Дети перестали читать

Гости
Мария Веденяпина
директор Российской государственной детской библиотеки

Марина Калинина: Российские подростки стали меньше читать – таков результат опроса ВЦИОМ. В нем участвовали школьники от 7 до 15 лет из разных регионов страны. За летние каникулы дети от 7 до 10 лет прочитывают 3–4 книжки, а подростки всего 1–2. 20% опрошенных вообще сказали, что читать не любят и дома нет домашней библиотеки. Почему? К чему мы идем и как в ближайшем будущем не получить нечитающее поколение?

Иван Князев: Поговорим об этом с экспертами. Вы тоже позвоните и расскажите нам, ваши дети сколько книг прочитали за последнее время.

Марина Калинина: Внуки...

Иван Князев: Внуки, да. Сами вот вы давно в книжном магазине были, что покупали?

Марина Калинина: Или библиотеке.

Иван Князев: Или библиотеке, да, что читаете сейчас.

Мария Веденяпина у нас на связи, директор Российской государственной детской библиотеки. Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Мария Веденяпина: Здравствуйте, добрый день.

Иван Князев: Мария Александровна, школу опять во всем обвинят?

Мария Веденяпина: Да нет, ха-ха, я думаю, что...

Марина Калинина: Ха-ха.

Иван Князев: Или интернет?

Мария Веденяпина: Это такой сложный вопрос, когда виноватых много. Но результат один – дети действительно стали читать меньше.

Иван Князев: А давайте по виноватым тогда, чтобы мы уже понимали.

Мария Веденяпина: Ну, понимаете, все равно все начинается с семьи, все начинается с детства, и понятно, что домашнее чтение, чтение с мамой... Вот тут надо прямо сказать, что трудно обвинить родителей, я имею в виду результатами этого исследования, потому что исследование показывает, что как раз вслух детям родители стали читать больше, особенно мамы, потом идут бабушки, потом идут папы. Но тем не менее среди вот детей от 7 до 10 лет количество ребят, которые сказали, что им дома постоянно читают, и читают вслух, количество таких ребят возросло.

Тут у нас еще, понимаете, такая как раз произошла с этим исследованием очень, на мой взгляд, правильная история, потому что аналогичное исследование мы проводили в 2006 году и в 2013-м, поэтому у нас есть возможность сравнить цифры, которые мы получили в этом году, с тем, что было, например, в 2006 году, 15 лет прошло, и это практически целое поколение. И вот, так сказать, картинку, как поменялось отношение к чтению за целое поколение, мы можем нарисовать именно вот...

Иван Князев: И каковы результаты за 15 лет?

Мария Веденяпина: Вы знаете, результаты... Я не могу сказать, что они все плохие...

Иван Князев: Ну просто 15 лет назад больше читали наши дети или меньше?

Мария Веденяпина: Читали больше подростки, это точно, подростки стали значительно меньше читать. Понимаете, об этом все говорит, уже многие исследования не только российские, но и международные показывают, что как раз... Есть такое международное исследование по навыкам чтения PIRLS, оно проводится как раз среди детей младшего школьного возраста, и там наши дети в последний раз заняли вообще первое место. А вот подростки, которые с 11 до 14 лет, это исследование называется PISA. Так вот по PISA мы последний раз занимали 26-е место и хотели стремиться к тому, чтобы занять какое-то место в первой десятке...

Иван Князев: ...но не получилось.

Мария Веденяпина: ...но не займем его точно.

Иван Князев: Хорошо. Сейчас разберемся почему.

Марина Калинина: Мария Александровна, давайте, вот те дети, которые приходят все-таки в вашу библиотеку, они что читают? Вот те, которые читают, что сейчас читают дети, подростки?

Мария Веденяпина: Подростки читают в основном фэнтези, в основном они читают... Понимаете, и исследование тоже показало: если мы будем брать среднюю температуру по больнице, то я вам назову те книги, которые входят, соответственно, в программу внеклассного чтения, в школьную программу...

Иван Князев: Ну давайте топ-5 тогда, давайте топ-5 тогда, какие книги читают дети, которые приходят к вам в библиотеку.

Мария Веденяпина: К нам в библиотеку или по исследованию? Потому что по исследованию...

Иван Князев: Давайте к вам в библиотеку.

Марина Калинина: Давайте про вашу.

Иван Князев: Да бог с ними, с исследованиями, одни цифры, ничего не понятно.

Мария Веденяпина: Пожалуйста, я вам назову: первое – это «Гарри Поттер», никуда мы от этого не денемся. Я не против того, чтобы читали «Гарри Поттера», но есть масса совершенно хороших и замечательных книг отечественных авторов, зарубежных авторов, гораздо более современных. Но вот «Гарри Потер» – это некий такой вот феномен, который... Никуда мы от него не денемся. А так читают в основном все-таки такую старую нашу классику. Если про младших школьников говорить, то у нас все равно в первой десятке идет Корней Иванович Чуковский, у нас идет Барто, у нас идет на самом деле, вот если по нашей книговыдаче, то у нас идет Андрей Усачев...

Иван Князев: Ну, в общем, вся школьная программа на лето, да? В принципе мы с дочкой точно так же ходили, точно так же набирали книг, точно так же читали. В общем, только школьная программа, за ее рамки вряд ли выходят?

Марина Калинина: Ну, помимо «Гарри Поттера».

Иван Князев: Да, помимо «Гарри Поттера».

Мария Веденяпина: «Гарри Поттера», да, пока не изучают.

Марина Калинина: Ха-ха.

Иван Князев: У меня ребенок «Алису» всю прочитал.

Марина Калинина: Молодец.

Иван Князев: Правда, я ей очень красивую книжку подарил.

Марина Калинина: Елена из Московской области. Елена, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас. Почему дети не хотят читать?

Зритель: Вы знаете, я согласна с Марией, с директором библиотеки, вот на 80% я согласна с ней в том, что это зависит от семьи. У меня два внука, 4 года и 8 лет, и у меня дочка читает им постоянно, каждый вечер. Очень любят Носова. «Гарри Поттер» мы еще не смотрели, не читали, я считаю, что это совсем не нужно. Очень любим читать Бордо, Паустовский, Благинина.

Я сама проработала в детском саду почти 40 лет и постоянно читаю детям в самое свободное время. Я стараюсь, чтобы мои дети, у меня своих детей трое, уже выросли, взрослые дети, и всегда они в школе читали, причем читали полностью произведения, а не как выпускали книжки «Краткое содержание».

Мария Веденяпина: «Краткое содержание», да.

Зритель: И я своими детьми горжусь, все выучились, у всех высшее образование, даже есть о чем поговорить. Я считаю, что семья. У нас дети как исполнилось 5 лет, а маленькому 3, мама повела в библиотеку – вы не представляете, какой это был восторг! Библиотеки сейчас другие, более интересные, очень много можно найти. Поэтому мы не за «Гарри Поттера».

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам. Ну, библиотеки на самом деле изменились...

Мария Веденяпина: Спасибо вам большое! Мне прямо это как бальзам на душу.

Иван Князев: Мария Александровна, такой вопрос – а зачем современным детям читать? Вот я сейчас со стороны подростков фактически задаю этот вопрос. Есть интернет, там все можно посмотреть о жизни...

Марина Калинина: Причем кратенько.

Иван Князев: Причем кратенько, о жизни информацию любую получить, еще что-то...

Марина Калинина: О любой книге краткое содержание и достаточно.

Иван Князев: Давайте напомним, зачем нужны книги.

Марина Калинина: Большие тексты усваивать.

Мария Веденяпина: Вы знаете, ну, во-первых, большие тексты и чтение этих текстов, если мы говорим о подростках, они дают совершенно другие возможности самим излагать свои мысли и... Ну, я уже не говорю о каких-то эмоциональных, психологических, чувственных моментах. Я просто хочу сказать, что человек становится гораздо более интеллектуально подкованным и грамотным, если он читает большие тексты. Ведь вы посмотрите, у нас современные подростки иногда, если им задаешь вопрос, они на этот вопрос ответить не могут, у них больше двух слов связать не получается. Поэтому, естественно, чтение нужно для того, чтобы стать, извините, умными...

Иван Князев: Чтобы хотя бы грамотно и красиво говорить.

Мария Веденяпина: Да-да-да.

Иван Князев: Мария Александровна, смотрите, но ведь помимо этого книги еще формируют мировоззрение наше, я по себе знаю.

Мария Веденяпина: Конечно.

Иван Князев: Я на книгах вырос, и они в принципе из меня сделали того, кем я сейчас являюсь в плане мировоззрения.

Марина Калинина: Ух ты.

Мария Веденяпина: Совершенно верно. Но это вот мы говорим о том, что это не только в подростковом возрасте. Для того чтобы у ребенка формировалось вот это вот правильное мироощущение и правильное определение себя в этом мире, читать надо с детства. Книги помогают нам понять, что такое чувство дружбы, верности, любви, преданности, надежности. Это тот мир, в который, собственно говоря, ребенок входит, и от того, как он в этом мире себя будет чувствовать, ему, конечно, с моей точки зрения, помогают в первую очередь книги.

Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Александр из Липецка. Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Я не соглашусь с тем, что написано на экране, «Дети перестали читать». Это не так. Они перешли в другой формат немного.

Мария Веденяпина: Да.

Зритель: То есть сейчас очень популярны аудиокниги. Наверное, обращали внимание, что дети ходят с наушниками постоянно, везде, и не то что они там слушают музыку, а именно слушают аудиокниги.

Иван Князев: Так это уже не чтение, Александр.

Зритель: Ну, тем не менее. То есть интересно рассказано, хороший чтец, интересные книги, та же самая классика. Конечно, в основном слушают современные, скажем так, произведения, но сейчас в интернете очень много интересных книг современных, в общем-то, и дети туда перешли. То есть читать, ну как-то это отходит, сейчас именно все ушло в аудио.

Тем не менее многое зависит от родителей. Если родители сами в детстве не читали книг, то, естественно, никто не будет прививать своим детям, чтобы они читали. То есть мы с женой читали, да, и наши дети тоже читают. Так же мы берем в библиотеке книги, так же они сами берут. У меня двое ребят взрослых уже, они, скажем так, всю классику приключенческую прочитали и очень увлекались, то есть им даешь книгу, они одну прочитали, тот же самый Дефо, и все, дальше все собрание начинают читать, ха-ха, им интересно становится.

Марина Калинина: Увлекаются, в общем, да. Спасибо большое.

Мария Александровна, а вот, кстати, в современной литературе современные авторы для подростков что-то пишут? Есть вообще литература современная для подростков, которую бы они понимали, может быть, им стало бы интересно, может быть, они бы читали?

Мария Веденяпина: Конечно есть, безусловно. Есть хорошие очень авторы. Собственно говоря, если вот ориентировать ваших зрителей, как, так сказать, можно определить современных авторов, пишущих хорошие книги для подростков, – просто открываете короткие списки литературных премий. Есть премия имени К. И. Чуковского, есть премия имени Э. Н. Успенского «Большая сказка», есть, соответственно, «Новая детская книга», тоже конкурс, который проводит издательство «Росмэн». Это, как бы так сказать, все топы самых интересных, самых качественных книг, они там.

А то, что дети уходят в интернет... Ну вот, вы понимаете, вот это исследование, оно показывает, что у нас 99% подростков, естественно, пользуются интернетом, и у меня нет никаких... м-м-м, ну как сказать... претензий, что ли, к тому, в каком виде читают книгу. Пусть она будет в бумажном, пусть она будет в электронном виде, но просто в интернете подростки сидят не для того, чтобы книги читать.

Иван Князев: Ну да, вряд ли они за хорошей литературой туда заходят.

Марина Калинина: Да, это мы все знаем.

Иван Князев: Спасибо вам большое!

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, была с нами на связи.

Мария Веденяпина: Спасибо вам.

Марина Калинина: После новостей вот о чем будем говорить. В 13:10 обсудим последние новости пандемии, готовьте ваши вопросы, задавайте нашему эксперту. И рубрика наша «Реальные цифры», подведем итоги нашего опроса...

Иван Князев: ...сколько налогов мы заплатили в этом году. Посчитаем вместе.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (1)
Олег Столяров
Дети перестали читать ровно потому, что не могут удержать в памяти содержание более чем 8 страниц книги. результат: они даже в детективах не могут сконцентрироваться на простой логике любого детектива: кто, чем, когда, мотив? Поэтому и художественная литература вместо нормальной философии развития сюжета превратилась в набор не более чем 8 страничных "клипов". А сейчас ситуация осложняется еще и тем, что в писатели пошли уже как раз те дети , которые именно и престали воспринимать логику содержания на более чем 8 страницах. Верной дорогой идем, товарищи?
Разберёмся, так ли это. О нечитающем поколении