Детям нужно больше
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/detyam-nuzhno-bolshe-43488.html Ольга Арсланова: Детям нужно больше. И не экзаменов, а денег. А лучше – вдвое. Госдума одобрила увеличение детских пособий.
Петр Кузнецов: Речь о выплатах за детей до 1.5 лет для неработающих граждан. Сейчас минимальное пособие на первого ребенка составляет 3375 рублей. 6751 рубль на последующих детей. Каким будет увеличение, выясним прямо сейчас.
Ольга Арсланова: Мы связываемся с заместителем председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты России Сергеем Рыбальченко. Сергей Игоревич, здравствуйте.
Сергей Рыбальченко: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Поясните, пожалуйста, о каких суммах сейчас говорят депутаты. Мы понимаем, что законопроект прошел II чтение, по сути решающее.
Сергей Рыбальченко: Речь идет о тех суммах, которые выплачиваются гражданам незастрахованным, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 лет, и при этом они ранее не работали, учатся либо не выплачивали взносы в Фонд социального страхования, работая индивидуальными предпринимателями либо в системе самозанятости.
Фактически ничего для граждан не меняется. По назначению пособия – это те же документы, те же правила подачи всех до подтверждения права на получение данного пособия. Но меняется только минимальная сумма этого пособия. Ранее те, кто имел первых детей в возрасте до 1.5 лет, сумма этого пособия была равна 3375 рублей. Эта сумма с февраля этого года. Для вторых и последующих была 6751 рубль. Сейчас фактически первые и последующие дети уравниваются в этих правах. И все незастрахованные родители, которые не работали либо имеют право по другим основаниям, они будут получать это пособие в одинаковом размере 6751 рубль.
Петр Кузнецов: Почему сейчас вспомнили об этой категории? Она считается одной из наиболее уязвимых в этот период?
Сергей Рыбальченко: Безусловно. Получается так, что как раз эта категория не относится к безработным, потому что в данном случае увеличивается пособие по безработице. Да, действительно, эти мамы получат соответствующее пособие на первого ребенка, они получат по 5000. Но, тем не менее, это не означает, что если семья имеет доходы сравнительно невысокие, то этих средств хватит на ребенка. Поэтому это еще одна из мер поддержки первого ребенка. Фактически выравнивание прав всех детей от первых, вторых, третьих, последующих.
Петр Кузнецов: Вы уже коснулись этого момента. Тем не менее, давайте еще раз его проговорим, потому что это очень важно. С точки зрения бюрократических процедур не будет ли все сложно? Потому что нам очень многие пишут. Когда речь касается далеко не детских пособий. Одно дело, что на бумаге существует и я могу это получить. А второй момент, самый сложный – это получить.
Сергей Рыбальченко: Нет, ничего не изменится. Фактически те категории, которые и ранее претендовали на получение этого пособия, они также будут претендовать на получение этого пособия. И вся форма подачи документов останется прежней. Оформлять их можно будет в том же порядке, в том числе удаленно. Поэтому нужно будет только предоставить все справки, подтверждающие право на получение данного пособия.
Петр Кузнецов: Хорошо. А то, что ответственные за оформление органы находились в некоем таком дистанционном формате и сейчас многие еще не выходят, никак не повлияет на оформление?
Ольга Арсланова: То есть подать то можно дистанционно на Госуслуги, а собрать надо живьем.
Сергей Рыбальченко: Дело в том, что остальные пособия мы видим, как сейчас назначаются тоже через портал Госуслуг. И тот же порядок. Никаких других сложностей при этом не возникнет.
Ольга Арсланова: Нам пишет Воронежская область: «Дети всегда должны быть на первом месте. Детские товары очень дорогие. Стоят зачастую даже дороже, чем для взрослых». Уже известно, сколько всего нужно на это денег, и в каком количестве семьи смогут претендовать на эти деньги? Хватит ли на всех?
Сергей Рыбальченко: Конечно, хватит на всех. Безусловно. По сравнению с теми мерами, которые были приняты в связи с преодолением пандемии, я имею в виду пособия по 10 000 на каждого ребенка, которые получат 22 млн детей, в случае если все, конечно, подадут заявление на получение пособия – это, конечно, совершенно не те расходы, которые бы не были посильны для бюджета.
Ольга Арсланова: А вам вообще не показалось странным, что за увеличение ратует Госдума? Я просто не помню, чтобы в последнее время от законодательной ветви исходили такие инициативы и они бы проходили и были бы поддержаны так активно, как сейчас.
Сергей Рыбальченко: Насколько я слышал выступление президента, это инициатива президента – увеличение пособия. А Госдума в данном случае, безусловно, очень оперативно работает по инициативам и принимает решение. Надо отдать должное депутатам, что нет задержек и уже этот законопроект фактически на выходе. То есть II чтение – можно сказать, что в ближайшее время он будет принят. Это очень важно, потому что эти выплаты будут назначаться с 1 июня. И поэтому задержек здесь не должно быть. Мы видели, что у нас происходило с выплатами на ребенка в размере 10 000 рублей, единоразовых выплат, которые будут с 1 июня. Поэтому я думаю, что это, конечно, правильно, чтобы это решение было оформлено законодательно в ближайшие сроки, и поэтому люди могли неспешно приступить к оформлению.
Петр Кузнецов: Сергей Игоревич, еще один вопрос еще об одной категории. Есть те, кто не пользуется пособиями и льготами у нас. И таких много. Я видел где-то статистику. Я сейчас точно первоисточник вам не назову. Что чуть ли не 80% пособий выплачивают тем, кто в них не нуждается, например. Все-таки когда идут не туда, как вам кажется, почему? Не знают, что они их получают, или не нужны эти пособия? Или сложно получить?
Сергей Рыбальченко: Я могу сказать, что в Общественной палате в августе-октябре прошлого года мы проводили специальное социологическое исследование, в котором приняло участие 11 000 родителей. Из них примерно половина – это многодетные родители. Так вот, примерно 35% не получают пособия в среднем, потому что не знают о них. Но следует отметить: это не те серьезные пособия, например, как материнский капитал или то пособие, которое мы сейчас с вами обсуждаем. А это большое количество пособий, о которых семьи иногда не знают. То есть они плохо информированы. Поэтому сейчас я считаю, что самое главное – продолжать информировать из всех источников на семьи, которые имеют право на получение пособия.
Тем более мы знаем, что есть, конечно, родители, которые зарегистрированы, имеют личный кабинет на едином портале Госуслуг. А есть, конечно, те, которые, например, ведут кочевой образ жизни. Наша страна огромная, с большим количеством национальных особенностей, с отсутствием интернет-связи, как иногда мы видим. Поэтому здесь, конечно, на органы социальной защиты возлагается повышенная нагрузка и обязательства. В том числе и по информированию граждан об их правах на получение тех или иных пособий.
Но сдвинулось с мертвой точки дело. Напомню, что буквально в феврале первый заместитель нашей комиссии Юлия Зимова на встрече с президентом обращала внимание на то, что на портале Госуслуг должны появляться не только сервисы, которые говорят, что «вы должны заплатить в налоговую инспекцию и должны оплатить коммунальные услуги», а все-таки портал Госуслуг – он и для обязательств государства. И сейчас, если вы обратитесь как родитель, то вы увидите, что вам предлагается получить и те, и другие пособия, вы имеете право и так далее. Мне кажется, что это очень большой шаг вперед по направлению создания дружественного сервиса поддержки государством семьи.
Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Сергей Рыбальченко.
Петр Кузнецов: Мы приветствуем Татьяну Буцкую. Это председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей». Здравствуйте, Татьяна.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Татьяна Буцкая: Добрый день.
Ольга Арсланова: Как российские родители воспринимают новость о том, что пособие будет увеличено в ближайшее время?
Татьяна Буцкая: Конечно, они воспринимают это с благодарностью. Здесь не то, что сказать «с удовольствием». Именно с благодарностью. Потому что та ситуация, в которую сейчас мы все попали не по своей вине, многие потеряли работу. А если мы говорим о семьях с детьми, там чаще всего все-таки мама сидит дома с ребенком, и есть только один человек, который работает. И если папа теряет работу, то мир рушится. И благодаря тому, что от выступления к выступлению наш президент говорил о том, что и меры поддержки для детей до 3 лет, и поддержали от 3 лет до практически окончания школы, и держали тех родителей, кто потерял работу, и на каждого ребенка еще плюс по 3000 дали. Я не вспомню еще такого времени, когда была такая беспрецедентная поддержка семей с детьми.
Ольга Арсланова: На самом деле многие наши зрители, конечно, пишут, что этого все равно мало. Например: «Дочь учится в 11 классе, 17 лет. Почему не дают на таких детей? На них тоже нужно тратить. Через 2-3 месяца нужно собрать детей в школу. Нужны меры для снижения цен на школьные товары». И так далее. И многие сомневаются в том, что можно будет получить сразу несколько пособий. То есть, условно говоря, если вы неработающий родитель и у вас маленький ребенок, вот на эти 6 тысяч с небольшим вы можете рассчитывать, и эти пособия по факту не суммируются. Вот у вас какая информация?
Татьяна Буцкая: Во-первых, все суммируется. И мы в «Совете матерей», и, кстати говоря, в ОНФ у нас там даже есть специальная кнопка для обращения всех родителей, которые сомневаются, что им выплатят все пособия. Можете скачать приложение онлайн-помощи. И там есть такая кнопка «Задать вопрос». И мы лично вам объясним, как получить все пособия. Вот видите, так много поддержки, что люди просто в нее не верят. Им кажется, что это невозможно, что им дадут и 3000, и 5000, и 10 000 на старшего ребенка. Буквально на днях наш министр труда сказал, например, что если взять среднюю семью, где папа потерял работу и у него есть двое детей – 2 годика и 7 лет, вот за 3 месяца этот папа (не работающий, который стал на биржу труда) принесет домой более 110 000 рублей. Представляете? И вчера как раз расписывали, из чего это состоит. Хотите я расскажу?
Ольга Арсланова: Рассказывайте. Все хотят тоже так, кто потерял работу, я думаю.
Петр Кузнецов: Главное, чтоб способ легальный был.
Татьяна Буцкая: Это совершенно легальный способ. Давайте считать. 3 месяца папа встает на биржу труда. Каждый месяц ему платится 1 мрот. Это 12 с небольшим тысяч рублей. То есть уже получается 36 000. Дальше. У него два ребенка. На каждого ребенка ему в течение 3 месяцев будут выплачиваться по 3000 рублей. То есть это получается по 6000 в месяц. За 3 месяца это еще 18 000 рублей. Если кто-то сейчас складывает, записывайте – 36 + 18. Для ребенка, которому два годика, за 3 месяца (апрель, май, июль) полагается по 5000 рублей. Это еще 15 000. Для того ребенка, который 7 лет, ему полагается единовременная выплата 10 000 рублей. И еще скорее всего эта семья попадает в те семьи, у которых доход на одного человека менее прожиточного минимума. Потому что мама не работает, а папа потерял работу и стоит на бирже труда. И тогда им полагается выплата на ребенка с 3 до 7 лет, которую, как вы помните, президент сказал, что государство начнет выплачивать с июня. Но, тем не менее, мы получим деньги с января по июнь. В среднем это сумма 5500 в месяц. И если мы умножаем ее на полгода, еще получается 30 000…
Петр Кузнецов: Я сейчас медленно снимаю с себя микрофоны и направляюсь на биржу труда.
Ольга Арсланова: Это чуть больше 30 000 рублей в месяц. Давайте все-таки так посчитаем.
Татьяна Буцкая: Хорошо. Это больше 110 000 тысяч за 3 месяца.
Петр Кузнецов: Потому что кто-то мог прослушать и решить, что 110 000 – это мы в месяц считаем.
Ольга Арсланова: Тем не менее, понятно, что для того чтобы выжить в течение этих 3 месяцев, которые уходят на поиск работы – да, безусловно…
Петр Кузнецов: Даже с двумя детьми.
Ольга Арсланова: Спасибо вам. Татьяна Буцкая, председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей», была у нас в эфире.