Петр Кузнецов: Переходим к первой теме нашего информационного потока в рамках «Отражения». Зарплаты учителей хотят уравнять. Совет Федерации намерен создать общую систему такую, оплаты труда преподавателей. Сейчас ее не существует. Т. е. учителя в разных регионах за одну и ту же работу получают разные деньги. Ольга Арсланова: Но, впрочем, такая ситуация у нас, наверное, не только с учителями в стране. Это общая тенденция. Но почему так происходит? Петр Кузнецов: Раз уж хотят уравнять учителей, давайте с них и начнем. Ольга Арсланова: Давайте начнем с них. Каждый субъект высчитывает ставку учителя по-своему. Совет Федерации предлагает ввести следующую схему. Оклад за 18 часов в неделю должен быть не меньше 2 минимальных размеров оплаты труда. Петр Кузнецов: 18 уроков то есть? Ольга Арсланова: Да. А последующие рабочие часы, которые очень часто случаются в школах (например, постоянные переработки), должны оплачиваться по фиксированному тарифу. Кроме того, необходимо установить единый способ начисления премий и надбавок за квалификацию. Т. е. чем опытнее, чем качественнее работает педагог, тем выше его зарплата. Ну, и окончательно единую систему сформируют в течение года, как обещают сенаторы. Давайте посмотрим, в каких реалиях мы живем сейчас. Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь-сентябрь 2019 г. составила чуть более 40 тыс. руб. Самая высокая при этом зарплата – на Чукотке: почти 100 тыс. А самая низкая – в Северной Осетии: не дотягивает даже до 22 тыс. руб. Хотя, скорее всего, выполняют люди на Чукотке и в Северной Осетии примерно одну и ту же работу и работают по одним и тем же образовательным стандартам. Петр Кузнецов: Но при этом эта общая система, значит, позволит, условно говоря, ну, так хочется Северной Осетии, например, получать столько же учителю, сколько и в Чукотке: по 99 тыс., вне зависимости от региона. Давайте разбираться, на что может прямо сейчас, до введения этой общей системы, повлиять регион. С нами Сергей Комков, это президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте. На прямой связи. Сергей Комков: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. А можно сразу вопрос концептуальный: а нужна ли вообще эта справедливость, учитывая, что у нас совершенно разные регионы, климат просто даже совершенно разный в Северной Осетии и на Чукотке, цены разные, коммунальные услуги стоят по-разному, – так откуда же взяться равным зарплатам? Сергей Комков: Вопрос о том, чтобы оплата труда за один и тот же труд, за одну и ту же квалификацию, была одинаковая, стоит уже давно. И уже более 20 лет эксперты ведущие в этой сфере ставят вопрос о том, чтобы этот вопрос был решен. Вообще-то в Советском Союзе так и было. За одну и ту же работу везде, на всей территории нашей страны, оплачивали одинаково. А вот у нас в России новым законодательством почему-то передали все это в ведение регионов. И сегодня получается так: в одном регионе за одну и ту же работу учитель получает одну заработную плату, а в другом регионе он может получать в 2, а то и в 3 раза меньше. И поэтому сегодня во многих регионах просто нет учителей. И учить детей некому. И это совершенно ненормальная ситуация. Поэтому, извините, это называется на русском языке «дискриминация по профессиональному признаку». Такого быть вообще не должно. Петр Кузнецов: Т. е. все начинается, так или иначе, с неопределенного базового оклада учителей, верно? Где-то он равен МРОТ, где-то ниже. Сергей Комков: Должно вообще-то быть не к МРОТу привязано, а должна быть единая тарифная ставка, для всех учителей по всей территории России одинаковая. Петр Кузнецов: Вот то, что предлагает Совет Федерации, да? Вы тезисы эти поддерживаете? Сергей Комков: Да. Ольга Арсланова: Хорошо. А скажите, пожалуйста, Сергей Константинович, откуда взять деньги на зарплаты учителям в 100 тыс. руб., как на Чукотке, например, северокавказским регионам, у которых… Сергей Комков: Из федерального бюджета. Ольга Арсланова: А, из федерального бюджета вы предлагаете все-таки? Потому что сам регион, совершенно точно, не сможет заработать. Сергей Комков: Потому что всегда учитель, извините, это федеральная фигура, а не региональная. Он учит граждан России, а не гражданина региона. И это будущие граждане Российской Федерации. Вы знаете, в паспорте у этого человечка будущего будет написано, что он гражданин Российской Федерации. Поэтому он обучается, как будущий гражданин Российской Федерации. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а не будет ли так, что для того, чтобы уравнять эти зарплаты, – да, тем, у кого они самые низкие, чуть-чуть поднимут, а тем, у кого они адекватны ценам того или иного региона, просто понизят? Т. е. будут уравнивать вот где-то по среднему, по ватерлинии. Петр Кузнецов: Т. е. опасения по типу исполнения майских указов президента по… Сергей Комков: У нас, у нас и в Советском Союзе, была система региональных коэффициентов. Если есть определенные климатические условия, если есть определенные какие-то особенности региональные, там вводились определенные коэффициенты. Значит, там можно доплаты вводить. Но базовая оплата везде должна быть одинаковой. Петр Кузнецов: А что сейчас нам… Безусловно, мы постоянно возвращаемся к этой теме – к теме зарплат учителей. Нам писали, я помню, из какого-то региона, что стимулирующие не выплачивают, например, 4 года. Это все, вот в данном случае, на конкретном примере сейчас, это все на усмотрение директора? Сергей Комков: Сегодня в этом вопросе творится полный произвол. Произвол чиновников. Такого быть не должно. Это все должно быть отрегулировано и должно контролироваться соответствующими профсоюзными органами. Ольга Арсланова: Извините, пожалуйста, Сергей Константинович, каких вы имеете в виду чиновников, если зарплаты распределяет в итоге директор? Петр Кузнецов: Мы тут сразу с директора начали, а чиновник… Ольга Арсланова: А чиновнику в общем-то все равно. Сумму направили в школу, а как уже деньги там распределяются – это личное дело конкретной школы. Сергей Комков: Но только – а денег-то в школу это кто? Это тот же самый чиновник фактически, только… Ольга Арсланова: Это чиновник. Т. е. о нем речь. Сергей Комков: …только определенный чиновник. Да. Его тоже ведь ввели в ранг чиновника. Раньше директор по статусу значился: руководитель педагогического коллектива. А теперь это чиновник, мелкий. Петр Кузнецов: И можно сказать так: в ряде, если не в большинстве учебных учреждений, очень многое в этом плане зависит от взаимоотношений с директором. Сергей Комков: Конечно. Есть ситуации, когда у директора есть некие любимчики, и им приписывают дополнительные нагрузки, дополнительные часы. Здесь огромная масса конфликтных ситуаций возникает. Начинают работать муниципальные органы, руководящие органы образовательные, органы региональные образовательные. И возникает огромная масса конфликтных ситуаций на сегодня. Петр Кузнецов: Другими словами, чиновник, скажем так, тот, что выше, он может на директора повлиять? Мэр, губернатор, тот, кто региональное образование… Сергей Комков: Может. И влияет. И идет, как правило, очень хорошая такая, знаете, такая спайка порой бывает. И поэтому педагогические коллективы, как правило, не влияют на деятельность своих руководителей. И здесь идет полный произвол. Это надо все отрегулировать. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Конечно же, тут же нам начали писать учителя из разных российских регионов. Омская область: «Учительница, 30 часов нагрузка, 19 тыс. руб. Это нормально?» Риторический вопрос. «Откуда средняя зарплата 40 с лишним тыс. руб.? Средняя зарплата учителей у нас за 18 часов 15 тыс.» «Тариф может быть одинаковым, людям северных районов просто северные надбавки нужно платить, как раньше». А может быть, тариф вот этот в 20 максимум тысяч – это и есть средний? А все остальное – надбавки? Может быть, считается сейчас у нас в стране, что это и есть нормальная зарплата для среднего учителя в регионах? Давайте разбираться. Давайте разбираться, в каких условиях живут и работают учителя сегодня. Поговорим с учителем высшей категории, Почетным работником общего образования Леонидом Перловым. Леонид Евгеньевич, здравствуйте. Петр Кузнецов: Добрый день. Леонид Перлов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как распределяются бюджетные деньги внутри школы сегодня? Кто решает, у кого будет какая зарплата? Леонид Перлов: Ну, я не финансист, я просто учитель. Ольга Арсланова: Но по вашим наблюдениям. Леонид Перлов: Сегодня внутри в школе я получаю, вот вчера буквально получил расчетный листок, в котором написана очень короткая строчка: «Внутришкольная оплата». Все. Из чего она там сложилась и каким образом мне какая работа оплачивается, я в этом листочке не вижу. Все это великая тайна. Получить информацию о том, сколько, собственно, стоит мой час, я лишен возможности. Ну, секрет, вот не знаю. Ольга Арсланова: Скажите, а ваша зарплата, давайте определим условно, больше или меньше средней по стране (там 40 с чем-то тыс.). Леонид Перлов: Моя зарплата – зарплата – больше средней по стране. Но проблема в том, что уже стало хорошей практикой для нашего руководства избегать слова «ставка». На эти грабли уже наступали после пресловутых майских указов президента. «Зарплата учителя должна быть вот такой или такой». Ставка и зарплата – понятия абсолютно разные. Учителя работают на полторы, две, а то и больше ставки, для того, чтобы начальство могло отчитаться о том, что указы президента выполнены, зарплата вот такая вот. Например, средняя или не меньше той, которую определило региональное руководство. То, что при этом учитель работает 40 часов в неделю, в документах не фигурирует. А это не работа. Это не качество. Ольга Арсланова: 40 часов в неделю – это ваша нагрузка, правильно? Леонид Перлов: Моя нагрузка много меньше. Я старый учитель, я уже не могу просто столько работать. Поэтому моя зарплата сегодня в 2 с лишним раза меньше, чем официально объявленная средняя зарплата по городу Москве. Петр Кузнецов: Тут у учителей есть две позиции в этом плане. Одни говорят: работаешь много, перерабатываешь, а зарплата никакая. А другие говорят: заработать в школе можно – чем больше работаешь, тем больше получаешь. Леонид Перлов: Вот. Ключевое слово «чем больше работаешь». Опять-таки с точки зрения начальства, рабочее время учителя – это ничем не ограниченное понятие. Учитель не слесарь, он не может работать 2, 3, 4 ставки, выполнять 2, 3, 4 нормы. Другой принцип, другой характер работы совершенно. Ставка в 18 часов была определена многолетней практикой. 18 часов позволяют учителю работать качественно, повышать свою квалификацию, да еще и жить при этом. И еще и отдыхать когда-то. Сегодня слово «ставка» ушло начисто совершенно из документов, речь только о «зарплате». Петр Кузнецов: Очень коротко, в качестве итога: ваше отношение к предлагаемой Советом Федерации общей системе? Леонид Перлов: Мое отношение отрицательное к этому предложению. Потому что речь опять идет о зарплате. Регионы разные совершенно. И по условиям работы, и по контингенту учащихся, и по всему. И по ценам, в первую очередь. Есть такое интересное понятие: «паритетная покупательная способность». Так вот, покупательная способность рубля паритетная в Москве и в Новосибирске и, там, в Весьегонске совершенно разная. Поэтому бессмысленно устанавливать одинаковый уровень. Вопрос таким образом не решается. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Петр Кузнецов: Леонид Перлов, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. А у нас сейчас Ольга, учитель, наша телезрительница. Здравствуйте, Ольга. Ольга Арсланова: Здравствуйте, Ольга. Петр Кузнецов: Да? Вы же учитель, Оля? Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Да. Я учитель химии и биологии. Но достаточно долго работала на Камчатке, поэтому я не… Петр Кузнецов: А регион Краснодарский край? Зритель: Регион сейчас Краснодар, да. Так вот, что я хочу сказать. Сравнить и обобщить всех поровну… Если, например, в Ингушетии или в Чечне где-то хотят получать 100 тыс., ну пусть они в Ханты-Мансийский округ поедут, и они получат. Дело в том, что это совершенно разные, действительно, покупательная способность и цены. Поэтому вот уравнять всех абсолютно – это совершенно нереально. А получаю я – я вот имею нагрузку 19 часов, это чуть-чуть больше ставки… Петр Кузнецов: Да. Зритель: …и получаю я 18 тыс. руб. Ольга Арсланова: А на эти деньги можно у вас прожить в Краснодарском крае? Зритель: Ну, в Краснодаре можно. Петр Кузнецов: Можно? Зритель: В Краснодаре можно. Да… Петр Кузнецов: Но вы за счет чего-то еще можете увеличить себе зарплату? Зритель: …хотя очень скромно, это хочу сразу сказать. Ну, есть и на 10 тыс. живут, пенсионеры-то. Но очень скромно. Очень скромно. А хочешь ехать… Петр Кузнецов: Ольга, скажите, в своей школе, работая в своей школе (сейчас мы не говорим о каких-то частных уроках, о подработке)… Зритель: Угу… Петр Кузнецов: …вы как-то можете еще повлиять на размер зарплаты? Увеличить ее хоть чем-то, добавками какими-то? Зритель: Дополнительные… Петр Кузнецов: Что-то делая. Зритель: …конечно, можно взять больше часов, можно взять и, там, кружки и т. д. Можно, в конце концов, 3 ставки взять и работать… Петр Кузнецов: Можно? Зритель: …не в одной школе. Но я хочу сказать, что это не работа. Это называется халтура. Просто халтура. Когда каждый день учитель должен выдавать по 6 уроков, и еще, может быть, не в одну смену по 6 уроков, то это уже конвейер, и о качестве тут говорить не приходится. Петр Кузнецов: Да. Позиция… Зритель: Поэтому мы и удивляемся тому, что такое… Петр Кузнецов: …позиция честного настоящего преподавателя. Спасибо. Это Ольга, учитель из Краснодарского края. Ольга Арсланова: Да, нельзя забывать о том, что работа учителя же не заканчивается в школе. Он же приходит домой и должен постоянно что-то новое изучать и готовить уроки. Поэтому, когда мы говорим… У нас просто многие зрители возмущаются и пишут: «18 часов это так мало!» – Но это всего лишь нагрузка в школе. Но ею все не ограничивается. Ну что ж, мы продолжаем. Сейчас о других темах.