании можно смело говорить, что действительно отрасль продолжает работать и обеспечивать население Российской Федерации необходимыми товарами. Те меры государственной поддержки, которые приняло Правительство, они будут давать дополнительный толчок к ее развитию. И очень надеемся, что действительно конец года будет с положительным эффектом. Хотя, конечно, ситуация достаточно тяжелая, достаточно напряженная, но многие предприятия перестроились на выпуск тех изделий, которые востребованы на сегодняшний день и в стране, и в других странах, – это и производство масок, и одноразовых медицинских костюмов, и всего-всего, что связано с эпидемиологической ситуацией. В том числе появились и достаточно интересные новые разработки. Наш университет создал одноразовый медицинский костюм, который именно на основе льна, который обладает дополнительными уникальными свойствами и поможет нашим врачам и нашему медперсоналу чувствовать себя более комфортно при длительном ношении этих изделий. Тамара Шорникова: Олег Вячеславович, здорово, что удалось перестроиться где-то, начать выпускать новую продукцию, актуальную и нужную сейчас. Но если говорить о традиционном ассортименте, то сейчас звучит так, как будто уже стало лучше. А будет, как сейчас модно говорить, более лучше? Иван Князев: Будет еще лучше. Тамара Шорникова: Да. Но если отрасль по-прежнему продолжает обеспечивать население продукцией и так далее, то какое население и где? Потому что часто, заходя в магазины, мы все-таки… Иван Князев: Наше не видим. Тамара Шорникова: Наше не видим, да. Иван Князев: Во всяком случае – не всегда. Тамара Шорникова: Где тот самый ассортимент? Олег Кащеев: Понимаете, к сожалению, это очень давнишняя беда, которая существует, по крайней мере в нашей стране точно. Возможно, это есть и в других странах мира. Мы, к сожалению, очень любим, чтобы все товарные знаки писались не на кириллице, а на латинице. По-прежнему у массового покупателя есть некое недоверие к российским изделиям. Что, кстати, удалось преодолеть в пищевой промышленности, и продукты питания с большим удовольствием покупают российского производства. Огромное количество наших производителей все время пишут свои товарные знаки, свои торговые марки на латинице. И создается полное впечатление, что мы в магазинах имеем стопроцентные импортные изделия, хотя на самом деле… Иван Князев: То есть так и пишут – Made in Cherepovets? Олег Кащеев: Ну не так. Просто пишется торговая марка, название предприятия и название торговой марки, изделия на латинице. И отсюда у вас создается полное впечатление, что в магазине только импортные товары. На самом деле более чем уверен, что 30–50% товаров, которые на сегодняшний день продаются, – это отечественный производитель. В частности, такая история на сто процентов – это мужские костюмы, постельное белье и целый ряд других ассортиментных групп. Тамара Шорникова: Слушайте, но это же неправильно – так прятаться за чужую вывеску. Олег Кащеев: Причем самое интересное, что мы даже экспортируем много изделий. Иван Князев: Давайте телезрителей послушаем. Тамара Шорникова: Да, давайте послушаем. Иван Князев: У нас на связи Надежда из Волгоградской области. Надежда, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Надежда Семеновна, мне 71 год. Вот у меня к вам несколько вопросов. Почему не строят заводы? Почему не строят фабрики, как было в советское время? Были училища, где учили и выпускали. Было столько фабрик ткацких, швейных, всевозможных! Почему сейчас этого ничего нет? Где наши дети должны работать, чтобы заработать себе пенсию? В магазине не заработаешь пенсию, потому что там такая текучесть ужасная! Продавцов эксплуатируют, поэтому они постоянно меняются. Во-первых, у нас были фабрики, и мы носили свою одежду, свою обувь. Были обувные фабрики, всевозможные были. Куда все подевалось? Почему строят только лишь магазины, торговые центры? Тамара Шорникова: Поняли вас. Эту мысль вы уже… Иван Князев: Понятно, Надежда, спасибо. Сейчас немножко переформулируем вопрос. К примеру, SMS из Нижегородской области, телезритель пишет: «Нашу швейную фабрику тоже теперь уже не возродить, снова она не запустится». Вопрос поставим следующим образом: какие новые производства у нас открываются? И вообще в чем у нас есть прорыв? Какими, я не знаю, марками можем похвастаться, какими брендами, какими изделиями? Все пишут про белорусскую обувь, что она хорошая. А наша-то какая? Олег Кащеев: Хорошо. Действительно, вопрос очень интересный. У нас есть на сегодняшний день два направления развития легкой промышленности. Это производство высокотехнологичных инновационных изделий. В основном это все, что связано с техническим текстилем. В частности, у нас достаточно много предприятий открылось, которые связаны с производством нетканых материалов. Слава богу, на сегодняшний день геотекстилем обеспечивает отечественная легкая промышленность. Если вы обратите внимание, то на сегодняшний день строительство всех дорог немыслимо без применения геотекстиля. Ну, это просто в качестве примера. То же самое – все, что связано с оборонно-промышленным комплексом и другими направлениями, где требуются высокотехнологичные изделия. И второе направление – это производство высокомодных изделий. И здесь, конечно, идеальное поле для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому огромное количество предприятий легкой промышленности открываются именно в сфере малого и среднего бизнеса. Это и швейные предприятия, и трикотажные предприятия, и чулочно-носочные предприятия, и целый ряд других направлений. Если мы хотим привести какие-то конкретные примеры, то, наверное… Не знаю, могу ли я говорить и рекламировать какие-либо торговые марки. К примеру, знаменитая фабрика «Парижская коммуна» по-прежнему продолжает успешно работать и производить обувь. Всем известна прекрасная обувная фабрика – Егорьевская обувная фабрика, которая производит торговую марку «Котофей» для детей. Я думаю, что те, у кого есть дети, носят обувь «Котофей». Иван Князев: Да-да-да. Тамара Шорникова: И буквально пару SMS от наших телезрителей. Так сказать, запрос от потенциальных покупателей. Иван Князев: Пожелания. Тамара Шорникова: Да. Значит, Астраханская область: «Летом так нужны красивые льняные платья, блузки, юбки, брюки». Иван Князев: Берите на заметку, Олег Вячеславович. Тамара Шорникова: Самарская область: «Вот бы шерстяные пальто изготавливали, никак не куплю». Иван Князев: Ну не знаю, поможет вам это или нет. Ленинградская область, человек пишет: «Ищу советские семейные трусы, очень нравились». Тамара Шорникова: В общем, да. Так сказать, доносим глас народа. Иван Князев: Спасибо. Олег Кащеев, профессор Технологического института легкой промышленности имени Косыгина, был с нами на связи. Есть у нас телефонный звонок, давайте послушаем нашего телезрителя. Нина из Челябинска выходит на связь. Нина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я из города Златоуста. Тамара Шорникова: Очень приятно. Зритель: Я, конечно, считаю, что надо отдавать в легкую промышленность, потому что сколько денег уходило в Китай за китайские товары! Вы знаете, в 90-е годы… Мне уже 74 года, но в свое время я ездила в Челябинск, даже в Москву и торговала этими товарами всякими. Вы знаете, мне даже было стыдно продавать их. Такая дребедень! Раньше, конечно, китайские вещи были хорошие, но потом… Тамара Шорникова: Разные, разные времена были, да. Иван Князев: А сейчас ширпотреб в основном. Ну, многие телезрители с вами соглашаются. Спасибо вам, спасибо большое. Тамара Шорникова: Эх, не успела! Хотела спросить. Ну ладно, спросим у других телезрителей уже по другой теме. Переходим к ней.