Для молодых - 2% годовых. Как будет выполняться поручение президента о льготной ипотеке?

Гости
Олег Шибанов
директор Финансового центра Сколково - Российская Экономическая Школа
Екатерина Новикова
доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова

Александр Денисов: Переходим к первой теме – «Ипотека неслыханной щедрости». Попасть в такую «долговую кабалу» мечтали бы многие. На Дальнем Востоке уже в этом году вводят двухпроцентную ставку по ипотечным займам для молодых семей.

Анастасия Сорокина: Об этом сообщил Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. Как выполнят его поручение? Не обставят ли рогатинами всяческих условий и оговорок, пробраться через которые не каждому под силу? Сегодня мы об этом и поговорим.

Александр Денисов: И интересно, будет ли практика распространяться на всю страну, потому что не только на Дальнем Востоке…

Анастасия Сорокина: Ну, заявления такие уже были. Насколько действительно они имеют возможность воплотиться в жизнь? Об этом мы поговорим с нашими экспертами. В первом часе они с нами будут выходить на связь по телефону.

И первым, с кем мы бы хотели поговорить, первым человеком станет Олег Константинович Шибанов, директор Финансового центра Сколково-РЭШ. Здравствуйте.

Александр Денисов: Олег, добрый день. Главное, безусловно, 2% – шикарное предложение! Я думаю, сложно найти человека, который отказался бы. Вы, я уверен, тоже не отказались бы. А условия? У нас сомнения, что это будет легко сделать, попасть в эту программу.

Олег Шибанов: Будет попасть очень нелегко, потому что это история про молодые семьи, это история не про всех подряд. И, скорее всего, условия будут очень жесткие. Не знаю, условно, до 25 лет – да, а в 26 – уже нет.

Александр Денисов: Расскажу сразу историю, Олег, с моим приятелем была. Молодая семья – он, жена. Идеальные были кандидаты на эту программу, по которой субсидии выделялись в регионах, часть на покупку квартиры. Ну как? Он подошел. Ему объяснили, что нужно подойти к чиновнице, «занести». Сумма небольшая – 50 тысяч рублей. Он приготовил конверт, встретился, отдал деньги. Поворачивается – хлоп! – наручники застегивают. Оказывается, чиновницу давным-давно «вели», как говорится. И вот его арестовали на даче взятки. Хорошо, он успел, достал телефон в кармане, пока его сажали, набрал своему другу полицейскому из отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Он перехватил, сказал: «Это мой клиент, я его забираю». В общем, дело закончилось благополучно. И что самое интересное? Эту субсидию он получил, то есть из программы его не выкинули.

Анастасия Сорокина: Но все равно это какая-то авантюра для того, чтобы поучаствовать.

Александр Денисов: Да. Вот таким образом, в такие тяжкие пускались люди, чтобы попасть в эту программу. Сейчас у нас не получится так же, что будут вынуждены?

Олег Шибанов: Ну, все, что позволяет нерыночные какие-то ставки предлагать – это все относительно коррупционное, вы абсолютно правы. То же самое для предприятий, для малого и среднего бизнеса. Многие эти вещи могут быть связаны с тем, что коррупция будет процветать. Но все-таки мы надеемся, что здесь будут очень четкие критерии – например, строго возраст и проживание на данной территории. После этого раздача кредитов будет уже совершенно простая и не требующая оплаты 50 тысяч.

Анастасия Сорокина: Олег Константинович, сама столкнулась с ситуацией, когда необходимо было узнать про программу «Молодая семья». Вы знаете, меня поразила история, что она, оказывается, не по возрасту (семья – это же наличие детей), а, например, что дети должны быть рождены после 2018 года. В противном случае в программе вы уже не можете участвовать. Здесь опять будут такие подводные камни?

Олег Шибанов: Я думаю, что если бы написали про эту печаль в нужный момент времени, то… Не будет таких подводных камней, потому что теперь уже все переделали и будет все хорошо. Знаете, действительно, до момента, когда мы увидим конкретный законопроект, мы не можем сказать точно. Но, естественно, хотелось бы, чтобы все-таки это было связано с попыткой удержать молодых специалистов на данной территории.

Анастасия Сорокина: Давайте примем звонок. Олег Константинович, пожалуйста, будьте с нами на связи. Возможно, потребуется именно ваш ответ. Дозвонился из Омска Дмитрий. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы правильно отметили, что это, вообще-то, нерыночная мера, она достаточно искусственная и сопряжена с множеством препон. Известно, что сейчас в Тюменской области, по-моему, в Ханты-Мансийске голодают молодые семьи, которые не попали в программу.

А я хочу напомнить, что ключевая ставка ЦБ – 7,25%. Вот сейчас будет ли она снижена до 7%? То есть тут дельта – 5%, если для молодых семей 2% на Дальнем Востоке. По существу это такое латание дыр, я скажу, потому что нужно население на Дальний Восток как-то затягивать. Наоборот, оно оттуда уезжает.

Я живу в Омской области. Конечно, я не по такой ставке, но я взял ипотеку и купил квартиру в Москве, плачу сейчас ипотеку по более высокой ставке. Тенденция такая рыночная. Почему-то не развиваются, наоборот, рыночные механизмы конкуренции с банками. Банки – это монополисты на данной территории по ипотеке.

Я скажу, что, допустим, в Германии стройсберкассы существуют. Даже на закате Советском Союзе существовали молодежные жилищные кооперативы. То есть это те формы, те организации, которые… могли иначе скооперироваться граждане и как-то себе жилье построить по льготным каким-то условиям. Это странно.

Александр Денисов: Спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо, Дмитрий.

Александр Денисов: Олег, вот вопрос зрителя: можно ли выстроить именно рыночные механизмы с такими же процентами, чтобы это не было программой для избранных, куда сложно попасть, а чтобы для всех по всей стране?

Олег Шибанов: С такими же процентами это невозможно, потому что это ниже инфляции. И такое просто можно подозревать только в ситуации, когда вы целенаправленно как государство хотите кого-то где-то удержать.

Что касается рыночных механизмов. Ну смотрите. Есть простой – вкладываться в новостройки. На этапе строительства обычно стоимость жилья гораздо ниже. И в этом плане это некоторая компенсация за более высокие ставки. Но, в принципе, пока у нас не будет меньше рисков, чем во многих других странах, и пока инфляция целевая все-таки 4%, странно было бы ожидать ставок 2%. Допустим, 6% – это еще куда ни шло, но 2% – это уже слишком низкая ставка.

Александр Денисов: Спасибо, спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Олег Константинович Шибанов, директор Финансового центра Сколково-РЭШ.

Мы продолжаем обсуждать эту тему. И хочется услышать еще одно мнение специалиста. Вопросы вы тоже можете задать, если они у вас есть. Екатерина Сергеевна Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова. Екатерина Сергеевна, здравствуйте.

Екатерина Новикова: Здравствуйте.

Александр Денисов: Здравствуйте. Екатерина, пришло сообщение, правда, из Краснодарского края, не с Дальнего Востока…

Анастасия Сорокина: Я думаю, у всех такой вопрос.

Александр Денисов: Да. Под 2% на пять лет. Ну, еще не ясны до конца все подробности. Это то, что сказал президент на форуме. Под 2% на пять лет. «А дальше как? А если за пять лет не расплатишься?» – спрашивает наш зритель.

Екатерина Новикова: Конечно, данную программу нужно дорабатывать. Решение Владимира Владимировича по ипотечному кредитованию на Дальнем Востоке, конечно, очень важное на сегодняшний день.

Я хотела бы прокомментировать с макроэкономической точки зрения, потому что все понимают, что Дальний Восток – очень важный стратегический регион на сегодняшний день и для России, и для всего мира. Нужно принимать здесь во внимание саму обстановку в мире. Во-первых, в первую очередь нужно говорить о перераспределении страновых сил между собой в рамках нового международного разделения труда. И на Восточном форуме тоже об этом говорили, что следствием такого международного разделения труда на сегодняшний день являются все остальные процессы – и санкционная риторика одних стран по отношению к другим, и на национальном уровне мы видим стратегическое положение Дальнем Востоке и программы его развития.

Естественно, эта программа ипотечного кредитования является следствием этого. И конечно, как я и сказала, почему программу нужно дорабатывать – потому что пять лет для этого недостаточно. То есть нужно программу развивать, дорабатывать. Бесплатно, конечно, квартиру не дашь, наверное, в нашей экономической ситуации, но я думаю, что срок, конечно, нужно увеличивать. Пять лет – это очень мало.

Анастасия Сорокина: И если говорить про предложение – вообще такую практику распространить по всей стране. Сейчас с такими же обращениями… Идут разговоры о том, чтобы вообще снизить процентную ставку по ипотеке. Может быть, в этом как раз залог улучшения экономической ситуации? Ну смотрите. Молодые специалисты будут переезжать в другие регионы, будут там обживаться, будут появляться дети, семьи. То есть это будет такой потенциальный рост вообще во всех сферах. Может быть, вообще с этого стоит начать?

Екатерина Новикова: Да, безусловно, здесь есть о чем подумать. На сегодняшний день, наверное, это выглядит как утопия с теми рыночными механизмами, которые у нас на сегодняшний день существуют, и с инфляцией, о которой мы говорим ежемесячно. Но, наверное, да, это является одним из залогов успеха. Нужно тогда выделять большее количество средств на это, государству думать, каким образом это организовать. Конечно, в этом случае демографическая ситуация улучшится в стране, и можно говорить о сотрудничестве и кооперации регионов.

Нам нужно не забывать опять же… Я хочу напомнить о нашей внешней ситуации, не только внутренней, если возвращаться к Дальнему Востоку. Почему все-таки Владимир Владимирович сказал об этом ипотечном кредитовании, о льготных условиях? Если мы не справимся с задачей развития Дальнего Востока и других регионов, то, к сожалению, за нас это сделает Китай.

Александр Денисов: Екатерина, вопрос. Вы говорите, что утопия. Понятно, конечно, спору нет. А давайте возьмем Фонд национального благосостояния и проедим его – ну, условно, построим всем квартиры под 2%, хотя бы с этого начнем. Может быть, потом еще один наберем. Кто знает, как там цены на нефть. Может быть, будут и благоприятными.

Екатерина Новикова: Я не спорю. Я и говорю, что правительству нужно это рассмотреть и продумать, каким образом это можно сделать. Потому что все равно нужна определенная программа, нужно понять, кому мы выдадим. Ну хорошо, в одном регионе эту программу можно организовать. Слушатель из Омска звонил. Почему там не организовать эту программу? Там тоже есть свои проблемы, и там тоже есть молодые семьи.

То есть нужно говорить, безусловно, централизованно тогда обо всей стране, обо всех регионах. Арктический регион тоже и важен стратегически, и там тоже у нас много молодых семей, тоже население, которое там живет. Поэтому здесь нужно централизованно решать эту проблему.

Александр Денисов: Спасибо большое, Екатерина.

Анастасия Сорокина: Спасибо за мнение. С нами на связи была Екатерина Сергеевна Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова.

Очень много сообщений. И, конечно, все, Саша, очень надеются, что все-таки пример Дальнего Востока со снижением ставки сделает ипотечное кредитование более доступным, и не только для жителей этого региона.

Александр Денисов: Кстати, Дальний Восток молчит, пишут в основном все другие регионы. Все забеспокоились.

Анастасия Сорокина: Смотрят пристально за ситуацией. Ну а мы переходим к следующей теме. Пишите и звоните нам, мы в прямом эфире.

Александр Денисов: На следующую тему у нас тоже 15 минут, так что будьте активнее.