Детям – спорт

Гости
Руслан Мусин
вице-президент Ростовской городской федерации тхэквондо
Елена Истягина-Елисеева
заместитель председателя комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни

Иван Князев: Ну а сейчас вот о чем. В Правительстве подготовили Концепцию развития детско-юношеского спорта в России до 2030-го года. Такую задачу в свое время поставил Президент Владимир Путин. Главная цель – 90% детей и подростков к этому времени должны систематически заниматься спортом в нашей стране.

Ну, Концепция в целом направлена на достижение национальных целей развития, ну, вот, например, только плаванию, начиная с 2022-го года, с этого года планируют обучать ежегодно не менее 500 тысяч детей.

Тамара Шорникова: Концепция будет реализовываться в два этапа. Первый рассчитан на три года и включает более 40 мероприятий. Главное – она, прежде всего, ориентирована на создание равных условий для занятий спортом детей на всей территории нашей страны, и в городах, и в селах. Что конкретно будет сделано, насколько сейчас нашим подросткам доступны спортивные секции, кружки, платные они или нет, есть ли выбор, чем заниматься?

Обсудим с экспертами, вы расскажите, ваш ребенок занимается спортом? Каким? Сколько стоит это его занятие?

Иван Князев: У нас в гостях Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физической культуре и популяризации здорового образа жизни. Здравствуйте, Елена Александровна!

Елена Истягина-Елисеева: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте!

Иван Князев: Здесь вот очень важный момент, который отмечается вот в этой программе, чтобы у детей еще, помимо всего прочего, да, просто там заниматься спортом, был выбор, каким спортом заниматься. И вот с этим, особенно если говорить о не совсем экономически благополучных регионах, серьезные проблемы. Я в детстве, у меня был выбор: либо заниматься академической греблей, либо легкой атлетикой, потому что в городе не было ничего другого.

Елена Истягина-Елисеева: Это еще неплохой выбор.

Иван Князев: Это еще, кстати, да, неплохой выбор был.

Елена Истягина-Елисеева: Действительно, есть такая некая дискриминация по факту рождения в нашей стране. И именно для этого, и Президент говорил о необходимости гармонизации работы ведомств – Министерства просвещения и Министерства спорта, чтобы, во-первых, детей не делили на секции, куда они пойдут, в Минпрос, в дополнительное образование, в Минспорт, в Министерство спорта.

Школы вроде, дети все занимаются примерно одним и тем же, но ведомства разные и цели разные. Именно поэтому был введен закон о гармонизации, который заработает с 1 января 2023-го года, когда министерства начнут согласовывать свои действия. И, скажем так, вся сфера физкультурно-оздоровительная, спортивная будет введена в систему дополнительного образования.

Иван Князев: Немножко непонятно. Вот Минспорт, Минпросвещения, почему они разные?

Елена Истягина-Елисеева: Объясню. Вот смотрите, секция Минпроса, Министерства просвещения. Обычная секция дополнительного образования. Для чего она нужна? Для массовости, чтобы детки занимались чем-то…

Иван Князев: Это физкультура.

Елена Истягина-Елисеева: Физкультура.

Иван Князев: Физкультура.

Елена Истягина-Елисеева: Секция спортивная для чего? Для того, чтобы подготовить спортсмена, резервиста, чтобы он участвовал в соревнованиях и так далее. И по большому счету, родители-то, родителям все равно, ему поближе надо привезти. Но получается так, что те дети, которые в системе просвещения, их не видят тренеры. То есть, вот это все поле перспективных детей фактически было недоступно для спорта, потому что ставились другие цели, задачи.

И наоборот, если ребенок не тянет спортивные нормативы, то ему говорили: «Иди, дорогой, значит, занимайся где-нибудь в другом месте». И вот для того, чтобы согласовать эту работу, дети у нас все общие, было как раз предпринято то, что мы называем законом о гармонизации. И для того, чтобы система заработала по-новому, как массового спорта, так и подготовки спортивного резерва, должна быть проделана огромная работа.

Иван Князев: Я прошу прощения, Тамара, маленькое уточнение. Идея, могу подкинуть. А можно вот в этот закон гармонизации еще и Минстрой подключить. Вы же понимаете, мы, когда строим микрорайоны, ну да, хорошо, школу построили, детский сад построили, в лучшем случае построили баскетбольную площадку. Но это не совсем про спорт. Вот чтобы они тоже каким-то образом просчитывали момент, что вот в этом микрорайоне должны быть секции.

Елена Истягина-Елисеева: Как раз сейчас изменения будут касаться трех основных магистральных направлений. Это инфраструктура, и все, что касается строительства спортсооружений. Потому что, очевидно, были сделаны ошибки, например, в регионах при строительстве, несогласованности с жителями. Иногда какой-то очень большой объект строился в районе, там, где он совершенно был не нужен, его сложно было содержать, и так далее. То есть, инфраструктура, доступная как в сельской местности и малых городах, так и в агломерациях.

Второе – это кадры. Потому что у нас сейчас действительно огромный дефицит в компетентных кадрах. Особенно, если мы говорим о селах и малых городах. И большая задача – повысить квалификацию учителей физической культуры для того, чтобы они могли вести и спортивные секции.

Например, заинтересовать молодых специалистов, чтобы они приезжали в удаленные районы, просто в села. И занимались с детьми не так вот, мячик бросили, сами на поле бегайте, как бог пошлет, а действительно, чтобы у детей был выбор. Чтобы они не были дискриминированы по факту своего рождения. Если я родился в селе, значит, в удаленном поселке, то у меня выбор – либо бегать в ботинках, либо бегать на лыжах.

Тамара Шорникова: А как заманить в небольшое село квалифицированного тренера?

Елена Истягина-Елисеева: Вот этому и будет посвящен целый спектр нормативно-правовых документов, Концепция и так далее. И тренер…

Иван Князев: Нет, ну один простой способ мы знаем все с вами вместе.

Елена Истягина-Елисеева: Какой же?

Иван Князев: Зарплата и жилье.

Елена Истягина-Елисеева: Ну, надо сказать, что пробовали, и многие регионы в порядке эксперимента вводили этот миллион за то, что ты приедешь работать в сельскую школу. И тогда местные жители спрашивали: «Слушайте, почему миллион платят новичку, а вот давайте, нам заплатите, мы же тут. Он поработает, уедет, а мы тут, на месте, живем, работаем на этой земле».

Иван Князев: Тоже справедливо.

Елена Истягина-Елисеева: Тоже справедливо. Так вот, и третье магистральное направление – это методическое обеспечение, которое требует серьезной реновации. Потому что спортивная теория, методика разных видов спорта ушла далеко, спортивная наука ушла далеко, спортивная медицина вообще семимильными шагами. В этом, особенно в поле массового спорта, детско-юношеского спорта есть большие проблемы.

Тамара Шорникова: У нас масса смс от телезрителей. Во-первых, из Москвы спрашивают, что ты выбрал в итоге: греблю или…

Иван Князев: Легкую атлетику.

Тамара Шорникова: Легкую атлетику. Так. Владимирская область: «Любая спортивная экипировка стоит неподъемных денег для многодетных, малоимущих, простых семей. Какой тут спорт? Клюшку не купить, форму не справить». В Саратове: «Нет бесплатных катков и бассейнов. Зарплаты и пенсии еле хватает на еду. Нет возможности платить куда-либо».
Елена Истягина-Елисеева: А вот тут я бы хотела как раз вступить с комментариями. Вот разница в том, что детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, изначально подведомственная Министерству спорта, имела возможности на свои бюджетные места покупать экипировку, возить детей на соревнования, на сборы и так далее.

Хотя родители, понятное дело, чаще всего все равно доплачивают. Потому что планы спортивной подготовки, которым следуют бюджетные учреждения, они очень четкие и конкретные. На бюджетные деньги столько-то экипировки, столько-то часов работы тренера и так далее. Это не всегда совпадает с современными нуждами.

Иван Князев: Ну, как правило, просто не хватает элементарно там, если у легкой атлетики шиповок не хватает, формы, я уже не говорю про выезды. А ведь для нормальной подготовки спортсменов нужно постоянно соревноваться.

Елена Истягина-Елисеева: Нужны сборы, соревнования и так далее. Так вот, а в секциях школьных дополнительного образования, минпросовских, там вообще не было задачи возить детей на соревнования. Потому что это для физкультуры. И вот как раз вот эти сложности слегка перекашивали систему подготовки и резерва, и вообще детского спорта в целом. И именно этому посвящены последние нормативные акты, слова нашего Вице-премьера и, разумеется, Президента.

Тамара Шорникова: В какую футбольную, сразу футбольную, потому что нам много пишут про футбол… В какую спортивную секцию ходит ваш ребенок. Заодно выясним, какой спорт у нас самый популярный среди детей. Сколько тратите на это? Есть ли бесплатные? Есть ли варианты бесплатных секций? Звоните, рассказывайте.

Сейчас подключим еще одного эксперта к нашему разговору. Руслан Мусин, вице-президент Ростовской городской федерации тхэквондо, здравствуйте!

Иван Князев: Здравствуйте, Руслан!

Руслан Мусин: Здравствуйте!

Иван Князев: Руслан, расскажите, пожалуйста, как давно, даже не как давно, я хотел спросить, насколько сильно развит ваш вид спорта, тхэквондо, в Ростове? Много секций? Такие банальные вопросы.

Руслан Мусин: Этот вид спорта, на самом деле, очень развит в нашем регионе. У нас есть олимпийский призер, Алексей Денисенко, кстати, двукратный олимпийский призер. На этой Олимпиаде, прошедшей, у нас четыре олимпийские медали. То есть, мы показали достаточно хороший результаты спортивные. И, соответственно, теперь уже мы надеемся, что особое отношение будет к нашему виду спорта.

Тамара Шорникова: Где занимаются ребята? Есть ли комфортные и оборудованные помещения? Платные эти занятия или нет?

Руслан Мусин: На базе спортивной школы олимпийского резерва, детско-юношеской спортивной школы все занятия ведутся бесплатно. То есть там развитие ведется за счет Министерства спорта, Министерства образования. Также есть коммерческие залы, которые все чаще появляются в нашем городе, в нашем регионе.

Иван Князев: Я вот знаю, Руслан, я знаю, что спортсменов, на самом деле, тренеров и так далее нужно всегда спрашивать, чего не хватает? Для того, чтобы, там, я не знаю, съездить на соревнования, закупить экипировку, сделать ремонт в спортзале. Или у вас все хорошо?

Руслан Мусин: Это всегда бюджет. То есть, не будет даже при хороших временах, при хорошем финансировании всегда будет чего-то не хватать. Потому что появляется новая экипировка, появляются новые соревнования. Всегда есть большой выбор сборов, турниров и прочего, да. Поэтому, в принципе, это всегда, наверное, вопрос бюджета.

И второй момент – это все-таки тренерские кадры. В нашем регионе средний возраст тренеров под 60 и выше. Вот сейчас основная задача – это привлекать молодежь к нашей деятельности. Потому что, ну, как бы, цифры, они все показывают. То есть, именно перекос идет к более старшему возрасту.

Тамара Шорникова: Как это сделать? Что, по-вашему, нужно? Взгляд изнутри.

Руслан Мусин: Я думаю, все-таки это количество бюджетных, увеличить количество бюджетных мест в профильных вузах. И, возможно, наверное, все-таки снизить стоимость образования. Опять-таки, по профильному…

Иван Князев: Тренеров же тоже нужно, точно так же, как и спортсменов, обучать дополнительно потом. Потому что новые методики, новые знания, как вот наш эксперт в студии говорила, там действительно, начиная от медицинских каких-то знаний, заканчивая профессиональными, непосредственно связанными с вашими видами спорта.

Руслан Мусин: Ну, все, кто, все тренеры, которые являются тренерами детских спортивных школ, они проходят раз в два года переквалификацию. Приезжают специалисты из разных университетов и делятся своим опытом. В принципе, вот в этом году я…

Иван Князев: Вы говорили про то, что все упирается в бюджет, в финансирование. Я знаю, боевые виды спорта – это всегда либо хорошо работает федерация, значит будут чемпионы, значит будут выезды, значит будут медали. Либо федерации не повезло с теми людьми, которые в частном порядке помогают финансово. Вот как у вас? И какое здесь процентное соотношение? Финансовый поток?

Руслан Мусин: Ну, все-таки, как всегда, это очень много зависит от менеджмента. Если руководитель, в принципе, и мы, все звенья руководства, занимаются, федерация показывает соответствующие результаты, социальная деятельность также ведется. То, в принципе, такие организации поддерживают и со стороны государственных органов, и с Министерства спорта, управления физкультуры и спорта города, района.

Ну и, в частности, коммерческие структуры тоже периодически подключаются, какие-то призы, какую-то спонсорскую помощь они опять-таки оказывают. Я думаю, все зависит от руководителя, то есть, от тех людей, которые занимаются развитием своего клуба, своей федерации.

Тамара Шорникова: Ну, и по суммам все-таки. Вот в Ростове сколько родителям будет обходиться увлечение ребенка тхэквондо? Наверное, все-таки в олимпийский резерв не сразу всех зачисляют? Соответственно, выезды, экипировка, занятия, это сколько стоит?

Руслан Мусин: Ну, конкретная стоимость занятий, это все-таки, если бюджетная организация, там все тренировки бесплатны. Количества мест в нашем регионе, в принципе, всегда хватало для каждого тренера. Здесь вопрос именно в том, чтобы взять всех тренеров на ставку. То есть, здесь проблема, скорее всего, вот с этой стороны.

Иван Князев: Нет, ну для родителей, как минимум, кимоно купить нужно, там, перчатки, что еще?

Руслан Мусин: Если касается экипировки, форма стоит полторы тысячи рублей, то есть, в принципе, достаточно демократичная цена. Ее хватает на два-три года. Если взять там полный комплект, это щитки, форма и так далее, ну это где-то примерно до семи тысяч рублей. Но это, на самом деле, все-таки, как я говорил, цена демократичная, хватает достаточно надолго. Два, три, четыре года спортсмен может…

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Спасибо большое. Руслан Мусин, вице-президент Ростовской городской федерации тхэквондо, был с нами на связи.

Тамара Шорникова: Немного поговорили, сколько стоит занятие тхэквондо в Ростове. А вот сколько стоит футбольная секция уже в Чебоксарах, давайте сравним, посмотрим. Все это время ждем ваших смс и звонков. Рассказывайте, каким спортом занимается ваш ребенок, во сколько это вам обходится?

СЮЖЕТ

Иван Князев: Да, вот сейчас, кстати, последний интересный момент был. У нас ведь нет такой селекции, как, например, в Америке, американский футбол, когда там могут в университет тебя зачислить, и не то что с переездом тебе помочь, если у тебя есть какие-то таланты, перспективы.

Елена Истягина-Елисеева: Я бы сказала, не совсем корректно сравнивать нашу систему с американской, она принципиально другая по менеджменту и по селекции, в том числе. А вообще одна из нынешних задач – это создание центров спортивно-образовательных, где дети могли бы и учиться, и заниматься спортом. И таких секций, таких центров по стране планируют сделать достаточное количество, чтобы подготовить высокие резервы.

Иван Князев: Да, чтобы у нас таланты не пропадали. Почитаем смс, тут огромное количество у нас.

Тамара Шорникова: Да, сравнивают траты на спортивные секции наши телезрители. Татарстан, Набережные Челны: «В школе за тхэквондо платим 2 тысячи». Ленинградская область: «Фигурное катание – дорогой вид спорта, стоимость 60 тысяч рублей». Челябинская область: «Скажу честно, не потяну хоккей без экипировки». Видимо, сын просит. «Доча, – вот цитируем, – хотела на фигурное катание, в два раза больше, увы». Еще одно смс из Ленинградской области: «Двое детей. Девочка, 8 лет, ходит на карате, мальчик, 6 лет, ходит на футбол. Суммарно 9 тысяч в месяц. Бесплатных секций рядом нет, возить некому».

Иван Князев: Екатеринбург: «Тхэквондо уже 3 тысяч рублей в месяц, каждое соревнование 2 тысячи. Форму покупаем сами». В Сочи: «Все секции для детей платные, – написал Александр. «90% секций» – это уже из Краснодарского края. Из Костромской области: «Сын просится на бокс, но это дорого. Отказываю, денег нет. Предлагаю лыжи бесплатно, но не хочет. Видимо, не судьба». Из Липецкой области: «Дочь ходила на плавание бесплатно. Одно название. Поборы неподъемные, толку никакого».

Тамара Шорникова: И звонок примем из Севастополя, Виктор, здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте!

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас!

Зритель: У меня предложение. Я был в Бразилии. И в Бразилии школа, обязательный спортивный день суббота. Вот они все дружно выходят, весело, музыка, и с песнями идут на спортивные площадки в свою школу или на общегородские. И в субботу под присмотром тренеров они занимаются спортом целый день. Вот у них суббота – спортивный день. У нас, я думаю, закрыло бы абсолютно все вопросы по физкультуре, пусть не по большому спорту.

Иван Князев: Да, понятно. Спасибо вам за ваше мнение. Елена Александровна, все так или иначе упрется в деньги, да? Как минимум, для начала нужно будет построить те же спортзалы и так далее. Их достаточно?

И второй момент: мало ведь просто потратить деньги и, ну я не знаю, построить то, что не нужно или не будет востребовано. Здесь же нужно как-то с умом подойти. Вот это вот понимание есть? И вообще, какой спорт-то любим? Все будем подряд развивать?

Елена Истягина-Елисеева: Считается, что самые массовые виды спорта в нашей стране, по количеству детей на базовом уровне, это легкая атлетика и футбол.

Иван Князев: Самое полезное – плавание.

Елена Истягина-Елисеева: Самое, один из самых полезных, жизненно важных навыков – это действительно плавание. У нас есть даже новая программа «Плавание для всех». И, соответственно, федерация плавания активно продвигала эту программу в школу, большие молодцы.

Что касается того, как построить и где построить, собственно вот нынешние все пертурбации и предложения в правительстве связаны не только с экстенсивным расширением спортивной инфраструктуры, но и с ее качеством. Потому что, например, общественный опрос Общественной палаты Российской Федерации по сельской местности.

Формально мы видим, что то или иное село укомплектовано спортобъектами. Просим прислать фотографии, оказывается, что футбольное поле, оно же, это утоптанная площадка земли, оно же баскетбольное поле, оно же волейбольное поле.

Тамара Шорникова: Многофункциональное поле.

Елена Истягина-Елисеева: Много функций, да, здесь еще можно побегать, легкой атлетикой заняться, и так далее. Так вот повышение качества инфраструктуры, взаимосвязь с регионами и, более того, с жителями – это одна из самых важных задач вообще государственной политики. Как решать? Разными способами. И здесь гражданские и общественные организации имеют одно из решающих значений.

Далее, в новостройках. Действительно, теперь планируют уже, многие регионы ввели на законодательном уровне: если ты сдаешь новострой, новое жилье, то ты должен уже закладывать туда объекты социальной инфраструктуры.

Далее частное государственное партнерство, ГЧП так называемое, государственное частное партнерство, тоже расширяется функционал, каким образом можно комбинировать усилия государства и бизнеса. Но это все, это прекрасные направления работы и идеи. Но без такой очень серьезной и кропотливой работы многих ведомств, общественных организаций разного уровня все это дело может не состояться. Ну, по крайней мере, направления у нас работают активно.

Тамара Шорникова: Вот еще про мотивацию. Воронежская область, сообщение: «В школах нет нормальной физкультуры. Тренер в телефоне сидит, дети сами по себе. Раньше строго было, сейчас ужас, не сдают никакие нормативы. Нужен контроль и, опять же, нужны подготовленные тренеры». Возвращаемся, как вот все-таки ситуацию поменять?

Елена Истягина-Елисеева: Одна из действительно насущных проблем – это подготовка кадров. Для того, чтобы специалисты педагогические, то есть учителя не были вот теми самыми товарищами, которые сидят в телефоне. Каким образом сейчас, при том, что ведомства будут работать плотнее, и вопрос гармонизации их взаимоотношений как бы уже решен на законодательном уровне, есть определенная надежда на то, что повышение квалификации станет принципиально другим.

Есть возможность, скажем там, привести в соответствие педагогические кадры, скажем, предоставив им информацию, традиционно характерную для тренеров. Но по большому счету, это один очень серьезный вопрос подготовки кадров и дальнейшей их, дальнейшего переобучения, повышения качества их образования.

Но тут, надо сказать, много сложностей. Потому что наши вузы, и педагогические, и спортивные сейчас, на мой взгляд, нуждаются в своей реновации. Я очень деликатно к коллегам отношусь, но, по крайней мере, нужно переоснастить их интеллектуально для того, чтобы преподносить информацию современную.

Иван Князев: Методику преподавания просто поменять.

Елена Истягина-Елисеева: Методику, вы совершенно правы.

Иван Князев: Потому что у нас специалисты каменного века готовятся на физвоспитании.

Елена Истягина-Елисеева: И вот здесь я как раз возвращаю вас к третьей мысли, к киту третьему, это методическое обеспечение.

Иван Князев: Спасибо вам большое! Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, была у нас в гостях.

Тамара Шорникова: Да, будем следить за спортивными новостями и, конечно же, о них рассказывать. Спасибо вам!

Иван Князев: Тамара Шорникова работала для вас последние три часа.

Тамара Шорникова: Иван Князев. До встречи завтра!

Какие секции доступны сегодня?