Дмитрий Лысков: Весь миропорядок рушится. Даже Швейцария больше не нейтральна
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/dmitriy-lyskov-ves-miroporyadok-rushitsya-dazhe-shveycariya-bolshe-ne-neytralna-62008.html Марина Калинина: Ну а прямо сейчас ко мне присоединился Дмитрий Лысков, обозреватель ОТР. Дима, привет.
Дмитрий Лысков: Добрейшего вечера! Ну, для кого-то…
Марина Калинина: С какими темами ты пришел сегодня?
Дмитрий Лысков: Тем огромное количество. Начнем с дипломатических. Вот мы слышали, что ряд стран Прибалтики… ну, в смысле, все страны Прибалтики как раз и выступили с отдельными и очень любопытными заявлениями. В частности, Латвия взяла и назвала Россию государством, поддерживающим терроризм. Очень такое интересное решение. Наш МИД пообещал в ответ болезненные меры, в том числе и экономические.
Но мы ждем развития ситуации на самом деле со стороны именно Латвии, потому что если они государственном уровне полагают нас страной – спонсором терроризма, то, по идее, они должны разорвать с нами дипломатические отношения. Ну, в противном случае это получается какой-то клинический идиотизм, правильно?
Марина Калинина: Ну, вообще, да.
Дмитрий Лысков: Поддерживать дипломатические отношения со страной, которую они официально называют страной – спонсором терроризма.
Но дальше начинается вообще крайне интересный момент. Вообще-то, страны Прибалтики не вполне самостоятельные, они члены большого такого объединения, которое называется Европейский союз. И, вообще-то, по нормам и правилам Европейского союза, они должны, по крайней мере в общем и целом, вести единую внешнюю политику.
Марина Калинина: Ну, посоветоваться хотя бы.
Дмитрий Лысков: Ну, по крайней мере, посоветоваться. А как максимум – так и вовсе в главном не различаться совсем радикально. Мы же помним, что Венгрию, Орбана яростно критиковали за то, что он как раз ведет не единую со всем Евросоюзом политику. И даже раздавались призывы ввести санкции против Венгрии в рамках Европейского союза и даже отобрать право голоса, чтобы не коллегиально все вопросы принимать, в частности по антироссийским санкциям, а тогда уже и без Венгрии принимать, раз она палки в колеса ставит, а то безобразие какое – мешает вводить антироссийские санкции.
Вот сейчас мы посмотрим на последовательность Европейского союза. Он во всем готов отстаивать вот такую единую позицию? Или в отношении антироссийских санкций все-таки нельзя, а в отношении признания одной из стран Евросоюза другой страны государством – спонсором терроризма, ну и дальнейших следствий в виде, наверное, разрыва дипломатических отношений – это можно? Вот это очень и очень интересный момент, за которым сейчас будем мы внимательно наблюдать.
Ну, опять же, Эстония, которая запретила россиянам, имеющим Шенген, въезжать на свою территорию. Но, опять же, Эстония не самостоятельная, а она член этого большого Европейского союза, в котором действует единое Шенгенское соглашение. И, уж извините, если ты член Шенгенского соглашения, то либо ты пропускаешь всех с шенгенскими визами, либо ты не пропускаешь никого с шенгенскими визами. И вот что означает это решение, очень оригинальное, одной отдельно взятой Эстонии? Она выходит из Шенгенской зоны? Или, извините, что?
То есть я сейчас жду просто от Еврокомиссии, от Европарламента какой-то реакции, от нашего Жозепа Борреля любимого, который давно уже, конечно, запутался, дипломат он или бойцовый ястреб Евросоюза, но тем не менее даже от него ждем реакции. То есть одна из стран Прибалтики фактически разрыв отношений проводит в одностороннем порядке, другая страна Прибалтики практически тоже в одностороннем порядке чуть ли не выходит из Шенгенского соглашения.
Марина Калинина: Причем ты же слышал, сейчас в выпуске новостей было как раз о том, они думают, чтобы и с визами, выданными другими странами, не пускать.
Дмитрий Лысков: Да какая вообще разница? Это вообще не принципиальный момент, с визами каких стран пускать или не пускать – со своими или с финскими, французскими и, не знаю, с какими-то еще. Это единая Шенгенская зона. Вот ведь в чем хохма-то.
Все эти безумные заявления Эстонии, честно говоря, мне они по барабану глубоко, я как-то в Эстонию никогда в жизни не стремился. Нет, ну если они изменят, конечно, свою политику… Я не стремился именно в силу этой политики. Как-то некомфортно и неуютно я бы себя чувствовал в такой стране, которая проводит подобные мероприятия и вообще занимает антироссийскую позицию. А так-то, может быть, и съездил в турпоездку.
Марина Калинина: Ну, уже не поедешь, расслабься.
Дмитрий Лысков: Да нет, может быть, еще и поедем. Я в этом плане оптимист. Такой идиотизм продолжаться долго не может. Так вот, я и говорю: мы просто видим, как страны Прибалтики, в частности Эстония, она просто разрушает базовые законодательные нормы Евросоюза, базовые соглашения Евросоюза.
Это ведь очень опасная такая тенденция. Ну а завтра, я не знаю, кто-нибудь в Евросоюзе скажет, что ему не нравятся жители, не знаю, африканских стран с шенгенскими визами. Миграционный поток-то никуда не девается, правильно? Они получают шенгенские визы и въезжают. Ну, возьмут страны… та же самая Польша, например, или та же самая Венгрия, которые категорически против выступали, вообще-то, расселения беженцев, и скажут: «А мы не признаем шенгенские визы из африканских стран». Или из арабских стран. А что? Эстонии можно, а им нельзя, что ли? Нет, ну правда.
Вот я говорю, последствия-то очень далеко идущие. Это, вообще-то, ящик Пандоры, который просто сейчас открывает Эстония. Посмотрим, как оно все будет вот сейчас развиваться. Просто жду не дождусь реакции со стороны Европейского союза.
И еще один дипломатический просто взрыв, не знаю, бомба. Швейцария, которая всю жизнь…
Марина Калинина: …была нейтральной, спокойной.
Дмитрий Лысков: …была нейтральной, да, которая всю жизнь представляла интересы стран, в случае даже если они находятся в военном конфликте. Давеча, буквально вчера было сообщение о том, что Украина, оказывается, договорилась со Швейцарией, что Швейцария будет в Москве представлять интересы Украины. Договорилась, да.
Правда, по заявлениям всех наших официальных лиц, никаких контактов ни с переговорной группой украинской, ни вообще с официальными лицами нет и они к этому даже не стремятся, а сами-то они говорят: «Да и нам это даром не нужно», – но зачем-то они договорились со Швейцарией. И думали: «Ну, ладно. Это же такая практика общепринятая, все нормально. Будет нас Швейцария представлять, а мы такие будем за спиной Швейцарии что-нибудь потявкивать».
А тут наш МИД сказал: «А не получится, не получится. Не согласны мы, чтобы Швейцарии представляла». В общем-то, совершенно резонный аргумент-то. А Швейцария, извините, не нейтральная. А Швейцария присоединилась к антироссийским пакетам санкций. Швейцария заблокировала более 6 миллиардов российских активов, так на секундочку, и персональные санкции ввела, и финансовые. Так какая же она после этого нейтральная страна-то? Нет уж, извините! «Назвался груздем – полезай в кузов». Если ты в антироссийском блоке, если ты ведешь экономическую войну с Россией – ну, ты не нейтрален. Так и оставайся в этом блоке. Как ты можешь представлять чьи-то интересы?
Вот такие интересные у нас новости на дипломатическом фронте. Просто, я смотрю, весь миропорядок рушится, вплоть до Швейцарии, которая своим нейтралитетом очень гордилась, а тут мы взяли и просто указали на то, что: «Ну извините, дорогие швейцарцы, не нейтральные вы больше. И ничего с этим уже не поделать».
Ну что же, переходим к другим новостям, уже не таким… Ну как сказать? Это, конечно, тоже были не веселые новости, но, по крайней мере, здесь можно было с иронией это обсуждать. Ну а вот эти новости уже посерьезнее значительно и трагичные.
Украина сегодня нанесла удар по пивзаводу в Донецке. Разрушен контур аммиачного охлаждения, хладагент вытек. В зоне поражения аммиаком оказались жилые дома, там двухкилометровая зона поражения. Ну, это техногенная катастрофа. Что уж тут говорить? Откровенная техногенная катастрофа – утечка аммиака.
Я думаю, что наши уважаемые телезрители помнят прекрасно, даже брошюрки были в гражданской обороне «Что делать при утечке хлора», «Что делать при утечке аммиака». Вот мы видим такой спровоцированный, принципиально спровоцированный удар, причем, как сообщается, 155-миллиметровым калибром, натовским, по Донецку с организацией техногенной катастрофы фактически от химической атаки. Абсолютно бессмысленное, с вашей точки зрения, действие. Никаких военных объектов там не было. Пострадало мирное предприятие и мирные жители.
И вот становится окончательно понятно, что, да, Украина настойчиво бьет по инфраструктуре, по мирным жителям и республик, и территорий, которые находятся под контролем нашей страны. Сегодня же обстреляна дамба Каховской ГЭС. Если бы произошла опять же техногенная катастрофа, могло бы быть и подтопление, и подача электроэнергии была бы прервана населению, и поставка воды в Крым опять же прекратилась бы, то есть целый регион опять попал бы в ситуацию засухи.
Последствия такие нешуточные могли бы быть. К счастью, обошлось. Как говорится, поплюем через левое плечо, постучим по дереву. Но сам факт говорит сам за себя: обстреливают конкретную критическую инфраструктуру с расчетом на то, чтобы вызвать техногенные аварии. Ну, Антоновский мост через Днепр обстреливают уже совсем давно. Я только удивляюсь прочности конструкций. Я специально посмотрел: в 85-м году его закончили.
Марина Калинина: На совесть.
Дмитрий Лысков: Умели строить на совесть, да. Мост стоит. Ну и сегодня очередные обстрелы Запорожской АЭС. Тут уже вообще запредельное, по-моему, хамство и наглость как раз в преддверии заседания Совбеза ООН.
Вот, кстати говоря, на что обратил внимание, прямо бросилось в глаза, не смог пройти мимо. Ну, сегодня же Украина традиционно сказала, что они тут ни при чем, Россия сама обстреляла в очередной раз Запорожскую АЭС.
Марина Калинина: Мы сами.
Дмитрий Лысков: Ну, видимо, в расчете, что будет сейчас на заседании Совбеза ООН очередной повод для антироссийских заявлений. Но еще вчера (это вчерашняя новость) «РБК-Украина», читаю: «ВСУ могут перебить ЛЭП, ведущую на Запорожскую АЭС, если Россия начнет отключать ее от украинской энергосистемы», – заявил глава «Энергомаша»… «Энергоатома», прошу прощения, Петр Котин в интервью как раз «РБК-Украина».
Дальше цитирую, это его прямая речь уже идет: «Это будет правильным решением, с точки зрения Украины, перебить им линии, которые они собираются подключать. Думаю, наши вооруженные силы будут готовы это сделать, если возникнет необходимость». Напомню, это глава «Энергоатома» Украины Петр Котин. Так они сегодня в ходе этого обстрела как раз линии-то и перебили.
Марина Калинина: Ой…
Дмитрий Лысков: Просто у украинской пропагандистской машины есть большой… Даже не знаю, положительная ли это черта или отрицательная. Для нас, наверное, положительная. Они не контролируют, что они несут. То есть, с одной стороны, официальное лицо, глава «Энергоатома», вчера он анонсировал фактически то, что произошло сегодня. А с другой стороны, официальные лица Украины говорят: «Да это Россия сама». Вот такая впечатляющая логика. Ну, все в порядке, да. Так оно, наверное, и должно развиваться, с точки зрения украинских властей.
И на этом фоне, конечно, очередные заявления Запада о поставках оружия выглядят глубоко циничными, а другие заявления Запада – глубоко непонятными. Ну, о поставках оружия Великобритания заявила, о скорой передаче Киеву еще реактивных систем залпового огня. Логично, да. Как раз те самые, которыми ударили по Донецку. Ну, опять же, Германия передает зенитные установки «Гепард». США обещают ракеты к HIMARS (к счастью, не сами HIMARS). На фоне таких обстрелов по инфраструктуре я не знаю, как к этому относиться. Это, конечно, уже запредельный цинизм.
А с другой стороны, генсек ООН Антониу Гутерриш отреагировал на очередные обстрелы Запорожской АЭС, своевременно отреагировал, здесь придраться не к чему. Заявление сделал вполне корректное, по крайней мере не стал кого-то обвинять, это уже большое дело. Правда, что он сказал-то, что он предложил? Он предложил ввести вокруг Запорожской АЭС зону безопасности или периметр безопасности. Ну, тут разные переводы: то ли зона безопасности, то ли периметр безопасности.
Марина Калинина: Ну, это не столь важно.
Дмитрий Лысков: И отсюда резонный вопрос: а он вообще представляет себе, что такое Запорожская АЭС? Представляет ли он географию этого района Земного шара? Какой такой периметр и на сколько километров он предлагает вообще вводить, учитывая, что, вообще-то, вооруженные формирования Украины используют дальнобойную артиллерию и реактивные системы залпового огня, а также беспилотники? То есть насколько должна простираться эта зона/периметр? Я боюсь, что генсек ООН просто действительно не вполне представляет себе, о чем вообще идет речь. И это тоже крайне настораживает, неприятный это симптом, честно говоря.
Но в этой связи я хочу обратить вот на что еще внимание. Вот просто сравните одно с другим. Мы просто видим уже, что Украина целенаправленно бьет по инфраструктурным объектам. Мы уже шесть ведем специальную военную операцию. По сути, получается, что мы ее ведем в белых перчатках.
Вот просто вспомним, как было в Югославии: удары по электростанциям графитовыми бомбами, вывод из строя в том числе линий электропередачи. И все, и локдаун, блэкаут, отключение связи, телевидения. Кстати, еще и удар по телецентру, да. Транспортный коллапс, логистический коллапс. Да, в общем, все! Инфраструктура разрушена электрическая – и страна погрузилась в темноту. Ну, мы же помним концерты на мостах Белграда, где люди со свечками сидели. Да, это чистая правда. Полная разруха в течение каких-то пары дней. И это вполне современными боевыми средствами достижимо. Ну, мы это видели.
Мы ничего подобного не делаем. Мы за все это время только несколько раз ударили по тяговым подстанциям украинских железных дорог, даже не по самим железным дорогам, ни разу мы не разрушали железные дороги. По тяговым подстанциям. Да и то… Я не знаю, наверное, есть какие-то соображения, почему мы этого не делаем. Но мы уже прекратили даже эти удары. Вот нет этого.
Мы не бомбим мосты, хотя мы можем разделить Украину просто на несколько частей, да даже по Днепру – и никакая подмога, ничего никуда не достигнет. Ну конечно, это тоже не панацея, они будут наводить понтонные переправы. Но мы не разрушаем инфраструктуру. Мы не делаем ничего, что могло бы ухудшить жизнь простых людей, по возможности.
Еще раз говорю, что это военная операция, и тут неизбежны, естественно, многочисленные проблемы. Но мы умышленно не уничтожаем инфраструктуру, мы не бомбим города, мы не бомбим заводы, если они не являются военными или на их территории не прячут военную технику, мы не бомбим электростанции. И вот уже даже на этом примере видно, насколько ограниченный характер имеет специальная военная операция. Это действительно объективная реальность, это объективно так.
А вот украинская сторона, да, всеми силами – и мы это в последние дни, к сожалению, видим по нарастающей – лупит именно по гражданским объектам. Ну а самое страшное, что эти гражданские объекты находятся на территории, которую Украина, вообще-то, считает своей. И граждане, которые там живут, они, вообще-то, с точки зрения официального Киева, еще и украинские граждане. То есть тут цинизм, конечно, запредельный.
Не очень радостные, конечно, сегодня новости в обзоре, но, к сожалению, из песни слов не выкинешь.
Марина Калинина: Ну что делать? Спасибо. Дмитрий Лысков, обозреватель ОТР. Мы продолжим через несколько минут.