Марина Калинина: Мы переходим к следующей теме. Поговорим о соцсетях. Как говорится, покажи мне свой инстаграм – и я скажу, кто ты. Соцсети дали дополнительные возможности для изучения психики людей. Есть несколько направлений психологии, которые занимаются подобными исследованиями: психология личности, социальная психология и даже клиническая психология. Поскольку люди все больше и больше зависят от социальных сетей, работодатели стали все чаще изучать профиль сотрудника в Интернете, прежде чем принять решение о найме. А часто ли мы задумываемся о том, что публикуем в соцсетях и что может рассказать о человеке его аккаунт? Давайте на эту тему поговорим с нашими экспертами и с вами. Присоединяйтесь. А у нас на связи первый эксперт по этой теме – это Светлана Филатова, психолог, физиогномист, профайлер. Здравствуйте. Светлана Филатова: Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Светлана Владимировна, мне казалось, что, в принципе, если человек так лично с тобой общается, то и в социальных сетях он должен выглядеть примерно так же и, грубо говоря, поведение у него такое же должно быть. Разве нет? Светлана Филатова: Нет, совершенно нет, потому что все в социальных сетях намного красивее выглядит, потому что мы стараемся показать свою лучшую сторону, а не то, что на самом деле. Часто ты общаемся с человеком, он кажется тебе довольно обычным и ординарным, а когда заходишь в его социальную сеть, ты видишь вообще нечто неописуемое. И ты понимаешь, что здесь что-то не сходится. Марина Калинина: А есть какие-то определенные психотипы, по которым можно охарактеризовать тех или иных людей, по тому, что они размещают в своих соцсетях, как часто они делают, на что они больше обращают внимание? Ну расскажите, просто интересно, как это направление психологии развивается. Светлана Филатова: Вы знаете, психотипы тоже можно определить. Во-первых, конечно же, мы можем… Ну и больше всего в социальных сетях, особенно в Instagram, мы можем встретить истероидов. Марина Калинина: Это кто такие? Светлана Филатова: Это самодемонстрация. Это человек-праздник, который… Нет, даже не праздник, а человек, которому нравится себя показывать. Истероид – от слова «истерика». Но истерика – это худший вариант истероида. Если его никто не хвалит, то он будет устраивать истерику. Но социальные сети ему в помощь, и он себя покажет с такой стороны, чтобы его хвалили. То есть для него это плацдарм, чтобы показать себя с лучшей стороны. Но тут еще есть, кроме истероидов, много разных психотипов. Можно его немножечко даже спутать с гипертимом, например. Иван Князев: А это что такое? Светлана Филатова: Это человек, который как раз вечный праздник, который приходит в помещение, например, и с ним становится весело. Это человек, который всегда бежит от скуки. Это вечный ребенок, которому нужно всегда веселиться. И его публикации будут такие, знаете, праздничные. Он будет показывать, что он там побывал, здесь был, здесь он звезда. Есть и другие психотипы… Марина Калинина: Ну расскажите. Светлана Филатова: Тревожный – это человек, который мало себя будет показывать. Он покажет лучше цветочки, котиков. Вот у кого котики – это знайте, что человек с довольно тревожным психотипом. Может быть, это смешанный, в комплексе с каким-то, но все равно он боится себя показывать, он стесняется себя показывать, поэтому он будет публиковать цветочки, свои поделочки, друзей, ну что-то такое, а себя он будет отодвигать на второй план. Дальше. Есть еще шизоид, например… Марина Калинина: О, есть и такие? Светлана Филатова: Да. Их так много! Иван Князев: Сколько интересного можно узнать о своих друзьях. Я сейчас просто сижу и вспоминаю, у кого какие профили. Марина Калинина: Так, шизоид – это кто? Иван Князев: Рассказывайте, рассказывайте! Светлана Филатова: Вы знаете, такие немножечко не от мира сего. Они публикуют… Вот если в предыдущем случае были котики, к ним как бы располагаешься, лайк хочется поставить, то тревожный… ой, шизоид – это какой-то странный такой, картинка вообще ни о чем. Вот заходишь и не понимаешь, к чему это было. Ну, это какой-то, знаете, такой длинный посыл. То есть нужно еще подумать, что он хотел этим сказать. Ну, это такой странный, отрешенный психотип, с которым и в жизни довольно сложно общаться. Есть еще такой психотип – параноял. Вот у них чаще всего… Кстати, психотипы часто смешанные, поэтому может комбинировать истероид с параноялом, например. Вот он себя показывает, но – параноял. Давайте заострим внимание. У него есть определенная цель, и он к этой цели идет. Соответственно, весь образ он будет рисовать так, чтобы этой цели достигать. Ну, например, если ему нужно что-то продавать, то он будет это делать очень красиво, классические какие-то способы будет использовать. То есть все будет правильно. Параноял – это такой, знаете, целеустремленный человек, который идет к своей цели. Иван Князев: Я просто сейчас пытаюсь понять, какой из этих типов я. Вот что-то смешанное между истероидом и параноиком, параноялом получается. Хорошо. А если я просто… Ну, я в жизни не люблю, например, быть неряшливым. Я люблю, чтобы одежда была аккуратная, поглаженная и так далее и тому подобное. Ну и в социальных сетях я, в принципе, тоже стараюсь лишнего не писать, в какое-то сумасшествие не втягиваться. Я как раз этот параноял? Светлана Филатова: Да, скорее здесь параноял, потому что вам же не нужно… Марина Калинина: С кем приходится работать! Иван Князев: Подожди, мы еще тебя не разбирали. Светлана Филатова: Кстати, психотип истероид чаще всего среди женщин встречается… Иван Князев: Вот-вот! Светлана Филатова: …потому что нам, для того чтобы мужчины на нас обратили внимание, нужно выделяться как-то. Соответственно, что делать нам, женщинам? Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Владимир из Ленинградской области у нас на связи. Здравствуйте, Владимир. Иван Князев: Здравствуйте, Владимир. Зритель: Добрый день. Иван Князев: Вы узнали себя? Зритель: У меня вопрос к Светлане. А вам не кажется, что когда человек находится в Интернете, он ведет себя более естественно, чем он в жизни, на работе где-то, потому что здесь стираются грани какие-то? Он может сказать то, что хочет, подумать. То есть то, что он не может себе позволить где-то в общении с людьми, он может позволить себе это в Интернете. И человек раскрывает свое истинное лицо – то есть то, какой он есть на самом деле. Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Светлана Владимировна? Светлана Филатова: Да, очень хорошо подмечено. В соцсетях мы действительно раскрываемся. Мы можем показать даже скорее не то, чем мы являемся, а чем мы хотим быть, вот это. То есть мы можем безнаказанно где-то что-то написать. Если ы обычной жизни мы что-то говорим и за это приходится отвечать сразу же, то в Интернете мы можем сказать, какой-то отзыв оставить – и ничего нам за это как бы не будет. Иван Князев: Ну, сейчас-то уже не совсем ничего. Уже даже законодательство добралось до некоторых публикаций. Тут тоже уже нужно осторожность соблюдать. Светлана, я немножко переформулирую вопрос нашего телезрителя, точнее, немножко с другой стороны посмотрю на это все. А вам не кажется, что таким образом, когда мы в социальных сетях, еще где-то как-то ведем себя по-другому, чем в обычной жизни, мы врем, в том числе и себе, и другим людям? Мы ведем какую-то жизнь нереальную и… Марина Калинина: …виртуальную. Иван Князев: Ну да. Светлана Филатова: Вы знаете, тут две стороны одной медали. Дело в том, что, с одной стороны, многие психологи утверждают, что… Вот мы зашли на какую-то страничку. И что мы видим – считается, что тем мы и наполнены. Знаете, «Красота в глазах смотрящего», – Оскар Уайльд сказал эти слова. С одной стороны, это так. Но, с другой стороны, получается, что тот, кто публикует о себе какие-то истории – это его проекция на его жизнь, его желания. Знаете, это его забрасывание желания в Космос. И он таким образом тоже позволяет себе быть именно таким, каким хочет быть. А в жизни же все намного прозаичнее. Мы не можем себе позволить так открыто выражать… Марина Калинина: Светлана? Иван Князев: Выражать себя, наверное. Послушаем наших телезрителей. У нас из Липецка Владимир дозвонился. Здравствуйте. Зритель: Мир вам! Интернет – это суррогат общения. Это на самом деле бездна. Мы прикладываем сердце, прикладываем разум к этому черному квадрату. А если долго смотреть в бездну, то бездна начинает заглядывать в тебя. А вы, дорогие мои ведущие, гораздо интереснее. Вы жрецы черного квадрата. А на самом деле это давнишнее изобретение, просто оно облеклось современной одеждой. И в каждом кармане по черному квадрату. А на самом деле Интернет – это поле для бездельников. Люди действия смотрят ОТР, потому что черный квадрат предусматривает обратную связь. Вот мы сейчас общаемся… Иван Князев: Так, Владимир, подождите, притормозите! Я половины из того, что вы сказали, не понял. То, что правильно смотреть ОТР – это хорошо. Марина Калинина: В общем, про то, что… Спасибо за ваш звонок. Иван Князев: Спасибо вам большое. Марина Калинина: Светлана к нам вернулась. Смотрите, Светлана, вот еще такая штука. Ведь тип контента, который ведет тот или иной человек, наверное, тоже много о нем говорит. Например, очень многие размещают постоянно фото своих детей, как они с ними, дети в красивых платьицах, они с ними. Кто-то размещает постоянно фото из спортзала, как они занимаются спортом. Кто-то размещает фото со своим мужем или, не знаю, молодым человеком, или молодой человек с девушкой. Вот о чем это говорит? Может быть, это какая-то подоплека, все-таки какие-то проблемы у людей? Ну я не знаю, мне так кажется. Вот что психология об этом говорит? Светлана Филатова: Да, это и страхи, и проблемы, и то, чем человек гордится. По сути, мы гордимся тем, что боимся потерять. И если человек, например, всегда показывает свои селфи, то есть он гордится своей внешностью, для него это важно. Кроме того, он хочет коммуницировать, хочет разговаривать со своей аудиторией, хочет запечатлеть и оставить в истории свою физиономию. Если он акцентирует свое внимание на своем теле – например, фотографии из спортзала, пробежки, все такое, – это здоровый образ жизни, это хорошо, с одной стороны. С другой стороны, он очень ценит и зациклен именно на том, чтобы выглядеть хорошо, чтобы его тело было презентабельным, так сказать. Зацикленность именно на теле. Женщины часто фотографируют своих детей. Это опять-таки предмет гордости. Это посыл такой нам с вами: «Я же мама! Я устала, но я горжусь. Это для меня очень серьезно. Даже если я не работаю на работе, даже если я не строю карьеру, все равно я успешна. Посмотрите – вот гордость моя!» Если партнера человек показывает, то он гордится своим партнером. И опять-таки здесь присутствует какая-то тревога в отношениях. Иван Князев: Боится потерять его? Светлана Филатова: Да, боится потерять и очень ценит эти отношения. Вообще очень много можно узнать о человеке. Например, если он показывает, как он много путешествует, то опять для него это очень важно, это статус. Он показывает свой статус таким образом – косвенным, но показывает. То есть: «У меня есть возможность путешествовать. У меня жизнь интересная. И я ценю именно это». Кстати, о повышении имиджа. Еще еда – очень хорошо. То есть: «Я обедаю…» Иван Князев: «…в дорогом ресторане. Значит, я успешный, серьезный человек». Светлана Филатова: Да. Иван Князев: Спасибо вам большое, Светлана Владимировна. Марина Калинина: Спасибо. Очень интересно! Светлана Филатова: Спасибо. Иван Князев: Светлана Филатова, психолог, физиогномист, профайлер, была с нами на связи. Спрашивали у наших телезрителей в разных городах: «Можно ли судить о человеке по соцсетям?» Наши корреспонденты работали во Владикавказе, Липецке и Нижнем Новгороде. Давайте посмотрим, что отвечали. ОПРОС Иван Князев: Как выясняется, многое могут рассказать о вас фотографии в купальнике, фотографии с собачками. Из Алтайского края SMS: «Я не публикую свои фото в соцсетях – и не для того, чтобы прятаться, а в целях безопасности». Кстати, о безопасности можно поговорить. Марина Калинина: Сергей Вакулин у нас на связи, программист, эксперт по информационной и компьютерной безопасности. Сергей Васильевич, здравствуйте. Сергей Вакулин: Добрый день. Иван Князев: Сергей, скажите, пожалуйста… Вот такой момент. Даже сегодня, когда работодатели нанимают людей, просматривают их профайлы в социальных сетях, другие какие-то службы, может быть, этим занимаются, можно с помощью вашей странички посмотреть? Если человек опасен, то это можно выявить? Марина Калинина: Или неадекватен. Иван Князев: Или совсем неадекватен. Сергей Вакулин: Да, конечно, возможно. Дело в том, что вы заполняете определенную анкету в социальных сетях. Это зачастую происходит, дабы повысить рейтинг свой. Это гонка за лайками, репостами и так далее, то есть виртуальные счетчики. Также можно проверить, на какие сообщества вы подписаны. Может быть, какие-то новостные паблики, городские какие-то паблики. Может быть, какие-то определенные движения. И по этим всем подборкам можно, так скажем, ваш образ создать, естественно, который поможет предпринимателям понять, чем вы вообще занимаетесь. Также вы публикуете фотографии в социальных сетях, видеозаписи, которые вы добавляете. Если у вас открыты аудиозаписи, то можно проверить, какую музыку вы любите, какие фильмы вы любите и так далее. Иван Князев: Ну и о чем это скажет? Марина Калинина: Да. О чем это скажет работодателю? И вообще насколько это сейчас актуально? И как часто работодатели этим пользуются? Сергей Вакулин: Ну, на данный момент, как я знаю, работодатели, в принципе, вовсе этим не пользуются. Изредка пользуются, конечно, те предприниматели, которые, естественно, подозревают работника какого-то определенного в каких-то, так скажем, преступных действиях в сети и так далее. Вообще предприниматель может просматривать социальные сети из-за учета интереса к работнику. Иван Князев: Ну не скажите, что фактически не пользуются. Даже мой работодатель, когда я трудоустраивался, признался в том, что просматривался аккаунты в моих социальных сетях. То есть все-таки это какое-то значение имеет. Послушаем телезрителей. Марина Калинина: Наталья из Ульяновской области с нами на связи. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Мне очень и очень нравится ваша передача, а особенно сегодня. Это моя тема. Иван Князев: Какая из них? Марина Калинина: Какая? Иван Князев: Социальные сети? Зритель: Да. Иван Князев: Тогда рассказывайте. Зритель: Я, допустим, зарегистрирована в «Одноклассниках». И у меня есть красивый кот по кличке Симба. Допустим, я его и фотографию, и снимаю видео с ним. Ну, попробовала раз, попробовала два. И тут мне потом – раз! – пишут мои друзья: «Наталья, почаще выставляй видео и фотографии. Когда нам плохо, мы на него посмотрим – и нам жить хочется». Иван Князев: А я думал, вы боитесь его потерять. Нам психолог говоришь, что фоткаешь кошку – переживаешь за нее. Зритель: Нет-нет-нет, наоборот, все наоборот. Плюс я люблю готовить. Допустим, выкладывают рецепты. Я готовлю, а потом делюсь. Говорю правду: «Вкусно, да», «Не вкусно, не пеките». Иван Князев: То есть для вас это своего рода такое общение, да? Зритель: Да. Марина Калинина: А сколько вообще времени у вас занимает это общение в соцсетях? Вы как-то зависите от этого? То есть вы каждый день, регулярно туда заходите и общаетесь, что-то выкладываете, пишете? Зритель: Ну да. У меня – ну как сказать? – такой график работы, что позволяет частенько заходить. Но, пока все дела не сделаю, я в Интернет не захожу. Марина Калинина: Ну понятно. Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Скажите, Сергей, а вообще… Вот тут прозвучал вопрос безопасности, который предыдущий звонивший нам задавал. Он говорил, что не хотел бы ничего выкладывать, поскольку беспокоится о безопасности самого себя. Насколько мы должны думать о том, что мы выкладываем, именно в плане безопасности своей? Сергей Вакулин: Вы имеете в виду – касаемо фотографий или касаемо информации? Иван Князев: Да вообще всего. Марина Калинина: Ну, фотографии обычно как-то комментируются, не просто же фотографии выкладываются. И какие-то посты размещаются, и так далее. Сергей Вакулин: Ну смотрите. В целях безопасности, с точки зрения информационной безопасности и компьютерной безопасности, многие просто иногда спешат опубликовать фотографию, а на фотографии могут быть изображены даже личные данные. Напомню вам о недавнем случае касаемо конгрессмена США. Он специалист по кибербезопасности и опубликовал фотографию статьи. Однако на его мониторе был обнаружен пароль от почты Gmail и аккаунт Twitter. Также есть и другие случаи. Например, журналист обнаружил фотографию и обнаружил ссылку на приглашение в Zoom-конференцию. И на конференции он увидел, что сидят чиновники и обсуждают, так скажем, проводят тайное совещание. Поэтому прежде чем опубликовывать какую-либо фотографию, необходимо удостоверится в том, что на ней не изображены какие-то определенные, так скажем, приватные данные, которые вы бы не хотели… Иван Князев: Сергей, мы не конгрессмены… Марина Калинина: Да. И не тайное сообщество. Иван Князев: Да. Обычному человеку в бытовом плане что нельзя публиковать, что нежелательно? И чем это может навредить? Я не знаю, поехал в отпуск. Грабители посмотрели – квартира свободная. Сергей Вакулин: Ну, касаемо грабителей. Как раз геолокацию свою изредка можно публиковать. В принципе, есть люди, которые публикуют часто свою геолокацию, геометки подставляют к фотографиям. А есть люди, которые и вовсе этого не делают. Так вот, люди, которые и вовсе этого не делают, они делают правильно, потому что геометки зачастую, когда вы отправляетесь в отпуск… Человек, который вас знает или с корыстным умыслом (как раз касаемо воров), он посчитает, что вы в отпуске, поскольку вы опубликовали фотографию, и стоит геометка – например, город Геленджик. Естественно, он сможет пробраться к вам в квартиру, зная, что вы находитесь в отпуске. Иван Князев: Спасибо вам большое. Сергей Вакулин, программист, эксперт по информационной и компьютерной безопасности. Вот что пишут нам наши телезрители из Краснодарского края: «Я в соцсетях и в жизни говорю правду, а многие боятся». Подпись: Михаил, пенсионер. Из Орловской области: «А если человек просто приколист, как я?» Ну, это смотря какие приколы. Марина Калинина: Да, такие приколы могут быть, что… Иван Князев: Приколы разные бывают. Марина Калинина: «Я редко выхожу в соцсети – неинтересно, время тратить жалко». «Я легкозависимый человек, поэтому у меня нет интернета», – это из Орловской области сообщение. Иван Князев: «Это не гордость, а тщеславие. Тщеславие – большой грех», – тоже из Краснодара пришла такая SMS. Ну, это про то, когда ты все время себя показываешь, какой ты хороший. Марина Калинина: Из Краснодарского края: «В соцсетях сидят люди, которым нечего делать – как я перед телевизром», – со смайликом сообщение.