Дмитрий Баранов: Чтобы не стать жертвой финансовых аферистов, нужно обязательно читать договор, а также советоваться с родными и близкими

Гости
Дмитрий Баранов
заместитель начальника управления по связям с общественностью ГУ ЦБ ОЦФО

Иван Князев: Ну а прямо сейчас у нас рубрика «Личное мнение», вот какая тема. Доверчивость, желание помочь детям и внукам делают пожилых людей легкими жертвами мошенников. Сегодня мы узнаем о том, какие способы используют аферисты, чтобы выманить деньги у пенсионеров, и как уберечься от этих опасностей.

Тамара Шорникова: Представим эксперта в нашей студии: на ваши и наши вопросы сейчас будет отвечать Дмитрий Евгеньевич Баранов, заместитель начальника управления по связям с общественностью Главного управления Центробанка по Центральному федеральному округу. Здравствуйте.

Дмитрий Баранов: Добрый день.

Тамара Шорникова: Ждем звонков и сообщений от телезрителей. Если вы или ваши родственники сталкивались с очень уж заманчивыми предложениями, надеюсь, что деньги никуда не переводили, но, если такие предложения были, вы нам, пожалуйста, позвоните, расскажите, мы попробуем определить, как отличить, собственно, выгодные предложения от настоящего обмана.

Перед тем как начнем разговор, предлагаю обратить внимание на этот случай, на эту кипу. Вот эта кипа – это огромная переписка пенсионерки Любови Михайловны, из Мурманской области нам написала телезрительница. Это переписка за 10 лет, 10 лет она переписывается с компанией. Началось все, естественно, с выгодного предложения: приобретите у нас какой-то товар, мы включим вас немедленно в моментальную лотерею, вы выиграете баснословные деньги. Собственно, товары покупались, естественно, выигрыши никуда не переводились, хотя все это время, естественно, шли на адрес пенсионерки вот такие вот заманчивые предложения, например, миллионы, миллионы и так далее.

Вот зачитаю фрагмент из письма пенсионерки: «Я делала вам заказы на протяжении 10 лет, но так и не получила ни одного обещанного мне выигрыша. Я уже сильно состарилась, больная пенсионерка со II группой инвалидности, мне 72 года, а вы до сих пор продолжаете меня обманывать».

Ну и действительно, надо сказать, что письма шли не по одному адресу, это была двусторонняя переписка, Любови Михайловне отвечали с фотографиями, с указанием имени и отчества, собственно, отвечал якобы директор компании или какой-то сотрудник. Всегда это, естественно, речь шла о том, что, простите, пожалуйста, ваши письма потеряли сотрудники, сотрудники уволены, на ваш счет, мы вас заверяем, переведены, собственно, 1 миллион 800 тысяч рублей, они вот-вот к вам придут. Единственное, что менялось в этих письмах, – это фамилии уволенных сотрудников и, собственно, даты, когда выигрыш тот или иной придет. Приходили даже вот такие вот счета, якобы действительно деньги пришли, здесь уже совсем мелко, не видно, но похоже очень на чек, как будто бы действительно какая-то выписка из банка, и так далее.

Как нужно реагировать на подобного рода письма? Как отличить действительно выгодные предложения от обмана мошенников? И почему, собственно, так много таких предложений сейчас нашим пенсионерам стало?

Иван Князев: Потому что, судя по этой переписке, это такая весьма хорошо организованная схема, выстроенная, такая четкая схема, даже человеку отвечали.

Дмитрий Баранов: Юридически выстроена, заметьте.

Иван Князев: Да, юридически выстроенная.

Дмитрий Баранов: В той рекламе, которую вы показали, там же не написано, скажем так, строгое обязательство, там «запросите 100 или 10 тысяч рублей». То есть никто не обещает, а у человека создается впечатление, что эти деньги придут. Вообще это, скажем так, очень характерно для мошенников – создавать в том числе у пожилых людей ощущение, что вот-вот сейчас деньги посыпятся с неба.

И конечно же, 10 лет переписки с этой компанией напрасны, понимаете? Взывать к совести мошенников дело бесполезное, даже если вот эта компания не мошенники в юридическом смысле этого слова, потому что есть какие-то слова, которые не имеют юридической силы. Понимаете, вот они перечислили 1 миллион 800 тысяч, вот что они ей прислали, сложно сказать, но она же явно реквизиты счета им не посылала, как они могут ей на счет деньги перечислить, понимаете, да? То есть это просто явно невозможная операция.

Что нужно делать? Во-первых, переписку прекращать сразу, во-вторых… Вернее, даже вот это было…

Тамара Шорникова: Не вступать в нее.

Дмитрий Баранов: Да, это даже во-вторых. Во-первых, посоветоваться с детьми, если есть, с какими-то своими знакомыми, которым доверяете. Вы знаете, очень часто и в Москве, в Московской области, даже мне родители звонят и говорят: «А вот мы там выиграли миллион, стерли монеткой какой-то лотерейный билетик, вот нужно заказать книг на 2 тысячи рублей, и миллион будет». Ничего подобного не бывает, естественно. Посоветоваться, и вас явно отговорят молодые.

Второе – не вступать в переписку. Вы видите, что это явный обман. Есть у нас федеральные службы, есть Роспотребнадзор, куда можно обратиться и рассказать, как нарушают по сути дела права, гражданина вводят в заблуждение. И есть Федеральная антимонопольная служба, которая четко следит за рекламой. И вы знаете, Центральный банк четко взаимодействует с Федеральной антимонопольной службой – почему? Потому что не только вот эти люди злоупотребляют доверием через рекламу, но, например, финансовые мошенники просто откровенные, финансовые пирамиды размещают рекламу, где явные есть нарушения закона, которые, может быть, мы с вами как простые граждане и не увидим, но профессионалы увидят, найдут эту компанию и начнут уже дальше раскапывать, что же там не так. Это второе, что нужно было сделать.

И третье, поскольку речь идет о пенсионерке, то интересы пенсионеров у нас может защищать прокуратура, она наделена таким правом. Вот этот пакет документов направить в прокуратуру, чтобы она, обладая достаточно широкими полномочиями, могла разобраться вот с данной компанией. Еще раз подчеркну, переписываться с ними бесполезно, денег вы не увидите.

Тамара Шорникова: А вот действительно, если разбираться по таким случаям, – будет ли повод у прокуратуры вообще этим делом заниматься? Ведь если присмотреться к этим «выгодным» предложениям…

Иван Князев: Да, если вы говорите, что юридически здесь все достаточно чисто.

Тамара Шорникова: Названия компании нет, реквизитов нет, ничего нет. Ну приходили какие-то флаеры…

Дмитрий Баранов: Ну обман, явный обман и введение в заблуждение потребителя, здесь есть за что зацепиться, поверьте, обязательно профессионалы найдут, и прокуратура, и Федеральная антимонопольная служба. Если есть, например, банковские какие-то реквизиты, они присылают платежку…

Иван Князев: …то найти можно?

Дмитрий Баранов: …то, пожалуйста, можно пожаловаться в Центральный банк, чтобы посмотреть, насколько реквизиты хотя бы правильные. Если они неверные и, например, они присылают, якобы присылают деньги по несуществующим реквизитам, это тоже есть обман потребителя и здесь тоже можно найти определенные ходы, для того чтобы как минимум очень серьезно наказать недобросовестные компании. Но, как я еще раз подчеркну, подобными приемами пользуются действительно просто откровенные мошенники, место которых не на финансовом рынке, а просто-напросто в местах не столь отдаленных.

Иван Князев: Дмитрий Евгеньевич, а вот у меня вот такой вопрос. Многие наши телезрители пишут, что банки навязывают различные услуги, предложения по кредитам делают и так далее. Ведь все-таки вот эти мошенники, иногда очень тяжело отличить действительно, кто мошенник, а кто нет. И вот эти мошенники как раз-таки маскируются среди очень большого количества предложений достаточно законных. Как же все-таки отличить?

Вот пишет нам телезритель: «Очень многие фирмы предлагают бесплатные дегустации, подарки». Опять же, тоже бесплатный сыр в мышеловке? «Купи там, заведи такую-то карту, возьми какой-то бонус, накопление» и тому подобное. На это как-то повлиять можно, чтобы вот среди вот этого общего потока вот такие люди не маскировались?

Дмитрий Баранов: Смотрите, нашей телезрительнице еще «повезло», но «повезло» как? Ее еще не раскрутили на то, чтобы она взяла кредит и купила тот или иной товар. Многих действительно раскручивают. Вот опять же какие-то бесплатные акции «получи магнитик, отдай телефон», потом по телефону звонят, приглашают якобы на какую-то презентацию и предлагают либо косметику, вы помните, по 60–100 тысяч косметика стоила, предлагают какие-то чудо-телогрейки, чудо-валенки, чудо-приборы и прочие вещи, которые омолаживают, излечивают от всех болезней, БАДы те же самые. Так как это все стоит дорого, говорят: «А давайте вот мы пройдем, например, в микрофинансовую организацию или в банк, вы там возьмете кредит и нам заплатите». Вот подобные вещи, к сожалению, до сих пор случаются, хотя с ними активно боролись. Вот заметьте, года 2 назад как раз был вал этих косметологических салонов с бешеными ценами, сейчас их стало меньше, «придушили».

Но как отличить какие-то разумные финансовые предложения от мошенников? Во-первых, любая финансовая организация, которая действует на рынке, обязана иметь специальное разрешение Центрального банка, поэтому нужно проверить. Ну казалось бы, мы все знаем банки, кто-то может перечислить 10–20 названий известных банков. Но у нас по несколько десятков каждый год закрывается сайтов фальшивых банков, то есть люди организовывают сайт фальшивого банка и пытаются якобы заманивать клиентов, вернее не якобы, а заманивать клиентов якобы повышенными процентами по вкладам. А вклады можно открыть простым переводом со счета на счет или через банковскую карту.

Иван Князев: То есть это просто сайт.

Тамара Шорникова: Подождите, это фальшивая копия существующих, реальных и добропорядочных банков, или это сайты выдуманных банков?

Дмитрий Баранов: Бывают сайты выдуманных банков. Вот приведу два маленьких примера. Один сайт, да, такой банк существовал, но у него отозвали лицензию. То есть если набрать в Интернете название этого банка, высветится достаточно много новостей, у человека может создаться впечатление, что банк работающий, хотя лицензия отозвана.

И второй пример очень хитрый, на эту уловку попался один мой хороший знакомый. Берут название швейцарского банка и просто-напросто пишут его не латиницей, а русскими буквами, то есть когда набираешь в Интернете и смотришь, такой банк существует, да, солидный, регулируется европейским законодательством, огромная прибыль, а на самом деле это фейковый банк. Но, слава богу, своего знакомого я отговорил от того, чтобы размещать деньги в этом якобы швейцарском банке. Опять же проверьте на сайте Центрального банка, например, есть ли лицензия.

Если сложно разобраться на сайте Центрального банка, все-таки там выверенная информация, написанная юридическим языком, вот через эти юридические формулировки не все могут продраться. Есть сайт, который мы рекомендуем, который создан опять же при поддержке Центрального банка, fincult.info: там просто набираете название, есть специальная форма, набираете название, если есть какие-то другие реквизиты, неважно, это банк, микрофинансовая организация, кредитно-потребительский кооператив, ломбард, страховая компания, то есть то, что мы регулируем и за чем надзираем, и высвечивается, есть такая компания, нет такой компании, отозвали лицензию, исключили из специальных реестров или нет.

Если не умеете пользоваться, для пенсионеров как раз есть бесплатный телефон 8-800-300-3000, телефон кол-центра Центрального банка, позвонили и спросили…

Иван Князев: Это важно.

Дмитрий Баранов: …есть такой банк «Ромашка» (такого банка нет, естественно) или нет, и вам оператор сказал, есть или нет, и тогда вы понимаете, что эта компания как минимум имеет право работать на финансовом рынке. Но право работы на финансовом рынке еще не гарантирует, что, вложив туда средства, вы получите прибыль. Гарантию дает только вклад в банке, который, как мы знаем, застрахован на 1 миллион 400 тысяч рублей. Все остальные инвестиции рискованные.

Иван Князев: Валентина нам дозвонилась из Краснодарского края.

Дмитрий Баранов: Давайте.

Иван Князев: Валентина, здравствуйте, слушаем вас.

Дмитрий Баранов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У нас вот такой вопрос. Значит, муж, Глушко Владимир Павлович, работал, сейчас инвалид он, до 2017 года работал в ведомственной охране, 25 лет отработал. Там была такая компания, негосударственный пенсионный фонд «Дорога», заключали договор о дополнительной добавке к пенсии. По 200 рублей ежемесячно отчисляли несколько лет подряд, я уже не помню, 14–15 лет, по-моему.

И в 2016 году в итоге они куда-то исчезли. Вообще контора в Краснодаре на привокзальной площади. Потом мы ее нашли, нам дали адрес отправить пакет документов, что надо, мы все сделали, отправили в Москву. Из Москвы нам пакет вернулся без ответа, без привета, и по сей день.

Дмитрий Баранов: Спасибо.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Дмитрий Баранов: Правильный вопрос. Чтобы разобраться с конкретной данной ситуацией, я очень вам советую на сайте Центрального банка Интернет-приемная, даже на почту не нужно тратиться, на почтовые марки: описываете ситуацию, прикладываете сканы документов. Сложно приложить? – адрес простой: Москва, Неглинная, 12, постараемся разобраться, мои коллеги постараются разобраться, чтобы понять, действительно, было ли там слияние, поглощение, прекратила ли существование та или иная компания, кто правопреемник и так далее, что делать с теми вложениями, которые у человека были. Разберемся.

Иван Князев: В чате на нашем сайте otr-online.ru люди задают вопрос: хорошо, если все случилось, куда обращаться дальше?

Дмитрий Баранов: Если обманула финансовая пирамида, например… Во-первых, я бы советовал, прежде чем куда-либо деньги вкладывать, быть осторожными и не торопиться. Есть простые правила, которые позволяют, скажем так, стоп-факторы. Вот если вы видите, что, например, предлагают вложиться в какое-то предприятие с 30%-ми годовых, это должно как минимум насторожить. Вообще свыше 15% уже боязно вкладывать, хочется, но колется, да, можно потерять все деньги, это первое.

Второе: массированная реклама… Вы знаете, была финансовая пирамида с названием, например, «Роснефть», и люди, которые туда вкладывались, думали, что они вкладываются действительно в солидную компанию.

Тамара Шорникова: В акции госкомпании.

Дмитрий Баранов: Да, то есть многие мимикрируют, прикрываются названиями действующих компаний, придумывают похожие логотипы. Если такое увидите, сразу будьте предельно осторожны. Предлагают вкладываться, например, в криптовалюты или играть на бирже, причем нужно заключать договор с организацией, которая не имеет разрешения Центрального банка, которая находится за границей. То есть отправь деньги куда-нибудь туда, за границу, и может быть, когда-нибудь вам деньги вернутся – ничего подобного не происходит. Если предлагают вам, например, приведи друга, получи еще какой-то бонус, – это тоже один из явных признаков финансовой пирамиды.

Что делать, если? Во-первых, туда не ходить. Во-вторых, если вы все-таки туда вложились, вытаскивайте деньги и обязательно, пожалуйста, сразу пишите информацию и делайте заявление в правоохранительные органы и, конечно же, в Центральный банк. Чем раньше удастся пресечь деятельность финансовой пирамиды, тем больше вероятность того, что какие-то хотя бы деньги можно вернуть.

Но вы знаете, у нас, к сожалению, разные опросы показывают, от 3% до 7% населения так называемые очень, ну не хочу сказать аферисты, такие очень рисковые финансовые товарищи, которые знают, что это финансовая пирамида, и все равно туда идут. Знаете почему? Они думают, что они выскочат первыми. Но вот для тех людей, которые думают, что они выскочат первыми, сообщаю, что средняя продолжительность жизни финансовых пирамид и прочих финансовых мошенников порядка 2 месяцев, – не успеете выскочить! Не надо туда ходить.

Тамара Шорникова: Ну сейчас научите, «месяцок подожду и пойду за средствами финансовыми».

Дмитрий Баранов: Да.

Иван Князев: Еще один звонок у нас есть.

Дмитрий Баранов: Давайте.

Иван Князев: Дозвонилась Ольга из Москвы. Ольга, здравствуйте.

Дмитрий Баранов: Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Здравствуйте. Я вот сейчас на пенсии, мне постоянно звонят некие медицинские центры. Я, конечно, записываюсь, но не прихожу, они так радуются. Потом у меня был случай, когда мне сказали, что мой сын попал в аварию, а он вообще машину не водит, я их по Москве немножко помотала. То есть бесплатного ничего не может быть. И люди смотрят телевизор, постоянно им рассказывают про все эти мошенничества, – нет, все равно попадаются, понимаете? Мне вот это непонятно.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Дмитрий Баранов: Хочу поддержать. На самом деле вот сейчас приближается конец года, и каждый конец года, знаете, начинается несколько очень похожих видов мошенничества. Первый: ходят к пенсионерам и говорят, что, вы знаете, вам положена компенсация за неиспользованную бесплатную путевку от государства, для того чтобы вы получили эту компенсацию, пожалуйста, сообщите номер вашей карты, сообщите трехзначный номер карты, который на оборотной стороне, и сообщите SMS, которая пришла вам на телефон. Вы понимаете, вдруг откуда ни возьмись 20 тысяч падают, естественно, люди начинают эти данные рассказывать, хотя много раз говорили и нужно говорить об этом, ничего подобного не происходит.

С Пенсионным фондом буквально в прошлую пятницу говорил, опять начались хождения по пенсионерам с разговорами про обмен денег, денежная реформа, пенсионеры в панике достают из матрасов свои заначки, им там какие-то фантики, напечатанные на принтере, выдают. Поэтому о таких вещах нужно, к сожалению, говорить постоянно, потому что мошенники на доверии были тысячи лет назад, были и в советское время, сейчас и, к сожалению, будут, пока мы их сами кормим. Поэтому спасибо вам, мы об этом говорим.

Тамара Шорникова: Да, а если говорить все-таки о таких откровенных мошеннических схемах, а скорее о, даже не знаю, как назвать, интенсивном ведении переговоров в абсолютно легальных банках? Потому что нам часто звонят пенсионеры, говорят о том, что пошел, мол, взял в какое-то время кредит, сильно заболел, нужно было потратить на лекарства, взял кредит в банке. Пошел закрыть его, потому что понимает человек, что проценты выше, вышел по-прежнему с открытым кредитом и еще с кредитной картой, потому что там, мол, уговорили, что так будет проще и денег будет как-то побольше, жизнь будет вольготнее.

Иван Князев: Навязали.

Тамара Шорникова: Вот с этим что делать?

Дмитрий Баранов: С навязыванием. Смотрите, на самом деле действительно такая проблема очень острая была, принято несколько принципиальных решений. Во-первых, жаловаться однозначно в Центральный банк, чтобы можно было какие-то меры по конкретным случаям принимать. С другой стороны, это позволяет нам принимать и такие системные меры.

Во-первых, навязывание страховок очень часто было, введен так называемый период охлаждения, то есть 14 календарных дней. Вот вы пришли в банк, получили кредит, вам навязали страховку, она вам не нужна, вернулись домой и поняли, что вместо того чтобы заплатить 5 тысяч, например, за страхование жизни с вас содрали 60. У вас есть 14 дней, чтобы прийти в страховую компанию, написать заявление, и деньги вам вернут либо все, либо, может быть, за вычетом тех дней, когда вы пользовались страховкой, какие-то реальные копейки.

То же самое у вас есть 14 дней, если вы взяли кредит, вы можете прийти и погасить полностью этот кредит, заплатив проценты за те дни, когда вы им реально пользовались. То есть возможность откатить назад – это очень такая правильная возможность. И безусловно жалуйтесь, потому что с такими банками, конечно же, работа ведется.

Иван Князев: Дмитрий Евгеньевич, Краснодар спрашивает, откуда у банков наши номера телефонов? И может ли как-то ЦБ повлиять на то, чтобы банки не использовали какие-то непонятные схемы и действительно не получали телефоны своих клиентов из неизвестных баз? Или у них все-таки есть они?

Дмитрий Баранов: Если вы клиенты какого-то банка, то наверняка ваш телефон у них есть и вы давали разрешение на использование персональных данных.

Иван Князев: А если нет? С этим-то все понятно.

Дмитрий Баранов: Во-первых, если нет, то сразу же Роскомнадзор, там очень хорошие штрафы. Во-первых, нужно написать соответствующее заявление в банк, что я не давал разрешения, просим вас немедленно исключить мои данные из обзвона, они обязаны это сделать. Но я бы рекомендовал еще в Роскомнадзор, который как раз наблюдает за тем, чтобы персональные данные использовались правильно. Другой вопрос, что, конечно же, надо признать, недобросовестные некоторые деятели…

Иван Князев: Менеджеры.

Дмитрий Баранов: Да, менеджеры такие базы перепродают. Но вы знаете, иногда ладно банки, но как раз финансовые мошенники разного рода берут телефоны, адреса, имя, отчество из социальных сетей. У нас несколько миллионов пенсионеров, вы не поверите, сидит в социальных сетях.

Иван Князев: Да, понятно.

Дмитрий Баранов: Поэтому взламываются аккаунты, сообщают, что мы с Марией Ивановной поехали на курорт, значит что? Значит, человека нет дома, значит, человек-вор может сказать: «Ой, дай-ка я приду и ограблю». Будьте осторожны.

Тамара Шорникова: Да, Дмитрий Евгеньевич, давайте напоследок повторим еще раз телефон горячей линии Центробанка.

Дмитрий Баранов: 8-800-300-3000. Пожалуйста, звоните.

Тамара Шорникова: Спасибо большое. Я думаю, что звонки, которые прозвучали в нашем эфире, мы вам контакты передадим, пусть это будет уже вместо обращения в приемную. Дмитрий Евгеньевич Баранов, заместитель начальника управления по связям с общественностью Главного управления Центробанка по Центральному федеральному округу, был у нас в гостях. Спасибо вам за разъяснения.

Иван Князев: Спасибо большое.

Дмитрий Баранов: Спасибо большое. Приглашайте.

Иван Князев: Спасибо.

Рубрика «Личное мнение»