Дмитрий Горин: Без дотаций будет крайне сложно удержать повышение авиатарифов
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/dmitriy-gorin-bez-dotaciy-budet-krayne-slozhno-uderzhat-povyshenie-aviatarifov-38968.html Тамара Шорникова: Авиакомпании вновь просят денег, ни много ни мало 30 миллиардов рублей, иначе поднимут цены на билеты. Перевозчики уже направили свои предложения или точнее просьбу в правительство страны и жалуются на рекордные убытки.
Иван Князев: По данным Минтранса, цены на авиабилеты с начала года выросли на 7%, это выше уровня инфляции. Причины все те же – рост цен на керосин, избыточность рейсов. По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за первое полугодие 2019 года убытки авиакомпаний составили почти 52 миллиарда рублей. Цена на авиакеросин выросла на 3%, ну и, как видим, рост цен на авиабилеты. За весь прошлый год авиакомпании тоже несли убытки, тогда недосчитались 50 миллиардов прибыли. Во всяком случае это информация от тех, кто нас перевозит по воздуху.
Тамара Шорникова: Будем разбираться, как все это повлияет на то, что нас с вами прежде всего волнует, наши с вами перелеты подорожают или нет? Если да, то насколько? Как это можно остановить в конце концов? И будет ли этим заниматься государство? Будем разбираться с нашими экспертами.
Первым с нами на связь выходит Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России. Дмитрий Львович, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий.
Дмитрий Горин: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Вот была информация о том, что где-то 9–10% к концу года прибавят билеты. Также ФАС говорил, что, по-моему, за полгода они где-то на 6% подорожали выше инфляции, где-то звучит цифра 7%. В общем, что сейчас происходит с билетами и чего нам ждать? Впереди, в конце концов, каникулы, праздники, хочется понять, стоит ли вообще на что-то рассчитывать или сразу копить на поезд.
Дмитрий Горин: Ну как раз за последние годы и авиакомпании, и туристические компании стараются сдерживать рост цен, делая доступными перевозки, безбагажные тарифы. Но увы, керосин дорожает, и вот те меры поддержки, которые государство может предоставить авиакомпаниям, позволит равномерно в течение 3-х лет все-таки зафиксировать и не допустить вот этот рост цен. Потому что 3 года ранее рост цен был всего 3–4%. Те цифры, которые озвучивают сейчас и ФАС, и Минтранс, 6–7%, конечно, тревожные, и в этой ситуации, если не будет дотаций, будет крайне сложно удержать повышение тарифов.
Иван Князев: Скажите, пожалуйста, вы уже какие-то изменения заметили или, может быть, чувствуете, что они скоро начнутся? У вас туристов меньше стало? Билетов больше продают или меньше?
Тамара Шорникова: ФАС уже заметил, сейчас будет проверять, была информация о том, что резко выросли цены, например, из Москвы в тот же Красноярск и на другие дальние расстояния.
Иван Князев: Нет, меня пока интересуют турпутевки, если говорить о туристическом бизнесе.
Дмитрий Горин: Да, как раз по турпутевкам, несмотря все-таки на коррекцию по авиационному топливу, – а у нас авиабилеты в турпакете зачастую составляют 50–60%, это очень много, – конечно, нам сложнее сдерживать рост цен. В этом году все-таки туристические направления развивались как внутри России, так и за границу. Мы констатируем рост 10% по выездному международному туризму и плюс 20% внутренний туризм, это очень хорошие цифры.
Но мы сейчас думаем уже о следующем летнем сезоне, и по акциям раннего бронирования туристы начали бронировать туры. В этой ситуации мы как раз очень надеемся в том числе на поддержку прежде всего внутрироссийских маршрутов, потому что авиакомпании тоже не могут летать себе в убыток, а программ субсидирования или плоских социальных тарифов не хватает.
Тамара Шорникова: Поэтому и спрашивала как раз, что билеты большую часть занимают в общей цене на турпутевку. Вот какие направления по стране, если вы отметили, подорожали за это время соответственно в пакетах из-за билетов?
Дмитрий Горин: Ну фактически по всем направлениям все-таки вот эта коррекция 6–7% происходит. Но мы понимаем, что у нас традиционно популярны летние направления, это Краснодарский край, Крым. И в этой ситуации, когда идет корректировка по авиабилету, это очень существенно отражается в том числе и на спросе. Поэтому мы как туроператоры делаем как раз возможность пакетных чартерных рейсов, это один из механизмов удешевления все-таки всего путешествия, потому что туриста волнует конечная стоимость путевки. В этой ситуации полет на чартерном туристическом рейсе позволяет зачастую сэкономить 15–20% за счет оптовой цены, поэтому при выборе путешествия, наверное, все-таки, особенно на пляжных, курортных направлениях, выгоднее покупать гарантированный турпакет.
Тамара Шорникова: Послушаем вместе телефонный звонок. Здравствуйте, Нина к нам дозвонилась.
Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, что хочу сказать? Вот наше государство полностью самоустранилось. Ну раз такая вот большая компания просит у него денег, наша бюджетная, ну проверьте полностью всю ее, куда у нее уходят эти деньги, все ихние прибыли подсчитайте, действительно ли они в убытках. Ну почему по всему миру не в убытках, а у нас постоянно просят вот эти вот бизнесы деньги? Любой бизнес наш, российский, жадный, криминальный, это самый вот такой жадный и криминальный. Ну пусть посчитает какая-то комиссия все ихние прибыли, действительно они в убытках или нет. Ну врут они, вот врут!
Иван Князев: Да, хорошо, спасибо вам.
Тамара Шорникова: Да.
Иван Князев: Далее у нас на связи Валерий. Валерий, что вы думаете по этому поводу? Вы часто летаете?
Зритель: Добрый день. Да, часто летаю, и поверьте мне, что между нашими городами в Забайкальском крае дороже долететь, чем до Москвы, это факт, несмотря на то, что государство ежегодно спонсирует так называемый Дальневосточный федеральный округ в плане пассажироавиаперевозок. Происходит спекуляция, яркий показатель того, что у нас нет рыночных отношений в авиапассажирских перевозках без иностранных лоукостеров, которых почему-то, согласно программам ВТО, Россия не допускает в свое так называемое даже внешнее авиапассажиросообщение. Поэтому вот эти спекулянты авиапассажирских перевозок поумерят свои аппетиты в плане зарплат для руководства и так называемых «парашютов», различных грантов годовых и бонусов.
Иван Князев: Да, понятно, спасибо вам большое.
Тамара Шорникова: Понятно, спасибо большое.
Иван Князев: Тамара, я предлагаю… Кстати, то, что наши зрители говорят, я сейчас зашел на сайт Росавиации и посмотрел как раз-таки справку о динамике цен на авиационное топливо в аэропортах России. Вот средняя цена в рублях в январе была 54 624 рубля, это, видно, за тонну керосина, июль – 54 039 рублей, то есть цены даже снизились, если брать период с января по июль. Тогда вопрос, почему же все-таки мы апеллируем к ценам.
Тамара Шорникова: Дмитрий, это, конечно, вопрос к перевозчикам. К вам вопрос такой. Сейчас 1 октября отменили НДС на перелеты в обход Москвы. Ожидаете ли какого-то эффекта от этой акции? Подешевеют ли билеты? Станет ли дешевле летать?
Иван Князев: Поможет ли это?
Дмитрий Горин: Станет не только дешевле, а и удобнее летать. Сейчас фактически московский авиационный узел концентрирует на себе зачастую до 70% и более всех перевозок, люди должны летать с пересадкой в Москве, это и дороже, и дольше. Обнуление НДС однозначно должно привести к снижению, корректировке цен на 5–7%. При этом мы знаем уже информацию о субсидиях, которые на следующий год будут увеличены как раз для регионов Дальнего Востока и многих других регионов по различным категориям: это и многодетные семьи, инвалиды, пожилые люди и молодежь.
Но в любом случае все-таки вы, я сейчас слышал, дискутировали о стоимости в цене. Я хотел бы напомнить, что в 2017 году тонна керосина стоила 40 тысяч рублей.
Иван Князев: Ну понятно, да.
Дмитрий Горин: Сейчас 54 тысячи. Увы, цифры сами за себя говорят.
Тамара Шорникова: Да, спасибо.
Иван Князев: Спасибо вам большое.
Тамара Шорникова: Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, был с нами на связи.
Продолжим буквально через пару минут.
Дмитрий Горин: Без дотаций будет крайне сложно удержать повышение авиатарифов