Дискриминация по профессиональному признаку. Учителям в разных регионах хотят уравнять зарплату

Дискриминация по профессиональному признаку. Учителям в разных регионах хотят уравнять зарплату
Маткапитал на первенца. Контроль за доходом семьи. Уличные банкоматы опасны. Россияне переходят на фастфуд
Как контроль за доходом семьи поможет бороться с бедностью?
Сергей Лесков: В силовых структурах перестановки. И начались они с отставки Юрия Чайки
Артём Кирьянов: Это не вяжется со здравым смыслом, но после пожара надо предъявить чеки, чтобы рассчитывать на компенсацию сгоревшего имущества
Погорельцы: где вынуждены жить пострадавшие при пожаре. Сюжеты из Нижнего Новгорода и Астрахани
Андрей Масалович: Сейчас время провокаций, потому что в мире рулят спецслужбы. А они единственное, что умеют, — это делать провокации
Елена Ведута: Для того, чтобы в стране был порядок и она развивалась, требуется наладить модель управления экономикой в сторону реальных доходов граждан
Власти хотят знать, сколько зарабатывает каждое домохозяйство
Виктория Данильченко: Если в твоей семье происходит насилие, уходи, пока твою психику не подавили вконец
Пятилетней Вике нужна реабилитация после ожога
Гости
Сергей Комков
президент Всероссийского фонда образования
Леонид Перлов
учитель высшей категории, почетный работник общего образования России

Петр Кузнецов: Переходим к первой теме нашего информационного потока в рамках «Отражения». Зарплаты учителей хотят уравнять. Совет Федерации намерен создать общую систему такую, оплаты труда преподавателей. Сейчас ее не существует. Т. е. учителя в разных регионах за одну и ту же работу получают разные деньги.

Ольга Арсланова: Но, впрочем, такая ситуация у нас, наверное, не только с учителями в стране. Это общая тенденция. Но почему так происходит?

Петр Кузнецов: Раз уж хотят уравнять учителей, давайте с них и начнем.

Ольга Арсланова: Давайте начнем с них. Каждый субъект высчитывает ставку учителя по-своему. Совет Федерации предлагает ввести следующую схему. Оклад за 18 часов в неделю должен быть не меньше 2 минимальных размеров оплаты труда.

Петр Кузнецов: 18 уроков то есть?

Ольга Арсланова: Да. А последующие рабочие часы, которые очень часто случаются в школах (например, постоянные переработки), должны оплачиваться по фиксированному тарифу. Кроме того, необходимо установить единый способ начисления премий и надбавок за квалификацию. Т. е. чем опытнее, чем качественнее работает педагог, тем выше его зарплата. Ну, и окончательно единую систему сформируют в течение года, как обещают сенаторы. Давайте посмотрим, в каких реалиях мы живем сейчас. Согласно официальной статистике Росстата, средняя зарплата учителя общеобразовательной организации за январь-сентябрь 2019 г. составила чуть более 40 тыс. руб. Самая высокая при этом зарплата – на Чукотке: почти 100 тыс. А самая низкая – в Северной Осетии: не дотягивает даже до 22 тыс. руб. Хотя, скорее всего, выполняют люди на Чукотке и в Северной Осетии примерно одну и ту же работу и работают по одним и тем же образовательным стандартам.

Петр Кузнецов: Но при этом эта общая система, значит, позволит, условно говоря, ну, так хочется Северной Осетии, например, получать столько же учителю, сколько и в Чукотке: по 99 тыс., вне зависимости от региона. Давайте разбираться, на что может прямо сейчас, до введения этой общей системы, повлиять регион. С нами Сергей Комков, это президент Всероссийского фонда образования. Сергей Константинович, здравствуйте. На прямой связи.

Сергей Комков: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. А можно сразу вопрос концептуальный: а нужна ли вообще эта справедливость, учитывая, что у нас совершенно разные регионы, климат просто даже совершенно разный в Северной Осетии и на Чукотке, цены разные, коммунальные услуги стоят по-разному, – так откуда же взяться равным зарплатам?

Сергей Комков: Вопрос о том, чтобы оплата труда за один и тот же труд, за одну и ту же квалификацию, была одинаковая, стоит уже давно. И уже более 20 лет эксперты ведущие в этой сфере ставят вопрос о том, чтобы этот вопрос был решен. Вообще-то в Советском Союзе так и было. За одну и ту же работу везде, на всей территории нашей страны, оплачивали одинаково. А вот у нас в России новым законодательством почему-то передали все это в ведение регионов. И сегодня получается так: в одном регионе за одну и ту же работу учитель получает одну заработную плату, а в другом регионе он может получать в 2, а то и в 3 раза меньше. И поэтому сегодня во многих регионах просто нет учителей. И учить детей некому. И это совершенно ненормальная ситуация. Поэтому, извините, это называется на русском языке «дискриминация по профессиональному признаку». Такого быть вообще не должно.

Петр Кузнецов: Т. е. все начинается, так или иначе, с неопределенного базового оклада учителей, верно? Где-то он равен МРОТ, где-то ниже.

Сергей Комков: Должно вообще-то быть не к МРОТу привязано, а должна быть единая тарифная ставка, для всех учителей по всей территории России одинаковая.

Петр Кузнецов: Вот то, что предлагает Совет Федерации, да? Вы тезисы эти поддерживаете?

Сергей Комков: Да.

Ольга Арсланова: Хорошо. А скажите, пожалуйста, Сергей Константинович, откуда взять деньги на зарплаты учителям в 100 тыс. руб., как на Чукотке, например, северокавказским регионам, у которых…

Сергей Комков: Из федерального бюджета.

Ольга Арсланова: А, из федерального бюджета вы предлагаете все-таки? Потому что сам регион, совершенно точно, не сможет заработать.

Сергей Комков: Потому что всегда учитель, извините, это федеральная фигура, а не региональная. Он учит граждан России, а не гражданина региона. И это будущие граждане Российской Федерации. Вы знаете, в паспорте у этого человечка будущего будет написано, что он гражданин Российской Федерации. Поэтому он обучается, как будущий гражданин Российской Федерации.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а не будет ли так, что для того, чтобы уравнять эти зарплаты, – да, тем, у кого они самые низкие, чуть-чуть поднимут, а тем, у кого они адекватны ценам того или иного региона, просто понизят? Т. е. будут уравнивать вот где-то по среднему, по ватерлинии.

Петр Кузнецов: Т. е. опасения по типу исполнения майских указов президента по…

Сергей Комков: У нас, у нас и в Советском Союзе, была система региональных коэффициентов. Если есть определенные климатические условия, если есть определенные какие-то особенности региональные, там вводились определенные коэффициенты. Значит, там можно доплаты вводить. Но базовая оплата везде должна быть одинаковой.

Петр Кузнецов: А что сейчас нам… Безусловно, мы постоянно возвращаемся к этой теме – к теме зарплат учителей. Нам писали, я помню, из какого-то региона, что стимулирующие не выплачивают, например, 4 года. Это все, вот в данном случае, на конкретном примере сейчас, это все на усмотрение директора?

Сергей Комков: Сегодня в этом вопросе творится полный произвол. Произвол чиновников. Такого быть не должно. Это все должно быть отрегулировано и должно контролироваться соответствующими профсоюзными органами.

Ольга Арсланова: Извините, пожалуйста, Сергей Константинович, каких вы имеете в виду чиновников, если зарплаты распределяет в итоге директор?

Петр Кузнецов: Мы тут сразу с директора начали, а чиновник…

Ольга Арсланова: А чиновнику в общем-то все равно. Сумму направили в школу, а как уже деньги там распределяются – это личное дело конкретной школы.

Сергей Комков: Но только – а денег-то в школу это кто? Это тот же самый чиновник фактически, только…

Ольга Арсланова: Это чиновник. Т. е. о нем речь.

Сергей Комков: …только определенный чиновник. Да. Его тоже ведь ввели в ранг чиновника. Раньше директор по статусу значился: руководитель педагогического коллектива. А теперь это чиновник, мелкий.

Петр Кузнецов: И можно сказать так: в ряде, если не в большинстве учебных учреждений, очень многое в этом плане зависит от взаимоотношений с директором.

Сергей Комков: Конечно. Есть ситуации, когда у директора есть некие любимчики, и им приписывают дополнительные нагрузки, дополнительные часы. Здесь огромная масса конфликтных ситуаций возникает. Начинают работать муниципальные органы, руководящие органы образовательные, органы региональные образовательные. И возникает огромная масса конфликтных ситуаций на сегодня.

Петр Кузнецов: Другими словами, чиновник, скажем так, тот, что выше, он может на директора повлиять? Мэр, губернатор, тот, кто региональное образование…

Сергей Комков: Может. И влияет. И идет, как правило, очень хорошая такая, знаете, такая спайка порой бывает. И поэтому педагогические коллективы, как правило, не влияют на деятельность своих руководителей. И здесь идет полный произвол. Это надо все отрегулировать.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Конечно же, тут же нам начали писать учителя из разных российских регионов. Омская область: «Учительница, 30 часов нагрузка, 19 тыс. руб. Это нормально?» Риторический вопрос. «Откуда средняя зарплата 40 с лишним тыс. руб.? Средняя зарплата учителей у нас за 18 часов 15 тыс.» «Тариф может быть одинаковым, людям северных районов просто северные надбавки нужно платить, как раньше». А может быть, тариф вот этот в 20 максимум тысяч – это и есть средний? А все остальное – надбавки? Может быть, считается сейчас у нас в стране, что это и есть нормальная зарплата для среднего учителя в регионах? Давайте разбираться. Давайте разбираться, в каких условиях живут и работают учителя сегодня. Поговорим с учителем высшей категории, Почетным работником общего образования Леонидом Перловым. Леонид Евгеньевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Леонид Перлов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Расскажите, пожалуйста, как распределяются бюджетные деньги внутри школы сегодня? Кто решает, у кого будет какая зарплата?

Леонид Перлов: Ну, я не финансист, я просто учитель.

Ольга Арсланова: Но по вашим наблюдениям.

Леонид Перлов: Сегодня внутри в школе я получаю, вот вчера буквально получил расчетный листок, в котором написана очень короткая строчка: «Внутришкольная оплата». Все. Из чего она там сложилась и каким образом мне какая работа оплачивается, я в этом листочке не вижу. Все это великая тайна. Получить информацию о том, сколько, собственно, стоит мой час, я лишен возможности. Ну, секрет, вот не знаю.

Ольга Арсланова: Скажите, а ваша зарплата, давайте определим условно, больше или меньше средней по стране (там 40 с чем-то тыс.).

Леонид Перлов: Моя зарплата – зарплата – больше средней по стране. Но проблема в том, что уже стало хорошей практикой для нашего руководства избегать слова «ставка». На эти грабли уже наступали после пресловутых майских указов президента. «Зарплата учителя должна быть вот такой или такой». Ставка и зарплата – понятия абсолютно разные. Учителя работают на полторы, две, а то и больше ставки, для того, чтобы начальство могло отчитаться о том, что указы президента выполнены, зарплата вот такая вот. Например, средняя или не меньше той, которую определило региональное руководство. То, что при этом учитель работает 40 часов в неделю, в документах не фигурирует. А это не работа. Это не качество.

Ольга Арсланова: 40 часов в неделю – это ваша нагрузка, правильно?

Леонид Перлов: Моя нагрузка много меньше. Я старый учитель, я уже не могу просто столько работать. Поэтому моя зарплата сегодня в 2 с лишним раза меньше, чем официально объявленная средняя зарплата по городу Москве.

Петр Кузнецов: Тут у учителей есть две позиции в этом плане. Одни говорят: работаешь много, перерабатываешь, а зарплата никакая. А другие говорят: заработать в школе можно – чем больше работаешь, тем больше получаешь.

Леонид Перлов: Вот. Ключевое слово «чем больше работаешь». Опять-таки с точки зрения начальства, рабочее время учителя – это ничем не ограниченное понятие. Учитель не слесарь, он не может работать 2, 3, 4 ставки, выполнять 2, 3, 4 нормы. Другой принцип, другой характер работы совершенно. Ставка в 18 часов была определена многолетней практикой. 18 часов позволяют учителю работать качественно, повышать свою квалификацию, да еще и жить при этом. И еще и отдыхать когда-то. Сегодня слово «ставка» ушло начисто совершенно из документов, речь только о «зарплате».

Петр Кузнецов: Очень коротко, в качестве итога: ваше отношение к предлагаемой Советом Федерации общей системе?

Леонид Перлов: Мое отношение отрицательное к этому предложению. Потому что речь опять идет о зарплате. Регионы разные совершенно. И по условиям работы, и по контингенту учащихся, и по всему. И по ценам, в первую очередь. Есть такое интересное понятие: «паритетная покупательная способность». Так вот, покупательная способность рубля паритетная в Москве и в Новосибирске и, там, в Весьегонске совершенно разная. Поэтому бессмысленно устанавливать одинаковый уровень. Вопрос таким образом не решается.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Леонид Перлов, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования. А у нас сейчас Ольга, учитель, наша телезрительница. Здравствуйте, Ольга.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Ольга.

Петр Кузнецов: Да? Вы же учитель, Оля? Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Да. Я учитель химии и биологии. Но достаточно долго работала на Камчатке, поэтому я не…

Петр Кузнецов: А регион Краснодарский край?

Зритель: Регион сейчас Краснодар, да. Так вот, что я хочу сказать. Сравнить и обобщить всех поровну… Если, например, в Ингушетии или в Чечне где-то хотят получать 100 тыс., ну пусть они в Ханты-Мансийский округ поедут, и они получат. Дело в том, что это совершенно разные, действительно, покупательная способность и цены. Поэтому вот уравнять всех абсолютно – это совершенно нереально. А получаю я – я вот имею нагрузку 19 часов, это чуть-чуть больше ставки…

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: …и получаю я 18 тыс. руб.

Ольга Арсланова: А на эти деньги можно у вас прожить в Краснодарском крае?

Зритель: Ну, в Краснодаре можно.

Петр Кузнецов: Можно?

Зритель: В Краснодаре можно. Да…

Петр Кузнецов: Но вы за счет чего-то еще можете увеличить себе зарплату?

Зритель: …хотя очень скромно, это хочу сразу сказать. Ну, есть и на 10 тыс. живут, пенсионеры-то. Но очень скромно. Очень скромно. А хочешь ехать…

Петр Кузнецов: Ольга, скажите, в своей школе, работая в своей школе (сейчас мы не говорим о каких-то частных уроках, о подработке)…

Зритель: Угу…

Петр Кузнецов: …вы как-то можете еще повлиять на размер зарплаты? Увеличить ее хоть чем-то, добавками какими-то?

Зритель: Дополнительные…

Петр Кузнецов: Что-то делая.

Зритель: …конечно, можно взять больше часов, можно взять и, там, кружки и т. д. Можно, в конце концов, 3 ставки взять и работать…

Петр Кузнецов: Можно?

Зритель: …не в одной школе. Но я хочу сказать, что это не работа. Это называется халтура. Просто халтура. Когда каждый день учитель должен выдавать по 6 уроков, и еще, может быть, не в одну смену по 6 уроков, то это уже конвейер, и о качестве тут говорить не приходится.

Петр Кузнецов: Да. Позиция…

Зритель: Поэтому мы и удивляемся тому, что такое…

Петр Кузнецов: …позиция честного настоящего преподавателя. Спасибо. Это Ольга, учитель из Краснодарского края.

Ольга Арсланова: Да, нельзя забывать о том, что работа учителя же не заканчивается в школе. Он же приходит домой и должен постоянно что-то новое изучать и готовить уроки. Поэтому, когда мы говорим… У нас просто многие зрители возмущаются и пишут: «18 часов это так мало!» – Но это всего лишь нагрузка в школе. Но ею все не ограничивается. Ну что ж, мы продолжаем. Сейчас о других темах.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
pavelpavel
Как может инженер ОТЗ и нормирования комментировать зарплату? Зарплата может быть обоснованной или грабеж.

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски