Депутат Ярослав Нилов – об аннулировании штрафов, выписанных без уведомления в 10-дневный срок. И тест-драйв Audi Q8

Гости
Ярослав Нилов
председатель Комитета ГД РФ по социальной политике, труду и делам ветеранов
Андрей Осипов
автоэксперт

Петр Кузнецов: Прямо сейчас у нас рубрика «Автомобили». Отдохнула чуть-чуть. Автомобилям тоже нужно отдыхать, правда? Мы же знаем это. Рубрика «Автомобили» возвращается. Андрей Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Встречайте! Приветствуем, Андрей. С возвращением!

Андрей Осипов: Да, добрый день, здравствуйте. Спасибо большое.

Ольга Арсланова: А что, автомобили устают?

Петр Кузнецов: Что?

Ольга Арсланова: Автомобили устают?

Петр Кузнецов: Конечно! Ну а как же?

Ольга Арсланова: Но они же железные.

Андрей Осипов: Ну, хотя они и железные, но им тоже нужен иногда отдых, хотя бы какое-то техническое обслуживание небольшое. Вот я его провел как раз за эти три недели, что мы отсутствовали, собственно говоря, в эфире.

Ну давайте снова в бой, как говорится. Тем более что депутаты Государственной Думы от фракции ЛДПР предложили внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предполагающие освобождение водителей от административных штрафов в случаях, если информация о правонарушении не размещена в течение 10 дней со дня фиксации в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг. То есть, проще говоря, если в течение 10 дней вас не уведомили о штрафе, платить его не придется. Для начала…

Петр Кузнецов: Прямо одни поблажки сегодня! И кредит нам спишут, и штраф простят.

Андрей Осипов: Давайте сначала предоставим слово как раз таки одному из авторов инициативы – депутату Государственной Думы Ярославу Нилову. Ярослав, здравствуйте.

Ярослав Нилов: Добрый вечер.

Андрей Осипов: Здравствуйте. Ну, для начала, если позволите, кратко несколько слов о существе ваших предложений.

Ярослав Нилов: Если посмотреть на действующую редакцию Административного кодекса, то, во-первых, двенадцатая глава (а это «автомобильная глава», где все штрафы предусмотрены) не содержит презумпции невиновности, то есть в любом случае ответственность несет собственник транспортного средства, если зафиксировано правонарушение камерой фотовидеофиксации. А управлять мог кто угодно. Это с одной стороны.

С другой стороны, в Административном кодексе четко и ясно написано, что в течение трех дней собственник транспортного средства должен получить уведомление – почтой или через личный кабинет сайта Госуслуг, но информация о том, что автомобиль собственника зафиксирован камерой, в течение трех дней должна поступить. И возникает правовая неопределенность, когда этого не происходит.

И уже недавно стало известно после нашей встречи с лидером «Синих Ведерок» Петром Шкуматовым (да мы и сами получали подобные обращения), что огромное количество жалоб автомобилистов, которые указывают на то, что стали получать штрафы, которым год, два и даже три. Штрафы уже были переданы в службу судебных приставов и были увеличены в два раза, опять же в соответствии с Административным кодексом.

Поэтому мы считаем, что если есть обязанность информировать владельца о правонарушении, то это нужно сделать. Тем более что у автовладельца есть право, во-первых, оплатить штраф со скидкой. Второе – проинформировать о том, что не он был за рулем, и исключить административную ответственность в отношении себя. Третье – оспорить штраф. Но для этого он должен получить информацию. Если по вине «Почты России», по вине служб, которые занимаются оформлением всех этих «писем счастья» или информированием наших граждан, еще по чьей-то вине автовладелец не получил информацию, то это не его вина.

Поэтому мы предложили правовой пробел в Административном кодексе ликвидировать и прописали, что в том случае, если в течение 10 дней в личном кабинете информация не отобразилась, то такие штрафы должны «сгорать». Да, нарушать ПДД нельзя, ответственность существует, и надо привлекать за нарушение правил дорожного движения. Но нельзя нарушать права автовладельца, которые позволяют ему сегодня: 1) оспорить штраф; 2) проинформировать, что он не был за рулем; 3) оплатить штраф со скидкой; 4) не платить штраф за нарушение сроков оплаты, потому как он не знал о том, что автомобиль был зафиксирован.

Вот в чем смысл предложения фракции ЛДПР.

Андрей Осипов: Понятно. Ну тогда инициатива на самом деле, на мой взгляд, вполне себе здравая. Конечно же, возникает масса вопросов. Ну, прежде всего: как быть тем людям, которые не зарегистрированы в личном кабинете? Но на самом деле это не главный вопрос. Главный…

Ярослав Нилов: Надо регистрироваться. Мы постепенно придем к тому, чтобы все регистрировались.

Андрей Осипов: Все в любом случае будет в электронном виде, понятное дело. Главный вопрос: когда же наконец, по вашим оценкам как человека, который вносит это предложение, для автомобилистов наступит облегчение и все то, что вы предлагаете, будет вообще принято?

Петр Кузнецов: Есть ли шансы на прохождение?

Андрей Осипов: Есть ли шансы вообще на прохождение подобного рода поправок?

Ярослав Нилов: Вы посмотрите, вы посмотрите. Год назад мы предложили и внесли проект закона, который бы позволил оспаривать подобные штрафы, используя опять же личный кабинет, портал, сайт…

Андрей Осипов: Электронным образом.

Ярослав Нилов: В электронном виде, да. Изначально фактически так же звонили журналисты и говорили: «Да что вы? Да как вы? А когда?» Все, теперь посмотрите. Вице-премьер Акимов сказал, что с 2020 года такая услуга, такая возможность появится. Вода камень точит.

Фракция ЛДПР в 2011 году внесла проект закона об отмене внутрироссийского роуминга. Нам говорили: «Нельзя! Ну вы что? Убьете стационарную сеть». Все, роуминг внутрироссийский отменен.

Поэтому это надо делать быстрее, а не стонать и не искать причины, почему делать нельзя. Все можно, но делать нужно быстрее – тогда у нас и прогресс будет. А пока мы топчемся на месте.

Андрей Осипов: Вы лично, так сказать, поскольку мы с вами, Ярослав, тоже знакомы, обещаете, что вы действительно постараетесь быстро провести этот законопроект, чтобы не ждали его год, два, три и так далее?

Ярослав Нилов: Мы стараемся. Все зависит от профильного комитета, который за него отвечает, от позиции Правительства, от позиции министерств профильных. Но мы пытаемся все время педалировать все вопросы, которые действительно граждан волнуют. И вопрос камер стационарных, которые используются для фиксации: с нарушением устанавливают, а потом водители получают фальшивые штрафы. С ними надо разбираться. Надо дать право оспаривать эти штрафы.

И самое главное – надо информировать вовремя автовладельца о том, что такой штраф сформирован. А если человек не знает и спустя три года получает такое письмо, которое уже служба судебных приставов в оборот получила, и штраф удвоен, то это, конечно, нарушение прав. И такого мы допускать не можем.

Андрей Осипов: Спасибо большое, Ярослав.

Я бы еще к этому предложению от себя на самом деле добавил одну вещь: когда люди получают начисленные налоги на автомобили, которые им не принадлежат уже по 15, по 20 лет, когда они их продали 15–20 лет назад, а им… Вот у меня случай из личного опыта: пришел транспортный налог за машину, которую я продал, по-моему, в 2003 году, и начислили транспортный налог аж за пять лет.

Петр Кузнецов: Там несущественно, но тем не менее.

Андрей Осипов: С 2003-го по 2008-й, когда она где-то ездила и так далее. Хотя у меня на руках были все документы о продаже, но, видимо, из-за какой-то ведомственной ошибки информация из ГИБДД (а я ее продавал по генеральной доверенности, тогда это было так принято, самое начало нулевых, собственно говоря) не дошла до налоговой инспекции.

Ольга Арсланова: Повезло вашему покупателю.

Андрей Осипов: Повезло.

Петр Кузнецов: Сумма-то какая?

Андрей Осипов: Я не помню. Но в конечном итоге пришлось идти просто в ГИБДД и разбираться. Они сказали: «Да, пишите запрос». Но это достаточно сложный, трудоемкий и, самое главное, временнозатратный процесс, если можно так выразиться.

К слову сказать, в продолжение этой темы. Это то, о чем упомянул Ярослав. Действительно, на портале Госуслуг очень скоро появится специальный сервис, который позволит водителям обжаловать штрафы за нарушение правил дорожного движения без необходимости визита в ГИБДД, то есть все будет на самом деле автоматизировано. Конечно, теоретически и сейчас есть возможность направить жалобу через сайт ГИБДД. По сути, речь идет об еще одном таком канале претензии, а не о полноценном обжаловании в электронном виде. Но в любом случае, возможно, это хоть какой-то первый шаг к нормальной системе, когда для обжалования того или иного постановления не требуется огромного количества временных затрат, когда ты должен идти, писать какие-то заявления и так далее.

Ведь если мы уже дошли до того, что о штрафах мы узнаем в электронном виде, о штрафах нас уведомляют в электронном виде, то давайте мы тогда и систему обжалования этих штрафов, тем более в случае если они неправомерно вынесены, сделаем в электронном виде, чтобы человек не стоял в очереди в суд по несколько месяцев для того, чтобы обжаловать какой-то элементарный штраф. И чтобы не было той системы, когда человеку в конечном итоге проще оплатить с этой скидкой, 250 рублей: «Но только меня не трогайте». И неважно, какой штраф пришел. Это не очень правильно, на мой взгляд.

Петр Кузнецов: Ну что? Куча вопросов.

Андрей Осипов: Давайте к вопросам перейдем, конечно.

Петр Кузнецов: Люди знают, что надо задавать вопросы.

Андрей Осипов: Конечно, конечно, давайте.

Петр Кузнецов: А мы знаем, что нужно отвечать. Прямо сейчас – «Спросите у Осипова».

СПРОСИТЕ У ОСИПОВА

Ольга Арсланова: Ну что же, начинаем с Бурятии, у нас Сергей из Бурятии на связи.

Андрей Осипов: Прелестно!

Ольга Арсланова: Здравствуйте. Ваш вопрос?

Петр Кузнецов: Ой, а мы себя слышим! Сергей, а можете телевизор потише сделать или отойти от него?

Ольга Арсланова: Это потому, что Бурятия от нас очень далеко.

Андрей Осипов: Зато мы можем посчитать скорость прохождения сигнала до Бурятии сейчас.

Ольга Арсланова: Совершенно верно.

Андрей Осипов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Сергей, у вас машина примерно такая же?

Андрей Осипов: Как скорость сигнала? Слушаем вас, Сергей.

Зритель: KIA Sorento.

Андрей Осипов: Sorento. Услышал. И?

Зритель: 2002 год. Как вы оцениваете? Автомобиль KIA Sorento. Хотелось бы узнать ваше мнение.

Андрей Осипов: Дизель или бензин? Лучше не буду спрашивать. Спасибо за ваш вопрос, Сергей.

Ольга Арсланова: Лучше и о том, и о том сразу.

Андрей Осипов: Да, лучше и о том, и о том сразу расскажу. В общем и целом – нормально. У дизеля основная проблема – он чувствителен к качеству солярки. Это традиционная проблема большинства, в общем-то, современных дизелей, пусть мы и говорим о машине 2002 года, это первое поколение. И, кстати говоря, у него было достаточно много проблем, как раз таки связанных с работой силового агрегата, он очень плохо почему-то нашу солярку «переваривал».

Если говорить о бензиновой версии, то в целом она более ресурсная, но у нее другая проблема – это очень прожорливый бензиновый силовой агрегат, и об этом надо помнить. В целом основные нарекания на первое поколение Sorento связаны с работой прежде всего подвесок, коробки передач и раздаточной коробки. Вот на это нужно обратить внимание. И конечно же, многое зависит от состояния автомобиля, поскольку мы говорим о машине – сколько? – 17 лет от роду. Это уже достаточно пожилой возраст.

Петр Кузнецов: О состоянии автомобиля спрашивает Ярославская область: «Почему в LADA Granta так дребезжат открытые окна? И что можно с ними сделать, чтобы не дребезжали?»

Ольга Арсланова: Не открывать.

Андрей Осипов: Ну, не открывать, да. Это, конечно же, самый-самый понятный ответ. Должен вам сказать, что дребезжат они, потому что уплотнители там такие. И, грубо говоря, в широком пазу двери этих резинок и уплотнителей недостаточно для тоненького стекла – вот поэтому они и дребезжат на ходу. Вы знаете, используйте два крайних положения – ВКЛ. или ВЫКЛ. – то есть всегда закрыты или всегда открыты. Когда открыты, они опускаются, по крайней мере передние до конца, и дребезжат не будут.

Петр Кузнецов: Включите музыку погромче.

Андрей Осипов: Можно поставить дополнительные уплотнители, есть такая штука. На резиновые уплотнители, которые идут в нижней части как раз стекла и двери, можно поставить дополнительные уплотнители. Они добавят даже чистоты некой самому стеклу. Но долго они, как правило, не проживут. И если на хорошем ходу вы идете, в любом случае дребезжать будут, к сожалению.

Ольга Арсланова: «Что скажете об Outlander 2012–2015 годов выпуска? Плюсы и минусы?»

Андрей Осипов: Плюсы: неплохой автомобиль в плане надежности, обладает среди кроссоверов в этом сегменте, пожалуй, одной из лучших характеристик проходимости, надежная машина. Из минусов: прожорливые моторы и достаточно высокая стоимость обслуживания, в особенности оригинальных запасных частей.

Петр Кузнецов: Ленинградская область. Владимир, здравствуйте.

Андрей Осипов: Здравствуйте, Владимир.

Зритель: У меня вопрос такой к эксперту. Что посоветуете – Land Rover Discovery Sport, Hyundai Santa Fe четвертого поколения или Volvo XC60 последнего поколения?

Андрей Осипов: Все новые машины, я так понимаю, да?

Зритель: Да, все новые машины, дизели.

Андрей Осипов: Ну, все дизели, понятно. Вы знаете, самым комфортным, самым удобным и самым функциональным будет Land Rover Discovery Sport. Santa Fe – автомобиль, более ориентированный на городскую эксплуатацию, а на серьезное бездорожье на нем лучше не выезжать. По технологии Santa Fe близок на самом деле к Land Rover, хотя у Land Rover есть чуть большее количество, наверное, различных ассистирующих систем, которые помогут как на бездорожье, так и при каждодневной эксплуатации в городе.

Что касается Volvo, то он вообще напичкан электроникой. Но у Volvo есть два момента. У него достаточно высокая стоимость обслуживания. Да, это присуще в том числе и Land Rover, но у Volvo чуть большее количество отказов, связанных с электрикой. В целом они более или менее сопоставимы по надежности, но в любом случае XC60 будет чуть поменьше по своим габаритным размерам, нежели Santa Fe и тот же самый Discovery.

Поэтому я бы сказал так: если нужен автомобиль с какими-то неплохими характеристиками, в том числе по проходимости, то, конечно, надо смотреть в сторону Land Rover либо рассматривать тот же самый Santa Fe, если вы не гонитесь за брендом.

И еще один момент, не могу о нем не упомянуть: Santa Fe меньше всех потеряет при последующей перепродаже. Больше всех потеряет Land Rover, а на втором месте, где-то посередине будет находиться Volvo.

Петр Кузнецов: «Почему Nissan не продает «енотов» в России?»

Андрей Осипов: Имеется в виду маленький Note.

Петр Кузнецов: Я просто думал, что человек уже начал праздновать пятницу пораньше.

Андрей Осипов: e-Note, кстати, есть тоже, вы не поверите, это же Япония. Это электрическая версия того же самого Note.

Ольга Арсланова: Наверное, о нем речь?

Андрей Осипов: Вряд ли. Мы все-таки в России живем, у нас не особо…

Ольга Арсланова: Мне кажется, у нас и Note как-то не особо видно.

Андрей Осипов: Как животных или как автомобилей?

Ольга Арсланова: Note.

Андрей Осипов: Note есть, но очень старые, потому что их сняли на самом деле с продажи, их не смогли локализовать. Сейчас в этом сегменте у нас, скажем так, спрос невелик, и поэтому, в общем-то, чисто экономически нецелесообразно выводить эту модель, потому что достаточно велики расходы по сертификации – это во-первых. Необходимо машину омологировать, поставить ГЛОНАСС и три автомобиля разбить в обязательном порядке, чтобы продавать ее в России. А объемы продаж непонятно какие будут, особенно на фоне ситуации на нашем рынке и ситуации с нашей валютой – попросту машина будет дорогая. Поэтому Note у нас и не продаются.

Ольга Арсланова: Что у нас?

Петр Кузнецов: Забайкалье.

Ольга Арсланова: У нас Забайкалье. Евгений, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Зритель: Стоит ли сейчас покупать Lexus 450D? Или заводы все-таки разрабатывают какие-то новые модели, во-первых? Как у них в данной стадии с электроникой обстоят дела, с дизелями? Говорят, что очень плохие дизели у них, долго не выхаживают.

Андрей Осипов: Да, да, да.

Петр Кузнецов: Давай из-за зависти скажем: не стоит покупать Lexus. Придумаем что-нибудь, причину.

Андрей Осипов: Понимаете, если человеку хочется Lexus… Ведь по большому счету, я думаю, что звонивший нам телезритель прекрасно знает, что он говорит о Toyota Land Cruiser 200 с тем же самым дизельным V8, в общем-то, в премиум-упаковке, с бо́льшим количеством электроники, пусть даже… Я не знаю, в дизеле есть ли активные стабилизаторы. По-моему, есть.

Проблемы с мотором… Ну, по сути вашего вопроса. Проблемы с мотором Toyota решила, собственно говоря, в своем стиле последних годов – они просто решили отказаться от выпуска дизельных V8 этого объема. И в ближайшее время они полностью перейдут на дизели производства компании BMW – это будут либо «шестерки», либо, может быть, «восьмерки», не знаю точно. Ну а от своих дизелей, по крайней мере большого объема, они отказываются.

Поэтому как будет двигаться конструкторская мысль? Никак. Она будет двигаться в отдел закупок – вот туда она, собственно говоря, пойдет. Проблемы с электрикой остаются. Стоит ли покупать этот автомобиль сейчас или нет? Не знаю. Решать только вам. Могу лишь сказать, что, по идее, в следующем году, максимум через два года мы ждем новое поколение.

Петр Кузнецов: А мы ждем Светлану прямо сейчас из Мурманска. Светлана.

Ольга Арсланова: Мурманск. Добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте. Автомобильный такой – Subaru Forester, четвертое поколение, 2013 год, механика. Хотела узнать про его больные места. Спасибо.

Андрей Осипов: Да в целом-то машина надежная. К больным местам подвеска относится – прежде всего это амортизаторы и стойки стабилизаторов, вот эти вещи. Там, к сожалению, иногда начинают постукивать различные резиновые соединения. Но в целом машина вполне себе надежная. Надо следить за мотором.

И еще одно больное место – не очень хорошо развито, скажем так, охлаждение, особенно при высоких температурах, а особенно если мы говорим о моторе в 2,5 литра. Впрочем, в Мурманске, наверное, это не так уж сильно актуально. Я знаю, что там и летом прохладно. Поэтому я надеюсь, что у вас перегрева с этим мотором и с этим автомобилем не возникнет. Но в целом нет больших нареканий. Ну, высокая стоимость обслуживания. Но вы и сами, мне кажется, знаете лучше меня, сколько стоит обслужить автомобиль.

Петр Кузнецов: Вопроса нет, а звучит как хвастовство: «На Priora не менял ремень ГРМ, прошел 140 тысяч уже». Все.

Ольга Арсланова: Класс! Восхищение, аплодисменты.

Андрей Осипов: Сейчас, знаете, социальная реклама идет: «Я езжу все время без шлема на мотоцикле, потому что я никогда не падал, меня никто не сбивал».

Петр Кузнецов: «Я вегетарианец».

Андрей Осипов: Но когда-нибудь это аукнется в конечном итоге. Когда-нибудь ремень ГРМ порвется – и вы попадете на капитальный ремонт мотора.

Петр Кузнецов: Ну, это когда-нибудь, это когда-нибудь. А прямо сейчас у нас тест-драйв.

Ольга Арсланова: Может быть, даже после тест-драйва это произойдет.

ТЕСТ-ДРАЙВ

Андрей Осипов: И в заключение такое небольшое объявление скажем. Поскольку Общественное телевидение России переходит с сентября, как мы все знаем, на новую сетку вещания…

Петр Кузнецов: Не забывайте!

Андрей Осипов: …меняется и время выхода нашей рубрики. Мы будем с вами по-прежнему, дорогие друзья, конечно же, в пятницу, но теперь в 14:30 по московскому времени.

Петр Кузнецов: Пятница, 14:30, рубрика «Автомобили».

Андрей Осипов: Пораньше чуть-чуть.

Ольга Арсланова: Запишите и не забудьте! Но мы еще напомним.

Андрей Осипов: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо большое.

Андрей Осипов: Всего доброго!

Ольга Арсланова: До свидания.

Рубрика «Автомобили»