Тамара Шорникова: Высшее образование должно быть бесплатным: треть россиян настроены категорично, не согласны платить за обучение, не готовы отдавать деньги ни за себя, ни за детей. Иван Князев: Ну, вот здесь вопрос, не готовы или просто денег нет, нет такой возможности. Вы что думаете, уважаемые телезрители? Сколько стоит платное образование в вузах вашего региона? Готовы вы учиться платно, оплачивать обучение своим детям? Позвоните нам в прямой эфир, напишите SMS. Тамара Шорникова: Евгений Федоров, депутат Госдумы, выходит с нами на связь. Евгений Алексеевич, здравствуйте. Евгений Федоров: Здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Евгений Алексеевич, у нас сейчас по разным регионам какой разброс цен на высшее образование? Евгений Федоров: Ой, по-разному, от 30 тысяч до 500–600 в Москве в некоторых особых, так сказать, понятно, вы понимаете, каких вузах. Но в среднем даже в Москве высшее образование стоит порядка 200 тысяч рублей, в Москве. В регионах, еще раз говорю, планки разные, есть 50, есть 100. Минимальная, которую мы зафиксировали, в Перми 30 тысяч. Тамара Шорникова: Если говорить о динамике цен, как они изменились за последний пандемийный год, за последние годы? Евгений Федоров: Ну, вот за последний год динамики особой не было. То есть был приказ Министерства образования, было обращение правительства, и вузы это обращение выполнили. У них были сложные периоды, у вузов. Из-за того, что многие вузы перешли на дистанционку, с одной стороны, они сэкономили, потому что понятно, что дистанционное образование для вуза стоит дешевле, чем собирать аудитории, убирать их, охранять и так далее. С другой стороны, вот эти сложности потребовали определенную корректировку по преподавательскому составу, то есть возникли какие-то дополнительные расходы. В сумме это друг друга уравновесило и цены не поднимались. В некоторых вузах даже мы наблюдали небольшое снижение цен, на 5–10%. Иван Князев: Евгений Алексеевич, 500–600 тысяч, полмиллиона – это все-таки какие вузы? Не все просто понимают. Евгений Федоров: Полмиллиона – это те вузы, которые... Ну, допустим, иностранные вузы на территории России, с иностранным участием. То есть есть высшие учебные заведения, которые требуют более высокую плату, вот эти всевозможные так называемые высшие школы, экономические, другие. Но это для, так сказать, тех, кто может себе позволить, Британка, например, еще что-то, но это я уже название такое передаю, которое проходит в списках. Основной состав вузов, вот традиционных, они выше планки 200–250 тысяч никогда (в Москве я имею в виду) цены не ставят. Тамара Шорникова: А это за весь курс обучения, это за год? Я просто на бюджетном училась. Евгений Федоров: Это годовой курс. Тамара Шорникова: Годовой? Евгений Федоров: Да-да. Таким образом... Тамара Шорникова: То есть умножаем на 4–5, да? Иван Князев: Ну да, разумеется. А почему такая разница в стоимости? Зависит от качества, не знаю, образования, преподавательского состава? Тамара Шорникова: Или все-таки бренд? Евгений Федоров: Вы понимаете, это же... Сам по себе вуз – это бизнес, соответственно бизнес-расчет делается. И когда государство пытается снизить какую-то планку, в основном это делается в отношении таких вузов массового обучения. Какие-то более, с небольшим количеством учащихся вузы, они могут выходить за эту планку. Но это, собственно говоря, организация бизнеса, привлечение преподавателей, естественно, туда входит бренд. Но бренд скорее влияет на фактор конкурса в этот вуз, потому что чем выше, лучше, известный бренд, тем больше туда конкурс и все остальное. А в целом это просто расчет, бизнес-расчеты для организаторов. Иван Князев: А возможности разные получаются у выпускников потом? Евгений Федоров: Нет, ну формально стандарты образования у всех одинаковые, то есть должны быть стандарты. А дополнительные услуги образования могут быть в разных вузах разные. Например, некоторые вузы готовят своих учащихся для дальнейшего обучения за границей, и там как бы вводят дополнительные стандарты исходя из того, куда они идут. Некоторые готовят под специальные программы для бизнеса, опять же там могут быть дополнительные требования бизнеса и дополнительный учебный процесс, время, которое тратят учащиеся на это обучение. Ну это очень разнообразная сфера образования, высшего образования, очень разнообразная. Тамара Шорникова: Евгений Алексеевич, так уж мы привыкли, что то, за что мы платим деньги, мы хотим конкретного результата. Кто-то мониторит, проверяет? Я думаю, что основной результат для вузов – это трудоустроенность выпускников, мне так кажется. Евгений Федоров: Да. Тамара Шорникова: Соответственно, после такого платного образования большинство находят работу сразу, быстро, моментально, расхватывают с руками, или тут никаких гарантий никто не дает? Ну отучили и отучили, деньги взяли, а дальше сами разбирайтесь? Евгений Федоров: Ну, это в советской системе было обязательное трудоустройство, да еще не только трудоустройство, но обязательная отработка после вуза, вы помните, что была такая процедура. Сейчас такого нет, выпускники получают образование, это теперь услуга, получают услугу, становятся квалифицированными специалистами, получают диплом и дальше идут на рынок труда исходя из своего диплома. Есть вузы, наиболее, кстати, брендовые, Баумана и многие другие, которые в процессе своей работы договариваются с работодателями, и в этом случае там трудоустройство достигает 80–90% выпускников. Но опять же это именно квалификация вуза. Когда вы поступаете в вуз, вы должны вообще посмотреть, а этот вуз заключил договора с будущими работодателями, есть там процедуры дополнительного, так сказать, отбора... Для хороших вузов отбор идет уже со II курса, между прочим, потому что работодателям нужны квалифицированные работники. В том же Баумане это инженеры, и они заранее отбирают их, этих инженеров, ведут их все старшие, средние и старшие курсы, для того чтобы получить себе квалифицированного человека, которого потом не надо переучивать на производстве. Иван Князев: На производстве, да. Евгений Федоров: Кстати, многие производства допереучивают потом выпускников уже под свои конкретные нужды, у кого нет таких связей с вузами. Иван Князев: Давайте телезрителей послушаем. Тамара Шорникова: Ирина из Самарской области, слушаем. Иван Князев: Здравствуйте, Ирина. Зритель: Здравствуйте. Ирина. Я бы сказала так, что за школу я еще согласна была бы платить, потому что еще человек маленький, не всегда понимает важность образования, а вот за высшую школу ни в коем случае. Человек должен быть зрелым и должен сам знать, что нужно хорошо учиться. Иначе снижается, с моей точки зрения, качество образования, то есть за деньги поступают те, кому в вузе-то делать совершенно нечего. Иван Князев: Ага, понятно. Спасибо вам, Ирина. Вот действительно, Евгений Алексеевич, сколько было разговоров о том, что нужно было увеличивать бюджетные места, чтобы у нас не было дисбаланса, когда действительно за деньги, у кого они есть, идут учиться, а те, у кого их нет, остаются без образования. Что сейчас у нас в этом направлении? Евгений Федоров: У нас действительно где-то треть желающих не может поступить в вузы бесплатно и идут по платному образованию, либо те, кто провалился на вступительных экзаменах в бюджетные места. Но мы исходим из того, что вообще человек должен по Конституции иметь право на государственную поддержку в высшем образовании, то есть любой должен получить право на высшее образование. Если ему не удалось это сделать сразу и он пошел в платный вуз, то там через какое-то время, допустим, он хотел быть каким-то уникальным специалистом, а у него в его городе был только вот такой вуз, и он пошел на него даже на платный. Потом он, конечно, должен иметь возможность получить второе высшее образование, которое для него будет как бы за государственный счет первое, да, в том вузе, в котором он считает нужным. Иван Князев: Ага. Евгений Федоров: Вот я лично закончил, например, три высших учебных заведения: одно бесплатное в советские времена, инженер-энергетик военный, а два образования, юрист и экономист, мне потребовались для моей работы, уже будучи депутатом Госдумы, потому что писать законы, понимать экономику, этого недостаточно просто нахвататься, надо иметь фундамент... Иван Князев: И за свои деньги учились вторые? Евгений Федоров: ...потом диссертацию еще защитил. Иван Князев: За свои деньги учились, да, второе и третье? Евгений Федоров: Второе и третье образование высшее, юрист и экономист, естественно, за свои деньги. Иван Князев: Платно. Евгений Федоров: Диссертация – это уже у нас бесплатно, как вы знаете. Тамара Шорникова: Да. Евгений Алексеевич, и все-таки вот резюмируя, часто мы говорим о том, что не находят друг друга работодатели и работники: одних не устраивает качество образования, работники, соответственно, тоже жалуются, не могут найти адекватную зарплату своим знаниям и так далее. Есть ли сейчас у государства, достаточно ли у него сейчас механизмов, чтобы наладить все, контролировать качество образования, контролировать спрос на определенные специальности, чтобы работодатель, компании не оставались без сотрудников, не испытывали кадровый голод? Евгений Федоров: Ну, вообще это предусмотрено необходимыми решениями правительства, и нормальные, серьезные высшие учебные заведения взаимодействуют с работодателями уже на стадии учебного процесса, для того чтобы выпускники заранее отбирались работодателями. Я вот привел пример того же Баумана... Иван Князев: Ну да. Евгений Федоров: МГУ во многом... Но МГУ очень многопрофильный вуз, поэтому там много работодателей разнообразного характера. Иван Князев: Ага. Евгений Федоров: Но все серьезные вузы, конечно, договариваются с работодателями о совместной работе. Работодатель от этого просто выигрывает, ему не надо переучивать. Ему же тоже надо наполнить свои штатные расписания специалистами, понимаете? Это же встречный процесс. Иван Князев: Ну и студенты, наверное, от этого тоже выигрывают, когда уже будет гарантировано трудоустройство. Евгений Алексеевич, чисто теоретически наше государство в какой степени может позволить себе бесплатное образование? Ну я не знаю, 70% бесплатных мест? Может быть, вообще полностью все сделать бесплатное образование? Евгений Федоров: Вообще, если мы говорим о высшем образовании, то оно не должно быть больше, чем желающих получить высшее образование, вы же понимаете. Вот сегодня, если мы говорим о сегодняшней пропорции, государство закрывает в сумме где-то половину желающих получить высшее образование. Иван Князев: Ага. Евгений Федоров: Просто у нас такая страна, что все хотят иметь высшее образование. У нас же... Это в Советском Союзе высшее образование... Кстати, объем получивших высшее образование после советских времен возрос в 3 раза. Ну просто тогда не было, рабочий получал больше инженера, вот мы все помним эти классические 120 рублей и у рабочего 200–300. Иван Князев: Ну да. Евгений Федоров: И поэтому люди предпочитали идти просто рабочим на станок, им не надо было это высшее образование, на него тратить время, силы. Сейчас рынок труда изменился, психология человека изменилась и количество желающих получить высшее образование стало, где-то 2/3 точно хотят его получить и треть такого не планирует для себя. Вот эти 2/3 государство, на мой взгляд, должно обеспечить, потому что это вопрос права, права человека на получение высшего образования. Иван Князев: Да, на образование. Спасибо большое. Евгений Федоров, депутат Государственной Думы, был с нами на связи. Коротко несколько SMS. «У нас платно учатся не только в вузах. Внук учится в колледже тоже платно», – это Московская область. «Двести – двести пятьдесят тысяч? Это как же нужно зарабатывать?» Из Ивановской области: «Учиться рад, но денег нет». И из Тюменской области мнение: «Государство должно быть заинтересовано в обучении специалистов для собственной экономики». Тамара Шорникова: Ну и Москва: «Главное, чтобы образование стало качественнее, а ведь за деньги никто никого не отчисляет», – намекает наш телезритель. Иван Князев: К следующей теме.