Дмитрий Горин: Чтобы туристы не боялись – возврат авиабилетов производится с переоформлением даже до 31 декабря этого года
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/dmitriy-gorin-chtoby-turisty-ne-boyalis-vozvrat-aviabiletov-proizvoditsya-s-pereoformleniem-dazhe-do-31-dekabrya-etogo-goda-41837.html Оксана Галькевич: Первая тема у нас. Российские туроператоры просят о форс-мажоре. Представители бизнеса отдыха и путешествий говорят, что иначе им просто без специального понятия в нашем законодательстве не устоять на ногах во время кризиса. Ну, надо сказать, что нынешний сезон отпусков обещает быть непростым для всех – и для нас, и для туроператоров. Из-за коронавируса люди уже массово отменяют свои поездки, запланированные даже на лето. Вот что изменит строка в законе? Давайте обсудим вместе с вами, уважаемые телезрители, и вместе с нашим гостем.
А в студии программы «Отражение» у нас сегодня – вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Дмитрий Львович, здравствуйте.
Дмитрий Горин: Добрый вечер.
Оксана Галькевич: Вот я уже сформулировала первый вопрос. Собственно строка в законе, введение этого понятия – что это может изменить?
Дмитрий Горин: Очень важно понимать, что это не уход от ответственности. Вопрос стоит о поэтапности решения вопроса, потому что туристическая индустрия сейчас столкнулась с тем, что каждый день у нас закрывается новая группа стран. Совсем недавно произошло ограничение воздушного сообщения не только с Италией, а это Франция, Испания и Германии. И в этой ситуации, естественно, где есть угроза безопасности (а пока это все-таки только четыре страна – Италия, Китай, Иран и Южная Корея), туроператоры возвращают деньги либо перебронируют на другие даты и другие страны даже.
Мы понимаем, что вирус очень быстро распространяется. Есть понятие уже национальных карантинов. Мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией, когда, например, за сутки до вылета туристов в Индию, в Гоа, Индия в одностороннем порядке приняла решение аннулировать все электронные визы и на месяц закрыться на карантин. В такой ситуации, конечно, туркомпании стараются быстро обрабатывать вопросы. Но это фактически уже не просто форс-мажор. Мы знаем, что ВОЗ объявил это пандемией. В такой ситуации нужно, конечно, работать поэтапно, чтобы компании в спокойном режиме могли просто тривиально обрабатывать телефонные звонки.
Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, я правильно понимаю, что это для того, чтобы деньги все-таки вернуть, но, может быть, не в четырнадцатидневный срок, который, может быть, сейчас установлен?
Дмитрий Горин: Однозначно. Сейчас, знаете, проблема, когда отменены были рейсы в часть европейских государств, даже колл-центры авиакомпаний не справляются обрабатывать просто сам запрос на возврат. Поэтому мы очень просим туристов, даты которых ближние к отправлению в путешествие, в первую очередь связаться с туроператорами и турагентами, проводить аннуляцию, возврат. По практике происходит так: десять дней идет обработка заявления, а дальше банковская транзакция по переводу денег.
Александр Денисов: Вот вы жалуетесь, что в неравных условиях находитесь. Авиакомпании возвращают из тех денег, что взяли у туроператоров. Отельеры – тоже. А вам, мол, приходится все это из своих вытаскивать и возвращать. Это действительно так?
Дмитрий Горин: Нет, мы все находимся в одной ситуации, в одной лодке. Вы знаете, мы благодарны Ростуризму. Мы два дня назад собирались на площадке Ростуризма с авиакомпаниями и с Росавиацией. У них еще более сложная ситуация, потому что тоже лизинговые платежи и другие обязательства. К сожалению, еще курс валют нас не радует, а это тоже повышение нагрузки и на нас, и на них.
Поэтому в этой ситуации было принято решение как раз поэтапное. Очень хорошая новость: с 10 марта по большинству направлений, где есть ограничения, авиакомпании стали возвращать деньги. Это уже легче, потому что билет – это 60–70% в турпакете. И что крайне важно? Чтобы туристы, пассажиры не боялись. Возврат производится с переоформлением билетов даже на период до 31 декабря этого года.
Еще мы совместно решили совместно решили, чтобы действительно успокоить эту панику, которая есть, снизить размеры депозитов по новым путешествиям и сделать возвратные тарифы и туры. Потому что основное – это боязнь попасть на карантин и не получить обратно деньги по невозвратному тарифу или туру. Вот новые туры, которые сейчас предлагаются, как правило, они возвратные.
Александр Денисов: Дмитрий Львович, можно я вам грубый вопрос задам?
Дмитрий Горин: Да, конечно.
Александр Денисов: Скажите, какое нам дело до турбизнеса, до авиакомпаний, до прочих, которые вынуждены возвращать? Возвращайте. Вы жалуетесь на проблемы с вашим бизнесом. Когда у вас все хорошо, вы нас не зовете это отпраздновать, спокойно себе этому радуетесь.
Дмитрий Горин: У нас «все хорошо» уже нет лет десять.
Александр Денисов: А чуть что у вас плохо – вам нужно и закон прописать, и вам помочь. Согласитесь, какая интересная история, да?
Дмитрий Горин: Нет, я с вами не соглашусь.
Александр Денисов: Почему?
Дмитрий Горин: Потому что бизнес как раз проявляет максимальную социальную ответственность. Честно говоря, мы ни одной копейки даже не получаем в таких ситуациях, не дай бог, на эвакуации. За последние годы, даже когда происходят какие-то форс-мажорные обстоятельства… Давайте вспомни Китай. 24 января мы получили рекомендацию прекратить продажу новых туров. За семь дней за деньги туроператоров (ни копеечки мы не взяли с туристов) все вернулись в Россию в плановом порядке. А 32 тысячи туристов, которые не смогли отправиться в путешествие, получили либо перебронирование, либо возврат. Поэтому никто не жалуется, я вас уверяю.
Александр Денисов: А что вам мешало перестраховать свои риски? Ведь очевидная практика.
Дмитрий Горин: Очень застрахован и даже чрезмерно перестрахован наш туристический бизнес. Я думаю, что строителям и другим нужно брать пример с туротрасли, потому что у нас три страховых фонда, и в них сейчас находится…
Александр Денисов: То есть вам вообще ничего не грозит, никакие убытки?
Дмитрий Горин: Как раз те ужастики, которые рассказывают зачастую про банкротство туркомпаний… Закрыться может любая компания, увы, тем более в такой ситуации. Но задача как раз, чтобы были выполнены обязательства. Задача, чтобы все вернулись в плановом порядке домой. Сейчас вопрос стоит другой: как быстрее вернуться из опасных стран к нам в Россию? И в этой ситуации мы как раз надеемся на поддержку авиакомпаний, потому что принято беспрецедентное решение: те компании, которые теперь не летают в эти страны, они вывозят в одностороннем порядке чартерными рейсами в Россию наших туристов и граждан.
Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, на самом деле многие наши телезрители тоже говорят о том, что у нас безбожные наценки на туристические путевки. Я не знаю, правда это или нет. Вот говорят, что в Германии наценка – 5% (это пишет нам телезритель), а в России – 50%. «Надо бы умерить свои аппетиты – тогда будут деньги на форс-мажорные обстоятельства».
Дмитрий Горин: Ну, на форс-мажорные обстоятельства… Никогда не предугадаешь, какие страны будут закрыты. Деньги в фондах на эвакуацию или, предположим, на выплаты в случае, не дай бог, несостоятельности есть. А если говорить о среднем чеке и наценках, то мы все-таки благодаря пакетным турам добились, что путешествия именно через туроператоров по пакетным турам более доступны на наши курорты. А если говорить о зарубежных направлениях, то тоже, если сравнивать, сколько стоит тур, предположим, в ту же Турцию, Германию и в России, я вас уверяю, мы будем дешевле на 15–20%. Конкуренция.
Александр Денисов: Вы знаете, уточню. И сейчас сюжет еще посмотрим, у нас сюжет есть интересный тоже про убытки.
Дмитрий Горин: Давайте.
Александр Денисов: Вот вы же представитель Ассоциации туроператоров России. Ваша ассоциация постоянно, каждый день заявляет, подсчитывает, этот счетчик накручивает. Уже накрутили 27, ожидают убытков. Вы же сами сказали, что все нормально, вы перекроете страховками, ничего не будет.
Дмитрий Горин: Нет, это авиакомпании заявили о 70 миллиардах убытков.
Александр Денисов: Нет, Ассоциация туроператоров. 27 миллиардов. Сегодня цифра такая была.
Дмитрий Горин: Это не сегодня. Эта цифра уже устаревшая.
Александр Денисов: Устаревшая?
Дмитрий Горин: Цифра, скорее всего, будет гораздо больше. И в этой ситуации надо понимать, что это цифра убытков, которые есть. Но это не значит, что из-за этой цифры будут банкротиться компании. Мы сейчас сокращаем полетные программы.
Александр Денисов: Или это шкура неубитого медведя – 27 миллиардов?
Дмитрий Горин: Нет. Вы знаете…
Александр Денисов: Возможно, могли бы продать, но не продали. Я правильно понимаю?
Дмитрий Горин: Вы неправильно понимаете, потому что на самом деле ситуация такова. Нас государство поддерживает все-таки, слава богу, субсидиями по внутреннему и выездному туризму. И это в том числе выход из этой ситуации. Это небольшие деньги, не такие, которые здесь вы сказали. Мы будем сокращать просто полетные программы, как это делают авиакомпании. Ну, увы, нет спроса. Будет меньше пока летать самолетов временно. Однозначно через два-три месяца эта история будет завершена.
Оксана Галькевич: Вы знаете, у нас есть сюжет небольшой. Давайте его посмотрим.
Дмитрий Горин: Давайте.
Оксана Галькевич: Наш корреспондент попытался как-то изучить ситуацию с теми трудностями, которые сейчас испытывают туристические компании, туристы в нашей стране. Надо, конечно, признать, что ситуация такая, пожалуй, впервые. Давайте посмотрим сюжет и вернемся к обсуждению в студии.
СЮЖЕТ
Оксана Галькевич: Тут была история не только туроператоров, но и гостиничного бизнеса. В общем, по всему спектру.
Вы знаете, я слушала это, и мне на самом деле действительно грустно было смотреть на работников гостиниц, которые сейчас пустуют, не принимают гостей. Но, с другой стороны, я вдруг подумала: сезон отпусков предстоит действительно непростой. За границу люди не поедут уже. Поедут, наверное, где-то по своей стране. Не получится ли так, что на нас отыграются, простите? Сейчас люди терпят убытки, издержки определенные. Нам придется ехать, выбирать какие-то другие маршруты. Не отыграются ли на нас те же самые гостиницы?
Дмитрий Горин: Пока идет, к счастью, все по другому сценарию. Вчера мы узнали от авиакомпании «Аэрофлот», что тарифы снижаются на 10%. По такой же тактике пошли и другие авиакомпании. Мы сейчас обратились, кстати, к отелям, потому что…
Оксана Галькевич: А на какие перевозки, простите? По стране?
Дмитрий Горин: Внутрироссийские. Более того, будут специальные акции, которые стимулируют продажи.
Оксана Галькевич: Интересно!
Дмитрий Горин: Потеряли продажи все авиакомпании не только на международных рейсах. Все-таки вот эта паника, которая, увы, есть, она мешает развитию и внутрироссийских перевозок. Вы знаете, надо объективно смотреть на вещи. Мы обратились к отелям, чтобы не было повышения цен, как в свое время, несколько лет назад Анапа повысила вдруг цены на 30%, когда был повышенный спрос. Правда, Сочи тут же воспользовался этой ситуацией и взял этих туристов к себе.
Оксана Галькевич: «Не надо в Анапу, езжайте к нам». Да?
Дмитрий Горин: Да. Ну, я думаю, что все понимают экономику. У нас этот год будет действительно очень сложным, потому что карантин, который сейчас начинает в ряде стран, наверное, он продлится как минимум месяц, а может быть, и более того. Туристы все равно планируют летний отдых. Если говорить о летних направлениях, то традиционно это море. Мы видим, что по России продажи не падают. Они находятся, кстати, на уровне прошлого года, они не растут. Ну, можно понять, потому что люди занимают выжидательную позицию.
Александр Денисов: Прошлый год был крайне успешным по Крыму.
Дмитрий Горин: Очень, очень.
Александр Денисов: Просто невероятным! Поэтому если не растут и на прошлом уровне, то это прекрасно.
Про Майю Ломидзе хотел спросить. Она опять пожаловалась на отсутствие этого форс-мажора в законе. А мне не понятно. Вы же можете со своими контрагентами что хотите прописывать в договорах – и вот эти форс-мажорные обстоятельства, и прочие. Оговаривать, что если что-то случилось, запрет на прилет, на вылет, то все, ребята, возвращаем друг другу такие-то суммы. Что это мешало сделать?
Дмитрий Горин: Вы знаете, здесь проблема не в форс-мажоре. Есть 132-й закон, который был написан в дремучие времена, когда была совершенно другая отрасль, не было такого количества туристов, которые сейчас путешествуют и по России, и за рубеж. В 132-м законе есть статья 14-я, которая не четко описывает вот эти ситуации. Ситуация, когда есть угроза безопасности…
Александр Денисов: Так что вам до этой статьи? Договор-то составьте по-своему, как вам нужно.
Дмитрий Горин: Нет, вы знаете, даже заключив договор с такими обстоятельствами, закон будет трактован так, что после предупреждения Роспотребнадзора, вне зависимости ни от чего, туроператор должен возвращать 100%. Это то, о чем Майя сейчас как раз в своем интервью и говорила. В этой ситуации выход один. Мы и так страхуемся…
Александр Денисов: То есть вы хотите, чтобы прописали не 100%, а 50% или 30% в случае форс-мажора? Я правильно вас понимаю?
Дмитрий Горин: Нет. Вы знаете, должен быть регламент по срокам ограничения выплат. Что сейчас произошло? Введя ограничения по Италии бессрочно (хотя все страны ввели его срочно), наши авиакомпании, например, возвращают билеты только на период с 10 марта в лучшем случае до 30 апреля. Туроператоров сейчас обязали вернуть за весь год до конца 2020 года стоимость путешествий. Понятно, что одномоментно, за одну секунду сделать это невозможно.
Александр Денисов: То есть вам не нравится, что на целый год, да?
Дмитрий Горин: Вы знаете, должны быть какие-то четкие правила. Ведь как раз…
Александр Денисов: А вдруг вирус будет бушевать (простите уж, что я вас прерываю) целый год? А может, два. Кто знает?
Дмитрий Горин: Мы не знаем, сколько это будет. Но для этого у нас есть с вами Роспотребнадзор, он определяет степень угрозы. Вы заметьте, что сейчас угроза безопасности есть пока до сих пор только по четырем странам, хотя вирус бушует уже в других странах. Наверное, у наших ведомств, которые ответственные за сохранность нашего здоровья и которые предупреждают, эта информация есть. Мы больше доверяем в этом плане им. И никто не уходит от ответственности в этой ситуации. Почему? Мы с вами как раз обсуждали различные наши фонды. Эти фонды и существуют для такого плохого момента, когда, не дай бог, что-то будет не так.
Оксана Галькевич: Нам надо выслушать хотя бы один звонок. Елена из Москвы у нас на связи, давайте выслушаем ее историю. Елена, здравствуйте. Если можно, коротко.
Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста… Вот я купила тур с 28 марта в Арабские Эмираты. И в связи с такой обстановкой нам туроператор отказывается возвращать деньги, говорит, что эта страна не объявила о карантине, но мэр Москвы, как вы понимаете, запретил нам, рекомендовал не выезжать из страны. Как нам быть?
Оксана Галькевич: Спасибо.
Дмитрий Горин: Давайте разберемся. Мэр Москвы не запрещал выезжать из страны. По Конституции, мы можем путешествовать в любую страну мира, даже сейчас, даже в эти страны. Это рекомендация. Объединенные Арабские Эмираты не входят в список ни мэра Москвы, ни Роспотребнадзора, ни Ростуризма. По Эмиратам вы можете спокойно сдать тур, но, к сожалению, пока с фактически понесенными расходами. По этой стране конкретно авиакомпании не признали ситуацию чрезвычайной. И билет можно сдать, если он только возвратный. Но это пока.
Александр Денисов: А сегодня перестали уже летать в Италию, в Испанию, кроме «Аэрофлота».
Дмитрий Горин: Да.
Александр Денисов: А почему, кстати, «Аэрофлот» оставили?
Дмитрий Горин: У нас много наших граждан России находятся в этих странах сейчас. И мы должны обеспечить, как это было с Китаем, беспрепятственное возвращение всех россиян в Россию.
Александр Денисов: И только «Аэрофлоту» это доверили.
Оксана Галькевич: Но это не только же туристы.
Дмитрий Горин: И только терминал F, потому что… Все мы должны понимать, что будут проверять температуру, будем заполнять анкеты. Кстати, сразу больничный. Мы рекомендуем самоизоляцию. Вы знаете, нельзя рисковать своими соседями, семьей, возвращаясь из этих стран.
Александр Денисов: Согласен. Еще у нас зритель есть.
Оксана Галькевич: Ленар, здравствуйте. Если можно, тоже коротко.
Зритель: Добрый вечер.
Оксана Галькевич: Добрый.
Зритель: Я звоню вам из Казани для того, чтобы выразить серьезную обеспокоенность относительно возврата денежных средств. Дело в том, что мы должны были поехать в Хайнань, но по известным причинам поездка не состоялась. Мы все еще ждем возврата денежных средств.
Оксана Галькевич: Как долго уже ждете, Ленар?
Зритель: Отменили поездку 28 января. Мы уже писали соответствующее заявление на возврат денежных средств. Но уже на дворе, как вы видите, 12 марта, а нам заявляют о том, что мы должны ждать очереди.
Оксана Галькевич: Да, спасибо. Что делать?
Дмитрий Горин: Мы знаем об этих фактах. И я обращаюсь к телезрителям: обращаться в том числе на горячую линию Ростуризма и Ассоциации турпомощи, если такие факты есть. Действительно, есть обращения, мы их фиксируем. Это те операторы, которые не полностью еще вернули как раз деньги по этим турам. Правда, в этой ситуации мы забыли спросить телезрителя, предлагались ли ему какие-то альтернативные варианты, потому что оператор вправе предложить опять-таки перенос сроков или перебронирование.
Оксана Галькевич: Ну, видите ли, Ленар хочет возврата денег, он написал заявление.
Дмитрий Горин: Если деньги, то деньги.
Оксана Галькевич: И ему необходимо именно это.
Дмитрий Горин: Ну, российское законодательство на его стороне. И в судебном порядке, если, не дай бог, дойдет до суда, однозначно его права будут защищены, вопрос будет решен.
Оксана Галькевич: Дмитрий Львович, а наша туриндустрия готова в такой ситуации экстренно переориентировать потоки с внешних на внутренние поездки?
Дмитрий Горин: Да. И это сейчас происходит. Вы знаете, не надо сталкивать лбами международный и внутренний туризм. Я уже недавно говорил у вас в гостях, что это все-таки естественный выбор, потому что многие выбирают опять-таки по бюджету, многие выбирают по близости к дому. Кто-то выбирает отсутствие…
Оксана Галькевич: По бюджету это будет дешевле. Вы знаете, нам многие пишут, что в Турции и вообще за границей дешевле просто отдыхать, поэтому туда люди едут на море, а не здесь отдыхают.
Дмитрий Горин: За последние годы все-таки произошел кардинальный перелом в пользу туроператорских пакетов. Самостоятельное путешествие… Действительно, один авиабилет в Анапу иногда стоит 25 тысяч. А такой же турпакет у туроператора с проживанием на семь дней стоит те же 25 тысяч.
Оксана Галькевич: Ну хорошо. Ну что? Мы в любом случае желаем как-то выстоять и пережить эти проблемы.
Дмитрий Горин: Спасибо.
Оксана Галькевич: Дмитрий Горин был у нас в студии, вице-президент Ассоциации туроператоров России.