Для чего нужно хранить платёжки за услуги ЖКХ

Для чего нужно хранить платёжки за услуги ЖКХ | Программы | ОТР

И что делать, если они не приходят?

2020-04-22T16:54:00+03:00
Для чего нужно хранить платёжки за услуги ЖКХ
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Татьяна Овчаренко
руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ

Ольга Арсланова: Время нашей рубрики «ЖКХ по-нашему». Давайте сегодня поговорим о долгах за жилищно-коммунальные услуги, о платежках. Сложностей больше становится сейчас во время карантина. Все ваши вопросы как всегда в прямом эфире будут, и отвечать на них будет ведущая рубрики, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ Татьяна Овчаренко. Татьяна Иосифовна, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Она с нами на связи.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Ольга Арсланова: Мы провели небольшой опрос на улицах, спрашивали людей, хранят ли они квитанции, которые каждый месяц нам приходят. Давайте узнаем, что отвечали россияне.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Татьяна Иосифовна, а скажите, пожалуйста, зачем хранить квитанции? Я, честно, вот не храню квитанции, онлайн приходят, онлайн оплачиваешь, чек в электронной почте сохраняешь. Зачем эти бумажки? По-моему, там даже есть услуга отказаться от бумажной версии.

Татьяна Овчаренко: Ну вообще это крайне неосторожно.

Ольга Арсланова: Так. Почему?

Татьяна Овчаренко: Так. Вообще хранить... Дело в том, что если вам предъявят какие-то претензии денежные управляющая организация, то это гражданский процесс, и там каждая сторона доказывает свою правоту, каждая сторона. То есть и они будут доказывать, имея на руках как-то так исполненные ими требования, обоснованные, как они полагают, а вы что выставите? И что такое «электронное хранение»? Вообще это более чем в наших условиях рискованное такое вот событие. И поэтому вообще я рекомендую всем хранить в качестве дубликата в бумажной форме.

Ольга Арсланова: А как долго? Сколько же их там?

Татьяна Овчаренко: Вообще срок исковой давности действительно 3 года с момента, когда заявлена вот эта претензия, но хранить, я полагаю, надо не менее 5 лет. Почему? Потому что ваши расходы и их поступления фиксируются в так называемой ведомости сальдо, в оборотной ведомости. Она начинает вестись про ваши взаимоотношения денежные с момента, когда вообще велись расчеты или этой конкретной управляющей организацией. И деньги, которые якобы вы должны, тихо расписаны в года, о которых вы даже не подозреваете, и у вас накапливается долг.

Вообще сама система, я ее называю «вечно должен», она устроена таким образом, что, если граждане думают, что они добропорядочно платят и поэтому ничего не должны, они глубоко заблуждаются. Система выстроена на образование долга, и тот, кто просыпается, или долг уже кажется «управляйке» огромным и они пристают, значит, гражданам с грязными намерениями, простите, то надо доказывать, что это по меньшей мере ошибка.

Петр Кузнецов: Ну это вот вопрос, ответ как раз на вопрос, пенсионеры нам начинают писать, они так и подписываются «пенсионерка из Сочи»: «Если нет долгов, зачем хранить? Не понимаю». А другая из Мордовии пишет, наоборот: «Храню все квитанции аж за 5 лет». Ну за 5-то слишком?

Татьяна Овчаренко: Нет, нормально. Я вам могу сказать, что храню с 2006 года до сегодняшнего дня, и мне управляющая организация проиграла уже один иск с большими вожделениями, следующий намерена проиграть. По ведомости я сравниваю со своими платежами, с решениями судов и выясняю, что ничего подобного, ничего я у них не отыграла, они радостно записывают то, что суд не признал как долг по-прежнему, вот вам прямой пример. Значит, когда мы наконец встретимся в нашем мировом суде, вот будет как в этой самой присказке что-то насчет мочала, начинай сказку сначала, понимаете, вот для чего, раз.

Во-вторых, действительно, бывают электронные сбои, и нужно обязательно, значит, получать и иметь данные для сравнения. И потом те, которые любят деньги считать, на бумажной форме легко, разложив их как пасьянс, могут убедиться, что платежи почему-то вопреки закону возросли в неузаконенное время, это бывает и достаточно часто.

Петр Кузнецов: Да, электронные сбои бывают, а бывает такое, что и платежка сама не пришла. Как в этом? Многие считают, что не пришла и не было, значит, платить не надо.

Татьяна Овчаренко: Тут такая история, вообще у юристов две точки зрения. Вот за 10 лет, я наблюдаю это явление, сначала полагалось, что нет предъявления и нет ответа, значит, не предъявил – все, твоя вина, ты обязан представить, а я тогда обязан платить. Но Верховный суд в конце концов, видно, это приняло массовый характер, постановил, что нет, вы уж услугу получили, если вы платежку не получили, выясните, в чем дело, или уплатите в следующем месяце вдвое или как вы там полагаете. То есть, увы, нерасторопность управляющих организаций оказывается нашей виной.

Ольга Арсланова: Тем не менее получение и хранение даже в течение 5 лет квитанций не означает того, что она оплачена. Все равно же оплачиваются квитанции чаще всего по крайней мере в Москве онлайн. Ну вот лежит у меня эта бумажка, а я как докажу, что я оплатила?

Татьяна Овчаренко: Вы знаете, это очень интересный сам по себе вопрос. Например, граждане не знают, что само по себе предъявление платежки не значит ровным счетом ничего. Это документ, это просто извещение о том, что бы хотели от вас получить. Только когда вы заплатили и у вас на руках есть доказательство платежа, она превращается в юридически значимый документ, только с этого момента. И поэтому вот электронные эти формы, увы, следовало бы их распечатывать, то есть иметь дома принтеры, все эти устройства, значит, бумагу тратить, краску и держать, вот, это первое.

Второе – чеки. Страшная же история, они выгорают...

Петр Кузнецов: Да, вот как раз: «Сейчас чеки на светочувствительной бумаге, поэтому чек быстро выцветает», – пишет Вологодская область.

Татьяна Овчаренко: Да. Я бы за это штрафовала кассодержателей нещадным образом. У нас год назад Сбербанк в Москве, такой исключительно бедный, как вы знаете, банк, просто почти на паперти стоит, – он вдруг набил банкоматы...

Ольга Арсланова: ...вот такими чеками, подтверждаю.

Петр Кузнецов: Да, выцветают не только чеки… Сейчас, конечно, Татьяна Иосифовна к нам обязательно вернется.

Очень много вопросов, а мы напоминаем, что мы сейчас с платежками разберемся, сейчас еще чуть-чуть поговорим о неправильных платежках, а потом вы можете задавать любые свои коммунальные вопросы в специальной рубрике.

Ольга Арсланова: Мы возвращаемся к чекам, которые служат нам, сколько там они, недели 2 и все.

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Это еще если хорошо хранить.

Татьяна Овчаренко: Да. К сожалению, уже появились рекомендации, которые меня, честно говоря, насмешили, где было сказано: получаешь этот чек, бежишь платить 10–15 рублей за ксерокопию, и вот эту хранишь, а он выцветает. Да вы что? Мало того, что я плачу тысячи, я еще должна нести какие-то расходы за свои же платежи?

Я полагаю, что обществу защиты прав потребителей надо требовать от правительства внесения в Административный кодекс вот таких вот изменений насчет штрафов за выдачу чеков. Что сказано... У нас есть закон специальный о кассовых аппаратах, о применении – так там есть часть 8-я, и сказано, что все чеки должны быть четкими, яркими и сохранять свое изображение не менее полугода. Ну это по меньшей мере странно при исковой давности в 3 года...

Петр Кузнецов: Да-да, то есть обеспечить их хотя бы сохранность соответствующую.

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Татьяна Иосифовна, если приходит откровенно неправильная платежка, соответственно я и не плачу, дальше что, по ней будут приходить неправильные пени и штрафы?

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Соответственно, их потом уже сложнее будет оспорить, если мы сейчас говорим о документах, которые мы храним?

Татьяна Овчаренко: Да. Знаете, среди наших граждан есть ряд таких эмоционально-взрывных, которые вот получили неправильную платежку и перестают платить просто потому, что так нельзя. Надо писать в управляющую организацию заявление о том, что это вы мне там прислали, уважаемые? Прошу подтвердить детальным расчетом и предоставлением первичных документов, это что предъявлены конкретные платежи, к платежам требования водоканалов, теплосетей и прочее, и прочее, только так. Нельзя отказываться платить на основании того, что неправильно. Вы можете приостановить платежи, вы письменно пишете «приостанавливаю платежи», причем конкретно по какой услуге, «в связи с наличием спора», вот такая формулировка, «спора между нами», «приостанавливаю». Но вечно нельзя приостанавливать.

Ольга Арсланова: А можно оплатить только частично квитанцию?

Татьяна Овчаренко: Можно.

Ольга Арсланова: Как это сделать?

Татьяна Овчаренко: Даже это сделано. Вообще надо банковским поручением, там указывается, за какие... Либо, это сложно для людей, ладно, я отброшу это. Писать в расчетный центр или в управляющую организацию: «Настоящим мною уплачено 100 рублей за воду, 200 рублей за дворника (условно) и 500 рублей за тепло, остальные платежи, оплата находится в споре», – вот так, и так каждый месяц отсылаете им письмо или относите. И вообще имеете полное право на основании правил предоставления коммунальных услуг и содержания, там два постановления, построчно указывать суммы платежей и за что.

Ольга Арсланова: Но если смогут обосновать платежи, суммы выставленные, то придется все заплатить.

Татьяна Овчаренко: Ну с пени, с отскоком в 30 дней, тоже огромный мухлеж на этом. Граждане думают, что если они до 10-го не заплатили, то все, с 11-го числа им пишут пени, – это не так, через 30 дней только. Если не заплатил в течение 30 дней, следующих после 10-го числа, только после этого имеет право управляющая организация, ну или поставщик, выставлять пени.

Петр Кузнецов: То есть вы рекомендуете так регулярно производить самостоятельный перерасчет, чтобы... ? Знаете, вот мы сейчас если говорим о не таких откровенно неправильных платежках, ну мало ли, мало кто, ну смотрят, что да, вроде все так же, и платят сразу, а на самом деле там какие-то раз, и расход в несколько рублей, а там и натекает. Вот самостоятельный перерасчет можно провести, чтобы потом сверять и смотреть, правильно приходит или нет или все-таки чуть-чуть, но больше?

Татьяна Овчаренко: Да, можно, это можно. Но вот по поводу ведомости этой оборотной, там зато в ней видно, как ты, умное лицо, думал, что у тебя по квитанции 1 500 рублей, а там написано 1 200, и ты говоришь: «Где 300 рублей?» А эти 300 рублей закинуты за какие-то другие периоды, потому что, согласно договорам управления, там сказано, что управляющая организация имеет право самостоятельно вести бухгалтерию свою. И вот она этими деньгами, которые обезличены и сидят в принципе в общем котле по настоящим, она как хочет распоряжается, периодически влезает в долги, потом исчезает с деньгами, такое тоже, потом вдруг банкротом становится, а при этом вы платили сполна. Поэтому надо постоянно, хотя бы раз в год перепроверять свои счета.

Петр Кузнецов: Ага.

Ольга Арсланова: Спасибо. Сейчас давайте перейдем к рубрике «Спросите Овчаренко», это вопросы о ЖКХ в целом.

Можно я первый вопрос задам, пожалуйста? Интересует, сейчас же какие-то льготы есть на время самоизоляции для москвичей, можно там что-то не оплачивать или? Как это будет сделано? Что-то нужно для этого, какие-то документы? Как получить это право?

Татьяна Овчаренко: Совершенно не понимаю. Нет, я не видела никаких детальных рассказов, и если бы я вам рассказала, что делается с судами, то это была бы отдельная большая, на час передача. А вот с этим... Пени сняты, то есть начисление пеней за этот период, сняты до следующего года. А вот как... Ну и исполнительное производство приостановлено. А вот как с оплатой за ЖКУ – никак, никак, не вижу никаких постановлений, указов, распоряжений и вообще разъяснений, самое главное.

Петр Кузнецов: Ага.

Татьяна Иосифовна, нам сегодня днем в первый час позвонила зрительница, высказывалась по одной из тем, и вот она пожаловалась, что она не может отправить показания счетчиков, так как из-за карантина это можно сделать только на сайте. Давайте вот ее сейчас вместе послушаем и разберем ее проблему.

Зритель: Раньше мы показания счетчиков сдавали через автоответчик. В данный момент нам навесили объявлений, что мы должны показания передавать, как говорится, через сайт.

Петр Кузнецов: Так.

Зритель: Но я пенсионерка, Интернета у меня нет, и я не одна пенсионерка. Естественно, бабушки через сайт никак не могут передать эти показания счетчиков. Откуда я потом возьму большую сумму, чтобы выплатить эту задолженность? Мы, естественно, плотим своевременно.

Татьяна Овчаренко: Никаких проблем. Никто не имеет права обязать вас превратиться в солистку кордебалета Большого театра. Давайте я тоже повешу такое объявление, вы не выйдете вовремя на сцену, и я вас оштрафую. Никакого права никакой поставщик не имеет навязать вам, каким образом вам оплачивать, это первое.

Второе. Есть Интернет, нет Интернета, не хочу, не знаю, не буду, все. Может быть, еще и деньги будем передавать вот так вот, вот так вот? Вот видел деньги, да? – ну я тебе заплатил, изображение есть. Значит, что касается «как я наберу большую сумму»?», этот аргумент кажется мне слабым. Отложите ориентировочно, сколько вы там должны заплатить, и все, и в следующий раз присовокупите к следующему платежу.

Ольга Арсланова: А если набегут пени как раз за это время? То есть человек готов...

Татьяна Овчаренко: Нет, 30 дней, я же только что сказала, никаких пеней начислять не имеют права. Если в течение 30 дней не будет оплачено, то есть с 11-го этого месяца по 11-е следующего месяца, то тогда пени начисляются, да, тогда возникает долг, на который накладываются пени. А так нет.

Петр Кузнецов: Ага, спасибо. Мы очень надеемся, что Татьяна из Удмуртии нас смотрела, слышала.

Давайте послушаем теперь Ольгу из Москвы.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: На прямой связи уже. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Ольга из Москвы уже задавала свой вопрос, теперь вы.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, так случилось, что буквально час тому назад я звонила в управляющую компанию со своим вопросом, но там мне, к сожалению, очень так непонятно ответили, поэтому я решила дозвониться до горячей линии Юго-Восточного округа, у меня ничего не получилось. И вдруг я включаю телевизор...

Ольга Арсланова: Это судьба.

Зритель: Господи, извините, собака разошлась...

Ольга Арсланова: А что за проблема, Ольга? Давайте попробуем.

Зритель: Да, вопрос у меня в следующем. Во-первых, у нас в нашей квартире месяц не отапливается кухня... (Да прекрати ты немедленно! Ради бога, извините.)

Петр Кузнецов: Я просто хотел уже выйти, хорошо, что вы уточнили, что это не мне.

Зритель: Да, извините, пожалуйста.

Петр Кузнецов: Просто я привык к такой реакции, я слышу это каждый день.

Зритель: Да. Я не знаю, как устроен наш дом, но где-то в какой-то квартире по 8-му стояку, ну как мы говорим, первый, второй стояк, перекрывает кто-то воду, и вот месяц это не отапливается. Я трижды обращалась в управляющую компанию: «Вот только сейчас вы звоните, и он звонит в дверь, он пришел наконец-то!» Ну потому что я так сказала в управляющей компании.

И второй вопрос. У меня к ним были эти вопросы, теперь я задаю их вам. У нас крохотная придворовая территория огороженная, у нас 25-этажная башня одноподъездная. И я спросила у управляющей компании, кто должен кусты подстригать, землю вскопать? Ну цветы я сама, допустим, посажу. Так вот мне ответили, что этим должен заниматься город, а они работают только с подъездами.

Ольга Арсланова: Ага.

Зритель: Вы знаете, мое недоумение было полнейшим. Во-первых, я в этом доме работала управляющей, естественно, все это мы убирали.

Ольга Арсланова: Так.

Зритель: И тогда мне в управляющей компании, так сказать, посоветовали обратиться в город, вот я и пошла обращаться в город.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: И вот так все благополучно сложилось.

Ольга Арсланова: Ладно, спасибо. Сейчас Татьяне Овчаренко зададим.

Татьяна Овчаренко: По первому вопросу я могу сказать, что пусть сделают вам перерасчет за месяц. Вы же не получали по этому стояку отопление? Ну вот пусть сделают. Пишите заявление с требованием сделать перерасчет и потребуйте, чтобы были дисциплинарно наказаны те, кто не отреагировал на отсутствие тепла, в течение 3 часов вообще-то у нас, это первое.

Что касается того, кто землю должен вскапывать, то ваша придомовая территория обслуживается, вообще говоря, оплачиваются работы по ней по благоустройству действительно городом, оплачиваются, а насчет вскопать я даже затрудняюсь вам, честно говоря, сказать. Подметают дворники управляющих организаций, оплата идет, вообще все благоустройство за счет города, так что они вам... И вообще я бы рекомендовала вам перестать устно спрашивать – напишите в Департамент ЖКХ нашего Юго-Восточного округа, вот этот самый вопрос перед ними поставьте, пусть вам письменно ответят. Потому что завтра вам скажут, что никуда вы не звонили и с вами совершенно случайно разговаривал мимо проходящий гражданин, а не какой-то сотрудник, вот и все.

Петр Кузнецов: Так, вопрос из регионов, давайте послушаем Елену, Курская область на связи сейчас. Здравствуйте, Елена.

Ольга Арсланова: Добрый день.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Вот живем мы 22 года, 3-й год из этих 22-х у меня стоит запах канализации из туалета по всей квартире.

Ольга Арсланова: Ага.

Зритель: Обращалась в ЖКХ, инспекцию, обращалась к губернатору, обращалась в ЖЭУ, никто ничего не делает. Мы с мужем два льготника, у нас обе легкие больные, мы не можем дышать в своей квартире. В чем может быть причина, ответьте, пожалуйста.

Татьяна Овчаренко: Нет, извините, ну вы же 3 года дышите?

Зритель: Да.

Татьяна Овчаренко: Ну так зачем что-то для вас делать? Это во-первых. Во-вторых, вы мне объясните, а что происходит с вашей канализацией? Вам пояснили?

Зритель: У нас по всему дому она почти... Запах стоит. Вот они что-то там сделают, вроде как день, два, три...

Татьяна Овчаренко: Я вас спрашиваю, причина какая?

Зритель: Они не говорят, никто ничего не говорит.

Татьяна Овчаренко: Не говорят? А письменно затребовали, чтобы вам письменно ответили? Акты потребуйте, чтобы...

Зритель: Да, вот сегодня снова мне с инспекции ЖКХ пришел ответ, от губернатора передали, теперь снова, значит, они придут в одно время, может, оно не постоянно запах, может с утра, может вечером, может в обед, может 2–3 дня нет, потом снова.

Татьяна Овчаренко: Так, и что? Ну они придут, понятно...

Зритель: Могут прийти, запаха нет, только уйдут и начинается. Что они там делают, я не знаю.

Петр Кузнецов: Может, это от них?

Татьяна Овчаренко: Надо знать. Значит, актируйте это.

Зритель: В чем может быть причина?

Татьяна Овчаренко: Потребуйте, чтобы за счет управляющей организации пришел эксперт. Соберите людей, соберите собрание, вызовите, пусть вам ответят, в чем дело. Потому что совершенно ясно, что к моменту приходу проверяющих что-то подкручивают, а потом преспокойно откручивают. Вот актируйте это и требуйте наказания административного, это раз.

Петр Кузнецов: Да, раз вы такую динамику заметили.

Татьяна Овчаренко: Во-вторых, перерасчет. Нельзя платить за неоказанную или некачественную услугу – значит, пусть им пересчитают за 3 года полностью, то есть вычтут услуги водоотведения или канализации, как у них там написано, деньги вернут, все.

Петр Кузнецов: И очень важно, да, Татьяна Иосифовна, в письменном виде чтобы это все фиксировалось, чтобы навечно, чтобы топором никто...

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Снова Москва на связи и Владимир со своим вопросом. Слушаем вас.

Зритель: Да, добрый день всем.

Петр Кузнецов: Добрый день.

Зритель: Это Владимир, Московская область, Солнечногорск. Вот у меня такой вопрос к Татьяне Иосифовне. Значит, нам в последние 2 месяца в квитанцию по уплате ЖКХ включили такой пункт «Техобслуживание ВКГО».

Татьяна Овчаренко: Ага.

Зритель: И дело в том, что, значит, если это обслуживание газового оборудования в квартире, то почему в этом случае мы, значит, за техобслуживание платим какую-то сумму, а фактически техобслуживания никакого не происходит? Вот такой у меня вопрос.

Ольга Арсланова: За что платим, непонятно.

Татьяна Овчаренко: А можно узнать, почему вы у меня это узнаете? Вы меня простите, конечно, это внутриквартирное обслуживание.

Зритель: Да, я понимаю все это, значит. Я обращался в управляющую компанию, те меня перенаправили, значит, с обращением в ЕРКЦ. В ЕКРЦ я обратился, те вообще молчат, вообще ничего не отвечают.

Татьяна Овчаренко: Да при чем тут... У вас, конечно, оба zwei, что «управляйка», что ЕРКЦ, эти наши паразиты расчетные. Значит, у нас с газом отношения такие же отдельные, как с электричеством, то есть они вас должны были направить в местное отделение «Межрегионгаза», у которого есть подрядчик по обслуживанию, и ответить вам на вопрос, что у нас нет договоров, есть договора, не знаем, кто ставил, знаем, на основании чего, вы должны спросить. У вас вообще когда это вам ставили? У вас было общее собрание? Где отчет управляющей организации, первый квартал прошел, где отчет? Там есть рассказ такой про то, что вообще за газовым оборудованием в квартире мы решили, что вы должны платить? Вот как выглядит, собственно, сегодня ваша проблема.

Обращаться надо по адресу. Пишите жалобу в департамент ЖКХ вашего округа на безграмотные и безответственные действия вашей «управляйки», на отсутствие ответа от ЕРЦ, чтобы там были люди наказаны, и обращайтесь в отделение «Межрегионгаза», которое поставляет и якобы обслуживает наши сети, и кто там обслуживает газовое оборудование в квартирах.

Петр Кузнецов: Татьяна Иосифовна, как всегда, не нам вам рассказывать, куча вопросов, на все просто физически не успели ответить. Но самое интересное мы как всегда в данном случае дистанционно Татьяне Иосифовне передаем, на их основе уже формируем, возможно, наши следующие темы. Спасибо вам огромное.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо всем за вопросы, извините еще раз, что не на все получилось ответить. Татьяна Овчаренко и рубрика «ЖКХ по-нашему» вернется ровно через неделю.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
И что делать, если они не приходят?