Дети-«зайцы». Госдума запретила высаживать из транспорта школьников без билетов

Гости
Роман Орловский
заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет»
Илья Зотов
заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России

Иван Князев: Госдума приняла закон о запрете высаживать детей-безбилетников. В последнее время в стране действительно участились случаи, когда ребенка, который забыл проездной, ну или просто денег нет на проезд, водитель мог высадить чуть ли не посреди поля, в чистом поле, еще вечером... Ну, я думаю, сейчас любой родитель, вообще любой родитель хватается за сердце, когда представляет, что вот его ребенка вот так вот могут оставить вечером на улице и зимой... В общем, депутаты заявили, что вот эти поправки носят не только какой-то такой правоприменительный, но и морально-этический характер. Но это только с одной стороны.

Тамара Шорникова: Да. С другой, вот на Камчатке автопарки неоднозначно отреагировали на новый закон. Они согласны с тем, что детей из транспорта высаживать нельзя, но говорят, этой поправкой смогут воспользоваться и, например, недобросовестные родители: они просто перестанут, причем теперь почти на законных основаниях, покупать проездной за 580 рублей или давать деньги детям на проезд.

Павел Сайдачаков: Есть такое выражение, что с водой выплеснули ребенка. Вот в данном случае оно как нельзя сюда подходит. Из-за единичных случаев, которые были в стране, вместо того чтобы ввести, скажем, уголовную ответственность за персональный вот такой случай, когда в плохую погоду высаживают и так далее, то здесь фактически дан старт бесплатному проезду для детей. Если ребенок потенциально знает, что, заходя в автобус, ему никто ничего сделать не может, и водители во избежание конфликтных ситуаций просто перестанут у них требовать оплату.

Иван Князев: Перевозчики уже готовятся подсчитывать убытки, которые им возмещать никто не будет. Но только этой зимой из автобусов и маршруток на зимнюю дорогу в безлюдном месте высаживали в Пермском крае, Кировской, Вологодской областях, Челябинске, Кургане и на Ямале, поэтому родители новый закон приветствуют.

Тамара Шорникова: Да.

– Считаю, что правильно, да. Что да, если ребенку нужно добираться до какого-то места, а нет проездного с собой или забыл, вот как мы сейчас, ха-ха. Хорошо, что она со мной, а если бы она забыла и сама, то что ей, пешком идти?

– Лучше пусть ребенок едет до места назначения, конечно. Мало ли, что может случиться по дороге.

Тамара Шорникова: Запрет будет действовать только в том случае, если ребенок едет один. Если же его сопровождает взрослый, при отказе заплатить за проезд им придется выйти вместе на ближайшей остановке.

Иван Князев: В общем, много вопросов к этим поправкам. И вроде детей высаживать нельзя, но и не получится ли так, что какой-нибудь 17-летний одиннадцатиклассник, такой вот взрослый мальчик, может запросто послать водителя далеко и надолго, что называется, и просто отказаться платить за проезд? В общем, все «за» и «против» нового закона хотим обсудить с экспертами, ну и, конечно же, хотим узнать, что думаете вы по этому поводу. Поделитесь своим мнением.

Тамара Шорникова: Приглашаем к разговору Илью Зотова, члена Общественного совета при Министерстве транспорта России, председателя Общероссийского объединения пассажиров. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Илья Сергеевич.

Илья Зотов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да, Илья Сергеевич, как вы оцениваете эту инициативу для начала?

Илья Зотов: Инициатива позитивная. Мы более двух лет занимались данным вопросом, и я очень рад, что спустя 2 года депутаты Государственной Думы все-таки поняли, что о детях надо заботиться. И тот тезис, значит, который сейчас звучит, что проезд будет бесплатным, не совсем корректен, потому что отдано право регионам на принятие соответствующих законов, установление ответственности за безбилетный проезд, будет установлен процесс передачи ребенка от перевозчика родителям, и будет установлен опять же порядок составления административного протокола в отношении родителей.

Иван Князев: Ну а какая может быть здесь ответственность? Ну скажет ребенок: «Я забыл, забыл деньги, забыл проездной», – ну и что?

Илья Зотов: Если раньше кондуктор либо водитель не имели права проверить документы о возрасте ребенка, то сейчас... Как это в Питере сделано, условно говоря? Ребенка передают родителям, и они обязаны это делать на конечной остановке, и обязательно приглашение сотрудников полиции для составления административного протокола. Вот если это происходит случайно, то, конечно, это одна история; если это какой-то комплекс действий, это постоянное действие, то в любом случае ребенок будет не заинтересован постоянно, каждый день при участии сотрудников полиции, в общем-то, идти домой, это не совсем правильно будет. Но в любом случае перевозчики также будут находиться под защитой, как и пассажиры.

Тамара Шорникова: Все-таки подробнее, как это будет работать. Во-первых, например, ребенок несовершеннолетний, вообще, кажется, взятки гладки. Во-вторых, вы говорите, что будут на конечной остановке приглашать родителей. Ну представим себе обычную рядовую ситуацию, ребенок едет со школы, как правило, в это время родители на работе. Ну позвонят им, скажут: «Мы на работе, пускай ребенок идет домой», – условно «не трогайте его», никто же никуда не приедет, и ребенка до окончания рабочего дня никто, естественно, удерживать не будет.

Илья Зотов: Здесь вроде бы все корректно и правильно вами сказано. Но, с другой стороны, есть разные случаи, когда ребенок остался один на один с проблемой. В любом случае оставлять ребенка 7–8 лет одного на остановке нельзя, и здесь...

Тамара Шорникова: Это безусловно.

Иван Князев: Это понятно. Вы мне скажите, вот вы говорите, ребенка будут до конечной остановки везти, а он захочет выйти на следующей. Вот ребенка тронуть никакой кондуктор, никакой водитель, скорее всего, не имеет права, я правильно понимаю?

Илья Зотов: Правильно.

Иван Князев: Или вы будете его удерживать, привязывать? Что? Мне вот просто интересно, как, вы говорите, механизм оттачивается – как он будет работать?

Илья Зотов: Никто человека удерживать не будет, примерно так же и сейчас закон работает по безбилетному проезду в стране, ни у кого никаких вопросов не возникает.

Иван Князев: Нет, подождите-подождите, вопросы возникают. Если сейчас взрослый едет без билета, там есть определенный алгоритм действий, там на камеру все это фиксируется либо протокол сразу составляется; если человек упирается, то вызывают сотрудника полиции.

Илья Зотов: Кондуктор не имеет права составлять административный протокол, так же как водитель, в отношении любого гражданина Российской Федерации.

Иван Князев: Он квитанцию имеет право выписать, если мне не изменяет...

Илья Зотов: Не имеет права, к сожалению, это выписать. Как раз вот нынешний закон определяет полный порядок процедуры, что теперь, когда закон принят будет регионами, кондуктор имеет право потребовать паспорт и составить административный протокол. До этого момента это делать было нельзя.

Тамара Шорникова: Нет, подождите, точно в Москве, например, не кондуктор, там, соответственно, какие-то проверяющие с определенными значками, я знаю, точно могут заходить и выписывать протоколы, не знаю, как в других регионах...

Илья Зотов: Это город федерального значения, там совершенно другое законодательство, поэтому...

Тамара Шорникова: Понятно.

Иван Князев: А с детьми-то что будет? Ну как его, удержат, что ли?

Илья Зотов: Ну конечно, ребенка удерживать никто не будет. Но в любом случае всегда есть закон и прописанная процедура, и этот закон прежде всего защищает интересы детей. Здесь мы можем про перевозчиков, как они там много потеряют, но здесь мы же не говорим, как много перевозчики тратят денег и уходят от налогов, не платят эти налоги, миллиардами рублей деньги оседают, и у них это прекрасно получается, а здесь из-за одного ребенка они сделали некий...

Иван Князев: Нет, это понятно, Илья Сергеевич.

Меня просто знаете, что интересует? Вот вы в Общероссийском объединении пассажиров – а вы с транспортниками-то работаете? Они каких людей на работу принимают? Как у них человек, который может высадить ребенка на мороз, вообще может работать? Вот, может быть, с ними какую-то работу проводить?

Илья Зотов: Профилактическая работа была проведена в том числе с участием нас в Алтайском крае, там действительно эти истории прекратились. Практически каждый месяц проходила встреча с перевозчиками и с водителями, и там эта работа привела к определенным результатам. Но, конечно же, подобных водителей и кондукторов винить тоже сложно, потому что им ставятся определенные задачи со стороны перевозчиков по количеству перевезенных пассажиров, и это количество увязано с их…

Иван Князев: …зарплатой.

Илья Зотов: ...выручкой, зарплатой.

Иван Князев: Ага. Но все равно же на вменяемость, наверное, можно же проверять... Хорошо, спасибо. Илья Зотов, член Общественного совета при Министерстве транспорта России, был с нами на связи, председатель Общероссийского объединения пассажиров.

Тамара Шорникова: Да. Вот SMS. Карачаево-Черкесия: «Не жалейте детям денег». Чувашия: «А где закон привлечь родителей за необеспечение ребенка денежными средствами?» Ростовская область: «Всем школьникам бесплатный проезд», – все просто и понятно.

Иван Князев: Ну вот то же самое мнение из Свердловской области: «А чего проще действительно сделать детям бесплатный проезд?» Послушаем наших телезрителей.

Тамара Шорникова: Пенза, на связи Николай. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я вот что хочу сказать? Про это вот безбилетники-дети. Я сам маршрутчик, сейчас я на пенсии, ну туда-сюда. Конечно, детей высаживать ни в коем случае нельзя. Я сам маршрутчик, ну всякие ситуации были.

Но здесь палка о двух концах, здесь тоже... Владельцы маршруток платят большие налоги, очень большие, у нас в Пензе где-то до 40 тысяч. Ну должны родители давать деньги на проезд. Я вот езжу, допустим, по поселку Грабово (Пенза), там дети садились, это еще лет 10 назад и никогда не платили, и мы никогда с них никто деньги не брал, ну у нас так заведено было. А въезжаешь уже сюда ближе к городу, к Пензе, там все платили. Вот в чем разница, не знаю.

Я что хочу сказать? Уже может потом привычка такая быть, что родители просто скажут: «Ну, раз все равно не высадят, не будем давать деньги».

Иван Князев: Да, ну вот мы как раз-таки и пытаемся это понять. Вы все-таки выступаете за какой-то такой воспитательный процесс, я правильно понял, с родителями и детьми?

Зритель: Ну да. Но детей высаживать, я никогда детей не выгонял, и у нас на нашей маршрутке никто не выгонял детей.

Иван Князев: Но родителям объяснить нужно, что плохо, когда ваш ребенок не платит за проезд?

Зритель: Ну конечно, конечно.

Иван Князев: Спасибо, спасибо, Николай.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Здравствуйте, Роман Олегович.

Роман Орловский: Здравствуйте, коллеги, здравствуйте.

Иван Князев: Роман Олегович, ну вот как наш телезритель сказал, может быть, все-таки проще было бы ограничиться каким-то воспитательным процессом и не доводить до какого-то там правового регулирования, поправок в закон и так далее? Или эти меры себя уже исчерпали?

Роман Орловский: Ну, я думаю, здесь нужно, знаете как, комплексное решение придумать. Во-первых, мне кажется, что здесь напрашивается горячая линия, горячая линия, где как раз-таки можно сообщать о таких случаях, чтобы родители могли быть привлечены к профилактическим, дисциплинарным мерам плюс дети. Я совершенно против высаживания детей, это последняя мера, это вот люди, которые... Вот совершенно, ведущие, с вами солидарен, нужно переаттестацию сделать определенную всех работников общественного транспорта, проанализировать психотип, как они будут реагировать и так далее.

Мы все привыкли видеть в последнее время ролики, как люди ругаются, как у всех напряжение и так далее именно в транспорте, то есть не нужно добавлять дополнительно, еще раскалывать историю, что именно с детьми. Потому что ребенок когда путешествует... Я помню, сам когда маленький был, ездил и с папой без билета, и «зайцев» мы... У нас даже было, то есть это такая традиция была в детстве вот так вот проехаться, прокатиться. И я считаю, что...

Иван Князев: Интересная история у вас в вашей биографии была.

Роман Орловский: Да-да-да, поэтому, знаете, здесь с иронией надо относиться и с пониманием. Ну сколько детей таких проедет бесплатно? Ну небольшое количество.

Тамара Шорникова: Роман Олегович, можно кратко? Значит, «Национальный родительский комитет» и как родителя вас спрошу: как вам кажется, вам как родителю сложнее будет теперь объяснить ребенку, почему нужно платить за проезд, если сейчас никаких санкций применить никто не сможет? Друзья, например, по школе платить не будут, а он вот такой заходит, платит. Как будете объяснять?

Роман Орловский: Мне кажется, если спросить у ребенка: «Ты вообще готов поехать без билета?» – то я уверен, 99,9% детей побоятся это сделать. Это как бы, знаете, очень ограниченное количество детей, которые могут так нагло поехать и так далее. Я вообще даже не уверен, что и процент наберется, потому что дети, они, знаете как, они очень подвержены чужому мнению, как о них подумают и так далее.

Поэтому, мне кажется, эта проблема даже не проблема особо, поэтому небольшое количество детей будут ездить, я уверен. Поэтому здесь нужно просто... Вот горячая линия, мне кажется, решит этот вопрос комплексно, то есть мы будем получать сигналы, соответственно мониторить эту историю...

Иван Князев: ...и реагировать на них.

Роман Орловский: ...то есть понимание, сколько детей и так далее. И по каждому такому случаю можно делать такую комплексную, грубо говоря, диагностику.

Иван Князев: Спасибо. Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет».

Вот что пишут люди из Кемерово: «Детки и так сели всем на головы, теперь будет полный беспредел». Из Томской области тоже считают, что «породим кучу дармоедов». Кто-то говорит, точнее очень много людей пишут, что дети вообще должны ездить бесплатно. Из Тульской области: «Дать каждой школе автобус, вообще тогда проблема исчезнет».

Тамара Шорникова: После новостей будем говорить о мошенниках. Как не попасться к ним на удочку? Сколько они на нас зарабатывают? И как, как они это делают?

Иван Князев: До встречи.

Не проще ли сразу разрешить школьникам бесплатный проезд?